LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Hannelore Bode
Roberta Knie
Yvonne Minton
7/VIII
"Зигфрид"
Hans Sotin
Rene Kollo
Heinz Zednik
Roberta Knie
9/VIII
"Гибель богов"
Jess Thomas
Roberta Knie
Bengt Rundgren
Yvonne Minton
дирижер: Пьер Булез
(постановка Патрика Шероу)
"Валкирия". Лучший вечер, во всех отношениях.
Peter Hofmann - явление, ему и следует петь и играть в операх Вагнера. Его Зигмунд навсегда запомнится (несмотря на джинсы и т. д.)
Yvonne Minton (в роли Фрики) также прекрасн[а].
В постановке много "шокингов" (которые не шокинги, а просто плохая режиссура) - например полет валькирий в виде лазарета, где перевязывают раненых героев) - но одна несомненная удача: это Feuerzauber - тут режиссура совпадает с музыкой (бегущие огоньки зажигающегося газа).
После спектакля поздравлял Булеза, который был в прекрасном настроении.
"Зигфрид". Не могу сказать, что светлый герой меня убедил (Колло). Я бы предпочел Р. Hofmann-a. Zednik - Миме был гораздо убедительнее [его].
Непонятна идея Шероу, что и здесь (как и в Валькирии) Вотан помогает Зигфриду (ковка меча).
Это меняет весь смысл произведения. Декорации довольно унылые... Ну, да музыкально на высоте.
"Гибель богов". Тоже хуже. ... И как это безобразие может нравиться Булезу?! Полный режиссерский произвол (раньше Эрда в мешке, теперь Норны... Черт знает что!) Хаген почему-то представитель рабочего класса в комбинезоне, а Зигфрид и Гунтор в смокингах (на охоте!!) Последняя фраза Хагена ("Zuruck vom Ring") не поется. "Мудрое" изречение Шероу: "Зло остается на земле" - как оригинально.
10/VIII
Festspielhaus
Вагнер
"Парсифаль"
Bernd Weikl
Karl Ridderbusch
Theo Adam
Franz Mazura
Eva Randova
дирижер: Хорст Штейн
(постановка Wolfgang Wagner)
Первый раз в театре... Музыка в исполнении Хорст Штейна исполнена честно, в вагнеровской традиции, но без озарений.
Постановка также ... Художник меня не устроил (фиолетовые [костюмы?] на фоне зелени - просто плохо. Но в целом большое впечатление. Петер Гофманн очень подходит, он и внешне хорош, молод, и лицо "средневековое". Тео Адам - Гурнеманц убеждает. Эва Рандова также (она достаточно опасна). Хоры производят великолепное впечатление.
190

Спектакль хорош ([но?] не более). Я ожидаю от "Парсифаля" большего.
11/VIII
Festspielhaus
Вагнер
"Тристан и Изольда"
Spas Wenkoff
Kurt Moll
Katarina Ligendza
Donald Mc Intyre
Yvonne Minton
дирижер: Карлос Клейбер
(постановка August Evrerding)
Думаю, что (к сожалению) я больше такого "Тристана" не услышу в моей жизни.
Это был настоящий "Тристан".
Карлос Клейбер довел музыку до кипения, и так продолжалось в течение всего вечера (что и вызвало потом бесконечные овации).
Это несомненно самый талантливый дирижер нашего времени... Все певцы были также на вагнеровской высоте и привели в восхищение. "Eine Sternstunde" <звездный час> в полном смысле этого слова.


Постановка и декорации были для меня несколько скупыми и уравновешенными, но это не помешало впечатлению
После конца Костя Метаксас уговорил меня высказать свое мнение дирижеру (он сказал, что он расстроен и недоволен собой).
Я всё сказал, и вдруг он, как ребенок, почти подпрыгнул от радости: "Also wirklich gut?" <Дествительно хорошо?> Такой титан - и не уверен в себе.
Флоренция
5/XII
Teatro comunale
Шостакович
Симфония № 5
дирижер: Риккардо Мути
В Пятой Шостаковича Мути опять показал себя с самой выгодной стороны. Симфония прозвучала так, как была написана, и имела большой успех.
Наблюдается некоторая конкуренция междy двумя итальянскими шефами. Кто лучше, Мути или Аббадо?!
И мне кажется, что самим они втянулись в это соревнование.
Такие ситуации мне несимпатичны, и думаю, что они далеки от искусства с большой буквы, но, возможно, они способствуют музыкально-исполнительскому прогрессу (если это понятие еще не утратило своего смысла).
И зачем эти сравнения?..
Краков
13/XII
Театр имени Словацкого
К. Шимановский
"Король Рогер"
дирижер: Сатановский
Полная неожиданность!
Я представлял себе, что эта опера бешено трудна для исполнения и восприятия, но это было действительно так талантливо и хорошо, что мы (Люся [Конст.], Карел и я) получили истинное удовольствие, без всяких "но", и не устали вовсе.
Браво поляки! Браво Сатановский!
Брависсимо!
191
Варшава
17/XII
Народная опера
Монюшко
"Галька"
Галька - Ганна Лисовска
дирижер: Антоны Вихерск
В юности играл клавир. Один раз слушал в Большом (пела Кругликова). Сочинению симпатизирую; старомодность его меня не смущает.
Варшавский спектакль - традиционный, обыкновенный, не слишком талантливый. Изменение конца - верх тенденциозного безобразия и глупости. Исполнительница Гальки (польская "звезда") недостаточно трагична - она миловидна и ... почему такие короткие рукава? Чтобы смотреть на красивые руки?..
Брест
19/XII
Телевизионная передача
(Москва, Большой зал консерватории)
Бетховен
Соната f moll op. 2 № 1
С. Р.
Я являюсь ярым противником телепередач (если это не кинофильмы), и потому слышанная (и, к сожалению, виденная) мною первая соната Бетховена прошла абсолютно никак. Слушать мешало изображение, а смотреть - просто было ненужно и неинтересно. Естественно делать одно дело и хорошо делать до конца.
22/XII
запись
Дворжак
Концерт g moll
(концерт, Albert Hall 1961 г.)
С. Р.
дирижер: К. Кондрашин
Началось во здравие, а кончилось "в заупокой", и оркестр также к концу стал играть хуже и не вместе. Английские критики раскритиковали впоследствии "плохую" музыку Дворжака.
Интересно, как бы реагировали парижане...
24/ХII Канун Рождества (при зажженной елке)
запись
Шуберт Экспромт As dur op. 142 № 2
С. Р.
Это, кажется, единственная моя запись, в которой ничего не портит мне настроения и я со всем согласен.
Мне кажется, что этот экспромт надо так играть.
1977
1977 1/I В новогоднюю ночь
После пластинки "Отрывки из "Генриха IV" Шекспира" (читает Б. Пастернак)
запись
Бетховен
Симфония С dur № 1 op. 21
дирижер: В. Фуртвенглер
Симфония № 1 Бетховена, думаю, самая лучшая кандидатура для исполнения первым номером в новом году.
Это настоящий подарок.
Интересно проверить на весах восприятие каждого слушателя после прослушивания и подвести итог. Но это уже дело физики и медицины.
2/I
запись
Все эти технические недочеты и недостатки (шумы, треск и т. д.) нисколько мне не меша-
192
Лист
1) Венгерская фантазия
(концерт в Будапеште)
дирижер: Я. Ференчик
2) "Funerailles"
(концерт в Будапеште)
3) Соната h moll
(Карнеги-холл, Нью-Йорк 1965)
С. Р.
ют, если я чувствую, что музыка исполнена хорошо и мне передается ее настроение.
Вот так и с этой моей записью. Несмотря ни на что, она действительно получилась, и я (извините) почти горжусь ею и каждый раз слушаю с удовольствием (слушать конечно надо не очень часто, это пагубно влияет на пластинку... ведь у нее тоже свои настроения).
4/I Для друзей
запись
Лист
"Funerailles"
Соната h moll
Венгерская фантазия
С. Р.
И все-таки в течение короткого времени я не утерпел и еще два раза опять слушал листовскую пластинку.
5/I В присутствии П. Ковалика, Д. Дорлиак, Н. Даутова, E. Леонской и И. Воеводской
запись
Лист
1) Венгерская фантазия
2) "Funerailles"
С. Р.
Надо же было и кому-то ее продемонстрировать и послушать, что они скажут. Это конечно пустое занятие, но в природе человека и его честолюбия. Правда, похвалы у меня почти всегда вызывают отрицательную реакцию и я начинаю искать, что было плохо.
7/I
запись
Франк
1) "Джинны"
С. Р.
К. Кондрашин
2) Прелюдия, хорал и фуга
С. Р.
Пфицнер
"Палестрина" (I действие)
Гедда
Фишер-Дискау
дирижер: Р. Кубелик
1) Это довольно удачная запись, и я ее люблю, как вообще всю музыку Франка.
2) "Прелюдию, хорал и фугу" впервые слышал страшно давно в Одессе, в зале Биржи играл Эгон Петри. Я абсолютно влюбился в это сочинение и решил (не имея тогда еще никаких перспектив на карьеру солиста), что обязательно буду его играть.
Первое действие "Палестрины" самое сильное в этой музыкальной драме.
Я понимаю, что Р. Штраус не слишком долюбливал такого серьезного конкурента.
9/I Именины
запись
Моцарт
Концерт d moll № 20
С. Р.
дирижер: Карл Элиасберг
Бетховен
Соната F dur op. 24 для скрипки и фортепьяно
Олег Каган и С. Р.
Не знаю, почему в этот день я завел d-moll-ный концерт Моцарта со мною ненави<димым> Элиасбергом (он был всегда невыносим на репетициях). Запись корректная, но не впечатляющая.
Скрипичная соната Бетховена с Олегом была нами впервые прослушана и вызвала у обоих свои сомнения и всякие "за" и "против". Эта соната действительно очень трудная.
193
9/X
Большой зал консерватории
Франк
Симфония d moll
дирижер: Кирилл Кондрашин
Кирилл чувствует и любит эту музыку, и он передал в своем исполнении всю ее странную прелесть.
Как-то хочется слушать музыку Франка наедине с самим собою.
Концертные залы, публика, лампы и всякая суета мешают ей.
11/I Памяти Елены Ахвледиани
После "На холмах Грузии" Римского-Корсакова исп. Галина Писаренко (С. Р.) и словесных выступлений К. [Аджемова??]) и И. Чижовой
запись
Франк
Симфоническая поэма "Джинны"
С. Р.
дирижер: Кирилл Кондрашин
Прекрасно и проникновенно исполнила Галя чудный романс Римского, который я очень люблю.
"Джинны" совсем особенное, странное сочинение. Помню, когда мы его записывали с Кондрашиным, я сказал ему, что всё очень хорошо, но мне не страшно, когда наступает грозное tutti.
Это на него подействовало, и он постарался (что не было абсолютно в его характере) и добился того, чего мне хотелось.
13/I Под старый новый год
запись
Бах
"Рождественская оратория"
(фрагменты)
Arleen Auger
Annelies Burmeis[t]er
Peter Schreier
Theo Adam
дирижер: Martin Flaming
14/I Ночью, после встречи 1977 года (по старому)
запись
Лист
"Венгерская фантазия"
С. Р.
Я. Ференчик
Рождественская оратория под управлением Мартина Flaming, или в силу привычки к Курту Томасу или по другими причинам, не произвела на этот раз того впечатления, какое должна была произвести.
Конечно и потому, что это были фрагменты. После же встречи мы еще раз прослушали многоигранную запись "Венгерской фантазии" Листа с Ференчиком и мною. Пластинка, которая каждый раз приводит меня в хорошее настроение, так как она полна жизни и пронизана настоящим движением. Сочинение же это восхитительное!
С новым годом, дорогие гости!
15/I
запись
Берг
Камерный концерт
дирижер: Либор Пешек
скрипка: Иван Штраус
фортепьяно: Зденек Кожина
оркестр "Камерная гармония"
Прага
Еще один камерный концерт Берга в довольно приличном исполнении. Эту запись вероятно мало кто слушает, несмотря на ее сравнительную качественность и честность (профессиональную). Нашу запись с Олегом и Николаевским просто изъяли из продажи (несмотря на 5 звездочек). Вероятно ее никто не покупал.
20/II
запись
Сочинения такого громадного масштаба не могут обойтись (в записи) без обязательных
194
Шуман
Симфонические этюды
С. Р.
(фестиваль Дубровника)
досадных недочетов, которые затем остаются как позорные пятна на совести... А возможно, что сам концерт прошел блестяще и с настроением.
27/I Именины Ниночки
запись
"Marlene in London"
(М. Дитрих)
Всегда создает настроение, всегда в хорошем вкусе и верх обаяния. В своем жанре - она вершина.
28/I
запись
Пфицнер
"Палестрина" (II и III действия)
дирижер: Р. Кубелик
Печально, что в исполнении Кубелика опера недостаточно впечатляет. Он берет слишком быстрые темпы (вероятно боится, что будет скучно) и, по-моему, не так уж любит это сочинение...
4/II
Литературный вечер памяти
М. Лебедевой
E. Булгаковой
Л. Снежницкого
Чехов, Заболоцкий, Булгаков, Блок
исполнители:
Тамара Дударева
Наталия Журавлева
Дмитрий Дорлиак
Дмитрий Журавлев
запись
Глинка
1. "Ах, когда б я прежде знала..."
2. "Как сладко с тобою мне быть"
3. "Попутная песня"
4. "Адель"
5. "Я помню чудное мгновенье"
Нина Дорлиак и С. Р.
запись
Шуман
Увертюра "Фауст"
дирижер: Отто Клемперер
Записи Глинки в исполнении Н. Дорлиак очень привлекательны. Думаю, она одна только и могла их так подлинно и в стиле исполнять.
Увертюра "Фауст" Шумана исполнена Клемперером в замедленном темпе и тяжело (я ее мыслил иначе), но может быть это и есть верное прочтение этой музыки.
Литературная часть вечера была богата и интересна.
Этим вечером мы почтили память наших больших друзей, с которыми были связаны большую часть жизни.
Париж
4/III В гостях у Артура Рубинштейна
записи
Шопен
Фантазия на две польские темы для фортепьяно с оркестром
Артур Рубинштейн
Моцарт
Трио Es dur К 498 (Н. М. V. ASD 605)
Артур Рубинштейн показал записи, предпочитаемые и любимые им.
Это было очень интересно и симпатично. Впрочем, с ним всегда было очень хорошо. Это был человек позитивный, счастливый, простой, полный юмора и обаяния.
Помню его рассказы в лицах, можно было умереть от смеха, так талантливо он это делал.
195
Cecile Aronovitz - альт
Cervaise de Peyer - кларнет
Lamar Civorsan - фортепьяно
(Melos ensemble)
Бизе
Из первого действия оперы "Кармен"
Кармен: Габриэла Безанцони
дирижер: Campanini
Доницетти
Ария Неморино из оперы "Любовный напиток"
Энрико Карузо
Шопен
Мазурки (разные)
Артур Рубинштейн
Его супруга Nela создала свой особенный стиль дома, простой и элегантный. Это, думаю, типично польская черта. Наши совместные разговоры были живые и остроумные. Я очень хорошо себя у них чувствовал.
Что касается этой программы, так это действительно были уникальные диски. Особенно Артур, помню, хвалил Габриэлу Безанцони (он говорил, что лучшей Кармен он в жизни не слышал, да к тому же она еще, кажется, была красавицей).
Мазурки в его исполнении, сыгранные в старой доброй концертной традиции - позитивно и без тени болезненности ... - также в этот вечер убедили меня.
В то время он почти ничего не видел, но абсолютно этим не тяготился, а наоборот это была даже тема некоторых его острот.
3/III
Студия зала Ваграм
прослушивание записи
Бетховен
Соната f moll ор. 2 № 1
Соната D dur ор. 10 № 3
С. Р.
Дворжак
Концерт g moll
С. Р.
дирижер: Карлос Клейбер
Соната f moll, думаю, удача.
Соната D dur - не абсолютная удача.
Концерт Дворжака не получился так, как я бы хотел, - и Клейбер и я были несколько скованы и старательны, поэтому свежесть этого сочинения не чувствуется. Мне очень жаль, так как люблю это (сверхтрудное для фортепьяно) произведение, но ничего не поделаешь. Пластинку выпускают.
3/III
Restaurant "L'Insulaire" (латинский квартал)
по репродуктору
Чайковский
"Славянский марш"
(из кантаты "...?" b moll)
Эту кантату переименовали у нас, и называлась она "Москва" (там прекрасная ария воина). А раньше она предназначалась на чье-то коронование. Славянский марш - ужасно плохая музыка.
8/III
Опера
Дворец Гарнье
Дебюсси
"Пеллеас и Мелизанда"
Фредерика фон Стаде - Мелизанда
Ричард Стилвел - Пеллеас
Габриель Бакке - Голо
дирижер: Лорин Маазель
Мелизанда - Фредерика фон Стаде.
Она, и только она! Вот вам пример правильного понимания Дебюсси и Метерлинка.
Вот он, настоящий образ Мелизанды.
Всё остальное абсолютно померкло: артисты, дирижер, постановка - всё оказалось фальшивым. Пеллеас - баритон? Голо - как теперь считается главная трагическая личность в опере (какая чушь), и даже Маазель, корректно но без любви продирижировавший оперу. Режиссер Лавелли - абсолютно излишнее звено спектакля.
196
Москва
апрель
репетиция
Хиндемит
Трио № 2
скрипка - Илья Груберт альт - Юрий Башмет виолончель - Алексей Селезнев
Это на редкость сложное сочинение. Его невозможно с первого раза понять. Оно безусловно триумф профессионализма, но требуется масса времени (можно уничтожить пять мешков соли), пока его действительно поймешь.
В этот раз оно осталось мною непонятым. Надо конечно учесть, что это была только репетиция, и я не уверен, что музыканты находились в состоянии музыкальной ясности. Да, господин Хиндемит задает иногда задачки! От таких задачек ум за разум зайдет... Но я абсолютно уверен в его творческой честности и нахожусь среди его самых искренних почитателей.
апрель
приватная магнитофонная лента
Теофил Рихтер
Квартет F dur
Олег Каган
Александр Грицевич
Юрий Юров
Наталья Гутман
Попытка исполнить и записать папин F-dur-ный квартет молодыми музыкантами, во главе с Олегом и Наташей, оказалась неудачной.
Они взяли совсем другой характер: вагнеровско-штраусовский вместо брамсо-григовского. Поэтому это получилось абсолютно неубедительно.
Надо было, чтобы я их сначала прослушал и направил на правильный путь.
2/V (Ниаз Даутов у нас)
запись
Шуман
Песни на слова Эйхендорфа ор. 39
Петер Шрейер
Норман [Шетлер]
Шопен
Первые 10 мазурок
Артур Рубинштейн
Г. Вольф
Восемь песен на слова Мэрике
(1. Der Gewesene, 2, 3 4 5 6 7 8. Verbergenheit, Abschied) Д. Фишер-Дискау С. P.
Музыкальное угощение для Ниаза.
Шрейер в Шумане не оставляет желать лучшего (хотя лучше всегда возможно!).
Рубинштейн. В виде интермеццо между певцами.
Гуго Вольф.
Наша довольно удачная запись с концерта в Инсбруке (когда кто-то из публики случайно уронил палку, но это конечно вырезали).
Думается, что в этот раз это было действительно в духе Вольфа; мы достаточно работали и проникнуты доверием и дружбой друг к другу.
6/V
запись
Бах
Концерт D dur № 3
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Специально прослушал эту прекрасную запись Кочиша, чтобы послушать концерт, который также собираюсь играть.
Слышал его раньше на скрипке (тоном выше; с моим теперешним слухом он и в фортепианной версии будет звучать в E dur-e...)
Концерт светлый, добрый, подымающий
197

настроение, и думаю, что его очень приятно играть.
7/V утро
запись
Бах
Концерт A dur № 4

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign