LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

астрологи, космонавты, астрофизики, геофизики и т.д.). Третьи в процессах
материализации добытых учеными знаний в машины, станки, приборы, оборудование,
компьютеры и пр. А четвертые в повседневном взаимодействии с природой во всех
видах сельскохозяйственного производства и проложения различного рода
транспортных коммуникаций, строительства линий электропередач и разнообразных
современных средств связи людей. Всем способам проявления природной и социальной
активности человека присущи эстетические особенности. Именно поэтому от каждого
современного человека требуется овладение эстетической культурой своего региона,
государства, народа и выход на просторы мировой эстетической культуры через все
каналы современного информационного обмена.
В художественной культуре сложилась четкая система тиражирования,
репродуцирования, распространения художественных ценностей, обмена ею между
регионами, государствами, континентами. В эстетической культуре, к сожалению,
пока такая четкая система не сложилась. Но есть организованный и стихийный обмен
эстетическими теориями, материальными предметами, опытом строительства
эстетически организованных сел, городов, отдельных туристских и санаторных
комплексов, фабрик и заводов, производящих огромное количество разнообразных
материальных предметов, из которых создается эстетизированная материальная среда
жизни.
Эстетическая культура столь же необъятна и разнообразна в проявлениях, сколь
необъятна сама жизнь. Однако общество в каждую эпоху вырабатывает свои
представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и
комическом, героическом и антигероическом, об изящном и грубом, гармоническом и
дисгармоническом . Общество же через семью и разные общественные институты и
организации старается передать подрастающим поколениям все эти представления.
Особенно через многоразличные предметы материальной культуры, оформляющей жизнь
человеческую и придающей ей духовную направленность. Важно, чтобы новые
поколения вырастали не только потребителями уже созданных ценностей, но и
творцами, созидателями новых. А без овладения опытом предшествующих поколений,
без развития стремления к красоте, гармонии, творчеству ничего нового, более
совершенного не создашь. Поэтому обществу необходимо сформировать, воспитать
отзывчивые к гармонии и красоте поколения, закрепить в них опыт постоянного
общения с красотой, восприятия красоты, умножения форм и способов ее выражения.
Когда в человеке формируются устойчивое эстетическое чувство, способность
переживания и сопереживания, высокий эстетический вкус, знание теории эстетики и
собственные эстетические взгляды, когда в мировоззрении каждой личности
обязательно присутствует мир как целостность, тогда можно говорить о наличии
эстетической культуры как активного действенного начала в жизни общества.
Тема 13. Эстетическая культура личности
Если эстетическая культура общества зиждется на фундаментальных основах
общественной жизни, то эстетическая культура личности более локальна и
ограничена и основания ее заложены в конкретных особенностях каждого индивида,
хотя во многом определяется эстетической культурой общества. Характер,
темперамент личности, сила или слабость ее нервной системы, профессия, широта ее
социальных связей ( на житейском языке общительность или замкнутость),
устроенность или неустроенность жизни, любовь к искусству или равнодушие, а то и
безразличие к нему, опыт самопознания, самовоспитания или отсутствие такового -
все влияет на процесс формирования, выработки эстетической культуры личности.
Именно скорее эстетическая, чем художественная культура личности позволяет ей
легко, без стрессовых состояний чувствовать себя на плюральном поле культуры,
входить в другие культуры, чувствовать, переживать и понимать их без жертвования
своим чувствами, вкусами, взглядами.
Важно в теме раскрыть также два таких принипиальных момента в действии
эстетической культуры личности, как: во-первых, эстетическая культура делает
свободными все творческие взаимодействия личности с миром природы и миром людей,
что чрезвычайно важно для достижения полноты жизни, ответственного отношения
личности к своим природным задаткам и дарованиям; во-вторых, хотя эстетическая
культура личности и формируется на базе представлений общества об эстетическом и
его основных проявлениях, будучи сформированной, она обеспечивает личности
терпимость к эстетическим представлениям личностей, принадлежащих к другим
социальным, общественным образованиям. Можно сказать, что именно эстетическая
культура в наибольшей мере реализует заповеди всех основных современных
религиозных течений - веротерпимость, свободу совести, уважение к миру
чувствований и взглядов, вкусов и идеалов других. Не потому ли общение
эстетически развитых личностей всегда оказывается доверительным,
взаимообогащающим и предельно гуманным?
Тема 14. Человек прекрасный как высший венец природы и общества
В первом разделе курса "Эстетика жизни" уже рассматривался вопрос о человеке
прекрасном как завершении построения пирамиды представлений людей о человеке, во
все эпохи представлявшем воплощение самых сокровенных их желаний, надежд и
идеалов. Но если в начале курса педагог постепенно вместе с ребятами прослеживал
как человек выделялся из мира природы и какие качества при этом в нем
формировались и обозначали его отличие от всех других живых существ, то теперь,
к завершению курса, ребята подготовлены к пониманию логики развития именно
такого порядка представлений о человеке: homo sapiens, homo faber, homo ludens ,
homo pulcher. Учащиеся уже знают, а многие, будем надеяться, чувствуют и
понимают, чем отличается человек прекрасный от человека разумного, производящего
(творящего), играющего, что он во всех этих представлениях объединяет,
синтезирует, что усиливает (творческое начало, например), а что ослабляет, чему
помогает раскрыться в полной мере, а что может и задержать в раскрытии
(например, слишком сильную рационализацию всей жизни человека-творца).
Теперь надо сосредоточить внимание на том, что человек прекрасный - это прежде
всего личность, чувства, ум и воля которой развиты в их гармоничном
переплетении, взаимодействии и взаимодополнениях. Именно он помогает ребятам в
попытках самсопознания и самовоспитания, выбора жизненного пути по призванию.
Конечно, это очень трудно уловить, выявить, но индивидуальная беседа может
оказаться решающей при выборе жизненного пути каждым учеником. Выпускники школы
уже по всем показателям находятся на взлете и жизненном переломе, на пике
радостного жизнеощущения и на пике же раздумий о будущем. Помочь каждому из них
пройти этот переломный момент - высшее призвание педагога и высшая радость
педагогического творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса "Эстетика жизни" учащиеся должны:
1. з н а т ь:
- что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы
стремлением к красоте;
- что человечество начало свое художественное развитие в глубокой древности с
освоения человеком звука, штриха, линии, цвета, с организации быта и заботы о
продолжении рода человеческого;
- что такое творчество вообще, а эстетическое в особенности;
- какой путь должен и может пройти человек , чтобы стать человеком прекрасным;
- что каждый человек рождается с природными задатками, на основе которых в
процессе воспитания формируются способности к творчеству в любом способе
жизнедеятельности и виде деятельности;
- что такое искусство, на какие виды , роды и жанры оно делится.
2. у м е т ь :
- отличать явления и предметы эстетические от неэстетических или
антиэстетических;
- отличать явления, предметы и произведения материальной культуры от культуры
духовной, материальной жизни человека от духовной;
- отличать произведения разных эпох и разных народов, произведения
профессионального от произведений народного искусства;
- пользоваться справочной и специальной литературой, художественными
репродукциями и альбомами, слайдами, диафильмами, аудио и видеотехникой и т.п.;
- анализировать произведения искусства и высказывать хотя бы самые простые
суждения о них, о среде обитания,об одежде.
3. и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:
- об эстетике, ее предмете и социальном назначении, особенно об эстетике жизни;
- общие представления о человеке, которые выделяли его из всего животного мира и
об истории их изменения от эпохи к эпохе;
- о пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его
шаге, поступке и действии;
- об основных эстетических особенностях всех способов жизнедеятельности и
основных видов деятельности человека;
- о художественной и эстетической культуре общества и личности, об их
соотношении и взаимодействии;
- о том, чем отличается художественное творчество от эстетического и каким
образом они соотносятся;
- о влиянии на эстетическое и художественное развитие людей их образа, уклада,
стиля жизни и национального характера;
- о саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как
необходимых средствах и способах движения человека к полной самореализации и
счастливой жизни;
- о роли в человеческой жизни гармонии истины (знания), добра и красоты;
- о художественной и эстетической жизни человека и их месте в его духовном
и материальном бытии, то есть созидательной активности.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1Х класс:
Киященко Н. И. Эстетика жизни.Учебное пособие. - М., 1999
Антман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (ХУШ
- начало ХХ в.). - Спб., 1994
Апресян Г. З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. М.,
1981
Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970
Бадер О. Н. Каповая пещера. - М., 1965
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993
Василенко В. М. Народное искусство. - ., 1974
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М.,1972
Еремеев А. Ф. Первобытная культура .В 2-х частях. - Саранск, 1997
Землянухина Л. В. Эстетика, этнография, быт. - М., 1994
Иконников А. В. Искусство, среда, время. - М., 1985
Искусство и общение. - Л., 1984
Ларичев В.Е. Прозрение. - М., 1990
Лот А. В поисках фресок Тассили. - М., 1960
Окладников А. П. Утро искусства. - Л., 1967
Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. - М., 1989
Проблемы народного искусства. - М., 1982
Проблемы общения в психологии. - М., 1981
Русское народное искусство Севера. - Л., 1968
Рыдванова И. И. Семья и мир прекрасного. - Минск, 1982
Словарь Античности. - М., 1989
Художественные промыслы Подмосковья. - М., 1982
Человек и культура. - М., 1990
Шепетис Л. К. Искусство и Среда. - М., 1978
Х класс
Киященко Н. И. Эстетика жизни. Учебное пособие. - М., 1999
Акопджанян Е. С. Эстетическое в научном творчестве. - Ереван, 1978
Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1978
Взаимосвязи. Тетар и контекст культуры. - Л., 1991
Выготский Л. С. Психология искусства.- М., 1986
Галеев Б. М. Человек, искусство, техника. - Казань, 1987
Герасимова И.А. Человек в мире: эволюция сознания. М., 1998
Герасимова М. П. Бытие красоты. - М., 1990
Гончаров И. Ф. Подвигнут я тобою. Слово о матери. - Л., 1988
Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства
и действительности. - М., 1986
Гулыга А. Искусство истории. - М., 1980
Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. - М., 1972
Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. - М., 1985
Зись А. Я. Искусство и эстетика. - М., 1975
Искусство и точные науки. - М., 1979
Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М., 1977
Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество. - М., 1984
Неменский Б. Искусство, культура, образование. - М., 1993
Пономарев Я. А. Психология творчества. - М., 1976
Прасолова Е., Бузол М. Пробуждение к прекрасному. - Тула, 1985
Розин В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993
Современные концепции эстетического воспитания. Отв. ред. Киященко Н.И. М., 1999


Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1985
Трактаты о любви. - М., 1994
Федь А. М. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук. - Киев, 1994
Химли Г. Ф. Поэзия науки. - М., 1970
Художественное и научное творчество. - Л., 1972
Х1 класс
Киященко Н.И. Эстетика жизни. Учебное пособие. - М., 1999
Альберт Г. Моцарт. - М., 1987, 1988. Кн. 1, "
Альшванг А. Бетховен. - М., 1976
Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М., 1990
Бажанов Н. Рахманинов. - М., 1962
Верфель Ф. Верди. Роман оперы. - М., 1991
Взаимодействие и синтез искусств. - Л., 1978
Висконти Л. Статьи, свидетельства, высказывания. - М., 1986
Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М., 1985
Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988
Галеев Б. М. Светомузыка в системе искусства. - Казань, 1991
Данилова О. Н. Музыкальный мир личности. - М., 1993
Зись А. Виды искусства. - М., 1979
Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. - М., 1985
Кандинский В. О духовности в искусстве. - М., 1992
Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М., 1977
Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века. - Т.1. Хореографы. - Т.2.
Танцовщики. - Л., 1971
Кьярини Л. Сила кино. - М., 1955
Левик Б. Рихард Вагнер. - М., 1978
Липский В. Н. Эстетическая культура личности. - М., 1987
Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992
Любомудров М., Федор Волков и русский театр. - М., 1971
Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение. - Киев, 1988
Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия
музыки. - М., 1976
Мачерет А. Художественность фильма. - М., 1975
Муриан В. Художественный мир фильма. - М., 1984
Назаренко-Кривошеина Э. М. Прекрасен ты, человек! - М., 1987
Норенков С. В. Архитектоническое искусство. - Нижний Новгород, 1991
Пондопуло Г. К. Фотография и современность. - М., 1982
Ромм М. Беседы о кино. - М., 1964
Русская художественная культура второй половины Х1Х века . Т.1. - М., 1988,
Т.2. - М., 1991
Русский авангард в кругу европейской культуры. - М., 1993
Саппак В. Телевидение и мы. - М., 1963
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Т. 1. - М., 1958
Стреллер Дж. Театр для людей. - М., 1984
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992
Холидей Ф. Е. Шекспир и его мир. - М., 1986
Чайковский П. И. О музыке, о жизни, о себе. - М., 1976
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
Х1Х век. - М., 1995. Древний мир-- эпоха Просвещения. - М., 1991
Человек в мире художественной культуры. - М., 1982
Эстетическая культура. Рук. авт. кол. Н. И. Киященко. - М., 1996
Для всех классов рекомендуются художественные альбомы выпусков последних лет по
всем видам и жанрам искусства разных эпох и разных народов.
СЛОВАРИ ПО ВСЕМУ КУРСУ:
Античная культура. Словарь-справочник. - М., 1995
Краткий словарь по эстетике. - М., 1989
Славянская мифология . Энциклопедический словарь. - М., 1995
Словарь Античности. - М., 1989
Словарь по этике. - М., 1983
Также для всех классов рекомендуются слайды, видеофильмы, диски и кассеты, по
всем темам изучаемого курса. Выбор их зависит от педагога и от возможностей
школы.

***********************************

Н.И.Киященко - Эстетика жизни (ч.1)Н. И. Киященко
Эстетика жизни
Учебное пособие
Москва
ИНФРА-М
1999-10-06 ББК
(c) Киященко Н. И., Эстетика жизни: Учебн. пособ. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Аннотация
В книге рассматривается история эстетического воспитания, которую более 30 лет
разрабатывал доктор философских наук, профессор Н. И. Киященко. Замысел автора -
проанализировать жизнь человека - рождение, воспитание, поведение, общение,
восприятие, поведение, общение, восприятие культуры и т.д. - с
художественно-эстетической точки зрения. Используя исторический экскурс, автор
стремиться разъяснить природу возникновения у человека особых чувственных
реакций и образного восприятия.
Для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, а также для всех интересующихся
подобной тематикой.
ISBN
ББК
ИНФРА-М
Киященко Н. И., 1999

Оглавление

От автора
Раздел I. Введение в эстетику.
Тема 1. Что такое эстетика и что она изучает.
Тема 2. Стремление к красоте - врожденное чувство человека.
Тема З. Мир человека и человек в мире: существо разумное (homо sapiens),
существо производящее (homo faber), существо играющее (homo ludens) или существо
прекрасное (homo pulcher).
Раздел II. Эстетика быта.
Тема 4. Определение быта и эстетики быта.
Тема 5. Эстетика семейной жизни. Семейные праздники и торжества как эстетические
явления.
Тема 6. Мода и ее эстетическое наполнение. Мода и "Я", мода и "Другой".
Тема 7 Эстетика поведения. Единство нравственного и эстетического в поведении.
Тема 8. Эстетика общения.
Раздел III. Эстетика природы.
Тема 9. Природа как реальность и как эстетический предмет.
Тема 10. Природа, сельская жизнь и человек.
Тема 11. Город и его среда.
Тема 12. Природа как объект художественного воплощения и эстетического
восприятия человеком. Русское народное искусство.
От автора
Дорогие ребята!
Это учебное пособие по новому для школы предмету - плод моих почти сорокалетних
раздумий о том, как воплотить в педагогическую практику программу эстетического
воспитания подрастающих поколений, способствующую их более полнокровной и
творчески насыщенной жизни.
В 1993 г., работая в Институте философии Российской Академии наук я узнал, что в
Северо-восточном округе Москвы создается Учебно-воспитательный комплекс №1800
"Искусство и экономика". В разговоре с директором этого комплекса, профессором,
замечательным менеджером в области образования и культуры Сергеем Алексеевичем
Ивановым, я выразил желание проверить на практике жизнеспособности теории
эстетического воспитания, которую я разрабатывал более 30 лет. К счастью, С. А.
Иванов, хорошо знакомый с моими книгами и статьями, оказался сторонником моей
теории и великодушно предложил разрабатывать программу по эстетике для учащихся
его небольшой школы, в которой наряду с изучением общеобразовательных предметов
предполагалась углубленная гуманитарно-художественная, а также экономическая
подготовка школьников учетом складывающихся рыночных отношений в современной
России.
Я разработал программу "Эстетика жизни" для ребят 9 - 11-х классов. Мой замысел
состоял в том, чтобы в постоянных беседах с ними проанализировать всю жизнь
человека с художественно-эстетической точки зрения, установив вместе с ребятами,
что же именно может вызывать у человека чувство удовольствия или неудовольствия.
Особенно меня волновали две проблемы: роль самого человека в появлении у него
этих чувств и роль внешней среды, особенно окружающих его людей. Мне было и
радостно и тревожно: отнесутся ли с должным пониманием к моим переживания,
поймут ли, что эстетика - это тот предмет, который необходим любому человеку
независимо от рода и вида его деятельности и образа жизни. К моей великой
радости, ребята и поняли и приняли мой метод преподавания - диалог-беседа с
вовлечением в него всех учеников. В связи с этим С. А. Иванов предложил мне
вести занятия по эстетике, начиная с 6-го класса - и тут же обнаружилась
нехватка пособий, наглядного учебного материала; на занятиях приходилось
использовать лишь то, что есть в моей большой домашней библиотеке: книги,
художественные альбомы, слайды, репродукции, открытки, игрушки, предметы
декоративно-прикладного искусства. Именно тогда у меня возникло желание написать
учебное пособие по программе "Эстетика жизни", которая в мае 1996 г. была
рекомендована Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской
Федерации для учащихся школ, гимназий, лицеев и колледжей.
Поскольку следует подготовить учителей для преподавания эстетики столь
необычного и необходимого ребятам предмета, в программу, да и в эту книгу я
включил и некоторые указания для учителей, а в дальнейшем планирую написать
небольшую книгу для учителей, так как этот предмет наверняка привлечет внимание
многих школ.
Я выражаю горячую признательность не только С. А. Иванову, но и всему коллективу
УВК №1800, которые помогли мне проверить и усовершенствовать как разработанную
программу, так и рукопись учебного пособия, которое было удостоено диплома на
Второй международной выставке "Школа-98". И рекомендовано Федеральным экспертным
советом по общему образованию Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для школ, гимназий,
лицеев и колледжей. Я буду счастлив, если и ребята, и педагоги, и другие
читатели выскажут свои замечания и пожелания, которые можно будет прислать в
издательство "ИНФРА-М" или в УВК №1800. (107, Москва, ул. 2-я Сокольническая,
3).
Н. И. Киященко

Раздел 1. введение в эстетику
Тема 1. Что такое эстетика и что она изучает

Разговор о новом для школьной программы предмете "Эстетика", вероятно, следует
начать не с определения эстетики, которых насчитывается великое множество, а с
попытки выяснить, в каких случаях взаимодействия человека с миром возникают
чувственные состояния и образы, заставляющие человека стремиться к этим
взаимодействиям, чтобы вновь и вновь вызывать в себе эти приятные, благотворные
и волнующие чувственные состояния или образы. Ведь человек постоянно
взаимодействует с миром природы, процессом и результатами своего труда,
окружающими его людьми. При этом далеко не все взаимодействия способствуют
возникновению у него равных по силе и насыщенности состояний: одни
взаимодействия не задевают его чувств, а другие настолько привлекательны, что он
стремится зафиксировать их, чтобы повторять впоследствии. Значит, что-то в живой
и неживой природе заставляёт наши органы чувств, нашу чувственность приходить в
особое состояние; которое приятно и желательно, пробуждает деятельность и
активизирует дополнительные жизненные силы.
Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что еще в глубокой древности, когда у
человека не было ни знаний, ни образных систем или хотя бы представлении, у него
уже возникали чувственные реакции и представления, которые заставляли его
чему-то отдавать предпочтения, закреплять их и пытаться передавать их своим
детям, - об этом свидетельствуют многочисленные предметы жизнедеятельности
древнего человека, обнаруженные археологами * (* Археология - наука, изучающая
историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры
(орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, украшениям, местам
погребений), находимым главным образом при раскопках. Словарь иностранных слов.
- 7-е изд., переб. - М.: Русский язык, 1979.) на территории Испании, Франции,
Бельгии, Голландии, Италии, Австрии, Египта, Турции, Сирии, Ирана, Ирака,
Германии, Польши, Словакии и Чехии и, конечно, России - на Урале, в Прибайкалье
и Забайкалье на берегах Амура, даже на Чукотке и Камчатке, где всегда были особо
суровые условия жизни. Предметы эти были самыми разнообразными: примитивные
каменные орудия труда и охоты, предметы домашнего обихода (тоже сделанные из
камня), каменные статуэтки мадонн, женские украшения из ракушек, камешков, зубов
маралов и горных козлов и др. Все эти предметы, которые использовались людьми,
жившими за 50 - 40 тыс. лет назад (а по некоторым данным и более двух миллионов
лет назад) и были сделаны ими, вероятно, соответствовали их представлениям о
практичном (орудия труда, быта, охоты) и прекрасном (женские украшения)
возникшем на основе эмоционально-чувственных состояний.
Можно с достаточной степенью надежности предположить, что эти
эмоционально-чувственные состояния, оказывавшие положительное воздействие на
человека и его жизнь, возникали под воздействием каких то свойств и качеств,
присущим предметам природы. Каковы эти свойства и качества? Для эстетики,
пожалуй, самый фундаментальный вопрос, ибо под воздействием этих свойств и
качеств пробуждались такие силы и способности, которые заставляли людей от
поколения к поколению наращивать свой творческий потенциал, т.е. способность
создавать все более совершенные, а значит и более производительные орудия труда,

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign