LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"домохозяйка" к статусу "возлюбленная", "любимая", "подруга жизни".
Естественная смена поколений как объективная основа смены моды. Космические,
космогонические, астральные, а ныне и коммерческие воздействия на моду. Разная
продолжительность действия вкуса в материальной и духовной жизни, в
художественно-творческой, дизайнерской деятельности. Мода в одежде, прическе,
макияже, обуви и т. п. Мода в вещах длительного пользования: мебели, бытовой
технике, предметах культурного и культового назначения.
Временные параметры в языковых, художественных, дизайнерских предпочтениях
поколений, народов, стран и даже континентов. Усиление влияния субъективных
факторов смены моды: деятельность кутюрье, парикмахеров, визажистов, мастеров
макияжа, косметологов, дизайнеров, художников, хореографов . Роль в этом
объективных процессов интеграции стран и народов, расширения культурных обменов
и взиамовлияния культур.
Объективные требования моды к знанию каждым человеком своего "Я" - внешнего и

внутреннего, своих особенностей, достоинств и недостатков, черт характера и
душевных качеств. Роль моды в установлении, укреплении связей людей. Личностное
и формальное в моде.
Тема 8. Эстетика поведения. Эмоциональное и рациональное как поведенческие
установки личности.- Природное и социокультурное в поведении. Единство
нравственного и эстетического.
Нравственные, экологические, художественные и эстетические проблемы в их
взаимодействии и взаимопереплетении естественно возникают в жизни каждого
человека, стремящегося строить свою жизнь на принципах ее постоянного
совершенствования и гармонизации своих взаимодействий с миром природы и миром
людей. В этой сфере свободная, раскрепощенная жизнь чувств и разума протекает в
рамках выработанных людьми за долгую историю норм, ценностей, нравов, обычаев и
обрядов, подчинение которым может рассматриваться либо как принуждение, либо как
свободный выбор каждым способа своего существования, либо вынуждает личность
ломать систему норм, ценностей и нравов и предлагать нечто новое.
В широком смысле слова поведение человека - это все формы его взаимодействия с
окружающей средой, которая предъявляет к каждому вполне определенные требования.
Следование этим требованиям постепенно вырабатывает нормы, навыки и привычки
поведения, которые помогают личности так адаптироваться к среде, чтобы каждый
раз оказываться в состоянии удовлетворения, комфорта и т. п. Приведение своим
поведением личности именно в такое состояние и означает с эстетической точки
зрения стремление к совершенствованию, гармонизации своей жизни с природными
явлениями и жизнью других людей. Особенно тех людей, с которыми приходится
вступать в самые различные отношения либо по необходимости
(общественно-полезная, трудовая или какая-либо другая форма активности), либо по
собственному желанию и выбору. Отсюда и вытекают различные формы нормативного
поведения и еще более многообразные формы свободного, диктуемого собственными
чувственными состояниями и рациональными решениями поведения.
Естественно отметить более свободный и эстетически насыщенный характер форм
поведения, подсказываемых личности ее вкусом, развитой чувственностью,
желаниями, стремлениями и идеалами. Эстетический характер поведения определяется
также и тем, что этнические, традиционные нормы, правила и привычки поведения в
пределах той или иной социальной общности также носят эстетический характер.
Ведь в них, как правило фокусируется все лучшее, самое плодотворное, что добыто
опытом предшествующих поколений, что эмоционально заражает каждого человека и
что отвечает представлениям данного социума о гармоничном и прекрасном.
Именно в повседневном поведении человек научился вырабатывать
психолого-эстетические установки на возможное поведение в самых различных
ситуациях. Следование этим установкам, как правило, облегчает вхождение личности
в каждую конкретную ситуацию, характер поведения в которой определяется не
только собственными установками, но и нормами, требованиями других участников
взаимодействия, в том числе и природы. Понятно, что человек, бывая на природе,
также руководствуется сложившимися в его социуме нормами, привычками, правилами
и требованиями. Здесь много могут подсказать моральные нормы, а также
господствующие в том или ином обществе привычки поведения, оцениваемые и с
эстетической точки зрения.
Тема 9. Эстетика общения. "Я" и "Другой" в общении. Общение как взаимный
духовно-ценностный обмен. Общение как диалог личностей.
Одной из самых неразработанных в современной эстетике, в том числе и в эстетике
жизни, проблем является эстетика общения. Психология рассматривает общение как
самый плодотворный и необходимейший вид взаимодействия людей друг с другом и с
природой, в котором проявляются все лучшие качества общающихся. Правда, общение
бывает в основном двух видов: формальное и неформальное. Формальное - это
обязательное, вынужденное, должное, неформальное - это добровольное, желаемое
общение. Однако, и формальное общение бывает в радость, если человек свои
обязанности выполняет по зову души, если это его желание, стремление.
Именно в таких ситуациях и формальное и неформальное общение способствуют
раскрытию самых совершенных, лучших, эмоционально заразительных качеств
общающихся сторон. Потому-то издавна люди рассматривали душевное общение как
минуты счастливого состояния. Здесь психология и эстетика действительно
сливаются в гармоническом взаимодополнении возможностей. Психология обеспечивает
установку, настрой личности на определенный характер общения. Эстетика придает
общению насыщенный, эмоционально заразительный, душевно очищающий характер. В
общении люди перестраивают , совершенствуют и обогащают друг друга. Потому
общение и рассматривают как особый вид творческой деятельности, т.е.
жизнедеятельности. Прежде всего человек в жизнедеятельности готовится к
благополучной и интересной жизни, а потом уже в деятельности создает для этого
условия.
Раздел Ш. Эстетика природы и среды обитания человека
Тема 10. Природа как реальность и как эстетический предмет культурного опыта
человечества. Природа и человек. Природа и искусство
Природа для эстетики как философского учения о совершенном, гармоничном и
прекрасном в мире и в человеке, как философии искусства в особенности, является
исходным началом всех видов познания человеком мира. Но если познавательную
деятельность, науку и все виды производства определяют материальные потребности
человека, вызывающие необходимость его вмешательства в природные процессы и
явления, то эстетические потребности человека удовлетворяются природой без его
вмешательства в ход природных процессов и явлений. Поэтому эстетические
взаимодействия человека с природой надо рассматривать как экологически чистые.
Для своего эстетического развития человек берет от природы то, что в ней никогда
не убывает, не исчезает, не разрушается: симметрию, пропорции, изящество,
пластичность, красочность, игру света и теней, силуэтность, грациозность,
гармонию и красоту. То есть все те качества, подражая которым человек с
древнейших времен взращивал в своей душе, в самом себе чувственно-эмоциональную
отзывчивость, восприимчивость к самым лучшим творениям природы, у нее же учась
также оценивать и свои собственные творения.
Не потому ли и до наших дней прогулка на природу, общение с природой,
созерцательные состояния человека на природе являются самыми существенными для
духовного развития личности видами ее созерцательной жизнедеятельности.
Конечно, носящими и оздоровительный характер, проверяющими прочность, крепость
нравственных качеств личности. В бережном, уважительном отношении к природе
проявляется в первую очередь его уважение к себе; здоровье природы и здоровье
человека - явления взаимозависимые и неразрывно связанные, варварство по
отношению к природе есть варварство по отношению к своему внутреннему миру, его
разрушение, подрыв собственной жизненной энергии. В нынешних условиях это
доказывают не только развитие экологических исследований, но и тенденции
органического соединения в здравоохранении
традиционной и нетрадиционной медицины, медицины восточного типа с западной
медициной, медицины, опирающейся на религиозное и на философское мировоззрение.
Святость жизни распространяется восточными религиями на все живое, а красота
всех жизненных проявлений признается высшим проявлением красоты.
Программа предусматривает рассмотрение всего многообразия взаимодействий
человека с природой.
Тема 11. Природа, сельская жизнь и человек. Эмоциональный тонус сельской жизни.
Культурно-эстетическая значимость сельского быта.
Эта тема вводится в программу не столько затем, чтобы охватить вниманием
эстетики и учащихся сельских школ, сколько для того, чтобы и городским учащимся
попытаться раскрыть именно с эстетическо-экологической точки зрения
замечательные стороны сельской жизни. Чтобы попытаться вскрыть истоки народных
традиций, обычаев, обрядов, народных промыслов и ремесел, народного искусства -
народной эстетики, которая пробивает себе дорогу независимо от того, как, в
каких социальных духовных и материальных условиях протекает жизнь селянина.
Дело не только в том, что вся бытовая и трудовая жизнь и деятельность человека
села осуществляется в неразрывном единении с природой, особенно, если человек
наделен жизненной мудростью и не поднимает на природу руку, а в том, что селянин
вне природы чувствует себя не очень уютно, дискомфортно, его психика и здоровье
начинают давать сбои. Настоящий селянин не чувствует свою жизнь состоявшейся,
развернувшей все его сущностные творческие силы, если он оторвался от природы.
Здесь важно сосредоточить внимание на том, как природа всегда подсказывала
сельскому жителю и уклад, и образ жизни и образный ряд всех его жилых и
хозяйственных строений. Для этого достаточно педагогу привлечь внимание ребят к
складыванию разнообразных архитектурных (или как их раньше называли, зодческих)
школ в разных регионах России. Речь должна идти не только о школах храмового
строительства, где, как многим представляется, различия установить проще, но
прежде всего о школах жилого и хозяйственного строительства. Сейчас почти в
каждом регионе имеются музеи деревянного зодчества, обобщенно, но очень точно
представляющие не только сами принципы строительства, но и мастерство,
изобретательность и тонкое чувство материала сельских строителей. Альбомов по
деревянному зодчеству почти всех регионов России в библиотеках имеется в
достаточном количестве. В них представлено и внутреннее убранство храмов, жилых
домов и хозяйственных строений, раскрывающее самые лучшие, эстетические образцы
сельского уклада, сельского быта, народного искусства, народного костюма и
изделий народных промыслов, которые обязательно имеются в каждом регионе нашей
необъятной и родной России.
Постоянная связь с природой, любование природой, а может и привычное поведение в
ней - это та эмоционально-чувственная аура, в которой селянин чувствует себя
уютно, комфортно и счастливо. Его культура есть социально- природная культура,
органичная для него и гармонически вписывающая его в жизнь его народа, общества
и государства.
Тема 12. Город и его среда. Городская среда и образ времени. Эстетическая
организация среды - традиция городских культур.
Городскую среду в отличие от сельской следует рассматривать как всецело
культурную среду, т.е. созданную руками человека, его умом , знаниями и
талантом. Это означает, что и природные объекты в городской среде - водоемы и
водные артерии, лесопарки и острова, овраги, горки и холмы - все подвергается
культурной обработке, так как именно городская архитектура требует создания
гармоничной среды для жизни людей. Гармоничность решения всего осваиваемого
архитектурой пространства - один из фундаментальных принципов зодчества. Если
сельское строительство определяется наличными природными условиями и
материалами, то городское изначально не только приспосабливалось к природным
условиям, но и в соответствии с требованиями городской жизни вносило изменения в
природную среду, гармонизируя взаимосвязи гораздо большего количества явлений,
чем сельское строительство. Судя по археологическим раскопкам древнейших
городов, таких, как Эребуни (нынешний Ереван), Ниневия - один из древнейших
городов в Междуречьи Тигра и Ефрата, Фивы, Луксор - древнейшие города Древнего
Египта, Мохенджо- Даро в Индии, Пенджикент в Средней Азии , Херсонес в Крыму и
др., можно сделать вывод о том, что города изначально строились по планам, к
которым предъявлялись эстетические требования. Основным из них было
гармоническое сочетание местоположения создаваемого города со всеми создаваемыми
людьми строениями, площадями, храмами, садами, парками, мостами, причалами,
каналами, каскадами прудов и т. д. Тогда уже важно было, чтобы будущий город
располагался на пересечении караванных торговых путей и его рост, благополучие и
красота определялись бы средствами, получаемыми от налогов на купцов и
торговцев, осуществлявших различные связи между странами и городами.
В наше время города тоже строятся, даже как -будто бы в совершенно непригодных
для жизни местах, как например, Навои и Зеравшан в пустыне Кызылкумы в
Узбекистане, Шевченко в Казахстане или Мирный, Урай, Уренгой в России. Но
современеные города привязываются не к пересечению торговых путей, а к
источникам природного сырья . Алмазный край в Якутии дал жизнь городу Мирный,
слюда - Мамакану, никель - Норильску, золото - Заравшану, тяжелые металлы -
Навои, нефть - Шевченко, Урай, Нижне-Вартовску, газ - Уренгою и.т.д. В пустыне
Кызылкумы, в городах Навои и Заравшан, не только построены дома, дворцы, театры,
заводы, но и посажены леса, созданы озера. В бесконечных болотах Тюменьской
области у первой давшей нефть скважины возник город Урай, условия жизни в
котором отвечают самым высоким материальным и духовным потребностям людей. Из
всего этого можно сделать вывод о том, что человек не только приспосабливается к
природе, не только пользуется ее благами, эксплуатирует ее, господствует над
ней, но и постепенно учится облагораживать ее, помогает природе справиться с ее
болями и невзгодами, создавая прекрасные ландшафты, оазисы жизни и т. д.
При изучении этой темы в городской школе можно и должно опираться на историю
возникновения и развития данного города, облагораживания природы или варварского
отношения к ней в самом городе и в ближайшей округе. Здесь архитектуру
необходимо рассматривать не только в эстетическом, но и в экологическом аспекте,
в том числе и промышленную, производственную. Здесь у педагога широкое поле
исследовательской деятельности: узнать имена архитекторов, проектировавших и
строивших самые интересные в городе дома, комплексы, ансамбли, дворы, храмы,
проспекты, улицы; обратить внимание на материалы, их обработку , гармоничное
использование разных по фактуре, структуре, цвету и светоотражательным
возможностям материалы; изучить историю создания парков и садов, ландшафтных
объектов и мостов, прудов и каналов. В краеведческих городских и поселковых
музеях все эти материалы имеются в достаточном количестве. А может и заняться с
ребятами краеведческой работой? Это же очень интересно.
Города с древней историей могут многое рассказать о времени строительства тех
или иных дворцов, ансамблей, хоромных комплексов, улиц и площадей; объяснить,
почему на одной и той же улице могут соседствовать совершенно непохожие друг на
друга строения. Архитектура поведает об истории города, укладе и образе жизни
горожан в разные времена, об их идеалах и духовных стремлениях; поможет выяснить
создает ли город условия для спокойной, свободной и благополучной жизни.
Тема 13. Природа как объект художественного отражения и эстетического отношения
человека. Природа и происхождение искусства. Русское народное искусство,
искусство народов России.
Подражание природе, попытки воспроизведения природы во всех ее проявлениях,
постижение ее в чувственно воспроизводимых видимых и слышимых формах лежат в
основе возникновения в глубочайшей древности такого вида жизнедеятельности
человека , который гораздо позже был назван художественным творчеством. То есть
человек относился к природе не только как кормилице и защитнице от всякого рода
невзгод, но и как предмету поклонения, чувственного любования и восхищения.
Более того, судя по древним рисункам, музыкальным инструментам, статуэткам,
предметам домашнего быта и т. п., в художественном, т.е. образном
воспроизведении природы человек познавал самого себя как часть природы, свою
выделенность из природы, свое особое место в ней. Прочувствовав более глубоко,
чем окружавшие его люди, одаренный от природы человек и своих сородичей,
соплеменников приобщал к чувственно-эмоциональному взаимодействию с природой,
внушал рисунками, картинами, статуэтками, музыкальными звуками любовь к природе
как своей праматери.
Важно обратить внимание на то, что этот процесс в похожих формах происходил в
самых разных регионах Земли. Об этом свидетельствуют многочисленные
археологические открытия, говорящие о том, что человеческое стремление к красоте
проявлялось и проявляется в самых разнообразных природных и социальных условиях
жизни людей. Характерно также постепенное движение ко все более масштабному
обобщению природы художественно одаренными представителями самых разных племен,
народов, государств и континентов: от изображения особенностей родного уголка
природы, до планетарных и космических пейзажей, от лепки портретов конкретных
людей, до обобщенных, в человеческом облике воплощенных представлений о добре и
зле, любви и ненависти, благородстве и варварстве и т. д. и т. п. Природа в
развитии этого вида жизнедеятельности людей поставляла им также и материал для
выражения своих духовных, нравственных социальных представлений.
Еще одна особенность взаимодействия человека с природой и выражения человеком
своего отношения к ней заключается в том, что процесс художественного освоения
человеком природы шел параллельно с процессом познания природы и овладения ее
силами и недрами в производственной деятельности: чем глубже человек проникал в
тайны природы, тем сильнее, значительнее и эмоционально действеннее становилось
чувственно-образное выражение им своего восхищения природой, любование ее
разнообразием и многообразием проявления жизни.
У природы же человек подсматривал и подслушивал формы и звуки предметов, которые
он лепил из глины, выплавлял из металла, вырезал из дерева или камня,
воспроизводил с помощью дудочек, свистулек, а потом и из более сложных
инструментов и пользовался всем этим в повседневной жизни. Так рождался мир
декоративно-прикладного искусства, многие находки которого естественно и
органично перешли в архитектуру, монументальное искусство, скульптуру, музыку,
вокальное искусство, театр и т. п.
Тесная связь с природой обнаруживается в произведениях народного искусства,
создателями которых, как правило, являются сельские жители - люди,
непосредственно связанные с землей, природой, подсматривающие ее красоты,
выпытывающие ее секреты. Произведения народных промыслов и ремесел , имеющиеся
во всех регионах России, могут послужить на уроках наглядным учебным материалом,
благодаря которому ребята могут выйти на просторы чувствования и даже понимания
профессионального искусства, сравнить свои представления о красоте, гармонии и
совершенстве с представлениями народных и профессиональных художников.
После этого ребята могут легко перейти к пейзажной, анималистической
живописи, натюрморту, к росписям храмов и дворцов , к символике архитектуры и
скульптуры, к особенностям выражения человеческого духа в народном и в
профессиональном искусстве, которое зарождалось и до сих пор основывается на
языке и образном строе народного искусства.
Х класс
Раздел 1. Эстетика способов жизнедеятельности человека
Тема 1. Жизнедеятельность и деятельность человека: их сходство и различие.
Творчески созидательная и жизнестроительная сила любви.
Только эстетика, которая занимается постижением сущности и действенности
природных и социальных процессов, предметов и явлений с точки зрения их
воздействия на духовный, психический и физический мир человека, разделяет все
способы и виды социально-действенной активности человека на способы
жизнедеятельности и виды деятельности. Жизнедеятельность определяет те способы
социальной активности человека, которые связаны с его основным предназначением -
воспроизводством человеческого рода. Виды же деятельности - это многообразные и
разнообразные способы проявления социально-действенных ,
творчески-преобразовательных сил человека, нацеленные на познание, постижение
мира и создание по их результатам материальных предметов и продуктов,
обеспечивающих благополучное существование человека, удовлетворение его
материальных потребностей как единичного существа и как
члена разнообразных человеческих сообществ.
Любовь - самое древнее социально-активное жизнестроительное действие человека,
основанное на чувственно-эмоциональных связях людей разного пола, соединяющихся
для воспроизводства человеческого рода. Архаические представления о любви.
Античная любовь как прототип современных представлений о любви. Многообразие
проявлений любви: любовь мужчины к женщине, любовь родителей к детям, детей к
родителям, любовь к родной земле, отечеству, любовь к делу, любовь к разным
сторонам жизни человечества, любовь к определенным видам творчества и т. д.
Жизненаполняющая и жизнестроительная сила любви. Любовь возвышенная,
романтическая, любовь небесная и любовь земная, как ее определяли философы еще
со времен Платона. Любовь - основная тема литературы и искусства и вообще
духовной деятельности людей.
Тема 2. Воспроизводство человеческого рода как эстетический способ
жизнедеятельности людей.
Воспроизводство жизни в сообществе людей - практический аспект любви.
Эволюционные процессы в природе и проблема воспроизводства. Особенности
воспроизводства человеческого рода, его трудности и сложности как природно-
биологического, так и социально-духовного порядка. Особое значение и сила любви
в воспроизводстве человеческого рода. Разные представления народов, философов и
эстетиков о роли любви в воспроизводстве новых поколений людей. Особое место в
этом процессе материнской любви и разнообразие ее проявлений. Общественная
значимость воспроизводства человека и ответственность мужчины и женщины,
соединяющихся в семью, за жизнь детей, их формирование, обучение, воспитание,
образование. Увеличение сроков подготовки подрастающих поколений к взрослой
самостоятельной жизни по мере роста общественного благополучия, запаса добытых
человечеством знаний, усложнением технологий материально-производственной
деятельности, требований к способностям человека, эффективно проявляющимся в
различных способах его жизнедеятельности и видах деятельности.
Разделение семейных обязанностей между мужчиной и женщиной по
жизнедеятельностному признаку. Крепость и продолжительность родственных связей у
людей в отличие от большинства видов животных. Причины роста продолжительности
жизни людей, их связь с цивилизационными и культурными процессами. Ответственное
отношение к собственной жизни как фактор роста ее продолжительности. Значение
экологической ситуации для воспроизводства и существования рода человеческого.
Привычки и пристрастия людей ХХ в. и их негативное влияние на воспроизводство
человеческого рода (курение, алкоголь, наркомания, венерические болезни, СПИД и
т. п.).
Тема 3. Воспитание - основной способ раскрытия природных задатков ребенка и
пробуждения в нем природного стремления к красоте. Эстетический характер
воспитания. Эстетическое воспитание.
Воспитание вообще, эстетическое воспитание в особенности как важнейшие факторы
развития и совершенствования человеческого рода, подготовки подрастающих
поколений не только к потреблению того, что создано предшествующими поколениями,
но и к обогащению их представлений о жизни человека, его возможностях и
творческих потенциях. Целенаправленность и систематичность всего процесса
воспитания. Общечеловеческие, общественные и национальные требования к
воспитанию. Объективное и субъективное в воспитании. Разнонаправленность
воспитания: от взрослого к ребенку и от ребенка к взрослому. Роль
субъект-субъектных отношений в воспитании и общении воспитателей и воспитуемых.
Бесконечность процесса воспитания.
Направленность и нацеленность воспитания на совершенствование рода
человеческого, гармонизацию всех взаимодействий людей с миром, реализацию
извечной мечты человечества о совершенном, всесторонне и гармонически развитом,
прекрасном человеке. Особая роль в этом процессе эстетического воспитания,
осуществляемого совершенными методами и художественно-эстетическими средствами.
Роль эстетического воспитания в формировании на основе природных задатков
творческих способностей людей и создании ими прекрасного, духовно насыщенного
мира, благодаря которому человек приходит к ощущению полноты жизни и счастью.
Основные требования к воспитанию, особенно эстетическому:
· естественность и ненавязчивость в передаче опыта воспитания от поколения
поколению, чувственно-эмоциональная чистота воспитательных усилий старших при их
воздействиях на младших;
· обязательный учет чувственных, умственных и волевых особенностей каждого
воспитуемого, его задатков, темперамента, характера;
· создание благоприятных и плодотворных материальных, духовных, нравственных и
эстетических условий, в которых ребенок будет естественно, органично и свободно
развиваться, добровольно входить в наследуемую им культуру, уважительно
относиться к ценностям жизни, традициям и обычаям старших поколений и своим
стремлениям и желаниям, вырастать в свободно действующую и проявляющую себя
личность.
Своеобразие эстетического воздействия матери и отца на процессы воспитания
ребенка, особенно на воспитание его чувственности, умственных способностей и
волевого начала.
Тема 4. Обучение и образование как процессы очеловечивания человека и
гармонизации его взаимодействий с миром.
Совершенно очевидно, что в воспроизводстве жизни наряду с воспитанием огромное
значение имеют процессы обучения и образования. Поэтому необходимо четко
разграничить эти процессы и понятия, их выражающие, с тем, чтобы потом
рассмотреть эти способы жизнедеятельности человека в эстетическом и творческом
аспектах. В самом общем виде обучение можно представить как процесс передачи
старшими поколениями подрастающим поколениям всего того, что накопило
человечество за свою историю в виде умений и навыков к различным видам
деятельности, в том числе и умственной. Так, знания, добытые человечеством и
закрепленные в учебниках, учебных пособиях, различных задачах, теоремах и
схемах, сначала воспринимаются, запоминаются и понимаются в процессе умственной
деятельности . Затем ребята решают задачи, доказывают теоремы, чертят графики и
схемы и т. д. - это они учатся практически материализовать заученные умственные
положения.
Изображения на стенах пещер, мест обитания первобытных людей животных-- основных
объектов охоты или рыболовства, у которых отмечены самые поражаемые места -
представляют собой учебные пособия древности. На таких пособиях древнейшие люди
обучали молодежь охоте и рыболовству.
Для выработки навыков к труду применялись методы наглядного показа, которые до
сих пор сохраняются во всех народных промыслах, ремеслах и даже в народном
искусстве, да и в профессиональном художественном творчестве. И уроки труда в
современной школе основаны, главным образом , на наглядном показе. Чем с большим
количеством видов производственной деятельности знакомят учащихся в школах,
училищах, на курсах, тем более разнообразные умения и навыки у них формируются.
Даже обучение работе на компьютере на уроках информатики начинается с
конкретного ознакомления с компьютером, с приемами, правилами и особенностями
работы на нем.
Умения-- результат первой стадии обучения. Навыки - это доведенные до
автоматизма умения взаимодействовать, обращаться с теми или иными орудиями
труда, которые используются для разных видов деятельности. Даже умению работать
с книгой, карандашом, ручкой надо учиться, хотя потом эти умения и навыки будут
казаться естественными и органичными. Школьные учебники, учебные пособия и
методические разработки , карты, таблицы, схемы -- это многообразные средства
обучения, которые учитывают особенности каждого предмета школьной программы.
Чувствовать и мыслить человек тоже обучается, как и манипулировать самыми
разнообразными предметами.
Образование в процессе подготовки к жизни новых поколений выполняет более
ответственные задачи и функции. Оно органически соединяет процессы воспитания и
обучения с той культурно-цивилизационной атмосферой, с тем укладом и образом
жизни, которые сформировались и господствуют в данном обществе, государстве,
даже в отдельной семье. Более того ,оно быстрее и эффективнее адаптирует

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign