LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

а в образах - рисунках, картинах, специально обработанных звуках, скульптурах,
пластических движениях тела -танцах- , словах и т.п., надо видеть в том, что в
процессе художественного творчества человек создает не реальный, а воображаемый
мир. Причем, этот воображенный и запечатленный мир нельзя применить для
какого-то конкретного дела, удовлетворить им конкретную жизненную потребность
человека. С годами ценность этих результатов-образов не ослабевает, несмотря на
то, что у людей с течением времени несколько меняются представления о красоте,
добре, справедливости.
Эта общезначимость художественных образов, произведений искусства для людей
любых национальностей во все времена также дает все основания причислить
художественное к высшим проявлениям эстетического.
Тема 2. Художественный образ: cколок, слепок, копия мира или мир человеческих
чувствований, эмоционально пережитых состояний, мир жизни человеческого духа,

мир чувственно-эмоциональных взаимодействий человека с Природой, Человечеством,
Космосом?
С того момента, когда лучшие мыслители древности стали осмысливать и выявлять
сущность искусства, идут бесконечные споры и дискуссии о том, что такое
художественный образ. Еще Платон спорил со своим учеником Аристотелем о том, что
художественный образ есть воплощение определенной идеи о прирде или человеке, о
его добрых или злых поступках. Причем сами эти разнообразные идеи живут своей
собственной жизнью, пока к ним не обратится человек. Высшей из всех идей Платону
представлялась идея прекрасного, располагавшаяся на вершине всей жизненной
пирамиды. Аристотель же считал искусство подражанием природе. Для доказательства
своей позиции он разрабатывал теорию мимезиса (подражания). Хотя сам Аристотель
полагал, что подражание природе совсем не означает, что художественный образ
является слепком или копией природы. Он знал и видел, что великие
древнегреческие скульпторы Фидий, Поликлет, Мирон, Пракситель, Скопас,
пользовавшиеся одним и тем же материалом (мрамором) и нередко ваявшие портреты
одних и тех же людей, создавали разные по образному строю, художественному
значению, выразительности и действенности скульптуры. То есть они имели дело с
одной и той же природой,а получали разные результаты. Что уж говорить об
архитектуре того времени, особенно о Парфеноне - храме Афины на Афинском
Акрополе, который и по сей день считается одним из высших созданий человеческого
гения.Он был сооружен как раз в то время, когда гений Фидия был в самом расцвете
и когда Аристотель был уже не только учителем, но наставником Александра
Македонского (храм строился с 447 по 438 годы до н.э.). Аристотель точно знал,
что, не будь руковдителем строительства храма Фидий, архитекторы Иктин и
Калликрат не смогли бы создать такого чуда.
Значит, творения художественного гения - это не только мастерское подражание
природе, но способность сотворить из ее материала нечто такое, что может
возникнуть только в голове одаренного художника и что таким образом более
глубоко выражает и изображает скрытую сущность выражаемого образом явления.
Позже проблема сущности художественного образа выросла в жаркие споры о том, в
какой степени надо подражать природе, воспроизводить ее формы? А в какой степени
надо преображать природу в соответствии не только с результатами ее чувственного
познания и переживаний, но и с представлениями художника о гармонии, красоте, с
его идеалами и его способностями реализовать эти представления и идеалы в
совершенную форму тем материалом, с которым он работает: резцом или словом,
кистью или звуком и т.п. ? Должно ли в художественном образе превалировать
объективное - изображаемый мир или человек - или субъективное - собственное
видение художником мира, чувствование им его и способность выразить эти видения
и чувствования? Так в бесконечных поисках и спорах родились представления о
реализме,как отражении жизни в формах самой жизни, и романтизме, как
превалирующем выражении собственных представлений, переживаний, чувствований,
стремлений, желаний и идеалолв художника.
На конкретных примерах из самых разных искусств, на произведениях, созданных в
разные эпохи, можно показать ребятам различие реалистического и романтического
методов художественного творчества ( в русской позии это лучше всего можно
продемонстрировать на творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Леромнтова). Однако нельзя
забывать о том, что во все эпохи художник стремился создавать произведения,
которые бы принмались его современниками, воздействовали бы на их сердца и умы и
в какой-то мере способствовали бы поиску ими смысла жизни, улучшали бы их
чувственно-эмоциональные состояния, поднимали бы их дух и жизненный тонус и т.д.
Недаром тот же Аристотель пришел к выводу, что истинным содержанием искусства
является человеческая жизнь, живая действительность, которую поэт перерабатывает
либо в процессе подражания, либо в процессе представления ее в будущем, а чаще
всего в процессе соединения, синтезирования в художественном образе того и
другого.
Эпоха Возрождения сломала немало копий в спорах о сути художественного образа.
Здесь можно и нужно остановиться на поисках великих Леонардо да Винчи и
Микеланджело Буанаротти.
В любом российском художественном музее, особенно в Русском музее в
Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве, либо при просмотре
видеофильмов-экскурсий по этим музеям, можно ребятам показать поиски
художественной выразительности в русской живописи во всех ее видах и жанрах.
Тема 3. Художественная жизнь общества
Сначала здесь надо вместе с ребятами составить представление о том, что такое
художественная жизнь общества. Чем она отличаются от жизни вообще ее
разнообразных проявлениях. Самое общее представление может быть таким:
художественная жизнь - это жизнь общества , связанная с : созданием
разнообразных художественных ценностей; их хранением, репродуцированием,
тиражированием и предоставлением права всем членам общества пользоваться ими для
удовлетворения художественно-эстетических потребностей; организацией системы
подготовки художественных кадров и обеспечением им материальных и духовных
условий для художественного творчества; обменом художественными ценностями с
другими народами, государствами и странами, формированием системы передачи
накопленного опыта художественной жизни от поколения в процессах обучения,
воспитания и образования подрастающих поколений. Педагог может построить уроки
таким образом, чтобы вместе с ребятами обсудить каждый структурный элемент
художественной жизни общества, отметив, что художественная жизнь общества
обязательно богаче, разностороннее и насыщеннее, чем художественная жизнь
отдельного человека. Следует при этом обратить внимание учащихся на то, что
именно в процессе художественной жизни общества вырабатываются как образный язык
всех видов искусств, так и критерии художественной оценки результатов творческой
деятельности творцов искусства. Особая роль общества заключается в выработке
художественно-эстетических идеалов, составляющих естественную и органическую
часть творческого сознания прежде всего художников и всех потребителей их
произведений. Результатом постоянных и систематических взаимодействий общемтва с
искусством должна стать его художественная культура , которая становится
постоянно действующим фактором развития общества, совершенствования его духовной
жизни, а также средством взаимопонимания, сближения народов и взаимообогащения и
расширения их духовных связей.
Тема 4. Художественная жизнь личности
В этой теме очень важно показать, что жизнь каждого человека есть процесс
многостороннего и разнообразного взаимодейтствия человека со всем миром, в
который органически входят как естественно-природные процессы и явления, так и
процессы и явления, созданные человеком за всю историю его существования. Что
созданные человеком процессы и явления делятся на материальные и духовные. Что
среди результатов духовной деятельности людей особое место занимают произведения
всех видов искусства, поскольку они создаются художниками-творцами для
удовлетворения духовных потребностей людей, способствуя выработке в них
способностей воспринимать, оценивать, чувствовать и переживать отраженную в
произведениях искусства жизнь и душевно отзываться на выраженные в них надежды,
стремления, желания, мечты и идеалы народа, общества и творца-художника.
На этом уроке обязательно надо попытаться доказать уже взрослым учащимся, что
богатство и разносторонность духовной жизни каждого взрослого человека
определяется уровнем развития духовно-художественных потребностей каждого
человека, который в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей
постепенно вырастает в личность со своей неповторимой духовной и художественной
жизнью, на основе которых формируются чувства, вкусы и
взгляды, вырабатываются жизненные позиции и принципы отношения к людям и
поведения среди них. В результате постоянной и систематической художественной
жизни в личности формируется ее собственная художественная культура не только
потребителя художественных и культурных ценностей, но и их творца.
Тема 5. Жизнь человеческого духа в лини, цвете, свете, пластике, объеме, силуэте
Все последующие темы этого раздела как раз и посвящены тому, чтобы раскрыть

перед ребятами все богатство художественных ценностей, которые создаются людьми
в течение уже многих тысячелетий и для выражения их духовных представлений о
мире и для удовлетворения духовных потребностей все новых и новых поколений
людей. В этих темах учащиеся постепенно будут узнавать много о процессе
выработки людьми различных художественных средств, которые называются языком
искусства.
Так складывались представления людей об истории развития человечества, что они в
самых дрених предметах культуры, в пещерах и других местах, где обитал
древнейший человек , обнаружили всякого рода штрихи, черточки, линии, цветовые
пятна или какие-то фигурки их камней, которые гораздо позже были названы
рисунками, картинами, статуэтками, а потом и скульптурами. Естественно, что вся
дальнейшая история изобразительной деятельности человека связана в овладением
выразительными возможностями названных элементов художественного языка и его
обогащением. Появился свет наряду с цветом в картинах, а потом на плоскости
научились предстиавлять объем и его тени, силуэт. К нашему времени язык
изобразительных искусств и художественных техник стал столь богат и
разнообразен, что жанровое разнообразие их не всегда возможно перечислить, ибо
нет ничего в мире, чего бы не мог выразить современный художник, будь это
материальные предемты и явления или плоды его фантазии, воображения, мечты,
грезы или представления о космических далях, бесконечных пространствах и т.п.
Здесь педагог может построить занятия и семинары, исходя из возможностей школы,
поселков,сел и городов и их природного окружения, музейных объектов и т. п.
Широкие возможности открывают видеофильмы. Во время просмотра видеофильмов или
репродукций разных видов и жанров изобразительных искусств можно подробно
остановиться на некоторых элементах их языка, например, рисунок, колорит,
композиция. Ребята почувствуют при этом, что означает слово "живописание".
Отдельный урок и экскурсию нужно посвятить архитектуре как виду творческой
деятельности человека, который воплощает в себе единство утилитарных проблем и
проблем духовных. Здесь уместе разговор о стилях и школах архитектуры.
Обязательно следует упомянуть, что архитектуру издавна называют "застывшей
музыкой" и объяснить проблему ритма и его роли в жизни и в художественном
творчестве. Понятия: "Архитектурный ансамбль", "Архитектурный комплекс",
"Садово- парковое искусство", "Синтез искусств".
Тема 6. Жизнь человеческого духа в музыкальном звуке
Разговор об архитектуре и вообще о проблеме ритма есественно подводит к
обсуждению проблем музыки, как способа освоения и упорядочивания, гармонизации
человеком естественно звучащего мира. Опираясь на музыкальный опыт учащихся,
особенно тех, кто занимается музыкой и знает нотную грамоту, нужно организовать
такое обсуждение музыки, которое естественно вызовет у учащихся желание
поговорить о ее разных видах и жанрах. Можно попытаться вместе с ребятами
выяснить, что такое лад, гармония в музыке, высота и тембр звука, роль ритма в
музыке вообще, а в современной молодежной музыке в особенности и в некоторых ее
жанрах. Виды и жанры музыки педагог выбирает по собственному вкусу и по
возможностям школы обеспечить воспроизведение музыкальных произведений. Но
обязательно нужно говорить о существовании классической, легкой музыки и
песенного творчества. Нельзя будет обойти вниманием и народную музыку,
музыкальный фольклор как мелодическую, интонационную и тематическую основу
всякой музыки. Место фольклорной музыки в современной молодежной песне ( группы
и ансамбли "Золотое кольцо", "Песняры", американские группы в стиле "Кантри" и
др.).
Если в школе имеется аудиотехника можно предварить беседу о музыке
прослушиванием разных по характеру произведений и подвести ребят к тому, чтобы
они почувствовали, что есть разные способы гармонизации звука, чем и объясняется
необычайное многообразие ладовых систем, а соответственно разнообразие музыки по
национальному признаку ее создателей. Особо нужно остановится на роли мелодии и
интонации в музыке.
Тема 7. Единство духа и тела в музыкальной пластике
В этой теме естественно обсудить вопрос о том, что особенности восприятия
человеком музыки, чувствование музыки, наслаждение ею во многом определяется
характером собственных биоритмов каждой личности. Биоритмы характеризуют и
двигательные пластические реакции личности на музыку. Это соединение музыкальных
ритмов и двигательных реакций, как можно предположить, и породило танцевальную
культуру всех народов, а в ХУ1 веке и профессиональное танцевальное искусство,
названное позже хореографией, в которой уже в Х1Х веке выделилось классическое
танцевальное искусство - балет и народное танцевальное искусство - ансамбли
народного танца, иногда называемые фольклорными танцевальными ансамблями.
Несколько минут на занятии надо посвятить рассказу о том, что ритмические
движения групп людей, выполняющих вместе тяжелые трудовые операции и двигающихся
при этом в соответствующем темпе и ритме, и породили, наряду с обрядовыми

групповыми движениями, танец как единство ритмизованных пластических движений,
соответствующих им жестов и мимики. Закономерно, что у каждого рода и племени, а
позже и народа появились свои неповторимые танцы со специфическими и
характерными движениями, соответствующими темпераменту и характеру каждого
конкретного народа.
Из народного характерного танца в ХУП-ХУШ веках родились придворные танцы и
народные бытовые танцы как своеобразная молодежная танцевальная субкультура. И
сегодня придворные танцы преобразовались в церемониальные, исполняющиеся на
званых вечерах, официальных приемах политической и культурной элиты, сельские
жители в основном исполняют народные танцы, а городское население удовлетворяет
свои двигательно-пластические потребности в быстроменяющейся стихии бытовых
танцев. На балетных спектаклях и концертах ансамблей народных танцев и на
фольклорных танцевальных фестивалях представители всех слоев населения
удовлетворяют свои духовные музыкально-пластические потребности, ибо в народных
танцах, хороводах, в обрядовых плясках музыка-песня и музыка-танец сливаются в
музыкально-вокальную пластику.
Ребятам обязательно надо показать, что в танце человек учится постигать и
развивать свое собственное тело и вырабатывать двигательную пластику,
оказывающую наряду со спортом существенное влияние на походку, осанку и здоровье
личности.
Тема 8. Театр или жизнь человеческого духа в сценическом действии, слове, жесте,
мимике и в человеческом голосе и пластике движений человека
После уроков и семинаров, посвященных музыке и музыкальной пластике естественно,
на подступах к драматическому театру, побеседовать о театре оперы и балета и о
театре музкомедии или оперетты. Для них, главным выразительным средством которых
и главным действующим на сцене является актер-певец (вокалист) или
актер-танцовщик, либо, как в оперетте, актер-вокалист- танцовщик. В этих видах
театра используются все духовные и телесно- двигательные (пластические)
возможности актера-творца: особая интонационная выразительность человеческого
голоса, мимика, жесты, движения, эмоционально окрашенные и образно осмысленные.
К сожалению оперное и балетное искусство всегда и сегодня являются средствами
удовлетворения духовных потребностей небольшой части людей. И не только птому,
что они имеются только в крупных городах развитых стран, но и потому, что
огромные массы людей не испытывают таких художественно-эстетических
потребностей, которые с наибольшей полнотой могут удовлетворяться только этими
театрами. С театрами музщкомедии положение несколько иное-- они более популярны
в широких массах людей, более доступны для восприятия, более мобильны и
подвижны, их содержание не столь обременительно и для небольших городов.
Театр как сценическое действие играющих актеров возник в глубокой древности из
охотничьих и сельско-хозяйственных игрищ в Древних Индии, Индонезии, Китае и
Японии, потом в Древней Греции. Здесь театры стали стационарными, а не
передвижными. Почти в каждом городе Древней Греции имелись свои театры. А с
эпохи Возрождения театры стали принадлежностью городов. С этого же времени они
стали ставить сценические представления на основе литературных произведений,
хотя великие драматурги-литераторы появились именно в Древней Греции: Эсхил,
Софокл, Еврипид, Аристофан.
Театральный актер интонационно выразительным голосом, мимикой, жестами,
пластикой движений передает зрителям весь чувственно-эмоциональный опыт поиска
людьми смысла жизни, опыт их взаимодействия с миром природы и миром людей, с
опытом их жизни в семье, государстве и обществе и т.д. Актер своей игрой, своим
поведением на сцене, своим страстями и переживаниями заражает сидящих в зале
зрителей, двавя им огромный чувственный заряд для размышлений и действий в самых
различных жизненных ситуациях.
На занятиях надо вместе с ребятами разобрать отличие драмы от трагедии, комедии
от сатиры. Обязательно осветить вопрос о детских и кукольных театрах, о театре
теней и т.п. Попытка заразить ребят театром - непременная цель беседы по этой
теме.
Тема 9. Кинематографическая жизнь человеческого духа
После обсуждения проблем театра естественно перейти к кинематографу, поскольку
здесь тоже действует актер, но не в живом действии, а в действии, специально
организованном, разыгранном и снятом на кинопленку. Сначала нужно напомнить
ребятам, что в 1895 году французские фотографы братья Люмьер, сняв в
определенном режиме прибытие поезда на один из вокзалов Парижа, изобрели
киноаппарат. Они показали это на экране и полагали, что это будет только
забавным аттракционом, который можно будет показывать в людных местах с
затемненными окнами: в рыночных балаганах, на вокзалах и.т.п. Но для многих и
многих людей за этим аттракционом увиделось новое техническое средство, которое
уже в начале века породило новое искусство - кинематограф. Может стоит
упомянуть, что ему предшествовало изобретение в 40-х годах Х1Х в. фотографии, из
которой быстро выросло фотоискусство: уже в 1840 году изобретатель фотографии
Даггер устроил в Париже выставку фотопортретов, которая была признана
художественной.
Вместе с ребятами надо попытаться выяснить, чем действие актера в театре
отличается от действия актера в кино, какие дополнительные средства и
возможности других видов искусств использует кинематограф для усиления
художественно-эстетического воздействия на зрителя, пришедшего в кинотеатр?
Следует рассказать ребятам о натурных съемках, о монтаже, об использовании
закадрового голоса, о возможности камерой показать актера крупным планом,
предоставиви каждому зрителю заглянуть актеру в глаза, то есть в душу и
почувствовать, что в ней происходит, через глаза, через голос, через мимику,
жесты и пластику приобщиться к страданиям души актера и сострадать его герою,

совершить с актером и его героем нечто невероятное, что никак не показать в
театре и т. д.
Надо спросить ребят о их любимых киноактерах и любимых киножанрах, назвать
классиков советского и российского кино, выделить особую теплоту и человечность
российских фильмов. Здесь педагогу предоставляется широкое поле выбора
режиссеров, актеров, музыкантов для обсуждения кинопристрастий ребят.
Тема 10. Духовный потенциал радио- и телевизионного искусства
Радио- и телевизионное искусство предоставляет педагогу прекрасную возможность
обсудить вопрос о том, что в духовном развитии человека и человечества не может
быть пределов, как не может быть пределов в использовании людьми новешйих
технических средств для понимания, чувствования и выражения духовной жизни
людей. Почти одновременно с изобретением киноаппарата братьями Люмьерами наш
соотечественник А.С.Попов изобрел радио как техническое средство связи. И оно
многие десятилетия ХХ в. выполняло эти функции исправно и добросовестно. Но люди
не могут смириться с тем, что какие-то техническое средство не может быть
использовано для постижения и представления в чувственно-эмоциональном виде
духовной жизни людей. И в 20-е годы в нашей стране по радио стали передавать по
интересным литературным произведениями радиоспектакли, а потом настоящие мастера
художественного слова стали читать поэзию и прозу для миллионов людей, которые
еще не умели читать. В конце 20-х годов учеными США и России стали
разрабатываться телевизионные приемные устройства, а в 1939 году в СССР началось
регулярное телевизионное вещание.
Оно тоже сначала выполняло лишь информационные функции.Но очень быстро стало
использоваться для трасляции концертов, театральных спектаклей, а потом и
кинофильмов. Показ кинофильмов породил необходимость снимать фильмы для
телевидения - телевизионные фильмы, использующие художественную специфику
телевидения - приближение героя-актера к каждому телезрителю, возможность их
задушевного общения и показа событий в замедленном темпе, как бы разложенными на
элементы, тщательный анализ чувств и мыслей героя. Потом (уже в конце 50-х
годов) стали сниматься телевизионные сериалы, каждый день поставляющие
телезрителю художественно осмысленную и эмоционально выраженную информацию о
жизни людей в прошлые эпохи и в наши дни.
Уже в наши дни телевидение сосредоточило внимание на многообразных телешоу,
более или менее художественно и эстетически организованных, чтобы постоянно
держать современника в эмоциональном напряжении. Конечно, если он сам этого
хочет. Для обсуждения на этом уроке можно выбрать любые передачи
художественно-эстетического характера и попытаться оценить их с точки зрения
художественно и эстетически развитого чувства, вкуса, взглядов.
Тема 11. Жизнь человеческого духа в художественном слове
Обсуждение этой темы в заключение этого раздела, с одной стороны, облегчается
тем, что ребята все годы обучения в школе изучают родной язык
и литературу, иностранные языки и литературу, с другой стороны, затрудняется
тем, что литература в школе до сих пор изучается как предмет, а не как вид
искусства. Между тем именно как искусство литература занимает особое место в
художественной жизни и общества и личности, а в некоторые века (как в Х1Х) она
являлась основополагающим для художественной культуры средством ее развития и
цементирования.
И в наше время литература является необходимым средством создания образного
строя театрального искусства, кинематографа, всего песенного творчества, радио-
и телевизионного искусства, в широком смысле слова является стержнем культуры.
Но тем не менее она обладает собственными художественными достоинствами и по
количеству своих приверженцев - читателей вряд ли уступает другим видам
искусств. Конечно, имея в виду подлинно художественную жизнь человеческого духа.
Вряд ли стоит на уроке обсуждать вопрос о том, предшествовала ли литература
многим видам искусства или они предшествовали ей. А вот вопрос о том, что в
процессе художественного развития перед всеми странами и народами возникла
необходимость создания наряду с разговорным и литературного языка, который по
замыслам его создателей должен был обладать особой художественной
выразительностью и действенностью. При этом представители разных
народов-создатели литературных языков использовали уже накопленный опыт поэзии.
Основное внимание надо сосредоточить на том, что создателем современного
русского литературного языка был А.С. Пушкин, а французского литературного языка
два прекрасных поэта ХУ1 в Ж. Дю Белле и П. Ронсар. Почему же именно поэты, да
потому, что поэзия ко времени создания языков накопила большой опыт выражения в
слове и передачи в нем всего накопленного людьми чувственно-эмоционального опыта
жизни, поисков ее смысла, страданий и переживаний людей своего времени и своего
народа. Слово не только схватывает, но и фиксирует на все времена художественно
преображенную жизнь человеческого духа. И. А. Бунин это замечательное качество
слова выразил так:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Не потому ли так радостно в Х1Х веке человечество переживало факт прочтения
клинописных текстов, зафиксировавших древнейшие культуры шумеров, ассирийцев,
вавилонян и древних египтян?
Очень важно обсудить вопрос о том, что при существовании в мире более трех тысяч
языков и художественной литературы на них, человечество постоянно совершенствует
технику художественных переводов, чтобы все люди Земли могли читать
художественные творения всех народов, впитывая в себя все духовные богатства
человеческого гения.
Обязательно надо постараться дать ребятам почувствовать, что без чтения
литературы невозможно в самом себе систематизировать весь собственный опыт
общения с разными видами искусства, ибо слово в культуре, особенно в
художественной жизни личности выполняет выполняет обобщающую и цементирующую
функцию. Специфический художественный язык литературы учащиеся знают из уроков
литературы и родного языка. Здесь важно, чтобы они почувствали и поняли, что для
чтения поэзии, наслаждения ею, понимания ее требуется не столько умение читать,
сколько умение вчитываться не в слова, а в художественный язык поэтический и
прозаический.
Писателей и поэтов, на произведениях которых можно построить всю беседу, каждый
педагог может выбрать по своему вкусу, ибо в русской и в мировой литературе
столько выдающихся имен и произведений, которые могут удовлетворить самые
разнообразные художественные и эстетические чувства и вкусы.
Раздел 2. Эстетическая культура общества и личности
Тема 12. Эстетическая культура общества
Этот раздел как бы подведет итог всему тому, что ребята узнали, чему научились
за все три года изучения курса "Эстетика жизни". Педагог же может проверить с
помощью самим им составленных тестов, как духовно выросли ребята за три года,
насколько они обогатились и созрели в художественном и эстетическом отношении.
По поведению ребят , их отношению друг к другу, к школе, к учебе, по тому, какой
выбор они совершили к окончанию школы, по их отношению к самим себе можно
почувствовать и понять, удалось ли педагогу ввести их жизнь в эстетическое
русло. По аналогии с тем, как в предыдущем разделе рассматривалась
художественная жизнь общества и личности, здесь нужно художественную культуру
включить в состав эстетической культуры, дополнив ее всеми эстетическими
проявлениями во всех других сферах жизни. Отличие от художественной жизни будет
весьма существенным, поскольку художественной не исчерпывается жизнь
человеческого духа. Только для художественно одаренных людей художественная
жизнь и художественная культура могут составить сферу их основных жизненных
интересов и переживаний. Тем не менее и их художественная культура прорвется за
пределы художественного творчества в самых разнообразных его проявлениях и
формах. Эстетичность художественной культуры проявит себя во всем богатстве
взаимодействий личности художника со всем миром. Для большинства же людей
художественные чувства, вкусы, представления, идеалы, взгляды являются лишь
частью их духовных взаимодействий с миром. Многие расширяют свои эстетические
горизонты в процессах созарцания красоты природы, делового взаимодействия с ней
(биологи, ботаники, зоологи, геологи, почвоведы, гидрологи, географы, моряки,
лесники, метеорологи и др.). Другие за счет проникновения в тайны природы с
помощью различных способов (ученые-исследователи материального мира, астрономы,

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign