LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Утро в A dur-e.
Когда слушаю Золтана Кочиша, всегда остаюсь удовлетворенным и ничего не хочется высказывать. Он принимаем как факт.
8/V утро
запись
Бах
Концерт f moll № 5
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Не очень "добрый" концерт. Он хоть и маленький, но слегка "кусается". Я его играл впервые на первых "Fetes" в Турэни ужасно. Потом сыграл на бис - прилично.
9/V утро
запись
Бах
Концерт g moll № 7
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Очень на слуху этот концерт на скрипке, но как хорошо, что его можно играть и на рояле. Он у меня поставлен в мой план.
9/V (День победы) Памяти Бенджамина Бриттена
запись
Бриттен
"Curlew river" ("Река караваек")
Безумная - Питер Пирс
Впервые слушал этот шедевр Бриттена на втором его представлении в Орфорде (Суффолк) и навсегда в него влюбился. Потом уже я побывал в театре. Но в Токио я понял, откуда у композитора вся инспирация к этой мистерии.
Дойдет ли со временем это сочинение до широкой публики?
Хотелось бы...
12/V
запись
Бетховен
Соната A dur op. 101
С. Р. (Нью-Йорк)
Мендельсон
Серьезные вариации ор. 54
С. Р. (Бруклин)
12/V (вечером)
запись
Лист
Соната h moll
С. Р. (Альдебург)
присутствующие:
Странное явление - эти впечатления после прослушивания собственных записей. Первый раз они кажутся неудачными и окончательно портят мне настроение. Потом вдруг (через три года) - о, это совсем не так плохо. Так было (и вероятно будет) всегда с механическими записями. У них тоже каждый раз меняется настроение, и они разно действуют (может быть, иногда они больны, теперь ведь и предметы заболевают).
В этот раз я был недоволен этими тремя сочинениями, и я наверное прав. Слушатели же (всегда) утверждают обратное.
Ну и пойди разберись... где правда.
198
И. В. Воеводская
Д. М. Краснопевцев
13/V 6 часов
Теофил Рихтер
пять песен:
1. "Der Schmied"
2. "Die Beiden"
3. "Um Mitternacht"
4. "Von ungefahr"
5. "Am sussen lila Kleefeld vorbei..."
Алла Аблабердыева
С. Р.
присутствующие:
Дмитрий Краснопевцев
Лев Наумов
Ирина Наумова
Ирина Воеводская
Жак Лейзер
Нина Дорлиак
Алла Аблабердыева
С. Р.
Алла Аблабердыева - ученица Нины - выучила папины романсы и мило спела их.
Всем они искренне понравились, так как в них и чистота, чувство (в рамках венской старой школы: папа учился у Фукса и Фишхофа) формы и безусловно настоящее дарование. Также свежесть и самобытность.
Спасибо!
18/VI
Hohenems
Hof des Palastes
Шуберт
1. "Zur guten Nacht" (Rochlitz) D 903
(для баритона и мужского хора)
Hermann Prey
2. "Der Gondelfahrer (Mayhofer) D.
809 (fur Mannerchor und Klavier)
Хоэнэмс - место фестиваля, на котором исполняются исключительно только сочинения Шуберта.
Это прекрасный дворец, и двор его служит концертным залом (в случае дождя появляется прозрачный потолок и публика остается на местах). Есть еще и небольшой очень красивый рыцарский зал, где также происходят концерты.
Все способствует здесь особому настроению, подходящему к Шуберту.
19/VI
Pfarrkirche St Karl Borromans
Шуберт
Симфония № 7 (неоконченная) h moll
Симфония № 8 С dur
дирижер: Karl Bohm
Бём. Два самых выдающихся сочинения Шуберта - они пользуются всеобщей любовью. Это был полноценный музыкальный вечер - слушатель получил духовный музыкальный дар и чувствовал себя счастливым. И опять-таки это был ритуал в честь Франца Шуберта.
22/VI
Hof des Palastes
Шуберт
Квартет Es dur D 87
Quartettsatz с moll D 703
Квинтет С dur D 956
Квартетные вечера для меня всегда несколько трудны, и может быть "Amadeus Quartett" меня не до конца устраивает. Однако концерт безусловно был удачным, и я "все-таки" получил удовольствие, а публика ликовала.
199
Amadeus Quartett und William Pleeth
(две виолончели)
Typ
24/VI
Амбар Мэле
Шуберт
Квартет № 14 d moll D 810
("Девушка и смерть")
Квинтет С dur ор. 163 D 956
Melosquartett u Klaus Storek (виолончель)
Квартет d moll Шуберта считается одним из его лучших сочинений и в особенности из-за второй части. Я согласен с этим.
Квинтет С dur ор. 163 мне конечно симпатичнее - я ведь всегда больше тяготею к мажору (хотя сочинения в мажоре почти всегда гораздо труднее).
25/VI
Амбар Мэле
Шуберт
Соната a moll ор. 143 D 784
Фантазия (Wandere) С dur ор. 15
Соната A dur opus posth. D 959
Маурицио Поллини
Начало а moll-ной сонаты мне показалось очень удачным и проникновенным, и я приготовился получить музыкальное удовольствие, но со второй части всё стало как-то одинаково; то же скажу о фантазии и сонате A dur. Поллини играет Шуберта, как будто это написал Прокофьев или другой композитор двадцатого века.
26/VI
Амбар Мэле
Шуберт
"Die schone Mullerin" D 795
Peter Schreier
Yrwin Gage
Прекрасно пел в этот вечер Шрейер, и я был вполне удовлетворен его шубертовским стилем и чувством. Но "Der M-ller und der Bach" и последняя колыбельная ручья меня не убедили. В репликах ручья было слишком много человечного, а ведь должно быть странно и пронизано мертвенным холодом - ирреально.
Николетт ле Шевалье объявила во всеуслышание: "Это не Шуберт. Вот Поллини это настоящий Шуберт"! Глупая французская манера быть оригинальной.
3/VII
Амбар Мэле
Шуберт
"Wohin", "Erlafsee", "Meerestille", "Auf dem Wasser zu singen", "Am Strome", "Des Baches Wiegendlied", "Am See" u m. д.
Elizabeth Soderstrom
Paul Hamburger
"Приветствую вас в амбаре" была фраза, сказанная певицей (впервые выступавшей в Турэни) входящей публике. Почему-то для шубертовской программы она одела платье с громадной <аппликацией> бабочки на спине. И пела она плохо, недоработано - прямо сказать, это был провал (говорят, она потом плакала).
Что касается пианиста, то лучше бы он продавал сосиски в ночных [??Stuben]. И также hamburger-ы. Мы ушли со второго отделения с недоуменной т. Мэри ("Объясни мне, Светик, почему это плохо?") и Ниной.
200
Мюнхен
23/VII
Cuvillies Theater
Моцарт
"Титус" (La clemanza di Tito")
Бригитта Фассбендер
Вернер Хольвег
Эдда Мозер
Лилиан Сукис
дирижер: Reynald Giavaninetti
Впервые слушал эту оперу. Очень стильный хороший спектакль. В особенности Фассбендер, также Сукис; Эдда Мозер несколько манерна и не вызвала симпатии.
Постановка подобающая, а потом красота самого зала Cuvillies Theater поражает.
27/VII
Nationaltheater
Рихард Штраус
"Арабелла"
Юлия Варади
Дитер Фишер-Дискау
Лючия Попп и др.
дирижер: Wolfgang Sawalisch
Исполнение, постановка, певцы, всё соответствовало громадному успеху этой очень излюбленной оперы Рихарда Штрауса. Юлия Варади заметно выросла и стала большой певицей. Фишер-Дискау создал блестящий образ. Лучшего желать не надо. Но...
Как же мне не понравилась сама опера, и сюжетом (с этим глупым стаканом воды в конце), болтливою неоригинальною музыкой... А это вот и нравится обывателям.
29/VII
Студия
прослушивание тонфильма (Eurodisc)
Шопен
Четыре скерцо
С. Р.
Мою запись четырех скерцо Шопена единодушно приняли.
Записывал я их в совсем незнакомом мне районе Мюнхена и в перерывах гулял, изучая местность. Мой тонмейстер был Herr Stracke (эдакий бонвиван), с которым было приятно. И запись оказалась приличной.
P. S. Как на чей вкус.
30/VII
Altes Residenztheater (Cuvillies Theater)
Моцарт
"Идоменей"
Оливия Станн
Лилиан Сукис
Герман Винклер
дирижер: Вольфганг Савалиш
Очень сильное музыкальное впечатление (это не то, что было в Зальцбурге). Чувствовалась продуманность всех музыкальных и постановочных деталей.
Савалиш показал себя с лучшей стороны. Декорация с тритонами вверху впечатляет, ну а сама опера, думаю, по смелости и силе не уступит даже "Дон-Жуану"... Она новаторская.
Мюр (Швейцария)
14-15/VII (в доме Лулу Ломбард)
по радиопередаче
Феруччио Бузони
"Die Brautwahl"
(для симфонического оркестра)
пластинка
Симфоническая поэма Бузони полна очень интересной музыки, и я честно этого не ожидал. Это всё же настоящий композитор (уровня Корнелиуса, Гумпердинка, Метнера, Пуленка - конечно не по сходству музыки), и достойный настоящего уважения.
Мой II Рахманинова прослушал с большим
201
Рахманинов
Концерт с moll № 2
С. Р. и Ст. Вислоцкий
удовольствием; думаю, что в нем многое получилось и есть настоящий масштаб. Виртуозно он меня тоже устроил (вот что значит давно не слушать свою старую запись).
Люцерн
9/VII Отель Континенталь
запись
Григ
Концерт a moll
(запись во время концерта)
С. Р.
Паво Берглунд
Григовский концерт я очень люблю и всегда любил. Люблю его за суровость, мужественность, холодное, свежее веяние северного ветра, за птицу (большую зеленую) в начале фортепианной партии II части, поющую на высокой сосне, за полное отсутствие слащавости и за оригинальность.
Зальцбург
июль
кино
Моцарт
"Die Zauberflote" (Волшебная флейта)
Фильм Ингмара Бергмана
Фильм произвел на меня отрицательное впечатление. Во-первых, сами исполнители оставляли желать лучшего. Во-вторых, стиль постановки меня совсем не устроил - он не был слишком оригинален, но как бы старался быть таковым. Большого впечатления не вызвал - а вот что самое плохое - это была увертюра. Под эту празднично гениальную музыку мы должны были смотреть на физиономии в публике, на редкость противные и некрасивые. Зачем это было делать? Полное безобразие!!
1/VIII
Люцерн, Kunsthaus
Малер
Симфония № 6 a moll
Berliner Philharmoniker
Herbert von Karajan
Просидел всю симфонию, и ничего во мне не дрогнуло. Это было лишено абсолютно всякого чувства, об трагичности не было и речи. Холод - один холод... Оркестр играл безупречно, думаю, лучше нельзя, и всё равно - ничего не было.
Подошел a-moll-ный конец, и наконец последний аккорд ff. И тут казалось, что зал рухнет, так это было сильно и по-настоящему. Успех обеспечен (причина - последний такт).
Москва
октябрь
телевизионная передача
Шопен
Полонез-фантазия
Два вальса (F dur, Des dur)
Четыре мазурки (cis moll, С dur, F dur, a moll)
Этюд cis moll ор. 25
Скерцо E dur № 4
C. P.
Эту группу шопеновских сочинений впоследствии наименовали "Шопенианой Рихтера" - считаю это название верхом банальности, но у нас этот верх банальности в фаворе!..
Запись (в телевизор не советую глядеть) в целом приличная, особенных погрешностей нет, есть даже маленькие удачи, так что юридических прав на протесты с моей стороны не дает. Ist es aber wirklich wunderschon? Действительно ли это было хорошо?>
202
Париж
ноябрь (Памяти М. Каллас у доктора Ренэ Марто)
запись
Беллини
"Caste Diva" из оперы "Норма"
Верди
Дуэт и ария из I акта оперы "Риголетто"
У Ренэ, в его роскошной квартире с видом на Дом инвалидов, и случайно (между прочим) мы прослушали эти чудные записи.
Про Каллас все слова слабы, чтобы выразить впечатление от ее несравненного пения.
Можно сказать только одно: что это граничит с чудом и что она всегда неожиданность; я никогда например не ожидал от нее такой Джильды. Говорят, что это была ее лучшая партия. Теперь мы можем слушать, благодаря технике, развалясь в кресле и попивая виски, эту неповторимую диву. Не странно ли это?
ноябрь (у Ренэ Марто)
запись
Дворжак
Концерт g moll (для фортепьяно)
С. Р. и Карлос Kлейбер
Ну и еще раз полуразочарование.
Нет, это не так, как должно было бы быть! И Карлос что-то там намудрил, и я зажался. Потому и нету этой дворжаковской простоты и прелести.
Помню, как долго я учил этот концерт (почти три года), а например Второй Бартока выучил за два месяца и без особенного труда. Это было на Оке в деревянном крошечном домике на самом берегу. Вокруг один из самых прекрасных русских пейзажей, когда-либо виденных мною.
Страсбург
16/XII (во время вручения докторских степеней)
Университет
Jacques Martin Hotetterre (1680-1761)
Сюита f moll
Pierre Philidor (1681-1731)
Сюита g moll
Гендель
Соната d moll
Jean-Francois Alizon (флейта)
John Whitelaw (clavecin)
Pere Ros (viole de gambe)
Пришлось подвергнуться переодеванию, пройти сколько шагов сначала в одну сторону, потом в другую и прослушать речи на незнакомых языках. А музыку было в этой обстановке трудно слушать - она не задержалась у меня в голове, несмотря на то, что как будто была хорошо исполнена.
Потом всякие поздравления, надо было улыбаться, и чувствуешь себя в весьма глупом положении.
Как приятно было потом выйти на светлые страсбургские бульвары.
Москва
декабрь (Рождество, визит Франсиса Ван де Вельде)
запись
Дворжак
Концерт g moll
(для фортепьяно и оркестра)
С. Р. и Карлос Клейбер
(Затем показ слайдов: Москва, Kусково, Тур-[??] и Венеция)
Вечер для развлечения гостя.
Опять дворжаковский концерт с Клейбером (не самое большое удовольствие - для меня во всяком случае). И как жалко, столько хорошей музыки и столько удавшихся деталей, а в целом не то. Почему такая несправедливость - из-за каких причин (настроение, неподготовленность или еще что-нибудь)? Вот они, загадки артистических удач и неудач. Здесь предугадать ничего невозможно. Мы во власти... "фатума", притаившегося за нотами и пультами музыкантов.
203
1978 январь
телевизионная передача из театра "La Scala" Милан
Верди
"Дон Карлос"
Король Филипп - Нестеренко
Королева Елизавета - Маргарет
Прейс
Дон Карлос - Плачидо Доминго
Эболи - E. Образцова
Маркиз Поза - ...
дирижер: Клаудио Аббадо
Это было очень хорошее исполнение.
Во-первых: Аббадо - уверенно, честно и масштабно. Нестеренко - очень интеллигентно. Прейс - очень понравилась (внешность, к сожалению, не очень подходит). Образцова - как всегда вульгарна, но в общем всегда шикарна. Постановка - это уже совсем современно - всё надо испортить и всё время надо мешать музыке. На заднем плане что-то проносят (например гроб - почему-то!..), и слушателю трудно сосредоточиться. Когда наконец это безобразие закончится?!?
31/I К 118-летию со дня рождения
Чехова
Чтение:
Горький: "О Чехове" (Д. Журавлев)
Рассказ "На подводе" (Тамара Дударева)
запись
Рахманинов
Прелюдия f is moll ор. 23 № 1
С. Р.
Чтение:
Рассказ "Свирель" (Д. Журавлев)
Рассказ "На святках" (Д. Журавлев)
запись
Болгарские и русские церковные песнопения
Чесноков: "Жертва вечерняя"
Зиновиев: "Тебе поем"
Кочетов: "Блажен муж"
Д. Христов: "Хвалите имя господне"
[Динев]: "Разбойника благоразумного"
Борис Христов и хор
У нас установилась традиция устраивать знаменательные даты чтения и прослушивания музыки. Особенно мы чтили Пушкина, Чехова, Пастернака, Блока, так как их читали Дмитрий Журавлев, его дочь Наташа, Тамара Данииловна Дударева.
Это были особенные и запоминающиеся вечера, это было хорошее время, когда можно было окунуться в искусство.
Прелюдия fis moll Сергея Васильевича грустное, очень поэтичное сочинение (может, она даже самая лучшая, по мнению Г. Нейгауза). В ней чувствуется свежесть русского вечера, может быть около пруда, от которого подымается туман. Она в левитанском ключе.
Борис Христов с хором в русских церковных песнопениях доставил нам большое удовольствие своим религиозным проникновением.
1978
4/II Музыкальный вечер
запись
Шуман
Симфония № 3 Es dur ор. 97 ("Рейнская")
I раз: дирижер - Elianu Ynbal
II раз: дирижер - Otto Klemperer
(оркестр New Philarmonia)
Присутствующие:
E. Лелина
Дмитрий Краснопевцев
Л. Краснопевцева
E. Леонская
А. Чекметова (она же А. Аблабердыева)
Н. Дорлиак
С. Р.
Симфонию я эту плохо знаю, хотя раза три слышал в концерте. Среднюю часть помню как исполнял Шарль Мюнш на bis - это было замечательно, оркестр у него играл это как камерное сочинение.
Шумана симфонического, думаю, следует играть выверенно и ясно, как струнные квартеты, тогда он очень выиграет. Конечно, это требует двойной, если не тройной работы. Очень интересно было прослушать "Рейнскую" в исполнениях двух совершенно разных дирижеров. Каждый был убедителен в своем роде.
Запомнилось красивое лицо Димы Краснопевцева, выражающее внимание и старание постигнуть музыку...
204
22/XII (утром)
запись
Гайдн
Симфония f moll ("La Passione") № 49
дирижер: Карло Цекки
Может, это и не из самых гениальных сочинений Гайдна, но определенно из сочинений, которые надо слушать.
Вот где хлеб насущный для нашего слуха и нашей музыкальности. Слушать, и не раз; привыкать любить и ценить, и тогда ведь не будет скучно (чего многие боятся), а будет спокойно на душе. (Мой скромный совет.)
22/XII (вечер)
музыкальный жребий перед "игрой"
запись
Дебюсси
Прелюдии (первый том)
Бенедетти Микеланджели
Слушали:
Н. Дорлиак
Нетта Гаврилова
Нина Гаврилова
Игорь Гаврилов
Андрей Гаврилов
Т. Коваленко
Г. Писаренко
И. Воеводская
А. Мищевский
С. Р.
И вот опять это полное совершенство, только без атмосферы и (по-моему) без абсолютно необходимого в этих прелюдиях шарма. Однако завидно точное исполнение текста. Он настоящий перфекционист. Думаю, что эта его одержимость и также максимальная требовательность в отношении инструмента всё же мешает настоящему полету фантазии и настоящей влюбленности в сочинения, которые он так совершенно исполняет. Нет "вдохновения" - может это понятие вообще ушло из нашей современности. А жаль. Но... победителя не судят.
23/XI1
Вечер, посвященный памяти Сергея Сергеевича Прокофьева (25 лет со дня смерти)
запись
Гайдн
Симфония f moll ("La Passione") № 49
дирижер: Карло Цекки
Прокофьев
Десять пьес из балета "Ромео и Джульетта" исполнитель: Андрей Гаврилов
запись
Прокофьев
Первая соната для скрипки и фортепьяно f moll
Давид Ойстрах и С. Р.
Слушали:
Нетта Гаврилова
Хидека
Сильвия Нейгауз
Ирина Воеводская
Евгения Лелина
Татьяна Коваленко
Дмитрий Дорлиак
Я знаю, что Прокофьев чрезвычайно ценил Гайдна - это был, можно сказать, его любимый композитор. Могу сказать про себя то же самое (конечно не самый любимый, но один из самых любимых).
Вот мы и слушали сегодня эту минорно-серьезную симфонию.
Андрей играл пьесы из "Ромео" - как всегда блестяще в смысле виртуозности и достаточно самоуверенно.
Затем была пластинка первой скрипичной сонаты (Давид Ойстрах и я). Я слышал эту сонату, когда Ойстрах и Оборин ее впервые преподнесли публике (Малый зал консерватории), и она на меня произвела громадное впечатление, стала одним из самых любимых сочинений Прокофьева, и наряду со вторым фортепьянным концертом она трагическая соната. Первая часть ее исконно русская и в конце почти похоронная. Вторая чрезмерно смелая с восхитительно торжествующей оригинальнейшей темой. Третья - таинственный ноктюрн и последняя - которая переполнена энергией, а в конце опять
205
Валентина Журавлева
Дмитрий Журавлев
Лиля Краснопевцева
Дмитрий Краснопевцев
Нина Дорлиак
Андрей Гаврилов
С. Р.
реминисценция из первой части - завывание ветра и "dommage".
Посвящена Ойстраху к 60-летию.
24/XII Рождественский сочельник
запись
Бах
"Weinachtsoratorium" I и II часть
Agnes Giebel Marga Hoffgen
Josef Traxel, Dietrich Fischer-Dieskau
дирижер: Kurt Thomas
Слушали:
Сильвия Нейгауз И. Наумова
Д. Терехов И. Антонова
Т. Дударева E. Лелина
Д. Журавлев Н. Дорлиак
В. Журавлева С. Р.
Л. Наумов

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign