LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пленке жизни. С появлением в кино звука и цвета этот вид искусства становится
подлинно синтетическим, то есть объединяющим в своем киноязыке выразительные
возможности языков всех других искусств. Вот тогда и начинает формироваться
собственно кинематографический актер, хотя кино никогда не отказывалось и не
может отказаться от услуг театрального актера, особенно обладающего высокой
культурой владения словом и телом.
Педагог на этом уроке может уделить особое внимание выдающимся актерам театра и
кино, назвав лишь немногие имена, чтобы вовлечь в этот интересный разговор
ребят. Ну например, Евгений Леонов, Николай Караченцов, Андрей Миронов, Сергей
Юрский... А далее ребята сами продолжат список и российский и зарубежных
актеров. Важно только при этом не упустить возможности дать ребятам выговориться
и обосновать свой выбор того или иного киноактера как самого интересного и
любимого. Разумеется, некоторые из них остановят свой выбор на американских
актерах, поскольку наше телевидение и кинотеатры взяты в полон американским
кинематографом из разряда массового искусства. Ну и пусть выбирают себе в
любимцы американских актеров. Тем более, что чем-чем, а актерским мастерством
американский кинематограф отличается в самую хорошую сторону. Только пусть
ребята покажут в обосновании этого выбора и чувство и вкус и свою способность не
бездумного отношения к искусству. Это же уже третий год изучения "Эстетики
жизни". И в 11-ом классе у ребят уже могут и должны быть заметны изменения во
вкусах. Можно проверить художественную восприимчивость и развитость ребят и
вопросами музыкального, художественного оформления фильмов, устроив своеобразный
музыкально-песенный конкурс на знание песен из фильмов и напевание их мелодий.
В принципе к окончанию этой большой темы курса педагог может подготовить таблицы
для тестирования учащихся на знание творцов художественных произведений,
разделения искусства на роды, виды и жанры. Ну например, составить пофамильный
список классиков художественного творчества из различных видов искусств и
просить учащихся поставить против каждой фамилии какой-либо знак вида искусства:
архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, опера, балет, поэзия, проза,
театр, кино. Это тестирование необходимо не столько для выставления каждому из
учащихся каких-то оценок, сколько для представления о том, что осталось в их
чувствах и умах от изучения этой большой темы. Разумеется возможно тестирование
и на знание творцов определенных произведений искусства или на разделение музыки
на серьезную и легкую, песенную и инструментальную или на знание молодежной
музыки по направлениям, по жанрам, по группам и по отдельным певцам. Творцов
искусства можно называть из разных эпох, стран и народов. Если в школах,
гимназиях или лицеях изучается курс "Мировая художественная культура", можно
составить тест и из самых выдающихся памятников разных эпох, которые могут
упоминаться и в курсе "Эстетика жизни". Это поможет еще раз закрепить знания,
освежить впечатления от их созерцания в какой-либо форме: на репродукции,
слайде, видеофильме, в музее, в альбомах и книгах, в исторических хрониках или
красочных книгах о многих и многих из шедевров искусства.
1. Когда возникло кино и кто его создал?
2. Чем кинематограф отличается от театра?
3. Есть ли у вас любимый жанр кино и любимые киноактеры?
4. Какие виды искусств объединяются в мультфильмах?
Тема 11. Духовный потенциал радио- и телевизионного искусства.
Радио и телевидение в моменты своего изобретения предназначались лишь для
передачи информации. Долгое время после своего возникновения они использовались
и совершенствовались прежде всего как средства коммуникации. Но люди за всю
долгую историю развития средств коммуникации, особенно за долгую историю
существования искусства как средства художественной коммуникации, настолько
привыкли к тому, что любое техническое открытие, изобретение может передавать не
только чисто информационные сигналы, но и сигналы художественной, то есть
образной информации. Тем более, что перед ними уже существовал опыт
использования фотографии и кинематографа в художественных целях. Тем более, что
вся их информационная деятельность основывались на слове. А слово, как известно,
в себе самом содержит "строительный материал" как для передачи информации, так и
для создания художественного образа. К моменту технического решения проблем
телевизионного вещания радио уже накопило собственный художественный опыт,
заключавшийся не только в привлечении для чтения на радио поэтических и
прозаических произведений, для чтения сказок, но и собственно радиоспектаклей по
сложнейшим драматическим произведениям. Еще с 20-х годов ребята огромной Росси
слушали не только сказки в бабушкином или мамином, дедушкином или папином
чтении, но и в исполнении их по радио незабываемым и любимым всеми Николаем
Литвиновым, радиоволшебником, как его называли многие десятилетия. Можно
сказать, что радио вместе с кинематографом осваивало художественные возможности
техники.
Если кинематографу на первых порах неоценимую помощь в этом деле оказывали уже
сложившаяся художественная фотография и имевшие многотысячелетний художественный
опыт театр и музыка, литература, то радио воспользовалось не только опытом
театра, музыки, литературы, но и искусством художественного слова, которое, как
мы говорили уже, сформировалось как искусство именно в России. Так что для
телевидения накопился такой мощный арсенал художественных средств, что оно могло
бы довольно долго существовать на трансформировании уже созданных художественных
ценностей - трансляции спектаклей, показе фильмов, концертов музыкальных,
эстрадных и литературных. И оно на первых порах именно так и поступало:
показывало прямо из театров, концертных залов, из музеев совершавшиеся там
художественные действа.
Но... не мог этим удовлетворится человек-творец. если создано такое мощное
средство коммуникации, сплочения людей в единое информационно насыщенное
человечество, чтобы нельзя было на его технической основе создать и новый
образный язык и специфическую телевизионно-чувствующую и телевизионно-мыслящую
аудиторию. И телевидение вдруг перестало транслировать оперы, балеты,
драматические и комические спектакли, стало отказываться от простого показа
телефильмов, массовых празднеств и зрелищ. Уже в конце 50-х годов XX века,
особенно в начале 60-х стали появляться кинотелефильмы, телеспектакли, различные
телешоу и телезрелища, организованные и показанные по законам телезрелища. То
есть с использованием возможностей показа не только общей картины происходящего,
но и с выделением "ударных точек", наиболее выигрышных моментов массового
действа или шоу крупным планом, с фиксацией внимания телеспектакля на деталях,
определяющих силу и действенность художественного образа. Справедливости ради,
надо отметить, что вообще-то крупный план родился в кинематографе, хотя там он
используется не столь уж часто, как это даже нужно кинематографу. А для
телевизионного искусства возможность заглянуть через глаза в душу человеческую -
такая искусительная сила, которой нельзя не воспользоваться. Снимая
телеспектакль, телефильм или телешоу сразу несколькими камерами с разных точек,
постоянно приближая к зрителю происходящее в них или в персонажах, героях,
участниках шоу или любого массового действа, телевидение и самого телезрителя,
по крайней мере чувственно-эмоционально, делает участником показываемого
действия. Невероятные возможности оформления любого художественно-телевизионного
действия архитектурными, изобразительными, музыкально-шумовыми, световыми и
цветовыми эффектами создает завораживающую эмоциональную духовную атмосферу,
которая может потрясти и катарсически очистить даже самую заскорузлую душу, как
говорят самого толстокожего человека.
Радио тоже опирается на возможности всех искусств, но строит свой художественный
язык, конечно же, на особой выразительности художественного слова,
интонированного неповторимыми тембровыми особенностями голоса театрального,
киноактера, мастера художественного слова или радиоактера. Упомянутый уже нами
Николай Литвинов был первым, но не единственным чистым радиоактером. Юрий
Левитан был таким актером, который любой самый обычный чисто информационный
текст мог поднять до высокого трагедийного звучания, отзывавшегося в сердцах и
головах людей чувствами радости и скорби, восторга и гнева. Почти во всех видах
радиовещания (официального информационного, спортивного, детского, юношеского,
художественно-информационного, музыкального и пр.) были и есть свои художники,
хотя они нередко и не заслуживают по профессиональному перечню звания артиста. А
есть еще на радио и телевидении и организаторы, постановщики художественного
действа.
Опыт жизни нынешних поколений людей и еще по одной причине с помощью радио и
телевидения становится более богатым в духовно-художественном отношении: сегодня
каждый житель нашей планеты в любой момент может стать духовным соучастником
любого художественно-массового действия в любом уголке Земли. Будет ли это
всегда чрезвычайно интересный н эмоционально завораживающий праздник любого
народа или государства или общечеловеческий праздник (встреча Нового года,
например, одновременно большей частью Человечества или его частями в разное
время). Сколько радостных минут, а то и часов доставляют радио и телевидение,
когда рассказывают, а особенно показывают традиционные праздники разных народов,
стран, континентов, даже городов и деревень, отдельных земель. А какая
чувственно-эмоциональная картина раскрывается перед нами каждый раз, когда наше
телевидение начинает показы карнавалов из латиноамериканских стран, которые там
длятся неделями и месяцами. Эстетически зрелый наблюдатель может даже и не
загореться желанием совершить путешествие, но он не сможет не испытать чувства
радости, восторга, восхищения, изумления от обилия звуков, цвета, изумительной
пластики, изобретательности, выдумки человеческой, необъятности человеческой
фантазии, воображения, открытости душ к празднику, веселью, розыгрышу,
танцевальной ненасытимости. Иногда создается впечатление, что телевидение могло
бы и не придумывать разного рода собственные художественные шоу - оно могло бы
обходиться своевременными съемками только того, что происходит каждый день и
каждый час, даже каждую минуту на нашей планете. Да на Земле творится людьми
немало черных, страшных, трагических дел, но все-таки на ней больше происходит
радостного, праздничного, веселого, забавного, что стоит показывать людям, чтобы
поднимать их дух, вселять в них надежду.
Эта вселенскость к радио и телевидению пришла не сразу, не свалилась на них, как
манна небесная сама по себе. Им пришлось добиваться ее долгим и упорным трудом
огромного количества по-настоящему творческих, одаренных и дерзновенных людей,
которые сознательно и целеустремленно добивались того, чтобы своими средствами
расширить духовные горизонты каждого жителя планеты. Если даже массовые действа
вселенского масштаба, такие как олимпиады, чемпионаты мира, грандиозные пробеги,
походы и ралли через всю планету, кругосветные гонки на яхтах или моторизованных
аппаратах, массовые воздушные праздники, организовывают и проводят не сами
работники радио и телевидения, то уже достоянием всех людей земли эти действа
делают только они.
Созерцая, наблюдая, воспринимая умом и сердцем праздничные, радостные, веселые и
занимательные грандиозные действия или информируя о страшных событиях жизни
современного человечества, радио и телевидение способствуют сплочению людей на
добрые, благородные, благодетельные, гуманные дела и вооружают ненавистью и
гневом против дел зверских, античеловеческих. К сожалению школы нашей страны
пока не располагают таким радио- и телеоборудованием каждого класса или хотя бы
школы, которое позволяло бы в моменты передачи самых острых и самых радостных
минут в жизни современного человечества, народов и стран прерывать занятия,
чтобы приобщиться со всем человечеством к этим радостям или горестям. В смысле
формирования и воспитания подрастающих поколений эти минуты и часы даже более
значимы, чем те знания, которые дети могут получить за время показа таких
действий и событий. Увы, наша педагогическая мысль об этом пока еще даже не
задумывалась, хотя нередко и обращает внимание на, якобы, совершающийся на наших
глазах процесс дегуманизации людей.
Педагогу "Эстетики жизни" предоставляется возможность обратить внимание и на
другие возможности художественно-эстетического воздействия современных радио и
телевидения.
1.Радио и телевидение для вас только средство информации или искусство ?
2.Чем, какими средстивами вас привлекают радио и телевидение?
3.Могут ли радио и телевидение помочь образованию и воспитанию?
Раздел 2. Эстетическая культура общества и личности.
Тема 12. Эстетическая культура общества.
Итак, мы рассмотрели, как представляется, все возможные стороны или сферы и
ступени духовной жизни человека в их художественном и эстетическом преломлении.
Естественно, что вся человеческая жизнь, в конце концов, синтезируется в
каких-то чувственных и умственных свойствах и качествах личности и общества,
которые становятся универсальными характеристиками и той и другого. В начале
предыдущего раздела мы охарактеризовали художественную культуру общества и
личности. Но в первых пяти разделах нашего курса мы главное внимание уделяли
процессу эстетического становления, формирования, воспитания и развития
личности, которые протекают на общем фоне эстетического состояния общества и
организуемым, направляемым, так или иначе контролируемым обществом процессом
подготовки к жизни подрастающих поколений. Мы попытались пройти с личностью по
всем этапам ее жизни в социуме, то есть в той атмосфере жизни определенного
общественного организма и общества в целом, которая заключает в себе не только
господствующие в обществе эстетические представления, но и опыт их реализации в
общественных системах воспитания и образования.

Чтобы наш разговор получился столь же конкретным и понятным, как в предыдущем
разделе, нам необходимо четко и ясно определить на основе уже имеющихся у нас
знаний эстетическую культуру, а потом и рассмотреть ее структуру, ее содержание
и проявление как в обществе, так и в каждой отдельной личности. Естественно, что
стягивающим все на себя, фокусирующим все в себе словом-понятием и здесь будет
слово "культура". Только теперь мы будем говорить о культивировании, лелеянии,
взращивании, воспитании всего того в обществе и личности, что обеспечивает им
гармонизацию всех-всех взаимодействий как вне себя, так и внутри, а также
нацеливает их на постоянное и непрерывное совершенствование как взаимодействий,
ток и самих субъектов этих взаимодействий (общества и личности). Однако,
взаимодействия эти всегда многосоставны, разносторонни и многоуровневы. Одни
развиты в большей степени полноты их возможного проявления, другие - в меньшей.
Нас же будут интересовать только высшие уровни этих взаимодействий и состояний
субъектов, а также высший уровень их реализации в материальных или идеальных,
вещественных или духовных формах. Ведь мы же с вами во всех темах курса, на всех
уроках постоянно говорили о явлениях, объектах, предметах и процессах, имеющих и
двойственную природу и, самое главное, двойственное назначение или
функционирование как в жизни общества, так и в жизни каждого человека.
При этом мы не забудем, конечно, и об универсальности эстетики и ее
представлений, понятий, универсальном значении эстетической культуры и общества
и личности, поскольку она сказывается на всех сторонах жизни общества и
личности. Более того, эстетическая культура и общества и личности является
определяющим началом и средством в реализации извечных их стремлений к
достижению гармонии между истиной, добром и красотой. Получается, что
эстетическая культура стоит и в начале и в конце этого процесса гармонизации. В
начале потому, что исходным пунктом познавательной и добротворческой,
созерцательной и деятельностной сторон жизни человека является его родовое
стремление к совершенству, гармонии и красоте, его вечная и неуемная
неудовлетворенность познанным, содеянным, достигнутым, его никогда не насыщаемые
чувства и ум. В конце потому, что хотя бы минутные удовлетворения, минутные
счастливые моменты в жизни и общество и личность испытывают в моменты реализации
каких-то идеальных целей, при решении каких-то крайне важных для их бытия в мире
задач, результаты решения которых хоть чуть-чуть улучшают, облагораживают и
осчастливливают жизнь и общества и личности. Самое главное потому, что
реализация этих целей и решение этих задач делают субъектов этих процессов более
творческими и созидательно мощными. Когда человек еще ничего не знал, когда он
пользовался только результатами собственных наблюдений, закрепленных в его
чувственных состояниях, сидящее в нем, заложенное в него природой стремление к
красоте породило в нем то, что ныне называется любознательностью и любопытством.
Хотя эти понятия отсутствуют во всех современных философских, психологических,
эстетических и этических словарях, они "работают" и поныне как на общественном,
так и на личностном уровне. Мы их будем считать в первую очередь эстетическими
понятиями, поскольку они уже объединяют в себе познавательные и нравственные
начала в некое гармоническое единство. А главное - они, прорезавшись,
сформировавшись в человеке, изначально содержали в себе интенцию к
совершенствованию прежде всего человеком самого себя. Ибо он, как ныне это
делает абсолютно каждый ребенок, стремясь удовлетворить свою любознательность и
любопытство быстрее выходит на путь самосовершенствования и ближе оказывается к
гармонизации своего внутреннего мира с миром внешним. Тем самым он, хочет он
того или нет, нацеливается на совершенствование общества или нет, вносит свою
лепту в совершенствование и общественного организма и жизнь этого организма. С
любознательности и любопытства все и началось в духовной жизни человечества. И
продолжается до сих пор.
Это собственно и есть исток культуры, из которого и вырос весь Космос, вся
Вселенная современной культуры или культуры современного человечества, в котором
ничто из действительно ценного для него не вымылось и не кануло в Лету. Вот
здесь и возникает один из фундаментальнейших для каждого поколения вопрос.
почему из всего сделанного предшествующими поколениями человечества что-то
исчезает, не вызывая в людях сожаления и чувства утраты, а что-то сохраняется и
бережно лелеется, культивируется или используется человечеством для
совершенствования его жизни? Что является тем началом, что накладывает на
достигнутое, сделанное, совершенное печать вечности и необходимости для людей?
Думается, мы всем курсом "Эстетики жизни" старались отвечать на этот
сакраментальный вопрос (священный, заветный, традиционный): наличие в данном
предмете, вещи, представлении, понятии человеческой культуры опыта эстетического
освоения человеком мира, опыт проявленности в поколениях людей их родового
стремления к красоте, в каком бы виде им эта красота не представлялась. Она была
их собственным опытом гармонизации всех их взаимодействий с миром и она
запечатлелась на всем, что они в свое время делали, творили, чем они дышали и
жили. Почему же последующие поколения интересуются этим опытом, стремятся его
сохранить, разыскать и сделать участником уже своей собственной жизни? Да
потому, что этот уже реализованный во всех вещах и предметах материальной жизни,
в представлениях, образах, нормах, обрядах, обычаях, привычках, канонах и т. п.
опыт дает возможность новым поколениям не тратить силы на познание, творения,
создание уже познанного, найденного, воплощенного, а двигаться дальше. Познавать
непознанное, непостигнутое, невоображенное, непридуманное, несотворенное,
несозданное - это и значит двигаться дальше, использовать новые средства и пути
движения к благополучию, удовлетворению и счастью, на что всегда подвигает
человека никогда не удовлетворяемое стремление к красоте.
Сначала его вроде бы удовлетворяет созданная, сотворенная, придуманная,
воображенная им вещь, представление или образ. Но вот он начал ею пользоваться,
удовлетворять свои материальные или духовные потребности и замечает в ней
какие-то недочеты, недоделки, несовершенства. Как представитель рода
человеческого он ее не выбрасывает на свалку истории, хотя на свалку
повседневного бытия ежедневно, ежечасно выбрасывает немалое количество
сделанного, он начинает ее совершенствовать, доводить, что называется, до высшей
кондиции, до совершенства, возможного для данного изделия. Тогда это изделие и
обретает эстетические свойства и качества, делающие эту вещь, предмет или образ
исторически ценными явлениями, явлениями эстетической культуры человечества, или
народа, племени, рода.
Ведь мы так и рассматривали в каждой теме нашего курса всю жизнь человеческого
рода и каждого члена этого рода, через "эстетическое увеличительное стекло"
рассматривая и весь окружающий его материальный и идеальный мир и всю его
бытийную и бытийственную жизнь. Нас постоянно интересовало не только то, как он
чувствовал мир и себя в мире, как познавал, понимал и осознавал его и себя
одновременно, как относился к миру, а следовательно, и к себе самому.
Удовлетворялся ли он прочувствованным, познанным, сделанным? Что с ним
происходило, если ему удавалось удовлетвориться достигнутым, сделанным? И
происходило ли? А если ничего не происходило, то почему? Где случился прокол в
его жизни, и к каким последствиям этот прокол привел его самого, его род, племя,
народ, страну, человечество? Взаимосвязь всего со всем никогда не ускользал из
нашего поля зрения.
И тут опять встает сакраментальный вопрос. Почему именно в курсе "Эстетика
жизни" нас не могли и не могут удовлетворить какие-то частичные ответы или
ответы на какие-то частные стороны жизни? Почему нам непременно нужно взойти на
пик развития любого процесса, лицезреть обязательно высшие результаты его
развития? Да потому, что мы изучаем эстетику, которая все свои силы
сосредотачивает на всем многообразии способов проявления стремления человека к
красоте. красота, особенно ее высшее проявление прекрасное находится на вершине
всего сущего, характеризуя максимальную степень развития всего сущего. Только
человек наделен этим стремлением от природы и только он в процессе своей жизни
нашел множество способов его проявления, реализации в своих чувствованиях,
мыслях, стремлениях, желаниях, поступках, действиях.
Всякое сообщество людей, совместно живущих по каким-то принципам, правилам,
нормам и канонам, вырабатывает само эти принципы, правила, нормы, каноны и
представления, чтобы с их помощью обеспечивать каждому члену сообщества
возможность проявить заложенное в нем стремление к красоте. С их помощью оно
также оценивает все этапы процесса становления, формирования, воспитания и
развития каждого члена сообщества, оценивать все его поступки и действия, все
результаты его жизнедеятельности и деятельности, в которых обнаруживается и
проступает степень развития его чувственных, умственных способностей, его
волевая подготовка к жизни, его нацеленность на решение благоприятных для
человеческого рода проблем и задач, его стремление к полнокровной и счастливой
жизни. Именно сообщество людей (род, племя, этнос, народ, общество,
человечество) постоянно и непрерывно в процессе жизни вырабатывают и
эстетические идеалы, в соответствии с которыми и пытается строить всю жизнь,
создавая не только соответствующую этим идеалам атмосферу жизни, но и
соответствующие системы общественного воспитания и образования. Человеческому
роду как никакому другому такие системы воспитания и образования необходимы для
передачи всего накопленного новым поколениям.
Таким образом, мы можем записать и запомнить, что эстетическая культура общества
есть культивирование, лелеяние, возделывание, воспитание подрастающих поколений
на основе совокупности всех материальных и духовных ценностей высшего порядка,
создававшихся всегда и создаваемых ныне и во веки веков по законам совершенства,
гармонии и красоты; использование всего созданного таким образом для пробуждения
и активного проявления каждым членом человеческого рода заложенного в него
стремления к красоте и способностей творить мир в соответствии с его

требованиями.
Именно по этой причине человечество столь бережно относится ко всему, в чем это
стремление к красоте уже проявилось в процессе жизни всех прошедших уже по Земле
поколений. А еще и потому, что в самом сокровенном истинно человеческом смысле
только и только таким путем можно прийти к состоянию счастья и к полной
реализации всех жизненных сущностных человеческих сил.
1. Как вы представляете себе эстетическую культуру общества?
2. Какое место она занимает в общей культуре общества?
3. Что человечество включает в свой арсенал эстетических ценностей?
Тема 13. Эстетическая культура личности.
Мы не потому столь подробно сначала остановились на понятии эстетическая
культура общества, что на первое место в системе ценностей ставим жизнь
общества, а потом только личности. Ныне для всего человечества становится нормой
признание первостепенной ценности жизни личности, каждого человека. И мы всем
нашим курсом это показали. Но сейчас нам важно показать, что эстетическая
культура личности не только в процессе формирования, но и в процессе ее
проявления в жизни личности во многом определяется атмосферой общественной
жизни, всей совокупностью общественных представлений об эстетическом, формах,
способах и методах его реализации в жизни каждой личности.
Мы в нашем курсе начали разговор с создания материальных и духовных условий
жизни людей, в которых появляется на свет божий, проходит процессы становления,
формирования, воспитания и развития каждый представитель человеческого рода. То
есть об атмосфере, в которой начинается и всю жизнь продолжается пробуждение,
насыщение и развитие прежде всего чувственности человека, процесс его
умственного развития и волевой закалки; в которой он получает сначала самые
первые представления об эстетически сотворенном, а следовательно, и эмоционально
действенном предшествующими поколениями мире, а потом и первые представления о
том, что среди взрослых уже людей считается хорошим или плохим, красивым или
отвратительным, благородным или диким и т. д.
Значит в человеческом существе сначала вызывается эстетическое или
антиэстетическое ощущение, восприятие образов предметов, вернее самих предметов,
мимики, жестов, движений, слов, из которых и возникают образы. Цель этого
процесса - способность эстетического восприятия, то есть пробуждение заложенного
в нем стремления к красоте. Этому служит все и все, что и кто окружает
родившегося человечка, что и кто закладывает в будущую личность все уже
сотворенное человечеством по законам красоты. Предполагается, что появление
способности эстетического восприятия уже подготавливает чувственность ребенка к
возможности переживания им увиденного, услышанного, воспринятого осязанием,
обонянием и вкусовым органом. Результаты переживания складываются в такое
константно-изменчивое образование, как эстетическое чувство, которое для своего
закрепления и постоянного совершенствования требует все новых и новых
эстетических переживаний материала эстетических восприятий. И вот чувственная
цепь эстетического развития личности почти выстроена. Теперь начинается процесс
органичного и естественного перехода от чувственного к умственному эстетическому
развитию Личности. На арену сути, духа Личности выступает эстетический вкус,
соединяющими в себе способности и чувственной оценки всего воспринятого,
пережитого, прочувствованного и умственной его оценки в виде складывающихся
эстетических представлений, понятий, суждений, а потом и умозаключений. Если
этот эстетический "кентавр" сформировался в личности, то уж ничто не помешает
дальнейшему эстетическому развитию личности. Она уже вкусила прелесть и
собственных эмоционально-чувственных состояний и радость их собственной оценки.
Тут личность уже сама оказывается способной владеть, управлять своей
чувственностью с помощью разума. Теперь ей не хватает только воли, чтобы
воспользоваться чувственностью и интеллектом для направления всей своей
деятельности, а потом и жизнедеятельности по эстетически-созидательному
творческому пути, чтобы быть не только потребителем всего уже созданного
человечеством, но и стать умножателем эстетических ценностей человечества.
Тут воля нужна, чтобы овладеть уже накопленными знаниями, выстроить в своей душе
законы красоты и поступать в соответствии с их требованиями во всей своей
дальнейшей жизни. В процессе уже творчески-созидательной жизни сами собою
вырабатываются взгляды на жизнь, в которых и проступает не просто мировоззрение
личности, а эстетически завершенное мировоззрение, то есть та система взглядов
на мир и на место человека в мире, но такая система, в которой мир представлен
не только таким, каков он есть (в соответствии с результатами знаний о нем), но
и таким, каким он должен быть или стать благодаря стараниям человечества, в том
числе и данной конкретной личности.
Вот когда из самого разнообразного (лучше большого, чем малого) эстетического
опыта личности, отложившегося в ней своими совершенными результатами от
впечатлений о всем мире вне нее и в ней, сформировывается и закрепляется в
различных функциональных органах мозга эстетическая культура личности. Она-то и
"расстилает" в дальнейшем перед личностью дорогу к полной реализации ею всех
своих природных задатков и способностей, проявленных в жизни с максимальной

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign