LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


93. Грех привычный имеет своим источником дурные действия, которые или часто повторяются, или по крайней мере сильны благодаря численности или силе впечатлений. Таким образом, привычная злоба прибавляет известную степень развращения к прирожденной испорченности.

94. Тем не менее хотя рабство греха распространяется на всякого невозродившегося человека, однако не следует заходить слишком далеко и утверждать, что у людей невозродившихся никакое действие не может быть истинно добродетельно или даже невинно и всегда формально осквернено грехом.

484

95. Ибо люди невозродившиеся могут в гражданских делах действовать иногда из любви к добродетели и общественному благу, под влиянием здравого смысла и даже с внутренним помышлением о Боге, причем к их действиям не примешивается никакое дурное побуждение тщеславия, себялюбия или плотской привязанности.

96. И все-таки действия их всегда проистекают из зараженного источника и всегда к ним примешивается что-то дурное, хотя бы иногда только вследствие привычки.

97. Впрочем, как бы ни были велики эта испорченность и эта развращенность человеческие, они не извиняют человека и не снимают с него вины, как будто бы он действовал недостаточно произвольно и свободно: человек сохраняет еще известные следы подобия Божия, которые позволяют Богу наказывать грешников без ущерба для справедливости Божией.

98. Следы подобия Божия состоят как в прирожденном свете разума, так и в свободе, естественно соединенной с волей. Для того чтобы поступки наши были добродетельны или порочны, необходимо то и другое, а именно: чтобы мы знали и хотели того, что мы делаем, и чтобы, даже при совершении нами греха, мы могли воздержаться от него, если проявили при этом достаточное усердие.

99. Прирожденный свет состоит как в простых идеях, так и в происходящих из них, через их сочетание, знаниях. Вот почему Бог и вечный закон Божий начертаны в наших сердцах, хотя они часто затемняются вследствие людской небрежности или чувственных страстей.


100. Существование этого света доказывается (вопреки некоторым современным писателям), с одной стороны, исходя из св. Писания, которое свидетельствует, что закон Божий написан в наших сердцах; с другой - исходя из разума, ибо необходимые истины могут быть доказаны лишь из начал, прирожденных уму, а не выведены из наших чувств. Ибо из отдельных примеров нельзя вывести всеобщей необходимости.

101. Что касается свободы, то она остается невредимою среди какой бы то ни было человеческой испорченности; так что человек никогда не совершает греха по необходимости, как бы ни было несомненно то, что он согрешит.

102. Свобода изъята столь же из необходимости, как и из принуждения. Ни будущее осуществление истин, ни предведение (praescientia) и предустановление (praeordinatio) Божие, ни предрасположение (praedispositio) вещей не устанавливают необходимости.

485

103. Ее не устанавливает будущее осуществление истин; ибо хотя истинность будущих случайных вещей и определена, однако отнюдь нельзя смешивать с необходимостью объективную достоверность или неуклонную определенность истины, в них заключенной.

104. И предведение или предустановление Божие, хотя само по себе оно и непогрешимо, однако отнюдь не налагает необходимости. Ибо в идеальном ряде возможностей Бог видит вещи, какими они будут, и между ними - человека, по свободной воле совершающего грех; и, решая привести к существованию этот ряд, Бог не изменил природы вещей и не сделал необходимым того, что случайно.

105. Наконец, предрасположение вещей, или причинный ряд, также нисколько не нарушает свободы. Ибо хотя никогда не происходит ничего такого, чему нельзя было бы указать основания, и хотя никогда не бывает равновесия, которое проистекало бы из безразличия (так как не может случиться, чтобы все в свободной субстанции и вне ее было совершенно одинаково по отношению к двум противоположностям), а наоборот, в действующей причине и в вещах, совместно действующих, всегда существуют известные предрасположения, которые иногда называются предопределениями (Praedeterminationes), однако нужно сказать, что эти определения являются только склоняющими, а не принуждающими, так что всегда остается некоторое безразличие или случайность. Мы никогда не испытываем столь сильной страсти или желания, чтобы действие необходимо вытекало из них; ибо раз человек владеет умом, то, как бы он ни был возбужден гневом, жаждой или чем-либо подобным, он всегда будет в состоянии найти какое-нибудь основание преодолеть это влечение, и для этого иногда бывает достаточно одной мысли о том, что он может воспользоваться своей свободой и проявить свою власть над страстями.

106. Таким образом, предопределение (Praedeterminatio), или предрасположение, в силу причинной связи не только не влечет за собой необходимости, о которой мы только что говорили, - противоположной случайности, свободе или нравственности, но, напротив, именно тем и отличается магометанское воззрение на судьбу от христианского как абсурдное от разумного, что турки не исследуют причин, между тем как христиане и все разумные люди выводят действие из причины.

486

107. Турки, как говорят (я не решаюсь верить, чтобы они все так неразумно смотрели на этот вопрос), думают, что бесполезно избегать чумы и других бедствий, так как вещи будущие и определенные будто бы должны произойти, будем мы делать что-нибудь или не будем; но это ложно, так как рассудок говорит нам, что если человек наверное умрет от чумы, то уж, конечно, он не избежит и причин чумы. Ибо, как справедливо говорит немецкая поговорка, смерть хочет иметь причину. То же самое можно сказать и обо всех других событиях (см. выше § 45).

108. И принуждения (coactio) не существует в действиях добровольных; ибо хотя представления о внешних вещах сильно действуют на нашу душу, однако наше действие всегда бывает добровольно и самопроизвольно, так что основание его всегда заключается в действующем. Это объясняется лучше, нежели объяснялось до сих пор, гармонией между телом и душою, изначально предустановленной Богом.

109. Рассмотрев слабость человеческой природы, мы скажем теперь о помощи Божией благодати, недостаток которой выставляют на вид наши противники, чтобы таким образом перенести вину с человека на Бога. Можно различать два вида благодати: во-первых, благодать, достаточную для всякого, кто имеет волю, и, во-вторых, благодать, доставляющую (praestans) нам желание.

110. Надо сказать, что в благодати достаточной никогда не бывает отказываемо человеку, имеющему добрую волю. Кто делает все, что может, для того никогда не будет недостатка в необходимой благодати, как говорит старое изречение; и Бог никогда не оставляет того, кто его не оставляет, как замечает сам Августин вслед за более древними учителями. Эта достаточная благодать бывает или обычною, получаемою через слово Божие и таинства, или чрезвычайною, которую предоставим Богу, как, например, та, какую он проявил по отношению к апостолу Павлу.

111. Ибо хотя многие народы никогда не были просвещены спасительным учением Христа и хотя невероятно, чтобы проповедь его осталась тщетной для тех, кто не слышал ее, - так как Христос сам утверждал противное даже о Содоме, - однако отсюда еще не вытекает необходимость того, чтобы человек мог спастись без Христа или

487

чтобы он был осужден, хотя сделал бы все, что для него естественным образом возможно. Ибо не все пути Божии нам известны, и мы не знаем, не дарует ли он хотя бы умирающим каких-либо милостей чрезвычайными средствами. Ибо следует считать несомненным, как показывает пример Корнелия, что если оказываются люди, хорошо воспользовавшиеся дарованным им светом, то тот свет, в котором они нуждаются и которого они еще не получили, будет им также дарован, хотя бы лишь в момент смерти.

112. В самом деле, как теологи Аугсбургского исповедания признают известного рода веру в крещеных детях христиан, хотя она ни в чем и не проявляется, точно так же ничто не мешает тому, чтобы те, о ком мы только что говорили, получали чрезвычайным образом, хотя бы они не были христианами, тот необходимый свет, которого они были лишены в течение всей своей жизни.

113. Поэтому тех, которые не принадлежат к церкви и которым отказано только во внешней проповеди, надлежит поручить милости и справедливости Творца, хотя мы и не знаем, кому именно и какими средствами он оказывает помощь.

114. Но так как, по-видимому, несомненно, что Бог не всем дарует самую благодать желания, в особенности ту, которая увенчивается успехом, то противники истины обвиняют Бога в человеконенавистничестве или по крайней мере в лицеприятии, так как он будто бы причиняет людям зло, не спасает всех, когда может, или по крайней мере не избирает тех, которые этого заслуживают.

115. И, конечно, если бы Бог создал наибольшую часть людей только для того, чтобы стяжать себе славу справедливости из их вечной злобы и мучений, то невозможно было бы восхвалять его ни за благость, ни за мудрость, ни даже за истинную справедливость.

116. И напрасно возражают, будто мы для Бога ничто и значим для него так же мало, как для нас - червяк. Такое оправдание, отнюдь не смягчая его жестокости, только усиливало бы ее, представляя Бога лишенным всякого человеколюбия, если он заботится о людях столько же, сколько мы - о червяках, о которых мы и не можем и не хотим заботиться. Напротив, нет ничего, что ускользало бы от его провидения по своей ничтожности или смущало бы его своим величием. Он питает птичек, он любит людей; он заботится о пропитании первых и предуготовляет счастье вторых, насколько это от него зависит.

488

117. Если же идти еще дальше и утверждать, что могущество Божие настолько независимо от всяких правил и управление его так свободно от них, что он вправе осудить даже невинного, то в чем же тогда состоит правосудие Божие и чем такой повелитель вселенной, на которого с полным правом можно было бы смотреть как на человеконенавистника и тирана, отличается от злого начала, имеющего власть над вещами?

118. Очевидно, такого Бога нужно было бы бояться за его могущество, а не любить за благость. Несомненно, что не любовь, а ненависть возбуждает такие тиранические действия, как бы ни было велико могущество тирана, и даже чем больше его могущество, тем сильнее бывает ненависть, хотя страх и подавляет ее проявления.

119. И люди, которые чтили бы такого Повелителя, по его примеру отвращались бы от милосердия к суровости и жестокости. Вот почему некоторые, опираясь на абсолютность права Божия, несправедливо приписывали ему такие действия, что принуждены были признаться, что если бы так поступал человек, то он делал бы в высшей степени дурно; точно так же другие неосмотрительно высказывали мысль, будто то, что дурно в других, вовсе не есть зло в Боге, ибо он не связан никаким законом.

120. Разум, благочестие, сам Бог повелевают нам совершенно иначе думать о Боге. Вследствие своей высшей мудрости и величайшей благости он соблюдает со всей строгостью законы справедливости, правды и добродетели; заботится обо всех существах, в особенности о разумных созданиях, которых он сотворил по образу своему; производит столько счастья и добродетели, сколько может вместить наилучший образец универсума, и допускает только те из пороков и зол, которые необходимо было бы допустить в наилучшем ряде вещей.


121. Хотя мы, по-видимому, и ничто перед бесконечным Богом, но преимущество его бесконечной мудрости состоит в возможности совершеннейшим образом заботиться о вещах, которые бесконечно меньше его, и, хотя они не

имеют к нему никакого отношения, которое было бы до- ступно выражению, тем не менее между собою они находятся в известной соразмерности и должны сохранять порядок, установленный между ними Богом.

122. И геометры некоторым образом подражают Богу, когда они при помощи недавно открытого анализа бесконечно малых сравнивают друг с другом величины бесконечно малые и недоступные выражению и выводят более важные и полезные, нежели можно было думать, заключения даже для самих величин, допускающих выражения.

489

123. Итак, отвергая столь отвратительное человеконенавистничество, мы с основанием будем защищать высшее человеколюбие Бога, который имел серьезное желание, чтобы все достигли познания истины, чтобы все обратились от пороков к добродетели, чтобы все были спасены, и который изъявил эту волю, многократно оказывая помощь своею благодатью. И если то, чего он желал, не всегда осуществлялось, то это надо приписать лишь упорству и злобе людей.

124. Но, скажут, высшее могущество Бога могло бы восторжествовать над этой злобой. Я согласен с этим, но никакое право не обязывало его сделать это, и к тому же этого не требовал разум.

125. На это возразят: та столь великая благость, которую мы по справедливости приписываем Богу, должна была бы идти далее того, что она обязана делать, а Бог, обладающий высшей благостью, обязан совершать наилучшие вещи, по крайней мере по самой благости своей природы.

126. Здесь мы должны вместе с апостолом Павлом прибегнуть к сокровищам высочайшей премудрости, которая не могла позволить Богу нарушать порядок и природу вещей без всякого закона и меры, расстраивая всеобщую гармонию и выбирая ряд вещей, отличный от наилучшего ряда. В последнем же заключалось то условие, чтобы все были предоставлены своей свободе, а следовательно, некоторые - своей злобе (это заключение мы можем вывести из того, что в действительности так и случилось, - см. § 142).

127. Однако всеобщее человеколюбие Бога, или его воля спасти всех людей, видно в его помощи, достаточной и даже весьма часто преизбыточествующей, которую он даровал всем, даже отверженным, хотя его благость не во всех торжествует.

128. Кроме того, я не вижу необходимости, чтобы благодать, достигающая своего полного действия, всегда достигала его благодаря самой своей природе, т. е. была сама по себе действенною; ибо может случиться, что вследствие сопротивления или иных обстоятельств одна и та же мера благодати не производит в одном того же действия, как в другом. И я не вижу возможности доказать разумом

490

или откровением, что побеждающая благодать всегда так велика, чтобы восторжествовать над каким угодно сопротивлением и при каком бы то ни было неблагоприятном стечении обстоятельств. Мудрому несвойственно тратить силы сверх надобности.

129. Я не отрицаю, впрочем, что иногда Бог победоносно преодолевает при помощи этой благодати самые большие препятствия и самое упорное сопротивление; поэтому никогда не следует отчаиваться в ком бы то ни было, хотя отсюда и не следует выводить никакого правила.

130. Те, которые только избранным приписывают благодать, веру, оправдание и возрождение, делают гораздо более серьезную ошибку; неужели можно поверить, вопреки опыту, что все другие люди - только временные актеры и не получат духовной помощи ни от крещения, ни от причащения, ни от таинств, ни от Слова; можно ли поверить, чтобы избранный или раз и навсегда действительно оправданный не мог более впасть сам собою в преступление или в грех; или, как предпочитают выражаться другие, что среди всяких преступлений избранный не теряет благодати возрождения? Одни и те же люди обыкновенно требуют от верного самого полного убеждения в конечной вере, и они же или отрицают, что она обязательна для отверженных, или полагают, что им (т. е. отверженным) было велено верить в ложное.

131. Но, взятое в более строгом смысле, это вполне произвольное и не имеющее никакого основания учение, которое совершенно чуждо учениям древней церкви и самому Августину, может влиять на поведение людей и возбуждать в злом безрассудно-дерзкую уверенность в своем будущем спасении, а с другой стороны - даже человеку благочестивому внушать сомнение и беспокойство относительно дарования ему благодати; вместе с тем оно может угрожать беспечностью в первом и отчаянием во втором. Поэтому я считаю наиболее важным после деспотизма опровергнуть этого рода партикуляризм.

132. Но, к счастью, большинство людей смягчают суровость такого серьезного и странного парадокса, и те защитники этого шаткого учения, которые еще остаются, замыкаются в теории и отнюдь не применяют своих вредных выводов на практике; ибо те из них, у которых благочестивая душа, трудятся для своего спасения с сыновним почтительным страхом и с доверием, полным любви, достойной лучшего учения.

491

133. Мы можем быть уверены относительно веры, благодати и оправдания, поскольку мы осознаем то, что в нас теперь происходит. Что же касается нашего постоянства в будущем, то мы будем иметь благую надежду, соединенную с заботой; ибо апостол Павел предупреждает того, кто стоит, чтобы он остерегался, как бы не упасть. Но мы никоим образом не должны вследствие уверенности в своем избрании ослабевать в благочестивом рвении и рассчитывать на будущее раскаяние.

134. Мы достаточно сказали против человеконенавистничества, которое приписывают Богу. Теперь покажем, что несправедливо упрекать его в лицеприятии, как будто бы его избрание могло быть без разумной причины. Основание избрания есть Христос. Но если иные менее приобщаются ко Христу, то вина этого лежит в их конечной злобе, которую Бог предвидел, отвергая их.

135. Но здесь спрашивается еще: почему Бог дает различным лицам различную помощь - или внутреннюю, или по крайней мере внешнюю, так что в одних эта помощь побеждает их злобу, в других же злоба торжествует над Божией помощью? В ответ на этот вопрос высказывались различные мнения. Одни полагали, что Бог больше помогал менее злым, или по крайней мере тем, которые должны были оказать наименьшее сопротивление; другие полагали, что равная помощь оказывалась более действительной в таких именно людях; третьи, напротив, не допускают, чтобы перед лицом Бога один человек мог каким-либо образом быть отличен перед другим вследствие преимущества лучшей или худшей природы.

136. Несомненно, конечно, что качества предмета являются для мудрого одним из оснований выбора. Однако абсолютное превосходство предмета не является еще непременным основанием для такого выбора, ибо часто более принимается во внимание соответствие предмета намеченной цели при известном положении вещей.

137. Так, для постройки или для убранства не всегда выбирают самый красивый или самый дорогой камень, а выбирают тот, который всего лучше заполняет надлежащее место.

138. Всего безопаснее думать, что все люди, поскольку они умерли духовно, дурны в равной степени, но не одинаковым образом. Они различаются в своих порочных склонностях, и, таким образом, оказывается, что предпочтение получат люди, встречающие, в силу соединения вещей,

492

обстоятельства более благоприятные, среди которых они находят менее случаев (по крайней мере окончательным образом) выказать свою злобу и более случаев снискать благодать.

139. Вот почему наши теологи также признали по опыту, что, если даже внутренняя благодать и одинакова для всех людей, все же есть заметное различие, по крайней мере во внешних средствах к спасению; и в отношении того, как складываются действующие на нас внешние обстоятельства, они взывают к глубине мудрости апостола Павла; ибо случайность рождения, воспитания, среды, образа жизни или событий часто развращает или исправляет людей.

140. Отсюда следует, что кроме Христа и заранее предусмотренного окончательного постоянства в состоянии спасения, - постоянства, посредством которого мы тесно соединяемся с Ним, - нам неизвестно никакого иного основания для избрания или для дара веры, и не следует устанавливать никакого правила, применение которого могло бы стать нам известным и которое позволяло бы нам или льстить себе самим, или оскорблять других.

141. Ибо иногда Бог побеждает необыкновенную злобу и самое упорное сопротивление для того, чтобы никто не отчаивался в его милосердии (как мы читаем об этом у апостола Павла о нем самом); иногда же человек, долго пребывающий праведным, падает посреди своего жизненного пути, дабы никто не имел излишней самоуверенности; но всего чаще те, кто сопротивляется с наименьшей злобой и кто отличается наибольшим рвением к истине и к добру, пожинают плоды Божией благодати, дабы никто не думал, будто поведение человека не имеет значения для его спасения (см. § 112).

142. Но непроницаемая глубина заключена в сокровищах божественной мудрости, или в сокровенном Боге, или - что то же самое - в мировой гармонии вещей, которая заставила его счесть действительный порядок универсума, заключающий в себе события, которым мы удивляемся, и решения, пред которыми мы преклоняемся, за наилучший и предпочесть его всем другим (см. § 126).

143. Зрелище материального мира все более и более показывает нам свою красоту в здешней жизни после того, как системы микрокосма и макрокосма стали проясняться благодаря современным открытиям.

493

144. Но превосходнейшая часть вещей - град Божий - есть зрелище, блеск которого мы будем некогда допущены созерцать вблизи, просвещенные светом божественной славы. Ибо теперь мы можем приблизиться к нему лишь очами веры, т. е. твердою уверенностью в божественном совершенстве; и чем более мы постигаем, что в творении проявляется не только мудрость и могущество, но и благость высшего разума, тем более мы воспламеняемся любовью к Богу и тем более возгораемся стремлением подражать каким-либо образом Божией благости и справедливости.


















ПРИМЕЧАНИЯ

Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла
Essais de theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de l'homme et l'origine du mal

Идеи, вылившиеся в обширные "Опыты теодицеи...", созревали у Лейбница с того времени, когда он выработал основы своей метафизики (т. е. примерно со времени написания трактата "Рассуждение о метафизике" - см. вступит, ст. к т. 1 наст. изд. С. 22-24). Однако непосредственной причиной создания этого произведения послужила критика Бейлем системы предустановленной гармонии в статье "Рорарий" его "Исторического и критического словаря" (в первом, 2-томном издании 1696-1697 гг. и в последующем, 4-томном, появившемся в 1702 г.). Два ответа Лейбница на эту статью - "Разъяснение трудностей, обнаруженных г-ном Бейлем в новой концепции о взаимосвязи души и тела" и "Ответ на размышления, содержащиеся во втором издании "Критического словаря" г-на Бейля (статья "Рорарий"), о системе предустановленной гармонии" - можно считать предшественниками "Теодицеи" (они опубликованы в т. 1 наст. изд. С. 318-344). Через два года после появления второго издания "Словаря" Бейль опубликовал другое свое обширное произведение - "Ответ на вопросы провинциала", которое Лейбниц тоже внимательно читал, о чем свидетельствуют многие цитации из него в тексте "Теодицеи". Цитаты из этих произведений, в большом количестве встречающиеся в "Теодицее", в некоторых случаях воспроизводятся по русскому изданию: Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1968 (кроме отдельных статей "Словаря" здесь опубликованы отрывки из трех других его произведений) .

Однако создание "Теодицеи" было не только результатом полемики Лейбница с Бейлем. Теологически-философская проблематика весьма интересовала (как уже говорилось во вступит, ст. к наст, тому) прусскую королеву Софию-Шарлотту. Лейбниц находился с ней в дружеских отношениях (особенно часто философ беседовал с ней в 1701 - 1702 гг., когда проживал поблизости от нее). София-Шарлотта, проявлявшая интерес к теологическим спорам протестантов и реформатов, читала и

498

труды Бейля. Это побудило Лейбница после неожиданной смерти королевы в 1705 г. собрать воедино разрозненные мысли, которые он внушал ей, стремясь опровергнуть Бейля, и написать в память о ней книгу. Однако книга была составлена довольно поспешно, со многими длиннотами и повторениями. В таком виде она и была послана в Амстердам издателю Исааку Тройелю. Здесь она печаталась довольно долго (в это время, в конце 1706 г., умер и Бейль) и была издана со многими погрешностями. В процессе печатания Лейбниц, желая внести дополнительные разъяснения, написал три Приложения к основному тексту. Полностью весь труд опубликован в Амстердаме в 1710 г.

"Теодицея" содержит огромное количество имен. Многие из них - современники автора - давно забыты. Поэтому не все имена включены в помещенный ниже указатель. Перевод был выполнен К. Истоминым и опубликован в журнале "Вера и разум" в 1887-1892 гг. (Харьков). Сверка с французским оригиналом произведена Г. В. Березовским по изд.: Die philosophischen Schriften von Gottfried Wilhelm Leibniz. Hrsg. von С. J. Gerhardt. Bd VI. Berlin, 1885. S. 21-462.







Предисловие

1 ... Разве не удивительна способность человека мир познавать?
Но мир ведь заключен в каждом человеке,
Ибо каждый из нас - малое подобие Бога (лат.).
Очевидно, позднелатинская цитата из неизвестного источника. - 49.

2 См. вступит. ст. к наст, тому, с. 38. - 54.
3 Каким путем последую я в жизни? (лат.) - слова позднелатин-ского поэта Авсония. - 56.
4 "О согласии научного знания с верой" (лат.).- 59.
5 См. "Государство" 344 а -b.- 59.

6 Имеется в виду статья Лейбница "Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом" (1695). См. т. 1 наст, изд., с. 271-281, 591.-64.

7 См. т. 1. наст, изд., с. 370, 571, 598.- 64.
8 См. т. 1 наст, изд., с. 598.- 65.

9 В 1682 г. вышло первое крупное произведение Бейля - "Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны, по случаю появления кометы в декабре 1680 г.". В 1704 г. в Роттердаме Бейль опубликовал 2-томный труд "Продолжение "Разных мыслей", или Ответ на некоторые возражения, сделанные автору господином ***". Отрывки из этих работ приведены в упомянутом выше русском издании Бейля: Т. 2. С. 195-264, 343-462.- 65.

10 Имеется в виду сочинение Лоренцо Баллы "О свободе воли" и сочинение Мартина Лютера "О рабстве воли". Об идеях последнего лроизведения см. вступит, ст. к наст, тому, с. 37. - 68.

11 В 1586 г. в Монбельяре, где в 1585 г. (в период правления герцога Вюртембергского) победила Реформация, состоялся религиозно-философский диспут между протестантами и католиками о свободе воли и ее отношении к божественному предопределению. - 68.

499

Этот документ, излагающий основы лютеранского вероучения, составлен Филиппом Меланхтоном (1497-1560), ближайшим сотрудником Лютера, на основе выдвинутых Лютером положений. В нем выражены значительные отличия этого протестантского вероучения от католицизма. Впервые представленное императору Карлу V и Аугсбургскому рейхстагу в 1530 г., Аугсбургское исповедание сначала было отвергнуто. В последующей борьбе вероисповеданий в текст его были внесены некоторые компромиссные по отношению к католицизму поправки, и в 1555 г. по Аугсбургскому религиозному миру оно получило официальное признание в качестве основного вероисповедного документа лютеранства.- 68.

13 Возможно, речь идет о сочинении Гоббса "Dialogue physicus, sive de natura aeris" (Физический диалог, или О природе воздуха, 1654), хотя идеи механистического, однозначного детерминизма содержатся и в 1-й части его "Основ философии" (в сочинении "О теле"), и в других произведениях. Что же касается полемики Гоббса с епископом Брэмхоллом, то ее анализу посвящено 2-е Приложение к "Теодицее", помещенное ниже. - 69.

14 См. прим. 21 а к с. 544 в т. 1 наст, изд. - 70.
15 Т. е. в "Ученых записках" - см. Примечания к т. 1 наст, изд., преамбулу. - 70.
16 Здесь Лейбниц имеет в виду возражение Франсуа Лами, критиковавшего его систему предустановленной гармонии. - 70.

17 Речь идет о спорах между янсенистами (виднейшими идеологами которых были А. Арно и П. Кенелъ) - направлением в католицизме, приближавшимся к протестантизму и решавшим вопрос о свободе воли и божественном предопределении в духе Августина, - и иезуитами, представлявшими воинствующий католицизм. - 71.

Лейбниц ссылается здесь на "Оправдание Бога...", помещенное в конце наст. тома. Из этого замечания видно, что данное Предисловие Лейбниц писал по окончании работы над "Теодицеей". - 72.

19 Второе и третье Приложения. - 72.
20 Очевидно, речь идет о Пьере Бейле, - 74.










Предварительное рассуждение о согласии веры и разума

1 Все эти волнения душ и столь великие несчастья Проходят, засыпанные горстью праха (лат.). - 77.

2 Тридентский собор римско-католической церкви (1545-1563) проходил в условиях больших успехов Реформации (лютеранство, кальвинизм) в различных странах Западной Европы. На соборе были утверждены догматы о первородном грехе, о чистилище, о непререкаемости авторитета папства (даже по отношению к решениям соборов католической церкви). Протестантизм был предан анафеме. Принятое здесь Тридентское исповедание веры стало программой католической Контрреформации. - 79.

500

3 Имеется в виду возникновение протестантских вероисповеданий и церквей. - 79.
4 Землю, небесную твердь и просторы водной равнины, Лунный блистающий шар, и Титана светоч, и звезды - Все питает душа, и дух, по членам разлитый, Движет весь мир, пронизав его необъятное тело.

"Энеида" VI 724-727 (пер. С. Ошерова).- 81.

5 Многие думали: есть божественной сущности доля В пчелах, дыханье небес, потому что Бог наполняет Земли все, и моря, и эфирную высь, - от него-то
И табуны, и стада, и люди, и всякие звери,
И, разложившись, опять к своему возвращает истоку.
"Георгики" IV 220-225 (пер. С. Шервинского). - 81.

6 V Латеранский собор римско-католической церкви состоялся в 1512-1517 гг. На нем, в частности, была осуждена концепция двойственности истины, приверженцем которой был итальянский философ-гуманист Пьетро Помпонацци. - 83.

7 "Рассеченные Альпы" (лат.). - 83.
8 "Пизанский круг" (лат.). - 83.
9 См. статью Лейбница "Размышления относительно учения о едином всеобщем духе" в т. 1 наст, изд., с. 359. - 83.

10 "Ночное бдение"; о раздоре между философом и теологом, основанном на различии их принципов (лат.). - 85.

11 "Философия - истолковательница св. Писания". См. вступит, ст. к наст, тому, с. 11. - 85.

12 Пиетисты (сторонники благочестия) скептически относились к официальному благочестию, ставили чувства выше догматов. Склоняясь к мистицизму, они отвергали церковную обрядность, подчеркивали необходимость для верующего личного переживания бога. - 85.

13 Фотиниане - одно из "еретических" направлений в христианстве IV в. (названное по имени епископа Фотина). Отвергали божественность рождения Иисуса Христа, признавая, однако, что в нем воплощена безличная божественная сила. Подобных же воззрений держались и некоторые христианские "еретики" XVII в., отчасти и социниане. - 86.

14 Переход в другой род (греч.). - 86.
15 "Философия на службе теологии" (лат.). - 86.
16 По всей вероятности, Лейбниц подразумевает лютеранство и кальвинизм. - 87.
17 "Рационально-теологическое" (лат.). - 89.
18 Страдал бесстрастно. Что за смешное учение - созидающее и одновременно разрушающее созданное! (лат.). - 90.
19 "Лабиринт возникновения непрерывности" (лат.). - 92.
20 Мы изобилуем сладкими пороками (лат.). - 95.
21 Т. е. авторы произведений "Логика, или Искусство мыслить" (развивавшего картезианскую методологию) - Антуан Арно и Пьер Николь, "Разыскание истины" - Никола Мальбранш, "Опыт о человеческом разумении" - Джон Локк. - 96.

501

22 От действительности к возможности заключение следует с необходимостью (лат.). - 98.
23 Шведская королева Кристина (1632-1654) была одной из образованнейших женщин XVII в. Покровительствовала ученым, пригласила в Стокгольм Декарта. Перейдя из протестантства в католичество, отреклась от шведского престола в пользу двоюродного брата и в дальнейшем жила в Риме. Оставила обширную переписку и мемуары. - 100.

24 Разрушает, строит, меняет квадратное на четырехугольное (лат.).- 104.
25 "О переменчивости фортуны Аристотеля". Гл. 2 (лат.). - 104.
26 "О плоти Христовой"; "сын Божий умер - вполне верим этому, потому что это нелепо; и погребенный воскрес; это верно, потому что невозможно" (лат.). - 106.

17 Если тебе нравится то, что Бог венчает недостойных, то не должно не нравиться и то, что он наказывает невинных (лат.). - 106.

28 Я не нуждаюсь в ней, да она меня и не удовлетворяет (итал.). - 109.

29 Не исследуй с любопытством причину всего, Какая бы сила, навеянная небом и исполненная Истинности Божией, ни была заключена в книгах пророков; Не дерзай вторгаться в сокрытое покровом священного Молчания, но скромно проходи мимо;

Старайся не знать то, что наилучший Учитель

Не желает раскрыть, это просвещенное неведение (лат.). - 110.

30 небом освященная; небом навеянная (лат.). - 110.

31 благоразумно; скромно (лат.). - 110.

32 Речь идет о книге представителя английского свободомыслия деиста Джона Толанда "Христианство без тайн" (1696), приговоренной к сожжению ирландским парламентом (что не помешало ей выйти 2-м и 3-м изданием). Вынужденный бежать из Англии, Толанд некоторое время (в 1701 г.) жил в Берлине, где пользовался покровительством Софии-Шарлотты. Ей посвящено одно из главных произведений Толанда - "Письма к Серене". - 111.

33 "О рабстве воли", гл. 246 (лат.). - 116.
34 Вероятно, Лейбниц имеет в виду § 35 II части "Первоначал философии". - 118.
35 Заключение не следует (лат.). - 120.
36 О противоположностях; о софистических опровержениях (лат.). - 122.
37 "О согласии научного знания с верой" (лат.). - 128.
38 "Апология кириаков" (лат.). - 128.
39 Быть может, имеется другая, более сокровенная причина, которая открывается лучшим и святейшим людям, но и им она открывается скорее по благодати, чем за их заслуги (О понятии бытия буквально, кн. 11, гл. 4) (лат.).- 129.

40 "Кн[ига] о рабстве воли", гл. 174: "Там (Бог) подает благодать и милость недостойным, а здесь распространяет свой гнев и строгость на тех, кто их не заслужил; в обоих случаях он превышает меру и поступает несправедливо в суждении людей, но справедливо и истинно в

502

своем собственном суждении. Ибо сколь праведно то, что он венчает недостойных, хотя теперь и непостижимо, но мы познаем это, когда мы прибудем туда, где уже не верой одной, а будем сокровенное созерцать непосредственно! Столь же праведно и то, что он осуждает недостойных, хотя это тоже пока непостижимо, а принимается только верой до тех пор, пока не откроется сын человеческий" (лат.). - 129.

41 Светлый, дивится теперь вратам незнакомым Олимпа, Ныне у ног своих зрит облака и созвездия Дафнис. Вергилий. Буколики V 56 - 57 (пер. С. Шервинского). Далее следует текст Лукиана из латинского перевода Гемстергейса (появившегося в годы работы Лейбница над "Теодицеей"), который, вероятно, представляет собой Лукианову цитацию из какого-то другого автора:

Там же, наполненный подлинным светом, Дивится блуждающим звездам, а также светилам, К полюсу близким, видит, в сколь глубокой ночи Пребывает наш день.









Первая часть опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла

1 Сам погляди, не острей ли у нас наточены копья!
Вергилий. Энеида X 481 (пер. С. Ошерова). - 134.

2 ((История Севарамбов" написана французским представителем утопического социализма Дени Верасом и опубликована (в двух частях) в 1677 - 1679 гг. Имела большой успех и за пределами Франции, выдержав множество изданий. - 136.

3 на основании действия (лат.). - 136.
4 И если судьбе угодно, то помогает и двойной яд (лат.). Вероятно, строка из Овидия. - 136.
5 О, поистине неизбежный грех Адама,
Преодоленный смертью Христа!
О, счастливая вина, которая удостоилась Столь великого искупителя! (лат.). - 137.

6 Имеется в виду прежде всего сочинение кардинала Лотарио ди Сеньи "О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни", пронизанное воинствующим аскетизмом. Написанное в конце XII в. будущим могущественным папой римским Иннокентием III (1198-1216), это произведение в дальнейшем получило широкое распространение. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения неоднократно опровергали его идеи. - 139.

7 Чем кривее дерево, тем лучше кочерга;
Чем скупее человек теперь, тем богаче будет потом (нем). - 139.

8 Редко за идущим впереди злодеем Не следует хромой ногой наказание.
Гораций. Оды III 21, 31-32.- 139.

9 Только теперь Руфинова казнь уняла мою смуту И оправдала богов...

503

Клавдиан. Против Руфина I 20-21 (пер. М. Гаспарова). - 139.

10 "Гимн перед сном":
Однако тот же милосердный
Мститель сдерживает свой гнев
И только немногим нечестивым людям
Допускает погибать навечно (лат.). - 140.

11 Это сочинение излагает учение итальянского мистика-хилиаста Иоахима Флорского (2-я пол. XII в.) о трех состояниях человечества, соответствующих Ветхому завету, Новому завету и "Вечному Евангелию" - будущему состоянию человечества, когда оно непосредственно и свободно будет чтить бога. - 140.

12 "Восстановление всех" (греч.). Стоическая идея вечного циклического возвращения всех вещей и существ после мирового пожара, теологически переосмысленная, нашла свое отражение в текстах Нового завета (в Евангелии от Матфея, в посланиях апостолов Петра и Павла). Другое теологически-концептуальное переосмысление той же идеи содержалось в произведениях Оригена (которому и приписывается названное сочинение) и Григория Нисского, крупнейших отцов христианской церкви III - IV вв. - 140.

13 Древний человек. - 141.
14 И по закону судеб вновь принятый в число богов
Наш золотой Аполлон будет царствовать вечно (лат.).
Вероятно, стих из Вергилия. - 142.

15 Об обширности царства небесного (лат.). - 142.
16 Если Бог есть, откуда зло? Если же его нет, откуда добро? (лат.).- 143.
17 к простому совершенству, в простом смысле (лат.). - 145.
18 В "Журнале ученых" - см. Примечания к т. 1 наст, изд., преамбулу.- 145.
19 не следует совершать зла, чтобы достичь добра (лат.). - 146.
20 ...насколько вредоносные тела не препятствуют ему (лат.). - 150.
21 Добро проистекает из подлинной причины, а зло - от какого-либо
недостатка. Зло имеет не действительную, а только отрицательную
причину (лат.). - 151.

22 См. прим. 17 к с. 71. - 155.
23 Светила склоняют, а не принуждают (лат.). - 156.
24 См. вступит, ст., с. 44-45. - 159.
25 Да будет (лат.).-i?i.
26 Нечто должно быть, если оно есть, однако же, если нечто будет, оно должно иметь будущее (лат.). - 162.
27 Господь сумеет переменить свое решение, если ты переменишь свое прегрешение (лат.). - 163.
28 Если ты не был предопределен, сделай так, чтобы ты был предопределен (лат.). - 163.
29 О пределе жизни (лат.). - 164.
30 о крайнем сроке покаяния (лат.). - 164.
31 Исход будущего времени
Бог премудро окутал темной ночью. Гораций. Оды III 29-30.- 164.
32 См. "Краткое доказательство примечательной ошибки Декарта ..." в т. 1 наст. изд. - 166.

33 См. 2-е Приложение к "Теодицее". - 171.

34 В своей книге "De fato, libero arbitrio et cle praedestinatione, providentia Dei" (О судьбе, свободе, предопределении и божественном провидении), написанной в 1520 г. и впервые опубликованной в 1567 г., Помпонацци сближал идею судьбы с идеей естественной необходимости. - 173.

35 наказание не штраф (греч.). - 173.

36 Ремонстранты, или арминиане (последователи теолога Я. Арми-ния), - одно из направлений в нидерландской реформатской церкви XVII в. Отвергая учение Кальвина об абсолютности божественного предопределения, игнорировавшее роль свободы человеческой воли в деле искупления и спасения, арминиане в духе пелагианства подчеркивали роль свободной воли человека в преодолении первородного греха и личной веры в деле спасения. Их противники, антиремонстранты, или контрремонстранты, настаивали на непререкаемости предельно фаталистического учения Кальвина. - 175.

37 Т.е. те, кто слепо верит в божественное предопределение. - 176.
38 о [божественной] помощи (лат.). - 176.

39 Супралапсарии и инфралапсарии - два направления в кальвинизме, различавшиеся толкованием учения о предопределении. Согласно инфралапсариям, бог принял решение спасти одну часть человечества без всякой заслуги со стороны этих людей и осудить другую без всякой вины только после падения Адама (infra lapsum). Супралапсарии же считали, что божественное решение об осуждении одних и спасении других существовало извечно, так что само падение Адама бог предвидел (supra lapsum) и предопределил. - 178.

40 предопределенными; предвидимыми (лат.). - 178.
41 в смысле обоснованности (лат.). - 179.
42 Годы понтификата Климента VIII: 1592-1605. - 180.
43 обладание совершенством (лат.). - 181.
44 Иоанн Скот Эриугена, автор знаменитого сочинения "О разделении природы", происходил из Ирландии. - 183.
45 Души не подвержены смерти.
Метаморфозы XV 158. - 183.
46 "Речь о крещении" (лат.). - 185.

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign