LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

подрастающие поколения разных народов в складывающуюся общечеловеческую
атмосферу взаимоотношений и взаимодействий с миром. Нарастание интегративных
процессов в социально-политической, экономической и правовой сферах современного
общества, особенно в духовной жизни и в духовно-художественном производстве уже
в последней четверти ХХ века вызвали необходимость реформирования систем
образования во многих развитых странах, что выразилось почти в одновременой
разработке базовых элементов (стандартов) образования, его показателей и
требований к нему.
Тема 5. Обучение, воспитание и образование как творчество
Для раскрытия этой темы надо прежде всего в самом общем виде представить, что
такое творчество, какова его зависимость от предмета или объекта творчества, от
субъекта или от материала, с которым имеет дело человек обучающий,
воспитывающий, образовывающий. В культуре современного человечества творчество
представляется прежде всего как открытие, изобретение, постижение нового, ранее
неведомого и невидимого людьми. Однако это самое общее представление требует
уточнения и корректировки. И зависит это от того, что человек никогда не
является лишь изучаемым, обучаемым, воспитываемым и образовываемым существом, но
и сам, являясь изучающими, обучающим, воспитывающим и образовывающим существом,
оказывает влияние на творца и сам является творцом.
Во-первых, вся жизнедеятельная подготовка детей к взрослой жизни есть взаимный
психологический, чувственный, умственный и волевой обмен между обеими сторонами
творческого процесса. Во-вторых, в жизнедеятельном творческом процессе ни одна
сторона не остается неизменной. В-третьих, то, что в деятельности человека может
рассматриваться как уже известное, привычное и даже банальное, в жизнедеятельных
процессах может представать как новое, неизвестное. Например, педагог передает
ребятам умения, навыки, знания, которые уже давно известны взрослым. Для ребенка
все это новое, неизвестное, интересное, что надо узнать, чему следует научиться.
Но этот же процесс и для педагога нов и творчески насыщен, ибо каждый раз надо
передать знания, сформировать умения и навыки у ребенка, который имеет свою
психику, свой характер, свои чувствования и способности к умственной
деятельности.
Именно поэтому педагогика, как реальное жизненное явление возникшая в глубокой
древности, никогда не переставала развиваться, зачастую приспосабливаясь к
социально-политическим, идеологическим условиям жизни, которые не располагают к
творчеству. Конечно, в условиях жесткого государственного идеологического
контроля и политического давления она готовит меньше творчески развитых людей,
не способных успокаиваться на достигнутом, да такому государству творчески
неугомонные люди и не нужны, поскольку ими труднее управлять и их почти
невозможно принуждать. Но в силу своей творческой сущности педагогика даже в
таких условиях закладывает в новые поколения способность и готовность (может
быть сначала готовность, а потом и способность) к свободному творческому
состоянию духа и его проявлению в самых жестких идеологических и политических
рамках жизни. Это объясняется тем, что педагогика, всегда имеющая дело с живым,
подвижным, растущим и развивающимся материалом - новыми и новыми поколениями
детей - перманентно находится в творческом состоянии . Каждый педагог может
сослаться не только на собственный опыт работы и на опыт своих учителей, коллег,
но и взять из истории педагогики пример многих выдающихся педагогов разных эпох,
народов и стран. Можно сослаться на опыт Сократа, Платона, Аристотеля (учителя
А.Македонского), Дестервега, Коменского, Корчака, Ушинского, Сухомлинского,
Амонашвили, Кабалевского... Ведь у педагогики во все времена самая возвышенная и
прекрасная в мире цель - формирование, воспитание, образование новых поколений,
целостных и гармонически развитых личностей, наделенных большим творческим
потенциалом, чем предшествующие поколения.
Эстетический характер всех способов жизнедеятельности заключается в том, что по
положению всякое творчество есть стремление к совершенствованию, гармонизации
всего многообразия человеческих взаимодействий с миром, а значит и самого
человека, т. е. возведение его до состояния, называемого в эстетике " человек
прекрасный."
Раздел 2. Эстетика деятельности человека как творчества ( Красота как
творчество, творчество как красота)
Тема 6. Дизайн как материально-художественное творчество и как средство
гармонизации и эстетизации среды обитания
Переход от жизнедеятельности к деятельности человека следует рассматривать в
эстетическом плане как смену объекта эстетического исследования: если через
способы жизнедеятельности выявляется, формируется и воспитывается красота самого
человека, то во всех видах деятельности сам человек творит красоту вокруг себя,
создавая для себя эстетизированную среду обитания. В деятельности человек
преобразовывает в соответствии со своими представлениями о совершенном,
гармоничном и прекрасном как материальную среду, так и духовную атмосферу жизни.
Программа и нацелена на раскрытие эстетических сторон и возможностей всех видов
деятельности преобразовывать и творить мир по законам красоты.
Естественно при этом сначала остановиться на том, что деятельность есть
специфически человеческий способ взаимодействия с миром, поведения в мире, не
присущий ни одному виду живых существ. Главное, что отличает приспособление,
адаптацию человека к миру от приспособления и адаптации животных к среде - это
целенаправленность и целеустремленность, выводящие человека за пределы простой
адаптации или инстинктивного приспособления на создание собственного мира,
который должен быть гармоничным продолжением внешнего мира.
Дизайн как раз и есть такая деятельность человека, результаты которой являются
наиболее гармоничными по отношению к внешнему миру. Иначе говоря они составляют
такую жизненную среду, которая в наибольшей мере благоприятствует жизни
творящего культуру человека. По сути - это совокупность различных видов
проектировочной деятельности человека, нацеленных на формирование эстетически и
функционально качественной предметной Среды. Естественно, что такая предметная
Среда, которая повышает качество жизни и усиливает творческий потенциал человека
имеет не только материальное, но и духовное содержание и наполнение.
Почему именно ХХ век стал временем самоопределения дизайна как вида
материально-художественного творчества? Ответ надо искать в уровне
экономического и культурного развития некоторых стран и народов, получивших
возможность обратить внимание на качественное состояние и духовное наполнение
всех условий жизни каждого члена общества. В прежние века дизайн в эстетическом
плане существовал прежде всего для богатых слоев населения. Неимущих и бедных он
практически не касался. В 20-х годах ХХ в. в России и в Германии возникли первые
школы профессионального дизайна, ориентированного на создание эстетизированной,
творчески заряжающей жизненной среды не по материальному достатку людей. Это
ВХУТЕМАС (Всероссийские художественно-технические мастерские) в Москве и Баухауз
в Мюнхене, в Германии.
Конечно, без развития науки и техники, без формирования у масс людей высоких
эстетических вкусов и потребностей в благоприятных в материальном и духовном
отношении условий существования дизайн не мог бы подняться до уровня
материально-художественного творчества. Уже тогда, а не только в последней трети
ХХ в. экология стала расширять сферу своего действия на культуру и на человека
(экология культуры и экология человека), т.е. стала осознаваться человеком не
как желанная , а как необходимая для гармонизации всех взаимодействий человека с
миром область знания и сфера деятельности.
В духовном развитии человека наступил такой период, когда символическое,
метафорическое и аллегорическое значение стали приобретать не только явления и
процессы духовной жизни и творчества людей, но и материальные предметы ,
составляющие их жизненную среду.
Программа рассматривает дизайн как эстетическое явление, хотя в нем красота и
польза не разделяются принципом незаинтересованности, как в кантовской эстетике,
а гармонически дополняют друг друга. Следует обратить внимание на принцип
"свободы параметров", как основной принцип творчества в дизайне, и на его
зависимость от уровня эстетического развития человека как творца и потребителя
эстетизированной среды обитания.
Тема 7. Народные промыслы и ремесла как проявление стремления народа к красоте и
материально-художественному творчеству. Народное искусство.
В жизни почти всех народов Земли именно народные промыслы и ремесла первыми
начали соединять в создаваемых предметах быта и орудиях труда красоту и пользу.
То есть они-то и явились предшественниками дизайна, хотя и на приобрели статуса
профессиональной творческой деятельности. Они просто всегда были сферой
приложения и реализации творчески-духовных сил человека, проявления его
эстетических потребностей, вкуса и способностей создавать прекрасно-полезный
предметный мир жизни.
Народные промыслы и ремесла как способы и виды производства предметов,
необходимых как для материальной, так и для духовной жизни людей. Зарождение
народных промыслов и ремесел в межсезонье сельскохозяйственных работ.
Постепенное превращение их в ХХ веке в своеобразные сферы
художественно-производственной профессиональной деятельности творчески одаренных
сельчан. Народными они называются не только потому, что возникли они из
повседневных потребностей народного быта, но и потому, что в продукции народных
промыслов и ремесел действительно отражаются художественные и эстетические
представления, чувства, вкусы и идеалы, их способности своими силами, своим
творчеством создавать для себя благоприятную, комфортную предметно-духовную
атмосферу, стиль жизни. Для народных промыслов и ремесел не требуются какие-то
специальные материалы и особые условия. У селянина- творца всегда под рукой
созданные природой или им самим материалы, инструменты, специальные
приспособления и т. п.: разные породы деревьев, камни, кости, нити, полотна,
глина, естественные красители и т. д. и т. п. Программа предусматривает
знакомство с самыми разнообразными изделиями народных промыслов и ремесел,
особенно с теми, которые существуют в тех регионах, в которых живут учащиеся
школ, гимназий, лицеев и колледжей.
Проявление в народных промыслах и ремеслах истинно народных художников, которые
становились выразителями художественно-образных представлений, чувствований
народа, характера его духовной жизни. Очевидно, что народное искусство и до сих
пор питается находимыми в народных промыслах и ремеслах выразительными
пластическими, колористическими и звуковыми средствами. Можно сказать, что
народное искусство как духовное явление, родилось из народных промыслов и
ремесел. Но оно отличается от них тем, что оно выполняет только духовные
функции, отвечает только духовным потребностям и не несет в себе единства пользы
и красоты. В нем художественно-образными средствами выражается истинно народный
эстетический дух.
В процессе непосредственного художественного творчества народное искусство
постоянно питает своими языковыми, образными открытиями профессиональное
искусство. В народном искусстве начинали свой творческий путь многие
профессиональные художники, представители высокого или элитарного искусства.
Программа предусматривает изучение творческого пути известных творцов высокого
искусства - выходцев из школ и регионов, в которых учатся и живут ребята.
Равзнообразие и многообразие видов и жанров народного искусства. Традиции и
преемственность в народном искусстве. Особая роль эстетической меры в народном
искусстве. Национальный характер народного искусства. Влияние
природно-климатических условий, уклада, образа и стиля жизни на образный язык и
строй народного искусства.
Тема 8 . Овладение знаниями и познавательная деятельность человека как средства
гармонизации мира в себе, себя с миром, общества с природой, человечества с
Космосом. Эстетическое содержание познавательной деятельности.
В программе уже рассматривался процесс передачи знаний, умений и навыков от
старших поколений младшим, что и было названо обучением, а вместе с воспитанием
- образованием. Теперь необходимо хотя бы кратко рассмотреть процесс овладения
людьми новыми знаниями о мире и о самих себе, т. е. процесс познания человеком
мира и самого себя. Ведь повседневная жизнь, быт людей и их общественно-полезная
деятельность основываются на знаниях о мире, о тех конкретных процессах ,
явлениях и предметах, которые в данный момент интересуют человека с практической
точки зрения.
При изучении этой темы следует обратить внимание на два следующих положения:
во-первых, на то, что получение человеком новых знаний - процесс довольно
сложный и обязательно творческий, требующий колоссального напряжения сил как
отдельных индивидов, так и больших исследовательских коллективов. В итоге этот
процесс доставляет исследователям огромную радость, удовлетворение и даже
наслаждение. Во-вторых, это - разнообразный и многообразный по профессиональным
и специальным признакам процесс, в ходе которого используются не только все
известные человеческие дарования и способности, но и формируются новые.
При этом исследователь постоянно находится в поле эстетических напряжений,
поскольку испытывает массу чувственных, эмоциональных и интеллектуальных
переживаний как положительного, так и отрицательного порядка. Познание по сути
своей всегда есть процесс совершенствования и гармонизации всех взаимодействий
человека с миром . Познавая мир, исследователь открывает объективную истину,
которая с философской и эстетической точки зрения и есть объективная гармония ,
постигнув которую человек всю свою преобразовательную деятельность строит в
соответствии с ее требованиями.
Эстетическое начало процесса познания усиливается еще и тем, что каждый ученый,
сделавший открытие, стремится передать добытое знание в таком простом,
гармоничном виде, чтобы оно было доступно всякому, кто к нему прикоснется.
Французский математик и философ Анри Пуанкаре много сил потратил на постижение
математической, как он говорил, гармонии мира. Отец теории относительности
великий А. Эйнштейн требовал предельной простоты и выразительности изложения
самой сложной физической теории. Н. Бор, М. Борн и выдающиеся русские физики
П.Капица и Г.Будкер высшую гармонию и наслаждение находили в мире элементарных
частиц, российский биохимик В. Энгельгард наслаждался гармонией молекул, хотя
большинство людей связывает с гармонией лишь мир музыки.
Процесс познания завершается тем, что люди других профессий и специальностей -
конструкторы, инженеры, изобретатели - ищут пути материализации добытых учеными
знаний, чтобы они служили человеку, помогали ему успешно добиваться гармонии,
благостостояния, радости и счастья. И для них материализация знаний в такой же
степени творческий процесс, вовлекающий в активное действие чувства, эмоции, ум,
интеллект и волю. Причем эти практические люди ищут самые простые пути наиболее
совершенного и гармоничного воплощения знаний в машинах, станках, приборах,
оборудовании и т. п. Здесь- то и родилась техническая эстетика, в которой
органично друг друга дополняют дизайн и техническое творчество, изобретательство
и моделирование , которые в ХХ1 веке будут выполняться с помощью компьютерных
технологий и игр.
Особый разговор может идти об этапах и ступенях познания, о языке науки, в том
числе и об использовании наукой образных, метафорических и символических средств
языка.
Тема 9. Хозяйственно-экономическая и материально-производственная деятельности
человека как способы эстетического творчества
В непосредственной хозяйственно-экономической и материально-производственной
деятельностях того или иного государства добытые учеными и полученные широкими
массами людей в процессе образования знания реально работают либо на благо
человека, в созидательных целях, либо во вред человеку, в разришутельных целях.
Материализация знаний в машинах, станках, приборах, оборудовании, в
технологических процессах не всегда завершается использованием их во благо
человека, как особо наглядно показал опыт ХХ в. Например, если бы атомная и
ядерная физика с ее выдающимися достижениями с самого начала использовалась во
благо людей, человечество сегодня бы не знало энергетических проблем, в том
числе не имело бы головной боли при решении проблемы уничтожения атомных и
ядерных отходов из боезарядов ракет, ядерных подводных лодок и прочих реакторов
военного, то есть разрушительного назначения.
Основной вопрос темы заключается в том, возможно ли творчество каждого человека
практической сферы жизни на своем рабочем месте при массовом стандартизированном
производстве? Или основная масса трудящихся в процессе производственной
деятельности выключена из творческого процесса и на ее долю остается творчество
только в свободное время? На этот вопрос ответить сложно. С одной стороны, любой
процесс труда можно бесконечно совершенствовать, также как человеком бесконечно
совершенствуются машины и все орудия труда, особенно в наше время все
технологические процессы: именно на совершенствовании технологии ныне
сосредоточены все усилия творцов сферы материально-производственной
деятельности. Оптимальный экономический эффект сегодня обеспечивают технологии,
а не отдельные станки, приборы или оборудование. И практическое использование
компьютеров сосредоточено на разработке новых технологий. С другой стороны, к
продуктам труда в современном промышленном производстве ( сельскохозяйственное
производство всегда было и будет более творческим делом) предъявляются с каждым
годом все более высокие эстетические требования, выражаемые в стандарте по
каждому виду материального изделия. Казалось бы это обстоятельство естественно
ограничивает сферу творчества. Однако, во всех странах, во всех фирмах и на всех
предприятиях ныне постоянно совершенствуются стандарты, что объясняется ростом
эстетического вкуса, потребностей и спросом людей на более гармоничные и
прекрасные товары. Тем не менее пока в пределах разработанного стандарта рабочий
может совершенствовать только сам процесс своего труда, повышать качество
изделия внутри стандарта. Ибо для изменения стандарта выпускаемой продукции
нужно не только специальное разрешение, но и изменение технологии производства.
А это уже является коллективным управленческим и инженерно-конструкторским
делом. Хорошо, если производимая рабочим продукция удовлетворяет его своими
качественными параметрами. Тогда он работает с удовольствием и с эмоциональным
подъемом. Количественные показатели для многих рабочих не являются главными для
их чувственного состояния. Хозяйственно-производственная практика ХХ столетия
показала, однако, что и массовое стандартизированное производство, если вся
хозяйственно-экномическая деятельность государства и общества нацелена, в первую
очередь, на обеспечение благополучного существования граждан, на удовлетворение
их самых высоких разумных потребностей, способно производить массовую продукцию
, отличающуюся высокими эстетическими параметрами.
Для этого вся экономика страны должна стать гуманной, то есть ориентированной на
удовлетворение потребностей своих граждан, а не на завоевание первенства в мире
по военной и прочей разрушительного действия технике, как это было присуще
советской экономике. Тогда на первое место естественно выдвигаются качественные,
а не количественные показатели, поскольку некачественная продукция в условиях
рыночной экономики наносит обществу огромный и материальный, и моральный ущерб.
Но для массового производства эстетически значимой, т.е. удовлетворяющей не
только материальные потребности, но и доставляющей духовное удовлетворение
продукции, нужны эстетически воспитанные, чуткие к красоте рабочие самых разных
специальностей.
Здесь очень кратко нужно остановиться на эстетических особенностях наиболее
значимых промышленно-производственных, сельскохозяйственных и обслуживающих
повседневную жизнь человека профессий и специальностей, чтобы уже в Х классе
помочь ребятам в выборе их будущего жизненного пути.
Тема 10. Общественная и политическая деятельности в их эстетическом освещении
Общественная и политическая деятельность человека самая сложная и насыщеннейшая
в эстетическом отношении: ее, содержание и все формы в принципе направлены на
установление гармонии между отдельными людьми, социальными г руппами, классами,
национальностями, народами и государствами. Недаром еще в древних Китае, Индии,
Египте, Греции и Риме эти виды деятельности уже рассматривались в эстетическом
плане. В Древнем Китае прежде всего через общественную деятельность человек мог
достичь статуса мудреца и занять свое достойное место в Поднебесной, что тогда
признавалось как состояние высшего совершенства и гармонии. Платон доказывал в
своих трудах "Законы", "Государство" и "Политик", что в общественной и
политической деятельности человек может достичь высшего наслаждения, а своими
делами, поступками, решениями доставит радость и удовольствие людям, которыми он
управляет. Правда , Платон рассматривал деятельность мудрого правителя-философа,
который подчиняет ее благу людей, а не своему тщеславию и гордыне.
Общественная деятельность как проявление социальной активности, благородной и
сострадательной к гражданам, к личности. Такая личность несет в самой себе
гармонию индивидуальных , личных и общественных интересов, давая пример своим
согражданам в личной, общественной жизни, особенно в политической деятельности.
Особый характер чувств радости, удовольствия, восхищения такой личности от
сделанного, достигнутого.
Чувственное состояние общества, испытывающего влияние на свою жизнь деятельности
такой личности.
Политическая деятельность как деятельность по осуществлению власти и как
испытание личности на благородство, добродетельность и гуманизм, т. е. на высшие
требования жизни к человеку. Тиранические наклонности политика как высшее зло не
только для тех, кем управляет политик-тиран, но и для него самого. Тиран, как
учил Платон, не может испытывать удовольствие и наслаждение, поскольку всю жизнь
объят страхом и страхом руководствуется в своей деятельности. Только мудрый,
благородный добродетельный правитель становится эстетическим творцом в политике.
Тщеславие и честолюбие как положительные, творчески активные качества
политического, особенно общественного деятеля, если личность царствует в первую
очередь над своей природой, а потом уже над обществом, народом. Гармония или
противостояние эстетики и нравственности в политической деятельности.
Тема 11. Духовно-художественная деятельность - высший вид эстетического
творчества
Видов духовной деятельности человека чрезвычайно много, и все они имеют
эстетическое содержание, все являются творческими. Но духовно-художественная
деятельность отличается от многих из них тем, что она сама есть особый вид
эстетической деятельности и эстетического творчества человека. Если, например,
духовная религиозная деятельность тоже нацелена на формирование в людях
духовности через веру в высший нравственный идеал, воздействуя на чувства
бессознательного уровня, то художественная деятельность нацелена на дух,чувства,
сознание целостной личности. Ее содержание духовность чувственного и
рационального, эмоционального и интеллектуального порядка, укрепление воли
личности, жизненного тонуса и активности ее, но не подчинение ее таинственным и
необъяснимым силам.
Художественно-творческая деятельность человека как конкретно-чувственный,
наглядный, художественно-образный способ познания, отражения, преображения жизни
в ее устремленности к высшим, идеальным ценностям всего человечества, каждого
народа и каждой отдельной личности. Ее результаты - произведения искусства -
изначально строятся на основаниях гармонии как одного из основных законов
эстетического творчества, на преодолении дисгармонии. На поисках таких путей
совершенствования духовного мира людей, которые опираются на закон меры
эстетического развития личности и общества, который позволяет и личности и
обществу избегать ошибок, не позволяет строить утопические планы и тратить силы
на недостижимое в тех конкретно-исторических условиях, в которых протекает
процесс совершенствования.
Художественно-эстетическая деятельность как придание любым материальным
предметам, объектам духовного содержания, чувственно-эмоциональной и
интеллектуальной значимости, эмоциональной заразительности и эстетической
умиротворенности, удовлетворенности. Она даже явления ужасные, безобразные и
низменные преображает и подает в таком виде, что эти сами по себе отрицательные
явления вызывают в людях положительный эффект. Ведь художник прекрасно выражая
или изображая безобразное, ужасное или мерзкое, отвратительное, дает ему такую
собственную оценку, которая в читателе, зрителе, слушателе вызывает
положительные эмоции парадоксального характера - гнев как радость, возмущение
как восхищение и т. п.
Искусство в программе рассматривается также как важнейшее средство фиксации
всего накопленного человечеством чувственно-эмоционального опыта осмысления
жизни, отбора из этого опыта всего того, что облегчает добру борьбу со злом,
благородству человеческому - с пороками и вредными пристрастиями людей.
Поскольку этот опыт обобщается в конкретных чувственно-наглядных образах,
картинах, то он и передается новым поколениям людей через их
эмоционально-чувственные состояния и переживания.
Придание художником самым невероятным выдумкам, продуктам фантазии и воображения
жизненной глубины и правдивости как проявление провидческой силы человеческих
чувств и ума.
Язык искусства как язык высших проявлений духовной жизни людей, объединения, а
не разъединения народов по национальным, идеологическим, политическим и прочим
признакам, язык единения человека с природой, со Вселенной, Космосом, ибо только
в воображении каждый из нас может заглянуть в Космос.
ХI класс
Раздел 1. Искусство - торжество гармонии и единство истины, добра и красоты
Тема 1. Художественное как высший вид эстетического.Специфика художественного
как единства познания, нравственной оценки и образотворчества.
Последние два раздела куса "Эстетика жизни" изучаются в Х1 классе, где учатся
юноши и девушки, находящиеся на этапе закрепления физической зрелости и
духовного созревания, когда происходлит становление художественной и
эстетической культуцры личности. В подростковом и отроческом возрастах только
-только начал закрепляться весь предшествующий опыт ребят ощущения,
восприятия и переживания ими впечатлений от окружающего мира, от воздействий на
них взрослых и сверстников в такие чувства, вкусы и начальные оценочные
суждения, первые представления об идеалах и т.п. В юношеском возрасте на этой
основе вырабатывается собственный опыт переживания художественных и эстетических
впечатлений, осмысления собственных эмоциональных состояний, вызываемых
произведениями искусства. Теперь вырабатываются устойчивые эстетические чувства
и вкусы, идеалы и начинают формироваться взгляды как эстетические аспекты
мировоззрения личности. Все это в совокупности и вырастает постепенно в
художественную и эстетическую культуру личности.
Поэтому раздел начинается с темы, в ходе изучения которой самые общие
представления об искусстве, сформированные в 1Х и Х классах, смогут обрести
"полное дыхание" путем получения не общих знаний об искусстве, а внимательного и
тщательного изучения каждого вида искусства. Прежде всего необходимо определить
место художественного в ряду разнообразных эстетических явлений. Для этого нужно
рассмотреть его специфику, особенности воплощения в художественном результатов
чувственного познания жизни, конкретные формы воплощения художественных образов
в каждом роде и виде искусства. На самых общих представлениях трудно привить
любовь к искусству, выработать потребность в постоянных встречах, общении с ним
в процессе духовной жизни.
Художественное является высшим видом эстетического не только потому, что оно
целиком сосредоточено на познании высочайших чувственно-эмоциональных состояний
человека, тайн жизни, но и потому, что и ход познания, и характер оформления
результатов этого познания и способы воздействия на человека этих оформленных в
художественные образы результатов осуществляются на эстетическом уровне и
нацелены на получение эстетически значимого эффекта - формирования способностей
личности к эстетическому восприятию, переживанию, закрепляемых в эстетических
чувстве и вкусе. В прошлые века вплоть до Гегеля эстетика и была философией
искусства, а все искусствоведческие дисциплины были нацелены на выявление
специфики каждого вида искусства, особенно на художественную технологию, говоря
современным языком. Ныне эстетика выявляется во всех видах и формах жизни,
касается всех сфер жизни человека, видов его деятельности и способов
жизнедеятельности, определяющих характер взаимодействий личности и общества с
миром.
Ответ на вопрос, почему человек результаты чувственно-эмоционального познания и
опыта чувственных переживаний выражает не в понятиях, суждениях, умозаключениях,

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign