LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Концерт камерного оркестра города
Штуттгарт
Вивальди
Концерто гроссо ор. 3 № 11 d moll
Гендель
Musette (Es) из concerto grosso ор. 6
№ 6 g moll
Григ
Holberg Suite ор. 40 G dur
Глюк
Чаконна (?) из оперы "Парис и Елена"
Бах
Фуга g moll
Боккерини
Менуэт A dur
Бриттен
Aria italiana
дирижер: Карл Мюнхингер
фразы, "Культура сближает народы", "Музыка помогает взаимопониманию разных
стран" и т. д. и т. д. отдают некоторой фальшью и кокетством. Поэтому я без удовольствия посещаю эти официальные сборища. На этот раз дирижировал Мюнхингер (с которым я один раз играл - впервые - 22-ой концерт Моцарта в Экс-ан-Прованс, и очень плохо играл). Конечно мы были рады встретить друг друга.
Концерт я терпеливо прослушал, не получил большого удовольствия, но тут, конечно, причиной и место и обстановка и политики во множестве - всё это отрицательно действует. Amen.
17/X
Камерный оперный театр ("Сокол")
Шостакович
"Нос"
дирижер: Г. Рождественский
Наконец и эту оперу удалось пережить (она была долго под запретом). Рождественский и Покровский ее "вытянули" и имеют право быть прославленными. Получилось!
Подлинное событие в искусстве. Я даже поздравил Г. Р., которого абсолютно не принимаю (немножко под давлением Н. Д. и Натальи Рождественской - мамы).
19/Х У Галины Писаренко, дома телепередача "Последняя соната Бетховена"
Бетховен
Соната с moll ор. 111
С. Р.
УЖ не знаю, хорошо или только наполовину я исполняю эту сонату (считающуюся лучшим произведением Бетховена). Мне как-то трудно в данном случае судить, и я в большой неуверенности.
А потом у меня ведь аллергия на телепередачи, и в особенности с моим участием.
21/Х
магнитофонная лента с концерта в Словакии
Шуберт
Соната с moll
Мендельсон
Песня без слов ор. 19 (№ l, 2, 3, 5, 6)
Шопен
Ноктюрн b moll № 1
Дебюсси
"Отражение в воде" (без начала)
"Hommage a Rameau"
С. P.
Очередная проверка качества.
Недоброкачественная пленка, поэтому всё впустую.
Шуберт. Много игранная соната (хотя почему-то не пользуется большой известностью). Мендельсон. Как будто довольно удачно. Шопен. Это первое фортепьянное сочинение, с которого я начал (до этого играл только оперные клавиры).
Дебюсси. Брак...
174
Инсбрук
??/III
Тонфильм
запись
(Зальцбург, пасхальные празднества)
Равель
Болеро
дирижер: Герберт фон Караян
Опять это магическое сочинение, с его бесконечными, чарующими повторениями темы и неожиданной модуляцией в конце. Чудо есть чудо!
Вена
??/IV
запись
Бетховен
Соната С dur ор. 2 № 3
Соната Es dur ор, 7
С. Р.
Думаю, что эта пластинка сравнительно удачная, особенно за нее краснеть не приходится.
Эти две сонаты великолепны.
(Везло же Бетховену в ранних сонатах!)
Прага
3/VI
Клуб посольства СССР
выступление артистов Большого театра
Юрий Мазурок
Долуханян:
"Я гражданин Советского Союза" (?) Рубинштейн:
Ода (?)
Рахманинов:
"О если б знала ты" и т. д.
Тамара Милашкина
Рубинштейн:
"Ночь"
Рахманинов:
"Весенние воды"
"Я жду тебя" и т. д.
Владимир Атлантов
Чайковский:
"То было раннею весной"
"Средь шумного бала" и т. д.
Ну и ну!
Тут мы услышали, до какой степени пение может доставлять страдание. Не из-за отсутствия голосов, а из-за ужасной манеры исполнения.
Мазурок. И голос есть, и поёт чисто, но настолько отталкивающее явление (чрезмерное самодовольство; я сказал бы "бюрократизм") - это что, концерт или собрание? Отсутствие чувства...
Милашкина. Тут просто всё фальшиво, так что трудно понять, какие ноты она поёт. Атлантов. Лучше. Хороший голос и обыкновенное традиционное исполнение (как у всех теноров).
Снейп
июнь
Бриттен
"Смерть в Венеции" (два раза)
Питер Пирс
Ширели-Квирк
Бедный Бриттен, совсем уже больной в ложе [...] по всему видно, что доволен исполнением и постановкой. Питер Пирс в роли профессора строг, полон достоинства, прекрасно поет и играет. Он-то и держит весь спектакль. Тадзио (балетный мальчик) слава Богу не раздражает. Опера длинная, трудная и, думаю, неудобная для исполнения. Постановка, по-моему, - верх неудачи. Всё искусственно, настроения Венеции нет. Дет-
175

ский балет напоминает просто детский сад на уроке гимнастики, и никакого намека на красоту и поэзию.
Быть может, можно было больше исходить из музыки и сделать постановку в другом ключе - но это легко говорить... К сожалению, не получилось так, как мечталось бы (судя по бриттеновской музыке).
Получилось псевдореально, тяжеловесно и трудно воспринимаемо.
Бену понравилось.
Лондон
июнь
Ковент-Гарден
Р. Штраус
"Женщина без тени"
Хетер Харпер
Хельга Дернеш
дирижер: Шолти
Впервые. Весьма импозантно!
Говорят, это как бы подражание "Волшебной флейте", но в манере двадцатого века. Штраус плавает в своем музыкальном море - надо сказать, что воды действительно очень много. Но есть и острова (сцена короля и голос сокола). Не могу сказать, что я был действительно восхищен этой оперой.
Она уж очень многоречива и мнит себя масштабной. Нет, это не лучший Рихард Штраус, он как-то уж очень располнел и позволил себе слишком много роскоши, а за нею не так уж много кроется. Либретто Гофмансталя страдает, думаю, теми же пороками. Но... произведение цельное, и мастерское исполнение также на высоком уровне.
23/Х Памяти Антонина и Софи Пельцовых
запись
Иосиф Сук
Симфония "Азраель"
дирижер: Вацлав Талих
(После выставки, вернее, в последние дни выставки Антонина Пельца у меня дома.) Собрались друзья, и мы опять прослушали эту скорбную симфонию в неповторимом исполнении Талиха с чешским оркестром. И опять она слушалась как в первый раз. Какое чудо этот маэстро!
25/Х (перед отъездом Карела Старека)
Московский музыкальный театр ("Сокол")
Шостакович
"Нос"
дирижер: В. Агронский
Сочинение это мне гораздо больше нравится, чем "Лэди Макбет", хотя то, может быть, и значительнее. Какая же это удача музыкального камерного театра!
9/Х
Музыкальный вечер у И. Шостакович
Галина Писаренко, Елизавета Леонская
Ирина Шостакович устроила музыкальный вечер. В программе песни Моцарта. Приглашены музыканты, композиторы.
176
Моцарт
I отделение:
1) "К Хлое"
2) "Ridente ma calma"
3) "Песнь разлуки"
4) "Тоска по весне"
5) "Цитра"
6) Концертная ария "Chi sa, chi sa"
7) Концертная ария "Vado, та dove"
8) Ария Сандрины из оперы "La Tinta Giardiniera": "Noi donne poverine"
II отделение:
1) "Когда Луиза сжигала письма"
2) "Вы, птички, каждый год"
3) "Фиалка"
4) "Колдун"
5) Концертная ария "Nehmt meinen Dank"
6) Концертная ария "Alma granda"
Галина Писаренко, у рояля Елизавета Леонская.
Красивая программа, красиво исполненная двумя артистками.
Курьез: после концерта композитор Левитин с большим возмущением отозвался об злоупотреблении педалью у Леонской (притом этого и в помине не было). На мое возражение он сказал: "Но я ведь все время смотрел и видел, как она нажимает педаль!" Болван.
10?/Х
Московский музыкальный театр
(с Эми Мореско)
Шостакович
"Нос"
И в третий раз я получил в подарок этот спектакль и разделил его с Эми.
3/XI
запись
Анатолий Ведерников
Дебюсси:
Семь этюдов (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)
Прокофьев:
Четвертый концерт для фортепьяно с оркестром
дирижер: Лео Гинзбург
Этюды Дебюсси, одно из самых лучших достижений Анатолия Ведерникова. Я очень ценю эту пластинку и всегда с удовольствием слушаю ее. Четвертый концерт Прокофьева (который очень люблю) также готов часто слушать (к сожалению, сама запись не абсолютно на технической высоте и звук мог бы быть лучше).
??/Х1
запись
Григ
Концерт a moll
С. Р.
дирижер: фон Матачич
Как-то днем Андрей во всю мочь взял ff си минорный аккорд, и я спросил его, что это.
Оказалось, что это был первый аккорд григовского концерта. Мой слух, значит, на целый тон транспонирует тональность.
Печально.
??/Х1 (день рождения мамы)
запись (после моих сочинений)
Шуман
Концерт a moll
С. Р.
дирижер: фон Матачич
Вечер - реминисценция. Помню, как в эту дату в Одессе вся наша квартира была полна великолепных пышных хризантем и вечера с гостями были всегда праздниками.
177
Брно
??/XI
по радио
Дворжак
1) Ария из оперы "Якобинец"
исп.: [Либума Доманиская]
2) Скерцо (d moll) для симфонического оркестра
И эти случайно услышанные произведения доставили мне музыкальное удовлетворение своей подлинностью и мастерством.
Почему это Дворжак подвергается сомнению у очень многих, как недостаточно качественная музыка? Во-первых, его не все знают (кроме всех чехов) и так же как Грига (!) причисляют не туда, где его место. А что говорил Брамс? Он ведь не ошибался.
Москва
1/XII
Большой зал консерватории
Бах
1) Сюита h moll № 2
флейта: Рабаум
2) Концерт E dur для скрипки
Олег Каган
Московский камерный оркестр
дирижер: Рудольф Баршай
Опять хороший концерт.
Московский камерный оркестр во главе с Баршаем почти всегда гарантирует это.
h-moll-ная сюита - это си минорное чудо - соревнование флейты с оркестром остается незыблемым в своем совершенстве.
Ми мажорный концерт с Олегом Каганом доставил большую радость.
20/XII Памяти Елены Сергеевны
Булгаковой
После чтения:
Виленкин: главы из книги писем "Записки" (В. Виленкин)
Булгаков: Из "Записок покойника" (Д. Дорлиак)
Булгаков: Из "Белой гвардии" (С. Пилявская) запись
Григ
Концерт a moll
С. Р.
дирижер: фон Матачич
Очень интересный вечер.
Литературная часть прошла очень удачно.
(Зося хорошо прочла фрагмент из "Белой гвардии".)
Поставил концерт Грига (как будто к всеобщему удовольствию). А Митю вдруг прорвало и высказал мнение, что более глупой и ненужной музыки он никогда не слышал.
22/XII В честь Дмитрия Краснопевцева (закрытие экспозиции картин) запись
Моцарт
Соната G dur для скрипки и фортепьяно № 35 К 379
Олег Каган и С. Р.
Шопен
Баллада g moll № 1
С. Р.
Дебюсси
"Море"
дирижер: Роже Дезормьер
Особенно благостная первая часть соната G dur Моцарта была началом прощания с выставкой Димы Краснопевцева.
Затем любимый им Шопен и наконец чудо Дебюсси (пластинка, игранная вероятно около 100 раз).
Мне кажется, что посетители были удовлетворены.
178
24/XII Под сочельник
запись
Бах
"Рождественская оратория" I и
II часть
25/ХII Первый день Рождества
запись
Бах
"Рождественская оратория" III, IV, V и VI части
Традиция продолжается.
Опять под Рождество - Бах.
Опять литавры. Ария D dur с Фишером-Дискау. Пастораль - вступление ко II-ой части. Бесконечная колыбельная. Изумительная ария-фуга у тенора. Детские хоры и наконец финал с участием трубы.
Елка (в этот раз, кажется, маленькая вся в стеклянных бусинках). Накрытый стол, гости... Остальное предоставляю Вашей богатой фантазии.
31/XII (17 часов) Памяти Дмитрия Шостаковича
записи
Шостакович
1. Прелюдии и фуги:
1. G dur
2. h moll
3. A dur
4. a moll
5. f moll
C.P.
2. Шесть песен на слова английских поэтов ор. 62
Евгений Нестеренко
Московский камерный оркестр
дирижер: Рудольф Баршай
3. Девятая симфония Es dur
Бостонский оркестр
дирижер: Сергей Кусевицкий
Пять прелюдий и фуг, записанные фирмой "Супрафон", считаю гораздо удачнее французской записи "Chant du Monde" (с шестью прелюдиями и фугами). (Говорят, что автор был того же мнения).
С интересом и удовольствием прослушали шесть песен (английские поэты) у Нестеренко с Баршаем.
Девятая симфония ослепительна под управлением Кусевицкого.
Все сарказмы автора, экстравагантности, живость, веселье, получили здесь подлинно блестящее воплощение и не могут оставить слушателя спокойным.
Изумительная пластинка!
1976
1976 1/I После встречи нового года
запись
Равель
Концерт D dur
Бенедетти Микеланджели
Жребий выпал сегодня на G dur Равеля (в честь нового наступившего года).
Это конечно лучшее достижение Микеланджели. Пока что я лучшего исполнения не слышал. И холод, который так характерен для этого пианиста, здесь абсолютно на месте и нисколько не создает конфликта с музыкой.
Пластинка шедевр, которую все мы прослушали с истинным наслаждением.
13/I
запись
К. Шимановский
1) Симфония № 3 "Chant de la nuit"
дирижер: В. Ровицкий
соло: Стефания [Вонтович]
2) "Stabat mater"
III симфония Шимановского уже ближе к его поздним сочинениям.
Прослушал с интересом, но ожидаемого наслаждения не получил. Возможно, что это результат исполнения.
"Stabat mater" (много раз слушал раньше).
Думаю, что это прекрасное сочинение.
179
дирижер: В. Ровицкий
(В Польше его считают лучшим его сочинением; я, пожалуй, с этим не вполне согласен (скрипичный концерт!).)
14/I
Владимир Высоцкий поет свои песни под гитару
Когда нас посетили Высоцкий с Мариной Влади, наша большая комната была как цирк! Все стены расклеены комическими изречениями - следы вечеринки моего курса.
Высоцкий с удовольствием спел под гитару свои песни. Мы симпатично посидели.
15/I
запись
Вольф
Избранные песни на слова Мерике
Дитер Фишер-Дискау и С. Р.
Как я рад, что эта запись стала удачей. Мерике Вольфа страшно люблю.
С Дитером в этот раз у нас был настоящий контакт. Причина также, что эта запись с концерта (Инсбрук).
17/I
запись
Григ
Концерт a moll
С. Р.
Ловро фон Матачич
Запись Грига с Матачичем считаю одной из моих настоящих удач. Остаюсь при моем мнении и при вторичных прослушиваниях ее.
Надеюсь, что не ошибаюсь.
28/I
запись
Брукнер
Симфония № 9 d moll (три части)
дирижер: В. Фуртвенглер
К этой симфонии я почему-то никак не могу привыкнуть и удержать мое впечатление от нее в моей памяти.
Она как-то ускальзывает из головы.
Считается она чуть ли не лучшей (но с этим я не согласен), и конечно Фуртвенглер сделал всё, что он мог сделать... Но... симфония загадка...
30/I
запись
Яначек
Тарас Бульба
дирижер: В. Талих
Симфониетта
дирижер: Б. Баккала
Булез где-то высказался, что в музыке нельзя "schwelgen" <блаженствовать> (что, конечно, абсолютная чушь).
Можно - но только там, где надо. А вот в этих сочинениях Леоша Яначека просто нужно - в этом вся их суть и сила. Здесь необходима бездна чувства.
Не перестаю удивляться его самобытности.
31/I
запись
Шопен
Концерт № 1 e moll ор. 11
Вероятно всё на мощно-резком металлическом Стейнвее, и поэтому звук по-моему никак не шопеновский.
Манера игры также крепкая, может быть
180
Маурицио Поллини
дирижер: П. Клецки
Шопен
Полонез fis moll ор. 44
Мазурка cis moll ор. 50 № 3
Экспромт Ges dur ор. 51
Ноктюрн с moll ор. 48 № 1
Маурицио Поллини
"героическая", конечно точная и абсолютно виртуозная, но очарования никакого - всё как бы осовременено (и возможно с умыслом).
"Шопен в металле" - тот ли это материал для него?
К сожалению, у меня от этой записи негативное впечатление (холодное и уверенно-гордое исполнение).
1/II
запись
Гайдн
Квартет В dur ор. 76 № 4 (4 части)
квартет Татрай
Шуберт
1. "Отец с ребенком" (++)
2. "В роще"
3. "Рассерженный бард"
4. "У озера"
5. "Горести разлуки" (+)
6. "Карлик" (+++)
7. "Грусть" (++)
8. "Йозефу Шпауну"
Дитер Фишер-Дискау
Джеральд Мур
Мой совет - чаще слушать квартеты Гайдна, Вы получите массу удовольствия и пользы (может, даже для здоровья).
Здесь можно было бы повторить те же слова, но результат от прослушивания "программной" (со словами) музыки всё же несколько иной, и в нём вам преподносят не только музыку, но и поэзию.
4/II
запись
Бетховен
Струнный квартет F dur ор. 18 № 1
Gewzadhausquartett
Заставил себя послушать квартет (это мне ведь всегда трудно). Но этот, первый, я давно знаю, и он у меня более-менее на слуху с юных лет.
И потому мне его легче слушать.
8/II
запись
Глазунов
концерт f moll № 1
С. Р.
К. Кондрашин
Римский-Корсаков
концерт cis moll
С. Р.
К Кондрашин
Прокофьев
концерт Des dur № 1
С. Р.
К Кондрашин
Мои старые знакомые.
Получил удовольствие от встречи с ними. К Глазунову я отношусь с юности с большой симпатией (да, я ведь его и воочию видел в консерватории Одессы во время репетиции седьмой симфонии), потом мое участие в "Раймонде", четыре руки в пятой симфонии. Он мне действительно близок.
Римский. Кажется, моя первая запись с оркестром... если не ошибаюсь.
Первый Прокофьева. Сплошной праздник! Радость, бешеный темперамент, юмор, блеск техники и октавный эпилог...
10/II
запись
Шубертовские песни в исполнении этого замечательного певца безупречны.
181
Шуберт
Песни:

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 93)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign