LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. "Тоска могильщика по родине"
2. "Слепой мальчик"
3. "Юноша на холме"
4. "Могильная песня"
5. "Вечерняя звезда"
6. "Освобождение"
7. "Дитя в колыбели"
8. "Поток"
9. "Юноша и смерть"
Дитрих Фишер-Дискау
Джеральд Мур
Они являются образцом, как надо исполнять Шуберта. Их надо многократно слушать и суметь вслушаться.
Учитывая то, что артист записал все песни композитора, на это потребуется много времени... И вот опять встает роковой вопрос - когда же это всё успеть. Увы...
Прекрасного написано слишком много!
18/II
запись
Владимир Высоцкий
Пластинка с четырьмя песнями
Здесь я никак не могу вибрировать, не в отношении музыки (это просто мусор), не в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверхнеинтересно и несимпатично.
Сам Высоцкий вероятно действительно талантлив в своем роде, и толпа за него.
Мюнхен
27/II
оперный театр
Верди
"Травиата"
Виолетта: Котрубас и др.
дирижер: Карлос Клейбер
Наконец "Травиата" в истинном виде (хотя и со скандальными пропусками).
Карлос Клейбер нашел ее такую, какая она есть на самом деле.
Получил первый раз настоящее удовольствие от этой оперы (к которой относился не так уж горячо, как например Ниаз, считавший, что это лучшая опера в мире).
Котрубас мне понравилась и весь состав также.
Постановка подобающая. Последнее действие в пустой отельной комнате с красными креслами запомпил[о]сь.
28/II
оперный театр [?]
Штраус
"Летучая мышь"
Эберхарт Вехтер
[Fran Киршберг] и др.
дирижер: К. Kлейбep
Блеск и совершенство во всём.
Думаю, лучше невозможно.
Клейбер, во-первых. Все исполнители - без исключений. Постановка в лучших традициях.
Мы смеялись до слез...
Что еще можно сказать?
Нам можно позавидовать, что мы попали на такое чудо...
29/II
оперный театр
Вагнер
"Зигфрид"
Посещение Мюнхенской оперы с Олегом Каганом.
И музыкально, и сценически - плохой спектакль.
182
Биргит Нильсен и др.
дирижер: Савалиш
Тянулся как резина. Исключением была Нильсен, сохранившая свою высокую форму (вокальную). Жесс Томасу не хватало сил, и он совсем выдыхался. После II акта Олег спросил: "Может, не стоит оставаться на смерть Зигфрида в III акте?" (?!?) Постановка сверхнеинтересная. Дирижеру эта опера также не под силу. Впечатления никакого, одно лишь утомление.
Вот какие контрасты бывают в опере.
Москва
5/IV
запись
Бах
Партита №1 В dur
1. Анатолий Ведерников
2. Тлен Гульд
3. Дину Липати
Маленький домашний конкурс на исполнение партит Баха.
Может, самая прекрасная партита и есть партита В dur № 1.
А. В. Честно по-баховски - главная музыка. Г. Г. Блестяще, особенный звук - главное пианизм.
(Не делает повторений - плохо).
6/IV
запись
Бах
Партита № 2 с moll
1. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
Д. Л. Пожалуй, получает пальму первенства.
A. В. Честно по-баховски и меня убеждает.
Г. Г. Недостаточно честно (опять пренебрегает повторениями), но артистично, интересно и ярко. Не мой Бах.
7/IV
запись
Бах
Партита № 3 a moll
1. Гуго Штейрер
2. Анатолий Ведерников
3. Глен Гульд
Г. Ш. Скучно, обыкновенно и томительно неинтересно.
А. В. Очень удачно, без всяких "но".
Г. Г. На том же уровне, что и другие сюиты.
8/IV
запись
Бах
Партита № 3 a moll
Анатолий Ведерников (днем)
Бах
Партита № 4 D dur
1. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
Проверил впечатление от третьей партиты у Ведерникова и остался при своем мнении. Четвертая партита также совершенно прекрасная.
А. В. Хорошо (со свойственными артисту качествами).
Г. Г. Хорошо (со свойственными артисту качествами).
9/IV
запись
Бах
Эту партиту хотел бы исполнять.
А. В. Хотелось бы больше юмора (может быть), но хорошо.
183
Партита № 5 G dur
I. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
Г. Г. Хорошо (aber nicht wunderschon) <но не слишком>.
11/IV
запись
Бах
1) Сюита G dur для виолончели соло
Даниил Шафран
2) Партита № 5 G dur
Фуга fis moll
Фуга E dur
(Wohltemperiertes Klavier - II том)
Глен Гульд
3) Английская сюита № 3 g moll
С. P.
Много раз слушал G dur-ную сюиту у Шафрана (в записи) - с некоторым трудом...
Глен Гульд.
Прослушал с интересом, но с некоторой отчужденностью.
С. Р. Английская сюита № 3 g moll.
Очень старая запись. Надеюсь, что не плохо, но ручаться не могу.
22/IV
запись
Бах
Партита № 6 e moll
1. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
Раздражающе действует. Притом почти всегда. Это, думаю, враждебная мне тональность, я почти не переношу ее (у обоих исполнителей).
13/IV
запись
Бах
1) Концерт № 1 d moll
2) Концерт № 2 E dur
Сузанна Ружичкова (клавесин)
Вацлав Нейман
Устроил себе шесть праздников с Бахом... и настроение стало лучше.
Каждый день программа сверхценная и причина для удивления.
Главное - привыкаю к клавесину благодаря Ружичковой. Хорошо.
15/IV
запись
Бах
1) Концерт № 2 E dur
2) Концерт № 3 D dur
Сузанна Ружичкова (клавесин)
Вацлав Нейман
3) Концерт № 1 d moll
4) Концерт №4 A dur
5) Концерт № 5 f moll
Bacco Деветси (фортепьяно)
Рудольф Баршай
Сегодня кроме Ружичковой с Нейманом - Вассо Деветси с Баршаем.
Это типично средний уровень исполнения - хотя всё и на месте. И слушать поэтому довольно скучно.
16/IV
запись
Бах
1) Концерт № 3 D dur
Что можно написать про эти чудные сочинения? Вероятно - что они верх совершенства, и мысленно поблагодарить Баха (дойдет ли до него?)
184
2) Концерт № 4 A dur
3) Концерт № 5 f moll
4) Концерт №7 g moll
Сузанна Ружичкова (клавесин)
Вацлав Нейман
17/IV
запись
Бах
1) Концерт d moll № 1
С. Р.
Вацлав Талих
2) Концерт d moll № 1
С. P.
Курт Зандерлинг
3) Концерт F dur № 6
Сузанна Ружичкова
Вацлав Нейман
Моя запись с великим Талихом к сожалению не слишком удачна. Причиной может быть разное понимание баховского стиля, а также моя скованность.
Запись с Зандерлингом считаю большой удачей (Толя Ведерников когда-то определил ее как исполненную в дорическом стиле).
Шестой концерт с двумя флейтами так же прекрасен, как его близнец в соль мажоре.
18/IV
запись
Бах
1) Концерт F dur № 6
2) Концерт g moll № 7
Сузанна Ружичкова
Вацлав Нейман
Эту музыку можно слушать каждый день, только, пожалуй, это будут уж слишком богатые роскошью дни - и может быть незаслуженные.
19/IV
запись
Бах
Johannespassion
дирижер: Карл Рихтер
Johannespassion стоит рядом с Matheus-passion, и трудно сказать, какая лучше.
Думаю, что Johannespassion легче слушается, и она не такая массивная. А вот вопрос - что лучше: если легче или труднее? Ответ будет вероятно для каждого слушателя другой.
И оба будут правы.
22/IV
Большой театр
Шостакович
Сюита для баса и фортепьяно (оркестровая версия) на слова Микеланджело Буонаротти ор. 145
E. Нестеренко
дирижер: Геннадий Рождественский
Римский-Корсаков
"Моцарт и Сальери"
E. Нестеренко
А. Масленников
дирижер: Геннадий Рождественский
Сегодня был "вроде" негласный юбилей Евгения Нестеренко. Вариант микеланджеловского цикла с аккомпанементом оркестра (Рождественский?..) произвел менее сильное впечатление.
"Моцарт и Сальери" Римского (так много критикуемую оперу) считаю всё же большой композиторской удачей (если не ставить на один уровень с Пушкиным).
Рождественский и здесь оказался пустым местом. Нестеренко (почему-то в костюме и гриме Иогана Себастиана Баха) также не слишком убедил, а Масленников - Моцарт был искусственен и совсем не в том образе. Вот так, к сожалению...
185
21/IV
запись
Бах
"Johannespassion"
дирижер: Карл Рихтер
Начались наши Пасхальные вечера, на которых уже давно принято (и в мире и у нас дома) слушать Страсти.
Современные люди очень тянутся к этой музыке и высоко возносят ее. Она им вероятно очень нужна, как контраст со скудной действительностью.
22/IV
запись
Бах
"Matthauspassion" (I часть)
дирижер: Отто Клемперер
23/IV
запись
Бах
"Matthauspassion" (II часть)
дирижер: Отто Клемперер
24/IV
запись
Бах
"Matthauspassion" (III часть)
Дитер Фишер-Дискау, Пирс, Шварцкопф, Людвиг, Гедда, Берри
дирижер: Отто Kлeмnepep
Предпасхальную постную неделю мы отмечали строго до предела записью "Страстей по Матвею" под управлением Клемперера. Я постарался, чтобы и обстановка была соответствующая - монастырская скудость на столе и не слишком много лишних разговоров. Эти вечера были очень значительными и остались в памяти. А про музыку нечего сказать, она сама за себя говорила.
25-27/IV (первый, второй и третий день Пасхи)
запись
Бах
"Magnificat"
дирижер: Kurt Thomas
Пасху мы в этот раз встречали очень красиво и роскошно. Чтобы пригласить всех друзей, понадобилось три вечера. Столовая с "ломящимся" столом была еще разукрашена висящими на лентах яичками с букетиками фиалок и подснежников. Настроение было действительно пасхальное, и мы три раза слушали Баха.
28/IV (утро)
запись
Хиндемит
"Trauermusik"
Ludislav Cerny
28/IV (вечер) Памяти Льва Дмитриевича Снежницкого
запись
Хиндемит
"Trauermusik"
дирижер: Рудольф Баршай
Траурная музыка Хиндемита в исполнении Баршая - прекрасное, строгое сочинение, требующее от слушателя большой сосредоточенности.
Я думаю, что оно гармонировало с печальной причиной сегодняшнего вечера памяти.
29/IV Памяти Теофила Рихтер (104 года со дня рождения)
запись
Слушали опять эту прекрасную (лучшую) симфонию Брукнера, которую я так давно знаю и люблю.
186
Брукнер
Симфония № 8 с moll
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер
Фуртвенглер берет чрезвычайно медленные темпы (казалось бы, он даже против автора), но... это так убедительно и прекрасно, что никаких споров не может быть.
Эта запись уникальна, она как чудо...
20/V
Магнитофонная запись с концерта
19/V в Большом зале консерватории
Берг
Камерный концерт
Ансамбль солистов - студентов Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
Олег Каган
С. Р.
Эту ленту можно без конца слушать, всё время находишь новые детали.
Думаю, что далеко не все это делают и она лежит у них на полке несколько бессмысленно.
Ну что ж? Люди тяжелы на подъем.
26/V
запись
Брамс
Соната e moll для виолончели и фортепьяно
Григ
Соната a moll для виолончели и фортепьяно
М. Ростропович и С. Р.
Не люблю и считаю неудачными эти сонаты (записанные в Ольдборо). У Славы был такой страх, что я его (!) заглушу, что он уговорил меня совсем закрыть рояль. Результат:
отвратительный баланс, да и вообще всё как-то старательно, неуравновешенно и в итоге неудачно. Дрянная запись.
Минск
?/VI
Зал филармонии
Брамс
Серенада № 2 A dur ор. 16
дирижер: Владимир Мошенский
Не могу сказать, что исполнение было выдающимся. Оркестр и дирижер были как бы слегка "спустя рукава".
Но сочинение прослушал с удовольствием (несмотря на недочеты), и в особенности соло английского рожка (кажется, в III части) задело.
В этот же вечер я играл с Мошенским концерт g moll Дворжака, и поэтому все были более сосредоточены на этом сочинении, да и возможно волновались чрезмерно... Этим объясняется некоторая неудача с серенадой Брамса.
Мюнхен
?/VI
магнитофонная лента
Моцарт
Соната Es dur (для скрипки и ф-но) № 36 К-380
Соната С dur (для скрипки и ф-но) Ni 38 К-403
Соната A dur (для скрипки и ф-но) № 37 K-402
Олег Каган и С. Р.
Прослушивали наши совместные записи и очень мало нашли действительно стоющего, чтобы выпустить пластинку. Хотя, в целом, всё как будто было благополучно, но какие-то детали мешали, и в этом отношении Олег был весьма строг и требователен.
Я понимаю, что скрипка такой инструмент, за который уж никак не спрячешься.
187
?/VI
магнитофонная лента
Бетховен
Соната a moll ор. 23 (для скрипки и фортепьяно)
Соната F dur ор. 24 (для скрипки и фортепьяно)
Олег Каган и С. Р.
Не без труда мы записали эти две сонаты. И может быть могло бы быть лучше (тут ведь предела нет).
a-moll-ная (где в последней части тусклые газовые фонари Праги...) и F-dur-ная с расцветающей первой темой...
2/VII
Мэле
Раду Лупу
Барток:
"На свежем воздухе" (1926)
Брамс:
Четыре пьесы ор. 119
Рапсодия g moll ор. 79 № 2
Шуберт:
Соната G dur ор. 78 D. 894
У этого пианиста всё учтено, взвешено, никаких неожиданностей и сюрпризов. Он всё преподносит как на большом подносе, где вы уже заранее знаете, что будет и как будет. Такова была G-dur-ная соната Шуберта - безупречна и уравновешена. Такое исполнение Вас никак не удивляет, вы находите всё на своих местах. Но чтобы это было по-настоящему интересно? - о нет! Это лишено трепетности, и поэтому слушатель (во всяком случае я) остается холодным.
9/VII
Мэле
Станислав Нейгауз
Прокофьев:
Соната № 8 В dur ор. 84
Шопен:
Баллада f moll ор. 52
Три мазурки (cis, As, f)
Скерцо № 2 b moll ор. 31
Скрябин:
Соната № 5 ор. 53
Считаю это выступление пианиста возмутительным (это и понятно, когда он в предыдущую ночь после изрядного возлияния в компании своего ученика Лупу ложится в 6 часов утра). Лучше отказаться, чем играть так.
В Прокофьеве пропускались по несколько страниц (дальше уже некуда), остальное в таком же роде. Просил через Нину у меня прощения, однако ждал согласие на запись для передачи французского радио.
4/VII (утро)
Grange de la Besnardiere
Иржи Рейнбергер (орган)
в программе: Бах
Бах - на органе! Что можно сказать. Да, слушал, вероятно было хорошо или, по крайней мере, прилично. Но ничего не поделаешь, нет у меня таланта услышать по-настоящему орган, так же как и струнный квартет.
?/VII
Мэле
Андрей Гаврилов
Скарлатти:
Три сонаты
Равель:
Павана
"Gaspard de la nuit"
Скрябин:
Утренний концерт французами не замечен (около тридцати человек в публике). Входную дверь забыли закрыть, и какая-то собачка с удовольствием бегала по Grange... А этот концерт был самый лучший из всего фестиваля. Впервые услышал молодого пианиста и пришел в восторг от его дарования. Темперамент (многие считают, что слишком его много, по-моему как раз хорошо), масш-
188
Соната Fis dur № 4 ор. 30 Чайковский: Вариации F dur Балакирев: "Исламей" (Шопен:Ноктюрн Des dur Паганини - Лист: Кампанелла)
таб, блестящая техника; всё вместе сложилось в впечатление, что он самый талантливый пианист нового поколения. Скрябин был сыгран идеально, Равель также - он оказался победителем. Гаврилов.
Бэхине
12/VIII (утро, перед отъездом)
церковь (специально)
Музыка чешского ренессанса
исполнители:
студенты города Бехине
Утром специально для меня молодые люди исполнили маленькую программу этой старинной музыки. Как благодарность за мой концерт. Это было очень симпатично и трогательно и доставило мне и Карелу удовольствие.
Вена
??/VII
Stadthalle
(генеральная репетиция)
Леонард Бернштейн [Бернстайн]
"Кандид" (мюзикл)
Написан этот мюзикл безусловно талантливым музыкантом, но ничего нового, свежего в музыке нет. А форма мюзикла мне глубоко антипатична, так что в результате это был 0. Глупое предприятие (с участием Кристиана).
Мюнхен
2/VIII
Stadtsoper
(закрытие сезона)
Верди
"Фальстаф"
Фальстаф - Дитер Фишер-Дискау
Киршберг
Рери Грист
Фассбендер и др.
дирижер: Савалиш
Блестящий спектакль. Савалиш себя очень хорошо презентовал - всё точно, ясно на месте...ну а Фишер-Дискау, конечно, сотворил всё событие. Постановка тщательная, проработанная. Последняя фуга произвела должное впечатление и великолепно завершила оперу. Остальные исполнители также были на настоящей высоте.
Но в целом я понял, что этот Верди уж не настоящий, хотя и верх совершенства. Это больше от головы, чем от сердца.
Байрейт
Festspielhaus
Вагнер
4/VIII
"Золото Рейна"
Hans Sotin
Yvonne Minton
Heinz Zednik
Zoltan Kelemen
5/VIII
"Валькирия"
Hans Sotin
Peter Hofmann
Ну вот - наконец-то, настоящее, честное, ясное и прозрачное исполнение (хотя и без магии) моего самого наилюбимейшего сочинения. Петр Булез заслуживает высших восхвалений. Патрик Шероу конечно парадокс и враждебен мне, несмотря на некоторые сценические удачи.
"Золото" прекрасно исполнено певцами, что и держит весьма вычурное и неверное сценическое воплощение. Здесь режиссер явно мешает музыке, так как ничего в ней не смыслит.
189

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign