LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ


104 105 106 107

" "Дисп[утации]>> Арриаги, 6, Физ[ика], разд. 9 и в особенности разд. 3 (лат.). - 383.

102 У небытия нет никаких акциденций, из действия следует бытие (лат.).- 384.

13 "Приятное согласие человеческой свободы" (лат.). - 384. в смысле обоснованности (лат.). - 384. в смысле предшествующего обоснования (лат.). - 385. "Изгнанные акциденции" (лат.). - 386.

Вторичные причины действуют в силу первой (лат.). - 386. m См. прим. 10 к с. 68.- 393.

Далее, используя диалогическую форму, которой придерживались Лоренцо Балла и другие гуманисты, Лейбниц дает популярное изложение основных идей "Теодицеи". - 393.

110 Бедняком и изгнанником уйдешь ты из разгневанного града (лат.). Вероятно, строка из Овидия. - 395.

Не надейся мольбами к Богу переменить свою судьбу (лат ) __

396.

112 Как она обычно появлялась

Со свойствами и величием небожителей (лат.). - 398. Солнце сияет свое, и свои загораются звезды. Вергилий. Энеида VI 641 (пер. С. Ошерова). - 399.

514











ПРИЛОЖЕНИЯ

Краткое изложение спора, сведенного к силлогистической форме

Abrege de la controverse reduite a des argumens en forme

1 во 2-й книге "Сентенций", дист[инкция] 32, вопр[ос] 1, ст[атья]1 (лат.). - 403.

2 в частности и в существенных свойствах. Фом [а], 1, вопр[ос] 19, ст[атья] 6 (лат.).- 408.

3 "Против Перкинса" (лат.). - 408.

4 "К Симплицию", кн. I, вопр[ос] 2 (лат.). - 409.

5 От него исходит не то, что человек становится худшим, а только то, что он не становится лучшим (лат.). - 409.












Размышления о сочинении г-на Гоббса, опубликованном на английском языке, о свободе, необходимости и случайности
Reflexions sur l'ouvrage que m. Hobbes a publie en anglois, de la liberte, de la necessite et du hazard

Об обстоятельствах написания сочинения Гоббса, о котором здесь идет речь, см. выше (§ 72 основной части). В начале данного Приложения Лейбниц дает дополнительные сведения.

1 "Треногий Гоббс" (англ.). - 415.

2 См. прим. 36 к с. 175. - 419.

3 Ион. 3, 4.- 423.

4 Великих хвалим легко, добрых - охотно (лат.). - 424.

516







Замечания на книгу о начале зла, изданную недавно в Англии
Remarques sur le Livre de l'origine du mal, publie depuis peu en Angleterre

В этом Приложении Лейбниц рассматривает книгу английского теолога, архиепископа Дерри (и Дублина) Уильяма Кинга (1650-1729) "De origine mali", вышедшую в Лондоне в 1702 г. Основная проблематика книги Кинга в общем совпадает с проблематикой "Теодицеи" - каким образом разрешить антиномию между наличием в мире зла и существованием всемогущего и благого бога. Хотя в книге Кинга нет стремления решить эту антиномию философскими средствами, но ее теологические идеи перекликаются с идеями "Теодицеи", что ясно из содержания данного Приложения.

1 Если бы Трою можно было защитить десницей, Она была бы ею защищена (лат.). Возможно, стих из "Энеиды" Вергилия. - 429.

2 чистая доска (лат.). - 431.

3 по установлению (лат.). - 431.

4 Лейбниц говорит о своей статье "Размышления о познании, истине и идеях". См. т. 3 наст, изд., с. 101 -106. - 431.

5 Неточная цитата из произведения Лукреция "О природе вещей" (II 180-181):

Nequaquam nobis divinitus esse creatam Naturam mundi: tanta stat praedita culpa. Что не для нас и отнюдь не божественной волею создан Весь существующий мир: столь много в нем всяких пороков.

(Пер. Ф. А. Петровского). - 434.

6 Дабы никакая страна не была лишена своих живых существ (лат.). Вероятно, также строка из данной поэмы Лукреция. - 435.

от нас (греч.). - 443.

8 Желают этого, но не находят (лат.). - 447.

9 И незначительная былинка свидетельствует, что Бог существует (лат.К- 457.

Влюбленные сами создают себе сновидения (лат.). - 459.

11 Коим мщение приятнее, чем сама жизнь (лат.). - 460.

12 Чем больше гибели, тем меньше сожаления (исп.). - 465.











Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями
Causa Dei asserta per justitiam ejus, cum caeteris ejus perfectionibus, cunctisque actionibus conciliatam

Это произведение было опубликовано одновременно с "Теодицеей" (у издателя И. Тройеля). Тот факт, что оно не упомянуто в Предисловии к "Теодицее", написанном после этого произведения (вместе с тремя упомянутыми здесь Приложениями), свидетельствует о том, что "Оправдание Бога..." явилось завершением всей работы. Оно написано на

517

латинском языке и представляет собой как бы конспект всей "Теодицеи". Многие идеи "Теодицеи" изложены здесь более сжато и ясно. Таким образом, "Оправдание Бога..." нельзя считать четвертым Приложением к "Теодицее". Конспективно излагая ее идеи, оно в некоторых своих параграфах содержит и новые мысли. Перевод этого произведения с латинского языка был осуществлен Ф. А. Смирновым и опубликован в "Избранных философских сочинениях" Лейбница под ред. В. П. Преображенского. М., 1958. С. 253-297. Для наст. изд. перевод сверен с оригиналом Б. С. Кагановичем по изд.: Die philosophischen Schriften von Gottfried Wilhelm Leibniz. Bd VI. S. 437-462.
























Научно-исследовательское издание
Лейбниц Готфрид Вильгельм
СОЧИНЕНИЯ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ
Том 4
Редактор В. П. Гайдамака
Младший редактор К. К. Цатурова
Оформление серии художника В. В. Максина
Художественный редактор С. М. Полесицкая
Технический редактор Л. П. Гришина
Корректор С. С. Новицкая
ИБ № 3850
Сдано в набор 04.10.88. Подписано в печать 11.07.89. Формат 84Х108 1/32.
Бумага кн.-журн. имп. Обыкн. нов. гарн. Высокая печать. Усл. печатных листов
29,5 с вкл. Усл. кр.-отт. 29,45. Учетно-издательских листов 33,78 с вкл. Тираж
62 750 экз. Заказ № 1783. Цена 2р. 60 к.
Издательство "Мысль". 117071. Москва, В-71, Ленинский проспект, 15
Ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени Ленинградское производственно-техническое объединение "Печатный Двор" имени А. М. Горького при Госкомпечати СССР. 197136, Ленинград, П-136, Чкаловский пр., 15.


















Настоящим томом завершается издание 4-томного собрания сочинений немецкого просветителя-энциклопедиста, философа-идеалиста, ученого и общественного деятеля Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716).

Теоретическая и практическая деятельность Лейбница-ученого исключительно разнообразна. Он один из творцов новейшей математики и математической логики, механики и физики, крупнейший правовед своей страны и эпохи, политик, богослов и историк. С увлечением работал Лейбниц над разрешением многих технических проблем, усиленно ратовал за нововведения в производстве.

В философии Лейбница нашли свое обобщенное выражение многовековая философская традиция и достижения наук того времени. Лейбниц по праву считается основоположником диалектики Нового времени, открывшим одну из самых ярких страниц истории философии - эпоху классического немецкого идеализма конца XVIII - начала XIX в.

В 1-й том Сочинений Лейбница входят произведения по общим вопросам философии. Это трактаты, статьи, диалоги, письма: "О первой материи", "Краткое доказательство примечательной ошибки Декарта...", "Рассуждение о метафизике" (систематический очерк метафизики Лейбница), "О приумножении наук", два отрывка о принципе непрерывности, "Порядок есть в природе...", два отрывка о свободе, переписка с П. Бейлем, С. Кларком, Н. Ремоном и т. д. Расположенные хронологически, эти работы дают представление об эволюции философского мировоззрения мыслителя. В конце тома помещены сочинения 1714-1716 гг., которые можно рассматривать как итог философской и научной жизни Лейбница.

Издания Лейбница в переводе на русский язык немногочисленны. Они приходятся на конец прошлого и начало нынешнего века. Большая часть работ переведена впервые.

В настоящем томе помещена вступительная статья доктора философских наук, профессора В. В. Соколова ко всему изданию.

Во 2-й том входят главное гносеологическое произведение Лейбница "Новые опыты о человеческом разумении", примыкающие к нему "Размышления об "Опыте..."" и "Предварительные соображения...", переписка с Д. Мешэм и с Т. Бёрнетом.

Полемика между Локком и Лейбницем велась не в беседах-дискуссиях и не в непосредственной переписке двух великих философов, которые никогда не встречались лично. Оживленный обмен мнениями происходил через третьих лиц, охотно предлагавших свои услуги. Критическая реакция Лейбница на основные вопросы, решенные с позиций метафизического материализма в "Опыте о человеческом разумении" Джона Локка, нашла развернутое выражение в самом крупном из всех гносеологических сочинений Лейбница. "Новые опыты..." Лейбница противостоят "Опыту..." Локка не только как идеалистическое материалистическому, но и как диалектическое по многим идеям сочинение - метафизическому. "Новые опыты..." - важный источник для изучения метода Лейбница и его гносеологии, через призму которой рассматриваются здесь и вопросы логики, онтологии, этики.

Вступительная статья доктора философских наук, профессора И. С. Нарского знакомит с идеями основного гносеологического сочинения Лейбница и историей его создания, раскрывает его значение.

В 3-й том включены гносеологические и логические трактаты: "О мудрости", "Размышления о познании, истине и идеях", "Что такое идея", "О способе отличения явлений реальных от воображаемых", "Об универсальном синтезе и анализе", "Абсолютно первые истины", "Анагогический опыт исследования причин", "Об основных аксиомах познания", "Среднее знание", "Об искусстве открытия", "О литературной республике", "Элементы универсальной характеристики", "Логические определения", "Математика разума", "Опыт универсального исчисления" и др. В том входит также переписка с С. Фуше, Н. Мальбраншем, П. Бейлем, королевой Пруссии Софией-Шарлоттой и курфюрстиной Софией. Большая часть работ впервые переведена на русский язык.

В томе помещены две вступительные статьи: Г. Г. Майоров. "Лейбниц как философ науки" и А. Л. Субботин. "Логические труды Лейбница".

Каждый том снабжен примечаниями, именным и предметным указателями.

Издание предназначается для специалистов-философов, преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных вузов.

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign