LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

чтобы человек умел делать самые разнообразные по функциональному назначению
вещи, но чтобы эти вещи, предметы облегчали ему трудовые операции. Вот почему
современный инструментарий имеет такое разнообразие рукояток. Каждый индивид
может подобрать по своей руке с ее анатомическими особенностями и по своему
вкусу то, что ему более удобно и изящно, если хотите смотрится в руке. Вот в
этом вкусовом смысле, разумеется, именно человек XX века созрел до дизайна,
почти сразу прикипев к нему как виду деятельности и к его результатам, хотя они
по цене нередко бывают намного дороже обычных и привычных для него орудий труда.
Вот тут и сработала его чувственная, вкусовая отзывчивость, которые усиливаются
и нарастают в нем по мере того, сколь долго и сколь часто он пользуется в своей
повседневной и трудовой жизни продуктами дизайнерского труда.
В первую очередь, конечно, девочкам, да и мальчикам следует обратить внимание на
то, что теперь и в парикмахерском, косметическом, портновско-пошивочном,
сапожном, зубопротезном и прочих делах, имеющих непосредственно дело с
человеческим телом появились художники-дизайнеры. Посмотрите и послушайте теле-
или радиопередачи с показов, праздников, фестивалей мод, причесок, макияжа, вы
обязательно увидите и услышите дизайнеров в деле. В уважающих себя и просто в
приличных магазинах обуви, одежды, в ателье, салонах-парикмахерских,
косметических салонах, как и почти на всех промышленных производствах принято
сейчас иметь своих дизайнеров. Они-то и добиваются производства такой продукции
и такого обслуживания, чтобы клиент испытывал удовольствие и приходил в хорошее
эмоциональное состояние, каким он выходит из магазина или ателье, салона или
кабинета обновленным, помолодевшим и просветленным.
Иногда представляется поразительным тот факт, что конструктор и инженер
дизайнерского дела, как и художник, ищет не только форму предмета эмоционального
звучания и полного физиологического соответствия, но и выполняет эту форму,

наполняет ее определенной цветовой гаммой, которая наиболее соответствует
клиенту, его индивидуальным особенностям и даже его характеру. То есть
конструктор и инженер, техник и рабочий дизайнерского производства становятся
психофизиологами, опираясь в процессе проектирования не только на математику и
физику, но и на гуманитарные науки и науки, связанные собственно с изучением
искусства и психологии его воздействия, чтобы принять меры по ослаблению или
усилению его психофизиологических и чувственно-эмоциональных воздействий. Не
будет же дизайнер, например, прибегать к теплой гамме воплощения орудия труда,
если им приходится работать в жарком помещении или в горячих климатических
зонах. Он обязательно поищет контрастную тепловым воздействиям холодную гамму,
светлое может затемнить, а темное высветить.
Если бы мы не изучали эстетику, мы могли бы сказать, что в XX века искусства, в
первую очередь живопись вдруг начали набирать прагматическую, утилитарную силу.
Человек XVIII и XIX века с ума бы сошел, услышав, что живопись может стать
утилитарной. Нет, на самом деле она как вид искусства утилитарной не стала. Но
она своим опытом, своими психо-физиологическими, чувственно- эмоциональными
открытиями помогла и помогает решению прагматических и утилитарных задач. Вот
как повернулось дело в наше с вами время. Уверен, что вашему и следующим за вами
поколениям предстоят еще и не такие откровения, которые людям старших поколений
кажутся не лезущими ни в какие ворота, которые, может быть, не так трудно
почувствовать, сколь трудно, почти невозможно понять и принять, объяснить, чтобы
открыть свою душу новым ветрам познания, инженерно-конструктивного, сервисного
художественно-эстетического дела. Все эти дела придают человеку новый облик,
наполняют его жизнерадостными силами, просветляют его чело, и тем самым
облегчают ему вхождение в довольно мрачноватый и тяжелый мир повседневных,
реальных дел, проблем, болей и печалей.
Самое поразительное достижение дизайна состоит в том, что он ведь решает не
только проблемы непосредственного взаимодействия человека с реальным миром вещей
и предметов, масштабы которых по возможности соотносимы с масштабами самого
человека. Дизайн человекосоизмеримость и масштабность переносит и на
строительство промышленных объектов, то есть зданий и сооружений,
предназначенных для размещения машин, станков, оборудования, производящих
объемные и масштабные продукты производства. Чтобы человек не терялся в них, не
подавлялся громадностью и грандиозностью размеров цехов, внутризаводских и
фабричных коммуникаций и пр., при проектировании и строительстве фабрик,
заводов, цехов и прочих промышленных объектов тоже соблюдаются законы пропорции,
симметрии, соизмеримости, гармонии, чем снижается психо-физиологический эффект
их воздействия на человека.
Для этого стоит походить по любому городу и сопоставить старые и новые фабрики и
заводы, вообще любые промышленные сооружения, даже не обращая внимания на их
эстетическую выразительность или невыразительность. В сравнительном
сопоставлении даже у не очень подготовленного в таком плане человека возникает
представление о разности подходов к проектированию и строительству
сопоставляемых сооружений, разном человеческом подходе, закладывавшемся к ним
еще в замысле. Сразу становится очевидным, превалировало ли решение утилитарных
производственных задач или задач утилитарно-эстетических.
Взять для примера хотя бы гостиницы давнего и недавнего советского времени и
гостиницы, построенные в самые последние годы. Они просто контрастны именно по
рассматриваемым нами в дизайнерском ключе параметрам. Например, гостиницы
"Москва", "Ленинградская", "Россия","Украина" поражают человека масштабами,
грандиозностью и тяжеловесностью, имперской значительностью и холодностью, а
такие как "Заря", "Восток", "Алтай", "Ярославская", и таких полно по всем
городам и весям, поражают примитивностью архитектурно-строительных решений,
убогостью оформления и крайней запущенностью, неряшливостью. А такие из
последнего советского строительства как "Президент -Отель", новый "Националь",
"Космос" несоответствием внешнего вида, измерения и масштаба и внутреннего
оформления, хотя, конечно, по интерьерным параметрам они отличаются и высокой
гармонией и вкусом, чувством цвета и единством подхода к решению всего
внутреннего пространства. Киноконцертный зал гостиницы "Россия" (да зал и сам
называется "Россия") в этом смысле может представляться некоторым эталоном. А
гостиницы "Пента", "Интернациональная" на Краснопресненской
набережной,"Сокольники", "Славянская", отреставрированные "Савой" и "Метрополь"
это уже другой, современный класс подхода к решению всех вопросов экстерьера и
интерьера и современный уровень использования всех материалов и их выразительных
возможностей. Как будто конструкторско-художественные решения этих архитектурных
сооружений и решения всех пространственных проблем внутри и вне их подсказал
великий Леонардо да Винчи, писавший: "Те, кто влюбляются в практику без науки,
подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не
(могут быть) уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на
хорошей теории, для которой перспектива - руководитель и вход, и без нее ничто
не может быть сделано хорошо в случаях живописи"[9], а теперь мы говорим и в
строительстве, дизайне.
Видите, сколь много внимания мы уделили дизайну, хотя еще не рассмотрели
фундаментальный для дизайнерского творчества закон "свободы параметров",
разработанный и обоснованный ученым из Белоруссии И. Ф. Селезневым. И это
потому, что вам предстоит, возможно, многим, особенно тем, кто уже занимается в
мастерских нетканого гобелена, ручного ткачества, архитектурного проектирования,
народного костюма, придется жить, если можно так выразиться, дизайнерской жизнью
и получать от нее радость, удовольствие, удовлетворение и легкое, возвышенное
эмоциональное состояние.
Собственно говоря, "закон свободы параметров" мы, не называя, рассматривали во
всех материалах этой темы, поскольку мы именно эстетические параметры
дизайнерского творчества стягивали в один тяжелый, но облегчающий наше
существование узел из разных эпох и областей уже укоренившегося человеческого
творчества, индивидуального и общественного производства современной эпохи.
На каждом занятии по этой теме можно выявить общеинтересные предметы для
обсуждения: либо состояния школ во всех рассматриваемых смыслах и вашего
отношения, ребята, ко всему, что либо сотворено старшими, либо только создано
ими, и всего внутришкольного и внешкольного пространства с выявлением возможных
чувственно- эмоциональных впечатлений и состояний; либо всего того предметного
мира, каким обеспечиваются процессы обучения, воспитания и образования в школе
или дома с теми же выходами на психофизиологию учащихся и всех домашних родных.
Возможно с классом можно пройтись и по кварталам родного города и попытаться
провести сопоставительный анализ старых и новых строений по их эстетическим
параметрам.
1. Что такое дизайн?
2. Присутствуют ли в вашей школе изделия дизайнеров?
3. Можете ли вы назвать в вашем доме, в городе, поселке удачные
дизайнерские решения?
Тема 7. Народные промыслы и ремесла как проявление стремления
народа к красоте и материально-художественному творчеству.
Народное искусство.
Рассматривая на предыдущих занятиях проблемы современного
материально-художественного творчества - дизайн, - мы не случайно упоминали с
вами о народных промыслах, ремеслах и народном искусстве, обнаружив именно в них
истоки современного дизайна. Возможно нам следовало бы сначала рассмотреть
ремесла, промыслы, народное искусство, а уж потом дизайн. Это была бы логика
материально- и духовно-художественного развития народов России. Но мы ведь
изучаем эстетику жизни современного общества, а оно на 75-80 процентов состоит
из городского населения. Эстетические аспекты жизни этого населения,
эстетизированная материальная среда его обитания создается ныне из продуктов
дизайнерского творчества, хотя, разумеется, в большинстве домов и современных
квартир обязательно имеются самые разнообразные изделия мастеров народных
промыслов, ремесел, особенно народных художественных промыслов.
Затрагивали мы народные промыслы, ремесла и народное искусство в первых разделах
нашего курса, вскрывая их место и значение в создании сельской и городской среды
обитания. Теперь же нас они будут интересовать как сферы проявления творческих
сил широчайших народных масс, сферы господства народного эстетического и
художественного вкуса, духовных идеалов народа, то есть полнокровного выражения
его природного стремления к совершенству, гармонии и красоте. Увы, в современной
философской и культуроведческой, эстетической литературе народное творчество
ограничивается рассмотрением только проблем народного искусства и фольклора, то
есть по существу вопросами художественного творчества народа, оставляя за бортом
изучения ремесла и многие промыслы, которые в первую очередь преследуют решение
утилитарных задач, а не художественных преимущественно. Поэтому мы под народным
творчеством будем иметь в виду все формы проявления эстетических чувств,
представлений, вкусов и творческих потенций народа, материализуемых в различных
предметах быта, в организации и оформлении жизненного пространства, в
произведениях народного искусства и фольклора, в легендах, преданиях, притчах,
сказаниях, изразцах и лубочных картинках, предметах украшения, в костюмах,
оружии, утвари. В общем во всем, что и составляет материальную и духовную среду
обитания народа.
Мы уже неоднократно и в разной связи упоминали о том, что все это родилось
фактически вместе с человеком и всегда являлось самым убедительным
подтверждением процесса очеловечивания человека и определения им своего
неповторимого места в мире (неживом и живом), в Космосе, Вселенной.
Археологические раскопки и находки предметов быта самых первобытных людей
убеждают нас, что древнейший человек начинал не только с изготовления самых
различных орудий труда, но и придавал этим орудиям, по возможности и по мере
своего собственного развития, удобную, если хотите, эффективную форму, в которой
начинали пробиваться первые зачатки его представлении о совершенстве и красоте.
В дальнейшей истории эти стремления никогда не изменяли человеку, в каких бы
условиях ему не приходилось существовать. не встречается предметов быта, труда,
охоты, рыболовства без сочетания в них утилитарных и эстетических функций и
элементов. Обратим здесь внимание на употребленное нами словосочетание "по мере
своего собственного развития". Оно нас будет сопровождать теперь на всех
занятиях, хотя мы и не всегда будем о нем вспоминать и называть его.
Дело в том, что для эстетики, а особенно для рассматриваемых нами вопросов
народного творчества - это одно из ключевых словосочетаний, на котором
базируется то, что можно назвать законом соотношения меры предмета, произведения
с мерой самого человека. Человек во все и всегда вкладывает меру своего
понимания того или иного явления и предмета, когда только еще задумывает что-то
сделать, сотворить. Без этого творчества нет и быть не может вообще. По-житейски
говоря, это означает, что вы всегда просто не можете не соотносить свои желания,
стремления, надежды со своими возможностями реализовать их, достичь того, что
задумываете, для чего ищете средства и способы реализации задуманного. Осознание
важности этого фактора и заставляет вас напрягать силы, мобилизовать волю,
творческий дух. Может быть свою меру или меру своего собственного развития
каждый из нас и не всегда осознает, понимает, но чувствует обязательно, будут ли
это какие-то естественные, как кажется, желания, невольные порывы, в которых
обнаруживают себя какие-то неведомые и непроявлявшиеся дотоле силы и стремления,
но они просто вынуждают соотносить себя с окружением, а в окружении чувствовать
свои возможности, или осознанные и целеустремленные действия, или проблески
каких-то сил, но только в случайных определенного характера ситуациях.
Во всеобщей теории творчества соотношение меры творимого с мерой самого человека
выступает как один из существенных законов творчества, Правда при этом нередко
возникает вопрос, а как же люди совершают прорывы границ ведомого и знаемого,
если этот закон признается одной из основ творчества? Как его соотнести с тем,
что само творчество по сути - это всегда выход, прорыв за границы не только
неведомого, но и невозможного? Да для многих и многих что-то представляется и
неведомым и невозможным, а для кого-то и неведомое становится возможным.
Настоящий талант, а тем более гений - это всегда выход за пределы и возможного и
допустимого, возвышение над познанным, известным, разрешенным и дозволенным. Это
всегда сгусток сил в одной личности, которые прорастают на почве мучающих
человечество проблем. Причем в такой личности, которой дано проникнуть в то, что
лежит и на поверхности знаемого и ведомого и в его глубинах, ибо всегда в
известном обязательно содержится и неизвестное, в ведомом и неведомое, в ясном и
очевидном - тайное и таинственное.
Точно также и в мере предмета, и в мере самого человека, постигающего меру и
безмерность предметов, чувствующего или понимающего даже меру своего
собственного развития и свои возможности всегда содержится и безмерность,
способность выхода за меру. Эта способность обязательно проявляется в
творчестве. И именно в творчестве выход в безмерное, а в итоге на новое
постижение и меры творимого предмета и меры самого себя не страшит субъекта
творчества, поскольку потребность и жажда творчества преодолевают страх и
вынуждают личность принимать такие волевые решения, которые в обычных, не
творческих состояниях не представляются посильными тому или иному человеку.
Почему такое возможно, чтобы, допустим, не очень решительный во многих ситуациях
и обстоятельствах человек в моменты творческого озарения вдруг обрел твердость,
волевую целеустремленность и решительность? Именно потому, что в творческом
состоянии духа он вдруг ощущает и прилив сил, которых, как ему казалось, в нем
нет и свободу действий с тем материалом или тем замыслом, планом, которые,
возникнув голове побуждают, даже принуждают личность к творчеству.
Возьмем кустарей, мастеров ремесел и народных промыслов, - все они имеют одни
истоки: реализация в свободное от основных дел и занятий время каких-то
вертящихся в голове замыслов, нацеленных на решение, чаще всего, разнообразных
житейских потребностей. В повседневной жизни часто возникают задачи создания
чего-то такого, с помощью чего проще сделать что-то в быту. В голове начинается
усиленная работа по придумыванию предмета, прибора, инструмента именно для
выполнения возникшей в жизни функции. А у мастера как получается - голова
думает, проворачивает разные варианты решения возникших представлений о
предмете, приборе или инструменте и возможно образе, облике их, а руки еще и не
действуют и в тоже время приспосабливаются к возникающим представлениям и
образам.
Ох уже эти руки! Бывают руки, которые буквально в такт голове следуют за
возникающими в ней замыслами, бывают такие, которые отстают от головы, иногда
оказываясь в "состоянии растерянности" перед поставленной головой задачей, а
бывают и такие, которые уточняют проворачивающиеся в голове замыслы, проекты,
наталкивают на нестандартные решения. А мастеровито-художнические руки и в
моменты возникновения замыслов, проектов, образов и особенно в процессе их
воплощения в предметы, вещи, произведения доводят их до эстетического звучания.
Потому опытному глазу бывает достаточно посмотреть на руки, чтобы узнать о
человеке многое такое, чего не увидишь ни в глазах, не услышишь в разговоре. у
выдающегося голландского художника Винсента Ван-Гога есть цикл рисунков
(карандашом, углем), который так и называется "Руки". Этот цикл производит такое
потрясающее впечатление, что зритель, встретившись с этими рисунками, может
забыть, что он находится в каким-то богатом шедеврами живописи и скульптуры
музее. В этот момент для него ничего более художественного и эмоционально
действенного быть не может. Он по изображенным рукам начинает читать истории
жизни людей радостные и трагические, легкие-творческие и
драматически-напряженные, добротворческие и зло несущие. Кажется, что и в
большом романе, специально посвященном рукам человеческим, не отыщешь столько
характеров, столько нежности, мягкости, твердости и, жесткости, жестокости,
сколько их предстает в рисунках Ван-Гога.
Вообще уже при изучении этой темы мы можем сделать в наших чувственной и
рациональной памяти какие-то заметочки для будущего изучения искусства в
интересующем нас жизнетворческом аспекте. Например, о том, что при встрече с
произведением искусства, при его созерцании необходимо обращать внимание
буквально на всякую мелочь, хотя в искусстве мелочей не бывает: все что
изображено на картине, чему нашел место художник значимо для ее чувствования и
понимания.
Но от лирического отступления вернемся к нашей теме. Так вот, в свободное от
основных занятий время человек решил что -то сделать для быта, чтобы облегчить
себе и всем домашним бытовые дела. Голова и руки работали синхронно и творчески
напряженно и получилось не только удобно, эффективно, но и красиво. Вроде бы и
можно удовлетвориться и успокоиться. Но... Это уже невозможно сделать.
Во-первых, потому, что, раз попробовав творить и сотворив, уже поразил и заразил
себя до конца дней своих: дремавшее стремление в вынужденном действии (надо
что-то сделать для дома) пробудило интерес, а интерес начал работать на
выработку потребности. Потребность же уже не даст разбуженному стремлению
погаснуть. Да и руки оказались способными "подыграть" голове. А это уже совсем
хорошо. Они тоже работают на потребность, да и "подыгрывать" голове им
"понравилось" Вот такая карусель и завертелась между головой и руками. Дела в
эту карусель "подсаживаются" на полном ходу. Ведь в любом домашнем хозяйстве не
бывает такого, чтобы какое-то сделанное дело решило все проблемы. снова и снова
бывает необходимо сделать что-то еще, а потом еще и еще. И пошло, поехало, чем
дальше в лес, тем больше дров, как говорят в народе.
Да и сделанное уже один раз дело, хочется повторить, но уже в лучшем виде и
качестве. Так и рождались кустари, которых позже стали объединять в цеха,
артели, кооперативы и т. п. Сначала для себя, потом для родных, знакомых,
друзей, приятелей, а потом и на продажу. Нужная для жизни вещь пошла по свету,
выполняя и функцию вестника, и функцию пропагандиста, и функцию объединителя
людей. В домашних делах ведь много рождается такого, что потом становится
достоянием огромного числа людей. То лукошко, то короб, то пестерь, то туесок,
то лапти, то простая, а то и "праздничная" корзинка нужна, как уважающей себя
девушке или даме сумочка или ридикюль нужны для разных ситуаций разные. А ковши,
ведра, бочонки, бочки, крынки, горшки, половники, чары и чарки, бокалы и кружки,
блюда и тарелки, ложки, ножи и вилки, да ложечки и вилочки для детей, ложки для
еды и чайные ложки, лопаточки для загустевшего меда и черпачки для свежего,
рубели и скалки, толкушки и сечки для капусты... Да мало ли что требуется для
повседневной жизни. И все это изобилие нужных товаров придумывалось и
производилось в разных местах, чтобы облегчать людям жизнь и одновременно
населять дома радостными по формам, по цвету, по назначению, по силуэту и пр.
вещами.
Вот ведь что такое по существу своему и назначению народные промыслы и ремесла,
Случаен ли тот факт, что в этих творческих дерзаниях людей, обустраивавших
повседневную жизнь в самых разных концах и уголках Земли, как бы сами собой,
возникли промыслы, которые люди назвали художественными, то есть полезным вещам
придали и эстетические качества, привлекавшие потребителей не только функциями,
но и красотой. Польза и красота нашли "взаимопонимание", минуя всякие
теоретические споры и разногласия, а люди стали использовать утилитарные
предметы и вещи для облагораживания, украшения своего быта: в предметах и вещах,
составляющих интерьеры не только жилищ, но и общественных зданий заключены
образные представления о жизни, ее ценностях и духовной насыщенности.
В разных местах и в разных природно-климатических условиях существования люди
находили разные способы эстетизации среды своего обитания. В одних местах,
например, дома строили из камня (позже кирпича) и дерева, варьируя лишь формы
кладки или соединения бревен, в других из тех же камня и дерева вырезали
кружева, создавали дома; картинки, храмы-скульптуры. В бригадах строителей,
ходивших из деревни в деревню, особенно строителей храмов, часовен, имелись
мастера-резчики по камню и по дереву, по металлу. Они-то и становились
основоположниками ремесел, промыслов. Организовывалось производство бытовых
вещей, которые потом человек захотел расписать, украсить, чтобы с этой вещью
было радостно и весело работать, чтобы работа спорилась и давала бы хорошие
результаты, которые в свою очередь тоже доставляли бы людям радость,
распространяясь по городам и весям. Например, все знают современную деревянную,
красочно расписанную хохломскую ложку, да и разную посуду из дерева. И всем
представляется, что хохломская роспись возникла в Хохломе самое раннее в XVI
веке, а по некоторым источникам в XVII веке, окончательно утвердившись лишь в
XVIII веке. А вот раскопки в Новгороде, произведенные под руководством А.
Арциховского показали, что еще в XIV веке новгородцами использовались ложки, по
форме, по манере росписи и по орнаменту, рисунку очень похожие на хохломские.
Возможно в Новгороде были свои мастера, а может быть и хохломские ложки
продавались в Новгороде. Ясно одно, что жившие на территории России люди с
давних времен и любили и умели делать вещи, которые были и практичны и красивы,
что свой опыт любви к таким вещам и умение их производить они передавали не

только из поколения в поколение в местах своего обитания, но и распространяли по
Руси. Об этом говорят, например, расписные прялки русского севера, рисунки на
которых и растительные орнаменты напоминают те, что наносились на подобные вещи
в Новгороде. А вологодские и архангельские мастера по росписи жилищ,
переселявшиеся от религиозных преследования в Сибирь, на Алтай (старообрядцы), и
там привили сибирякам свои и вкусы и мастерство. При раскопках в Каргополе
(Архангельская обл.) были найдены глиняные сосуды эпохи неолита, которым не
менее 4-х тысяч лет и на которых были рисунки, росписи, похожие на росписи
современных каргопольских игрушек.
Есть свидетельства того, что в XIV-XVI веках купцы из разных земель покупали в
русских деревнях и монастырях различные изделия из дерева, расписанные и
украшенные резьбой. Но вещи и предметы домашнего обихода легко можно доставить в
другие места и страны, а как быть со строениями - домами, церквями, часовнями и
зданиями общественного назначения? Здесь были разные способы. Либо бригады
мастеров-строителей попадали в разные регионы и страны, либо резчики по дереву и
камню, мастера росписи тоже создавали свои бригады и кочевали в поисках любимой
работы. Русский историк Н. Костомаров отмечал, что в XVI и XVII веках русские
люди питали пристрастие к росписи жилищ. "На фронтонах и на стенах около окон
делались разные изображения. линейки, листья, травы, зубцы, птицы, звери,
единороги, всадники на конях и проч." А "в XVII веке начало входить во вкус
расписывать потолки и своды, а иногда и стены". А Москва вызывала живописцев и
иконописцев из Костромы, Вологды, Пскова, Новгорода, Ярославля, Нижнего
Новгорода, Великого Устюга, Ростова Великого, Переславля-Залесского и других
городов, в которых и вокруг которых складывались определенные промыслы и
ремесла, постоянно выращивавшие великолепных мастеров. К нашему счастью и
сегодня многие из них сохранились вопреки тому, что многие годы при советской
власти деревенские жители обязаны были все свои силы отдавать колхозному
сельскохозяйственному труду, Но ведь в деревнях-то они возникали не случайно, а
естественно и по необходимости. В старые давние времена зимой в деревнях делать
было нечего, со своим хозяйством управлялись быстро. Времени оставалось много.
Вокруг деревень было много лесов с самыми разными породами дерева - материала
для самых разных ремесел; камень и глины, естественные краски и металлы тоже
находились. Вот и рождались каждый раз неповторимые промыслы.
Кто не слышал о вологодских кружевах и замечательных украшениях из
перегородчатой эмали, о велико-устюжской скани, ростовской финифти, чудных и
изящных украшениях из серебра красносельчан под Костромой, холмогорских изделий
из кости и камня, хохломских, семеновских, полх-майдановских, городецких изделий
из дерева, жостовских и нижнетагильских жестяных подносов, изделий из уральских
самоцветов? Во всех этих ремеслах и промыслах придумывались, изобретались не
только сами изделия, но и разрабатывалась технология их изготовления. Трудно
быть уверенным, что современные образованнейшие инженеры и конструкторы могут
разработать такие тончайшие и сложнейшие технологии, которые используются в
перегородчатой эмали или в финифти, или даже, в кажущейся, более грубой работе -
изготовлении изразцов, технологии отливки особо звучных и звонких колоколов
особого тона и высоты звука. А получение лемеха из осины для покрытия куполов
православных храмов, которые и без окраски кажутся серебряными? Чувства,
интуиция мастеров-умельцев более тонко и результативно "работали" не только над
проектами, но и над способами, методами их реализации, каждый раз подбирая
только тот материал, который и наиболее эффективен для того или иного изделия и
наиболее эстетичен.

В прошлые века на Руси не было такой стороны жизни людей, которой не коснулись
бы руки мастеров-умельцев. По сохраняющимся и передающимся от поколения к
поколению строениям и предметам быта можно подумать, что люди заботились об
эстетизации только среды обитания. Но на самом деле они работали и над тем чтобы
сам человек, его здоровье, его духовная жизнь, воспроизводство поколений тоже
наполнялись бы яркими, красочными и привлекательными вещами и предметами.
Традиционные праздничные, да и повседневные народные костюмы всегда несли на
себе печать высокого мастерства, за которым обязательно просматривались
представления о совершенстве, гармонии и красоте. Сами исходные материалы для
костюмов, платьев, головных уборов, обуви несли на себе печать этих эстетических
признаков. Ткани ведь готовились на ручных ткацких станках, на которых
мастер-ткач мог осуществить любой замысел. А к готовым костюмам и платьям,
кокошникам и поясам, галстукам и платкам прилагали свои чуткие художественные
руки вышивальщицы и вязальшицы, золотошвейки и ювелиры. И кулинарное дело не
было обойдено вниманием ремесленников и художников сладкого и вкусного дела.
Если собрать все формы пряничных досок по всем городам и весям, вполне можно
было бы организовать интереснейшую выставку по истории эстетического развития
народов России. И не только для сладкого дела работали мастера народных
промыслов. Они создавали утварь и всякого рода посуду для всякого рода
кулинарных дел и для праздничного оформления стола на любой вкус и на любые
представления о красоте жизни.
Мы, конечно, все внимание уделяем российским ремеслам и народным промыслам. Но
этим мы отнюдь не утверждаем, что народы других континентов и стран не
занимаются ремеслами и промыслами. Знакомство с предметным и вещным миром разных
народов и стран еще и еще раз дает право сделать вывод о том, что в каждом

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign