LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Если бы человек был "завершён", то мифологическая, а также религиозная история были бы исключительно бедными. Именно в силу развитости "производительных органов" технологии духовно-теоретических и практически-духовных чувств, человек оказывается способным на самые высокие религиозные порывы, способным к производству самых утончённых религиозных форм. "Даже всякая история религии, абстрагирующаяся от этого материального базиса (т.е. от "производительных органов общественного человека". - А.Л.), - некритична. Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений (намёк на французских просветителей и Фейербаха! - А.Л.), чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы" (Там же). Такова классическая программа Маркса в области исследования философии и истории религии.

А.В. Лукьянов

Вместо заключения. О вере, достоинстве и любви человека

Может показаться странным и неожиданным, что в эпоху господства примитивной рассудочности, когда ценится, говоря словами Фихте, только понятное, приятное и удобное, ещё находятся люди, занятые пробуждением в себе и в других достоинства и любви к свободе. Ведь вера, достоинство и свобода - это такие чувственно-сверхчувственные "вещи", которые имеют не только земное измерение, но и становятся перед другими земными явлениями, так сказать, "на голову", так что уподобляются царице Меб*.
Никто не может дать гарантий в том, что при чрезмерном воспевании данных "вещей" и при активном стремлении к ним они не приобретут когда-нибудь способность Василиска**. Дьявол во всех религиях - наименее ограниченная тварь; он обладает избытком активности и силы. Поэтому, если человек не хочет утратить веры и достоинства, то он должен подумать о мере своего стремления к различным идеалам.
Но где вообще эти счастливцы, особенно в то время, которое, пребывая в разладе со своим прошлым, не в силах найти прорыва в другую, более истинную эпоху. Ведь человек не только стремится закрыться крышей своего дома, орбитами планет и циклами Млечного пути, но и спрашивает: а что дальше?
Однако во все времена люди предпочитали сумерки солнечному дню, не понимая, что именно в сумерках являются призраки. Стоны, извлекаемые ими, похожи на стоны мандрагоры***. Когда её вырывают с корнями, то образуется звук, ввергающий человека в безумие. Абсолютная Свобода, любовь - это такие призраки, от ужаса которых можно сойти с ума во тьме. Нередко люди в свой последний миг прощания с любовью бывают счастливы и веселы. Но это лишь глубочайшая констатация того факта, что наша "земная вечность" не может быть абсолютно полной и до конца Божественной. Ведь, будь эта жизнь Божественной, полностью прекрасной и свободной, от неё не было бы никогда избавления и человек, таким образом, никогда бы не смог стремиться к новому. В противном случае следовало бы признать абсолютно несостоятельными любые попытки освобождения от мира (но они есть!)
Результат нашего прежнего социального и духовного развития сегодня приходит в противоречие с самой действительностью. Это развитие нашло своё завершение в следующей мыслительной посылке: на человеческом разуме процесс творения завершился, что нет существа совершеннее человека. Но мы видим то, как этот чисто просветительский взгляд даёт трещину, что человек вновь и вновь размыкает круг событий. Над природой и её однообразным круговоротом воздвигается новый мир. Так, вместо индивида мы застаём человеческий род, духовную жизнь, которая постоянно рождает нечто новое. Наш земной мир, таким образом, не укладывается в тот тезис, согласно которому конечной целью творения является человек. В самом последнем содержится первопричина этого нового движения, постепенно возвышающегося над природой.
Но каким же образом именно человеку оказалось по силам в буквальном смысле этого слова поставить всё под вопрос и именно в тот момент, когда это Всё должно было, наконец, достичь единства? Каким образом сегодня человек оказывается в состоянии вызывать новое социальное и духовное напряжение?
Постановке всех этих вопросов мы во многом обязаны Шеллингу, который в своей "Философии откровения" их высветил наиболее рельефным образом.
Истинный смысл жизни человека как творческой личности заключается в том, что он должен найти в себе от вечности потенцию, волю, воспламенённую его желанием к действию. Природа этой воли ничем не ограничена, а потому бессильна. Она - всего лишь материя. Причины, приводящие к её возникновению, не те же самые, что вызывают появление формы. Материя безгранична и нуждается в отличие от формы в независимой от неё причине.
Вышеизложенным можно объяснить и давнюю традицию учения о сверхматериальной природе человеческой души. Дух - это не вещь в смысле чего-то свершённого, а всего лишь "звенящая свобода" или "абсолютная подвижность". И всё же эта свобода есть свобода условная, ограниченная. Она существует до тех пор, пока человек остаётся в согласии с космическими потенциями. Но быть в согласии - это значит занять положение той "золотой середины", которая находится между потенцией бытия и потенцией небытия. Каждый волен выбрать любое решение, но лишь тот достигнет подлинной славы, кто не станет абсолютизировать ни силу любви, ни силу смерти.
Достоинство человека, следовательно, состоит в том, чтобы делать не всё, что можно сделать, т.е. приобрести привычку думать о социальных и нравственных последствиях своих деяний. В этом мире, который пребывает в напрасных поисках прекрасной и конечной цели и который порождает никогда не проходящее ложное время, один лишь "внутренний человек" всё ещё продолжает каким-то образом существовать во всех нас. Но всякое стремление реализовать заключённые в этом "человеке" потенции составляет, тем не менее, тот "недосягаемый идеал" (термин Фихте), который никогда не будет осуществлён в действительности. Вместе с тем невозможно быть "счастливым при условии грозящего завтра нуля" (Ф.М. Достоевский. "Дневник писателя"). Признавая всю плодотворность идеи стремления к лучшему будущему, следует быть осторожным в своих желаниях.
Я. Бёме где-то замечает, что желание именно жаждет, чтобы оно было; оно не духовно, а материалистично, поскольку хочет иметь, владеть, наслаждаться. Но всякое владение и наслаждение каждый раз заканчивается скукой, усталостью. Поэтому человек стремится к перемене владения, но в сущности он стремится к тому, что только под другим названием сохраняет свой приятный и "сладкий запах" (В. Шекспир. "Ромео и Джульетта").
В своей жизни мы иногда приближаемся к той пограничной черте, где всё кажется бесцветным, где смолкают любое чувство и любая страсть, где всё, следовательно, оказывается постылым до такой степени, что уже не может являться источником энергии. В эти жизненные мгновения человек оказывается как бы поставленным на вершину, где обладает силой свободного продвижения как к новому и неожиданному, так и к тому, чтобы примириться с существующим. Но истинная вера и достоинство человека заключаются как раз в том, чтобы он под толстым слоем "праха земного" умел отыскивать ростки "вечно зелёного и цветущего берега вечности" (Ф. Мархейнеке. "Речь на могиле Фихте"). При этом мы согласны с той точкой зрения, согласно которой время не гомогенно вечности, но положено наряду с ней как иное (Св. Августин, Шеллинг).
Вечно то, что никогда не может надоесть, что не потребляется до конца, а, следовательно, постоянно и непрерывно "осваивается". Не знать меры в этом освоении, хотя наш земной предел при этом исключительно мал - это Божественно. Многие вещи, говорит Аристотель в "Никомаховой этике", нравятся лишь до тех пор, пока они новы, а потом уже не так. По этой же причине мысль сначала увлечена и деятельна в новом предмете (например, когда вглядываются в лицо нового человека, стремясь его узнать), но после деятельность бывает не такой уж напряжённой. Напротив, она часто становится небрежной, а потому тускнеют и все наши наслаждения. Лишь некая духовная жизнь, не знающая меры в великом, но в то же время совершающаяся не в отрыве от здравого рассудка, может явиться таким "делом-действием" (Фихте), которое каждый раз будет пробуждать новые потенции, а вдохновение не будет при этом скользить по поверхности, воздействуя то на одну, то на другую сторону нашей души.
Творческое вдохновение охватывает человека мгновенно и всеобъемлющим образом. Желать и верить в него всеми своими силами - вот та цель, ради которой все мы существуем.
Нам не дано любви, которая обняла бы собой всё человечество, т.е. в сущности религиозной любви. Все люди разные и интересы их также различны. Стремиться сделать всех счастливыми - всё равно что заставлять всех после кровавой бойни мирно дремать. Чем человек становится счастливее, тем легче его погубить. Мысль [например, о всеобщем счастье], говорит Гёльдерлин в своём романе "Гиперион", которая "должна бы исцелять боль, сама заболевает". Такова глубокая скрытая диалектика жизни и мысли!
Современный цивилизованный человек часто остаётся исключительно бедным при всём своём материальном и, быть может, духовном богатстве, вероятнее всего, ещё и потому что не научился не игнорировать положительного смысла сна и пустоты нашего времени. Последние до тех пор, пока не противопоставляются бодрствованию и полноте деятельности, освобождают нас от ожидания близкого счастья, продлевая ожидание чего-то другого: существования, оплодотворённого вдохновением.
Поэтому мы должны научиться жить с уверенностью в творчески-конструктивном значении пустоты, ощутить наконец ту "тягость лёгкости" (В. Шекспир "Ромео и Джульетта"), в которой заключён её смысл.
Легко сказать! Однако, если мы сегодня не проявим своей преданности пустоте и отчуждению, то наша "жизненная ваза", переполненная всякого рода иллюзиями ("братства", "равенства", "борьбы за общее дело" и т.д.), уже в скором времени разлетится на части. Потенция смерти достигает своего опасного напряжения именно в тот момент, когда стремление к жизни является наивысшим. Человек, постоянно озабоченный только налаживанием своей сакральной связи с Абсолютом, в котором отрефлексирована вся полнота бытия, рискует тем, что его мышление может провалиться в бездну. "Какая жуть - заглядывать с обрыва /В такую глубь!" (В. Шекспир. "Король Лир").
Наконец, не следует думать, что добро когда-нибудь полностью отделится от зла (в этом солидарны многие религии), полнота от пустоты, деятельность от созерцания. Нет! Зло сильно как раз своей связью с добром. Однако слабая сторона зла заключается в том, что взятое само по себе, оно не обладает той духовной энергией, которая заключена в любви, представляющей собой не попытку "зацепиться за чужое бытие" (А.Н. Чанышев. "Трактат о небытии" //Вопросы философии, № 10, 1990), а силу, с помощью которой можно "совершенствовать всегда свой образ" (В. Шекспир. "Ромео и Джульетта").
Итак, достоинство человека и вся его свободная вера должны быть заключены в любви, украшенной разумом. Лишь весьма немногим знакомо это чувство, тогда как миллионы людей на разные лады лишь забавляются её покрывалами. Ни любовь исключительно "к дальнему", ни "религия любви", основанная на таком сугубо мирском отношении, как чувственная любовь между мужчиной и женщиной, ни заповедь, проповедующая любовь только к христианам или последователям других религий, не могут быть истинными.
Человека постоянно жжёт огонь небытия, человек иногда даже хоронит свою любовь, но это не даёт ему права, "чтоб из её могилы /Любовь иную к жизни вызвать вновь" (В. Шекспир "Ромео и Джульетта).

Краткие комментарии

Бакунин, Михаил Александрович (1814-1876) - русский революционер, публицист, участник революции 1848-1849 гг. в Германии; впоследствии один из идеологов анархизма и народничества.
Бауэр Бруно (1809-1882) - немецкий философ, один из видных младогегельянцев, автор ряда фундаментальных работ по истории христианства.
Бунзен, Христиан Карл Йозиас, барон (1791-1860) - прусский дипломат, публицист и теолог, близкий к прусским придворным кругам.
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель знаменитой "Энциклопедии философских наук".
Ганс, Эдуард (1798-1839) - рано умерший и самый выдающийся из учеников Гегеля.
Гесс, Мозес (1812-1875) - немецкий публицист, младогегельянец, в середине 40-ых годов XIX века один из главных представителей "истинного социализма".
Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832) - немецкий мудрец, выдающийся мыслитель, создатель "Фауста".
Гёшель (1771-1861) - видный представитеьл правого гегельянства. Главный труд - "Афоризмы о незнании и абсолютном знании в отношении к христианскому вероучению".
Гольбах, Поль Анри (1723-1789) - выдающийся французский философ, автор книги "Система природы".
Дембовский, Эдвард (1822-1846) - философ левогегельянского направления, революционный демократ. Его статья "Несколько мнений об эклектизме" - жемчужина во всей гегельянской литературе.
Кант, Иммануил (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии.
Кьеркегор, Сёрен (1813-1855) - величайший датский мыслитель, создатель экзистенциальной диалектики.
Лессинг, Готхольд Эфраим (1729-1781) - великий немецкий писатель, критик и философ, один из видных просветителей XVIII века.
Людвиг I (1786-1868) - баварский король (1825-1848).
Маркс, Карл (1818-1883) - доктор философии, один из активных участников младогегельянского движения, впоследствии разрабатывал проблемы политической экономии. При жизни вышел только первый том его главного труда - "Капитал".
Руге, Арнольд (1803-1880) - публицист, младогегельянец. В период революции 1848-1849 гг. в Германии А. Руге был избран во Франкфуртское национальное собрание и основал буржуазно-радикальную партию.
Фихте, Иоганн Готлиб (1762-1814) - выдающийся немецкий философ, автор "Наукоучения".
Фихте, Иммануэль Герман (1796-1879) - сын И.Г. Фихте.
Фейербах, Людвиг (1804-1872) - крупнейший немецкий философ, автор таких сочинений, как "Сущность христианства" и "Основы философии будущего".
Цешковский, Август (1814-1894) - польский граф, значительную роль в формировании концепции левого гегельянства сыграла его книга "Пролегомены к историософии" (1838), резко отличающаяся по своему духу от его более поздних произведений (например, "Наш отец", "Бог и палингенезия").
Шопенгауэр, Артур (1788-1866) - выдающийся представитель иррационализма. Основное сочинение: "Мир как воля и представление".
Шлейермахер, Фридрих Даниель Эрнст (1768-1834) - один из крупнейших деятелей "романтической школы". Основное сочинение - "Речи о религии к образованным людям её презирающим".
Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - величайший немецкий философ, постепенно перешёл от натурфилософии и "Философии тождества" к "Философии откровения".
Штраус, Давид Фридрих (1808-1874) - немецкий философ и публицист. Один из видных младогегельянцев.
Шталь, Фридрих Юлиус (1802-1861) - немецкий юрист и политический деятель крайне реакционного направления, с 1840 г. - профессор Берлинского университета.
Энгельс, Фридрих (1820-1895) - один из видных представителей младогегельянского движения. Создатель концепции "исторического материализма". Друг К. Маркса.

Библиография

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. - М.: Знание, 1981.
Ардабьев А.И. Атеизм Людвига Фейербаха. - М., 1963.
Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. - М.; Л.: Партиздат, 1927.
Асмус В.Ф. Избранные философские труды. - М., 1971.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М., 1973.
Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля //Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1976.
Атеистические чтения: Сборник. - М.: Политиздат, 1981.
Ахутин А.В. София и чёрт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) //Вопросы философии, № 1, 1990.
Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. - Тбилиси, 1958.
Баховский Б.Э. Людвиг Фейербах. - М., 1967.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
Библер В.С. Кант - Галилей - Кант: (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). - М.: Мысль, 1991.
Блох Э. Тюбингенское введение в философию. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.
Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971.
Бур М. Фихте. - М.: Мысль, 1985.
Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. - М., 1978.
Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. - М.: Наука, 1993.
Бытие: Коллективная монография /Отв. ред. А.Ф. Кудряшев. - УЮИ МВД РФ, Уфа, 2001.
Васильева А.В. Эволюция пантеизма и его роль в современных религиозно-философских концепциях. - Киев: Наукова думка, 1978.
Виндельбанд В. От Канта до Ницше. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998.
Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. - М., 1914.
Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. - М., 1990.
Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. - М.: Наука, 1989.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. - М.: Республика, 1997.
Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М.: Мысль, 1979.
Гайм Р. Гегель и его время. - СПб., 1861.
Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов, 1981.
Галимов Б.С. Конец философии? //Философия и современность: мысли, понятия, идеи /Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1999.
Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для студентов педагогических вузов. - М.: АО "Аспект-Пресс", 1994.
Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Вступит. статья А.В. Гулыги. - М., 1970-1971.
Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. Пер. Г. Шпета. - СПб.: Наука, 1992.
Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. - М.; Л., 1929-1959.
Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1-2. - М.: Мысль, 1976-1977.
Гельдерлин. Сочинения. - М.: Художественная литература, 1969.
Гёте И.В. Собрание сочинений. В 10-ти т. - М.: Художественная литература, 1975-1980.
Горохов П.А. К вопросу о мировоззрении Гёте: учёный, поэт, мыслитель //Философия и религия на рубеже тысячелетий. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.
Грант-Аллен. Эволюция идеи Божества: исследование о происхождении религий. - СПб., 1906.
Громыко Н.В. Метапредмет "Знание". - М.: Пушкинский институт, 2001.
Громыко Ю.В. Метапредмет "Знак". Схематизация и построение знаков. Понимание символов. - М.: Пушкинский институт, 2001.
Гулыга А.В. Гегель. - М., 1970.
Гулыга А.В. Из истории немецкого материализма. - М., 1962.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.
Гулыга А.В. Шеллинг. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1984.
Длугач Т.Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте). - М., 1986.
Духовность: традиции и проблемы: Межвуз. сб. науч. ст. Редкол.: А.В. Лукьянов, М.С. Кунафин, В Хёсле. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1991.
Зиновьев А.А. Восхождение от абстрактного к конкретному. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному //Философская Энциклопедия. Т. 1. - М., 1960.
Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего //Вопросы философии и психологии. - М., 1912, кн. 112.
Ильин И.А. Философия Фихте как религия совести //Там же. - М., 1914, кн. 122(2).
Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2-х т. - СПб., 1994.
История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1978.
История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. - СПб., 1997.
Кант И. Сочинения. В 6 т. Вступит. статьи Т.И. Ойзермана, А.В. Гулыги, В.Ф. Асмуса. - М., 1963-1966.
Кант И. Трактаты и письма. Вступит. статья А.В. Гулыги. - М., 1980.
Капустин Н.С. Особенности эволюции религии: (На материалах древних верований и христианства). - М.: Мысль, 1984.
Каримский А.М. Проблема зла в современной теологии. - М.: Знание, 1979.
Кашин В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания /Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2001.
Кимелёв Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.
Кимелёв Ю.А. Философский теизм: Типология современных форм. - М.: Наука, 1993.
Кимелёв Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. - М.: Наука, 1988.
Киссель М.А. Гегель и современный мир. - Л., 1982.
Киссель М.А., Эмдин М.В. Этика Гегеля и кризис современной буржуазной этики. - Л., 1966.
Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. - М.: Канон +, 1996.
Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
Колесников А.С. Свободомыслие Бертрана Рассела. - М.: Мысль, 1978.
Колосницын В.И. Религиозное отчуждение. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987.
Корню О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959-1964. - Т. 1-3.
Коротков Н.Д. Социальный аспект проблемы человека в религиозной философии. - Киев: Наукова думка, 1978.
Критика философской апологии религии. - Киев: Наукова думка, 1985.
Крывелёв И.А. История религий: Очерки: В 2-х т. - М.: Мысль, 1988.
Крывелёв И.А. Библия: историко-критический анализ. - М.: Политиздат, 1985.
Крывелёв И.А. Критика религиозного учения о бессмертии. - М.: Наука, 1979.
Крывелёв И.А. Критика религиозной концепции нравственного достоинства человека. - М.: Знание, 1977.
Крывелёв И.А. Маркс и Энгельс о религии. - М.: Наука, 1964.
Крывелёв И.А. Религиозная картина мира и её богословская модернизация. - М.: Наука, 1968.
Крывелёв И.А. Религиозное утешение и его социальная роль. - М.: Знание, 1975.
Кудряшев А.Ф. Уровни бытия в философском учении Фихте //Фихте и конец ХХ века: "Я" и "Не-Я". - Уфа, 1992.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. - М.: Высшая школа, 1989.
Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1986.
Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М.: Наука, 1990.
Лазарев В.В. Шеллинг. - М., 1976.
Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. - М.: Наука, 1991.
Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время. - СПб., 1881-1883. - Т. 1-2.
Ланц Г. Фихте //Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 122(2).
Лапин Н.И. Молодой Маркс. - М.: Мысль, 1967.
Лекторский В.А. "Альтернативные миры" и проблема непрерывного опыта //Природа научного знания. - Минск, 1979.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Лившиц Г.М. Атеизм Людвига Фейербаха. - Минск, 1978.
Лисовенко Н.А. Философия религии Марбургской школы неокантианства. - Киев: Наукова думка, 1983.
Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. - Киев: Вища школа, 1982.
Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. - М., 1987.
Лукьянов А.В. Идея метакритики "чистой" любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). -Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.
Лукьянов А.В. Основы истории и философии религий. В 3-х т.: Т. 1. Дохристианский период. - Уфа: Изд-е ВЭГУ, 1995.
Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997.
Любутин К.Н. Категории субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. - Свердловск, 1969.
Малахова И.А. Анатомия религиозной веры. - М.: Политиздат, 1980.
Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. - М.: Мысль, 1983.
Малинин В.А., Шинкарук В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. - Киев: Наукова думка, 1986.
Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство: критический анализ. - Киев: Наукова думка, 1983.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.
Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. - М.: Аграф, 1997.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - Тбилиси, 1984.
Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. - М., 1968.
Маркова Л.А. Наука и религия. - СПб.: Алетейя, 2000.
Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. - М.: Политиздат, 1983.
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1956.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955-1981. - Т. 1-50.
Меринг Ф. Карл Маркс. История его жизни. - М.: Госполитиздат, 1957.
Меринг Ф. Юношеские годы Карла Маркса. - М., 1906.
Методологические проблемы современного религиоведения. Научно-аналитический обзор. - М., 1990.
Минский Н.М. Религия будущего: (Философские разговоры). - СПб., 1995.
Митрохин Л.Н. Баптизм. - М., 1966.
Митрохин Л.Н. Социалистическая действительность и религия //Наука и религия, № 11, 1987.
Митрохин Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). - М.: Республика, 1993.
Мосс М. Социальные функции священного. - СПб.: Евразия, 2000.
Мотрошилова Н.В. Иоганн Готлиб Фихте //История философии: Запад - Россия - Восток. КН. 2. - М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А. Шичалина, 1996.
Мотрошилова Н.В. Георг Вильгельм Гегель //Там же.
Мотрошилова Н.В. Фридрих Вильгельм Шеллинг //Там же.
Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке логики": Формирование принципов системности и историзма. - М.: Наука, 1984.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1973.
Нарский И.С. Кант. - М.: Мысль, 1976.
Нерсесянц В.С. Гегель. - М.: Юрид. лит., 1979.
Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. - М.: Мысль, 1974.
Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. - М.: Знание, 1979.
Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории "материя". - Уфа, 1996.
Овсянников М.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1971.
Ойзерман Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм //Вопросы философии, № 2, 2002.
Ойзерман Т.И. Философия Фихте. - М., 1962.
Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. - М., 1974.
Ойзерман Т.И., Богомолов А.С., Гайденко П.П. Лазарев В.В., Нарский И.С. История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1978.
Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. - М.: Наука, 1992.
Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? - Издательство Мордовского университета, 1992.
Основы научного атеизма. - М., 1989.
Пивоваров Д.В. Вера как знание и незнание в религии и философии //Философия и религия в истории и современности /Изд-е Башкирск. ун-та. -Уфа, 2002.
Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: Операц. аспект. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986.
Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и её преодоление. - М.: Мысль, 1984.
Поликарпов В.С. История религий: Лекции и хрестоматия. - М.: Экспертное бюро: Гардарика, 1997.
Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в ХХ веке. - М.: Мысль, 1990.
Пушкарёва М.А. Понятие неявной деятельности и проблема его философской концептуализации. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.
Раушенбах Б.В. Религия и нравственность //Знамя, № 1, 1991.
Религия и духовность: Сб. статей. -Уфа: Гилем, 1995.
Садыкова А.Г. Категория реального, или естественного, чуда: проблема философской интерпретации. Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 2001.
Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гёте. - М., 1989.
Сегизбаев О.А. Народное самосознание и религия. - Алма-Ата, 1984.
Современная буржуазная философия и религия. Под ред. А.С. Богомолова. - М.: Политиздат, 1977.
Современные зарубежные исследования в области философской теологии. Реферативный сборник. - М., 1991.
Соловьёв Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. - М.: Наука, 1992.
Сорокин (Соркин) Э.И. Абсолютное и человеческое начала в "грехопадении" и любви человека /Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2001.
Соскин В.А. Избранные лекции по философии. - Изд-е Уфимск. технол. ин-та сервиса. - Уфа, 2001.
Соскин В.А. Философские концепции отнесённости человека к Абсолюту: методологический анализ. - Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 2000.
Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - Минск: Литература, 1998.
Суркова Н.А. Классическое философствование (между Кантом и Гегелем). - Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1997.
Суркова Н.А. Понятие трансцендентального субъекта в контексте парадигмы классического философствования /Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2001.
Суслова Л.А. Философия И. Канта: (Методологический анализ). - М.: Высшая школа, 1988.
Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. - М.: Мысль, 1967.
Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
Типсина А.Н. Философия религии К. Ясперса: (Критический анализ). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
Тихонравов Ю.В. Религии мира. Учебно-справочное пособие. - М., 1996.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1976.
Томпсон М. Философия религии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
Тренделенбург А. Логические исследования. - М., 1968. - Ч. 1-2.
Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985.
Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теоретический очерк). - М.. 1982.
Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. (О специфике религии и её месте в общественном сознании). - М.: Изд-во МГУ, 1965.
Урманцев Ю.А. "Девять плюс один этюд о системной философии". - М.: Современные тетради", 2001.
Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. Вступит. статья М.М. Григорьяна. - М., 1955.
Фейербах Л. История философии: В 3-х т. Вступит. статья М.М. Григорьяна. - М., 1963.
Фейербах Л. Основы философии будущего. - 2-е изд-е. - М.: Соцэкгиз, 1937.
Фейербах Л. Сочинения: В 3-х т. - М.: Мысль, 1974.
Философия Гегеля и современность. - М., 1973.
Философия и религия в истории и современности: материалы научной конференции (отв.ред. А.Ф. Кудряшев).-Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2002.
Философия Канта и современность. - М., 1974.
Финогентов В.Н. Философия: Учебное пособие /Изд-е УТИС. -Уфа, 2001.
Философия Фихте в России. - СПб.: РХГИ, 2000.
Фихте И.Г. Афоризмы о религии и деизме (фрагмент) //Фихте и конец ХХ века: "Я" и "Не-Я". -Уфа, 1992.
Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. - М., 1923.
Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т. 1. - М., 1916. Вступит. статья Б. Яковенко.
Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. - М.: Канон +, 1997.
Фихте И.Г. Наукоучение 1801-го года. - М.: Издательство "Логос", Издательская группа "Прогресс", 2000.
Фихте И.Г. О назначении учёного. - М., 1935.
Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т. - СПб.: Мифрил, 1993.
Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Изд-е подгот. П.П. Гайденко. - М.: Ладомир, 1995.
Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. - М.; Л., 1933.
Фонтенель Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. - М.: Мысль, 1979.
Фрагменты из произведений И.Г. Фихте //Философские науки, № 2, 1973.
Чертков А.Б. Критическая оценка философских основ религиозной морали. - М.: Знание, 1979.
Шеллинг Ф.В.Й, Философия откровения. Т. 1. - СПб.: Наука, 2000.
Шеллинг Ф.В.Й. Pro et contra /Сост., вступ. ст. В.Ф. Пустарнакова, примеч. М.А. Ходанович. - СПб.: РХГИ, 2001.
Шеллинг Ф.В.Й. Ранние философские сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000.
Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. - Томск: Изд-во "Водолей", 1999.
Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. В 2-х т.: Т. 1-2. - М.: Мысль, 1987-1989.
Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. - М.-К.: "REFL-book" - "ИСА", 1994.
Шмелёв В.Д. Проблемы религии в учении И. Канта. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1994.
Шопенгауэр А. Мелкие философские сочинения. - М., 1904.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. - Минск: Литература, 1998.
Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности //Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995.
Этика Канта и современность. - Рига, 1989.
Яковлев Е.К. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1985.


Литература на иностранных языках


Bucher R. Staat und Kirche in der Philosophie der J.G. Fichte. - Tubingen, 1952.
Bauer Br. Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker. - Leipzig, 1841. - Bd. 1-3.
Bauer Br. Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit. - Zurich; Winterthur, 1842.
Bauer Br. Das entdeckte Christentum. Neuausgabe. - Zurich; Winterthur, 1843.
Bauer Br. Vollstandige Geshichte des Parteikampfes. - Leipzig, 1844, vol. 1.
Briefwechsel zwischen Bruno Bauer und Edgar Bauer. - Berlin, 1845.
Cornu A. Moses Hess et la gauche Hegelienne. - Paris, 1934.
Paulus H.E.G. Die endlich offenbar gewordene positive Philosophie der Offenbarung... - Leipzig, 1843.
Riedel G. Ludvik Feuerbach a Mlady Marx. - Praha, 1962.
Ullrich H. Friedrich Engels "Anti-Schelling". - Deutsch. Zs.fur Philos., 1972, № 10.
J.G.Fichte im Gesprach: Berichte d. Zeitgenossen /hrsg.von Erich Fuchs in Zusammenarbeit mit Reinhard Lauth und Walter Schieche. - Stuttart-Bad Cannstatt: frommann - holzboog. - Bd. 1. - 6, 1978-1992.
Zvi Rosen. Bruno Bauer und Karl Marx. - Hague, 1977.
Kierkegaard S. Der Begriff Angst. - Berlin, 1965.
Hegel G.W.F. Werke. Jubileumausgabe: In 26 BD. /Hg. G. Glockner. Stuttgart, 1927-1939.
Feuerbach L. Werke. Bd. 1-6. Frankfurt a.M., 1975.
Fichte J.G. Werke. Bd. I-IX, - B., 1971.
Fichte J.G. Reden an die deutsche Nation. - Felix Meiner Verlag, Hamburg 1978.
Nickolin G. Hegel in Berichten seiner Zeitgenossen. - Hamburg, 1970.
F.W.J. Schellings sammtliche Werke. 2. Abteilung. Bd. 3. Stuttgart-Augsburg, 1858.
Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung /M. Frank. Frankfurt a.M., 1977.
Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung /M. Frank. Frankfurt a.M., 1993.
Tilliette X. Schelling: Une philosophie en devenir. - P., 1970. Bd. 2. La derniere philosophie 1821-1854.
Zur Geschichte der Philosophie /Hg. K. Bartlein. Wurzburg, 1983. Bd. 2. Von Kant zur Gegenwart.
Jaspers K. Schelling: Gro?e und Verhangnis. - Munchen, 1955.
Miranda J. Marx against the Marxists. The Christian Humanism of Karl Marx. - N. - Y., 1986.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие

3
Пояснения к программе лекционного курса "Немецкая классическая философия религии

8
Краткая программа лекционного курса

9
Предполагаемые вопросы "круглого стола"

10
Экзаменационные вопросы

12
Глава 1. Предмет философии религии (1.1. Этимология слова "философия религии". - 1.2. Содержательный аспект понятия философии религии. - 1.3. Некоторые наиболее важные философские системы, в которых исследуются сущность и генезис религий. - 1.4. Проблема происхождения религии)





13
Глава 2. Основные черты немецкой классической философии религии (2.1. Понятие "немецкая классическая философия". - 2.2. Немецкая классическая философия религии (опыт общей характеристики))




42
Глава 3. Философия религии И. Канта (3.1. Кант и идея философии религии. - 3.2. Развитие науки о религии в сочинениях Канта (общая картина). - 3.3. Отношение религии к морали как основной вопрос кантовской философии религии. - 3.4. Об отношении "откровения" к "чистой религии разума". - 3.5. Распространение кантовской философии и её "предфихтевская" критика)






56
Глава 4. Идея Абсолютного "Я" и полемика вокруг фихтевского учения о религии (4.1. Сочинение И.Г. Фихте "Опыт критики всяческого откровения" (1792). - 4.2. Характер обвинений в атеизме. - 4.3. Парадоксы духовного в жизни Фихте и в его учении о религии. - 4.4. Идея философии религии. - 4.5. Фихте и Шеллинг: проблема дальнейшего развития философии религии. Вопрос об Абсолютном "Я").







77
Глава 5. Философия религии Гегеля (5.1. Гегелевское дистанцирование от теологии. - 5.2. "Лекции по философии религии". - 5.3. Гегелевская постановка проблемы бытия Бога)



105
Глава 6. "Новый" Шеллинг и его попытка примирить иррационализм с рационализмом (6.1. Смерть Каролины и "Штутгартские беседы". - 6.2. "Мировые эпохи" и содержащаяся в них идея панентеизма. - 6.3. Исторические обстоятельства приглашения Шеллинга в Берлин. Работа над новой философской системой. - 6.4. Берлин. Лекции по философии откровения (общий взгляд). - 6.5. Учение Шеллинга о потенциях и попытка его творческой реконструкции. - 6.6. Проблема создания "религии свободного философского понимания")










142
Глава 7. От классической философии религии к "философии, находящейся на службе истории" (7.1. Критика религии как отличительная черта младогегельянской философии религии. - 7.2. Драматический 1843 год. - 7.3. Глобальная концепция сущности религии. "Новая философия" как "новая религия". - - 7.4. Проблема перехода от классического самосознания философа к философскому праксису)







173
Вместо заключения. О вере, достоинстве и любви человека

208
Краткие комментарии

213
Библиография

216
Литература на иностранных языках

226
Оглавление

228

* Философия, писал Шеллинг, "подобна произведению искусства... Но между философом и художником есть и различие: художник сжигает за собой мосты, он желает лишь ошеломить, вызвать удивление; философ же должен показать путь, которым он пришёл к этому высокому пункту познания, философ должен учить" (См.: Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо. - Томск: Издательство "Водолей", 1999. - С. 146).
* Определение взято нами из сочинения К. Маркса "К критике гегелевской философии права. Введение (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. - С. 415).
* Так, в начале 1842 года он писал: "Несмотря на разделяющую нас немецкую границу, мы приветствуем тебя, Шеллинг, с должным чувством восхищения. Мы с любовью протягиваем тебе руку, так как солнце науки поднялось отныне на ступень выше... Ты заявил: спасенье немцев в науке. Почему не сказал Ты, что и спасенье всего мира также заключается в ней?.. Но я умаляю тебя, как автор "нашего Отца", "не ради себя, а ради тебя". Произнося над могилой нашего Учителя ... свои слова, не пытайся набросить тень подозрения на этого благородного мужа. Превзойди его, мы на это согласны. Мы с радостью последуем за тобой, но не наступай на него ногами. Ты - достойный предтеча, стань же и достойным последователем. Если Ты обвиняешь его в плагиате, то тогда и сам Ты - плагиатор. Прими прошлое и тогда тебе вновь приоткроется будущее" - См.: Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung /M.Frank. Frankfurt a.M., 1993. - S. 551-552.
* Царица Меб - фантастический персонаж английских народных сказаний. Имя данной феи - кельтского происхождения. Согласно народному поверью, она облегчала рождение снов. Согласно другому поверью - подменивала новорождённых младенцев оборотнями.
** Василиск - сказочное чудовище, чей смертоносный взор, по преданию, убивал одним своим взглядом.
*** Существовало мнение, что корень мандрагоры (растение, встречающееся в южных странах) имеет сходство с фигурой человека. Отсюда и произошло то суеверие, что корень мандрагоры обладает некоторыми человеческими свойствами (например, когда его вырывают, он будто бы испускает человеческие стоны).
??

??

??

??

2



<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign