LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного
опыта от поколения к поколению. Как социальная ячейка общества семья возникла в
древнейшие времена, о чем свидетельствуют раскопки древних поселений людей и
древние памятники культуры.
Как мы уже говорили, красота в доме, постоянное совершенствование быта
способствует эстетическому воспитанию детей. Родители создают эстетизированный
быт для ребенка, окружая его яркими предметами, игрушками, создавая особый,
обязательно ритмичный звуковой фон, когда ребенок бодрствует. Еще одно средство,
способствующее эстетическому воспитанию детей, - "беседы" родителей с ребенком
начиная с первых минут его жизни, формирующие его будущую речь и многие
положительные качества. Желательно, чтобы в первые годы жизни ребенка женщина
была освобождена других забот, уделяя как можно больше внимания своему ребенку.
В этом исключительно важна роль ребенка освобождающего жену от всяких житейских
дел. (Однако, к сожалению, таких мужчин не так уж много.)
Ничто в раннем детстве не проходит мимо внимания ребенка - все оседает в
глубинах его души, всплывая позже в его сознании. Родители, передавая ребенку
большой запас слов, способствуют его словотворчеству, а возможно, и развитию его
поэтического таланта (все дети без исключения поэтически одарены). Мы часто либо
глухи к слову, либо слишком озабочены решением житейских проблем, чтобы
полностью сосредоточиться на ребенке. А между тем ответственность семьи
заключается прежде всего в передаче всего языкового богатства от старших
поколений младшим, от родителей - детям.
Язык отражает уровень культурного и эстетического развития личности, он является
средством общения, которое, Антуан де Сент-Экзюпери считал самым значительным из
всех духовных богатств. Язык раскрывает духовное богатство человека - его
природные задатки, дарования, таланты. А для семьи нет более ответственной и
благородной задачи, чем выявление, раскрытие природных творческих задатков
ребенка, чтобы вырастить из него человека - творца.
В постоянном общении родителей с ребенком и выявляется его природные задатки,
прежде всего способность к словотворчеству, закрепляющаяся в различных играх с
предметами, игрушками, его умением фантазировать перевоплощаться в домашних
животных, а также животных, которых может увидеть в зоопарке, на прогулке в
лесу, о которых узнает из рисунков, сказок, мультфильмов и т.д.
Грандиозную эстетико-воспитательную функцию выполняют в семье и разговоры
родителей на различные темы, а также их общение между собой, т.е. проявляемые
друг к нежность, уважение, восхищение. Все западает в душу ребенка и рано или
поздно отзывается ответным чувством, поступком. Родители несут двойную
ответственность: во-первых, перед обществом за будущее своего ребенка, который
должен стать здоровым и счастливым, благородным и творчески активным человеком;
во-вторых, перед самим ребенком, способствуя максимальному раскрытию его
творчески-созидательных сил и способностей, благородства и красоты его души, его
жизненных стремлений, надежд, желаний и идеалов. Далеко не всем родителям это
удается, но это не является аргументом для отрицания роли семьи в жизни каждого
человека. Никто не является рабом судьбы - этим зачастую люди оправдывают свои
неблаговидные поступки и действия, неудачи, промахи в жизни. Необъяснимость
многого в самом человеке, невозможность постичь стечение обстоятельств, незнание
многих процессов в природе и жизни породили представление о судьбе, о фатальной
предопределенности тех или иных событий. Эта вера в рок, судьбу расслабляет
некоторых людей, лишает их воли к жизни, заставляет ждать своего "звездного"
часа, а у других вызывает решимость самим распоряжаться своей судьбой и, призвав
на помощь свои чувства и разум, изменить свою жизнь к лучшему. По сути, это
вторая категория людей, незнакомая с философией Платона и дзэн-буддизмом,
моделируют свою жизнь в соответствии со всеми художественными принципами,
требованиями, законами и представлениями. Именно они во все времена добивались
полной реализации собственных творческих сил и способностей. Люди, обладающие
высокими творческими способностями, сосредоточивали усилия на любимом деле,
своем призвании, ведя предельно простой образ жизни. Они стали примером высокой
требовательности к себе и своему предназначению. Известно, что Микеланджело,
рано осознав свой великий дар ваятеля и живописца, не считал возможным тратить
силы на что-либо другое, в том числе и на создание семьи. До конца своих дней он
не выпускал из рук резца, кисти и пера: ваял, рисовал, проектировал и слагал
стихи.
Разумеется, чтобы человек ради своего предназначения не должен отрекаться от
радостей жизни (а в том, что семейная жизнь и воспроизводство рода человеческого
связаны с богатейшей сферой чувственной, разумной и волевой жизни, ни у кого нет
сомнений), - он должен лишь помнить о том, что его природные задатки и дарования
предназначены для благородных, добротворческих дел, что он несет ответственность
за раскрытие и реализацию своих дарований, чтобы остаться в благодарной памяти
последующих поколений.
Почему же именно на семью возлагается обязанность формирования чувства
ответственности у подрастающего поколения за выявление и реализацию его
дарований, за выполнение в полной мере его предназначения, о котором
свидетельствуют его природные задатки? Прежде всего потому, что именно в семье
можно впервые распознать природные задатки ребенка, создав ему условия для
развития всех его духовных и физических сил. Однако абсолютное большинство
взрослых осознали до конца своих способностей, не умеют и не учатся познавать
себя. Им не свойственны самосозерцание, осмысление своих чувств, а некоторые
даже не подозревают о наличии у них природных задатков, таланта. Поэтому надо
стремиться выявить природные задатки ребенка, понять, в какой игре и в какой
степени в нем проявляются его дарования, а для этого следует как можно больше
времени находиться рядом с ребенком, уделяя ему как можно больше времени и
внимания, поскольку обобщающих, четких инструкций и указаний, какой должна быть
эстетика быта, чтобы способствовать наиболее совершенному развитию ребенка, не
существует.
Семейные праздники и торжества как эстетические явления
Рекомендации для учителей
В современных словарях, да и в "Толковом словаре живого великорусского языка"
Владимира Даля нет четкого различия между праздником и торжеством. К торжествам
в нем отнесено все, что связано с победой как важным событием в жизни людей, а
самое общее понятие праздника - это день, свободный от работы. Если исходить из
понятий, становиться очевидным, что торжества появились гораздо раньше, чем
праздники, поскольку они в представлениях людей всегда связывались, да и
связываются с победой над чем-либо или кем-либо, в том числе и над собой. В то
время как появление праздников, т.е. свободных от работы (охоты, сбора даров
природы и т. д.) дней соответствовало, очевидно, довольно высокому уровню
развития человеческого общества, торжества победы (например, над мамонтом,
носорогом или пещерным медведем) возникли в глубокой древности и, эмоциональным
подъемом всех членов племени - радостными возгласами и хаотическими движениями,
постепенно обретшими определенный ритм и ставшими прототипом танца. Обнаруженные
археологами наскальные изображения свидетельствуют о том, что люди с
незапамятных времен отмечали радостные для них события.
И торжества и празднества сплачивают семью, восстанавливают нарушенные
отношения, устраняют отчуждение членов семьи друг от друга.
Семейные праздники и торжества относятся к не столь уж частым, к сожалению,
явлениям, которые наиболее благотворно воздействуют на каждого члена семьи и на
семью в целом. В период подготовительной работы, распределяются предпраздничные
обязанности по уборке квартиры ее украшению, наведению чистоты и порядка и т.д.
Все члены семьи получают возможность раскрыть свой творческий талант и
продемонстрировать изобретательность, все оценивается с точки зрения
совершенства, гармонии и красоты. После наведения порядка и сервировки стола в
соответствии со вкусом хозяев дома, надо приниматься за себя.
Теперь эстетическая фантазия (фантазия женщин), особенно получает полное
раздолье. Все тщательно продумывается - и прическа, и одежда, и обувь, и
украшения...Времени, как правило, в обрез, а надо еще и успокоиться, и придумать
теплые слова и для гостей, и для виновника торжества или праздника. Чтобы не
ошибиться в выборе этих слов, приходится полностью задействовать воображение,
эмоции и интеллект. Наконец, все образумилось, утряслось и осталось даже время
еще раз взглянуть в зеркало ...
В волнующие моменты подготовки к празднику (а от любого из них мы всегда
невольно ожидаем хоть маленького чуда) душа смягчается, наполняется нежностью,
благодарностью за дружную совместную работу у людей возникает желание просить
друг друга прощение за нанесенные когда-то обиды...Наиболее любимый для всех
праздник - Новый год, когда загадывают желания, составляют новые планы, находят
самые теплые и нежные слова для родных, близких и друзей. Эмоции, испытанные в
дни праздника, продолжают длительное время созидательную "работу" на благо
семьи, дружбы и т. д.
Вы, ребята, наверняка ощущали взволнованность, радость, любовь к своим родным во
время любого семейного праздника. Выбирая подарок, вы мобилизуете свою
изобретательность, фантазию, т.е. свой творческий талант.
Рекомендации для учителей
В этот раз ребятам нужно усвоить: что такое семья, каково ее предназначение, на
чем основана семья, в чем состоит ответственность семьи перед человечеством, и
ответственность самого человека перед собой.
До выяснения понятий "праздник" и "торжество" и до выявления их различий можно
спросить ребят, что, на их взгляд, возникло раньше - праздники или торжества? В
обсуждение этого вопроса надо вовлечь весь класс, чтобы пробудить интерес к
знакомой для них теме; затем следует выяснить не только эстетические особенности
этих явлении в семейной жизни, но и проявления эстетической активности каждого
члена семьи. Используя вопросы, уточнения в процессе обсуждения, можно
попытаться определить эти понятия, доказав на примерах археологических и
этнографических находок, что "торжество", очевидно, более древнее понятие чем
"праздник", и что эти понятия не всегда являются тождественными. Особенно важно
выяснить, какую роль играет каждый член семьи в период подготовки к празднику
или торжеству, в чем проявляется его активность и изобретательность, кто
проявляет наибольшую инициативу. Самое важное в том, что ребята, даже самые
безынициативные, непроизвольно раскрывают и осмысливают собственные
культурно-эстетические свойства и качества, иногда вспоминая, как и под чьим
воздействием они формировались.
Вопросы
1. Бывает ли жизнь в семье неэстетической?
2. Активную или созерцательную позицию вы занимаете в своей семье?
3. Что такое "праздник" и что такое "торжества"?
4. Какие семейные праздники и торжества вы знаете?
5. Какие чувства вы испытываете при подготовке к праздникам и торжествам и во
время их проведения?
Тема 6. Мода и ее эстетическое наполнение. Мода и "Я", мода и "Другой"
В повседневной жизни человека, вынужденного решать массу житейских проблем, одно
из первых мест занимает мода (от лат. modus - мера, способ правило),
преобразующая и мужчин, и женщин, придавая им особый шарм.
Что же такое мода? Стоит только произнести это слово - все ребята дружно
ответят, что мода - это смена образцов одежды. С этим можно было бы согласиться,
если бы эстетика не была философской дисциплиной и не рассматривала бы жизнь, в
том числе и бытовую ее сторону, во взаимодействии со всем миром. Поэтому наряду
с бытовым понятием "мода" надо дать и общее философское ее определение -
периодически повторяющееся частичное изменение чаще всего внешних форм культуры.
В эстетическом смысле мода - это непродолжительное превалирование определенного
направления в различных сферах жизни, особенно в быту, художественном творчестве
и художественной жизни.
В повседневной жизни постоянно изменяющийся, подвижный эстетический и
художественный вкус оказывает решающее влияние на внешний вид и человека, и
предметов, окружающих его в повседневной жизни. Если мода на одежду, прическу,
макияж может совершать неожиданные скачки, иногда противоречащие индивидуальному
и разрабатывается для людей разного возраста, то мода на предметы длительного
пользования (мебель, бытовую технику, посуду и т.п.) более устойчива и зависима
от массового производства: потребность в этих вещах более постоянна, чем в
вещвх, от которых непосредственно зависит внешний вид человека.
Повседневная, бытовая жизнь людей определяется быстротечными изменениями, а в
основном традициями, и больше зависит от материальных условий, чем от желаний
людей, их склонностей и способностей. Ведь вкус, эстетическое чувство человека
одновременно и стабильны, и подвижны. Нельзя забывать и о том, что вкус сочетает
в себе чувственное и рациональные начала человека. Рациональное начало, опираясь
на разум, тщательно оценивает все новое, его достоинства и недостатки, а
чувственное начало, основанное на эмоциях, зачастую безоговорочно воспринимает
все, что произвело неотразимое впечатление на человека: выбирая одежду, обувь,
прическу, макияж, т.е. все, что определяет наш внешний вид, мы почти всегда
руководствуемся принципом "я так хочу", а организуя свой быт, придерживаясь
культурных привычек, традиций, обрядов и обычаев, - принципом "могу".
Мода, определяющая внешний вид человека, учитывает разные сферы его
жизнедеятельности: работа, быт, отдых и т.д.
Именно в быту (конкретнее - в семейном быту) предоставляет свобода эстетическим
чувствам и вкусу: здесь человек, сам решает, что и когда надеть. Учебные же
заведения, некоторые учреждения и организации зачастую предъявляют особые
требования к внешнему виду человека, в том числе к прическе, макияжу,
украшениям. Совсем недавно в наших школах была отменена школьная форма, которая,
по убеждению многих, должна была дисциплинировать учеников.
Каждое поколение вносит в моду свои представления о красоте человека, культуре
его поведения. Новые поколения, отвергая некоторые прежние направления моды,
воспринимают те из них, которые обеспечивают проявление их индивидуальности.
Изменение потребностей вызывает изменение производства, обслуживающего человека
и обеспечивающего его всем необходимым. Развитие средств массовых коммуникаций
обеспечивает быстрый обмен информацией, в том числе и о веяниях моды. Однако их
восприятие весьма субъективно и зависит от индивидуальных представлений человека
о красоте. Поскольку же процесс эстетического развития молодого поколения всегда
протекает в определенной культурно-эстетической атмосфере и осуществляется под
прямым или косвенным руководством или воздействием взрослых, то в эстетических
чувствах и особенно вкусах молодых людей обязательно наличествуют устойчивые,
константные элементы, связывающие поколения. Это же прослеживается и в
деятельности художников-модельеров, разработчиков предметов одежды и обуви,
мебели и бытовой техники, приборов и посуды, предметов украшения, причесок и
т.д. Более того, периодическое обращение моды к прошлому, свидетельствует о том,
что модельеры стремятся участвовать национальные традиции.
Однако в моде немного и преходящего, обусловленного желанием человека выделиться
из его окружения, подчеркнуть свое отличие. "Мини", "миди" и "макси",
каблуки-"шпильки" высотой до 15 см, или, наоборот, толстенные "платформы" и т.д.
- все это преходяще веяния моды, которые естественны и закономерны, поскольку
желание каждого поколения внешне отделиться от старших поколений неистребимо.
Взаимодействие преходящего и постоянного в моде - вполне закономерное явление.
Ненормально, когда доминирует либо только преходящее, либо только постоянное.
Даже в народном традиционном костюме учитываются веяния времени и моды: слегка
изменился рисунок, подправлен орнамент, появилась новая деталь одежды и т.д.
Важное значение для каждого человека имеет соотношения "мода и Я", "мода и
Другой". Здесь настолько тесно переплетены проблемы нравственной и эстетической
жизни каждой личности, что рассматривать их можно только вместе. Современные
средства массовой информации, особенно телевидение, постоянно предоставляют
обилие жизненно важной информации о человеке, его повседневной жизни, желаниях,
стремлениях, идеалах. Под влиянием этой информации происходит изменение ощущений
человека я и развитие его чувств и вкусов, что, безусловно, способствует
осознанию им его зависимости не только от родных и друзей, но и от состояния
всего человечества.
Естественная заинтересованность направлениями моды, в том числе и в
социально-культурном смысле, где мода тоже играет большую роль, способствует
пробуждению внимания к самому себе, к формированию себя как личности, а этот
процесс предусматривает ответы на все вопросы: Чего я хочу и почему хочу именно
этого? Что я могу, а в чем мне нужна помощь взрослых? Что зависит от меня, а что
от меня не зависит? Зависит ли мое отношение к людям только от них или в большей
степени от меня?
Любой из этих вопросов приводит человека в дискомфортное состояние, будоражит
его чувства и ум, возможно, вырабатывает решимость предпринять какие-то
действия, т.е. постепенно вырабатывает волю. А пробудившееся желание получать
удовольствия от красивой одежды, обуви, украшений и удовлетворение от
восхищенных взглядов окружающих людей заставляют человека следить за собой,
чтобы постоянно нравиться людям, т.е. стремиться к совершенству - и не только
физическому, но и нравственному.
Привычки человека, предпочтения, которые он отдает определенному виду или цвету
одежды, его жизненные принципы, свидетельствуют о степени его уважения к людям,
деловых качествах.
Так возникает проблема Другого - любого настоящего или будущего собеседника.
Неважно, мимолетное знакомство или крепкие дружеские узы. Встреча с Другим, -
это встреча двух Миров, которым есть чем обменяться друг с другом, чем обогатить
друг друга. Самое главное - это возможность раскрыть друг другу свою
неповторимость, свою душу.
Мода, свойственная людям определенной национальности, может о многом поведать
представителям других культур, поскольку определяет стиль жизни и поведения
человека, его внешний облик, отражает национальную культуру и т. п. Человек,
который сможет воспринимать культуру Другого обогатит себя и чувственно, и
умственно.
Рекомендации для учителей
На соотношении "Мода и Другой" рекомендуем обратить особое внимание, предложив
ребятам вспомнить свои взаимоотношения с приятелями. Это будет своеобразной
подготовкой к последующим занятиям.
Кроме того, можно предложить ребятам рассказать о реакции их близких и о
собственной реакции на направления моды. Важно, чтобы они смогли определить что
является преходящим и постоянным в моде.
Вопросы
1. Что вы понимаете под словом "мода"?
2. Как мода соотносится с эстетическим вкусом?
3. Как вы понимаете соотношения мода и "Я", мода и "Другой"?
Тема 7. Эстетика поведения. Единство нравственного и эстетического в поведении
Если рассматривать поведение как взаимодействие человека с окружающей средой, то
изучение этой темы в разделе "Эстетика быта" вполне оправданно, поскольку в
основном в быту начинают вырабатываться нормы и навыки, привычки поведения,
происходят основные жизненные процессы. Домашняя среда, домашний быт оказывает
воздействие и на нормы, привычки, выработанные в другой среде.
В отличие от двух живых существ человек вынужден постоянно взаимодействовать не
только с естественной, природной, но и социальной средой, которая неизмеримо
разнообразнее, и в которой человек зависит от окружающих его людей, вещей,
предметов, объектов, составляющих любую ситуацию поведения, поэтому в отличие от
животных, поведение которых обусловлено врожденными инстинктами, помогающими им
приспособиться к природной среде, поведение человека обусловлено постоянно
изменяющимися эмоциями, вкусами, привычками. Поведение человека демонстрирует
богатство его чувств, неосознанные привычки и нормы, выработанные под влиянием
определенного сообщества людей (семьей, учебным или трудовым коллективом и т.
д.). Эти выработанные нормы и привычки - накопленный человечеством опыт
приспособления к природной и социальной среде, - передающийся от поколения к
поколению в виде традиций, обрядов, обычаев и т.д.
Привычки и нормы поведения индивидов, объединяющихся в определенные социальные
общности, обязательно дополняются этническими, национальными,
социально-групповыми и расовыми особенностями, сложившимися в глубокой древности
под воздействием природно-климатических условий существования различных племен и
родов.
Может быть, этим и определяется сложность рассмотрения проблемы поведения
человека в эстетике. Философия рассматривает поведение просто как присущее всем
живым существам взаимодействие с окружающей средой. Правила этики требуют чтобы
поведение человека соответствовало выработанным нормам и моральным принципам. А
эстетика рассматривает все невероятное многообразие жизненных ситуаций и
способность человека приспособиться к ним с точки зрения ценности поведения
индивида или группы людей, их представлений о добре, чести, достоинстве,
благородстве, совершенстве, гармонии и красоте и т. п. и подразумевает
удовлетворение человека от взаимодействия с окружающей средой, достижение
эмоциональной комфортности обеими взаимодействующими сторонами, если речь идет о
людях - субъектах взаимодействия.
Мораль, определяя нравственное поведение личности, руководствуется
преимущественно разумом, а эстетика поведения - в основном, чувствами, поскольку
эстетическое чувство сочетает и эмоциональное и интеллектуальное начало, причем
интеллектуальное начало находится как бы на уровень подсознания, естественно и
спонтанно воздействуя на эмоции. Это индивидуальное чувство, придающее
взаимодействию каждого человека природой, людьми, культурой личностный характер.
Однако присутствие лишь разумного и интеллектуального начала, способствовать
эстетическому взаимодействию человека с миром, поскольку, положительно
воздействуя на поведение человека, оставляет его холодным и равнодушным в
возможным взаимодействиям с окружающим миром, обуславливает его расчетливость и
прагматичность - качества которые препятствуют возникновению дружеских
отношений, доверчивости, открытости и симпатии между людьми. Поведение человека,
лишенное этих качеств не может быть названо эстетическим.
Конечно, поведение человека не должно всегда быть эмоциональным - иногда
требуется и холодный расчет, и соблюдение жестких правил, и учет интересов
каждого взаимодействующего лица и т. д. Но и в этих случаях во взаимоотношениях
между людьми могут и должны присутствовать - сердечность, откровенность и
душевная предрасположенность, тем более это бытовые взаимоотношения. Следует
признать, что отношения между работниками сферы обслуживания и их клиентами
(особенно в государственных учреждения) находятся еще на уровне доисторического
развития. Изменить "Российский сервис", который давно стал притчей во языцех, -
значит решить вопрос о нравственном поведении работников сферы обслуживания.
Естественно, неурядицы жизни всегда сказываются на поведении людей, в том числе
и домашнем быту: издерганность, эмоциональная неуравновешенность,
раздражительность, озлобленность - их естественная реакция. Внимательное
отношение членов семьи друг к другу может разрядить любую напряженную ситуацию и
снять стрессы. Невозможно перечислить все средства и способы эмоционального
воздействия: шутка, ироническое замечание, теплое сочувствие и т.д. Эстетически
развитый человек на сознательном и интуитивном уровне мгновенно выбирает манеру
поведения, которая соответствует конкретной ситуации и особенностям его
собеседника.
Эти своеобразные эмоциональные и интеллектуальные установки на формы поведения в
различных ситуациях человек постепенно вырабатывает. С точки зрения современной
психологии установка - это психологический самонастрой на будущие ситуации, к
которым готовится человек. Настрой может быть деловым, чувственно-эмоциональным,
интеллектуальным, серьезным или легкомысленным, и определяет соответствующее
поведение человека. Самонастрой определяется не только темпераментом,
характером, чувствами, интеллектом и волей личности, но и знанием своих
возможностей, а также способностью быстро и безболезненно приспосабливаться к
поведенческой ситуации, которая определяется обеими сторонами взаимодействия.
Психологические установки личности связаны и с установками на результаты
поведения - в основном всегда оптимистическими, а возможно, возвышенными т.е.
эстетическими по своей сути.
Поведение, т.е. поступок или действие человека по отношению к среде, в которой
он оказывается, к людям, которые составляют часть этой среды, психологически
всегда означает активность личности, ее способность совершенствовать,
гармонизировать среду, получать нравственное удовлетворение от этого.
Внутренняя установка на эстетическое по сути своей поведение и получение
удовлетворения от него нередко становятся стимулом, определяющим именно такое
поведение, а следовательно, и воздействие на окружающую среду.
Имея такую установку, любой человек может сделать жизнь своей семьи легкой и
радостной, облегчая решение всех вопросов, проблем, неурядиц и недоразумений.
Вспомните, как меняется всеобщее настроение, если в компании, появляется
веселый, жизнерадостный человек, который к каждому может найти индивидуальный
подход и сформировать оптимистическое отношение к происходящему в мире.
В истории развития человечества вырабатываемые теми или иными социальными
общностями нормы поведения, естественно превращавшиеся в обычай (обычное
поведение), одновременно оценивались не только с моральной, т.е. этической, но и
с эстетической точки зрения. Поэтому этическое и эстетическое в поведении людей
всегда составляли нерасторжимое единство, а человек, воплощавший в своем
поведении это единство, становился не только моральной, но и эстетически
развитой личностью. Это делает понятной извечную проблему единства добра и
красоты, которые на разных этапах истории приобретали различные, но всегда
прекрасные формы, закрепляющиеся как нравственные нормы. Например, Библия
закрепила эти нормы в виде 10 заповедей, которые предписывалось соблюдать
каждому христианину, желающему заслужить расположение Бога. Представления многих
мыслителей о единстве добра и красоты в самом общем виде можно выразить
следующим образом: "Не делай людям того, чего не сделал бы себе"; "Поступай так,
как хотел бы, чтобы так поступали с тобой" и др. Важно отметить, что во всех
этических учениях поступки и мотивы деятельности человека рассматривались
одновременно и как этические, и как эстетические, т.е. не только как добрые или
злые, но и как прекрасные или безобразные. Понятно, что добро всегда соотносится
с такими эстетическими понятиями, как прекрасное, гармоничное, совершенное,
возвышенное, изящное, изумительное и т. д., а зло-- с безобразным, низменным,
ужасным, отвратительным,
Иначе говоря, у всех народов постепенно складывалось представление о том, что
высоконравственное поведение характеризует человека и как существо возвышенное,
благородное, прекрасное. Героический поступок нельзя, да и невозможно оценивать
только с моральной точки зрения, не давая одновременно и эстетической оценки,
поскольку он характеризует человека как совершенную в морально-эстетическом
отношении личность. Некоторые люди и любят рассуждать о красоте, подчеркивая ее
ценность, совершая при этом, однако, неблаговидные поступки, - этим людям
внутренне не присущи этическое и эстетическое, т.е. мораль и красота ; правила и
нормы поведения не стали внутренними регуляторами их взаимоотношений с миром,
особенно с людьми.
Это расхождение между внутренним и внешним очевидно для окружающих, которым
ясно, что человек, демонстрируя хорошие манеры, не испытывает никаких
эстетических эмоций, чувств, не переживает сам и не сопереживает другим.
Эстетическое определяет этическое, делает человека открытым для других.
В повседневном общении иногда человек попадает в сложную ситуацию слепо следуя
моде, не соотнося ее со своими особенностями. Руководствуясь самыми лучшими
побуждениями он готовится к деловой встрече, однако беседа не клеится, несмотря
на проявление внимания и сердечности. А дело в том, что собеседник шокирован
экстравагантностью человека, следующего вроде бы последней моде. Короче говоря,
эстетика поведения - явление привередливое: если она присуща человеку - это
легко обнаружится если не присуща - то всегда будет ясна ее искусственность.
Рекомендации для учителей
Возможно, ребята расскажут о некоторых случаях из своей жизни, своих
наблюдениях, и подтверждающих или противоречащих представлениям об эстетике

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign