LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Слушал с Ю. Борисовым
чан и в их консерватизме или в критиках, объявивших Дворжака, как и Полонез с Andante spianato Шопена, плохой музыкой.
29/Х
запись
Бетховен
Соната с moll op. 111
исп.: С. Р.
Слушал с Юрой Борисовым
Я действительно иногда играл эту сонату почти хорошо. Не знаю точно, но кажется, в записях она у меня не осталась в хорошем исполнении. Это так почти всегда и бывает с записями, и это весьма досадно.
31/I Утро
запись
Дебюсси
"Игры"
дирижер: П. Булез
Впервые и как-то "их" не поймал. Может быть, был рассеянным - а может быть... Булез?
31/I
Музыкальный вечер
1) Станислав Бунин
Моцарт:
Соната D dur



Шуман:
Токката
Шопен:
Этюд Des dur op. 25 № 8 Лист:
Этюд "Хоровод гномов"
Рахманинов:
Этюд-картина es moll op. 39
Дебюсси:
Токката
из сюиты "Pour le piano"
2) Эпидиоскоп:
"Урывки из периода 1980, 1981, 1982"
запись
3) Дебюсси
"Послеполуденный отдых фавна"
дирижер: Пьер Булез
Слушали:
На Бронной (шестнадцатый этаж) Станислав Бунин (сын Стасика Нейгауза) демонстрирует себя как пианиста.
Он еще очень молод, но достаточно профессионален и артистичен. ...
Всё играл [?] хорошо (справился с Токкатой Шумана!). Видно и слышно, что его ждет возможно блестящее будущее.
Как это ни странно, но настоящего впечатления он на меня не произвел. Это было так, как я и ожидал.
Но... конечно, это еще и возраст - посмотрим, что будет потом.
Дебюсси с Булезом - также не произвел большого впечатления.
Г. Писаренко В. Виленкин
Н. Журавлева В. Зеленин
E. Рихтер Ю. Борисов
Н. Дорлиак С. Бунин
С. Р.
276
4/II
запись
Дебюсси
Прелюдии, II том
исп.: С. Р. (Сполето)
Слушал с Юрой Борисовым
Как-то нету у меня веры в эту запись из Сполето (когда Жан Карло из ложи конферировал и называл каждую прелюдию ее названием).
В Сполето вообще (по справедливому замечанию Лорина Маазеля) всё весьма несерьезно. Вот мне и кажется, что и тут это отразилось.
9/II
запись
Моцарт
Концерт с moll № 24
С.P.
дирижер: Р. Мути
Шопен
Концерт f moll № 2
С. Р.
дирижер: E. Светланов
Слушали:
Н. Гутман О. Каган
Н. Дорлиак Ю. Борисов
А. Камышев С. Р.
Два шедевра музыки. К сожалению, c-moll-ного Моцарта как-то не запомнил и, по моему, запись куда-то исчезла. (Кажется, это было довольно удачно - но пропало).
Шопеновский концерт считаю настоящей хорошей пластинкой, и думаю, что в подлинно шопеновском стиле.
10/II
домашняя репетиция
Оффенбах
"Сказки Гофмана"
(отрывок, дважды)
Антония - Г. Писаренко
Голос матери - Э. Саркисян
Доктор Миракль - В. Маторин
фортепьяно: Л. Орфенова
дирижер: М. Юровский
Слушали:
Н. Дорлиак С. Р.
Ю. Борисов
Роковое III действие из "Сказок Гофмана" конечно весьма ярко написано (как и вся опера), но я не слишком большой поклонник этого сочинения (там достаточно мишуры). Несколько раз слушал эту оперу, запомнилась постановка Фельзенштейна и постановка Павла Маркова в театре Станиславского.
11/II
запись
Бизе
"Арлезианка" I u II сюиты
дирижер: Р. Дезормьер
Слушал с Ю. Борисовым
Это конечно безусловно хорошо, если дирижер Дезормьер! Один из единственных! И конечно для французской (хорошей) музыки!
Вена
конец февраля (во время Fasching)
Konzerthaus
Выступает Грапелли (скрипка)
(джазовая музыка)
Чисто развлекательный концерт (я сначала даже не хотел идти).
Грапелли большой артист в своем несколько оригинально-несерьезном стиле, и много поэтому смешного, веселого...
277
В I отделении "шуточный концерт":
Оркестр и музыканты соло (из оркестра) играют не на своих инструментах
Был с Н. Дорлиак и Л. Кормут
Блестящая джазовая музыка (которую я, конечно, забыл).
Шуточный концерт был очень забавен и остроумен, но всё это быстро выветривается из моей головы. В общем Веселая Вена.
март
Wiener Opernhaus
(премьера)
Верди
"Риголетто"
Джильда - Груберова
Риголетто - Бруссон
дирижер: Риккардо Mутu
Слушал с Б. Азуви
Премьера в Венской опере. Большего безобразия я, пожалуй, не видел и не слышал, несмотря на то, что Мути более-менее брал верные вердиевские темпы (за что ему из публики кричали: "Мути, бу-у!") (Извините, забыл, исключение была сцена грозы в непозволительно быстром темпе.) И певцы безусловно обладали выдающимися голосами, [но] они пели (в особенности Груберова) так невыразительно и без всякого чувства, что сочинение (!! Гениальное) теряло всякий смысл - зато отдельные высокие ноты вызывали ураган восторга (для меня хоть бы их и не было).
О трогательности никакого помина. Бруссон был обыкновенный Риголетто и делал всё то же самое, что я уже сто раз видел. Герцог был просто идиот. Ну а постановка - пример такой запыленной и бездарной рутины, что дальше уже невозможно. (Во второй картине лунный свет, и сильный (так что Риголетто нельзя было бы ошибиться с повязкой на глазах), слева, а справа... вдруг еще одна бледная луна. Вот и всё в таком роде - сплошной кошмар. Беспомощность и скучища.
Самое же страшное, это публика! Она вопила, прикрывала своими криками (истошными) музыку, вела себя как толпа умалишенных и притом, по-видимому, получала от этого большое удовольствие.
Не хватало только поставить пулемет.
Мути торжественно принимал поздравления, а Маазель с гордостью продемонстрировал свой директорский кабинет (он теперь директор Венской оперы). Как отвратительно и противно всё это!
Поздравляю!
Париж
29/III У. Б. Азуви (утро)
запись
Римский-Корсаков
Концерт cis moll
Глазунов
Концерт f moll № 1
исп.: С. Р.
Встреча с моими "допотопными" пластинками (которые теперь считаются "технически" несовершенными - а пластинки Слезака, Неждановой, Шаляпина??).
Римский
Есть один грех - неверные акценты в заключительных октавах Des dur... Остальное вроде не плохо...
278
дирижер: К. Кондрашин
Слушал с Б. Азуви
Глазунов
Весьма трудное сочинение. "Почему Вы играете этот концерт?" спрашивали меня многие. Во-первых, он мне конечно нравится, во-вторых, он очень глазуновский и цельный, он имеет свой определенный стиль (несколько салонно "Анна-Каренинский" (I часть) и также балетный (II часть). Он прекрасно построен (в противовес скрипичному, который я не люблю - вот где эклектика).
К сожалению, у Кондрашина не достаточно проникновенна тема II части - но в целом запись доставляет удовольствие.
31/III У Б. Азуви (утром)
запись из Ольдборо
Рахманинов
Этюд-картина fis moll op. 39 № 3
Этюд-картина h moll op. 39 № 4
исп.: С. Р.
Слушал с Б. Азуви
Этюд fis moll один из моих любимых. Эти бурные заросшие склоны, эти водопады с осколками льда [как бы] объяты одним дыханием и вдохновением.
А этот тормоз в последних тактах - этот изумительный этюд предвосхитил также прокофьевский пианизм (как и все этюды-картины) (С. С. конечно ругался бы).
Одна чудачка, прослушав h-moll-ный этюд, сказала: "Я себе представляю, как покидали аристократы (в каретах, разумеется) Францию перед "великой" революцией, и их состояние".
1/IV У Б. Азуви
запись
Дебюсси
"Весна"
дирижер: П. Булез
Слушал с Б. Азуви
Подучил громадное удовольствие от этой записи. Какое чудесное сочинение!
2/IV У Б. Азуви
запись
Вагнер
III действие мистерии "Парсифаль"
Парсифаль - Петер Гофман
Гурнеманц - Курт Моль
Амфортас - Ван Дам
дирижер: X. ф. Караян
Слушал с Б. Азуви
Необычайная удача Караяна.
Он здесь так проникновенен...
Время как будто бы само ведет музыку. Всё так глубоко и так ясно. Во-первых, вступление и Karfreitagszauber, до последних сводчатых звуков арфы, как бы преграждающих путь к недозволенному непосвященным.
Трое солистов соответствуют этому таинству глубиной своего подлинного исполнения.
Какой Караян может быть!
Если захочет.
Какой человечный и глубокий.
Спасибо за это III действие.
Это был настоящий Вагнер.
279
Мюнхен
апрель
кинофильм "Die Fruhlingssymphonie" с музыкой Шумана
исп.:
Гидон Кремер
Иво Погорелич
В. Кемпф
Д. Фишер-Дискау
и др.
Был с E. Леонской и П. Кормут
Музыка, иллюстрирующая этот неплохой фильм, подобрана со вкусом и уменьем.
Соблюдено чувство меры, что очень редко бывает в "музыкально-биографических" фильмах. В фильме много удач (и сам Шуман, и Настасия Кинская в роли Клары, и ее отвратительный папаша). Единственный гафф - это роль Мендельсона. Это ужасно.
24/IV
Residenz Herkulessaal
утренний концерт
Бетховен
Увертюра "Леонора № I" С dur
Шостакович
Концерт для виолончели № 2 ор. 126
исп.: Наталия Гутман
дирижер: Станислав Скровачевский
Увертюра "Леонора № 1" - чрезвычайно сходна с № 3-ей - но конечно уступает ей - мне было интересно прослушать ее в первый раз.
Наташа Гутман в этот раз играла исключительно прекрасно (она, кажется, и сама наконец была довольна).
Сочинение Шостаковича раскрылось во всем своем великолепии и оказалось полным поэзии (с его "горячими бубликами").
Я понял, почему автор называл эту "симфонию" (симфонию-концерт) Воспоминаниями о прошлом. Думаю, что это было самое лучшее выступление Наташи, услышанное мною.
Скровачевский был на месте.
27/IV
Bayerischer Rundfunk (Студия)
(запись с концерта)
Рахманинов
Этюд-картина es moll op. 33 № 5
Этюд-картина D dur op. 39 № 9
исп.: Владимир Горовиц
Рахманинов
Этюды-картины op. 39
с moll № 1
a moll № 2
fis moll № 3
h moll № 4
D dur № 9
с moll № 7
исп.; Олаф Дресслер
Слушал с Frau H. [Stefan], L. Kormout, O. Waldeck, Herr Lindner
Исполнение Горовицем (по-видимому уже весьма в летах и не в хорошей форме) совершенно не могу принять - это манерно, грязно, поверхностно, "халтурно" и банально.
Сверхуспех у аплодирующей публики Карнеги-холла. Олаф Дресслер (записал все этюды-картины).
Думаю, что об этой записи вообще лучше умолчать...
30/IV
Bayerischer Rundfunk (Студия)
прослушивание записи двух дисков
Эту запись приняли к печатанию, получилось две пластинки. В целом слушается (Чайковский с большим трудом, как и играется -
280
1) Чайковский
Лирические пьесы
2) Чайковский
Четыре пьесы из "Времен года"
Рахманинов
Девять этюдов-картин
Слушали:
Frau Stefan Waldeck
Lindner L. Kormout
B. Azouvi
реплика Фейера - "зачем стрелять по воробьям?!!!" в данном случае идиотская).
Рахманинов
...Если бы не эта ритмическая ошибка в с-moll-ном № 7, два такта до "ладана" [?] .
Вена
5/V У Лизы Леонской, утром перед отъездом
запись
Шопен
13 избранных прелюдий ор. 24
исп.: С. Р.
Слушали:
Л. Леонская | Б. Азуви
А. Люшевич | С. Р.
Утро v Лизы.
Только что заключили знакомство с приехавшим Андреасом Люшевичем, который должен меня отвезти до белорусской границы. Поставили эту запись, так сказать, на "добрый путь", но, может быть, и не стоило - получилось как-то официально - это не для этой музыки...
Я был не сосредоточен и больше обращал внимания на то, как кто слушает (это бывает со мной, поэтому лучше слушать одному из другой комнаты). Ну а свое исполнение я достаточно досконально знаю, и никаких приятных сюрпризов тут быть не могло.
Через 15 минут мы распрощались у машины (угол Salesianer и Rennweg) и я укатил с новым знакомым через Словакию (Трнава), Польшу, где были приключения в связи с нехваткой бензина и нас спас дядечка в [Белой Подляске?]
Москва
10/V
запись
Дебюсси
Симфония "Море"
дирижер: Р. Дезормьер
Слушали:
E. Гутман О. Каган
А. Цирюк Ю. Борисов
С. Р.
Сколько я ни проигрывал эту пластинку, V меня было чувство каждый раз, что это в первый раз (а проигрывал я ее около ста раз) (вульгарно говоря, "до дыр").
Какая редкая удача. Вдохновение поймано техникой, это ведь почти чудо! Не знаю лучшего качества пластинки. А об исполнении нечего говорить - это уникально.
Роже Дезормьер!!
11/V (днём)
запись
Бриттен
I картина I действия оперы "Альберт Херринг"
дирижер: Бенджамен Бриттен
Начал "работу" над предстоящим в декабре "Херрингом". "Работу ухом" - просто говоря, больше чтобы получить удовольствие - а о качестве этой пластинки двух мнений быть не может.
Когда это Бэн, то это всегда самый высокий уровень. То же скажу и про Питера.
281

...и какая интересная метаморфоза из французского края в Англию. Какие восхитительные детали, да и как всё смешно и весело.
Вот она - комическая опера нашего века!
12/V (днем)
запись
Бриттен
II действие opera "Альберт Херринг"
дирижер: автор
Продолжение "работы-удовольствия".
Валторна дает сразу же настроение праздника (и при повторах на необычных гармониях продолжает напоминать о себе).
Применение темы-гармонии из "Тристана" остроумнейшая музыкальная находка... А вступительное слово Милэди Билоу (которая как бы надувается, как шар...) Дальше музыка ночи в доме Херринга - да что перечислять!!!
12/V вечер
Домашняя репетиция
I картина I действия оперы
"Альберт Херринг"
Бенджамена Бриттена
Соколенко
Саркисян
Лемешева
Мочалов
Тархов
Родионик
концертмейстер: В. Зива
Слушали:
Н. Дорлиак Ю. Борисов
Н. Журавлева С. Р.
Первые опыты постановки - режиссирует Юрий Борисов - на первых порах пассивно (на первых порах это естественно...)
Артисты Камерного музыкального театра талантливы (Соколенко, Лемешева). Участвуют также Эмма Саркисян из театра Немировича. Стараются. Это ведь совсем не так легко! Обстановка устанавливается дружеская и приятная.
Молодой Зива оказался хорошим музыкантом и весьма "уверенным в себе". Всё это на первое время тоже хорошо.
А главное - как интересно!
С этого момента моя квартира превратилась в репетиционный оперный зал и установились свои новые принципы.
Всё для "Альберта Херринга"!
14/V
запись
Бриттен
"Альберт Херринг"
I действие
Питер Пирс
дирижер: автор
Слушал с Н. Гутман и О. Каганом
Еще раз слушал с Олегом и Наташей (для их осведомления с этой музыкой). Идея постановки этой оперы на "Декабрьских вечерах" пришла сначала в голову молодому Юре Борисову (режиссеру Камерного театра Б. Покровского) - он был, так сказать, вдохновителем этого события и привлек из Ленинграда своего друга (который нам показался совершенным ребенком), дирижера В. Зиву.
Что из этого вышло - это уже другой сюжет...
Горький
29/V
Кремлевский концертный зал
Я поехал в Горький, чтобы обыграть такой архитрудный Концерт для левой руки Равеля с Гусманом.
282
оркестровая репетиция
Равель
"Цыганка"
исп.: Олег Каган
дирижер: Израиль Гусман
Олег Каган также участвует в этом концерте с "Цыганкой", которую я слушаю из-за кулис театра.
Каждый раз получаю полное (хотя и несколько мимолетное - очень уж короткая пьеса!) впечатление и удовольствие от этого "шедевра". Олег очень удачно исполнил его.
Москва
4/V
домашняя репетиция
Гендель
Ария из оратории "Самсон"
Персель
Ария из "Королева фей"
Брамс
Ода Сафо
исп.: Эрик Курмангалиев
(который впервые был у нас. Ни капельки не волновался, как ни в чем ne бывало) акк. ф-но: С. Р.
Дебюсси
"Фантазия"
Равель
Концерт для левой руки
исп.: С. Р.
второй ф-но: Владимир Сканави
Приподнятая обстановка!
Пожалуй, это больше концерт, чем репетиция. Много друзей, они здесь перечислены. Сначала "необычный" человек и певец поет своим необычным голосом три строгих сочинения. Потом я с Димой Сканави на двух роялях.
Кажется, вечер удался, и все остались довольны.
Все переходят в столовую.
Слушали:
В. Журавлева В. Зива
Д. Журавлев Ю. Николаевский
С. Нейгауз Н. Даутов
E. Лелина Э. Курмангалиев
И. Воеводская В. Сканави
И. Антонова С. Р.
Н. Дорлиак


5/VI Прощальный вечер (репетиция)
домашняя репетиция
Дебюсси
Фантазия
Равель
Концерт для левой руки
С. Р., В. Сканави
Повторение вчерашнего вечера, но более торжественное (без Курмангалиева).
Гости избранные. Программа красивая. Нина считает, что неприлично приглашать студентов (Зива, Борисов), когда присутствует ректор (Куликов). Я категорически против этой точки зрения. Всё прошло комильфо, и через два дня я буду эту программу играть в Горьком (дирижер Израиль Гусман) - а может быть уже играл два дня назад. ДА. ИГРАЛ!
Слушали:
И. Антонова О. Каган
Н. Куликова В. Виленкин
E. Мильштейн Ю. Башмет
Н. Гутман В. Сканави
Т. Гайдамович С. Мильштейн
Т. Коваленко С. Чекин


283
Н. Дорлиак Ю. Борисов
Б. Куликов Д. Дорлиак
Н. Даутов С. Р.
В. Зива
Минск
7/VI
Филармония
оркестровая репетиция
Гендель
увертюра к опере "Агриппина"
Концерто гроссо (h moll № 11)?
Минский камерный оркестр
дирижер: Ю. Цирюк
Слушал с артистами квартета им. Бородина и Ю. Борисовым
Первая встреча с дирижером Цирюком, с которым я собираюсь играть концерт Гайдна на декабрьских. Сижу с бородинцами в партере (это как бы экзамен дирижера). Увертюра понравилась и исполнением и своей оригинальной "поступью". В целом впечатление благоприятное.

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign