LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Мусоргский:
1. "Где ты, звездочка"
2. "Козел"
Гречанинов:
Колыбельная
10/VI
запись
Прокофьев
Шестая соната A dur op. 82
исп.: Иво Погорелич
К Н. Д. пришла "дама" из Тбилиси, принесла фотографию С. Параджанова с Лилей Брик и пластинку своего мужа (И. П.). На конверте его фото, совсем юный с локонами и весьма смазливый. "Дама", это его профессор и, как она рассказывает, правнучка Листа. Похожа же она на ["кекелку"] с Верейского рынка.
Прослушал пластинку - ну что ж... Опять полное непонимание Прокофьева. Показной темперамент и грязная педаль.
14/VI
запись
Брамс
Этюды (вариации на тему Паганини) a moll op. 35 (избранные)
исп.: Б. Микеланджели
Повторно прослушал запись Микеланджели, так как сам сейчас работаю над этюдами. И... к сожалению (действительно к сожалению) не получил того, чего ожидал.
Всё оказалось несколько официально-поверхностным и очень уж этюдным. Понимаю, что трудно отрешиться от технической стороны этой музыки, но хотелось бы воспарить над ней. Конечно, легко сказать... Однако не хочется критиковать артиста.

Это из "забытой" "Русалки". Забытой всеми.
В той ли это тональности?
Тур
20/VI
Большой театр
Николай Гедда, Ян Эйpoн
I отделение
Беллини:
1. "Vanne о rosa fortunata"
2. "Bella nice che d'amore"
Доницетти:
1. "Le crepuscule" (V. Hugo)
2. "Ah rammenta o bella Irene"
Гуно:
1. "Au rossignol"
В этом году в Туре - тема пение. И вот первый концерт - Николая Гедда - на этом концерте (о ужас) всего лишь около ползала публики... Французы не любят пение?
Нет - совсем другое, и это еще хуже. Они все сидят у телевизоров в ожидании результатов выборов президента! Вот это интеллигентный народ!?! Как будто от того, что они смотрят в это отвратительное окно, что-то изменится... По-моему, это показывает полное падение нравов нашей современности.
"О tempora! О mores!" (Ciceron) <O времена! О нравы! (Цицероп)>.
249
2. "Envoi de fleurs"
3. "Ou voulez-vous aller?" (баркаролла)
Бизе:
1. "Chanson du fou" (V. Hugo)
2. "Ouvre ton coeur" (испанская серенада)
II отделение
Вагнер:
"Les deux grenadiers"
Россини:
1. "La lontananza"
2. "Chanson du bebe"
Верди:
1. "L'etoile"
2. "Chanson du ramoneur"
bis:
Масснэ:
Элегия
Леонкавалло:
"Рассвет"
Гедда пел конечно очень хорошо, и горсточка публики пыталась изобразить восторг и овации переполненного зала.
Гедда пресимпатичный, все об этом конечно знают.
В артистической я наиграл ему кусочек из его партии в "Палестрине" Пфицнера (который очень люблю), и он был удивлен, как это я это помню, так как сам он абсолютно забыл эту музыку.
26/VI
Амбар Мэле
Биргит Финниле
Кристиан Ивальди
Шуман:
"frauenliebe und-leben" ор. 42
"Liederkreis" ор. 39
bis:
Норвежские и финнские композиторы - несколько бисов
Северная певица, внешне благоприятно импозантная, внесла свою лепту в празднества, посвященные вокальному искусству в этом году. Она исполнила два гениальных цикла Шумана, исполнила несомненно хорошо, но особенно большого впечатления у меня не оставила.
Кристиан Ивальди мне как и прежде очень нравится, это прекраснейший пианист.
27/VI
Амбар Мэле
Христа Людвиг
Джеффри Парсонс
Шуберт:
"Lachen und Weinen" D. 777
"Um Abendrot" D. 799
"Der Lindenbaum" D. 911/5
"Der Tod und das Madchen" D. 531
"Die Forelle" D. 550
Брамс:
"Sapphische Ode" ор. 94/4
"Auf dem Kirschof" ор. 105/4
"Der Tod, das ist die kuhle Nacht"
ор. 96
Лист:
"Freudvoll und leidvoll"
"Du bist wie eine Blume"
"Die drei Zigeuner"
В этот вечер мы получили роскошную программу с разнообразнейшими произведениями. Надо сказать, что это была действительно некая "вершина".
Христа Людвиг достойна получить лавровый венок.
250
Малер:
"Rheinlegendchen"
"Ich atmete eine linden Duft"
"Ich bin der Welt abhandeln gekommen"
"Um Mitternacht"
P. Штраус:
"Du meines Herzens Kronlein" ор. 21/2
"Die Nacht" ор. 10/3
"Ruhe meine Seele" ор. 27/1
"Zweignung" ор. 10/4
bis:
Брамс:
Колыбельная
28/VI
Амбар Мэле
Том Краузе
Ирвин Гейдж
Шуберт:
"Verklarung" D. 59
"Kriegers Ahnung" D. 957/2
"Wanderers Nachtlied" D. 224
"Totengrabers Heimwege" D. 842
"Dem Unendlichen" D. 291
Сибелиус:
"Den Forsta Kyssen"
"Saf, sav, susa"
"Illale"
"Theodora"
"Necken"
"Рa veranden vid hafnet"
Шуман:
"Dichterliebe" ор. 48
bis:
Северные композиторы
Впервые слышу этого певца. Хорошее впечатление - серьезное и вдумчивое исполнение, настоящая культура... Шуберт и Шуман в благородной традиции, Сибелиус - ... ?! ... никак не могу найти его для себя - он мне совсем чужой и... слишком пресный (как финские озера).
Сам артист обладает несколько странной внешностью, он очень высокий, и выражение лица какое-то по-детски невыразительное, хотя и симпатичное...
С певцами всё-таки всегда получается какое-то "одно и то же" - быть может, они недостаточно актеры (думают о голосе и отдельных нотах), а может быть я к ним придираюсь.
Ирвин Гейдж прекрасный пианист, но у него тоже какое-то странное лицо.
Прошу извинения.
2/VI1
Амбар Мэле
Христоф Эшенбах и Юстус Франц
Моцарт:
Соната для двух фортепьяно
D dur К. 448
Шуберт:
Фантазия f moll (D 940) в четыре руки
Брамс:
Соната f moll ор. 34 для двух фортепьяно
Как же они хорошо играли в этот вечер, и в особенности Моцарта. Думаю, что Эшенбах (ведущий) имеет какой-то особенный ключик к пониманию этой музыки и к оживлению ее действительного очарования.
Шуберт и Брамс также доставили настоящее наслаждение. Хотя я всё же больше люблю брамсовское изложение для квинтета, которое исполнял несколько раз.
251
bis:
Брамс:
Венгерские танцы (четыре) в четыре руки
1/VII
Амбар Мэле
Барбара Хендрикс
Стефан Шейа
Шуберт:
"Der lieblieche Stem" D. 861
"Der blinde Knabe" D. 833
"An Sylvia" D. 833
"Anette de Claudine" D. 239/6
"Nacht und Traume" D. 827
"Der Einsame" D. 800
"Erlafsee" D. 586
"Auflosung" D. 807
"Der Konig von Thule" D. 367
"Gretschen am Spinnrade" D. 118
Брамс:
"Befreit" ор. 39/4
"Schlagende Herzen" ор. 29/6
"Wie sollten wir geheim sie halten" ор. 19/4
"Winterweihe" ор. 48/4
"Als mir dein Lied erklang" ор. 68/4
Spirituals (пять)
bis:
Гершвин:
Из "Порги и Бесс"
Вот она, новая звезда и младшая конкурентка Джесси Норман.
Производит очень хорошее впечатление - голос, культура пения, обаяние, артистичность.
Программа составлена с большим вкусом и в конце, конечно, традиционные spirituals (право, для меня они ни к чему). Очень хороший успех у турэнской публики, а ведь они весьма избалованы неплохими программами и прекрасными артистами, как Фишер-Дискау, Шварцкопф, Давид Ойстрах, Бенджамин Бриттен, Бенедетти Микеланджели. и в течение семнадцати лет.
В одно из пребываний в Париже я познакомился с мужем (и импресарио) Хендрикс и ужинал с ним и с [Алеком] Слободяником на Rue de Mazarine в известном ночном клубе, освещенном разноцветными неоновыми трубками.
Это красивый молодой человек, думаю преуспевающий. Конец вечера мы провели в весьма смелом кабарэ - над нами было что-то вроде гамака и на нем совершались соответственные действия, весьма непристойные.
Никакого отношения это не имеет к сегодняшнему концерту. Просто так.
4/VII
Амбар Мэле
Кэтти Berberian
Массимилиано Дамерини
Монтеверди:
"La lettera amorosa"
"Lamento delia Nimfa"
Берио:
"Thema" ("Omaggio a Joyce")
"Avendo Gran Desio"
Дебюсси:
"Trois chansons de Bilitis"
Стравинский:
"Прибаутки"
Курт Вейль:
Песни подражания:
1. Ученица Реджин Креспэн
На показательные уроки E. Schwarzkopf приходила пожилая седая дама несколько пугающей наружности. Она внимательно следила за этими уроками, которые Шварцкопф со свойственной ей энергией превращала почти в театральное представление. И вот... Эта дама оказалась К. Berberian - редкая личность, редкая артистка и прекрасная певица. Всё, что она исполняла, несло печать настоящей подлинности. И старая (Монтеверди) и новая (Берио, Курт Вейль и Стравинский) музыка предстали в своем истинном виде...
А что касается Дебюсси, то я думаю - более правильно никто его не может спеть. Это был полушепот-полупение и абсолютно меня покорило.
Она - мастер перевоплощения, женщина-
252
2. Английская певица поет ораторию
Африканские песни (с веером вместо тамбурина)
Азербайджанская песня-танец
Оффенбах:
"Какой обед нам подавали" (из "Периколы")
Гершвин:
Колыбельная из "Порги и Бэсс"
нейший насморк), и это совершенно не мешало пению. Мастерство и полная свобода. С каким юмором она исполняла свои подражания; как она танцевала азербайджанскую песню-пляску, Оффенбаха, Гершвина - какой поразительный талант. . .
В конце были цветы, а от меня ветка лиловых орхидей, которую она бережно продержала в руке, исполняя bis-ы.
Сравнительно в скором будущем я узнал, что она ушла из жизни. Это очень большая утрата для искусства.
5/VI1
Амбар Мэле
Евгений Нестеренко
Евгений Шендерович
Шостакович:
"Сюита на сонеты Микеланджело" ор. 145
Мусоргский:
"Песни и пляски смерти"
("Колыбельная", "Серенада", "Трепак", "Полководец")
1. [Горними] тихо летела"
2. "Светик Савишна"
3. "По-над Доном сад цветет"
4. "Семинарист"
5. "Песнь о блохе"
Кюи:
"Царскосельская статуя"
Глинка:
"Попутная песня"
Чайковский:
"Средь шумного бала"
Рахманинов:
Ария Алеко из оперы "Алеко"
Это был истинный триумф Нестеренко. Самый удачный вечер из цикла вокальной музыки. Он показал себя с самой лучшей стороны, был в прекрасной форме, артистичен в мастерстве перевоплощения, "почти" как Шаляпин (конечно сравнения с легендой опасны).
Вся программа составлена прекрасно и всё слушалось с напряженным интересом, без исключений.
Турэнцы с восторгом принимали его и также считали, что этот заключительный концерт "Fetes musicales" самый замечательный. Затем был прием в мэрии, и мы сидели за одним столиком с ним и Шендеровичем, которого я также поздравил с прекрасным исполнением. Нестеренко казался мне несколько стесненным и скромным (и это после "Блохи" и великолепного Алеко). Может быть, он устал. Шендерович много разговаривал. Вокруг была суета, буфет, бла-бла, сияющие лица: официальная зала мэрии отпраздновала конец фестиваля. "Конец - делу венец".
Мюнхен
июль
Opernhaus
Richard Strauss
"Der Rosenkavalier"
Гвинет Джонс, Бригитта Фассбендер, Лючия Попп, Курт Моль и др.
дирижер: Carlos Kleiber
Это уж конечно самые сливки в Мюнхенской опере. И Рихард Штраус и. . . Клейбер. Нельзя не быть в восторге и упоении. Легкость и свобода, с которой ведет Карлос эту оперу, - вершина дирижерского артистизма. Постановка оперы вполне удовлетворительна и красива (современные режиссеры пока боятся прикоснуться к ней).
Гвинет Джонс хороша, но ей далеко до Шварцкопф. Фассбендер очень хороша в Октавиане. Сценически она прекрасно имитирует мужчину и похожа на Фишера-
253

Дискау. Остальные тоже гармонируют благозвучно и благозримо. Жаль, что рихард-штраусовские диссонирующие ретуши в оркестре почти не слышны.
Вена. Июль - август
У Лизы Леонской
запись концерта 20/V1 в Туре
Вебер
Соната С dur № 1
Лист
Восемь трансцендентальных этюдов
С. Р.
Пришлось пережить еще раз этот провал, Вебер - еще кое-как, с грехом пополам можно принять (Лиза даже переписала его себе на память), а Лист всё равно остался полной катастрофой.
Я действительно в этот раз "зарвался" и в результате сорвался.
Надо же было всё же немного заранее подумать и оставить эту затею.
август
У Лизы Леонской
запись
Р. Штраус
"Симфония доместика"
дирижер: фон Караян
Не знаю достоверно, чего здесь действительно хотел Штраус, по для меня такое исполнение одного из любимейших мною произведений неприемлемо. " Domestica" предполагает некоторую камерность, симпатичность, скромность. И к чему мне эти гиперболические fff и вся эта ложная монументальность?
Звенигород
23/VIII (Дом, снятый фамилией Каган)
Музыкальные собрания в Верхнем посаде
Бах
Сюиты для виолончели-соло:
№ 1 G dur
№ 4 Es dur
№ 5 с moll
исп.: Наталия Гутман
25/VIII (Дом, снятый фамилией Чемберджи)
Музыкальные собрания в Верхнем посаде
Бах
Сюиты для виолончели-соло:
№ 2 d moll
№ 3 С dur
№ 6 D dur
исп.: Наталия Гутман
Два концерта-испытания состоялись в двух скромнейших, снятых на лето домах в Верхнем посаде близ Звенигорода.
Малое количество слушающих поместилось в соседней комнатке, сидя и полулежа на постельке и в хозяйских креслах. Интимнейшая обстановка и гениальное одноголосие. Это были концерты для избранных друзей, они дали начало будущему, когда были перенесены в музыкальную школу им. Танеева в городке Звенигороде.
Наташа играет Баха, можно сказать, "самозабвенно", с закрытыми глазами, и она очень красива внутренней одухотворенной красотой. Это проникновение в сущность музыки.
А вокруг дачные будни, кухня со случайной посудой, испорченный умывальник, пестрые полотенца, а также мать Олега - Зинаи да Михайловна Каган.
Москва
31/VIII
Государственный музей им. Пушкина
Италианский дворик
Квартет им. Бородина лучший квартетный ансамбль нашей страны, на редко[сть] слаженный и многоопытный. Они играют все квартеты Шостаковича и "почти" всю
254
(выставка Москва - Париж 1900 - 1930)
участвующие:
1) Квартет им. Бородина
М. Копельман
Л. Абраменков
Д. Шебалин
В. Берлинский
2) Струнный квартет
E. Алиханова
В. Алыкова
Т. Кохановская
О. Огранович
2) Людмила Берлинская
(фортепьяно)
3) Иван Мозговенко
(кларнет)
Шостакович
Квартет № 1 ор. 40
Прелюдия и скерцо для струнного октета ор. 14
Прокофьев
увертюра на еврейские темы ор. 34
Равель
Квартет F dur
квартетную литературу. Они почти всегда в хорошей форме.
Они, к сожалению, не очень ладят друг с другом, эта беда почти всех ансамблей, со временем они в силу постоянной совместной работы действуют друг другу на нервы. Существовал квартет имени Бетховена; так в нем альтист передавал через первого скрипача второму скрипачу свои желания, или они писали записки друг другу. Это называется "осточертеть" друг другу. У Бородинцев это конечно не в эдакой степени, но... Attenzione <Внимание>.
Милочка Берлинская (дочь Валентина) играла сегодня с ними скромную партию в увертюре Прокофьева. Она себя очень хорошо зарекомендовала в партии фортепьяно в опере "Поворот винта" Бриттена, вполне справившись с большими трудностями этой музыки. От концертов в музее Пушкина осталось хорошее чувство удовлетворения. Было интересно.
Москва
2/IX После посещения Кагана и Гутман
на новой квартире
по радио (запись с концерта)
Бах
Брандебуржский концерт № 5 D dur
М. [Ворожцова]
О. Каган
С. Р.
дирижер: Ю. Николаевский
запись
Дебюсси
1) Ноктюрн "Облака"
2) "Море"
дирижер: Р. Дезормьер
Слушали:
Мой любимый Брандебуржский концерт (хотя лучшим считаю третий - соль мажорный). Запись, передаваемая по радио, думаю, более-менее удовлетворительная, некоторые удовольствия получаешь.
А уж на закуску "шедевры" музыки и идеального исполнения.
Слушатели весьма требовательные (и к себе и к другим) и очень большие друзья дома и также между собой. Пока что мы все еще вместе...
Н. Гутман
Ю. Башмет
О. Каган
Н. Дорлиак
В. Сканави
С. Р.
9/IX
Малый зал консерватории
Шостакович
Шесть романсов на стихи Блока ор. 127
Очень интересный концерт (для такой публики, как я). Блоковский цикл я не впервые слышу. Считаю, что Блок не совсем тонируется с Шостаковичем, поэтому не так люблю этот цикл.
255
исп.:
Г. Писаренко, М. Копельман, В. Берлинский, В. Лобанов
Вокальный цикл на стихи Долматовского ор. 98
Баллада Корделии и песни шута
("Король Лир") ор. 58а
Сонеты Шекспира
Пять пьес из газеты "Крокодил"
Вступительное слово к полному собранию сочинений
исп.:
E. Нестеренко и E. Шендерович
Исполнение было абсолютно на высоте, так же как и во втором отделении, но программа второго отделения была мне не по вкусу.
Шекспир - да, а Долматовский и "Крокодил" - нет.
Однако концерт поучительный.
10/IX
запись
Р. Штраус
Альпийская симфония
дирижер:
Рудольф Кемпе
Слушал с О. Каганом, Н. Гутман, Н. Дорлиак
Сначала я полюбил симфонию Domestica, которую очень тщательно учил и выучил с моей одесской партнершей Наташей Вербицкой. Альпийскую смотрел по партитуре (смотрел в книгу и видел фигу).
В Москве уже с Толей попробовал и эту симфонию в два рояля (но мы не стали ее играть). Теперь же в этой чудной записи время от времени наслаждаюсь ею.
P. S. Одно невыясненное обстоятельство: аккорд в начале грозы b moll, а у органа es moll (этого почему-то не слышно).
25/IX
75-летие Д. Шостаковича
Малый зал консерватории
Шостакович
Соната для скрипки и фортепьяно
g moll op. 134
Олег Каган
Владимир Сканави
Квартет № 10 As dur (посвящен М. Вайнбергу)
Квартет им. Бородина
Трио e moll op. 67
Михаил Копельман
Валентин Берлинский
Василий Лобанов
Заполонивший всех Шостакович. Пока новой величины этого ранга не намечается!
Мне понравилось исполнение Олега и Димы Сканави - это было убедительно.
Квартет также понравился.
Трио...
Хотел бы наконец когда-нибудь сам играть.

<< Пред. стр.

страница 23
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign