LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

110
Быт. 3,5.
111
Ис. 14, 12-15.
78
менитое евангельское повествование о бесплодной смоковнице112, где го-
ворится о поступке, совершённом Иисусом Христом в Великий понедель-
ник. Когда Иисус Христос поутру возвращался из Вифании в Иерусалим,
то «взалкал», «и увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ни-
чего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же
впредь от тебя плодов вовек. И смоковница тотчас засохла»113.
Подобный поступок наверняка возмутил бы многих «зелёных», од-
нако событие это имеет принципиальное значение для христианской мора-
ли в том смысле, что определяет христианский принцип отношения к при-
роде. Греха нет там, где человек совершенствует природу во имя жизни,
даже через уничтожение более слабых, менее жизнеспособных особей рас-
тительного и животного мира, ибо такова их природа, сущность бытия-в-
мире, где добро и зло диалектически взаимосвязаны. Но и эти действия
подчиняются определённым моральным принципам, в частности, принци-
пу максимина.
Грех и связанные с ним проблемы составляют предмет этики греха.
Этика греха близка этике ответственности М. Вебера114, однако, есть
между ними и различия. М. Вебер этику ответственности связывал, преж-
де всего, с максимой: «надо расплачиваться за (предвидимые) последст-
вия своих действий»115. И в этом этика ответственности фундаментально
отличается от этики убеждения, требующей поступать согласно должному.
Этика же греха обращает внимание как на ценность мотивов, так и на
ценность результатов, что совершается через моральную оценку самих
действий – анализ свободы выбора, принципа максимина и др. Сам М. Ве-
бер, понимая значимость для морали как этики ответственности, так и эти-
ки убеждения, писал: «Но должно ли действовать как исповедующий эти-
ку убеждения или как исповедующий этику ответственности, и когда так, а
когда по-другому – этому никому нельзя предписать»116. Собственно, эти
этики, делает верное заключение М. Вебер, «не суть абсолютные противо-
положности, но взаимодополнения»117.

Контрольные вопросы



112
Мф. 21, 18-22, Мк. 11, 12-14, 20-26.
113
Мф. 21, 19.
114
См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. -
М., 1990.
115
Вебер М. - Там же. - С.697.
116
Вебер М. - Там же. - С. 704.
117
Вебер М. - Там же. - С. 705.
79
9. Что такое аксиология? Какие важнейшие исторические этапы её
развития?
10.Как развивалась аксиология в СССР?
11.Каково соотношение между ценностью и оценкой?
12.Как определяется моральная ценность?
13.Что такое «аксиологическая ошибка»?
14.Какие основные свойства моральных ценностей?
15.Какие есть аргументы «за» и «против» идеи объективности мо-
ральных ценностей?
16.Какие основные виды зла?
17.Как соотносятся зло и грех?
18.Может ли существовать добро без зла, а зло без добра?

Темы рефератов

Аксиология: становление и основные этапы развития.
1.
Проблема зла в русской культуре.
2.
Программа «переоценки ценностей» Ницше и её оценка.
3.
Проблема ценностей в марксистской философии и этике.
4.

Рекомендательный библиографический список

Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. – М., 2001.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произ-
ведения. - М., 1990.
Войтыла К.(папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопросы фи-
лософии. – 1991. - № 1.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.
Леонтьев Д.А., Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. - № 4.
Лосский Н. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. - М., 1994.
Дж. Мур. Принципы этики. - М., 1984
Ролз Джон. Теория справедливости. – Новосибирск. 1995.
Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в запад-
ной философии. - М., 1988.
Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. – М., 1994.
Этика. Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М., 2000.



80
81
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………….…………………………………….. 3

Лекция 1. ЭТИКА И МОРАЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ……... 5
Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика. Понятие
«научной», «религиозной», «профессиональной» этики. Понятие
морали

Лекция 2. ПРИРОДА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ…………………. 15
Проблема природы морали в этике. Природные, социальные
и духовные основы нравственности. Основные функции морали,
их анализ

Лекция 3. СТРУКТУРА МОРАЛИ……..………………………… 35
Моральное сознание, его структура. Нормы и принципы
как элемент морали, их классификация. Нравственные отношения
и нравственная деятельность, их анализ

Лекция 4. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИХ СУЩНОСТЬ И
СПЕЦИФИКА ……………………………………….... 51
Понятия ценности и оценки. Специфика моральных ценностей и их
структура. Понятия добра и зла в этике. Зло и грех




г. Владимир (П.Е. Матвеев)




82

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign