LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Любите ли вы землю и умеете ли работать на ней?
3. Считаете ли вы сельский труд привлекательным и значимым?
Тема 11. Город и его среда
В отличие от деревенской среды, составляющей часть природной, городская среда
является искусственной, созданной человеком. С этимологической точки зрения
город - это жилище, которое строил человек десятки, а может, и сотни тысяч лет
назад, чтобы отгородиться от мира.
Люди всегда огораживали места своего обитания - судя по археологическим
находкам, даже входы в пещеры огораживались в целях безопасности. Научившись
строить жилища из различных природных материалов, они также огораживали их.
Естественно предположить, что в этих жилищах, как и в пещерах, они жили не по
одиночке, а родами, племенами, семьями. Потому и город стал тем местом, куда
люди собирались для совместной безопасной жизни. А каждый новый человек,
приходивший в город, селился уже за оградой-крепостью.
Задолго до первого упоминания Москвы на Боровицком холме над Москвой-рекой,
(названным так потому, что был покрыт бором, т.е. сосновым лесом) у места
впадения в нее речки Неглинки были поставлены и отгорожены всего на несколько
сотен аршин первые хоромины. Потом количество построек увеличились, были
возведены деревянные заборы, а затем деревянные стены - так возник на холме
Кремль. На севере и востоке от Кремля начали селиться торговцы и ремесленники, а
позже люди, занимавшиеся другими промыслом. Этот посад, известный ныне как
Китай-город, был обнесен стеной.
Как мы уже говорили, в городской среде леса, рощи, овраги, реки, пруды, и т.д.

преобразовываются человеком так, что становятся как бы искусственными. Да часто
и действительно являются искусственными, если города создаются в пустыне.
Возможно, он не поедет за город с единственной целью полюбоваться природой, но и
в городе у него может дрогнуть сердце от созерцания красоты природы, журчания
ручья, пеня птиц...
Именно нужды городской жизни породили зодчество, ландшафтную архитектуру,
садово-парковое искусство, дизайн, высочайшего эстетического уровня ансамбли
специального назначения - музейные комплексы, парки искусств,
кино-концертно-театральные комплексы, мемориальные кварталы... В них все
сливается в удивительной гармонии и нерасторжимом единстве. Многие такие
ансамбли помогают понять историю культурного развития города, а иногда и страны.
Московский Кремль, в котором когда-то жили люди, были монастыри, частные дворцы
и хоромы и простые избы, теперь памятник, частью которого являются Красная
("красивая" по древнерусски) площадь, Александровский сад, Покровский собор,
Храм Казанской Божьей матери, здание Исторического музея, памятник Дмитрию
Пожарскому и Козьме Минину, здание Манежа... Замечательными архитектурными
московскими ансамблями являются Театральная и Пушкинская площади, Крутицкое
подворье, Новодевичий, Спасский, Петровский монастыри...
А сколько удивительных ансамблей в нашей Северной Пальмире - Санкт-Петербурге! -
Невский проспект, Дворцовая и Сенатская площади, стрелка Васильевского острова,
Смольный монастырь и Смольный дворец, Таврический дворец, Адмиралтейство,
изумительные мосты над Невой, Фонтанкой, Мойкой... А Санкт-Петербургская площадь
искусств, наверное, не имеет себе равных.
Удивляться приходится не тому, что существует множество городов-музеев, побывать
в которых - уже великое счастье - Иерусалим и Александрия, Константинополь и
Афины, Рим и Париж, Прага и Будапешт, Варшава и Краков, Берлин и Лондон, Бухара
и Самарканд, Ереван и Тбилиси, Киев и Львов... - а тому, что и в этих
городах-музеях есть люди, равнодушные к красоте, несмотря на то, что с детства
живут в этих прекрасных городах. Значит, кроме красоты окружающей среды
требуется красота взаимоотношений людей, особая социальная среда, наделяющая
человека ощущением красоты, прекрасного. Значит, кроме воздействия окружающей
среды необходимо благотворное влияние человека на человека, т.е. воспитание,
посредством которого от поколения к поколению передается все самое лучшее и
ценное из накопленного человечеством. Городская среда сама по себе не может
противостоять злу, рождающемуся в душах людей, хотя, создавая ее, архитекторы и
строители рассчитывают на то, что в созданном ими городе будут жить прекрасные
люди. Любой художник надеется, что результатами его творческих усилий, исканий,
переживаний будут пользоваться и восхищаться и современники и потомки, - в свои
творения он вкладывает всю душу и стремиться воплотить в них самые светлые и
лучшие устремления и желания, чтобы остаться в памяти потомков.
Во все эпохи это было главной задачей творцов-строителей. По утверждению А. В.
Иконникова, "Изменяя среду, чтобы создать лучшие условия для жизни, люди
воплощают в ней некий идеальный образ", поскольку каждый архитектор, строитель,
дизайнер является представителем своего времени, он в своих произведениях и
воплощает образ этого времени с его идеалами, устремлениями, надеждами и
желаниями. Архитектура любого города отражает различные эпохи его развития,
различные устремления людей, их отношение к природе и друг к другу, масштабы
человеческих желаний и возможности реализации их в дереве, камне, металле,
стекле, бетоне и т. п. Материалы, используемые в строительстве, в течение веков
почти не меняются - меняются пространственные формы, отражающие мировоззрение,
идеалы людей той или иной эпохи. Различные предметы повседневного обихода,
наполняющие эти пространственные формы, многое могут рассказать о жизни людей
предшествующих эпох. Потому наличие во все времена людей равнодушных, не
желающих помнить добро, сотворенное предшественниками, совсем не означает, что
городская среда не действует на основную массу ее жителей благотворно. Недаром
говорят, что люди создают города, а города создают, формируют людей.
Чтобы получить представление о жизни предшествующих поколений, достаточно пройти
по одной из центральных улиц города. Ведь все изменения в архитектуре городов,
характерный для разных эпох, коснулись прежде всего центральных улиц и площадей,
а потом уже получили либо круговое, либо радиальное (с севера на юг или с
востока на запад) направление - в зависимости от места расположения города.
Например, архитектура Алма-Аты могла развиваться только в северном и западном
направлении, поскольку к югу и востоку от нее находился горный массив, т.е.
исторический облик городов в значительной мере определяется природными
условиями.
Если для деревенского зодчества характерно использование мотивов прикладного
народного искусства, то в городскую архитектуру органично вписываются фрески,
мозаичные панно, витражи, скульптура в виде статуй, горельефов, барельефов,
украшающих портики, фризы, карнизы зданий либо воплощенных в кладке, конструкции
самого здания. Архитектуру называют застывшей музыкой, потому, что городские
мосты, разная высота зданий, сочетание вертикалей и горизонталей- это
воплощенные в разные материалы ритмы. Каждый город заслуживает внимательного
изучения его архитектуры, его символов, гербов, вензелей, мемориальных досок,
скульптур и т.д.
Кроме того, в каждом городе сооружены, музейные комплексы, театральные и
концертные залы, картинные галереи, спортивные сооружения, кинотеатры, дансинги
т.д., создающие духовно насыщенную атмосферу для общения человека с искусством,
обмена культурными ценностями, без которого не может осуществляться
преемственность поколений, передача духовного богатства, накопленного
человечеством, культурных традиций.
Эволюция архитектуры подчинена поискам наиболее выразительных и эстетически
значимых, устойчивых, т.е. стабильных форм. Возможности архитекторов,
строителей, дизайнеров и художников-монументалистов в организации
эстетизированной городской среды, в создании образа города, соответствующего
современности, чрезвычайно многообразны. Этим и объясняется разнообразность
облика городов.
Конечно, невозможно заставить человека ощутить красоту города, в котором он
живет, но каждый из вас, ребята, может попытаться это сделать, открыв в себе при
этом многие положительные качества.
Вопросы
1. Чем городская среда отличается от сельской?
2. Любите ли вы свой город, район и за что?
3. Какие выдающиеся памятники архитектуры, расположенные в вашем городе, вы
знаете?
Тема 12. Природа как объект художественного воплощения и эстетического
восприятия человеком. Русское народное искусство
На предыдущих занятиях мы говорили о повседневной жизни людей среде обитания,
украшении этой среды, в процессе которого создавались и образный язык, и
художественная символика и неповторимый стиль художественного мышления.
Повседневная жизнь людей, их быт, все виды деятельности, которыми они
занимались, были тесно переплетены и с их духовной жизнью, и с природой -
естественной средой обитания. Поэтому в беседе о русском народном искусстве
невозможно не рассмотреть тему "Природа как объект художественного восприятия".
Известно, что любой объект, предмет или явление, составляющие среду обитания
людей, находит отражение в их чувствах, сознании и во всех процессах и
результатах их духовной деятельности. Древнейший человек начинал свое
становление как духовного существа с попыток запечатлеть на стенах пещер, на
скалах свое отношение к природе - естественной среде его обитания и источнику
существования: изображения животных и рыб, которыми он питался, - самые древние
находки археологов.
Случаен ли тот факт (тоже известный нам благодаря титанической работе
археологов), что самыми первыми предметами поклонения древних людей были
предметы и явления природы, которые, как им казалось, не предназначенные для
утилитарного использования, оказывали влияние на их существование, самим своим
присутствием в мире, - солнце, река, каменная глыба или животное, дерево и т.
д.? Эти-то природные предметы и явления постепенно рождали образы, накопление и
развитие которых составило впоследствии основу разных искусств и образный строй
искусства в целом. Наскальные рисунки, трансформировались - от черточек,
штрихов, до изображения солнца в виде лучистого, а позже и раскаленного
(окрашенного красной или желтой глиной) круга, испускающего живительные лучи; от
обозначения отдельных частей животного, (рога, глаза, уши) до его полного
изображения, причем в разных позах, - в стремительном движении, во время
борьбы, отдыха и т.д., т.е. человек учился воспринимать и фиксировать увиденное
и прочувствованное им.
Не так ли поступает и современный человек, оказываясь наедине с природой? В
первую очередь его чувственная память фиксирует то, что его больше всего
поразило, взволновало, вызвало радость или восхищение, а может быть, и страх,
оцепенение. Человек, впервые оказавшись в горах или на море, в пустыне или в
сибирской тайге, в первые минуты замирает от восторга перед грандиозностью
представшей перед ним стихии. Это чувство долгие годы пробуждает воспоминания и
желание вернуться в эти места, снова увидеть нечто невиданное и испытать
неизведанное. Так рождаются вечные непоседы, не умеющие отдыхать на одном месте,
и стремящиеся к нехоженым местам, - их привлекают то бурные порожистые реки, то
горы, вершины еще непокорены, то тропы, по которым еще никто не ходил...
Неважно, что трудно, что усталость валит с ног, что тяжелый рюкзак тянет к земле
- зато на душе светло и радостно: невиданной красоты цветок, дерево, диковинные
птицы и животные, редкий камень, - все это будет источником незабываемых
впечатлений, светлым воспоминанием на всю жизнь. Не с этого ли начинается
становление будущих геологов, исследователей-путешественников, профессиональных
охотников, рыболовов? Они чувствуют себя неловко в домашней обстановке и
стараются как можно быстрее попасть в свою стихию. Для абсолютного большинства
населения природа - дом родной, потому что еще в глубокой древности она стала не
только среда существования людей, но и мощнейшим средством их духовного
развития. Можно утверждать, что духовно осваивать природу человек начал в быту,
когда используя как оружие охоты, попытался приспособить ее и для бытовых нужд,
а потом что-то изобразил на палке (щепке, камне, ракушке, кости) и передал ее
другому.
В глубокой древности зарождались и народные промыслы, и искусство росписи по
дереву, резьбы по дереву, кости, лепки из глины, и росписи глиняных изделий - об
этом свидетельствуют экспонаты краеведческого музея в любом городе мира.
Народное искусство, как бы выраставшее из земли и природы, всегда было и будет
питательной почвой для всех видов профессионального искусства, ибо оно насыщено
символами, метафорами, аллегориями, без которых невозможна образность.
В росписи по дереву встречаются все приемы художественного письма,
орнаментальные элементы всех времен и народов, в которых многое заимствовано у
природы. В России существует около тридцати школ росписи по дереву, да еще школы
резьбы по дереву, по кости, около двадцати камнерезных фабрик и мастерских. А
сколько насчитывается мастеров-одиночек! Известно, например, что актер Большого
драматического театра (г. Санкт-Петербург) Народный артист Евгений Лебедев
собирал причудливые корни деревьев и вытачивал причудливые фигурки, пластически
отражая в них создаваемые им на сцене и в кино образы.
Разве можно не почувствовать прелесть и неповторимость, например, мезенской и
пинежской росписей на прялках, ставнях, полках и шкафчиках и т.д.?! Самая
древняя на нашем Севере Мезенская роспись - это роспись по гладкому дереву, а
пинежская - обязательно и резная и расписная. И рисунок, и образы, и цвета
разные, хотя районы Мезени и Пинеги расположены неподалеку друг от друга. В
Мезенской росписи больше основательности во всем, в Пинежской - легкости,
штрихов. В печорской деревне ложка, ларец, ставня или карниз украшены
причудливыми орнаментами, птичками, завитушками, а в вологодской росписи по
дереву преобладают цветы - яркие, броские, солнечные. Вологодская роспись по
дереву нашла своеобразное воплощение и в знаменитых на весь мир вологодских
кружевах. Росписи перекочевывали и на изразцы, на лубочные картинки. Народные
умельцы расписывали праздничные сани, таратайки, вальки, стены внутренних
перегородок, а затем и посуду - большие деревянные блюда и подносы. Появилась
городецкая, хохломская, полх-майдановская (или полховско-майдановская) росписи,
тверская роспись. Тут уж фантастические цветы, лошади, деревья и птицы
засверкали невиданными красками. Позже все это красочное празднество нашло
отражение в росписи жестяных металлических подносов.
Всегда в народном творчестве - росписях, кружевном деле, ткачестве,
вышивании, в золотошвейном деле и т.д. присутствовали природные элементы - лист
и цветок, дерево, животное, птица, превращавшиеся в фантастические существа -
символы веры, мировоззрения россиян, их любви к природе.
Наработанные навыки в росписи, ткачестве, вышивке, вязании и т.д. потом находим
отражение и в оформлении более крупных предметов. Во многих домах Русского
Севера, Приуралья, Поволжья и Сибири почти вся мебель была расписной, украшенной
резным узором, на стенах нередко изображались развернутые картины на основе
художественных сказаний, вся утварь и посуда были произведениями искусства, так
же, как и праздничная народная одежда, отражающая яркое многообразие российской
природы. Изразцовое искусство верхневолжских, (особенно ярославских) мастеров, и
лубок постепенно стали использоваться и в отделке храмов: купола покрывались
изумительными разноцветными изразцами, наличники окон, карнизы, кокошники,
дверные проемы тоже обязательно обрамлялись изразцами. Сегодня в Ярославле можно
полюбоваться изразцовыми наличниками окон церкви Николы Мокрого, изразцовым
декором Тихвинской церкви и церкви Иоанна Предтечи в Коровниках, в Москве -
изразцами Крутицкого подворья, декоративными розетками Покровского собора, в
Новом Иерусалиме - изразцовыми наличниками Воскресенского монастыря.
На изразцах изображались разные сюжеты - путешествия в другие страны,
встреченные там невиданные на Руси растения и животные, военные походы и морские
плавания, сценки из народной жизни, нередко в шуточном освещении, даже
библейские сюжеты. Еще более богатыми по содержанию были лубочные народные
картинки, которые делались народными мастерами-художниками на бересте или на
втором слое березовой коры - лубке.
В XVII в. лубочные картинки представляли светское искусство, которое на Руси
только зарождалось. В них ярко и красочно излагались исторические события,
библейские сюжеты, походы Александра Македонского, покорение Казанского и
Астраханского ханств, подвиги храбрых витязей и богатырей Земли Русской; на них
изображались Великий Новгород и Троице-Сергиева Лавра, Москва и Московский
Кремль, райские птицы Алконост и Сирин, подчеркивающие избранность русских людей
для дел великих и благородных. Никто теперь уже не помнит имен этих мастеров,
но их творения еще живы, а значит, есть надежда, что и художественные промыслы и
ремесла эти когда-нибудь будут восстановлены, тем более что на Руси всегда
находились умелые и мудрые мастера, которые могли разгадать любые тайны,
связанные с делами рук человеческих. Разгадали же русские мастера-художники
изразцов, пришедших к нам из Италии и Германии, Голландии и Швеции, секреты
производства, а потом и обогатили это производство. Вот и сейчас появляются то
глиняных, то деревянных, то медных, то чугунных дел мастера, которые уже могут
сделать многое из того, что делалось раньше и что духовно обогатит современного
человека не меньше, чем людей прошлого. На Урале отливают колокола для
восстанавливаемых храмов, на калужской и московской земле восстанавливается
производство изразцов, костромские и московские художники создают лубочные
картинки, елецкие и вологодские кружевницы переняли у бабушек искусство плетения
узоров, развиваются промыслы и художественные ремесла Нижегородчины,
Подмосковные Мстера и Федоскино, Ивановские палешане, дятьковские, богородские,
филимоновские игрушечники, ювелиры Вологодской, Ярославской, Костромской
областей продолжают дело. Искусство народных мастеров, иконописцев, создателей
лубочных картинок создало предпосылки для появления в XVII-XVIII вв. светской
живописи и ее важнейшего жанра - пейзажа. На Руси признаки светской живописи
проявлялись постепенно - от изображения земных богоугодных деяний святых в
(земледелие, хлебопашество, строительство или ратные подвиги, ремесла или
просветительство) до появления портретов лиц не только духовного или церковного
сана. Почему с таким трудом возникла светская живопись? Да потому, что на Руси в
течение многих веков было запрещено создавать земные, небожественные образы,
воспроизводить небиблейские сюжеты. Даже лубочное искусство начиналось с
изображений библейских сюжетов. Светская живопись пробивала себе дорогу так
долго, что в народе накопились мощные творческие силы, как будто ждавшие своего
часа, чтобы выплеснуться на полотна и поразить необычностью красок, форм,
сюжетов, связанных с природой или жизнью простых людей. Изображения эти были
столь яркими и глубокими, что посещающие Россию иностранцы поражались зрелому
мастерству русских художников.
Например, натюрморт *, (* Натюрморт - это изображение неодушевленных предметов в
отличие от портретной, жанровой, пейзажной и исторической тематики.) появившейся
в России только в XVIII в., в отличие от Европы, где получил бурное развитие в
XVI-XVII вв., уже в XIX в. стал одним из основных видов живописи. Выдающиеся
русские художники И. И. Левитан, В. А. Серов, В. Д. Поленов, К. А. Коровин, Б.
М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, М. В. Добужинский, П. 3. Кузнецов, П. П.
Кончаловский, А. В. Куприн и др. сделали натюрморт к концу XIX - началу XX в.
художественным явлением мирового значения.
В натюрмортах И. И. Левитана с поразительным лиризмом и нежностью изображены
простые полевые и лесные цветы, в деревенской кринке или простенькой вазочке. А
художники К. А. Коровин и В. А. Серов зачастую изображали людей в окружении
предметов природы, помогающих лучше передавать переживания и чувства людей,
оттеняющих их красоту. В этом смысле вряд ли можно увидеть что-то более
удивительное и прекрасное, чем картину В. А. Серова "Девочка с персиками",
которая находится в Третьяковской галерее и многочисленные репродукции которой
известны многим. Там же находится и картина В. Д. Поленова "Больная", на которой
все неодушевленные предметы (лампа с зеленым абажуром, стакан с водой,
стеклянный графин, пузырьки, коробочки и т.д.) подчеркивают драматизм
происходящего. В Третьяковской галерее можно увидеть и автопортрет
замечательного театрального художника А. Я. Головина, изобразившего себя с
букетом розовых и белых пионов, удивительно гармонирующих с благородной сединой
художника, еще полного сил и энергии. В Русском музее в Санкт-Петербурге
находится картина Б. М. Кустодиева "Купчиха за чаем", знаменитая тем, что
художник, изобразив изобилие стола, продемонстрировал купеческое раздолье. Все в
этой картине плотно, ярко, значительно: и арбуз, и яблоки, и пышные сдобы, и
посуда, и самовар, и чайник, и сама купчиха, как бы перешедшая из других картин
художника в это роскошество и изобилие.
Натюрморты русских художников можно встретить почти во всех музеях мира.
Природа и искусство. Человек в природе. Пейзажная живопись
Искусство постоянно искало способы наиболее выразительного постижения человека
как природного существа в природном окружении, которое как раз и способствовало
раскрытию духовных устремлении человека и его характера, его внутреннего
богатства. Изображение человека на фоне природы, в единстве с ней свойственно
не только русскому искусству, вспомним органичность слияния человека с природой
в полотнах Джорджоне, Леонардо да Винчи, Перуджино, Караваджо, а в другие эпохи
развития европейского искусства - на картинах Веласкеса, Рубенса, Ван Дейка,
Питера Брейгеля - старшего, Пуссена...Правда русская живопись (так же, как и
европейская) не избежала искуса изображения человека вне природы (примером тому
является живопись Д. Левицкого), но это был короткий период в художественном
развитии России, так как очень скоро художники осознали, что, не отобразив
отношение человека к природе, они затрудняют понимание его внутреннего мира,
характера, поступков, стремлений и желаний.
Потому вскоре после зарождения светского искусства в портретах написанных В.
Боровиковским, О. Кипренским, В. Тропининмы, К. Брюлловым и другими художниками,
человек не мыслится вне природы. Портретная живопись русских художников
подготовила появление чисто русской пейзажной живописи.
В становлении российского светского изобразительного искусства особо велика
заслуга Московское училище живописи, ваяния и зодчества, второе (после
Петербургской Академии художеств) по величине и значению художественное

заведение в России, где не столь строго придерживались закосневших академических
приемов живописания ине столь строго было требование ограниченности тематики.
А. К. Саврасов, один из представителей этой школы, в которой все же мало кто
решался естественно и просто изображать природу средней полосы России, не
приукрашая ее, предпочитал писать самые обычные пейзажи и придавал им такую
одухотворенность, значительность, динамичность, что этого не могли не
чувствовать посетители первых открытых выставок в Москве. Пейзажи А. К.
Саврасова "Вид в окрестностях Ораниенбаума", "Лосиный остров в Сокольниках",
"Грачи прилетели", "Зимний пейзаж", "Ночка", и др. были весьма значимы для
развития русской пейзажной живописи.
Современники писали о его полотнах: "Нельзя не смотреть без внутреннего
удовольствия на произведение ("Лосиный остров в Сокольниках"), в котором
художник умел так поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочок
природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта
или художника". Представленная на первой передвижной выставке в Петербурге
картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели", была названа мэтром русской
художественной критики 70-х годов XIX века В. В. Стасовым "лучшей и
оригинильнейшей картиной" художника, а по отзывам И. Крамского, пейзаж Саврасова
"Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный... душа есть только
в "Грачах". М. Е. Салтыков-Щедрин в статье, опубликованной в журнале
"Отечественные записки" назвал эту картину прелестной. Ее наброски художник
сделал во время поездки в костромскую деревню Молвиктино *. (* См.: Рождение
весны / Сост. А. Владимиров. - М., Мол. гвардия, 1973.
Существует, однако, мнение, что картина "Грачи прилетели" была написана А. К.
Саврасовым в деревне Выдрепушск, расположенной на дороге из Петербурга в
Москву.) К воплощению замысла картины художник приступил уже в Москве, и на
полотне стало проступать рождение весны, вечное противостояние различных стихий:
буйного порыва к теплу, свету и скованности, замороженности. Все писалось
по-новому: и осевший снег, и небо, и березы, уже принаряжающиеся, и грачи,
шумящие, гомонящие, постоянно перелетающие с дерева на дерево. Звон стоит в ушах
от всего пробудившегося и пробуждающегося, и радость потоком льется в душу.
Корявые березки с грачиными гнездами, полуразвалившиеся заборы, сараи,
церквушка, проталины снега и весенний гомон птиц - в этом простом мотиве
Саврасов сумел передать поэтичность и красоту природы, радость от приближения
весны. Эта картина положила начало новому этапу в развитии искусства пейзажа -
раскытие поэзии обыденного в природе, ее национального своеобразия. По выражению
И. И. Левитана, ученика А. К. Саврасова, "С Саврасова появилась лирика в
живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной стране" * (* См.: Горина
Т. Н. Искусство передвижников. - М.: Знание, 1961г.)
Прекраснейший русский лирик Ф. И. Тютчев еще в 30-е годы XIX в. писал о
невыразимой красоте русской природы:
"Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна.
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась..."
На Руси были и другие прекрасные пейзажисты. Ф. А. Васильев, проживший всего 23
года, оставил глубокий след в русской культуре. Как бы предчувствуя краткость
отпущенной ему жизни, Ф. Васильев поэтизировал природу, запечатлевая ее
предгрозовые состояния добиваясь глубокого чувственно-романтического воздействия
на зрителей. В его картинах борются свет и мрак. Его картина "Перед дождем" и
тревожит и радует, невольно рождая эмоциональную отзывчивость.
Творения В. Д. Поленова завораживают спокойными раздумьями о красоте и
таинственности природы. Свет, цвет и воздух пронизывают его светлые, спокойные и
гармоничные, радостные полотна, которые он создал и в Абрамцево и в Москве, и
конечно же, в своем родном Поленове за Тарусой на берегу Оки и в восточных
странах. Его "Московский дворик" находящийся в Третьяковской галерее настолько
поэтичен и светел, что невольно вызывает желание побродить по арбатским
переулкам и ощутить ту атмосферу, которая вдохновила художника. Он писал из
Поленова, что живет там многие годы, а красота и гармония природы остаются все
теми же. В своем завещании он написал: "Бытие человека остается и переходит в
то, что он сотворил". Картины, созданные им в течение свей его жизни, он передал
людям. Обстановка его Дома-музея позволяет понять что он чувствовал, о чем думал
и чем старался украсить мир.
Побывав в Поленове, Ясной поляне, Спасском-Лутовиново, Мелихове, Михайловском,
Овстуге, (имении Ф. И. Тютчева), на Полтавщине, в подмосковном Звенигороде,
Плесе на Волге, в Кувшинове или в Вышнем Волочке на Тверщине в Абрамцеве или
Марфине, т.е. там, где жили и творили выдающиеся художники, писатели, поэты,
невольно приходишь к выводу, люди не могут не быть поэтами природы.
Н. В. Гоголь разворачивал в своих произведениях перед читателем картину за
картиной - нам самим хотелось промчаться вихрем на русской тройке, попробовать
переплыть Днепр, побывать на Сорочинской ярмарке, которая и доныне проходит на
Полтавщине в жаркие летние дни. И. С. Тургенев исходил с охотничьим ружьем
орловские и брянские леса, вбирал в себя все богатство природы среднерусской
полосы и потом возвращал его читателю.
А. И. Куинджи, не будучи принятым в Академию художеств, самостоятельно пробился
на самые вершины русской пейзажной живописи. Он оставил нам и таинственные, и
контрастные, и спокойно-раздумчивые пейзажи. В его картинах поражает передача
эффектов освещения. Его помогает лучше понять описания Днепра, приведенные в
произведениях Гоголя "Лунная ночь на Днепре".
Пейзажи М. В. Нестерова невольно вызывают перед красотой русской природы, и
желание поклоняться ей. Художник все время искал гармонию природы и человека.
Его "Видение отроку Варфоломею" открывает целый цикл картин, посвященных Сергею
Радонежскому. А "Пустынник", "На Руси", "Великий постриг" воплощали красоту

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign