LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

русской природы и человека, в ней живущего. Когда в 1992 г. в новом здании
Третьяковской галереи были собраны из разных музеев и из частных коллекций
произведения М. В. Нестерова, в течение нескольких месяцев не прерывался поток
благодарных зрителей, проводивших перед его полотнами в радостных раздумьях и в
восторге от увиденного и прочувствованного духовного богатства души художника.
В Третьяковской галерее есть зал, который насыщен особой атмосферой, - это зал
И. И. Левитана, картины которого представляют вершины русской пейзажной
живописи. Его пейзажи, - "Весна - большая вода", "Март", "Вечер на Волге",
"Владимирка", "Плес. После дождя", "Над вечным покоем", "Вечерний звон",
"Золотая осень", "Летний вечер", "Сумерки. Стога" и др. - исполнены
одухотворенности и полны раздумий о жизни. Левитан, пожалуй, самый вдохновенный
поэт русского пейзажа. В его картинах присутствуют вечность и повседневность,
переплетаются радость и печаль, покой и тревожные ожидания. Художник размышляет
о смысле жизни и предназначении человека, о его земных делах и неотвратимости
смерти. Овеяна гражданской скорбью "Владимирка" (дорога, по которой шли в Сибирь
ссыльные), полон радостного чувства принуждения природы "Март"; мощь и красота
великой роли Волги переданы в картине. Наиболее оптимистическая (и последняя)
работа Левитана "Озеро" задумана как обобщающий образ родины.
Известными мастерами пейзажа были братья Васнецовы, а также И. Шишкин - "человек
- школа, верстовой столб в развитии русского пейзажа", по выражению известного
партретиста И. Н. Крамского, одного из организаторов Товарищества передвижников.
Достигнув высочайшего уровня в конце XIX в., русский пейзаж и в XX в. получил
дальнейшее развитие в полотнах Коровина, Врубеля, Кустодиева, Головина,
Кузнецова, Серебряковой, Гончаровой, Добужинского, Петрова-Водкина, Грабаря,
Пластова, Стожарова, Нисского, Пименова...
Произведения русских художников- пейзажистов, являющиеся достоянием многих
музеев мира, всегда привлекают внимание посетителей этих музеев, желающих
погрузиться в удивительно глубокий и разнообразный мир русской природы. И чем
больше урона наносится, тем большее значение приобретает русский пейзаж в жизни
людей.
Рекомендации для учителей
После двух последних занятий можно попросить ребят составить письменный рассказ
об увиденном и почувствованном в природе и искусстве, а потом обсудить их
впечатления.
Вопросы
1. Могло ли у человека, не общающегося с природой возникнуть чувство красоты?
2. Какие виды искусства, по вашему мнению, имеет природную основу?
3. Какие народные промыслы, возникшие в результате взаимодействия человека с
природой, вы знаете?
Рекомендованная литература
Антман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (
ХVIII - начало ХХ вв.). С/-Cб., 1994
Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. - М.,
1981
Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.
Бадер О.Н. Каповая пещера. - М., 1965
Вагнер Г. К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. - М., 199
Василенко В. М. Народное искусство. - М., 1974.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
Гусев В. Е. Эстетика фольклора. - М., 1967.
Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. - М., 1970.
Замбровский Б.Я. Истоки искусства. - Воронеж, 1976.
Землянухина Л. В. Эстетика, этнография, быт. - М., 1994.
Иконников А. В. Искусство, среда, время. - М., 1985.
Искусство и общение. - Л., 1984.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. - Л., 1997.
Киященко Н. И. Сущность прекрасного. - М., 1977.
Ларичев В. Е. Прозрение. - М., 1990.
Лот А. В поисках фресок Тассили. - М., 1960.
Окладников А. П. Утро искусства. - Л., 1967.
Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. - М., 1989.
Проблемы народного искусства. - М., 1982.
Проблемы этики и эстетики. Вып. Л., 1975.
Ранние формы искусства. - М., 1972.
Русские изразцы. - Л., 1961.
Русское народное искусство Севера. - Л., 1968.
Рыдванова И. И. Семья и мир прекрасного. - Минск, 1982.
Семенов Ю. И. Как возникло человечество. - М., 1966.
Современные концепции эстетического воспитания. - М.,1998.
Словарь Античности. - М., 1989.
Фортова А. И. О диалектическом единстве нравственного и эстетического. - Киев,
1985.
Художественные промыслы Подмосковья. - М., 1982.
Человек и культура. - М., 1990.
Шепетис Л.К. Искусство и Среда. - М., 1978.

***********************************

Н.И.Киященко - Эстетика жизни (ч.2)Н. И. Киященко
Эстетика жизни
Учебное пособие. Часть II
Х- й класс

Содержание
Раздел I. Эстетика способов жизнедеятельности человека.
Тема 1. Жизнедеятельность и деятельность человека: их сходство и различие.
Творчески-созидательная и жизнестроительная сила любви
Тема 2. Воспроизводство человеческого рода как эстетический способ
жизнедеятельности людей
Тема 3. Воспитание - основной способ раскрытия природных задатков
ребенка и пробуждения в нем его родового стремления к красоте.
Эстетическое воспитание.
Тема 4. Обучение и образование как процессы очеловечивания
человека и гармонизации его взаимодействий с миром.
Тема 5. Воспитание, обучение и образование как творчество.
Раздел 2. Эстетика деятельности человека как творчества
(Красота как творчество, творчество как красота).
Тема 1. Дизайн как материально-художественное творчество
и как средство гармонизации и эстетизации среды обитания.
Тема 2. Народные промыслы и ремесла как проявление стремления
народа к красоте и материально-художественному творчеству.
Народное искусство.
Тема 3. Овладение знаниями и познавательная деятельность человека
как средства гармонизации мира в себе, себя с миром,
общества с природой. Эстетическое содержание познавательной
деятельности
Тема 4. Хозяйственно-экономическая и материально-производственная
деятельности как способы эстетического творчества.
Тема . 5 Общественная и политическая деятельность в их эстетическом
освещении.
Тема . 6 Художественная деятельность - высший вид эстетического
творчества.
Раздел I. Эстетика способов жизнедеятельности человека.
Тема 1. Жизнедеятельность и деятельность человека: их сходство
и различие. Творчески-созидательная и жизнестроительная
сила любви.
Итак, ребята, в прошлом учебном году мы уже рассмотрели, можно сказать, с
эстетической точки зрения условия существования человека. Разумеется, как
естественные, так и искусственные, то есть культурные, сотворенные человеком для
самого себя, в том числе и культурно-освоенные естественные условия - природу,
представленную средствами художественно-образного языка. Теперь нам предстоит
обсудить вопросы о том, как в этих естественных и искусственных условиях человек
осуществляет свою жизнь и воспроизводит новые и новые поколения людей, будучи
вооруженным собственно человеческим опытом и пользуясь всеми накопленными
человечеством ценностями, в том числе и богатым чувственно-эмоциональным опытом.
Нам в данном разделе нет необходимости рассматривать все богатство
взаимодействий человека с миром, но только ту сферу этих взаимодействий, которая
непосредственно связана с воспроизводством человеческого рода. Ведь обычно
деятельность человека рассматривают только в свете производства и
воспроизводства человеком средств существования, независимо от того, на что идут
и каким образом используются-- на созидание или разрушение созданные им
средства. Хотя все знают и понимают, что помимо материльных и духовных ценностей
человек тратит свои самые сокровенные силу и энергию на воспроизводство жизни,
новых поколений людей, то есть на продолжение человеческого рода. Поэтому все те
виды деятельности человека, которые совершаются им для воспроизводства жизни мы
с вами будем в дальнейшем называть способами жизнедеятельности людей. А все
другие виды активности человека, связанные с производством средств обеспечения
жизни уже родившихся людей видами деятельности. Разумеется последних гораздо
больше, чем первых. К способам жизнедеятельности людей мы будем с вами относить:
Любовь, половую любовь, семейную жизнь, воспитание, обучение, образование
подрастающих поколении, введение их в культуру, во всю систему человеческих
ценностей и человеческих отношении.
С одной стороны всякий разговор о Любви радостен, а с другой - в дрожь бросает:
разве можно хоть в малой степени высказать словами то трепетнейшее и
сокровеннейшее состояние души человеческой, через которое проходят абсолютно все
люди, когда-либо населявшие Землю и все могущие появиться на ней во все
последующие тысячи и миллионы лет.
Наверное это великое чувство вырабатывалось людьми буквально с первых шагов
появления человека, поскольку во многих и многих археологических находках самых
древнейших времен найдены различные памятники культуры, говорящие о том, как
давно первобытный человек выделял женщину среди всего живого, выражал к ней свое
особое отношение, создавал образы Мадонн, которыми он восторгался и восхищался.
Поскольку в древнейших фигурках женщин особо выделяются детородные органы
женщины, мы можем заключить, что для древнего человека чувственная и половая
Любовь совпадали. А мужчины, испытывавшие высокие духовные чувства к женщине, в
такой же степени восторгались и ее способностью продолжать род человеческий, то
есть они не рассматривали половую любовь как навязанную родом человеческим
обязанность женщины тянуться к мужчине, служить ему, подчиняться, поскольку над
ней тяготит проклятие рода воспроизводство жизни. Это мужчинам пришло в голову
только в Древней Греции, когда Платон (427-347 гг. до н. э.) разделил любовь на
2 вида. возвышенную чувственную, то есть собственно духовную, позднее названную
божественной и земную, вульгарную или простонародную плотскую любовь. Платон
женщину в первой любви назвал Афродитой (богиня Любви в древнегреческом пантеоне
богов) небесной, а во второй Афродитой простонародной или вульгарной, призванной
не столько любить и сливаться с мужчиной в единую целостную личность, сколько
выполнять свое родовое предназначение - воспроизводить род человеческий.
Надо сразу сказать, что эта философская традиция прошла почти через все
дальнейшие века развития европейской культуры, а с наступлением христианства
любовь вообще была отнесена к разряду греховных дел человеческих, вынудивших
когда-то Адама лишиться ребра и съесть в райском саду дьявольское яблоко,
предложенное ему Евой. Философы то считали Любовь главным путем к
индивидуальному бессмертию (В. Соловьев), то разделяли отношения мужчины и
женщины на Любовь и половые отношения, принижая последние и не считая половую
любовь подлинным чувством (Н. А. Бердяев), то всячески превозносили любые
отношения полов, требуя полного раскрепощения любви (В. Рязанов). Хотя, вообще
говоря, проблеме любви в философии не так уж и везло. Любовь редко занимала
внимание философов. слишком часто людей сдерживали стыдливость, лицемерие,
ханжество и даже страх перед таинственностью этого самого глубокого
человеческого чувства.
Но мы не будем вдаваться в эти глубокие теории, в которых много не только
туманного, мистического, противоречивого, излишне накрученного и запутанного.
Нас интересует тот факт, что всегда и везде в простых народных массах вопросы
любви, половых отношений не обсуждаются - они просто решаются сами собой как
неотъемлемая и естественнейшая часть жизни каждого. Это в философской мысли
России В. Розанов во всеуслышание провозгласил, что половой вопрос есть основной
вопрос жизни, что любовь не надо запрещать, не надо провозглашать ее греховной,
грязной, постыдной, что без Любви ничего на Земле происходить не может и не
будет. Н. Бердяев, занимая по вопросу о любви очень непростую позицию, не мог
отказать любви в том, что она есть самая существенная, самая радостная, самая
творческая, хотя и трагическая часто сторона, часть жизни каждого человека. Он
писал: "... ведь каждый тайно мучился этой проблемой, бился над ее решением для
себя, страдал этой мукой полового томления, мечтал о любви, каждый знает ту
признанную истину, что все почти трагедии в жизни связаны с полом и любовью.
Всем известно, что с полом связана вся наша жизненность, что половое возбуждение
носит характер экстатический и творческий"([1]). Здесь он, как говорят, ничего
не имеет против любви. Наоборот он ее защищает, выступает против христианского
принижения половой любви, отстаивает право человека не только на небесную,
божественную, но и на земную Любовь. Он ратует за то, что "назначение женщины -
конкретно воплотить в мир вечную женственность, то есть одну из сторон
божественной природы и этим путем вести мир к любовной гармонии, к красоте и
свободе. Дело это не меньше и не хуже всех мужских дел" ([2]). Но он никак не
мог смириться с тем, что возвышенная Любовь, Эрос как индивидуальное половое
избрание, как слияние начала мужественного с вечной женственностью, может
совмещаться и совмещается с Любовью половой или родовой, поскольку последняя не
есть соединяющее утверждение пола, а есть лишь продолжение дробления, что она не
может дать целостной личности.
Простые же люди своей реальной жизнью, в которой возвышенная и родовая Любовь
дают прекраснейшие результаты - и счастливую жизнь любящим, и талантливых, а то
и гениальных людей человечеству и полное слияние влюбленных и любящих в единое
целое - семью - опровергали и опровергают идеальные и мистические устремления
философов. Они может быть и не слагают стихов о любимой женщине и
женщине-матери, но в быту, в семейных отношениях выражают ей все свои сердечные
чувства и глубочайшую привязанность, симпатию и уважение, считая ее
действительной Мадонной. Хотя, конечно, они и читают великих поэтов, пытавшихся
и пытающихся до наших дней, да и будут пытаться всегда выразить свой восторг
перед женщиной.
А. С. Пушкин, наверное, в миллионный раз свое восхищение Мадонной выражл в
одноименном сонете:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель
Она с величием, он с разумом в очах
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Если исходить из библейских преданий, то Мадонной можно называть богоматерь,
которая каждому художнику, изображающему ее с младенцем, представляется в
соответствии с его верованиями и его пониманием всечеловеческого значения акта
рождения Иисуса Христа, разумеется, и с его идеалами о красоте Мадонны и
божественной красоте младенца. Для многих же поэтов, художников, писателей и
композиторов Мадонна - это просто всегда прекрасная женщина-мать, поскольку
художники не являлись сторонниками резкого разделения небесной и земной любви,
то есть Любви, как высшего духовного чувства, и плотской любви, как родовой
обязанности женщины. Между прочим для абсолютного большинства людей на Земле,
истинно любящих и влюбленных в женщину этого философического разделения Любви на
возвышенно-небесную и плотско-земную не существовало и не существует. Поскольку
простым людям представляется, что высшим плодом и результатом Любви мужчины к
женщине является не только слияние душ и тел в единую личность, но и рождение в
этом слиянии новых и новых поколений людей. Ребенок для них и является
воплощением искомого единства мужчины и женщины в Любви, выражение совершенных
качеств отца и матери. Философам же представляется, что именно рождение ребенка
- результата половой, земной любви говорит о дроблении и даже распаде
совершенного мира. Н. Бердяев вслед за Платоном писал: "Совершенный мир не
должен продолжаться в чем-либо ином, не должен ничего рождать, он остается в
вечности, остается самим в себе. Все совершенное и безмерно-прекрасное есть
достояние вечности, не дробится, не продолжается в рождении из себя
несовершенных частей. Любовь родовая не есть соединяющее утверждение пола, она
продолжает лишь дробление" ([3]). Противопоставление личности и рода оказалось
для философов не только камнем преткновения на пути достижения совершенства, но
и явилось средством оправдания однополой любви мужчины к мужчине
(гомосексуализм), женщины к женщине (лесбиянство), а также всякого рода половых
извращений, право на которые современные люди отстаивают, прикрываясь
философскими оправданиями.
Для философа женщина может представиться даже исчадием ада, воплощением
гиперсексуальности и греховных вожделений. Для поэта, художника, писателя,
композитора, и вообще для любого человека с высоко развитой чувственностью
женщина всегда есть объект Любви, воплощение красоты и идеала, которые наполняют
душу несказанным восторгом и благороднейшими стремлениями, желаниями и
чувствами. Ф. И. Тютчев лиричнейший из русских поэтов - сказал:
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде всегда,
Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...
А прекраснейшая русская поэтесса конца XIX - начала XX века Мирра Лохвицкая,
написав "Песнь любви", выразила высшую жизненную ценность этого великого чувства
так :
Хотела б я свои мечты,
Желанья тайные и грезы
В живые обратить цветы,
Но... слишком ярки были б розы!
Хотела б лиру я иметь
В груди, чтоб чувства, вечно юны,
Как песни, стали в ней звенеть, -
Но... порвались бы сердца струны!
Хотела б я в минутном сне
Изведать сладость наслажденья, -
Но... умереть пришлось бы мне,
Чтоб не дождаться пробужденья!
Ссылок на поэтов можно приводить бесчисленное множество, причем поэтов разных
стран и народов, живших во все времена человеческой истории. Но нас в данной
главе в основном волнует вопрос, в чем же состоит живительная, творческая и
жизнестроительная сила любви. По этому вопросу столь же многочисленны и
разнообразны по образам выраженные образцы искусств и поэзии. Главное в этих
образах состоит в том, что Любовь уже на стадии только ее зарождения, которую
называют влюбленностью, пробуждает в человеке все самые лучшие, самые
благородные, самые добродетельные его силы, как бы придавая им крылья для
полета, Ребята, попробуйте внимательно, причем не умом, а сердцем, прочитать
первый том стихов А. С. Пушкина из десятитомного собрания его сочинений,
выпущенных четвертым изданием в Ленинграде. Стихотворения, написанные им в
1813-1820 годах (возраст А. С. от 14 до 21 года). Я верю, что вас не может не
потрясти эммоционально то, как начинающий поэт в ярких образах показывает
пробуждение первых чувств и желаний поэта,блистательные стихи раскрывают его
быстрое созревание и мудрение во влюбленностях и в Любви. В этом томе есть и
такие прозрения, которые в наше время оказываются непосильными даже взрослым
людям. Причем А. С. Пушкин всегда пишет легко и непринужденно, с такой
искренностью и чистотой, что при чтении его стихов сами собой отпадают все
наслоения современности на чувственную жизнь людей нашего времени: слишком
разнятся наши современные представления о Любви от того, что связывается с
настоящей Любовью и что действительно является ею. Современные молодые люди
почти не умеют различать в своих чувственных состояниях увлеченность,
влюбленность и Любовь. Оказываясь чаще всего сами виновниками своих несчастий в
отношения с женщинами, не умея понять и разбудить друг в друге лучшие
человеческие чувства, молодые люди начинают смотреть на Любовь как на неизбежное
явление, часто отождествляют ее со злом, неудачи в любви с конкретной девушкой
или женщиной начинают переносить на всех девушек и женщин. В них рождаются или
жено- или мужененавистники. Для женоненавистников не существует идеала
Прекрасной женщины, который через многие века прошел в образе Прекрасной дамы.
Представление о том, что в Любви не бывает некрасивых женщин или мужчин,
находится за пределами их житейского опыта. Их сердце не способно реагировать на
красоту.
На самом деле, разве не удивителен тот факт, что за всю многовековую историю
люди не зафиксировали каким-либо образом ни одного факта некрасивой любви и
факта Любви некрасивых людей. Любовь оказалась таким и пожалуй единственным
человеческим чувством, которое всецело базируется на красоте и поднимает
последнюю до статуса прекраснейшего чувства. Именно красота этого чувства и
вдохновляет человека на самые невероятные, всегда прекрасные, благородные и
добродетельные дела. Она пробуждает в душе любящего такие силы, которых он в
себе не ощущал и не имел представления о том, что они у него имеются.
В чем же дело? Почему другие чувства, причем самые благородные и возвышенные,
например, мужество, отвага, храбрость, теплота, сердечность, отзывчивость... не
достигают такого уровня, чтобы быть водруженными на вершине всех представлений о

красоте? Один из существенных ответов заключается в том, что Любовь независимо
от условий жизни, от существующего окружения и состояния социума делает человека
счастливым, всегда счастливым пока он любит. Вопреки и наперекор всему в сердце
любящего человека сияет счастье, он светится им, оно освещает все в его
жизненном опыте и состоянии особым светом радостного вдохновения. Вячеслав
Иванов - поэт "серебряного века в русской поэзии" писал:
Солнце, сияя, теплом излучается:
Счастливо сердце, когда расточается.
Счастлив, кто так даровит
Светлой любовью,что светлому чается,
Будто со всем он живым обручается.
Счастлив, кто жив и живит.
Счастье не то, что годиной случается
И с мимолетной годиной кончается.
Счастья не жди, не лови.
Дух, как на царство, на счастье венчается,
В счастье, как в солнце, навек облачается.
Счастье - победа любви.
И еще. Человек в любви постоянно испытывает также светлую радость. Восторженное
состояние души становится для него привычным. Оно раздувает жар души и
вдохновляет на творческие дерзания. Вот в этом вопросе у философов всех времен
существовало убеждение, что все творчество культуры есть лишь объективация того,
что совершается в скрытой таинственной глубине души влюбленного и любящего
человека, что "без влюбленности в вечную женственность, мужчина ничего не
сотворил бы в истории мира, не было бы мировой культуры; бесполое всегда
бессильно и бездарно. Мужчина всегда творил во имя Прекрасной Дамы, она
вдохновляет его на подвиг и соединяет с душой мира". Более того "Только женщине
могут открыться некоторые тайны жизни, только через женщину может приобщиться к
ним мужчина" ([4]).
Не даром история человеческой культуры знает бесчисленное количество примеров
создания самых выдающихся произведении литературы и искусства силой Любви и на
пике Любви, когда сам творимый образ предстает в облике и образе любимой женщины
- реальная ли она или только воображаема. Так великий итальянский поэт -
предвестник Возрождения - признавался, что толчком к пробуждению в нем поэта
явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари
- прекрасная Беатриче. Но в его творчестве Беатриче стала потом самим духом
поэзии, образом, который вдохновил его на создание "Божественной комедии" -
одного из выдающихся духовных памятников XIV века (Данте Альгьери жил с 1265 по
1321 годы) во Флоренции, откуда был изгнан и заочно приговорен к смерти властями
Флорентийской республики. Приступив к осуществлению столь грандиозного труда,
якобы по совету великого древнеримского поэта Вергилия, сомневаясь в том, хватит
ли у него сил для осуществления великого замысла, Данте призывает для совета
Беатриче:
"Из сонма тех, кто меж добром и злом,
Я женщиной был призван столь прекрасной,
Что обязался ей служить во всем.
А она сказала:
Я Беатриче, та, кто шлет тебя;
Меня сюда из милого мне края
Свела любовь; я говорю любя.
Ну как же можно не прислушаться к такому совету, как можно не преодолеть в себе
страх перед величием вергилиева поручения. И Данте отвечает:
Единственная ты, кем смертный род
Возвышенней, чем всякое творенье,
Вмещаемое в малый небосвод,
Тебе служить - такое утешенье,
Что я, свершив, заслуги не приму;
Мне нужно лишь узнать твое веленье.
А в ходе осуществления замысла поэмы Беатриче уже в образе Прекрасной
Дамы-вдохновительницы постоянно приходит на помощь поэту в самые трудные и
счастливые минуты его творческого подвига. В сонетах же Данте Беатриче уже
выступает как воплощение Любви и постоянной творческой силы и вдохновения.
Еще более поразительный пример великой веры в творческую силу Любви
продемонстрировал своей поэзией младший современник Данте Франческо Петрарка
(1304-1374), который будучи монахом и, естественно, никогда не женившимся
человеком, создал образ прекраснейшей женщины Лауры в своих сонетах "равной

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign