LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

И. Соколовская И. Крамова


Ю. Соколовский В. Виленкин


А. Копельман Т. Коваленко


М. Копельман Д. Дорлиак


Э. Назаренко Н. Дорлиак


3. Берлинская С. Р.


Л. Берлинская Ю. Борисов


Хоэнэмс
17/VI
Замок, Рыцарский зал
Шуберт
"Зимний путь"
исп.: Христа Людвиг
ф-но: Эрих Верба
Христа Людвиг глубоко и серьезно, не без некоторой тяжести исполняет этот гениальный цикл (стала старше). Она перенесла нас из июня в декабрь [и] даже в январь (может быть).
Думаю, что Шуберту было совсем нелегко на душе (по меньшей мере), когда он писал это
234

сочинение, и наверное оно отразилось и на его подорванном здоровье.
Э. Верда мне не понравился; он сам себе переворачивал ноты, упуская каждый раз такт в левой руке, - нечестно.
19/VI
Palasthof
Шуберт
увертюра "в италианском стиле" С dur D. 591
Zwischenaktmusik № 3 und Balletmusik № 2
из "Розамунды" D. 797/5 und 9
Arie des Oswald aus der Oper "Des
Teufels Lustsschlo?" D. 84
Arie des Alfonso aus der Oper "Alfonso und Estrella"
Rezitativ und Arie des Adrast aus dem Singspiel "Adrast" D. 137
Arie des Pedro aus dem Singspiel "Claudine von Villa Bella" D. 239
тенор Томаз Мозер
Пражский камерный оркестр
Хоэнэмс очень красивое место. Das Schlo? стоит защищенный с востока отвесными высокими скалами. Он большой, но в то же время производит симпатичное впечатление, как вообще австрийские строения. Внутри двор, в котором происходят концерты. Если погода плохая, то можно этот двор защитить подвижной стеклянной крышей, что весьма комфортабельно.
Тут, как правило, устраивают симфонические, а есть еще другой "рыцарский" зал, там происходят камерные.
Устроитель концертов весьма примерный, довольно пресный молодой человек - можно сказать, безупречный и скучный. В Хоэнэмсе играют только Шуберта, и это тоже создает немного монотонную атмосферу из года в год (конечно, если слушать все концерты). Я не хочу критиковать и организацию, у них всё в хорошем вкусе и первоклассные музыканты. Они молятся [своему?] Францу.
20/VI
Rittersaal
Шуберт
Соната для скрипки и фортепьяно D dur D. 384
Олег Каган
Василий Лобанов
Соната для арпеджионе и фортепьяно a moll D. 121
Наталия Гутман
Василий Лобанов
Трио В dur D. 898
Олег Каган
Наталия Гутман
Василий Лобанов
Этот для меня новый ансамбль весьма порадовал меня.
Новый был пианист Василий Лобанов, который вполне гармонировал с двумя признанными большими артистами. Он профессионально точен, обладает настоящим серьезным вкусом и как бы в классическом ключе. Я получил большое удовольствие и от двух [мне] ранее не знакомых произведений: сонаты для скрипки D dur и трио. Арпеджионе слыхал несколько раз.
Трое музыкантов прекрасно гармонируют друг с другом и с исполняемой музыкой. А что сказать про Шуберта? - он есть, и это большое счастье для нас.
Публика наградила артистов громким рукоплесканьем. Затем мы, по-моему, вместе ужинали в приятном окружении, хотя это уже не важно.
Тур
27/VI
Необычный вечер с отсутствием pianoforte (привычной базой для камерной музыки).
235
Амбар Мэле
Бах
Партита № 3 для скрипки соло E dur BWV 1006
исп.: Олег Каган
Хиндемит
Соната для виолончели соло ор. 25/3
исп.: Наталия Гутман
Лютославский
"Буколики" для альта и виолончели
исп.: Олег Каган и Наталия Гутман
Равель
Соната для скрипки и виолончели
исп.: Олег Каган и Наталия Гутман
Всё несколько парит в воздухе, и хочется это поймать не только ушами, а даже применить движения рук (во всяком случае, это чистое мое восприятие, привыкшего уж слишком к мною употребляемому инструменту).
Бах в славословии не нуждается, Олегу же оно вполне к месту; поэтому скажу, что тональность E dur ему родственна, и он в ней купается в свое и наше удовольствие.
Наташа поразила своим выступлением, показав композитора в полном его великолепии.
"Буколики" были симпатичным интермеццо. Равель. Неоднократно слушал это сочинение в этом же исполнении.
В этот вечер это было очень удачно, но... всё же мне не хватало рояля. Это вероятно какой-то изъян в моей сравнительной музыкальности - даже может быть не рояль, а... педаль. Импрессионизм несколько теряет, если ее нет.
28/VI
Амбар Мэле
Россини
увертюра "Шелковая лестница"
Моцарт
Adagio E dur К. 261 для скрипки и струнного оркестра
исп.: Жан-Пьер Валлез
Моцарт
Две арии из оперы "Свадьба Фигаро" (Керубино)
исп.: Эва Галь
Россини
Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром
исп.: Richard Vieille
Оркестровый ансамбль Парижа
дирижер: Жан-Пьер Валлез
Весьма веселый концерт: уже одна манера Валлеза и его музыкантов способствует легкомысленному настроению. Он бегает туда и назад и дирижирует в это время. Музыканты играют, а в паузах почесываются весьма непринужденно и не совсем даже прилично. Играют на этом же уровне.
Россини восхитителен и ослепительно "lumineux" <блестящ>.
Эва Галь имела успех у турэнцев. Была на месте.
Все очень были довольны, а чего еще надо?..
Разъезд и толкотня машин, людей и приветствий.
Ворота освещены.
Турэнский флаг развевается...
7/VII Луинь - у Буаль в "Дурандьер"
Просмотр телевизионного фильма "Святослав Рихтер в Турэни"
(режиссер Шааф)
фрагменты из:
Бах
Концерт d moll для ф-но
Концерт E dur для скрипки
Гендель
Сюита E dur № 5
Мой контакт с Johannes-ом Шаафом всё-таки как-то не состоялся. Человечески это было интересно (интереснее это может быть было даже с Rosemarie Fendel), но какие-то его черты в характере и в творчестве остались мне глубоко чуждыми. Например: иронически-пренебрежительное восприятие великого гения Вагнера, очень сомнительный вкус (если не сказать дурной); когда они были в Москве, полное отсутствие интереса и ува-
236
Сюита G dur № 7
жения к прошлому Художественного театра.
Такой и фильм.
исп.:


Олег Каган, С. Р., Андрей Гаврилов


дирижер: Карл Рихтер


Мейссен
19/VII
Albrechtsburg
Гендель
Сюиты № 1 A dur, № 4 e moll, № 6 fis moll, № 7 g moll
Андрей Гаврилов
У Андрея иногда темп не держится, и он начинает ускорять. Однако он тотчас же интуитивно чувствует, что я это не принимаю (хотя я ничем это не показываю), и исправляет эту ошибку. Он обладает в этом отношении настоящей sensibilite <восприимчивостью>. Зал замка, расположенного на высоте над городом, очень красив и импозантен.
21/VII
Albrechtsburg
Гендель
Сюиты № 15 d moll, № 10 d moll, № 13 В dur, № 11 d moll
bis:
Каприччио g moll
Фугетта D dur
Андрей Гаврилов


































Архангельское
(около Москвы)
28/VII
Овальный зал
Гендель
Сюита № A dur
Сюита № 4 e moll
Сюита № 6 fis moll
Сюита № 7 g moll
Архангельское. Строгая величественная красота. Залы полны прекрасными изваяниями скульптуры, картины [?]; из главной двери виден симметричный длинный двор во французском стиле, кончающийся обрывом к реке.
Овальный зал место центральное - здесь и были концерты, посвященные сюитам Генделя.
30/VII
Овальный зал
Сюита № 15 d moll
Сюита № 10 d moll
Сюита № 13 В dur
Сюита № 11 d moll
bis:
Каприччио g moll
Фугетта D dur
Ария d moll
исп.: Андрей Гаврилов
Публика, конечно, прибыла из Москвы (к сожалению, много официальных персон).
О нас заботилась Таня Скоробогатова (ныне не работающая в Архангельском - ее сместили, так как она была вероятно хорошим, умным организатором, а этого у нас не любят). Концерты были перед вечером и кончались в наступающих сумерках.
Андрей и в этот раз показал себя с самой хорошей стороны; он вибрировал в моем ключе, имел большой успех.
Публика любит такие концерты, поскольку кроме музыки ее окружает красота. Подумать только - здесь играл в теннис Сумароков-[Эльстон], а кто у него были гости? Верхушка дворянского общества. Но это всё прошло.
В боковом зале стоит скульптура прекрасного обнаженного юноши, его только [что?] укусила змея.
237
30/VII В машине от [Леш] (зубного врача)
и у Андрея Гаврилова
магнитофонная лента
Прокофьев
Пьесы из "Ромео и Джульетта":
1. "Народный танец"
2. "Маски"
3. "Монтекки и Капулетти"
иcn.: Андрей Гаврилов
Угощение своими записями - установившаяся традиция Андрея. Счастливый маль-
чик - какое это ему доставляет удовольствие!
Я например чаще всего страдаю, когда слу шаю себя, и ничего не могу с этим поделать.
Из трех пьес мне больше всего запомнились "Маски". Это было "шикарно" и броско.
Москва
1/VI1I
репетиция к концерту
Шимановский
"Песни безумного муэдзина" ор. 42
слова Я. Ивашкевича
"Lean out" (Джемс Джойс) ор. 54
из "Pies'ni kurpiowskie" op. 58 № 8:
"Lec'glosie po rosie"
Галина Писаренко
ф-но С. Р.
Яначек
Концертино (1925) для фортепьяно
и семи инструментов
ф-но: С. Р.
E. Камышев, А. Камышев, А. Арницанс, О. Казаковский, С. Гиршенко, E. Жук,
Р. Кабиров
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
Галича Писаренко
Людмила Берлинская
Любовь Орфенова
Галина Левина
Саша Патрушева
Ирина Антонова
Вера Башкирова
Татьяна Черкасова
Татьяна Гайдамович
Нетта Гаврилова
Татьяна Скоробогатова
Наталья Слободяник
Ирина Воеводская
Нина Дорлиак
Юрий Николаевский
Евгений Камышев
Анатолий Камышев
Андрис Арницанс
Олег Казаковский
Сергей Гиршенко
Евгений Жук
Рашид Кабиров
Много работал с Галей над циклом Шимановского, который она исполняет на польском языке. (Н. Д. в свое время пела по-французски.) Это очень трудный и абсолютно оригинальный цикл. Он очень труден интонационно, а также по совершенно особенному изощренному орнаментальному колориту. Партия фортепьяно на уровне сольных произведений.
Концертино - сочинение занятное, не без юмора (слышал, что Яначек имел в виду каких-то зверушек, что роднит это сочинение с его "Лисичкой"). Очень люблю "апофеоз", какой-то гимн лесу и природе. В целом же всё несколько сводится к музыкальной диковинке.
Мы должны будем исполнять эти сочинения в предстоящей поездке в Польшу.
238
Андрей Золотов
Дмитрий Башкиров
Александр Слободяник
Юрий Борисов
Новомир Писаренко
С. Р.
4/VIII
Большой зал консерватории
репетиция
Шнитке
Концерт № 3 для скрипки и камерного ансамбля
Олег Каган и ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
Концерт этот посвящен Олегу. Он, можно сказать, (скорее) мажорный и довольно прозрачный. На меня произвел положительное впечатление и заинтересовал меня.
Олегу он по-моему очень подходит.
Исполнение было на высоте и у солиста и у оркестра.
Трудно еще что-то добавить к сказанному (тем более по прошествии большого времени).
Ставлю +, так как симпатизирую этому сочинению, а Олега очень люблю.
Вот!
21/VIII
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
вторичное прослушивание японских записей (с Вепринцевым)
Шуберт
Экспромт As dur № 4
Музыкальные моменты № 1, № 3, № 6
Шопен
13 избранных прелюдий ор. 28
Шуман
"Порыв", "Ночью", "Сновидения"
С. Р.
Решил разрешить запись.
"Ночью" и "Сновидения" действительно хороши, и вряд ли когда-нибудь получится лучше.
Шопен, думаю, непосредственен, свеж и (учитывая трудность) это удача. Не противно слушать.
Так что с этим покончено.
Варшава
23/IX
Зал народной филармонии
Витольд Лютославский
Двойной концерт (1980) для гобоя, арфы и 11 инструментов
Хейнц Холлигер
Урсула Холлигер
дирижер: В. Лютославский
Это сочинение замечательное. Самобытное во всех отношениях. Я мало знаю его искусство - слыхал очень давно концерт для оркестра под управлением Ровицкого (1953-ий год ?) и также "Буколики" для скрипки и виолончели. Думаю, что из современных композиторов он на одном из первых мест. Встречал его в Варшаве (конечно) и в Ольдборо на бриттеновском фестивале. Производит очень серьезное впечатление - замкнутый человек аскетичной внешности, но внутри, думаю, таится нежная и хрупкая душа.
Музыканты бесподобно исполнили этот исключительно привлекательный концерт.
Брависсимо!
239
11/IX
Актовый зал Московского университета на Ленинских горах
Шнитке
Концерт № 3 для скрипки и камерного ансамбля
Олег Каган
Ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
В этот раз мне не следовало еще раз слушать этот концерт, так как я его слушал перед нашим выступлением с камерным концертом Берга, (стоял за какой-то гигантской колонной). Мне опять (и даже еще больше) понравилось, но...
я абсолютно потерял концентрацию во время Берга, и это было ужасно плохо. Притом и на всех музыкантах это отразилось.
Правило: никогда не надо слушать что-то перед собственным выступлением - это приводит к катастрофам.
11/IX После концерта в университете
запись
Берг
Камерный концерт
С. Р.
О. Каган
Ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
М. Воеводская Н. Гутман
Н. Дорлиак А. Либерман
О. Каган А. Гаврилов
С. Р.
Чтобы как-то забыть чрезвычайно неудачный концерт на Ленинских горах и убедиться, что Берга мы (и я) неплохо играем, "заставил" прослушать пресловутую парижскую запись, которая, получив пять звездочек в критических журналах Италии и Франции, довольно быстро была изъята из продажи, так как никто ее не покупал, считая запись Булеза, С. Гаврилова и Баренбойма единственной достойной и правильной.
Об этом исполнении высказал мнение Фишер-Дискау: "Я впервые понял наконец это сочинение..."
25/IX
Большой театр
А. Шенберг
"Моисей и Аарон"
Моисей - Peter Мейец
Аарон - ?? Olaf Ehrasson
Deutsche oper am Rhein
директор: [Etrischa Barfuss]
Шёнберг в идеальном исполнении с немецкой точностью (почти дотошной) колоссальное достижение, и всё же... не совсем ясно, стоит ли...
Музыка настолько сложна и трудна для непосредственного понимания, а уж запомнить невозможно ни одного такта, ни мотива, ни гармонии. Вот и получается странное противоречие. Надо сказать, дюссельдорфские певцы проделали работу и довели всё до конца. (Цитата: "Терпеть не могу немцев" - Саша Габричевский).
Постановка также не уступала по большому счету.
А вот последние две страницы музыки оказались абсолютно прекрасными (наподобие последних страниц Бартока в "Замке Синей Бороды"?).
Над всем этим призадумаешься.
Берлин
Apollosaal der deutschen Staatsoper
На нервом же концерте Гаврилова (днем) мы увидели много людей, желающих приобрести
240
21/Х
Гендель
Сюиты № 1, 4, 6, 7
22/Х
Сюиты № 15, 10, 13, 11
исп.: Андрей Гаврилов
билеты в кассе. Frau Jonda же сказала, что всё уже распродано и они не попадут на концерт. Заглянув до концерта в зал, оказалось, что шесть первых рядов абсолютно пусты; их купило советское посольство, но никто не пришел. За сценой оказался представитель оного, абсолютный идиот, объяснивший, что утром у них назначено какое-то заседание, но вечером на моем концерте они все будут. Он это сказал Андрею за минуту до его выхода на эстраду. Андрей почернел... А в зале (классически красивом) еще пахло почему-то несвежей рыбой.
Мюнхен
Центральный дом радио
прослушивание записи концерта в Зальцбурге
Шуберт
Соната С dur (неоконченная)
Прокофьев
Легенда
Десять мимолетностей

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign