LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 30
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

отдачей и доставляющих удовлетворение и немногие хотя бы минуты, состояния
счастья.
Именно поэтому мы в нашем курсе постоянно вели речь не о том, что само по себе
получение тех или иных знаний, в том числе и эстетических, выводит личность на
стезю эстетической культуры, а пронизывание всей жизни личности эстетическими
началами, определение этими началами всего строя и настроя чувственной,
умственной жизни, всей жизнедеятельности и деятельности личности, которая только
и обеспечивает истинную гармонизацию прежде всего мира самой личности, а потом и
всех ее взаимодействий с миром, с Космосом.
Таким образом, эстетическая культура личности предстает как закрепленный в
чувствах, уме и воле человека накопленный им опыт восприятия мира вне себя и

своего собственного мира, взаимодействия со всем миром на основе своего
пробудившегося и развитого стремления к красоте, вынуждающий его свободно и
добровольно, сознательно и с чувством удовлетворения взаимодействовать с миром,
добиваясь совершенных, гармоничных и прекрасных результатов.
1. Какие свойства и качества включает в себя эстетическая культура личности?
2.Чем эстетическая культура личности отличается от ее художественной культуры?
3. Чувствуете ли вы себя более уверенно в мире культуры в результате изучения
эстетики?
Тема 14. Человек прекрасный как высший венец природы
и общества.
В заключение нашего курса мы вынуждены попытаться выяснить, каким же оказывается
человек, если он становится эстетически культурным и осознающим свою
ответственность перед человечеством за полную реализацию всех своих сущностных
человеческих сил. В начале нашего курса, рассматривая самые общие представления
о человеке, которые к нашему времени выработаны человечеством и проявляются в
жизни большинства людей, говорили и о человеке прекрасном как высшем идеальном
результате всего процесса человеческого развития. Теперь мы на это представление
можем посмотреть уже с позиций знающих, а не только представляющих людей о том,
что такой человек может быть не только идеалом, но и существовать в реальной
жизни.
И здесь нас в основном будет занимать вопрос о том, в каких условиях духовного,
материального и социального бытия может появиться такой человек и какую роль в
процессе его становления, формирования, воспитания и развития играют не только
условия его бытия, но и, самое главное, он сам, как носитель тех или иных
природных задатков и дарований? Ведь в разные эпохи культурно-цивилизационного
развития человечества разрабатывались философами и господствовали в умах людей
самые разные представления о соотношении в человеке природных и родовых,
биологических и социальных начал, как объективного, так и субъективного, как
материального, так и духовного порядка. Даже уже после эпохи Возрождения, то
есть после развития и обоснования гуманистических представлений и идей,
чувствований и воззрений, к началу эпохи Просвещения (XVIII век) в философии
господствовали механистические представления о человеке. Главный труд
французского философа А. Ламетри так и назывался "Человек - машина". После
торжества гуманистических идей в трудах философов и художников эпохи Возрождения
английский философ XVII века Томас Гоббс провозгласил лозунг "Человек человеку -
волк", который в XX веке пытался реализовать фашизм. То человек провозглашался
разумной машиной, то в нем доминирующими провозглашались чувства и воля, то есть
внемыслительные способности и силы: игра жизненных сил и влечений (Ф. Ницше) или
игра бессознательных сил, инстинктов (З. Фрейд) и т. п. В наше время в философии
существует целое направление - философская антропология, а в культурологии -
культурантропология, то есть философия человека и культура человека. Если
философию занимает и всегда занимала проблема, что есть человек по сути своей и
какое место он занимает среди всего живого, то культурологию прежде всего
занимает человек как культуротвторящее и культуру потребляющее существо и вся
его созидательная жизнь, рассмотренная через призму динамики культурного
развития человечества.
Нас же в связи с обозначенным в заголовке представлением "человек прекрасный"
интересует не просто культурно развитый человек, но человек носящий в себе и
проявляющий во всех сферах своей жизни высшие представления и достижения
культуры, воплощающие собой представления всех времен и данного времени о
прекрасном. О каких бы фактах, событиях и происшествиях в жизни человека
прекрасного мы не говорили мы всегда соотносим их с нашими представлениями о
гармонии истины, добра и красоты во всех реакциях этого человека на них
(чувственных, умственных и волевых). То есть мы занимаемся по существу
эстетической культурной антропологией, которая когда-нибудь станет одним из
разделов общей культурологии.
Этим самым мы ставим себя в более трудное положение, поскольку в реальной
истории человечества и в реальной жизни нашего времени мы обречены на очень
редкие встречи с человеком прекрасным, хотя довольно часто встречаемся с людьми
культурными, много о них читаем, слышим из средств массовой информации и т. п.
А. П. Чехов выразил извечную мечту человечества о человеке прекрасном простыми и
понятными словами. Он сказал: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо и
одежда, и душа и мысли..." А персидский, таджикский поэт Фирдоуси, живший в X
веке эти же положения выразил так:
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесных ему подчинен.
Во все эпохи и у всех народов можно найти много подобных высказываний. Это
объясняется тем, что, видимо, уже с момента своего рождения и до наших дней
человек несет в существе своем желание благополучной, счастливой жизни и
способность к ее совершенствованию, в конце концов, фокусирующееся в нем в
стремление к красоте, которое все время находится в центре нашего внимания.
Смеем мы с вами предположить, что эти его желания и стремления усилились и стали
оказывать на человека все большее влияние с тех пор, как он вынужденно (под
влиянием своего культурного развития) отказался от идолопоклонства и обратился к
вере в богов человекоподобных образов - от язычества к индуизму, иудаизму,
христианству, мусульманству.
Но Бог, в каком бы облике он не представал в воображении и верованиях людей,
непостижим и всегда прекрасен. А вот прекрасного человека не только можно
представить, нарисовать в воображении, но и встретить в реальной жизни. Пусть
хотя бы временно, но каждый человек в периоды влюбленности и любви имеют дело с
прекрасным существом другого пола - возлюбленной или возлюбленным. Влюбленность
может перерасти в Любовь и тогда он обречен на счастье много-много лет жить
рядом с прекрасным человеком. Но любовь может и не состояться. Краткий миг
влюбленности может принести разочарование и сомнение в правильности
представлений о человеке прекрасном и о каждом из самих влюбленных, если они не
являются только самовлюбленными субъектами. Тогда разочарование может оказаться
благотворным в процессе духовного созревания молодых людей. Однако в более
широком смысле первые представления о человеке прекрасном у всех без исключения
народов воплощались в образах мудрецов, как в Древнем Китае или гуру,
синниясина, как в древней и современной Индии, всесторонне развитого человека,
как в Древней Греции, фараона или его жены, как в Древнем Египте, всего Олимпа
богов Древней Греции. А с возникновением христианства, конечно, высшим
воплощением представлений о человеке прекрасном стал Иисус Христос (Иисус Навин
из Назарета) и все его апостолы, проповедники и последователи. Во всем
христианском мире самые верные последователи Иисуса Христа за их земные
богоугодные, а значит и добродетельные для людей дела стали провозглашаться
всеобщим мнением, выраженным и закрепленным церковью, святыми. И вот тут
оказалось, что прекрасных людей не так уж мало было, есть и будет на Земле. В
святости своей они никогда не уйдут из памяти народной и из исторической памяти
и будут всегда притягательным примером для подрастающих поколений людей.
Разве когда-нибудь из чувствований, сознания китайского народа, из его памяти
сотрется имя великого учителя Конфуция, жившего в VI-V веках до нашей эры. Много
было в Древнем Китае, да и есть в Китае наших дней учителей и мудрецов? Но
Конфуций, как Эверест (Джомолунгма) над Гималаями, возвышается над всеми
учителями и мудрецами Китая. В Древней Индии с середины 2-го тысячелетия до 6-го
века до нашей эры оставшиеся безвестными мудрецы свели воедино все имевшиеся на
то время в Индии знания в одну книгу, написанную на ведийском языке, отчего
книга была названа "Веды". Они и не подозревали сколь определяющей для всей
духовной жизни народов Индии станет эта книга: она лежит в основании религии
индуизма, культуры Индии, науки и искусства. Без "Вед" не было бы, наверное, ни
Упанишад, ни Бхагавадгиты да и грандиозный эпос Махабхарата имел бы, очевидно,
другое содержание. В одном индусы никогда не сомневались: "Веды" написали
чистые, прекрасные мудрецы - основоположники всей духовной жизни народов Индии.
Именно поэтому в дальнейшей истории Индии самые стойкие последователи Вед,
защитники и проповедники их основных положении становились не просто гуру -
учителями, но земными богами, людьми, воплощавшими в своих душах богов. Это были
Рамакришна, Рамохан Рай, Вивекананда, Гхош Ауробиндо и др., конечно же, "отец
нации" Махатма Ганди. Из деревней Греции нам много светит ярких имен
замечательных людей. Но свет, исходящий от Сократа (ок. 470-399 гг. до н. э.),
перебивает все именно в этическом и эстетическом смысле. Живи Сократ в эпоху
христианства, он несомненно был бы провозглашен святым.
Мы не будем сейчас перечислять представителей разных народов и стран,
причисляемых породившими их народами к людям прекрасным. Мы лишь назовем из
истории Руси, России тех людей, без которых наша история была бы не та история,
которой гордятся не только россияне, но и многие исторически мыслящие люди из
других стран, представители других народов. Владимир - "Красное солнышко", князь
новгородский и киевский, ввел в 988 году христианство на Руси; Владимир Мономах,
Ярослав Мудрый и другие князья и воеводы. И уже совсем невозможно представить
себе российскую историю без князей Александра Невского и Дмитрия Донского;
Сергия Радонежского и Зосимы с Савватием. И не только потому, что Александр
Невский и Дмитрий Донской прославились борьбой со шведами, псамирыцарями
Тевтонского ордена, мечом насаждавшими католическую веру, и татаро-монголами,
поработившими Русь но и потому, что по мнению всех летописцев того времени они
были мудрыми политиками, добродетельными и благородными людьми, правившими по
принципам справедливости и добронравия. Они живут в нашей истории, влияют на
духовный настрой народов России в годины тяжелых испытании, их имена знают и
помнят почти все россияне. А в памяти народной злые люди, их недобрые дела
надолго не задерживаются. Так уж устроена духовная жизнь людей: залечив душевные
раны, она стирает из сердец и умов народных всех тех, кто своими делами,
поступками, своим поведением разрушал их идеальные представления о человеке
добродетельном, благородном, прекрасном. Не просматривается ли в этой
удивительной способности человеческой памяти природная предрасположенность и
устремленность к доброму и прекрасному? Это ведь еще один аргумент к тому, что
все-таки на вершине пирамиды жизни находится человек с его представлением о
прекрасном.
Мы еще обратим внимание и на то, что также во все времена и у всех народов в
каждом регионе, а иногда и в каждом месте проживания людей рождаются, вырастают
и добродетельно действуют свои учителя-мудрецы, которые не по должности, а по
призванию освещают своей жизнью жизнь своих земляков. Если учесть это
обстоятельство и принять его как аргумент, то окажется, что на Земле всегда было
и всегда будет немало людей прекрасных, по образу и подобию жизни которых ребята
могут задумывать и осуществлять и свою жизнь. Сегодня, когда в школах введены
уроки краеведения, учитель любой школы может познакомить ребят с замечательными
людьми своего села, города, области, республики, края, всей России.
Нельзя упускать из виду и тот факт, что, как правило, все великие художники,
вообще деятели культуры и науки не только своими произведениями, культурными,
научными, техническими достижениями входят в мир духовной жизни своих народов и
всего человечества, но и своей повседневной жизнью, своей общественной
деятельностью они вдохновляют людей на добрые, благородные, милосердные и
прекрасные дела. В них самих и в их произведениях раскрывается то душевное
благородство и духовное богатство россиян, которому всегда завидовали и сегодня
завидуют многие народы мира.
Когда неизвестный нам Боян слагал "Слово о полку Игореве", когда неизвестным
автором писалось "Остромирово евангелие", когда летописец Нестор начинал писать
свою "Повесть племенных лет", когда писались неизвестными авторами древнерусские
повести "Повесть о разорении Рязани Батыем" (более известная под названием
"Повесть о нашествии Батыя на Рязань"), "Повесть о житии и храбрости
благоверного и великого князя Александра Невского" (конец XIII века),
"Задонщина","Сказание о Мамаевом побоище", "Казанская история", "Моление Даниила
3аточника", "Легенда о граде Китеже" и многие другие, их создатели не только
описывали конкретные исторические события, но и передавали свое восхищение
мужеством, красотой, героизмом мудрых князей русских, отважных воинов русских,
ставших непреодолимой преградой на пути движения татаро-монгольской орды по
миру, спасших Европу от жестокого разорения и гнета. Эти неизвестные творцы не
только повествовали о прекрасных людях, но и вкладывали в свои творения красоту
своей души и своих мыслей, которыми старались, как могли, зажечь сердца людей, а
по-пушкински "глаголом жечь сердца людей", то есть поднимать их на обеспечение в
мире торжества гармонии истины, добра и красоты. Глагол ведь значит действие, а
не созерцание, утверждение чего-то, а не констатацию.
И вообще невозможно встретить произведение любого художника, если это подлинное
произведение искусства, которое не было бы наполнено не только восхищением
каким-либо человеком, его поступками и действиями, но и природой, или любым
воображенным, созданным фантазией художника явлением, но и непременным желанием
зажечь в сердце читателя, зрителя, слушателя словом или жестом, мимикой или
движением, звуком или пением, светом или цветом, штрихом или линией, пластикой
или объемом, силуэтом желание следовать за своим восторгом, восхищением,
изумлением, радостью и т. д.
Конечно, в истории художественного развития человечества сохранились не только
творения великих художников, но и рассказы, повествования и романы о жизни
многих из них (особенно творчество французских писателей Андре Моруа к Ромена
Роллана, американского писателя Ирвина Шоу), интереснейшие мемуары и
воспоминания, письма и беседы многих и многих выдающихся творцов. Пусть не
всегда в этих художественно-исторических свидетельствах жизнь творцов
прекраснейших и великих произведений искусства выглядит гладкой, прекрасно,
безмятежной и легкой, какой она нередко представляется обывательскому сознанию.
Но их творения, навечно вошедшие в арсенал художественных ценностей всего
человечества оставляют в сердцах и умах последующих поколении не частности и
мелочи их повседневной жизни, а их высшие художественные прозрения, взлеты их
могучего художественного духа.
Да жизнь Леонардо да Винчи и Микеланджело Буанаротти, судя по свидетельствам
современников и их самих, не отличалась яркостью красок и многообразием
радостных житейских происшествий, но их творения в самых разнообразных видах
художественного, научного, технического творчества говорят с неимоверной
убедительностью, что их жизнь внутренняя была и прекрасной, и радостной и до
краев насыщенной. Пусть они не испытали, может быть, полноты любовного счастья,
не напились любовным напитком до полного утоления жажды. Но их творения полны
любви и таинственности, клокотания могучего духа и титанической человечности.
Может быть поэтому прежде всего они, да и многие их великие современники позже
дали повод назвать эпоху Возрождения эпохой господства титанов в живописи,
архитектуре, скульптуре и поэзии. Эпоха резкого перелома во всей духовной,
нравственной, политической и экономической жизни человечества требовала титанов,
эта же эпоха и породила титанов во всех областях человеческого творчества.
Почти такой же по духовному накалу перелом проступал и на Руси после
освобождения от татаро-монгольского ига. Он тоже потребовал титанических
духовных усилии от россиян. И появился тогда Андрей Рублев на Москве, пришел из
Суздаля и Владимира. Тогда же, в XIV-XV веках для Возрождения России появились
зодческие и иконописные школы огромного художественного потенциала в Пскове и
Новгороде, Вологде и Ярославле, Костроме и Ростове Великом, Суздале и Владимире,
на разоренной татарами Рязанской земле и в Твери. Москва же, возрождаясь после
многочисленных разорений татарскими полчищами, пожаров и моров, построила вместо
деревянного белокаменный Кремль, а в Кремле появились прекраснейшим Успенский
собор (1475-1479), построенный по образу и подобию Успенского собора во
Владимире, а в конце XV - начале XVI века белокаменные стены Кремля были
заменены стенами из красного кирпича (нынешний облик), а потом было построено в
разное время 20 башен Кремля, Благовещенский собор (1484-1489), одновременно
строилась церковь Ризположения (1484-1485), Грановитая палата (1487-1491),
Архангельский собор (1505-1509). А иконостас Успенского собора создавался другим
титаном возрождения России Дионисием с сыновьями, знаменитейшим во все времена
российской художественной культуры мастером фрески, расписывавшим от пола до
потолка фресками собор Ферапонтова монастыря на вологодчине. Позже в Кремле были
построены Чудов и Воскресенский монастыри со своими храмами и соборами (они
полностью уничтожены большевиками в конце 20-х - начале 30-х годов. При Иване IV
(Грозном) на Васильевском спуске Красной площади чудо-архитекторы Барма и
Постник построили из каменных кружев Покровский собор (собор Василия
Блаженного), породивший после множество легенд и сказаний. Нельзя не упомянуть и
о том, что по горячим следам татаро-монгольского нашествия и героической борьбы
с ним родилась и русская литература, ряд произведений которой нами уже названо.
Можно называть еще и еще, например повести о Евпатии Коловрате, о князе Тверском
Михаиле, первым из русских князей нанесшем поражение полчищам Батыя, о князе
Довмонте, "Повесть о горе-злосчастии", о рязанской княгине, которая предпочла
смерть татарскому плену, выбросившись с младенцем-сыном из окна терема и др.
Не забудем мы и прекрасных творцов XIX века с именами которых связан для всего
человечества духовный взлет России в XIX веке: все это могучие творцы и
прекрасные люди, исполненные великой любви к России и ее процветанию. Каждый
учитель может по своему выбору перечислить десятки великих и прекрасных
художников, рассказав о жизни и творчестве тех из них, чьи произведения больше
на слуху или на виду, на памяти ребят и их родителей. Но никак не обойти А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, М. А.
Балакирева, М. И. Глинку, П. И. Чайковского...
1. Какой, по вашему, человек может быть назван прекрасным и знаете ли вы таких
людей?
2. Соотносится ли для вас такой человек с идеалом? Каков ваш идеал?
3. Почему все народы мира вырабатывают в своем эстетическом развитии свой идеал
человека прекрасного?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ:
Киященко Н.И. Эстетика жизни. Учебное пособие. М., 1999
Альберт Г. Моцарт. Кн. 1 и 2 . М., 1987, 1988
Альшванг А. Бетховен . М. , 1976
Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М. , 1990
Бажанов Н. Рахманинов. М., 1962
Бергман Ингмар. Статьи, рецензии, сценарии, интервью. М., 1969
Валенси Теодор. Берлиоз. М., 1969
Верфель В. Верди. Роман оперы. М., 1991
Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978
Висконти Лукино. Статьи, свидетельства, высказывания. М., 1986
Волков Н. Н. Цвет в живописи .М.,1985
Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988
Галеев Б. М. Светомузыка в системе искусства. Казань, 1991
Голейзовский К.Образы русской народной хореографии. М., 1964
Данилова О. Н. Музыкальный мир личности. М., 1993
Зись А. Я. Виды искусства. М., 1979
Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М., 1985
Каган М. С. Эстетика как философская наука. Спб., 1997
Кандинский В. О духовности в искусстве . М., 1992
Киященко Н. И. Сущность прекрасного. М., 1977
Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века. Т. 1. Хореографы. Т.
2 .
Танцовщики. Л., 1971
Кремнев Б. Шуберт. М., 1964
Кьярини Луиджи . Сила кино . М., 1955
Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978
Липский В. Н. Эстетическая культура личности. М., 1987
Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992
Любомудров М. Федор Волков и русский театр. М., 1971
Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев, 1988
Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия

музыки. М., 1976
Мачерет А. Художественность фильма. М. , 1975
Муриан В. М. Художественный мир фильма. М., 1984
Норенков С. В. Архитектоническое искусство. Нижний-Новгород, 1991
Пондопуло Г. К. Фотография и современность. М., 1982
Ромм М. Беседы о кино . М., 1964
Русская художественная культура второй половины Х1Х века. Т.1. М., 1988, Т. 2.

М.,1991
Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993
Саппак В. Телевидение и мы. М., 1963
Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика).
Отв.ред.Киященко Н.И. М., 1998
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Т. 1. М., 1958
Стреллер Джордже. Театр для людей. М., 1984
Хейзинга Й . Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
Холидей Ф. Е. Шекспир и его мир . М., 1986
Чайковский П. И. О музыке, о жизни, о себе. М., 1976
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
Х1Х
век. М., 1995. Древний мир - эпоха Просвещения. 1991
Человек в мире художественной культуры. М., 1982
Чехов и театр. М., 1961
Эстетическая культура . Рук.авт.коллектива Киященко Н. И. М., 1996
ГЛОССАРИЙ ПО ВСЕМУ КУРСУ
-Авангардизм ( от франц. слова avant-garde-- передовой отряд) - понятие,
определяющее все новаторские начинания в искусстве.Хотя бывают в развитии
искусства периоды, в которые возникают целые авангардистские направления разного
названия.
Аллегория - слово греческого происхождения, обозначающее иносказание в разных
видах искусства, представление в образах отвлеченных понятий, например, в
древности Справедливость или Правосудие изображалась с весами в руках.
Андеграунд - в переводе с англ. подполье или направление в искусстве,
противостоящее официальному в обществе и государстве искусству.
Анималистическое искусство - искусство образного изображения животных в разных
видах искусства, особенно в живописи, скульптуре,графике.
Античность - понятие, которым обозначают культуру и искусство Древней Греции.А
вообще слово античность обозначает древность.
Археология --наука, изучающая историю человечества по материальным памятникам.
Ассоциация в психологии - связь между двумя или более псмихическими
образованиями (ощущениями, восприятиями, образами, иедями), возникающая в
определенных условиях, особенно при встречах с произведениями искусства.
Барельеф - в пластических искусствах и архитектуре изображение предмета или
фигуры на стене или еще на какой-то плоскости, когда этот предмет или фигура
выступает больше чем на половину своего объема.
Барокко в переводе с итальянского причудливый - художественный стиль,возникший в
конце 16 века в Италии благодаря усилиям великого Микеланджело.
Бессознательное - совокупность психических процессов, операций и состояний, не
представленных в рациональном сознании субъекта, а в чувственном.
Быт - уклад повседневной жизни людей, их жизнь, не связанная с
общественно-полезной производственной деятельностью, но связанная с
удовлетворением их материальных и духовных потребностей и воспроизводством рода
человеческого.
Бытие - понятие, обозначающее объективную реальность, существующую независимо от
сознания человека.Бытие человека в отличие от его существования обозначает
созидательную активность человека, то есть его культуротворческую деятельность.
Вернисаж - торжественное открытие любой выставки, на которой, как правило,
присутствуют специально приглашенные лица.
Возрождение - в культурно-художественном развитии человечества величайшая эпоха
перехода от Средневековья к Новому времени.Самое главное, что в эту эпоху
человечество вступило на путь гуманистического развития, то есть постепенно
стало совредотачивать внимание на человеке, его интересах, правах и
обязанностях.
Восприятие - в психологии и эстетике целостное отражение в чувствах и сознании
человека предметов и явлений в момент непосредственного его контакта с ними.
Гармония от греческого связь, стройность, соразмерность, к которой каждый
культурный, особенно эстетически развитый человек, стремится во всех своих
взаимодействиях с миром.
Гобелен от франц.слова,обозначающего тканый ковер-картину ручной работы высоких
художественных достоинств.Теперь появились и нетканые гобелены.
Готика - художественный стиль, возникший в середине 12 века во Франции,
завершивший развитие европейского средневекового искусства. Особое
распространение получил в храмовой архитектуре, витражах, в живописи и в одежде.
Гравюра - вид графики, получаемой путем печатания на бумаге с доски, на которой
вырезаны художественные изображения.
Графика (от греч.grapho- пишу,рисую) - вид изобразительного искусства,
изображающего различными средствами на бумаге замыслы художника.
Грация от латинского gratia-- прелесть, миловидность, изящество в движениях.
Гротеск в художественном творчестве вид образности, причудливо сочетающей и
соединяющей реальное и фантастическое, трагическое и комическое, прекрасное и
безобразное.
Декоративно-прикладное искусство - один из видов пластических искусств,
используемых человеком для эстетизации среды обитания.
Деятельность - основная форма проявления человеческой активности во всех
взаимодействиях человека с природой, с миром, в которых человек реализует свои
цели.
Жанр - область искусства , ограниченная определенным кругом тем ( жанровая
картина в живописи, жанровая литература, жанровый спектакль...)
Жизнедеятельность-- все способы проявления человеческой активности, связанные с
воспроизводством рода человеческого.
Золотое сечение в архитектуре, изобразительных искусствах, в кинематографе
математическое соотношение частей, в котором одна из двух частей во столько же
раз больше другой, во сколько сама меньшек целого.Это гармоническое деление или
золотая пропорция.Идеальные образы в скульптуре основываются на золотом сечении,
известном еще древним грекам.
Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель человеческих стремлений.
Идея-- в философском смысле форма отражения в мысли объективной реальности,

<< Пред. стр.

страница 30
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign