LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Танец
Вальс
Пять пьес из балета "Золушка"
("Ссора", Тавот, "Фея осени", "Ориентация", "Вальс Золушки и принца")
С. Р.
Вероятно я так и играл в концерте. Считаю, что такая программа вполне допустима (но когда же это было? И сколько с тех пор воды утекло...).
Сонату С dur я впервые играл в зале Шайо (Париж), она тогда имела громадный успех, она удивила парижан...
Пьесы Прокофьева я играю давно, они очаровательны. "Танец" Сергей Сергеевич у меня раскритиковал: "Вы не так его играете". А как? - не сказал. "Вальс" очень трудный, в нем можно запутаться. "Золушка" мне гораздо больше нравится, чем "Ромео" (как балет); "Ссора" помню на сцене (очень остросмешная была Викторина Кригер в роли мачехи на пуантах). Молодая Плисецкая поразила в фее осени; а гавот и вальс... это была Уланова!!
29/Х
Театр оперы
Гуно
"Фауст"
Маргарита - Мирелла Френи
Валентин - [Брендель]
Мефистофель - Раймонди
Марта - Астрид Варнай
дирижер: Претр
Ну это уж, конечно, разочарование.
Претр - звезд с неба не хватает. Френи [?] меня убедила (последняя сцена).
Начало II акта: все эти хоры - были абсолютной катастрофой, так как пели не вместе из-за идиотских повозок, которые разъезжали по сцене (и как это мог допустить дирижер?
Пора наконец покончить с этой "мафией" бездарных режиссеров). Впрочем, зеркало, отражающее танцующих знаменитый вальс, было неплохой выдумкой, и кусочек "Вальпургиевой" в вестибюле парижской оперы - также. Основная же идея постановки - бред.
Нант
4/XI
Ресторан "Roma" (вблизи дома, где родился Жюль Верн)
Это было приятно и симпатично.
Иногда бывает, что когда слышишь что-то, чего не ожидал, и в неожиданном месте, то впечатление свежее, чем в концерте, где от
241
магнитофонная лента
Верди
Хоры из опер: "Аида", "Трубадур", "Ломбардцы" и др.
ожиданного теряется непосредственность восприятия.
Маленькая кошечка бегала и баловалась; она рылась вдруг в сумке Ниночки, потом оказалась с папироской, а в конце концов прыгнула на картину и, вместе с ней сорвавшись, полетела вниз. Мы очень смеялись.
Париж
?/Х1 У Бернара Азуви
запись
Римский-Корсаков
"Садко" (симфоническая поэма)
дирижер: М. Шостакович
"Испанское каприччио"
дирижер: Светланов
Скрябин
Соната № 9
С. Р. (Ольдборо)
Прокофьев
Соната № 4
С. Р. (Ольдборо)
Симфоническая поэма "Садко" всё же не идет в сравнение с оперой "Садко".
Испанское каприччио я страшно люблю, но Светланов испортил финал своим крупным [помолом?] a la Чайковский.
Мои записи из Ольдборо возможно интересны как документ, но они не совершенны и меня не удовлетворяют.
Киев
6/XII У Богомольцев
по телевизору
Концерт Ивана Семеновича Козловского
(из Большого зала Московской консерватории)
Песни с хором (Леонтович "Легенда" и др.)
исп.: И. Козловский
хормейстер: [Птица]
В Киеве я большую часть времени провожу у Богомольцев, я там пытаюсь заниматься, хотя я часто развлекаюсь разговорами с Зоей, которая знает меня еще по Одессе и с которой у нас много общих воспоминаний.
Их квартира по-своему уютная, не без "профессорского" холодка. Окна всегда затемнены зелеными ветками деревьев, растущих около дома, и всегда приятно прохладно. Зоя готовит превкусные обеды в классически русском вкусе (с котлетами и пюре). Она всегда привязана к дому из-за мужа и дочек. Она в некотором роде жертва. Ко мне она относится сверхспециально, и я чувствую себя баловнем.
Олег включил телевизор, и мы послушали милого Козловского в скучнейшем украинском репертуаре, но это было довольно трогательно и традиционно.
24/XII Сочельник
запись
Берг
Камерный концерт для ф-но, скрипки и тринадцати духовых
С. Р., Олег Каган, ансамбль солистов
Чрезмерная трудность этого сочинения, над которым мы работали почти целый год и которое, думаю, преодолели, оставила однако у меня ощущение неуверенности в качестве этой записи (кстати несколько пострадав-
242
Московской консерватории
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
E. Лелина Д. Дорлиак
И. Воеводская Н. Дорлиак
Т. Коваленко С. Р.
Н. Даутов
не хорошо знавшего это сочинение). Мы получили по 5 звездочек, но... желание опять убедиться, что это хорошо, еще и еще раз заставляло прослушивать эту запись. Даже в сочельник.
25/XII
Большой театр
Шостакович
"Катерина Измайлова"
Сергиенко
Пьявко
Королев
Эрастова
Решетин
Морозов
Масленников
дирижер: Геннадий Рождественский
(постановка Покровского)
И опять я сделал ошибку. Я ведь уже давно дал слово: не переступать порога Большого театра... И вот переступил и... поплатился. Полный бред!
Музыкальная сторона формально прилична, но не производит никакого впечатления (на Рождественского надеяться нельзя и бессмысленно - это просто автоматическая заводная кукла).
Что касается постановки, то дорогой Борис Александрович превзошел себя...
Такой страшной постановки я от него не ожидал. Он по-видимому (если я правильно понял) хотел соединить двух Катерин (из Лескова и из "Грозы" Островского), и вы можете себе представить, что из этого получилось!..
Во всем спектакле было только три момента, которые коснулись искусства: это неожиданно прекрасно прозвучавшее соло скрипки в ночной сцене "любви" (играл Сережа Гиршенко), фонарь на перевозе в последнем действии и роль Сонетки, убедительно и остро исполненная Эрастовой.
Вот! К сожалению...
P. S. Декорации! (Почему вместо Мценска Московский Кремль, да еще в кроваво-красном цвете?)
1981
1981
8/I (Днем) Встреча с музыкантами из ансамбля солистов Московской консерватории на елке, в присутствии английского фотокорреспондента
запись
Лист
1. Соната h moll
(Нью-Йорк)
2. Погребальное шествие
(Будапешт)
3. Венгерская фантазия
(Будапешт)
Помню, что когда я играл в Карнеги-холле сонату Листа, Юрок не пригласил корреспондентов нью-йоркских газет, и поэтому этот действительно удачный концерт был обойден полным молчанием. Мне было очень приятно при посещении Ирины Сергеевны Волконской - дочки Рахманинова - услышать ее искренние похвалы и также порицания в адрес знаменитого нью-йоркского критика [Шомберга] (враждебно ополчившегося на меня). К ней также присоединилась "тетя Соня" (София [Сатина]) и [Кириэна] Зилоти.
243
дирижер: Я. Ференчик
исп.: С. Р.
Эта листовская пластинка (которую долгое время не хотели выпускать из-за технических неполадок) одна из моих настоящих удач. Мне самому приятно ее слушать, что не так уж часто бывает.
W/I Клязьма, Грибоедовская, 3.
У Геккер-Ведерниковых
запись
Берг
Камерный концерт (для ф-но, скрипки и тринадцати духовых)
С. Р., Олег Каган, ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
А. Ведерников О. Геккер
В. Геккер С. Р.
Когда Ведерников (страстный поклонник венской школы) узнал, что мы играем Камерный концерт, он сразу же (не знаю, из каких побуждений) стал утверждать, что это самое слабое сочинение Берга. Я ему привез пластинку; он, с большим интересом прослушав ее, не стал больше защищать свою прежнюю точку зрения. Он поздравил меня и был весьма доволен подарком.
13/I Улица Станкевича
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
третичное прослушивание японских записей (с E. А. Бунеевой)
Шуберт
Музыкальные моменты № 1, 3, 6...
Экспромт Es dur № 2, As dur № 4
Шуман
Fantasiestucke: "Ночью", "Сновидения"
Новелетта № 2 D dur, № 4 D dur, № 8 f is moll
Шопен
Тринадцать избранных прелюдий
С. Р.
Итак, всё же лучше семь раз проверить и потом отрезать.
Поэтому третья встреча с этими записями... Прибавились новеллетты, которые также были приняты.
Впоследствии на обложке этой пластинки была фотография сиреневых японских роз на фоне [матового?] японского окна [?] [Снимок??] Имаи-Сан, подруги Мидори-Ка ???, ?? и весьма непривлекательной дамы, претенциозной и [недоброжелательной.
14/I Памяти Ксении Николаевны
Дорлиак (99 лет со дня рождения)
запись
Берлиоз
Реквием (Grande messe des morts) op, 5 для хора и оркестра
солист: Пemep Шpeuеp
дирижер: Шарль Мюнш
Слушали:
Дмитрий Журавлев
Валентина Журавлева
Наталия Журавлева
Тамара Дударева
Ирина Антонова
Всегда считал, что это сочинение самое значительное и прекрасное из всего, что написал Берлиоз; и эта запись с Шарль Мюншем, думаю, лучшая интерпретация.
Берлиоз обладает колоссальной смелостью, но иногда он злоупотребляет ею; здесь же нет - здесь в окончательном результате царствует гармония и равновесие.
Особенно люблю первый и последний номер с повторяющейся фигурой у сопран (как бы "органный пункт"). Поразительно смела "Lacrimosa" и прекрасен "Sanctus" в исполнении молодого Шрейера.
244
[Анегина? Ильина]
Вера Шубина
Виталий Виленкин
Тамара Янко
Татьяна Коваленко
Дмитрий Дорлиак
Нина Дорлиак
С. Р.
15/I Памяти Ксении Николаевны
Дорлиак
запись
Вагнер
"Лоэнгрин"
Аннелиз Купер
Хелена Браун
Лоренц Феенбергер
Отто фон Рорр
Фердинанд Франц
Ханс Браун
дирижер: Еуген Иохум
Сегодня мы окунулись в чистый источник этого музыкально-литературного чуда Рихарда Вагнера.
Конечно, все знают, что эта "романтическая" опера собой представляет; но если с самых юных лет имеешь счастье узнать эту оперу во всех ее деталях (подобных архитектурным деталям готического собора), то личное преимущество огромно перед другими.
Мне в этом случае чрезвычайно повезло, и могу сказать, что я действительно понимаю всё величие этого идеального произведения. P. S. Иногда мне кажется, что III действие написано раньше I-ого и II-ого, но может быть я ошибаюсь... а спросить некого.
Слушали:


Д. Журавлев
Д. Краснопевцев


В. Журавлева
???


Н. Журавлева
Т. Дударева


С. ???
И. Воеводская


Г. Писаренко
А. Камышев


И. Антонова
Н. Дорлиак


E. Сорокина
С. Р.


??


16/I
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
(улица Станкевича)
прослушивание записей
Лист
Погребальное шествие
Венгерская фантазия для фортепьяно с оркестром
дирижер: Я. Ференчик
Соната h moll
С. Р.
Слушали с Бунеевой и Вепринцевым
Эта запись с большими техническими недочетами (которые меня нисколько не смущают) интересна и, думаю, на редкость удачна. Однако проблемы технического несовершенства всё время тормозят ее выход в свет. Да: в Погребальном шествии неважный рояль - но всё остальное! Фантазия же действительно почти приводит в восторг (извините). Соната - почти нет промахов с начала до конца - настоящий подъем и настроение - определенная удача. Чего еще надо?
Мацуяма
2/III
Во время обеда в вилле феодала по радио
"Персидский базар"
(чья музыка?)
Какие старые воспоминания вызывает эта не слишком серьезная музыка.
Одесса тридцатых годов. Все сходят с ума от этого базара... Балет "Корсар", где он был вставным номером, так же как "Valse triste"
245

Сибелиуса. В балете не стесняются преподнести публике музыкальный винегрет. Балетные "звезды" Клавдия Ив. Сальникова, Егурнова, Тамбюте...
31/III
Большой зал консерватории
Григ
Первая сюита к драме Ибсена "Пер Гюнт"
Девять романсов
инструментовка E. Светланова
1. "К родине" (из цикла "Норвегия")
2. "Люблю тебя"
3. "Избушка"
4. "Колыбельная Сольвейг"
5. "В вечерний час"
6. "Принцесса"
7. "В челне" (море в ярких лучах)
8. "Лебедь"
9. "Сон"
исп.: Галина Писаренко
Норвежские танцы (четыре)
Сюита к музыке "Сигурд Йорзальфар" (три части)
bis:
Ноктюрн для ф-но
(инструментовка E. Светланова)
"Розы, розы, вы увяли"
(инструментовка E. Светланова)
дирижер: Евгений Светланов
Светланов очень талантливый музыкант, интеллигентный человек, прекрасный дирижер. Притом он и хороший пианист и любит камерную музыку.
Он прекрасно инструментовал григовские песни, которые с успехом исполняла в этот вечер Г. Писаренко. Но только не знаю, зачем собственно их нужно было инструментовать. Это ведь вечное желание показать, что в оркестре всё лучше, и это желание присуще почти всем дирижерам (и Евгений
Мравинский хотел дирижировать h-moll-пую сонату Листа, и все единодушно считают, что "Картинки с выставки; можно слушать только в оркестровой переработке).
Считаю это страшной ошибкой. Сочинение должно быть всегда исполнено в оригинальной версии, иначе оно как-то теряет свою подлинность. Если это делает сам автор, то это другое дело, однако чужая рука здесь действительно не к месту.
Светланов еще и композитор, но это его амплуа совсем не удалось, несмотря на все его усилия. Он еще и самовлюбленный человек... Однако сегодняшний концерт был очень убедительным (я, несмотря на мою любовь к Григу, не питаю большой симпатии к [Маршу] из "С. Йорзальфар").
23/IV (в страстный четверг)
запись
Бах
"Страсти по Матвею" I часть
Фишер-Дискау
П. Пирс
Э. Шварцкопф
X. Людвиг
Н. Гедда
В. Берри
дирижер: О. Клемперер
Слушали:
С. Нейгауз А. Либединский
Г. Писаренко Н. Гутман
В. Исаева О. Каган
В. Виленкин И. Антонова
В. Журавлева Н. Дорлиак
Великая традиция.
С Клемперером это очень непросто и совсем не легко. Надо себя заставить подняться пешком на пизанскую башню, взвешивая и продумывая каждый шаг... и вы увидите небо со звездами.
Что-то вот в таком роде...
Следовало бы это проделывать часто, а получается... что один раз в год.
Так устроен наш календарь, а если бы не был так устроен, то вряд ли человечество нашло бы время и охоту, чтобы подыматься чаще на эти высоты. Все ведь так заняты, и потом все больше всего на свете любят разговоры (из пустого в порожнее), а помолчать - их приходится заставлять.
Поэтому мы должны благодарить Бога за
246
Д. Журавлев С. Р.
Н. Журавлева
созданный Им календарь и стараться следовать ему.
24/IV (в страстную пятницу)
запись
Бах
"Страсти по Матвею" II часть
дирижер: О. Клемперер
Слушали:
С. Нейгауз Н. Журавлева
E. Лелина А. Либединский
В. Исаева Н. Гитман
В. Виленкин О. Каган
В. Журавлева И. Антонова
Д. Журавлев Н.Дорлиак
С. Р.
Поэтому если даже кто-то не совсем понимает красоту этой традиции и красоту музыки, то всё равно он почувствует после этих часов удовлетворение от созданного чуда (хотя бы пассивно) и на некоторое время пребудет в гармонии с самим собой.
Мы благодарны нашим великим артистам за богатство, которое он и нам дали этим исполнением.
8/V
Большой зал консерватории
Барток
Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Игорь Ойстрах
Мясковский
Шестая симфония es moll ор. 23
дирижер: Геннадий Проваторов
Второй концерт в исполнении (вполне приемлемом) Игоря Ойстраха как-то не произвел на меня особенно большого впечатления, и это не впервые.
Вероятно, исполнению не хватало этой бартоковской, венгерской терпкости и некоторой доли "дикости".
Шестую симфонию Мясковского я хорошо знал по четырехручному переложению и очень ожидал встречи с нею. Однако тут также постигло разочарование, несмотря на Проваторова, ценимого мною музыканта.
Не мудрено - было только две репетиции и ...
Недостаточная подготовка - это [бич] нынешнего отношения к музыке музыкантов. А как могли убедить отчаянные вопли хора, спетые совсем формально, без всякого выражения?..
Слушатель же, конечно, всё будет сваливать на сочинение.
12/V
Большой зал консерватории
Поет Николай Гедда
дирижер: Дмитриев
Россини:
Увертюра "Италианка в Алжире"
Доницетти:
Две арии Неморино из оперы "Любовный напиток"
Бизе:
Allegretto из музыки к "Арлезианке" Ария Надира из оперы "Искатели жемчуга"
Ария Хозе из оперы "Кармен"
Чрезвычайно приятная программа.
Можно было припомнить много ранее слушанной музыки, да еще весьма излюбленной.
Гедда был искренен и щедр.
Мне в таких концертах (безусловно ласкающих слух) недостает единства. Эдакая пестрота меня совершенно не устраивает. Поэтому такие концерты быстро исчезают из памяти.
247
Римский-Корсаков:
Ария индийского гостя из оперы
"Садко"
Рахманинов:
Романс молодого цыгана из оперы
"Алеко"
Мусоргский:
Ария Грицько из оперы "Сорочинская ярмарка"
"Рассвет над Москвой-рекой" из оперы "Хованщина"
Пуччини:
Две арии Каварадосси из оперы "Тоска"
Масснэ:
"Грезы де Грие" из оперы "Манон"
Ария Вертера из оперы "Вертер"
14/V
Концертный зал им. Чайковского
Поет Николай Гедда
фортепьяно: Ян Эйрон
Великие оперные композиторы в романсе
Беллини:
Две ариетты
1. "Vanne, о rosa fortunata"
2. "Bella nice che d'amore"
Доницетти:
1. "Заход солнца"
2. Каватина "Ah, rammenta о bella Irene"
Гуно:
1. "К соловью"
2. "Привет в цветах"
3. "Разговор моряка со своей возлюбленной"
Бизе:
1. "Песнь безумного"
2. "Испанская серенада"
Вагнер:
"Два гренадера"
Россини:
1. "Венецианская серенада"
2. "Простуженный ребенок"
Верди:
1. "К звезде"
2. "Песня трубочиста"
bis:
Масснэ:
Элегия
Глинка:
Баркаролла (уснули голубые)
Знаменитый артист порадовал московскую публику пестрой программой и своим пением. Это было приятно, интересно и развлекательно. Публика отдалась во власть его артистического (и человеческого) обаяния и бурно [проявляла?] свой восторг "Коле".
Для меня программа во многом была новостью, я не знал этих сочинений... Например "Два гренадера" Вагнера были совершенно неожиданны (они вызвали возмущение у присутствующих на концерте Шаафа и Роземари Фендель).
Итальянские и французские песни Гедда спел восхитительно, в конце (на бис) также несколько русских миниатюр и окончательно победил публику.
Это был "праздник".
Однако такие программы как правило не остаются надолго в моей памяти. Я предпочитаю программы, составленные из сочинений одного композитора и посвященные какой-нибудь теме. А сегодняшняя...
Да, конечно ее очень приятно слушать и получаешь удовольствие, и в конце концов удовольствием и всё кончается. Публика (в целом) именно любит такие программы и удовольствия.
248
Леонкавалло:
"Рассвет"

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign