LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Новый подход к самосознанию человека имплицитно содержался в высказывании Спинозы: "Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре". Слова, обращенные к описанию какого-либо явления, поименовывают это явление, но одновременно они раскрывают и внутренний мир самого субъекта - носителя языка. Языковая эманация приоткрывает завесу над творческой лабораторией сознания, обнаруживая ценностную шкалу смыслов, степень модальности и релевантности оценок, дает внешние критерии, по которым можно судить о бытии сознания посредством объективизации (высказывания вслух) тех или иных суждений. Здесь возникает проблема соотношения языка и сознания, сознания и самосознания.
Традиционно считалось, что не сознание рождается из самосознания, а наоборот, самосознание возникает в ходе развития сознания. Многие исследователи утверждали, что сознание возникло сразу в двух формах: в форме предметного сознания и в форме самосознания. Позиция, признающая единство сознания и самосознания, имеющее внутренне дифференцированный характер и предполагающее их качественное различие и взаимодействие, оказалась наиболее приемлемой.
Самосознание всегда присутствует в двух основных модусах: самопознание и саморегуляция. Установка "познай самого себя", которую, согласно легенде, провозгласил дельфийский оракул и которую Сократ сделал основным принципом своей философии, может сработать не только как источник нового знания о себе. Она может выступить основой саморегуляции или же ее антипода - самодеструкции. Это подчеркивает, как тесно связаны самопознание и саморегуляция. Зачастую в интроспективном плане самопознание и саморегуляция как бы сливаются в едином феномене - в общении с самим собой. Однако существуют
27* 419

достаточно определенные отличия самопознания и саморегуляции. Если самопознание всегда происходит в состоянии явного сознания, когда включается рефлексия, проясняющая внутреннее состояние, обеспечивающее его "прозрачность", то саморегуляция как раз наоборот. Она совершается как бы перед порогом сознания. Это то "тайное брожение духа", о котором говорил Гегель, противопоставляя его процессу познания. Саморегуляция всегда осуществляется на уровне смутных ощущений, предчувствий, неудовлетворенности собой, внутреннего дискомфорта, т.е. тогда, когда самопознание затруднено. Можно сказать, что заинтересованное в себе самопознание имеет психотерапевтический эффект и выступает как частичная саморегуляция. Однако она не приводит ни к чему новому, а лишь позволяет "разобраться в своем состоянии", "упорядочить свои переживания", "сориентироваться в себе".
Характеризуя сознание, необходимо обратить внимание на его уровни: общественный и индивидуальный. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но тем не менее реализуется в их деятельности. Общественное сознание воплощается в форме языка, науки, философии, искусства, религии, политики и идеологии. Названные феномены, обладая собственной спецификой, предстают как формы общественного сознания. Подобно тому как общество не есть сумма составляющих его индивидов, общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей. Общественное сознание - качественно отличное духовное образование, которое живет своей относительно самостоятельной жизнью. Личное и общественное сознание находятся в тесном и противоречивом взаимодействии. Исторически выработанные и институционализированные нормы мировосприятия переплавляются в личностные убеждения. С другой стороны, именно личностные убеждения и представления, благодаря колоссальной творческой активности их создателей и носителей, приобретают значение социальной силы и входят в состав общественного сознания.
420

Тема 43. ИДЕАЛЬНОЕ
Природа идеального. - Дискуссия по проблеме идеального в отечественной философии. Три концепции идеального как поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики, на стороне объекта. - Анализ представлений об идеальном как субъективной реальности; как объективированной мыслительной форме; как природном эталоне. - Проблема материального носителя идеального и ее решение. - Абсолютность и относительность противоположности материального и идеального. - Итоги и перспективы дискуссии по проблеме идеального.
"Идеальное", или "идеальность" явлений, слишком важная категория, чтобы обращаться с нею бездумно и неосторожно...
Э.В. Ильенков
Исследовать сознание независимо от других проявлений жизнедеятельности человека невозможно. Объективными формами бытия сознания являются практические действия, речь, духовные ценности, реальность искусства и вся система символики. По поведению, речи, результатам творчества мы судим о реально действующем сознании. Воистину "по плодам их узнаете их". Понятие отражения характеризует одну сторону сознания - его адекватность и объективность. Когда же мы говорим о творческом потенциале сознания, имея в виду то, что оно не только отражает, но и творит мир, анализ приводит к категории идеального. Что же такое идеальное? - феномен, споры о природе которого не прекращаются и по сей день.
Проблема идеального остро дискуссионна. До сих пор еще можно встретиться с отождествлением идеального с сознанием, психикой, субъективным. Однако категория идеального не
421

является синонимом сознания, психики и субъективного. Понятие идеальности используется для характеристики специфического бытия объекта, и в первую очередь для того, чтобы отличить мысль об объекте от самого объекта. Можно сказать, что идеальное - это отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещь.
В "Капитале" Маркса имеется следующее определение идеального. "Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". В этом определении заключены два момента образования идеального. Слова "пересаженное в человеческую голову" указывают на адекватность воспроизведения, связь идеального с отражением. А слова "преобразованное в ней" подчеркивают момент творчества в идеальном. Идеальное, как "материальное, пересаженное в человеческую голову", не должно представлять собой горячечного бреда, абсурда субъективной фантазии, но содержать стороны или элементы, присущие самой действительности.
Преобразование в голове означает процесс созидания того, чего еще не было ранее и что могло возникнуть первоначально лишь в сознании. Именно так можно объяснить сущность идеального в известном примере: "Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т.е. идеально"65. Отличие архитектора от пчелы видится в том, что человек планирует будущее изменение вещи до того, как приступает к материальному ее изменению.
Преобразование в идеальное означает отражение предмета в форме целеполагания, т.е. таким, каким он еще реально не существовал, но будет существовать в результате практического преобразования. Следовательно, главное
422

свойство идеального - это схема деятельности. Идеальное направлено на изменение образа вещи, а не самой вещи, в этом образе представленной, и выступает как внутренняя потребность, как побуждение, как цель. Таким образом, идеальное есть особая форма отражения действительности и особая форма активности субъекта познания, при которой все изменения осуществляются в субъективном плане и в качестве таковых направляют и регулируют объективно-реальные действия человека.
В современной отечественной литературе конкурируют три основные концепции идеального, каждая из которых представляет собой оригинальную и во многом плодотворную исследовательскую программу. Согласно концепции Д.И. Дубровского, представляющей наиболее традиционную точку зрения, идеальное - это явление, присущее исключительно сфере субъективного мира социального индивида. Органом идеального является головной мозг общественно развитого человека. Идеальное отождествляется с субъективной реальностью, с совокупностью образов сознания и противопоставляется объективной реальности во всех ее формах: в форме природного процесса, в форме целесообразной деятельности, а также в форме материальных знаков языка, содержащихся в тексте. Сказать "идеальный образ" или сказать "субъективное переживание" - суть одно и то же. Идеальное есть сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамически-ми процессами определенного типа. Носитель идеального - нейродинамический код, пока еще слабо исследованный66. По способу своего непосредственного бытия идеальное есть психическое состояние определенного субъекта, актуализированная мозгом личностная информация. Такова точка зрения Д.И. Дубровского. Акцент у него перемещается на содержание тех нейрофизиологических процессов мозга, которые продуцируют образы и допускают свободное их функционирование. Ней-рофизиологические процессы выступают в качестве материального субстрата идеального образа, но они закрыты для
423

субъекта. Они не даны ему непосредственно. Слова, принадлежащие Декарту: "Я знаю себя как мысль, но я не знаю себя как мозг", - во многом актуальны и сейчас.
Располагая свободно воспроизводимыми образами, сознание может силой воображения свободно двигаться взад и вперед, от пункта настоящего к прошлому и будущему, помещать себя в самые невероятные ситуации. Вместе с тем человек может отчуждать от себя идеальные образы, наделять их собственным бытием в виде картин, книг, скульптур. Овеществляя их, человек может действовать с ними как с внешними предметами, прежде всего в виде символов бытия. Идеальное в этом смысле есть процесс, отражающий переход человеческой субъективности в объективность.
Вторая концепция идеального - концепция Э.В. Ильенкова обращена к процессу объективизации или овеществления мыслительных форм. Когда мыслительный образ опредмечен, овеществлен, то речь идет об идеальном, понятом как объективированная мыслительная форма. С этой точки зрения идеальное рождается и существует не в голове, а при помощи головы в общественной деятельности человека как действующего агента общества. Идеальное понимается как телесно воплощаемая форма активной деятельности общественного человека, как деятельность в форме вещи или как вещь под формой деятельности, в качестве "момента" этой деятельности, в качестве ее мимолетной метаморфозы. Идеальное не сводимо к состоянию той материи, которая находится под черепной коробкой. Не отождествимо оно и с материальным субстратом той структуры, посредством которой представлено (книга, холст, икона, мрамор).
Для 17-18 вв. характерно отождествление идеального с "психическим вообще". Однако еще со времен Платона понятие идеального выступало аспектом проблемы объективности и истинности знания, т.е. сущностью тех и именно тех форм знания, которые обусловливаются и объясняются не
424

капризами личностной психофизиологии, а чем-то гораздо более серьезным, чем-то стоящим над индивидуальной психикой и от нее не зависящим. Например, математические истины, логические категории, нравственные императивы и идеи правосознания, то бишь вещи, имеющие принудительное значение для любой психики. Проблема идеального - это проблема объективности всеобщности, понимаемой как закон, остающийся инвариантным во всех многообразных изменениях психических состояний, и не только отдельной личности, но и целых духовных формаций, эпох и народов67.
Другой важный аспект идеального связан с его чувственно-сверхчувственной природой. В идеальном нет ни грана вещества. Мы читаем книгу, но идеальный образ не содержится в графическом очертании букв и их различных конфигурациях. Мы созерцаем скульптуру, но ее идеальность не сводима к той мраморной глыбе, которая послужила необходимым основанием для ее создания. Идеальное - это то, что существует не в своем субстрате, а на базе "чужого" особого материального субстрата - мозга, а точнее, общественно развитого человека. Идеальное - это то, что существует как деятельная способность человека. От внешнего предмета идеальный образ отличается тем, что он опредмечен непосредственно не во внешнем веществе природы, а в органическом теле человека и в теле языка. От структур мозга и языка идеальный образ предмета отличается тем, что это форма внешнего предмета, а не форма мозга или языка.
"Под идеальностью,"идеальным", - пишет Э. Ильенков, материализм обязан иметь то очень своеобразное соотношение между двумя материальными объектами (вещами, процессами, событиями,состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее всеобщей природы этого другого объекта"68. Деньги - идеальное бытие
425

мира товаров. Разве важен их материальный субстрат, металлические они или бумажные? Деньги, оставаясь самими собой, представляют не себя, а другой объект. В мире товарно-денежных отношений они выступают универсальным эквивалентом. Идеальность возникает как отношение проявленности или представленности одного через другое.
Известный кантовский пример со ста талерами прост лишь по видимости. Когда автор"Критики чистого разума" поясняет свое толкование различия идеального и реального: "Одно дело иметь сто талеров в кармане, а совсем другое - лишь в сознании, лишь в воображении, лишь в мечтании," - он думает, что этим сказано все. Однако "уже в соседней стране, где в ходу не талеры, а рубли или франки, ему популярно объяснили бы, что в его кармане лежат не действительные талеры, а всего-навсего отштемпелеванные на бумаге знаки представления, обязательные лишь для прусского подданного". "Действительные талеры имеют такое же существование, что и воображаемые боги. Разве действительный талер существует где-либо, кроме представления, правда, общего или, скорее, общественного представления людей? Привези бумажные деньги в страну, где не знают этого употребления бумаги, и всякий будет смеяться над твоим субъективным представлением"69.
В концепции Э. Ильенкова анализ сосредоточен на объективированных формах существования идеального. Именно мир продуктов человеческого труда как "чувственно представленная перед нами человеческая психология" (Маркс) включен в понятие идеального. "Идеальность"-это своеобразная печать, наложенная на вещество природы общественно-человеческой жизнедеятельностью, это форма функционирования физической вещи в процессе общественно-человеческой жизнедеятельности. Но если идеальное обнимает собой общественные формы жизнедеятельности, мир человеческой культуры и всю очеловеченную природу, оно в этом
426

случае существует независимо от воли и желания отдельного индивида. В этом случае идеальное первично по отношению к сознанию индивидуального субъекта. И Ильенков заключает: "По отношению к человеческой психической деятельности мозга идеальное такой же объективный компонент, как горы, деревья, как луна и звездное небо "70.
Новый ракурс в рассмотрении этого сложного явления был предложен М.А. Лифшицем". Автор обозначает идеальное как объективные пределы совершенства (завершенности) природных и социальных вещей и процессов. Он уверен, что эти пределы реальны, принадлежат объективной реальности, и наше сознание или воля не могут их сдвинуть с Места по произволу. Сказать, что в природе есть идеальное в виде "естественных пределов" или сказать, что в ней каждая вещь имеет свою собственную "форму и меру", одно и то же.
С помощью социально-исторической практики человек выявляет эти пределы, отражает их в виде понятий, в субъективных образах объективного мира. Идеальный газ, идеальный кристалл - абстракции, к которым можно приближаться так же, как приближается к окружности многоугольник с бесконечно растущим числом сторон. Поэтому, по мнению Лифшица, идеальное существует не только в голове человека, не только в общественной деятельности, не только в предметных воплощениях общественного сознания, но и в природе, в социальных процессах и в жизни личности.
В этой связи различаются им понятия идеи и идеального. Термин "идея" обозначает умственное сознание, акты сознания. Термином "идеальное" следует, на его взгляд, обозначить объективно-реальные образцы, эталоны совершенных представителей той или иной предметной области.
Лифшиц прав в том, что в природе объективно существуют совершенные, эталонные, образцовые и несовершенные формы вещей, относящиеся к какому-то одному роду или виду вещей. Например, среди массы пород горного хрусталя
427

можно отыскать наиболее совершенный, предельно правильной формы хрусталь. Это справедливо и по отношению к любому виду растительных и животных организмов, среди которых с необходимостью присутствуют совершенные, эталонные образцы. Здесь идеальное как бы непосредственно указывает на идеал. Образец, идеал, эталон - очень значимые для общества измерения. Не случайно именно положительные ценности всегда играли ведущую роль в формировании социальных начал.
Итак, три основные концепции идеального, предполагающие поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики и на стороне объекта, - на первых порах как бы исключают друг друга. Д. Дубровский отождествляет идеальное исключительно с планом субъективных переживаний человека. И он по-своему прав, ибо когда индивидуальное растворяется в безличных формах "общественной жизнедеятельности вообще", мы утрачиваем тот микрокосм, в котором обретает свое действительное существование человеческое сознание, теряем человеческую личность с ее своеобразием и уникальностью. Получается, что человек мыслит не при помощи своего индивидуального мозга, а детерминантами общественной практики.
С точки зрения Э. Ильенкова, идеальное - это объективированные мыслительные формы. Идеальное выступает как схема предметно-практической деятельности и складывается независимо от отдельного индивида.
М. Лифшиц убежден, что идеальное онтологически первично, как по отношению к сознанию родового человека, так и в отношении практической деятельности. Оно отражает особую меру совершенства природного или любого другого объекта. Идеальное - объективный эталон, образец.
Направление дискуссии по проблеме идеального намечает движение от понимания идеального как субъективной реальности к истолкованию идеального как схемы материальной деятельности, а затем к распространению идеального на
428

природу в ее совершенных образцово-эталонных проявлениях. (По форме данная дискуссия несколько напоминает ход обсуждения понятия информации: от информации, интерпретируемой как знание, к информации как к отражению саморегулирующихся систем, а затем к выводу об атрибутивности информации как стороне любого отражательного процесса.) Возникает проблема синтеза имеющихся позиций, сердцевиной которого станет обнаружение идеального репрезентанта, представителя или носителя идеального.
Дело в том, что понимание идеального как отражения посредством репрезентанта (представителя) имеет древнейшую традицию. Уже в эйдетической концепции Демокрита, если верить Плутарху, сформулированы представления о процессе познания как переносе буквальных вещественных копий предметов в голову познающего. Демокрит полагал, что все окружающие вещи продуцируют микроскопические эйдосы, и эти эйдосы в уменьшенном и концентрированном виде дублируют сами вещи, служат их репрезентантами. Механически перемещаясь в пространстве, эйдосы встречают на своем пути органы чувств человека, через них проникают в головной мозг, в котором и остаются в виде знаний о внешних вещах. Если не считать того, что на пути к познающему субъекту эйдосы могут механически деформироваться при соударении с другими телами или другими эйдосами, то они, став составной частью человеческого знания, точно повторят свои прообразы. Подчас эйдосы причудливо сплетаются друг с другом во внутреннем мире человека и тогда из комплекса простых идей складываются представления о кентаврах, русалках и прочих фантастических вещах.Это эйдетическое учение Демокрита принималось с незначительными добавлениями вплоть до 17 в. Последним его сторонником был Локк. Он толковал простые познавательные образы как уменьшенные вещественные копии предметов.
429

Впоследствии при решении вопроса о механизме познания, о совпадении знания субъекта с объектом стали обходить концепцию демокритовских эйдосов. Отражательное субъектно-объектное отношение мыслилось не как натуралистическое воздействие, предполагающее пассивного субъекта и источающего на него свои эйдосы объекта. Оно не могло быть понято и как произвольная, ничем не ограниченная активность, спонтанная деятельность сознания, перекраивающая мир по своему хотению и разумению. Субъект и объект связывались между собой опосредствующим членом - преобразовательной деятельностью. Идеальное возникало в процессе движения с опорными пунктами субъект - объект - деятельность - объективированная мыслительная форма.
Психическое отражение протекает по типу: субъект -" -"объект -" субъективное явление-"психический образ. Отношение объект - субъективное явление дает первоначальную чувственную модальность, вбирающую в себя цвет, запах, вкус, фигуру и прочие качества, которая свойственна и высшим животным. Чувственная модальность, как атрибут психического отражения, присутствуя в жизнедеятельности высших животных, тем не менее не приводит к появлению сознания. Человек, как и другие биологические существа животного мира, также отражает изменения окружающей среды в форме психического образа. Идеальность как план сознания превосходит тип психического отражения, связанный с чувственной модальностью, и разворачивается по формуле объект - деятельность - субъективный образ. Деятельность предполагает действие по контурам и логике предмета. Следовательно, в деятельности осуществляется представление (репрезентирование) объекта. Репрезентация объекта выявляет его общие, наиболее существенные свойства и сливается со схемой действий с этим объектом, обеспечивая возможности его освоения и преобразования.
430

(природный эталон - предмет) -" язык знака -" орудие труда
т г г
объект деятельность объективное явление
идеальное
Итак, идеальное - это процесс. С учетом того, что в качестве носителя идеального выступает не только нервно-мозговой субстрат, но и выработанные человечеством знаковые системы, схема деятельности и мыслительные формы, можно наметить в общих чертах опорные пункты этого движения.
Непрерывное курсирование информации по всей цепи между объектом и субъектом с опорными вехами: природный эталон - предмет - язык знака - искусственно созданное орудие труда - продукт труда в форме новой вещи и создает эффект идеальности.
Идеальное как функция целостного отношения субъекта к объекту не может быть отождествлено только лишь с дискретными природными эталонными образцами, как то наблюдалось в эйдотической концепции Демокрита и отозвалось в концепции Лифшица. Еще в меньшей степени правомерно отождествлять носителя идеальности с нейродинамическим кодом, выступающим своеобразным физиологическим знаком внешнего предмета (как то предполагалось вульгарными материалистами и отразилось в концепции Дубровского). Наиболее подходящей для объяснения феномена идеальности остается деятельностная концепция, которая охватывает все кольцо процесса порождения идеального, но нуждается в дальнейшей конкретизации с учетом достижений фундаментальной философии.
Вопрос о соотношении сознания и идеального также имеет двоякое решение. С точки зрения исследователя данной проблемы Д. Дубровского, сознание и идеальное не совпадают.
431

Практическая деятельность всегда сознательна, но идеальной ее назвать нельзя. И если идеальное базируется в нейродина-мическом коде и представлено субъективным образом, то оно шире сознания и его аналоги можно искать в сфере психического отражения животных.
Э. Ильенков утверждает, что сознание идеально, но идеальное не может быть сведено к сознанию, оно существует в объективированных формах. Ни о какой проблеме идеального применительно к животному миру, сколь угодно высокоразвитому, говорить всерьез нельзя. При несомненном наличии у животных психики, об идеальном речи быть не может. Человек обретает идеальный план жизнедеятельности только в ходе приобщения к исторически развивающимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, вместе с культурой. И в этом смысле идеальность не что иное, как аспект, измерение и определенность культуры.

ТЕМА 44. ПРИРОДА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Природа и формы проявления бессознательного. - Роль бессознательного в бытии сознания, его полезные и деструктивные функции. - Проблема бессознательного в историческом развитии. - 3. Фрейд, К. Юнг о природе бессознательного. - Коллективное бессознательное - архетипы родовой памяти. - Теория установки Д. Узнадзе. - Бессознательное и поведенческие программы. - Бессознательное как источник творчества.
...Состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период - мы не знаем... Зигмунд Фрейд
Психическая жизнь окружает и охватывает сознание человека со всех сторон, оставляя ему лишь островки в океане Психеи. Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительно невелика. За ней идет полоса просто ясного сознания, затем минимального сознания, за которым следует уже неосознаваемое. Понятие психического шире сознания. Психическая деятельность человека может находиться в фокусе сознания, иногда она не достигает уровня сознания (досо-знательное, предсознательное состояние, например у новорожденного), или же опускается ниже порога сознания (подсознательное). Сознание не во всяком состоянии человека характеризуется своей максимальной концентрацией и прозрачностью. Рассеяно оно у человека в состоянии сильного опьянения, стресса, отсутствует во сне, в результате гипнотического воздействия, у некоторых категорий душевнобольных.
28-Т.Лишкевич
433

Понятием бессознательного охватывается совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы разума, безотчетных и неподдающихся контролю72. Бессознательное интерпретируется как действие, совершаемое автоматически, ре-флекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (например, реакция защиты), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, в состоянии гипноза). В психологической литературе термин "бессознательное" часто употребляется для обозначения особой области психики, сосредоточивающей в себе влечения, стремления и мотивы, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.
Бессознательное - глубинный фундамент психики. Оно проявляется в различных и многообразных формах: установка, влечение, ощущение, интуиция, сновидение, состояние аффекта и др. Термин "бессознательное" используется для характеристики как индивидуального, так и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками процесса. Ближайший соратник и популяризатор учения 3. Фрейда К. Юнг подробно исследовал образы коллективного бессознательного - "архетипы". Они представляют собой систему врожденных программ и установок, типических реакций, которые не декларируются как социокультурные нормы, не лежат на поверхности каналов официального общения, но исходят из глубинных наслоений психической жизни человеческого рода.
Коллективное бессознательное, понимаемое как передающийся по наследству итог коллективной жизни рода, может служить объяснительной моделью поведения человека и общества. Если сознание не будет воспринимать опыт архетипов и откажется выступать как элемент самоорганизующейся системы, в которой идет постоянный энергийный обмен , психике грозит вторжение бессознательного в самых примитивных формах. А это, как утверждает Юнг, ведет к индивидуальным и массовым
434

психозам, лжепророчествам, волнениям и войнам. "Деликатное и разумное существо может превратиться в маньяка и дикого зверя"73. Теряя контакт с сознанием, бессознательное утверждает себя косвенным образом. "Прорываясь" в наше сознание, оно захлестывает и парализует рациональные психические структуры социального бытия личности.
Анализируя связь бессознательных архетипов и сознательных компонентов психики, Юнг указывает на две опасности: рост восточнорелигиозных культов, в которых личностное начало оказывается полностью растворенным, и европейская экспансия научно-рационального Я, искажающая сущность психической жизни Юнг предупреждает об опасности игнорирования бессознательного. Бессознательное не просто противоположно сознанию, оно является его модифицирующим противником-партнером. Бессознательное проистекает из самого стихийно-спонтанного жизненного потока, аккумулируя информацию как бы по ту сторону добра и зла, вне социальных предписаний.
На современном этапе развития объявлять бессознательное мистикой, не оказывающей никакого воздействия на жизнедеятельность, безграмотно. С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны, Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации люди даже и не подозревают. Бессознательное выполняет функцию автоматизации человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, человек не мог бы ни думать, ни действовать. Получилось бы как в известной сказке Оскара Уайльда о сороконожке. Ее спросили, как она ходит? Она задумалась... и перестала ходить. Даже у вполне развитого человека основной запас информации хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные ему воздействия, но не все они становятся фактом сознания.
28* 435

Общая идея бессознательного имеет древнейшую историко-философскую традицию. Она восходит к деймонии Сократа, утверждающего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу как к своего рода совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного в учении Платона связана с тематикой познания как воспоминания. Анамнесис - термин платоновской философии, обозначает состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Платон уверен: человек не искал бы того, что ему неизвестно, если бы предварительно не имел этого бессознательно в своей душе. Идея бессознательного связывается с наличием в душе скрытых, неосознаваемых знаний, о которых сам субъект может и не предполагать.
В различных исторических условиях проблема бессознательного вызывала различное к себе отношение. В 17-18 вв. представления о неосознаваемых формах душевной деятельности выходят за рамки теологии и становятся предметом обсуждения философов. Декарт и Локк с порога отвергают идею "неосознаваемой психики", потому что за пределами сознания и психики может находиться только протяжение и чистая физиология. Это позволяло им избежать многих несообразностей (в самом деле, как же мы знаем, что мы имеем какие-либо представления, если мы не осознаем их?).
Лейбниц в концепции "неощущаемых восприятий", а также Кант, признавая область темных представлений ("dunkler Vorstellungen"), предпочли пойти навстречу логическим трудностям. Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций - восприятий. Мы можем опосредованным образом убедиться, считал он, что у нас есть определенное представление, даже если последнее нами не осознается. В "Монадологии" Лейбница учение о бессознательных восприятиях - "малых перцепциях" - использовалось для обоснования
436

непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов. В силу этой взаимосвязи любая монада - бестелесная субстанция - выступает зеркалом Вселенной.
В середине 19 в. можно вновь оказаться в атмосфере горячих споров, однако во многом отличающихся от тех, в которых Лейбниц и Кант противостояли Декарту и Локку. Наметились два истолкования бессознательного. Согласно первому, бессознательное - сугубо негативное явление, обозначающее работу мозга, утратившего по каким-то причинам качество осознаваемости. Это некая рудиментарная, "выродившаяся психическая деятельность", изучать которую следует лишь физиологически. Согласно второму, бессознательное - это позитивный момент душевной жизни, такая форма отношения к окружающей действительности, которая не может быть реализована на основе психической активности осознаваемого типа. Такую двойственность в подходе к проблеме бессознательного фиксировал немецкий философ-идеалист, физиолог и психолог В. Вундт (1832-1920).
Особое значение в выявление роли и значимости бессознательного имела концепция 3. Фрейда. Он представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Вместе с тем он полагал, что бессознательные влечения могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Фрейд опирался на представление о глубинном бессознательном пласте человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная, но весьма значимая для сознания.
Центральным понятием фрейдовской концепции является "либидо". В ранних работах Фрейда под "либидо" понимается энергия сексуального влечения. В дальнейшем Фрейд сводит "либидо" к "Эросу" Платона, отождествляя с ним энергию того, что охватывается словом "любовь": половая любовь, любовь к родителям и детям, любовь к людям вообще. У Юнга имеется более
437

широкое энергетическое толкование понятия "либидо" - как психической энергии, проявляющейся в жизненном процессе. Это поток витально-психической энергии, и все феномены сознательной и бессознательной жизни - суть проявления единой энергии либидо.
При рассмотрении фрейдовской концепции использовалось образное сравнение бессознательного с большой передней, где находились все душевные влечения, страсти и порывы. На пороге между передней и салоном стоял страж, разглядывающий каждое душевное влечение и решающий, пустить ли его из передней в салон, олицетворяющий собой область предсозна-тельного, где имеются память, мышление, привычки разумного Я. Если душевное влечение допускается в салон, оно имеет шанс стать сознательным при условии, если привлечет к себе внимание сознания. За прихожей и салоном располагалась келья - собственно обитель сознания. Этот пространственный топологический образ хорошо иллюстрировал взаимосвязь сознательного и бессознательного.
В работе Фрейда "Я и Оно"74 используется другая аналогия. Психика представляется состоящей из трех слоев Оно - Я - Сверх-Я. Бессознательное Оно (Эго) в своих недрах скрывает копошащиеся древние животные инстинкты, скрытые безотчетные влечения. Это "кипящий котел инстинктов". Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром - оказывает влияние на бессознательное, стремится к удовлетворению его влечений, допускаемых обществом. Сверх-Я - императивы и долженствования социальности, накладывает всевозможного рода запреты на проявление влечений. Я, таким образом, оказывается в тисках со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я". Психическая жизнь человека беспрестанно потрясается конфликтами, защищаясь от них, человек руководствуется двумя принципами. Первый - "принцип удовольствия" когда бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия. Второй - "принцип реальности", задающий
438

ориентиры и характеризующий ход протекания душевных процессов в соответствии с требованиями окружающей среды, накладывающей вето на возможность сиюминутного удовлетворения влечений. Впоследствии Фрейд уточнил область применения этих принципов. Психическая деятельность бессознательного подчиняется "принципу удовольствия", а психическая деятельность предсознательного - "принципу реальности".
Желания человека, вытесненные в бессознательное, в любой момент могут прорваться наружу и стать причиной драмы. Активность неразряженного желания находит "окольные" пути" проникновения в сознание. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вынесен опять в бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль), сублимации. Сублимация понимается как энергия замещения социально низменных целей на культурно приемлемые. Сублимация - это процесс переориентации влечений на иную цель, отдаленную от сексуального удовлетворения, или преобразование энергии инстинктов в нравственно одобряемую деятельность.
Как же оценить феномен бессознательного? В полемику с Фрейдом и Юнгом вступает врач и философ Эрих Фромм. По Фрейду, бессознательное - в основном то в нас, что дурно, подавлено, - то, что несовместимо с требованиями нашей культуры и нашего внешнего Я. В системе Юнга бессознательное становится источником откровения, символом того, что на религиозном языке есть сам Бог. Фромм считает, что обе концепции односторонни. Наше бессознательное - это та часть самости, которая исключена из организованного Эго, которую мы отождествляем с нашим Я. Оно содержит и низшее и высшее, и худшее и лучшее. Мы должны подходить к бессознательному не как к Богу, которому следует поклоняться, и не как к дракону, которого следует убить, но со смирением, с глубоким чувством юмора; видеть эту другую часть нас самих такой, как она есть, без ужаса, но и без благоговения76.
439

В отечественной науке после скоропалительного увлечения в 20-е гг. проблематикой бессознательного в ее психоаналитическом варианте интерес к ней угас вплоть до 50-х гг. Благодаря Д. Узнадзе в качестве альтернативной модели фрейдовского "бессознательного" была создана "теория неосознаваемой психической установки", согласно которой действия, реакции, поступки и мысли человека всегда зависят от особого психического состояния - готовности к данному процессу. Кардинальной формой бессознательного оказывается установка, связанная с направленностью личности на активность в каком-либо виде деятельности, общей предрасположенностью к деятельности. Установка возникает при встрече двух факторов: потребности и ситуации удовлетворения потребности. Она определяет направление проявлений психики и характер поведения субъекта. Установка обладает сложной структурой, содержит эмоциональные, смысловые и поведенческие аспекты предрасположенности к восприятию или действию в отношении социальных объектов и ситуаций. Д. Узнадзе экспериментально и теоретически доказал, что установка как неосознаваемая психическая деятельность является составным элементом любого акта человеческого поведения. Особенно велика ее роль в творческих процессах и в области межличностного общения.
Абстрактная постановка вопроса о гегемонии одной из форм психической деятельности над другой недопустима. И сознание и бессознательное - это реальные стороны психики, обеспечивающие ее единство. Каждая их этих сторон имеет свои специфические функции. Однако психика человека всегда остается чем-то целостным и единым, в котором вычленение " ведущего" и "ведомого" имеет весьма условный характер.
Контрольные вопросы
1. Какое содержание вкладывали философы в понятие "душа"?
2. В чем суть картезианской и Марксовой традиций в рассмотрении природы сознания?
440

3. Как определить феномен сознания, каковы основные аспекты его изучения?
4. Загадки антропосоциогенеза, в чем они?
5. Что такое человек?
6. Как соотносятся понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"?
7. Следует ли различать сущность и природу человека?
8. Каковы императивы экософии?
9. Как решается психофизическая проблема?
10. Что мы знаем о структуре сознания?
11. Как соотносятся язык и мышление?
12. Какие функции сознания необходимы в жизнедеятельности человека?
13. В чем специфика самосознания, самопознания и саморегуляции?
14. Как понимать природу идеального?
15. В чем суть дискуссии по проблеме идеального?
16. В каких формах проявляет себя бессознательное?
Темы рефератов
1. Что можно сказать о многомерности сознания.
2. Анализ феномена сознания в русской философии.
3. Проблема сознания в творчестве М.К. Мамардашвили.
4. Что обещает поход "внутрь" сознания?
5. Проблема космичности сознания.
6. Предшествовал ли труд сознанию?
7. Свобода и границы человека.
8. Антропоцентризм, антропокосмизм и дезантропоцентризм: проблемы и предпочтения.
9. Есть ли Зазеркалье? (Анализ концепции Н.П. Бехтеревой.)
10. Языки мозга.
11. Проблемы духовного и психофизического совершенства.
12. Что можно сказать о возможности дистантного воздействия на человека?
13. Проблема защиты психосферы личности.
14. Синергизм влияния слова.
441

15. Гипотеза именного происхождения языка.
16. Основные проблемы философской антропологии.
17. Психоанализ: проблемы и перспективы.
18. Бессознательное и теория установки.
19. Самосознание русской интеллигенции как философская проблема.
20. Проблемы жизни и смерти и пути преодоления кризиса личности на рубеже 19-20 вв.

Вместо заключения (яа заметку преподавателю)
"Из всех видов отупения мозгов в результате образования особенно пагубен для гения догматический метод обучения...", - сказал как-то английский физик и социолог науки, автор фундаментальных трудов о значении науки в жизни общества Джон Берналл. К этим словам стоило бы прислушаться. Традиционно принятая и во многом устаревшая вопросно-ответная модель учебного процесса представляет ре-петиционно-репродуктивную практику и не всегда оправдывает себя. Она закрепляет связанную с профессиональной ответственностью активность одного полюса - полюса преподавателя, и инертность, а иногда и молчаливое сопротивление другого полюса - обучающихся. Сетования, морализаторство и увещевания по этому поводу, тем более при общей социально-экономической нестабильности, лишь усугубляют неблагоприятность ситуации. Противостояние и дистанция между полюсами не сокращается. Традиционная вопросно-ответная модель "на входе" выливается в интенсивную, но нередко холостую работу организующего начала, т.е. преподавателя, а "на выходе" проявляется обедненной безынициативностью информацией, не нашедшей своих адресатов. Ди-хотомично истолковывается и причина неэффективности организованного таким способом учебного процесса. Ее видят либо в личной бесталанности руководителя, его неумении "расшевелить" аудиторию, либо в пассивности и инертности обучаемых - этаком балласте, не заслуживающем лестных оценок.
И хотя вопросно-ответная модель долгое время выполняла функции единого общеобязательного стандарта и критерия процесса обучения, она по сути дела представляла собой скорее ритуал, оставленный в наследство доиндустриальной эпохой. Эмпирически он во многом дискредитировал себя, методологически же пороки его до сих пор мало осознаются. В силу
443

инертности методического мышления многие исследователи бьются не над конструктивной переориентацией концептуально устаревшей, гнетущей обоих участников образовательного процесса системы, а над ее же усовершенствованием, формализуя, ужесточая и далее список норм и требований, предъявляемых преподавателю с одной стороны, и предписаний и регламентации, адресованных студентам, - с другой.
Вместе с тем если мы хотим, чтобы книжное знание стало личным достоянием обучающихся, заполнило резервуары внутреннего опыта и оказало свое положительное влияние на принятие жизненно важных решений, то следует пробудить и инициировать индивидуальную мотивацию и поисковую деятельность. Необходимо сделать так, чтобы наш юный коллега сам загорелся желанием осуществить поисковый процесс, доказать, убедить, а тезис "школа должна учить мыслить" перестал быть просто лозунгом.
На наш взгляд, требуется новая методика проведения занятий - методика деловой игры, в которой делается акцент на механизм самоорганизации и переносится центр тяжести на самоподготовку, в ядро самого процесса, в данном случае обучающегося коллектива. Именно механизм самоорганизации создает атмосферу так называемой "мозговой атаки", напряженного интеллектуального поиска, позволяющего распредмечивать сложные теоретические вопросы и осмысливать их в контексте жизненных реалий современности. Методика деловой игры дает возможность привить навыки системного мышления и добиться полноты освоения материала; отработать приемы определения ключевых понятий и инициировать личную систему аргументации; четко обозначить ценностно-оценочную метрику мышления обучающего и обеспечить необходимую лингвистическую свободу изложения.
444

Приложение Методика деловой игры
Методика деловой игры по типу "Творческая лаборатория" реализует выявленную в логико-методологических и психологических исследованиях поэтапную модель принятия решений, предполагающую наличие четырех компонентов - блоков: информационного, селекционно-оценочного, экспертного и специального (итогового) - сокращенно ИСОЭС. Таким образом, в основе предлагаемой методики лежит четырехблоковый алгоритм, закрепляющий четкое разделение ролей и функций. Каждый из блоков ориентирован на удовлетворение конкретной потребности: в информации, в селекции и оценке, экспертном анализе, итоговом обобщении. Их совокупность дополняет обучающую модель до необходимой целостности. Субъект процесса обучения, поэтапно осваивая задачи каждого из блоков, овладевает навыками построения содержания заявленной тематики.
В соответствии с задачами каждого блока студенческая группа делится на четыре звена. Главной целью информационной подгруппы является предварительное описание ситуации, предельно широкая информация о проблеме (в данном случае о вопросе или теме занятия), основанная не только на "книжном", но и на личностном опыте, собственных предположениях, предвидениях и представлениях, а возможно, и на ошибочных суждениях. В этой предварительной информации снимаются ограничения по отбору материала, чтобы сквозь звучащее слово выступил авторский портрет говорящего. Сохраняются лишь начальные элементы структурирования. Информатору предлагается осознать и огласить цель своего выступления и основные задачи, которые он преследует: зафиксировать определенные идеи и основоположения, отмежеваться от расхожих суждений, раскрыть,
445

446
прояснить, и представить на суд слушателю собственные взгляды и выводы. Тропы размышлений различны и инициируются собственными устремлениями выступающего, оказавшегося в блоке информаторов. В качестве формы отчетности предлагается подготовка листа информатора (текст реферата выступления или опорного конспекта).
Задача другой группы - селекционно-оценочной - состоит в селекции и оценке звучащего материала, отборе и установлении верных положений, исключении неверной информации, неточных формулировок. Участники, селекционно-оценочной группы работают по принципу "оппонента": выявить достоинства, сформулировать критические замечания, высказать пожелания. Они готовят пакеты контрольных вопросов по проблеме, в список которых допускаются не только прямые и наводящие вопросы, но и изначально провоцирующие, запутанные, с подвохом, рассчитанные на эрудицию, вопросы поискового характера, предполагающие многоаспектное видение проблемы: этическое, эстетическое, утилитарное, историческое, экономическое. Кроме пакета вопросов формой отчетности каждого участника этой группы являются проблемные карточки. В них предлагается либо проинтерпретировать фрагмент текста оригинала, либо прокомментировать возможные нестандартные ситуации или события с заданными обстоятельствами, по логике "Если бы ..., как по-вашему...". Приветствуются также всевозможные формулировки заданий и задачек. Предположительно такие формы диалога позволяют выявить эвристический потенциал этой группы максимально эффективно.
Третья группа экспертов наделяется особыми функциями. Им предстоит создать сценарий, выявляющий совокупность ключевых понятий, выясняющий их взаимосвязь и иерархию; классифицировать основные и сопутствующие проблемы, определить доминирующие и детерминирующие блоки и зависимости, отработать систему

аргументации, указать на причинно-следственные отношения, темпоральную (временную) градацию. Сценарий понимается как гипотетическая последовательность, которая отвечает на вопросы: "Как шаг за шагом могла развиваться предлагаемая ситуация или проблема, какие альтернативы решений существуют для каждой стадии, каковы способы проедотвращения или подготовки того или иного эффекта, результата". Сценарий может расширить поле реальных решений. Это как бы маршрут следования, где ключевые понятия означают необходимые на пути остановки, или, используя аналогию из студенческой языковой практики, "лестница подсказок".
Возможны различные режимы работы. Традиционный, веками апробированный метод научения, выражающийся в принципе "Делай, как я!", предполагает детальное следование за предложенным способом подачи материала. "Метод сократической иронии" как бы разрешает движение мышления, сопоставляющего противоположные позиции. В нем содержится пошаговая постановка вопросов, принятие различных вариантов ответов, с последующей их корректировкой, и вновь детализированная и переинтерпретированная постановка вопросов. Так называемое "янусовое мышление" настроено на опровержение предлагаемого и утверждение альтернативного. Возможен подход, где из гнезда центральной проблемы, как бы по аналогии с организмической логикой саморазвития ("как дуб в желуде"), прорастают и оформляются последующие, вытекающие из нее позиции.
Форма отчетности третьей группы - сценарий эксперта - подготовлен с учетом рамочного закона. Участник группы сам выбирает и предлагает различные варианты графо-схем. Однако их внутреннее содержание должно быть четко спроецировано на профессионально проработанный материал.
Итоговая группа специалистов наделяется интегратив-ной функцией. Здесь требуется зафиксировать определенный
447

448
результат, выявить точный и развернутый план ответа и самого занятия. Возможна формулировка альтернативного содержательного подхода по сравнению с тем, который был развернут в ходе рассуждения. Форма отчетности - лист специалиста - посвящен иллюстрации доминирующей идеи, формированию структуры ответа и выявлению кульминационных точек в проблемном содержании предложенной темы. Здесь необходимо очертить траекторию движения мысли по блокам: 1) проблемная постановка вопроса; 2) историко-философский (научный, культурологический) экскурс; 3) теория вопроса; 4) прогнозы, перспективы, тенденции.
Проблемная постановка вопроса
Историко-философский (научный, культурологический) экскурс
Теория вопроса
Прогнозы, перспективы, тенденции
Группа специалистов наделена особыми творческими и управленческими функциями. На это настраивает последний блок: прогнозы, перспективы и тенденций, где необходимо выйти за пределы прозвучавшей и оцененной информации, найти ее личностную значимость и практическую применимость, выявить точки соприкосновения обсуждаемой проблемы с собственной специальностью, принять "рекомендации" методологического, мировоззренческого,

практическо-житейского характера как в сфере повседневности, так и для нужд идеологии, науки и искусства, вычленить нравственный аспект проблемы.
Каждая из подгрупп работает как единый субъект, ориентированный на цель - максимально выполнить задачу своего этапа. Если замолкает предшествующий выступающий, его сменяет следующий. Отведенное для выступления группы время целесообразно использовать с полной отдачей, так как активность участников оценивается по соответствующей шкале баллов и в значительной степени определяет итоговую оценку. В группе выявляется лидер - организатор работы своего звена, который производит первичную прикидку ролей, разбивку на подвопросы. Он ответственен за поиск выходов из возможной проблемной ситуации. В семестровом курсе в роли лидера могут пробовать себя многие студенты, выявляя и практически реализуя свои управленческие навыки. За выступлением каждой из групп следуют вопросы других групп, цель которых развить, уточнить проблему или же вскрыть противоречия, помогающие сформулировать содержательное решение задач собственного этапа.
Деление группы целесообразно производить заранее, однако на каждом из занятий группы меняются ролями. Это позволяет студентам попробовать себя и в качестве информатора, и в роли участника селекционно-оценочной группы, и в роли эксперта или специалиста, соответственно соединив свое участие с заданием, отвечающим данной форме отчетности. При отлаженной методике по типу "Творческая лаборатория" деление на подгруппы с соответствующими функциями можно проводить непосредственно в начале работы, перекраивая сценарий первоначальной подготовки. Такая экстремальная ситуация стимулирует мыслительную деятельность, делает наиболее эффективной "мозговую атаку". Работа третьей и четвертой групп предполагает активное использование доски, на которой участники данных
29-Т.Лешкевич 449

групп воспроизводят заготовленные ими графо-схемы, повышая тем самым свой рейтинг-балл.
Преподаватель может играть за любую группу или не играть вообще, осуществляя лишь направляющие функции и оставаясь гарантом высокого профессионально-теоретического уровня обсуждения изучаемого материала. Он может либо входить в группу экспертов, разъясняя суть ключевых понятий, либо вместе со специалистами обобщать итоговые положения, подчеркивая значимость тех или иных выводов и установок, необходимость их адекватного понимания и творческого использования.
Бесспорным методическим преимуществом занятий по типу "Творческая лаборатория" являются заложенные в методике возможности выявления степени личностного восприятия и усвоения предлагаемого материала, видения собственного лица сегодняшнего студента, создание атмосферы напряженного интеллектуального поиска и неослабевающего внимания всех участников так называемой деловой игры.

ЛИТЕРАТУРА
Раздел первый
1 Бадж Э.А.У. Египетская религия. Египетская магия. М, 1996. С. 24. 2 Там же. С. 29. 3Там же. С. 111-114.
4 Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до наших дней. Киев, 1993. С. 106.
5 Там же. С. 107.
6 Бадж Э.А.У. Указ. соч. С. 77-78.
7 Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение магической, герметической, каббалической, символической философии. Новосибирск, 1994. С. 113-121.
8 Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994. С. 11.
9 См.: Гермес. Герметика // Словарь античности. М., 1989; Тот. Меркурий. Осирис. Маат. Гермес // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992. Т. 1 -2; Тураев Б.А. Бог Тот. Лейпциг, 1898; Тахо-Годи А. Гермес // Мифологический словарь. М., 1991; Леш-кевич Т.Г. Спецкурс: Цивилизация Древнего Египта (Герметика). Ростов н/Д, 1997.
10 Платон. Собрание сочинений: В 4т. М.,1990. Т.1. С. 642.
11 Там же. С. 432.
12 Цит по: Шмаков В. Священная книга Тота: Великие Арканы Таро. Начало синтетической философии эзотеризма. Киев, 1993. С. 41.
13 Там же. С. 41.
14 Там же. С. 43.
15 Там же. С. 350.
16 Там же. С. 59.
17 Там же. С. 71.
18 Там же. С. 173.
19 Там же. С. 182.
20 Заблуждающийся разум. М., 1990. С. 97.
21 Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания. М.,1993. С. 22-34.
29* 451

22 Знания за пределами науки. М.,1996. С. 20 - 23.
23 Цит. по: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 234.
24 Кибалион. М., 1993. С. 16- 17.
25 Калин У. Оккультизм. М.,1994. С. 123.
26 Кибалион. С. 11.
27 Там же. С. 13.
28 Иллюстрированная история суеверий и волшебства. С. 107-108.
29 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 351.
30 Кибалион. С. 75-78.
Раздел второй
1 Автономова Н.С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 55.
2 ГолосовкерЯ.Э. Логика мифа. М.,1987. С. 50.
3 Античная литература. Греция. Антология. М.,1989. 4.1. С. 71.
4 Токарев С.А., Мелетинский ЕМ. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. М., 1991; Осадченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М., 1994; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996; Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7; Пивоев В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. С. 13.
5 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 13.
6 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 94.
7 Цит. по: Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1914-1919. Ч. 1.С. 23.
8 Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С. 304-305.
9 ЧанышевА.Н. Начала философии. М., 1982. С. 20.
10 ГегельГ.В.Ф. Соч. М., 1929-1958. Т.П. С. 141.
" ЧанышевА.Н. Курс подревней философии. М., 1981. С. 185.
12 Цит. по: Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982. С. 178,
179.
13 Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968- 1971. Т. 2. С. 399.
14 Аристотель. Соч.: В 4т. М., 1976. Т.1. С. 183.
452

15 Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960- 1970. Т. 4. С. 59-60.
16 Секст Эмпирик. Соч: В 4 т. М., 1976. Т. 2. С. 252.
17 Богомолов А.С. Указ. соч. С. 207.
18 Философская энциклопедия. Т. 4. С. 383.
19 Богомолов А.С. Указ. соч. С. 236.
20 Большой энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 11.
21 Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994. Т. I.C. 11.
22 Кареев Н.И. О духе русской науки // Русская идея. М., 1992. С. 172.
23 Диалектический материализм. М., 1947. С. 5.
24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 25.
25 Соловьев Вл. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 183.
26 Платон. Указ. соч. Т. 1. М., 1968-1971. С. 275.
27 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 412.
28 Диоген Лаэртский. О жизни.учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 344. 30 Аристотель. Указ. соч. Т. 1. С. 68.
30 Цит. по: Платон и его эпоха. М., 1979. С. 105.
31 Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989. С. 109.
32 Антология даосской философии. М., 1994. С. 97, 118 - 119.
33 Монтень М. Опыты. М.; Л., 1954. С. 208.
34 Декарт Р. Указ. соч. С. 411.
35 На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.
36 Аристотель. Указ. соч. Т. 1. А 2982.
37 Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 49.
38 Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С. 63.
39 Соловьев Вл. Указ. соч. Т. 2. С. 179-180.
40 Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
41 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. Т.1. С. 131.
42 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 51.
43 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 75 - 77.
453

44 Философская энциклопедия. Т. 5. С. 332.
45 Введение в философию: В 2 ч. М.,1989.
46 Алексеев В.П., Панин А.В. Диалектический материализм. М., 1987. С. 27.
47 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 375.
48 Швейцер А. Указ. соч. С. 46.
49 На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. С. 88, 156.
50 Мамардашвили М. Как я понимаю философию? М., 1990. С. 57.
51 Библер В. С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. №1. С. 161-162.
52 Там же. С. 171.
53 Хайдеггер М. Что такое - философия // Вопросы философии. 1993. №8. С. 122.
54 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 500.
55 Там же.
56 Рассел Б. Указ. соч. Т. 1. С. 12.
57 Цит. по: Зеньковский В.В. История русской философии. Введение // О России, русской философской культуре. М., 1990. С. 62.
58 Цит. по: Лосский И.О. История русской философии. М., 1994. С. 16.
59 Там же. С. 24.
60 Там же С. 438-439.
61 Соловьев Вл. Указ. соч. Т. 1. С. 765 - 766. ю Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. С. 635.
63 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 362-364.
64 Там же. С. 368.
65 Мир философии: В 2 ч. М., 1991. Ч. 1.С. 105, 110.
66 Там же. С. 105.
67 Там же. С. 91.
68 Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 209.
69 Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. С. 326, 330.
70 Цит. по: Бердяев Н. А. О русской философии: В 2 ч. Омск, 1991.
Ч. 1.С. 49.
71 Там же. С. 102.
454

72 Франк С.Л Сочинения. М, 1990. С. 23.
73 Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. №6. С. 130.
74 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. М., 1989. С. 54.
75 Аристотель. Указ. соч. Т. 1. С. 121.
Раздел третий
1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 2 т. М., 1974 - 1975. С. 80.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 25.
3 Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1947. С. 103-105.
4 Фролш Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 45.
5 Там же. С. 43, 45.
6 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. Т. 1. С- 217.
7 Мир философии: В 2 ч. М., 1991. Ч. 1. С. 188.
8 Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. С. 323.
9 Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С. 21.
10 Бердяев НА. О русской философии: В 2 ч. Омск, 1991.4.1. С.109.
11 Лиояшр Ж.-Ф. Заметка о смыслах "пост" // Иностранная литература. М., 1994. №1.
12 На путях постмодернизма. М., 1995. С. 141.
13 Чанышев А. Философия небытия //АУМ. Нью-Йорк, 1990. №4. С. 322-323.
14 Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. №3.
15 Философия. Ростов н/Д,1995. С. 159.
16 Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 219.
17 Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988. С. 198.
18 Гегель Г.В.Ф. Указ соч. Т. 1. С. 216.
19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 38.
20 Там же. Т. 2. С. 53.
21 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 170.
455

22 Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972.
23 ЛукачД. К онтологии общественного бытия. М., 1991. С. 241.
24 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 439 - 440.
25 Введение в философию: В 2 ч. М., 1989. Ч. 2. С. 28-45.
26 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 2. С. 215.
27 Там же. Т. 20. С. 502.
28 Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции // Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М., 1912. Т. 1. С. 330.
29 Бартош Я. К вопросу о формировании категории материя в истории философии // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 121.
30 Платон. Т. 3. С. 656.
31 Там же. С. 650.
32 Там же. С. 490-491.
33 Мир философии. Ч. 1. С. 197.
34 Вольтер. Философские сочинения. М., 1989. С. 677.
35 Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С.388.
36 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 277.
37 Плеханов Г.В. Избр. филос. произведения: В 5 т. М., 1956. Т. 2. С. 446.
38 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 570.
39 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 131.
40 Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. 2. С. 361.
41 Гольбах П. Указ. соч. Т. 1. С. 502, 504.
42 Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 44.
43 Кант И. Соч.: В 5 т. М., 1964. Т. 3. С. 253.
44 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 661.
45 Философская энциклопедия. Т. 5. С. 151.
46 Диалектика материального мира. Л., 1985. С. 275 - 276.
47 Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
48 Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975-
1977. Кн. 2. С. 132.
49 Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.,
1991.
456

50 Тимофеев-Ресовский Н.В. Генетика, эволюция и теоретическая биология // Природа. 1989. №9. С. 62-63.
51 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
52 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
53 Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С. 15.
54 Шустер Г. Детерминированный хаос. М., 1988; КарериДж. Порядок и беспорядок в структуре материи. М., 1985.
55 Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д, 1994. С. 76-82.
56 Философская энциклопедия. Т. 5. С. 563.
57 Там же.
58 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1972. Т. 3. С. 610 - 611.
59 Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1899. С. 39.
60 Клизовский А. Психическая энергия. Рига, 1990.
61 Там же. С. 14.
62 Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994. С. 22.
63 Там же С. 23.
64 Там же. С. 24-26.
65 Клизовский А. Указ. соч. С. 42.
66 Там же. С. 28.
67 Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
68 Волченко В.Н. Неизбежность, реальность и постижение тонкого мира // Сознание и физическая реальность. М, 1996. №1-2. С. 9.
69 Акимов А.Е., Шипов Г.И. Сознание, физика торсионных полей и торсинные технологии // Там же. С. 70.
Раздел четвертый
1 Аристотель. Соч.: В 4т. М., 1983. Т. 1. С. 288-289.
2 Антология мировой философии. М., 1972. Т. 2. С. 496.
3 Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1941. С. 139.
4 Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 68, 70.
457

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign