LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

эффективнее, чем в просто взрослой жизни. Тут работает материнская страсть
передать ребенку все лучшее и в наилучшем виде. Изобретательность матери
поистине не знает предела, как не знает предела и ее любовь к ребенку, к детям.
Она и отца привлекает к этой благороднейшей деятельности. Ведь родители, как
скульпторы, как величайшие художники лепят из своего ребенка будущую счастливую
и творчески добродетельную личность. Благо сейчас женщине предоставлена
возможность хотя бы до 3-х лет быть постоянно вместе с ребенком. А ведь еще не
очень давно декретный отпуск предоставлялся всего на 3 месяца, потом на полгода,
потом на 1 год. Невыход на работу после 3-х месячного отпуска грозил серьезными
последствиями. Даже представить сегодня невозможно, в какие жесткие условия были
поставлены в нашей стране женщины-матери. А сколько их скиталось с детьми по
концлагерям. И все же они умудрялись и ухитрялись в жесточайших условиях
воспитывать хороших и не ожесточившихся людей. Это стоит всего на свете. Это
стоит всяких памятников и похвал женщине-матери - великому воспитателю рода
человеческого. Вот уж поистине прекрасно сказал о женщине русский поэт
Константин Бальмонт:
Женщина - с нами, когда мы рождаемся,
Женщина - с нами в последний наш час,
Женщина - знамя, когда мы сражаемся,
Женщина - радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье,
В лучшем стремлении - первый привет.
В битве за право - огонь соучастья.
Женщина - музыка, Женщина - свет.
По этой части темы было бы хорошо, если бы ребята, кто, конечно, захочет,
рассказали о своих семьях, особенно о мамах - в самом рассказе они проникнутся к
маме и крепнущей любовью и вниманием и нежностью.Разумеется, желательно
попробовать повести разговор и об отцах как воспитателях и просветителях своих
детей, то есть вызвать ребят на разговор о родителях.
1. Что вы понимаете под воспитанием?
2. Кто д.ля вас является главным воспитателем в семье и в школе?
3. Как вы понимаете выражение "Родина-Мать"?
Часть 2. Эстетическое воспитание
На прошлом занятии мы упомянули, что в процессе осуществления воспитания
подрастающих поколений человечество за свою уже довольно долгую историю
умудрилось не только в теории, но и на практике разделить этот единый и
целостный процесс на целый ряд подпроцессов и научилось готовить специалистов по
каждому из них. Среди множества и множества причин, приведших к такой
дифференциации процесса и узкой специализации специалистов, которые мы не будем
с вами обсуждать, поскольку их знать не обязательно, да и не нужно: в жизни
человеческого общества в наше время начался мощный процесс интеграции всех
народов, наций и государств в единое человеческое братство. Самое главное
состоит в том, что мы с вами постепенно входим в курс эстетики жизни и уже
знаем, что в реальной жизни главным, единым и целостным специалистом в
воспитательном процессе выступают родители, особенно мамы.
Вот с точки зрения мамы нам и надо посмотреть на все известные сегодня виды
воспитания и поискать в них то, что их объединяет в целостность, которая только
и может дать целостную, гармоничную и разносторонне развитую личность: каждая
мама для каждого ребенка и выступает реально как таковая личность сама, и она
воздействует своей жизнью на ребенка именно в этом направлении.
Но сначала все-таки перечислим все известные на сегодня виды воспитания и
попытаемся понять, что же вызвало их разделение, и нет ли среди всех них такого
вида воспитания, который бы в существе своем нес их гармоничное единство и
являлся бы надежным средством воспитания целостной личности. Итак, сегодня можно
встретить множество книг, брошюр, статей, учебников и учебных пособий по
вопросам формирования мировоззрения (мировоззренческое воспитание), по
идейно-политическому воспитанию, по патриотическому, интернациональному,
трудовому, по нравственному, экологическому, физическому, религиозному,
художественному, эстетическому и атеистическому воспитанию - все их и не
перечислишь. И по каждому из них готовятся свои специалисты, создаются
специальные программы, работают многочисленные учреждения и т. д. и т. п. А
направлены все они, сколько бы их не было и сколько бы не было еще придумано все
на того же ребенка, который от их существования и борьбы за ребенка не стал
многосоставным, а остается и будет оставаться целостным существом. Главных
причин складывания и существования такого положения в воспитании мы будем
называть две, хотя на самом деле их, очевидно, больше. Но нас интересуют те,
которые вызвали такую дифференциацию единого процесса. Это прежде всего
идеологическая причина, вызванная к жизни сначала разделением людей по интересам
(хотя совершенно очевидно, что вообще не может быть людей, не имеющих своих
интересов и не стремящихся их реализовать через потребности в своей реальной
материально-производственной, духовно-практической и поведенчески-общенческой
деятельности и жизнедеятельности) и необходимостью защиты этих интересов. Хотя
учение об идеологии, как и сам термин идеология, появились только в XVIII веке,
в реальной жизни идеология существовала и "работала" и на людей и против людей с
самой глубокой древности. В глубине всех самых первых раздоров и столкновений
между людьми, потом между родами, племенами, народами, нациями, государствами,
обществами, религиозными системами, в глубочайших подвалах подсознания человека
лежала именно эта причина - идеология. Отсюда имеющие место до сих пор
несовпадения во взглядах на мир и в представлениях о мире (мировоззрения),
отсюда проращивались самые разнообрезные и невероятные, как нам сегодня
представляется, пути выбора предметов поклонения - самых ли различных явлений
природы (от солнца, птицы, животного до каменных глыб и скал), признаки которых
сохранились и до наших дней и элементы которых входят в мирочувствования и
миропредставления многих и многих людей, отсюда разделение религиозных верований
на самые разнонаправленные и часто непримиримые течения, конфессии, секты,
школы. Отсюда же даже разные представления о труде, о патриотизме, национализме
и интернационализме, да обо всем, о чем хотите. Если бы все эти столкновения
мироощущений, мирочувствований, миропредставлений и миропониманий существовали
бы только как естественное и природно необходимое разнообразие людей, то это
было бы нормальным и даже прекрасным явлением. Но вся беда человечества
заключается в том, что оно никак не хочет мириться с тем, что у кого-то рядом со
мной живущего не те ощущения, не те представления, не те взгляды, не те
верования, которые есть у меня: личности ли, какой-то социальной группы (хотя бы
семьи), народа, нации, государства, общества, но непременно хочется втянуть
других в свою орбиту ощущений, представлений, пониманий, верований, убедить и
что самое страшное по последствиям заставить разделять мои нормы, мои привычки и
даже мои вкусы. Ну никак за многие тысячелетия не удается найти такую форму
выражения своих интересов и способов их реализации, которая устраивала бы всех,
не вызывая столкновении, часто кровавых, и разделения людей на враждующие
группы, лагеря и т. п., на злонамеренных и добродетельных, на созидателей и
разрушителей.
Вроде бы мир настолько богат и разнообразен, что способен обеспечить всему
населению Земли безбедное существование, если к нему, конечно, приложить ум,
чувства, руки и старания. Но беда в том, что люди, даже глубоко верующие и свято
выполняющие библейские заповеди, забывают главное и определяющее всю
человеческую жизнь указание Всевышнего Творца человеку о том, что он в поте лица
своего будет добывать хлеб свой и стремятся к хорошей жизни, к удовлетворению
своих потребностей и интересов за счет других, силами других, потом других. И
это-то началось не со времен создания Библии и письменного изложения заповедей
того, кого назвали Богом, а с момента возникновения человечества и длится до
наших дней. Но человек-то в отличие от животного существо разумное,
производящее, играющее и прекрасное! Почему же эти его изумительные для всего
живого качества "не работают" в полную меру или с полной отдачей. Именно поэтому
сидящему в самых глубинных подвалах нашего существа, а при всплытии в сознание
оправдываемому им идеологического нашего расхождения по интересам и
потребностям, по взглядам и вкусам, по нормам и привычкам и т. п.
Вторая причина, которая в перечислительном ряду уже названа нами при изложении
первой, вызвавшая довольно резкие различия в подходах к перечисленным видам
воспитания, да и саму дифференциацию видов воспитания, носит изначально
природно-социальный характер. Это возникновение в определенных природных,
климатических, а потом и социальных условиях разного рода представлений и
веровании в то, от каких природных явлений зависит благополучие жизни и успех в
делах. В попытках объяснить какие-то стихийные проявления и бедствия состоянием
тех или иных космических, природных явлений и процессов - первых зачатков
религиозных представлений, из которых потом и родились разные представления о
богах в виде ли Саваофа - Всевышнего творца, Иисуса Христа, Аллаха, Шивы, Будды,
Императора, как наместника Бога на Земле (Япония), а еще раньше в Месопотамии,
Ассиро-Вавилонии, в Шумерской цивилизации, у инков, майя и т. д., потом в
Древней Греции, Древнем Риме боги всех сторон жизни и всех видов деятельности,
боги различных городов, а в наше время и свои святые у каждой деревни, не только
города. И сторонник каждого из них всеми силами и средствами пытается доказать
другим, убедить их, а то заставить силой поверить, что уж их-то Бог и есть
настоящий, а все остальные ненастоящие. Разве тут не кроется вплоть до наших
дней серьезнейшее основание для разделения людей на враждующие и борющиеся друг
с другом лагеря. Сколько десятилетий не знает покоя Ближний Восток, в том числе
и по религиозным причинам? Какая трагедия обрушилась на все Югославские
республики, особенно на Боснию и Герцеговину во многом из-за религиозных
столкновений, легших на благодатную почву территориальных притязаний?
Если же всерьез подойти к воспитанию с занятой нами позиции, то идея разделения
воспитания на множество подвидов воспитания окажется не только не плодотворной,
но и вредной. Ведь она исходит из того представления о воспитании, которое мы
отвергли на предыдущем занятии. Ведь мы говорим о воспитании, как передаче от
поколения к поколению всего чувственно-эмоционального опыта, накопленного всем
человечеством, а не только моей деревней, городом, страной, народом, нацией,
обществом. Значит в самом этом опыте уже заложено единство национального и
общечеловеческого, индивидуального и общего. Более того в общечеловеческом опыте
совершенных и гармонических взаимодействий человека с миром, впитанном сердцем и
умом, то есть эмоционально пережитом отсутствует разделение на мое и чужое, злое
и доброе, поскольку в культуре всегда культивируется, лелеется, возделывается
доброе, а не злое. В систему ценностей человечества включается лишь то, что
воздействует на него благотворно и созидательно, а не злотворно и разрушительно.
Далее. Будучи от природы наделенным, как и все живое, склонностью к игре, в игре
человек придумывает, потом отрабатывает и затем творит опять-таки мир
благодетельный, добротворческий. Придумать что-то лучшее, чем то, что есть в
реальности - это наше природное стремление, которое в конце концов и прорастает
в стремление к красоте, а красота, как мы уже выяснили, не идет по жизни без
добра, а вместе они без жажды истины мило значат.
Вот мы и пришли естественно и органично к тому, что оказывается есть в
человеческой культуре то, что может обеспечить воспитание подрастающих поколений
как целостных, гармоничных и добротворящих прекрасных людей, Этот вид воспитания
возник в арсенале человечества в самой глубокой древности. Он составляет
существо матери как родительницы-воспитательницы, он заложен в глубине ее души и
сердца, обеспечивая и ей самой и ее детям настоящую целостность, не разрываемую
никакими идеологическими, политическими и прочими соображениями: мать
естественно хочет обеспечить своему ребенку счастливое, полнокровное, мирное,
спокойное и прекрасное будущее, без воин и кровопролитий, без яростной борьбы и
столкновений.
Но мать ведь не только носитель природной жизнетворческой силы, но и силы
социальной: она как всякое человеческое существо наследует и впитывает в себя
весь духовный багаж, который накопило человечество, в котором истина, добро и
красота слиты в неразрывное единство. Мы же с вами уже говорили, что красота,
вернее возможности увидеть, почувствовать, понять красоту человек может
буквально во всем: от самых простых предметов, которые его окружают, явлений,
которые происходят вокруг него, до высочайших созданий искусства.
Использование всего этого богатства, создание из него условий жизни, когда бы
истина, добро и красота постоянно окружали человека, создавали бы его жизненный
настрой, тонус, вызывая в нем положительные чувственно- эмоциональные
переживания и пробуждая в нем творческие силы и составляет то, что должно
составлять содержание процесса воспитания, а не только эстетического воспитания,
как это представлялось еще совсем недавно.
Иначе говоря, не случайно эстетическое воспитание возникло и бытовало в
человечестве тогда, когда не было никаких признаков разделения людей по
социальным, религиозным, политическим и идеологическим признакам. И оно будет
всегда существовать, пока существует человеческий род, поскольку передача от
поколения к поколению опыта взаимодействия людей с миром, запечатленного в
эмоционально-чувственно действующих наглядных, образных конкретных средствах
составляет естественное, органически присущее людям стремление обеспечить
будущим поколениям счастливое и прекрасное будущее. Ведь эстетическое
воспитание, когда оно еще так и не называлось использовало для воздействия на
детей абсолютно все, что отвечало их представлениям о плодотворности,
благодетельности и благополучии жизни. Например, сегодня многие из перечисленных
нами теоретически обоснованных и неплохо обеспеченных видов воспитания просто не
обращают внимания на тот вещный мир, который составляет среду обитания
современного человека, взрослый он или ребенок. А эстетическое воспитание именно
с него и начинает вводить ребенка в мир человеческой культуры. Оно погружает
ребенка в мир предметов сотворенных бабушками, дедушками, мамами, папами,
всеми взрослыми, предоставляя этот мир для игр, для пробуждения в ребенке его
природных задатков, воображения и фантазии, любознательности и любопытства.
Вспомните многие и многие мультфильмы для малышек, в которых показываются то
котенок, то щенок, то мышонок и т. д., которые просто сгорают от любопытства,
когда встречают на своем пути какие-то незнакомые им предметы или живые
существа. Они, как страусенок в песенке, всегда хотят знать "что же там, что же
там, что же там снаружи", потому и пробивают скорлупу яйца, чтобы выйти в мир.
Для малышей все встречающееся им на пути - чудо, которое надо тщательно
обследовать, то ли ощупав со всех сторон, то ли облизав, обслюнявив, то ли
попробовав на зуб, то ли побросав даже себе на голову. Да мало ли сколько и
каких способов знакомства с предметом найдет в себе ребенок. "Найдет в себе" -
это значит откроет в себе, узнает, что он уже что-то может. А узнав обрадуется и
постарается закрепить с другими предметами. Ох уж этот мир безмолвных для
взрослых предметов! Сколь же он говорлив и богат для малышей. Какие диалоги они
ведут с предметами, еще не научившись говорить даже простейшего и первейшего
слова "Мама". Разве можно говорить, что ребенок проявляет свою только какую-то
суть? Нет! Он выступает в мире предметов как целостное существо, как Повелитель
предметов. Тем более, что у многих народов (почти с уверенностью можно сказать у
всех) в быту, как правило, широко используются предметы, созданные народными
мастерами-умельцами, художниками. Да ныне и промышленность создает массовым
производством яркие по цветам и изящные по формам предметы домашнего обихода, не
говоря уже об игрушках, которые действительно представляют ребенку мир во всем
его эстетическом богатстве и разнообразии по материалам, по цвету, звуку,
формам, пластике, выразительности. Разве эти предметы идеологизированы,
разделены по классовому или религиозному признаку, по национальной
принадлежности?
Даже если взять отдельно мир игрушек, которые предоставляет современному ребенку
человечество, может быть исключая игрушечное оружие и вооружения, то в них мы
найдем все, что формирует в ребенке не только эстетическую отзывчивость,
способность к эмоциональным переживаниям, эстетическое чувство и вкус, но и
мировоззрение, и высокую нравственность, и любовь к природе (экологичность), и
представления о физическом совершенстве, силе и ловкости человека, всех живых
существ... То есть опять-таки все то, что воздействует на все стороны личности
ребенка, пробуждает их, развивает на благо его, а следовательно и всего
человечества - не будем бояться этих высоких слов: благо всего Человечества.
Кстати отметим и то, что, к сожалению, не рассматривается почти во всех теориях
воспитания, в том числе и эстетического: не может быть истинно жизненного
мировоззрения без представления в воззрениях на мир не только самого реального
мира, но и идеальных представлений людей о том, каким этот мир должен быть и что
нужно предпринимать и делать, чтобы этот мир таким стал. Человек, в каких бы
условиях и в каких бы ситуациях он не жил и не оказывался, несет с собой,
воплощает во все создаваемое им вещное и духовное богатство свое представление о
желаемом, идеальном. Особенно сильны эти идеальные представления, стремления,
желания, надежды в детских игрушках, во всех предназначенных для жизни детей
предметах и, конечно же, во всех видах искусства - главном средстве
эстетического воспитания и детей и взрослых. Если бы была возможность на
страницах нашего учебного пособия представить только эстетическое многообразие
мира игрушек, создаваемых как народными умельцами-художниками, так и
промышленными предприятиями, мы бы увидели такое необъятное богатство мира,
которое само говорило бы и о бесконечности Вселенной, и о целостности человека и
мира, и о неразделенности в этом мире телесного и духовного, природного и
социального, физического и психического, нравственного и эстетического начал в
мире - тех же истины, добра и красоты, поиск слиянности и гармонии которых
наполняет всю культуру человечества. Так и стоят перед глазами дятьковская,
филимоновская, богородская, богородицкая, великоустюжская, вологодская,
архангелогородская, семеновская глиняные и деревянные игрушки. А потом можно
выстроить такой же изумительно красивый и разнообразный ряд вырезанных из кости
или камня игрушек из Холмогор и Уэлена, из различных уральских районов или из
Тувы, Сахалина и Чукотки, Камчатки и низовьев Амура... Не о целостном ли и
разностороннем воспитании думали далекие предки разных народов, когда создавали
этот удивительный мир для детей в давние времена и передавали эту страсть,
желание и умение по наследству, как теперь передают, например, на фабрике
"Дятьковская глиняная игрушка" в Кирове бабушки-мастерицы-художницы свое
удивительное мастерство, тонкий вкус, изумительное чувство пластики и цвета
девочкам, которые сидят в кабинетах-мастерских рядом с ними и жадно следят за их
чуткими и нежными руками, обходящимися с глиной, как с живой плотью? А в Палехе,
Мстерах, Жостове, Холуе, Полх-Майдане, Семеновском, Богородском, Филимонове,
Нижнем Тагиле, Каслине, Уэлене, Холмогорах... маститые мастера-художники
передают свой человеческий художнический, нравственный и эстетический багаж
мальчикам и девочкам, а те, в свою очередь, тоже будут делать это в свое время.
Может быть и сами ребята придумают что-то новое и необычное, что будет
соответствовать уже их представлениям об эстетическом богатстве мира, но уже с
помощью компьютеров и могущих возникнуть современнейших других электронных
приборов. Появятся новые производства, но народные художественные промыслы и
ремесла никогда не отомрут, потому что творческий художественно-эстетический дух
народа ничем заменить нельзя. Да мир предметов может измениться, но
духовно-образные начала из него не исчезнут, а наоборот, как показывает история
человечества, исчезнуть не могут.
Именно и потому эстетическое воспитание, как мы смогли убедиться, может снять
вопрос о разделении всего процесс воспитания на множество разнонаправленных и
часто трудно стыкуемых подпроцессов, так и не дающих в результате целостную,
творческую и разносторонне развитую личность. Эстетическое воспитание выявляет,
формирует, развивает и ум, и чувства, и волю человека, тело и дух его. Потому
великий немецкий философ Кант (1724-1804) целостность и совершенство личности
рассматривал как органическое единство логического, физического, нравственного и
эстетического совершенства.
Более того, мы имеем все основания рассматривать эстетическое воспитание, то
есть формирование человека в культуре и через культуру самым верным путем
движения человечества к его единству в мире согласия и сотрудничества, без войн,
борьбы и противостояний. И создавать правительствам, государствам и народам надо
не многочисленные воспитательные учреждения, а строить такие системы
всенародного обучения, образования и воспитания, в которых бы все ребята
естественно воспринимали бы весь опыт родительского воспитания. Для этого
родители настоящие и будущие - сами, чтобы стать настоящими передатчиками всего
накопленного человеческого общества, нуждаются в глубочайшем погружении в
культуру. И школа прежде всего нуждается в таком совершенствовании и
раскрепощении, когда бы она не боялась говорить с ребятами о самых сложных
жизненных проблемах без какого-либо ханжества и лицемерия.
1. Что такое эстетическое воспитание?
2. Что является главным средством эстетического воспитания?
3. Что является главной целью эстетического воспитания?
Тема 4. Обучение и образование как процессы очеловечивания
человека и гармонизации его взаимодействий с миром.
В повседневной жизни людей термины воспитание, обучение и образование, как
правило, применяются в одном ряду, а чаще всего просто отождествляются, хотя они
и не совпадают по содержанию и в процессе
подготовки человека к самостоятельной жизни в обществе занимают неодинаковое
место, выполняя разные функции. Разобравшись на предыдущих занятиях с тем, что
происходит с человеком в процессе воспитания, мы можем обратить свое внимание на
обучение, на его жизненное значение абсолютно для каждого человека.
Если в самом общем виде воспитание вводит человека в мир

чувственно-эмоционального и рационально-интеллектуального повседневного
человеческого опыта, органически вписывает человека в культуру, то обучение
нацелено на развитие в человеке таких свойств и качеств, которые дают ему
возможность быть активным в культуре не только и не столько как потребителю, но
прежде всего как созидателю. То есть проявлять собственную созидательную
культурную активность. Мы только упомянули на прошлых занятиях о том, что кроме
огромной воспитательной работы, которую проводят родители с детьми они учат их
тому, что умеют сами и что умеют делать люди их времени: мама больше учит
девочек всяким женским делам, папа учит мальчиков мужским делам и обязанностям.
Все дело в том, что с одной воспитанностью в человеческом, да и вообще в мире не
проживешь, поскольку жизнь состоит не только из гармонизированных или
совершенных взаимоотношений с миром, но и из взаимодействий с ним, в процессе
которых человек добывает себе средства к существованию и создает благоприятные
условия для жизни.
Потому с глубочайшей древности у людей принято с определенного возраста учить
детей тому, что они научились по необходимости делать сами: мальчики и мужчины
охотиться, рыбачить, выкапывать из земли плоды и съедобные корни, делать
элементарные орудия добычи и оружие охоты, делать защитные укрытия и заслоны у
входов в пещеры, потом строить жилища, добывать огонь, собирать мед лесных пчел
и т. п.; женщины и девочки собирать в лесу различные плоды, готовить пищу,
мастерить набедренные повязки и плести из лозы, мягких кустарников, пальмовых
листьев подстилки и покрывала и т. п. Чтобы все это делать, надо выработать в
себе какие-то умения, которые, закрепляясь и развиваясь, перерастают в навыки. С
психологической точки зрения это означает, что в своем развитии человек
постепенно приходит к тому, что его голова и руки начинают работать слаженно. Мы
уже говорили с вами о том, что человек становится личностью не только тогда,
когда он почувствовал и пережил чувственно-эмоциональный опыт предков, вошел в
систему созданных ими ценностей, но и научился этим опытом пользоваться для
того, чтобы умножать этот опыт своими реальными делами.
А дела делают ведь руки. Голова только придумывает, что надо сделать, сами она
не может реализовать задуманное. Реализация - не ее жизненное призвание. Руки -
вот главный мотор реализации всего задуманного, придуманного, воображенного,
нафантазированного. Когда руки становятся как бы естественным продолжением
головы, образно говоря механизмом, мотором головы, работают в пандан с ней и
подталкивают, наталкивают голову на новые и новые задумки, новые решения, тогда
и рождается на свет мастер - "золотые руки". А человек, личность находит свое
место, о котором и говорят: "Вот этот человек на своем месте", ибо он делает его
так, как лучше его никто не сделает. Другой что-то другое может делать и делает
даже лучше, но это будет уже другое дело и другое место.
В чем же тут дело? Что происходит в душе человека, когда он находит свое место?
Ведь он учится очень многому, перенимает от старших массу знаний, умений и
навыков, а прикипает душой только к небольшой их части? Все дело в том, что из
всего многообразия и разнообразия знаний, умений и навыков, добытых и
наработанных людьми за всю историю, человек чаще всего на бессознательном уровне
выбирает для себя то, что ему по душе, что более всего соответствует складу его
ума, "настрою" его рук, его пробуждающимся жизненным интересам и возникающим,
вырабатывающимся в нем под их воздействием потребностям. Вот когда перед всеми
взрослыми открывается исключительно благоприятная возможность пока еще не
понять, но почувствовать душевное, сердечное влечение ребенка к определенным
знаниям и соответствующим им биениям сердца и навыкам. Ребенок, сам того не
ведая, потянулся к тому, к чему лежит душа. А душа его тянется к тому, что ей не
только импонирует, но для чего в ней есть соответствующие данные. К сожалению,
существующие в мире системы обучения не ориентированы на такой подход к делу
формирования новых поколении. Люди полагают, что раз человечество накопило массу
знаний, выработало в себе невероятное количество умений и навыков, то все
последующие поколения обязательно должны окунуться во все эти знания,
попробовать себя во всех делах и уж потом выбирать себе свое место в жизни.
Потому и обращают мало внимания на те случаи, когда ребенок, как говорят, раньше
времени находит, выбирает себя и свой жизненный путь, за исключением может быть
особо одаренных или гениальных детей. Правильно это или нет? Не лучше ли сразу,
как только ребенок обнаружил влечение к чему-то, учить его только этому делу,
вырабатывать только этому делу соответствующие знания, умения и навыки?
С точки зрения обучения, может быть, это и правильно, а с точки зрения
образования - нет. Дело в том, что ребенок пока ознакомился только с небольшой
частью знаний, умений и навыков взрослых и его что-то уже захватило, увлекло,
понравилось ему. Хорошо, если все это легло на его воспитанность, то есть его
уже погруженность в культуру, что осуществили родители. А если этого не
произошло, если в дальнейшем обучении ему откроются еще более увлекательные
именно для него и соответствующие именно его задаткам и знаниям, и умениям и
навыкам, а он уже ото всего этого отключился. Потеряет ли от этого он сам нечто,
да и семья, народ, человечество? Конечно, потеряют.
Мы же на этот момент акцентировали внимание не для того, чтобы тут же прекратить
обучение, а для того, чтобы ни родители, ни учителя не упустили случай увидеть,
почувствовать, что есть в данном ребенке, чтобы потом проследить, как будут все
больше и больше проявляться проклюнувшиеся задатки, будет ли усиливаться эта
тяга. Что нужно сделать, чтобы подпитать эти задатки и выявить их в полной мере?
Ведь из одних и тех же задатков можно прорастить, сформировать в богатой
знаниями, навыками, умениями атмосфере целый веер способностей. Но для этого и
нужно широкое поле знаний. Вот почему человечество, как оно только начало
всерьез себя осознавать, одновременно с обучением стремилось и к образованию
подрастающих поколений. Образование - это усвоение систематизированных знаний,
умений и навыков. Оно собирает опыт не только поколений данного народа, страны,
государства, но и всего человечества, чтобы последующим поколениям предоставить
возможность выбора из всего, что уже люды знают и умеют.
Предоставляя такие возможности, образование пытается предотвратить одностороннее
и ограниченное развитие человека, первоначальное увлечение которого не
обязательно является его призванием или, как говорил Н. А. Бердяев "божественным
предназначением". Способности личности к некоторым видам деятельности
обнаруживаются довольно поздно, на этапах взрослой жизни. Особенно это
характерно для сложнейших духовных видов деятельности. Правда, справедливости,
ради надо отметить, что такой сложнейший вид деятельности людей как
художественное творчество дает массу парадоксальных примеров. С одной стороны,

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign