LINEBURG


страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет




П.Е. МАТВЕЕВ



ЭТИКА

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ МОРАЛИ

Курс лекций

Часть первая




Владимир 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время в российском обществе происходит определённая
«переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развивае-
мой в социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако
эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными
общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и
ложные «псевдоценности». Наряду с ростом внимания части населения к
морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма. В обществе
получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ
силы, антиценности «сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому
очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии.
И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жиз-
ненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую
информацию.
Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает
в мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хо-
зяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравствен-
ным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть
равноправным и уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия
имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование кото-
рым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют
нашему профессиональному успеху. Но чтобы следовать нормам профес-
сиональной этики, надо их знать и правильно оценивать.
Предлагаемый курс лекций ставит своей целью оказать помощь при
изучении дисциплин «Этика», «Этика бизнеса», «Этика предприниматель-
ства».
В российской этике уже имеются учебники по общему курсу этики и
по профессиональной этике. Можно выделить такие учебники, как Гу-
сейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998; Этика / Под общ. ред. А.А.
Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М., 2000; Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. -
М., 2001 и др. Предлагаемое учебное пособие дополняет текст учебников
и может рассматриваться как дополнительный источник. Это пособие
3
ориентировано не только на студентов гуманитарных специальностей, но и
технических, экономических. Автор при изложении материала обращался
также к религиозной этике, в частности, к православному нравственному
богословию, чтобы приобщить студентов к тем общечеловеческим нравст-
венным ценностям, которые отстаивает и развивает христианство.
Курс лекций предполагает две части. В первой, публикуемой, рас-
крываются темы, связанные с природой, структурой, функциями и ценно-
стями морали. Во второй части курса лекций будут проанализированы ос-
новы профессиональной этики, в частности, этики бизнеса.
Нам представляется, что в предложенном курсе лекций имеется оп-
ределённый пропедевтический элемент, поскольку автор старался дать
систематическое изложение важнейших проблем этики по возможности
логически последовательно и доступно. В книгу включён и необходимый
методический материал, поскольку после каждой лекции дан библиогра-
фический список, а также указаны дополнительные вопросы для контроля,
темы докладов и рефератов.
В конце предисловия автор хотел бы заверить читателя, что выска-
занные им замечания по дальнейшему совершенствованию предлагаемого
курса лекций будут с благодарностью приняты, внимательно изучены и
учтены.




4
Лекция 1. ЭТИКА И МОРАЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика ?
Понятие научной, религиозной, профессиональной
этики ? Понятие морали

Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика

Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются од-
ними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из са-
мых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом
предстают одними из самых важных для человека.
Так, великий немецкий философ И. Кант писал, что «все интересы
моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следую-
щих трёх вопросах:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?»1.
Первый вопрос гносеологический и решается чистым спекулятивным
разумом. Второй вопрос нравственный и решается чистым практическим
разумом. Первому вопросу посвящена, как многие считают, главная рабо-
та Канта – «Критика чистого разума», представляющая собой очень глубо-
кий и сложный философский труд. Второму вопросу посвящены у Канта
«Критика практического разума» и др. этические работы. Но сам Кант от-
давал предпочтение чистому практическому разуму перед чистым спеку-
лятивным разумом, т.е. этика по нему имеет определённое первенство пе-
ред гносеологией. «Следовательно, в соединении чистого спекулятивного
разума с чистым практическим в одно познание чистый практический ра-
зум обладает первенством, если предположить, что это соединение не слу-
чайное и произвольное»2. Таким образом, сложнейшая гносеология Канта
может быть рассмотрена как введение в этику.


1
Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 3. - С. 661.
2
Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 4. Ч. 1 -
С. 454.
5
Гениальный художник и великий моралист Л.Н. Толстой писал: «Мы
все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скуч-
ная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между
тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными,
кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и госу-
дарственная, и научная, и художественная, и торговая – не имеет другой
цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и обще-
доступность нравственной истины»3.
Итак, что такое мораль, нравственность, этика? Проще всего дать
определение этики. Этика есть учение о морали. Мораль предстаёт
предметом этики. Этика возникает в лоне философии и существует по на-
стоящее время как философское учение и философская учебная дисципли-
на. Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Со-
крат (469-399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории человечества бы-
ли Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э.
– 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180), Августин Блаженный (354 – 430), Б.
Спиноза (1632 – 1677), И. Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 –
1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А. Швейцер (1875 – 1965). Этикой занима-
лись все крупные русские мыслители. Наиболее значительные работы по
этике оставили св. Тихон Задонский (1724 – 1783), св. Феофан Затворник
(1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900), Н.А. Бердяев (1874 – 1948),
Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение приобрели нравственные
идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
На развитие морали и этики огромное влияние оказали идеи морали-
стов, т.е. людей предлагающих новые моральные заповеди, более глубо-
кое понимание известных нравственных принципов. К числу великих мо-
ралистов человечества следует отнести Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса,
Мухаммеда.
Существует, однако, и попытка сделать этику «научной», оторвав её
от такой мировоззренческой, «ненаучной» формы как философия. - По-
добная тенденция наблюдается в позитивизме, который пытается сделать
из этики строго верифицируемую научную дисциплину. Но в результате
из их этики уходит мораль и остаётся «этика без морали».
Считается, что термин «этика» ввёл Аристотель для обозначения
особых добродетелей характера в отличие от дианоэтических добродете-

3
Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 16. –
С. 209.
6
лей разума. Он же создаёт и теорию об этических добродетелях – этику4.
И здесь содержится важная мысль, которая окажет влияние на дальнейшее
развитие этики и психологии, а именно: человеческий интеллект состоит
из двух важнейших частей – разума и нрава. Разум включает в себя мыш-
ление, память; нрав – чувства, волю.
В отличие от во многом стихийно формирующейся нравственности,
этика представляет собой сознательную духовно-теоретическую деятель-
ность. Но теоретически она решает и многие из практических вопросов,
которые возникают перед человеком в жизни и которые связаны с пробле-
мами долга, добра, зла, смысла жизни и т.п. Этика рационально осмысли-
вает, развивает и формализует некоторые интуитивно очевидные для нас
истины о нравственных ценностях, придавая тем самым подобным интуи-
тивным предположениям статус научно обоснованных положений. И это
очень важная, нужная и сложная работа. Так, например, крупнейший аме-
риканский этик XX века Дж. Ролз свою довольно-таки сложную концеп-
цию «справедливости как честности» строит на двух, интуитивно прини-
маемых как справедливые, принципах – принципе «равенства исходных
позиций» и принципе «компенсирующего преимущества» для менее пре-
успевающих членов общества. Поэтому традиционно этику ещё называют
«практической философией».
Этика, возникнув в философии, тем не менее не выделилась в осо-
бую науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что пробле-
мы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения
органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его во-
ли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В мо-
ральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззрен-
ческих позиций!
В этике как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться
два рода проблем. Один род проблем связан с нормами, принципами,
ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формиро-
вания, воспитания и т.д. Этими вопросами занимается нормативная эти-
ка. Именно нормативная этика даёт нам специфическое моральное знание,
для восприятия которого важны как деятельность ума, так и чувств, ин-
туиции, т.е. «деятельности сердца», как подобная деятельность определя-



4
См.: Аристотель. Большая этика // Собр. соч.: В 4 т. – М., 1983. - Т. 4; Ари-
стотель. Никомахова этика. Там же.
7
ется в русской этике5. Это знание часто может не восприниматься чисто
рассудочно, потому «образованные» люди могут оказаться более глупыми
в нравственном смысле, нежели «простые», но чуткие сердцем люди.
Нравственное знание, таким образом, передаётся в разной форме, а
не только в сугубо понятийной, научной. Оно может передаваться в прит-
чах, нормах, пословицах, сказках, былинах, мифах и т.п. Не случайно но-
вые представления о добре и зле Господь Иисус Христос передал в форме
притч. Особую роль в нормативной этике играет проповедь как специфи-
ческая форма передачи нравственно-нормативного содержания. Эта фор-
ма давно оценена по достоинству церковью, но может быть и светская
проповедь.
Второй род проблем в этике – это собственно теоретические вопросы
о сущности морали, о её происхождении, законах развития и т.д. Данными
вопросами занимается теоретическая, или дескриптивная, этика. Дан-
ная этика в наибольшей степени наукообразна, её язык более наукообра-
зен, формализован, чем в нормативной этике. Несомненно, что эти две
разновидности этики диалектически взаимосвязаны.

Понятие научной, религиозной,
профессиональной этики

Существует ряд понятий, связанных с понятием «этика», более част-
ного рода, как то: «научная этика», «религиозная этика», «профессио-
нальная этика». Понятие «научная этика» многозначно. Под данным
понятием обычно понимается стремление человека опираться в своей
нравственной деятельности на более глубокое, научное знание действи-
тельности. И с таким значением понятия «научная этика» можно и нужно
согласиться. Однако сама «научность» в этике иная, нежели в естествен-
ных науках. «Научность» в этике не принимает строго формализованной,
дедуктивной или математической формы, не является и строго обоснован-
ной через опыт; индуктивный метод здесь также имеет свои границы.
Замечательно об этом свойстве этического знания выразился
Л.Н. Толстой. Он писал: « В области нравственной происходит одно уди-
вительное, слишком мало замечаемое явление.
Если я расскажу человеку, не знавшему этого, то, что мне известно
из геологии, астрономии, истории, физики, математики, человек этот по-
5
См.: Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по уче-
нию слова Божия // Философские произведения. – М., 1990.
8
лучит совершенно новые сведения, и никогда не скажет мне: «Да что ж
тут нового? Это всякий знает, и я давно знаю». Но сообщите человеку са-
мую высокую, самым ясным, сжатым образом, так, как она никогда не вы-
ражалась, выраженную нравственную истину, - всякий обыкновенный че-
ловек, особенно такой, который не интересуется нравственными вопроса-
ми, или тем более такой, которому эта нравственная истина, высказывае-
мая вами, не по шерсти, непременно скажет: «Да кто ж этого не знает? Это
давно и известно и сказано». Ему действительно кажется, что это давно и
именно так сказано. Только те, для которых важны и дороги нравственные
истины, знают, как важно, драгоценно и каким длинным трудом достига-
ется уяснение, упрощение нравственной истины – переход её из туманно-
го, неопределённого сознаваемого предположения, желания, из неопреде-
лённых, несвязных выражений в твёрдое и определённое выражение, неиз-
бежно требующее соответствующих ему поступков»6.
Понятие «научной этики» часто связывают с какой-то особой, опи-
рающейся на конкретную науку концепцией морали. Такая этика, считает-
ся, основывается на научно-проверенных фактах и использует научную
методологию. Примером подобной «научной этики» может быть «нату-
ралистическая этика», «строящаяся» на природных фактах, как-то: ин-
стинкты человека, его естественное стремление к удовольствию, его ирра-
циональная воля к жизни, к власти. Такой этикой явилась этика социал-
дарвинистов, представителями которой были Ч. Дарвин, П.А. Кропоткин и
др.
П.А. Кропоткин в книге «Этика» отмечал, что « самые понятия о до-
бре и зле и наши умозаключения о «Высшем добре» заимствованы из жиз-
ни природы»7. Существует инстинктивная борьба между видами и ин-
стинктивная взаимопомощь среди видов, что и предстаёт основой морали.
Инстинкт взаимной симпатии наиболее полно проявляется у обществен-
ных животных, человека. Современная биология, в частности этология,
значительно расширила представление человека о поведении животных.
Однако она сохранила идею о естественных факторах морали, зачастую
преувеличивая их роль. Примерами здесь могут служить концепции
К. Лоренца, В.П. Эфроимсона, Г. Селье и др8.

6
Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 16. –
С. 209.
7
Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991. – С. 34.
8
См.: Лоренц К. Агрессия. - М., 1994; Эфроимсон В.П. Генетика и этика. -
СПб., 1995.
9
Научной считала себя и марксистская этика, которая выводила мо-
раль из объективных социальных отношений, рассматривала её как специ-
фическую форму сознания или особый способ освоения действительности,
имеющего классовую основу. Специфическую научную этику разрабаты-
вает неопозитивизм, который считает, что предметом научной этики мо-
жет быть лишь язык морали и этики, а не сама мораль. Подобная этика
получила название «метаэтики»9.
Существуют и возражения против концепций «научной этики».
Наиболее серьёзная критика представлена эмотивизмом как одним из на-
правлений неопозитивистской теории морали. Главный аргумент эмоти-
визма касается сущности нравственных ценностных суждений. Здесь ут-
верждается, что все ценностные суждения являются прескрипциями, а не
дескрипциями, т.е. они выражают наши субъективные установки или эмо-
ции, а не обозначают нечто объективное10. Однако эта точка зрения не
объясняет возможность моральной аргументации, споров, - они тогда про-
сто становятся бессмысленными, ибо все суждения равнозначны. Целые
пласты бытия как, например, природная и социальная сферы оказываются
«обесцененными». Этические учения, отстаивающие тезис о дескриптив-
ности ценностных суждений, т.е. о том, что они описывают нечто объек-
тивное в морали, предстают более правдоподобными. Они объясняют
большее количество моральных явлений, и им следует отдать предпочте-
ние. Эмотивизм ведёт к релятивизму и нигилизму как этическим учениям,
утверждающим, что в сфере морали всё относительно, и что нет абсолют-
ных, общечеловеческих ценностей добра.
Итак, понятие «научной этики» не является бессодержательным или
бессмысленным. Этика может и должна включать в себя научные факты,
методы, теории, хотя их возможности здесь ограничены. В этике велика
роль чувств, прескриптивных суждений, самооценок.
Религиозная этика – это этика, которая основывается как на естест-
венных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку
нравственных истин. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравст-
венные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть»
умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освя-
щающей душу Божией благодати и т.п11.
9
См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.
10
См.: Ayer A.J., Language, Truth and Logic. Harmondsworth, Penguin, 1982.
11
См.: Войтыла К. (папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. философии.
– 1991. - № 1.
10
В целом отношения религии и морали непростые. Всякая религия,
как связь человека с Богом, включает в себя и определённую мораль, опре-
деляющую принципы данной связи с позиций добра. В свою очередь,
окончательное своё основание добро получает в Боге. Как писал св.
Феофан Затворник: «Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступле-
ния и утончённости, когда не держалось нравственных целей; а нравоуче-
ние принимало недолжные направления, когда не освещалось вероучени-
ем»12. Поэтому в богословии существует такая дисциплина, как нравст-
венное богословие. Крупнейшими православными нравственными бого-
словами можно назвать св. Тихона Задонского (XVIII в.), св. Феофана За-
творника (XIX в.), св. Игнатия Брянчанинова (XIX в.)13.
Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-
первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими
своей профессиональной деятельности. Во-вторых, это теория данных
кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соот-
ношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. В целом,
данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отноше-
ния части и целого. Нельзя подменять общечеловеческую мораль про-
фессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт
общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы яв-
ляются лишь её разновидностью.
Как замечено в гениальном романе М.А. Булгакова «Мастер и Мар-
гарита» об осетрине «второй свежести»:
«- Голубчик, это вздор!
- Чего вздор?
- Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна -
первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это оз-
начает, что она тухлая!»
Поэтому когда возникают в сознании субъектов противоречия между
требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональ-



12
Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения // Творения
иже во святых отца нашего Феофана Затворника: В 2 т. - М., 1994. - Т.1. - С. 7.
13
См.: Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты // Творения святителя
Игнатия Брянчанинова: В 7 т. - М., 1991. - Т. 1 - 2; Св. Тихон Задонский. О истинном
христианстве // Творения св. Тихона Задонского: В 5 т. - Изд. Псково-Печорского мо-
настыря. – 1994. – Т. 2 - 3; Св. Феофан Затворник. Указ. соч. - Т. 1 - 2; Арх. Платон.
Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.
11
ной этики, то предпочтение следует отдавать общечеловеческим нравст-
венным принципам.
Профессиональная этика многообразна. Наиболее значимые про-
фессиональные этики – это этика врача (деонтологическая этика), этика
юриста, этика бизнеса, этика учёного, педагогическая этика и др.

Понятие морали

В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и
нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют
попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, ко-
торый мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность
со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница
между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действитель-
ности выполняют.
В русской культуре были предложения вообще не использовать в
русском языке слова «мораль», которое имеет иностранное происхожде-
ние, - оно происходит от латинского слова «moralis», что означает «нрав-
ственный». В русском языке, как считал И.В. Даль, оно заимствовано от
французского слова «moralite?», которое первоначально означало «драма-
тургический жанр; в западноевропейском театре в XV-XVI вв. - назида-
тельная, аллегорическая драма, персонажами которой были персонифици-
рованные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека»14.
В.И. Даль считал, что русское слово «нравственный» нисколько не хуже
французского слова «моральный»15. Но ошибаться могут любые учёные, в

страница 1
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign