LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

дить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение
в душе и пугало бы;…»37.
Другую позицию в этом вопросе занимали многие русские этики, та-
кие как Вл.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев и др. Русские этики при противоре-
чии добра и долга предпочтение отдавали добру. Н. Бердяев деонтиче-
скую этику называл ещё «законической» из-за того, что она важнейшее
значение придаёт закону и долгу. Он критиковал «законическую этику» за
её неспособность проникнуть во внутренний интимный мир человека.
Ужас этой этики в том, что она пытается сделать человека автоматом доб-
родетели. В ней присутствует «нестерпимая скука» из-за чрезмерного мо-
рализаторства.
XX век, однако, стал во многих случаях веком «законической» мора-
ли, или, точнее сказать, «квазиморали», т.е. «лжеморали». XX век – это
век осуществления морали долга. Именно такой моралью была та нравст-
венность, которая навязывалась фашистами, большевиками.
Однако в морали большую онтологическую значимость имеет добро.
Долг, как отмечено, есть лишь субъективная форма осознания добра. И
правы были русские этики, утверждавшие, что при противоречии добра и
долга предпочтение надо отдавать добру. Но добро должно быть пра-
вильно понятым. И делая подобный выбор не надо стремиться освобож-
даться от противоречий в сознании, в частности и от рассматриваемого
сейчас противоречия между добром и долгом. Совесть наша не должна
быть спокойной!
Следующая важнейшая функция морали – воспитательная. Цель
нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности,
37
Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4. Ч. 1. –
С. 413.
32
способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свобод-
ной и ответственной. В целом, проблема нравственного воспитания – это
отдельная тема.
Морали присуща и познавательная, или гносеологическая, функ-
ция. В самом деле, мораль даёт информацию о добре и зле, их более кон-
кретных ценностях. Через мораль человек познаёт законы добра, диалек-
тику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире. Нрав-
ственность часто приводит человека и к постижению Бога. Кант, напри-
мер, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу
о существовании Бога и бессмертии души. Особенно много информации о
добре и зле содержится в трудах отцов церкви, в русской классической ли-
тературе и, прежде всего, в бессмертных работах Ф.М. Достоевского и
Л.Н. Толстого.
У морали есть и мировоззренческая функция. Именно в этике ре-
шаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале. Мораль наполняет
значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку
положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожи-
той жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки не-
благоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мо-
раль всегда оптимистична.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается гетерономная этика от автономной?
2. Что такое гедонизм и эвдемонизм? В чём их ограниченность?
3. Что такое биоэтика? Каковы её основные проблемы? Какие су-
ществуют предложения по их решению?
4. Чем является мораль по своей природе?
5. Что такое духовные основы морали?
6. Какие функции выполняет мораль?
7. В чём специфика нравственной регуляции?
8. Как соотносятся добро и долг?
9. Что такое деонтическая этика? Как её следует оценить?
10. В чём суть воспитательной функции морали?

Темы рефератов

1. Проблема природы морали в этике.
33
2. Биоэтика: проблемы и перспективы.
3. Генетика и этика.
4. Гедонизм, утилитаризм: достоинства и недостатки.

Рекомендательный библиографический список

Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. –
М., 1994.
Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы // Вопр. философии. -
1992. - № 10.
Войтыла К.(папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. фило-
софии. – 1991. - № 1.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.
Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1965. –
Т.4. Ч.1.
Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.
Марксистская этика / Под ред. А.И. Титаренко. - М., 1986.
Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. IV,
XII // Служба коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. http://www.russion-
orthodox-church.org.ru
Ролз Джон. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995. – Гл. 2.
Соловьёв Вл. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. - М., 1988. - Т. 1.
Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. – М., 1994.
Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М., 2000.




34
Лекция 3. СТРУКТУРА МОРАЛИ

Моральное сознание, его структура ? Нормы и принципы
как элементы морали, их классификация ? Нравственные
отношения и нравственная деятельность, их анализ

Моральное сознание, его структура

Мораль представляет собой систему, обладающую определенной
структурой и автономией. Важнейшими элементами морали предстают
моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятель-
ность и моральные ценности.
Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств,
воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир цен-
ностей добра и зла.
В нравственном сознании обычно выделяют два уровня: психологи-
ческий и идеологический. При этом необходимо сразу же выделить раз-
личные виды нравственного сознания: оно может быть индивидуальным,
групповым, общественным.
Психологический уровень включает в себя бессознательное, чувст-
ва, волю. В бессознательном проявляются остатки инстинктов, естествен-
ные нравственные законы, психологические комплексы и другие феноме-
ны. Бессознательное лучше всего изучено в психоанализе, основателем ко-
торого является выдающийся психолог XX века Зигмунд Фрейд38. Суще-
ствует большая специальная литература, посвящённая проблеме соотно-
шения психоанализа и этики39. Бессознательное по большей части имеет
врождённый характер, но оно может предстать и как целая система сфор-
мированных уже жизнью комплексов, которые в значительной степени
влияют на выбор зла.
Психоанализ выделяет в психике человека три уровня: «Я» («Эго»),
«Оно» («Ид») и «Сверх-Я» («Супер-Эго»), последние два уровня и являют-
ся основными элементами бессознательного. «Оно» при этом часто опре-

38
См.: Фрейд З. Психология бессознательного. – М.,1990; Он же. Основной
инстинкт. – М., 1997; Он же. Толкование сновидений. – М.,1998 и др.
39
См.: Фромм Эрих. Психоанализ и этика. - М., 1993; Он же. Анатомия челове-
ческой деструктивности. – М., 1994 и др.
35
деляется как подсознательное, а «Сверх-Я» - как сверхсознательное.
З. Фрейд считал, что «с точки зрения обуздания первичных позывов, т.е. с
точки зрения морали, можно сказать: «Оно» совершенно аморально, «Я»
старается быть моральным, «Сверх-Я» может стать гиперморальным и то-
гда столь жестоким, каким может быть только «Оно»»40.
Подсознательное часто предстаёт субъективным основанием выбора
зла. Это глубоко раскрыто ещё до учения З. Фрейда русским писателем
Ф.М. Достоевским через анализ психики, действий «подпольного челове-
ка»41. Сам З. Фрейд очень высоко ценил творчество Ф.М. Достоевского и
даже посвятил ему отдельную работу «Достоевский и отцеубийство». Но
подсознательное, его демоническая роль были известны людям с древно-
сти. В христианской культуре подсознательное связывается с «первород-
ным грехом», с «падшей», извращённой природой человека. Многие писа-
тели уже в XIX веке, самом атеистическом веке в истории человечества,
художественными средствами, а затем и учёные, в том числе атеист
З. Фрейд, научными средствами подтвердили библейское учение о челове-
ке. Как правильно написал православный протоиерей Александр Мень:
«Неудивительно, что многие современные мыслители и учёные, даже на-
строенные враждебно по отношению к религиозному мировоззрению, вы-
нуждены были отказаться от представлений о человеке как о гармоничном
и добром существе. Зигмунд Фрейд и его школа вскрыли это с особенной
убедительностью. Психоаналитический метод разверз перед современным
человечеством кошмарную бездну его искажённой, извращённой и боль-
ной душевной жизни. Фрейд показал, что человеческий разум еле справ-
ляется с мутными волнами подсознательных демонических инстинктов,
которые трудно изгнать и которые, даже будучи подавленными разумными
усилиями, дремлют в каждом из нас, как спора болезнетворной бацил-
лы»42.
В человеческой душе, действительно, есть это жуткое чувство удо-
вольствия от совершаемого зла, в том числе и по отношению к самому свя-
тому - к Богу, к самому себе. И в этой любви к злу, к демонизму проявля-
ется падшая, греховная сущность человека. Психоанализ вскрыл многие
реальные неосознаваемые факторы поступков человека, но он преувеличил
значимость подсознательного в человеческой психике. В человеке есть

40
Фрейд З. «Я» и «Оно» // Основной инстинкт – М., 1997. – С. 358.
41
См.: Достоевский Ф.М.. «Записки из подполья», «Кроткая», «Братья Карама-
зовы», «Бесы» и др.
42
Прот. А. Мень. История религии: В 7 т. – М., 1991. – Т. 1. – С. 139.
36
также и сверхсознательные побуждения к добру, к счастью, к самосовер-
шенствованию, к Богу. Этика, в частности христианская этика, сознатель-
но отстаивает положение об определяющей роли в выборе человека осоз-
наваемых ими положительных нравственных чувств, норм, идей, ценно-
стей.
Очень важную роль в морали играют нравственные чувства. К
нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благогове-
ния, стыда, совести, ненависти, злобы и др. Нравственные чувства отчасти
являются врождёнными, т.е. присущими человеку от рождения, данные
ему самой природой, а отчасти они социализуемы, воспитуемы. Уровень
развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную куль-
туру данного субъекта. Нравственные чувства человека должны быть обо-
стрёнными, чутко и правильно реагирующими на происходящее. Выдаю-
щийся моралист XX века Альберт Швейцер писал, например, о совести,
что «чистая совесть есть изобретение дьявола»43. Вл.С. Соловьёв, как от-
мечалось, за субъективные основы морали принимал три чувства, которые
считал врождёнными у человека, и уже потому общечеловеческими, - это
стыд, сострадание и благоговение. Стыд регулирует отношение человека
к тому, что ниже его по ценности, сострадание – к тому, что равно челове-
ку по ценности, а благоговение – к тому, что выше его по ценности44.
Вл.С. Соловьёв при этом не отрицал и существования объективных основ
морали, в частности, общественных её оснований. Современная этика не
отрицает первостепенной значимости чувств стыда, совести, сострадания и
благоговения для нравственного бытия. Однако она не сводит к ним все
субъективные предпосылки морали.
Стыд есть моральное чувство, через которое человек осуждает
свои действия, мотивы и моральные качества. Содержанием стыда явля-
ется переживание вины. Стыд есть первоначальное проявление нравствен-
ного сознания и в отличие от совести имеет более внешний характер. Как
элементарная форма нравственного сознания стыд, прежде всего, выража-
ет отношение человека к удовлетворению своих природных потребностей.
Совесть есть нравственно-психологический механизм самоконтро-
ля. Этика признаёт, что совесть предстаёт личным сознанием и личным
переживанием относительно правильности, достоинства, честности и дру-
гих ценностей добра всего того, что делалось, делается или намечается де-

43
Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. – С. 315.
44
См.: Соловьёв Вл.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т.1.
37
латься человеком. Совесть является связующим звеном между нравствен-
ным порядком в душе человека и нравственным порядком мира, в котором
живёт человек.
Существуют разные концепции совести: эмпирические, интуитиви-
стские, мистические. Эмпирические теории совести основываются на
психологии и пытаются объяснить совесть через приобретённое лично-
стью знание, которое определяет её нравственный выбор. Так, фрейдизм
объясняет совесть как действие «Сверх-Я», с помощью которого общество
контролирует волю индивида. Бихевиоризм рассматривает совесть через
дихотомию «наказание – вознаграждение», когда личность научается ис-
полнять вознаграждаемые действия и избегать наказуемые.
Интуитивизм понимает совесть как «врождённую способность мо-
рального суждения», как умение мгновенно определить, что является пра-
вильным. Русский философ интуитивист Н.О. Лосский считал, что «со-
весть можно назвать «голосом Божиим в человеке»45, который имеет во
многом инстинктивный характер. «Основа совести, - писал русский фило-
соф, - …есть начало, столь глубинное и столь далёкое от скудости земного
бытия, что совершенное опознание его в земных условиях невозможно;
поэтому приговоры совести поднимаются из тёмных недр духа безотчётно
и могут быть рационально обоснованы только в простейших случаях»46.
В мистических теориях совести устанавливается её связь с религиоз-
ным опытом. Здесь «совесть обычно понимается как невидимая и таинст-
венная сила, присутствующая в человеке и принуждающая его делать то,
что является добрым и правильным»47. Совесть здесь иногда понимается
как голос Ангела-Хранителя или даже Самого Бога. Совесть есть осознан-
ный долг совершать конкретные дела в следовании моральному закону.
Надо признать, что в христианской этике, которая также отстаивает мис-
тическое понятие совести, в учении о совести отражён многовековой нрав-
ственный опыт, который полезен и верующим, и атеистам.
Совесть может быть разных видов, - различают «добрую и совер-
шенную совесть», «угасшую и несовершенную совесть». В свою очередь,
«совершенная» совесть характеризуется как активная и чувствительная,



45
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. – С. 101.
46
Там же. С. 101.
47
Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М., 1994. –
С. 72.
38
«несовершенная» – как спокойная, или потерянная, пристрастная и лице-
мерная48.
Воля как субъективная способность к самодетерминации очень су-
щественна для нравственности человека, ибо она характеризует человече-
скую свободу при выборе добра или зла. С одной стороны, этика исходит
из того положения, что воля человека изначально отличается своим сво-
бодным характером при выборе добра и зла. И в этом отличительная осо-
бенность человека, выделяющая его из животного мира. С другой сторо-
ны, нравственность способствует развитию данной способности, формиру-
ет так называемую положительную свободу человека, как его способность
выбрать добро и вопреки собственным пристрастиям или внешнему при-
нуждению49. В этике были попытки рассматривать волю в целом как осно-
ву морали. Так, например, считал Ф. Ницше, попытавшийся предложить
«переоценку ценностей» с точки зрения «воли к власти» как важнейшей
ценности50. Этика А. Шопенгауэра также высоко оценивала волю к вла-
сти51. Однако волюнтаристская этика Шопенгауэра характеризуется пес-
симизмом, а этика Ницше – нигилизмом. Пессимизм и нигилизм с точки
зрения христианской морали есть зло. И подобный аморальный характер
волюнтаристской этики в лице двух её выдающихся представителей свиде-
тельствует о том, что одна воля не может рассматриваться как основание
морали.
Идеологический уровень нравственного сознания включает в себя
нормы, принципы, идеи, теории.

Нормы и принципы как элементы морали,
их классификация

Нравственная норма – это правило действий человека, сформули-
рованное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей. Нор-
мы рассматриваются в этике как один из важнейших элементов нравствен-
ности в целом. И это связано с регулятивной функцией морали как её
важнейшей социальной функцией. Однако нормы играют важную роль не


48
См.: Архимандрит Платон. Указ. соч. – С. 76 - 78.
49
См.: Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974; Гусейнов А.А. Социаль-
ная природа нравственности. – М., 1974.
50
См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т. 2.
51
См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представления. – М.. 1993. – Т. 1 - 2.
39
только в морали, но и в праве, в политике, в религии и в других сферах
деятельности.
Каково соотношение между нравственными и юридическими норма-
ми как основными видами социальных норм? С формальной стороны
нравственные и правовые нормы могут и не различаться. В структуре
нравственной нормы, как и в правовой норме, выделяются диспозиция, вы-
ражающая содержание и характер требования, а также гипотеза, которая
указывает на условие исполнения нормы, и санкция, выражающая способы
или средства обеспечения её дееспособности.
В основе норм лежат те или иные ценности. Собственно, норма –
это определённое требование к поведению субъекта по реализации той или
иной ценности. Уже поэтому количество нравственных норм и принципов
не ограничено. Принципы – это наиболее общие нормы. И возникает
проблема отбора наиболее значимых принципов. Особое место в нравст-
венности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие
как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвиде-
тельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей зна-
чимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к друго-
му человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Широкую известность получил и один из важнейших принципов
христианской морали, а именно принцип любви, который имеет разную
формулировку: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоня-
щих вас»52. Или другая формулировка принципа христианской любви, ко-
торый так был озвучен самим Иисусом Христом: «И один из них, закон-
ник, искушая Его, спросил, говоря: «Учитель! Какая наибольшая заповедь
в законе?» Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем
твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и
наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего,
как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и проро-
ки»53. Данная формулировка, в свою очередь, подверглась следующей
краткой транскрипции у святых отцов: « Люби Бога больше себя, а другого
человека как самого себя». Очень много нареканий вызвало требование
христианской этики любить врагов своих. Однако правильно понятый
данный принцип не отрицает и борьбу с врагами Бога, отечества, с личны-

52
Мф. 5, 44.
53
Мф. 22, 35 - 40.
40
ми врагами, но важно, чтобы борьба эта не сопровождалась озлоблением,
превышением меры справедливости, не отрицала милосердия. Можно,
оказывается, одновременно сражаться с противником и любить его по хри-
стиански.
Отличительной особенностью нравственных норм является то, что
они предполагают и особого субъекта, т.е. субъекта, выбор которого ха-
рактеризуется чистотой мотива, что заставляет субъекта «подняться»
над обстоятельствами, сделать «прорыв» условий, необходимых связей,
«опутывающих» его.
Нравственные нормы отличаются также всеобщим характером, они
обращены ко всем людям. И потому в морали наблюдается тождество
субъекта и объекта, когда норма, которую субъект предлагает для объек-
та, является обязательной и для него самого.
Нравственные нормы характеризуются как внеинституциональные.
Это означает, что санкции за исполнение или нарушение нравственных
норм накладываются не социальными институтами, как в праве, где по-
добная функция сохраняется за государством, а нравственным сознанием
самого субъекта и общественным мнением.
Множество нравственных норм и принципов можно подразделить на
требования и позволения. В свою очередь, требования подразделяются
на обязательства и естественные обязанности. Естественные обязан-
ности делятся на положительные и отрицательные. Позволения также
подразделяются на безразличные, или адиафорные, и сверхдолжные. Та-
ким образом, общая структура нравственных норм (принципов) выглядит
следующим образом (см. рисунок) 54.

нормы

требования позволения

обязанно- обяза- адиа- сверх-
сти тельства форные должные

Структура нравственных норм




54
В данной схеме использованы идеи Дж. Ролза при его классификации прин-
ципов. См.: Дж. Ролз. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995. - С. 103 - 108.
41
Требования отличаются тем, что имеют строго обязательный, кате-
горический характер. В то время как позволения носят желательный, воз-
можный характер. Отличительной чертой требования является также то,
что его отрицание невозможно, - нарушение требования выводит субъекта
за сферу добра в сферу зла. Требования могут предстать как всеобщие
(«естественные») и простые обязанности. Всеобщие обязанности долж-

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign