LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Но нас теперь волнует вопрос, может ли человек при материализации научных
достижений и открытий, переводе научных знаний в машины, станки, оборудование и
приборы добиваться эстетически значимых результатов? И другой вопрос, может ли
человек, работающий на этих машинах и станках получать эстетическое
удовольствие от труда и также давать эстетически значимый продукт? Вопросы тоже
на однозначны по возможным ответам. Долгое время существовало убеждение, что
современное механизированное массовое производство само по себе не вызывает к
себе эстетического отношения и результаты оно, то есть свою продукцию, не может
обеспечить эстетическими качествами.
Но фактическая сторона дела выглядит несколько иначе. Прежде всего XX век дал
массу примеров того, как в процессе перехода научных знаний сначала в проекты
различных машин, оборудования и приборов, а потом и в реальные машины и приборы,
в конструкции и форму тех или иных изделий, получались эстетически значимые
результаты. И это не могло быть иначе. Ведь труд проектировщика, инженера,
конструктора - труд не менее творческий, а значит эстетический по человеческому
наполнению и по результатам, чем труд ученого, художника. Недаром именно в XX
веке родилась особая научно-практическая отрасль знания - научно-техническая
эстетика, в одно и то же время и предтеча и детище дизайна. Техническая эстетика
доказала одно: всякая машина, станок, оборудование, прибор и предмет быта,
созданные в соответствии с эстетическими требованиями отличаются не только
красотой, изяществом и пластичностью форм, но и оказываются более эффективными и
производительными. То есть инженеры, конструкторы, разработчики придают своим
творениям не только привлекательную, удовлетворяющую и материальные и духовные
запросы потребителя форму, но и добиваются внутреннего конструктивного и
функционального совершенства, Для инженера и конструктора гармония или полное
соответствие между функциональным назначением и конструкцией машины - не
излишество, а жизненная необходимость. А для этого надо знать не только теорию
материалов и машин, но и уметь на основе знаний подобрать в каждом случае такие
материалы, которые поелико возможно предельно соответствуют всем функциональным,
техническим, экономическим и потребительским требованиям. Разве сведение всего
этого воедино не есть действительный акт творчества, в процессе которого
получается и эффективный результат и эстетическое наслаждение.
Теперь об эстетических возможностях труда на машинах, станках и оборудовании,
созданных и сконструированных инженерами и конструкторами в соответствии с
требованиями эстетики. По этому вопросу в 60-70-е годы XX века тоже велись
жаркие споры и дискуссии. Многие философы и социологи доказывали, что любой труд
на механизированном производстве является трудом однообразным, рутинным,
нетворческим и т. п. Потому, получалось по таким утверждениям, основная масса
населения Земли была выключена из процесса творчества по законам красоты. Только
те работники материального производства, утверждали такие философы и социологи,
которые заняты ручным трудом (ремесленники в терминах прошлых веков), имеют
широкие перспективы для самостоятельного творчества. Но откуда тогда в
стандартизированном массовом производстве огромного количества товаров народного
потребления появляются прекрасные предметы, машины, приборы домашнего обихода?
Может быть над их окончательной отделкой перед сдачей в торговлю работают
специально подготовленные люди? Нет и нет. Практика деятельности многих и многих
предприятий, выпускающих продукцию для широкого потребления, показывает, что
эстетические, а потому и конкурентоспособные параметры закладываются в саму
конструкцию, инженерно-дизайнерское решение, в подбор материалов, обладающих
специфической пластикой при проектировании , а само производство организуется и
строится в соответствии с законами эстетического творчества. Естественно, что на
таким образом организованном производстве каждый его участник получает
удовлетворение и даже наслаждение и от процесса труда, и от его результатов.
Разумеется, возможности для творчества каждого в таком производстве ограничены,
но никто не будет отрицать, что в ходе реализации даже самых совершенных
технологических процессов всегда сохраняются возможности для усовершенствования
тех или иных операций, инструментов, приборов и способов обработки заготовок.
Что же это такое, законы эстетического творчества в любом виде труда и
материального производства? Вообще законы, согласно философии - это необходимая,
существенная, устойчивая, повторяющаяся связь. Такая связь обнаруживается во
всех многообразных проявлениях мира, во всех взаимодействиях людей с миром. На
протяжении многовекового совершенствования процессов обработки материальных
предметов с целью получения удовлетворяющих человека продуктов труда, люди
замечали, что какие-то приемы, способы обработки, методы подхода к оформлению
результатов труда дают больший эффект, а другие меньший. Так постепенно
приобретался не только опыт обработки материалов, но и способы осмысления этого
опыта. Раньше всего, если судить по сохранившимся письменным источникам, люди
поняли, что у каждого предмета есть своя мера внутреннего строения и внешнего
оформления, что именно этой мерой он отличается от всех других. Каждый человек
тоже имеет свою внутреннюю и внешнюю меру. В трудовом процессе эта меры
встречаются. Разница только в том, что мера предмета остается почти неизменной
(чрезвычайно медленное ее изменение под влиянием внешних условий людьми часто не
замечается), а мера человека постоянно находится в движении: его знания, умения,
навыки, его духовный, нравственный и трудовой опыт находятся в движении,
меняются его эстетические чувства, вкусы и представления, растет профессионализм
и квалификация и т. д. Так встреча меры развития каждого отдельного человека и
меры предмета даже в самом стандартизированном производстве все-таки дает
несколько отличный результат. Он не всегда замечается потребителями, но самими
производителями он фиксируется несомненно.
В эстетическом творчестве этот закон еще называют мерой целесообразного
совершенства. Далеко не все люди ее осознают, но несомненно, что все настоящие
профессионалы и квалифицированные производители строго следуют ей в своей
материально-созидательной деятельности. Значит она, сложившись в человеке,
"работает" на уровне подсознания, интуитивного чувствования и непроизвольного
проявления.
Второй, также еще в древности проявившей себя и ставшей известной людям не
только практически, но и теоретически, закономерностью всякого вида деятельности
человека является ее ритмическая организация и соответственно проявляющаяся
ритмичность в результатах труда, во всех продуктах деятельности, будет ли она
материально-производственной или духовно-практической или даже общением людей
друг с другом. Вообще ритм, как мы с вами уже говорили в III разделе, является
фундаментальным принципом организации структурных элементов всей живой и неживой
природы. Без этой закономерности не бывает единства в многообразии как на
природном, так и на социальном уровне, как в материальной, так и в духовной
жизни людей. Через ритм человек совершает переход от природно-физических и
социально-биологических процессов к процессам психологическим. Теперь уже по
радио и телевидению стали сообщать ритмическую обстановку и советуют
приноравливаться к ней в соответствии со своими ритмами, которые неповторимы у
абсолютно каждого человека (биожизненные ритмы). Иначе говоря, "ритмическое
бытие" природных и социальных явлений, жизни и деятельности человека,
повторяемость их структурной организации в эстетике и теории творчества
соотносятся с особенностями восприятия, чувственно-эмоциональной жизни человека,
его мышления, воображения и фантазии с психофизиологической цикличностью
бессознательной и сознательной деятельности субъекта, а также с процессами
возбуждения и торможения мозга человека.
Постижение ритмов в структуре ощущаемых и исследуемых людьми процессов и
явлений, в конструкциях и работе машин, в произведениях искусства и порождаемых
ими переживаниях, в процессах мышления, в общественной жизни, во взаимодействии
людей с миром и друг с другом, да еще в сочетании с мерой целосообразного
совершенства - все это так или иначе приводит творческого человека к овладению
объективной гармонией мира, творимого природой и самим человеком.
Ну а без гармонии как важнейшей закономерности эстетического творчества самого
творчества просто не существует, метафорически говоря, ибо- в действительности
гармония, как говорил А. Пуанкаре и подтверждал А. Эйнштейн, существует
объективно в природе, то есть независимо от того, осознает ее человек, понимает,
чувствует или нет. Если он ее чувствует, знает и осознает, он обеспечивает себе
успех в любом виде деятельности и жизнедеятельности.
Давайте поймем и запомним еще один факт из истории развития науки и производства
в XX веке - веке сначала всеобщей машинизации, механизации, технизации, потом
информативного насыщения и компьютеризации, а в наше время господства
электронных технологий - родилась такая прикладная отрасль научного знания о
человеке как инженерная психология, которая теперь уже изучается даже в
технических институтах. Именно инженерная психология призвана естественно и
органично вписать, адаптировать, приспособить человека к современному высоко
технологичному, мерному, ритмичному в значительной мере гармонизированному
производству. В соответствии с ее рекомендациями проектируются, конструируются,
строятся и оформляются все современные технические средства, приборы,
оборудование и все технологические процессы. Инженерная психология соотносит
ритмы работы машин с двигательными и мыслительными ритмами человека, работающего
на них. Ни одна ручка на панели управления машиной или прибором ныне не
располагается без рекомендации инженерной психологии. Бывает и так, что сначала
вырабатываются ритмы и темпы производительной, эффективной и неаварийной работы
человека на машине, а потом проектируется сама машина и разрабатывается
технологический процесс.
Инженерная психология вырабатывает оптимальные режимы работы оператора машины.
Она учитывает при этом в первую очередь его возможные эмоциональные, чувственные
состояния и нагрузки, допустимые при выполнении тех или иных функций,
нацеливаясь при этом на обеспечение комфортности и эмоциональной приподнятости.
Особенно актуальной оказывается визуально-ритмическая организация поля
деятельности оператора (пластическое решение панели управления, композиционное,
колористическое), соотносимого с ритмикой деятельности оператора: смена
интеллектуальной фазы, эмоциональной или даже механической (автоматической,
навыковой). Активность одних мозговых центров сменяется активностью других.
Гармония же обязательно приводит человека к созданию совершенных в
функциональном, техническом, технологическом и организационно-композиционном, то
есть в эстетическом отношениях. Потому эстетическая деятельность рассматривается
как наиболее полное воплощение гармонии субъект-объектных отношений. Полагаю,
что вы, ребята, теперь уже сами можете сделать вывод о том, что в такой
деятельности результаты труда оказываются непременно эстетически значимыми.
Сегодня вы уже можете на каждом шагу видеть, сколь стремительно и в лучшую
сторону меняется весь окружающий нас и потребляемый нами вещный мир, уже во
многих случаях создаваемый нашими предприятиями, рука ми и умом наших рабочих.
Отсюда мы можем заключить также и о том, что еще недавно у нас производилась в
основном продукция низкого качества для сферы народного потребления не по
причине низкой квалификации наших рабочих, а по той простой причине, что все
руководство хозяйственно-экономической деятельностью государства, да и все
политическое руководство были безразличны к тому, в каком вещном мире мы живем.
Потому для всех видов производства не были выработаны стандарты, отвечающие
самым лучшим, передовым достижениям современной науки, техники и технологии.
Всегда гораздо проще и легче свалить свою вину на плечи широких трудящихся масс,
палец о палец не ударив для того, чтобы стимулировать массы на
высококачественный и эффективный труд.
Разумеется, все рассмотренные закономерности дают любому человеку возможность
стать творцом совершенных и гармоничных предметов только в том случае, когда у
него на основе их знаний выработаны особые личностные качества, которые в
совокупности и обеспечивают ему возможность творить эстетически значимые вещи и
предметы. В общем виде к таким свойствам и качествам личности относятся
интуиция, воображение, фантазия, импровизация. Но в материальном производстве
эти качества могут и не дать творческого эффекта без почти полного слияния
работы головы и рук. Здесь умелые руки категорически необходимы, ибо в них
кроется мастерство, основанное на умениях и навыках, "схвативших" тайны ремесла.
В народе такие руки называют "говорящими руками", но их можно называть и
творящими, поскольку в реальном деле они могут вести за собой и голову, чисто
интуитивно нащупывая пути к конструктивному, функциональному и пластическому
совершенству вещи, продукта производительного труда. Руки мастера в процессе
изготовления того или иного продукта нередко интуитивно совершенствуют проект
инженера, конструктора, дизайнера. Вот почему проектировщики и дизайнеры при
доведении своих проектов до массового производства стремятся руками лучших
мастеров сделать образец, эталон, по которому делается штамп для машины.
При обсуждении этой темы нам важно в сознании каждого учащегося сформировать
убеждение в том, что нет и не может быть нетворческих профессий во всех видах
деятельности, бывают только нетворческие профессионалы, которые в своей
деятельности не хотят выходить за пределы обозначенного, предначертанного,
зафиксированного в производственном задании. Каждый педагог и учащийся может по
своему усмотрению проанализировать любую профессию и вычленить в ней
эстетические моменты.
1. Может ли человек в любом виде деятельности проявлять себя как творец?
2. Можете ли вы назвать какие-нибудь продукты хозяйственной и производственной
деятельности, которые вызывают в вас эстетические чувства?
3. Что делает труд радостным?
Тема 10. Общественная и политическая деятельность
в их эстетическом освещении.
Логика и последовательность рассмотрения человеческой жизни подвела нас к
рассмотрению одного из самых сложных в эстетическом отношении видов человеческой
деятельности. Сложных не в том смысле, что она слишком насыщена эстетически
значимыми элементами, но в том прежде всего смысле, что в ней гораздо труднее их
почувствовать, понять, представить и самому человеку, занимающемуся общественной
и политической деятельностью и тем людям, которые находятся под их влиянием.
Трудность заключается также и в том, что именно в этих видах деятельности
гораздо труднее добиться ощутимого результата, который бы более или менее
отвечал идеальным представлениям о совершенном, мудром и нравственно чистом
политике, правителе, защитнике общественных интересов.
Прежде всего здесь нужно разграничить общественную и политическую деятельность.
Общественная деятельность есть вид профессиональной деятельности личности,
которая все свои силы и творческие способности отдает защите общественных
интересов, в которых предстают самые разные стороны человеческой жизни. Ведь
каждый человек живет в обществе, для регулирования отношений в котором людьми
создаются разные общественные институты, организации, объединения. Причем эти
отношения регулируются не столько законами, сколько так называемыми
общественными установлениями, нормами и правилами. Потому в общественные
организации и объединения люди входят на добровольных основах, выбирая лидеров
обязательно демократическим путем из тех, кто уже проявил свою активность и
бескорыстие, мудрость и настойчивость, самое главное понимание существа
общественных интересов. Для общественного деятеля очень важно чувствовать и
понимать, видеть пути сочетания индивидуальных, личных и общественных интересов,
не сталкивая на почве их расхождения членов организаций и объединений. Без этой
гармонии интересов никакого добровольного объединения людей для решения каких-то
общих проблем и задач просто невозможно. Как только начинается столкновение
интересов, приходит конец общественной организации.
В Древнем Китае мудрецами и людьми, достойными занять место в Поднебесной,
становились прежде всего не политические и государстве деятели, а те, кто
осмысливал, понимал и отстаивал общественные интересы. Думается, что и во всех
странах у всех народов происходили подобные процессы. Только у одних такие люди
назывались мудрецами, у других - старейшинами, у третьих - провидцами и
предсказателями. И это продолжалось до тех пор, пока в результате расхождения
личных и общественных интересов чисто общественная деятельность начинала
обретать характер политической. То есть в руках ли мудреца, старейшины, провидца
или предсказателя появлялась возможность принуждать несогласных к согласию, то
есть власть решать вопросы и проблемы не естественным и демократическим путем, а
силой, принуждением.
Тогда мудрецов, завоевывавших авторитет умом, заменяли сильные, волевые люди,
люди властолюбивые и честолюбивые, не всегда умные, но целеустремленные;
старейшин заменили вожди, воле и силе которых подчинялись беспрекословно. Тогда
и стали вырабатываться сначала обязательные требования, которые потом переросли
в законы, нарушение которых осуждалось не общественным мнением, а судебным
приговором и принуждением.
Политическая деятельность - это деятельность по осуществлению власти, которая
дается человеку либо по наследству (во всех случаях личной власти - царь,
император, король, шах, шейх), либо путем всенародного избрания, либо избрания
выборщиками (президенты), путем назначения парламентами, президентами, королями,
царями - премьер-министры. Есть еще и способы насильственного захвата власти,
как правило, приводящие к установлению тоталитарных режимов - революции,
государственные перевороты, мятежи. При единоличной власти все решает воля
государя, получившего ее по наследству; при единоличной власти, полученной из
рук народа, главенствует воля народа, сведенная в указы и законы; законы
господствуют при парламентских формах правления; произвол тирана - при всех
тоталитарных режимах, нередко прикрывающихся флером законности и порядка.
Вроде бы пока во всем сказанном о политических отношениях и государственном
устройстве никак не просматриваются какие-либо признаки эстетического. Тем
более, что широко распространено мнение, что народы никогда не получат такого
государства, а в государстве правительства, в котором бы торжествовала подлинная
справедливость, а граждане государства стали бы по-настоящему свободными и
удовлетворенными. Если это мнение истинно, тогда, действительно, нет оснований
говорить о политике и политической деятельности как одном из видов эстетического
творчества. Но тогда естественно возникает вопрос, почему же еще с древних
времен самые умные и мудрые философы пытались разработать такие теории политики
и государственности, в которых бы люди имели возможность становиться эстетически
творящими субъектами, занимаясь политической и государственной деятельностью?
Мы уже не раз с вами обращались к произведениям и высказываниям двух великих
древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Как универсальные личности и
мыслители своего времени они много внимания уделили осмыслению и выявлению
сущности политики и государства. Платон, например, в книгах "Государство" и
"Законы" разработал теорию идеального государства, в котором всем гражданам
жилось бы свободно и хорошо. А управляли бы этим государством мудрые
правители-философы, которые руководствовались бы во всей своей
политическо-государственной деятельности требованиями справедливости и признания
за всеми гражданами права на свободную жизнь. Причем такие правители должны были
избираться свободным волеизъявлением народа, то есть демократическими выборами.
Платон внимательно проанализировал в диалоговой форме все возможные формы
государственного устройства, уделив особое внимание тирании в ее различных
проявлениях. Он пришел к выводу, что осуществление тиранических наклонностей -
еще худшее зло для человека, чем их подавление.
Обратите внимание, что философ говорит о зле для самого носителя тиранических
наклонностей, а не только для тех, кого тиран принуждает к выполнению тех или
иных обязанностей. Он полагал, что тиран это человек, который внутренне плохо
устроен. Потому он никогда не может стать счастливым человеком, как бы полно не
исполнялись подданными его указы, замыслы, ибо он не может обрести внутреннюю
свободу. Значит этот человек обречен не получать ни в каком виде истинно
человеческого удовлетворения, гармонии умственных действий и чувственных
состояний, что для эстетики как раз и является наиболее важным. "Значит... кто
подлинно тиран, тот подлинно раб величайшей угодливости и рабства, вынужденный
льстить самым дурным людям. Ему не удовлетворить своих вожделений, очень многого
ему крайне не достает, он оказывается поистине бедняком, если кто умеет
охватить взглядом всю его душу. Всю свою жизнь он полон страха, он содрогается и
мучается, коль скоро он сходен со строем того государства, которым
управляет"[24]. История не только на высоком государственном, но и на простом
житейском уровне подтверждает, что не было ни одного тирана, ни одного
тиранического государства, которые за все время своего правления и существования
не испытывали бы страха за свою судьбу и не вызывали бы сами, как говорят, огонь
на себя, но против своей воли, а по требованию своей тиранической натуры или
тоталитарной сущности государства. Именно страх вынуждает их во всех сильных
личностях и государствах видеть своих врагов, угрозу для своего благополучия.
Ребята при внимательном наблюдении за складывающимися во всяких ребяческих
компаниях отношениями могут обратить внимание на то, сколь постоянно напряжены и
подозрительны те, кто старается захватить или уже захватил верховодство в
компании, и как они трусливы, когда появляется более сильный противник. Не
потому ли они, как правило, окружают себя "шестерками", которые по их жесту,
взгляду и команде, очертя голову, бросаются защищать авторитет своего
предводителя. Он сам боится и всю "шестерню" держит в страхе.
Но вернемся к нашей теме и к Платону. Именно Платон одним из первых мыслителей
высказал мысль, что когда-нибудь настанет время, когда политическая и
государственная деятельности будут приносить человеку счастье и эстетическое
удовольствие. Но для этого человек должен отвечать очень высоким требованиям и
обладать такими качествами характера и строем души, силой духа, которые делают
его царственным, то есть властвующим над самим собой. Сократ (учитель Платона,
главный герой всех платоновских диалогов) говорит: "... я сам объявлю, что сын
Аристона вынес решение считать самым счастливым самого добродетельного и
справедливого человека, а таким будет человек. наиболее царственный, властвующий
над самим собой; самым несчастным он считает самого порочного и несправедливого,
а таким будет тот, кто и сам для себя худший тиран, да еще и до крайности
тиранит свое государство"[25]. Платон понимал, да и мы все понимаем, что такие
государства (идеальные, справедливые и предоставляющие свободу всем гражданам,
могут существовать только в воображении) и соответствующие таким государствам
политики.
Ученик Платона Аристотель основным предназначением государства считал
организацию общения людей ради достижения какого-то блага, что вообще характерно
для всякого общения людей. Государство же обеспечивает общение ради достижения
высшего блага из всех благ, то есть наиболее важное общение. И вся политика
государства должна быть подчинена обеспечению условий для такого общения.
Естественно, что в таком понимании политика предъявляет к политику,
осуществляющему государственную власть, специфические и наивысшие в человеческом
нравственно-эстетическом плане требования. Самым первым и важнейшим качеством,
которым, по Аристотелю, должен обладать политик, сам устремленный к достижению
всеобщего блага и устремляющий всех подданных, подвластных ему людей к нему же -
это способность предвидения. Способность предвидения, считал философ, делает
личность по природе властвующей и господствующей, ибо предвидение открывает
возможность избегать в организации общения людей таких моментов и ситуаций,
которые уводят их от движения к высшему благу, а значит создают напряженности и
недоверие между людьми, распыляют их силы, устремленные на достижение единых и
благородных целей.
В этом отношении очень интересно хотя бы кратко остановиться на политической
деятельности такого незаурядного, но не выдающегося политика, каким был первый
президент СССР М. С. Горбачев. Если задать вопрос, что явилось причиной провала
его благих намерений, а они были именно самыми благими, когда он стал
Генеральным секретарем ЦК КПСС в апреле 1985 года, и почему так быстро
закатилась его политическая карьера? Ответ на этот вопрос неизбежно приведет нас
к тому, что у М. С. Горбачева как личности и политика из-за невысокой общей
культуры и в силу этого узкого кругозора отсутствовала и отсутствует до сих пор
способность к стратегическому мышлению, как говорят сегодня, или к предвидению,
как утверждал Аристотель. Если бы у него такая способность была, он не допустил
бы такого грандиозного промаха как разрыв между внешней и внутренней политикой
государства: все внимание в первые годы своего пребывания на высшем посту в
государстве (в СССР правили не Верховный Совет и не правительство, а партия) он
сосредоточил на завоевании личного авторитета у западных стран, правительств и
государств, а не на крайне необходимой нашему обществу в то время внутренней
экономической политике. Это первое. Второе, что привело его к краху состояло в
отсутствии у него властной государственной воли и способности организовать всех
советских людей на сотрудничающее для достижения всеобщего высшего блага
общение: слов благих и хороших, как и намерений было высказано немало, иногда и
довольно глубоких по содержанию и смыслу, а дела в основном были поверхностными,
как при вспышке земли не плугами, а предплужниками по методу академика Т. С.
Мальцева. Но Т. С. Мальцев рекомендовал этот метод только для определенных
почвенных и погодно-климатических условий, а М. С. Горбачев занимался
поверхностной вспашкой по всему бескрайнему пространству Советского Союза. Не
справился М. С. Горбачев и с тщеславными, честолюбивыми устремлениями, которые
нередко заслоняли от него флером туманности и невидимости общие боли общества и
государства.
А, между прочим, и Платон, и Аристотель и многие другие философы
политологического, как теперь говорят, уклона не обходили вниманием ни
тщеславие, ни честолюбие, считая их в целом положительными качествами личности,
если личность царствует над своей природой. Если же личность не управляет собой,
то тщеславие и честолюбие становятся отрицательными ее качествами, рано или
поздно приводящими их обладателя к краху. М. С. Горбачев, не владея собой, стал
слушать только себя, подчиняться в первую очередь своим желаниям и стремлениям,
забыв, что за ним стоят народы, огромное государство, доведенное до крайне
критического состояния. А его драматическая история просматривалась почти с
самого начала, во всяком случае уже в конце 1985 года, а особенно в 1986 году,
когда проходил XXVII съезд КПСС, на котором выявились непримиримые противоречия
в высшем руководстве, умело скрытые от общественности, но не от мыслящих людей.
Именно в дни работы съезда мне довелось читать лекции в разных городах Сибири:
Новосибирске, Барнауле, Рубцовске, Тюмени. Уже тогда я говорил в аудиториях о
том, что поверхностная вспашка не приведет нашу экономику к серьезным и
благодатным переменам, что жизнь, сознание, отношения людей перестройкой
затронуты слабо, поверхностно, а без этого ничего глубокого, коренного перелома
произойти не может. Увы, дальнейшее развитие событий вскрыло мою правоту, хотя
радости от этого я не испытывал и теперь не могу испытывать. За всем этим стоят
сегодняшние серьезные испытания народа.
Разве случайно у нас родилось утверждение, что политика грязное,
безнравственное, неморальное дело? Да в истории человечества иногда появлялись
политики, с деятельностью которых бывала связана аморальная политика (император
Нерон в Древнем Риме и др.), но никогда не было такого, чтобы целые народы и
государства оказывались в сфере действия аморальных политиков и аморальной
политики (депутаты бывшего Верховного Совета России и многие депутаты нынешней
Государственной Думы открыто признают, что участвуют в аморальном деле, да и
ведут себя даже на заседаниях Думы в высшей степени и аморально и крайне
бескультурно). И в таком состоянии наших политиков и политики повинны все мы,
хотя есть этому и объективные причины. Мы повинны в том, что сами выбираем в
Думу людей, которые ничем в человеческом плане не отличаются от обычных
продуктов социалистического коммунального проживания - обывателей, но крайне
тщеславных, честолюбивых и властолюбивых, о гармонии внутреннего мира которых и
не приходится говорить. Мы будущими думцами без способностей думать не
интересуемся и либо по привычке механически голосуем либо не ходим на
голосование вообще и получаем совершенно непригодный для политики человеческий
материал, не пригодный к творческой деятельности в политике. А законотворчество
есть один из сложнейших видов творческой деятельности, поскольку ощущение,
понимание совершенства и гармонии законов и наличной и будущей политической
ситуации в стране - есть высшее нравственно эстетическое требование к депутату
Думы любого уровня.
Объективное обстоятельство состоит не столько в отсутствии у нас
демократического опыта жизни и отношений, сколько в том, что за все годы

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign