LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 194
(всего 213)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

неожиданности или помехи, которую не рассеяло бы одно лишь его
присутствие.
Он подчеркнул, что для того, чтобы добиться этого
желаемого прагматического отношения, практикующий должен
обладать гибким подвижным и сильным телом. Он сказал, что
физическое тело для магов - это единственная сущность, которая
имеет смысл и что не существует так называемого дуализма между
телом и умом. Маги считают, что физическое тело содержит в себе
как тело, так и ум, какими мы их знаем. Он говорил мне, что для
того, чтобы уравновесить физическое тело как целостный элемент,
маги рассматривают другую конфигурацию энергии: энергетическое
тело, также известное как другой, дубль или тело сновидения.
Дон Хуан описывал сновидение как возможность использовать
обычные сны для действительного входа человеческого осознания в
другие реальности восприятия. Он утверждал, что обычные сны
могут использоваться как проход, который ведет в другие области
энергии, отличающиеся от мира повседневной жизни, хотя в своей
основе и весьма похожие на него. Он сказал, что результатом
такого входа является восприятие настоящих миров, в которых
можно жить и умирать, как и в том, в котором мы живем. Эти
миры, поразительно отличаются от нашего и в то же время крайне
на него похожи. Будучи вынужденным давать линейное объяснение
этого кажущегося противоречия, дон Хуан Матус снова подчеркнул
свою обычную позицию: ответы на все эти вопросы находятся в
области практики, а не познаются путем вмешательства
интеллекта. Для того чтобы говорить об этих возможностях,
необходимо пользоваться синтаксисом языка, на каком бы языке ни
говорил бы человек, этот синтаксис, в силу своего использования
ограничивает возможности выражения. Синтаксис любого языка
относится только к возможностям восприятия, находящимся в том
мире, в котором мы живем.
Дон Хуан подчеркивал существенную разницу между двумя
испанскими глаголами: один из них означал спать (sonar); а
другой сновидеть, так как это делают маги (ensonar). В
английском языке нет такой четкой разницы между обычным
сновидением (sueno), и более сложным состоянием, которое маги
называют ensueno. Дон Хуан также описывал сновидение, как
состояние сильного сосредоточения, в котором ключевую роль
играет сдвиг восприятия.
Дон Хуан объяснил, что искусство сновидения появилось
вследствие того, что маги древней Мексики иногда наблюдали за
спящими людьми и видели их. Они заметили, что во время сна
точка сборки очень мягко и естественно смещалась из ее
привычного положения и движется по периферии светящейся
оболочки или в любое место внутри ее. Сравнив результаты своего
видения с тем, что говорили люди которые спали, они поняли, что
чем больше то смещение, которое они наблюдали, тем более
поразительные вещи и сцены наблюдались во сне.
Эти маги всегда искали способы смещать собственную точку
сборки и они пришли к тому, что стали использовать психотропные
растения для того, чтобы добиться этого. Вскоре они поняли, что
смещение, вызываемое этими растениями было беспорядочным,
вынужденным и не поддающимся контролю. Дон Хуан сказал, что,
несмотря на эту неудачу, они обнаружили одну очень ценную вещь.
Маги древних времен называли ее вниманием сновидения, или
способностью практикующего суметь удерживать свое осознание
сосредоточенным на предметах в их сновидении.
Конечным результатом новых устремлений этих магов явилось
то, что в настоящие дни называется искусством сновидения.
Посредством дисциплины им удалось развить свое внимание
сновидения до невероятного уровня. Они были способны
фокусировать его на любом элементе своего сна, таким образом,
они обнаружили, что существует два типа снов. Один из них это
сон, с которым мы все знакомы, сон, в котором присутствуют
фантасмагорические элементы, то что мы можем категоризировать,
как продукт нашего мышления, нашей психики; это скорее то, что
связано со строением нашей нервной системы. Другой тип снов они
называли снами, генерирующими энергию. Дон Хуан говорил, что
эти маги древних времен обнаруживали себя во снах, которые не
были снами, но действительными посещениями мест не
принадлежащих к этому миру, реальных мест, таких же, как и в
том мире, в котором мы живем. В этих местах объекты снов
генерируют энергию, так же как деревья, животные и даже камни
генерируют энергию в нашем повседневном мире.
Тем не менее, видение этих мест было слишком
непродолжительным, слишком мимолетным, чтобы это имело для них
какую-то ценность. Они считали, что этот недостаток вызван тем,
что они не могли удерживать точку сборки по своему желанию,
зафиксированной в положении, в которое она была смещена. Их
попытки исправить ситуацию привели к созданию другого высокого
искусства магии: искусству сталкинга, или способности
удерживать точку сборки зафиксированной в новой позиции. Эта
фиксация позволяла им в полной мере наблюдать другой мир. Дон
Хуан говорил, что некоторые из этих магов никогда не
возвращались из своих путешествий. Иначе говоря, они выбрали
остаться там, где бы это "там" не находилось.
Дон Хуан говорил, что при изучении человека, как
светящейся сферы, эти маги древних времен открыли шестьсот
точек на светящейся сфере, которые, если зафиксировать в них
точку сборки, дают доступ к абсолютно новому миру. На мой
неизбежный вопрос, - А где находятся эти миры? - он отвечал - В
позиции точки сборки. Ничто не может быть более правдивым, чем
подобное утверждение, но для нас оно не имеет смысла.
Если же это утверждение рассматривать в свете способности
магов видеть энергию так, как она течет во вселенной, то для
них оно имеет смысл. Маги древней Мексики объясняли, что точка
сборки, в своей обычной позиции, получает поток энергии со всей
вселенной и этот поток выглядит как триллионы светящихся
волокон. Так как положение этой точки всегда одно и то же, то
для магов очевидно, что эти энергетические поля имеющие вид
светящихся волокон, собираются в точке сборки и проходят сквозь
нее, постоянно создавая в результате восприятие того мира,
который мы знаем. Эти маги пришли к неизбежному заключению, что

начинает проходить другой набор энергетических волокон, что в
результате дает восприятие мира, который по определению, будет
отличаться от мира повседневной жизни.
Маги древней Мексики утверждали, что так как точка сборки
не является единственным центром, в котором производится
восприятие, а это центр, в котором происходит интерпретация
данных органов чувств, то без всякого сомнения, интерпретация
нового потока энергетических полей будет происходить в нем в
той же форме, в какой он интерпретирует мир повседневной жизни.
Результатом новой интерпретации является видение мира, который
странным образом похож на наш, и тем не менее очень отличается
от нашего. Дон Хуан говорил, что эта интерпретация точки сборки
делает этот мир похожим и что на энергетическом уровни эти миры
отличаются от нашего насколько это вообще может быть возможно.
Для того, чтобы выразить это удивительное свойство точки сборки
и возможности восприятия, которое дает сновидение, необходим
новый синтаксис, или возможно, что существующий в настоящий
момент синтаксис сможет описать это явление, если оно станет
доступно для всех нас, а не только последователям шаманов.
Другим моментом, который меня очень интересовал и
одновременно сильно сбивал с толку было заявление дона Хуана,
что не существует способа, о котором можно было бы сказать, что
он может научить кого то сновидеть. Он говорил что сновидение,
более чем что либо еще, является скудной попыткой со стороны
практикующего привести себя в контакт с неописуемой вечной
силой, которую маги древней Мексики называли намерением. С того
момента, как эта связь устанавливается, таинственным образом
устанавливается и сновидение. Дон Хуан предполагал, что эта
связь может быть установлена путем следования любому процессу,
который предполагает наличие дисциплины.
Когда я попросил дона Хуана дать мне краткие объяснения
необходимых приемов, то он рассмеялся надо мной. "Делать что-то
в мире магов, - сказал он, - это не все равно, что научиться
управлять автомобилем. Для того чтобы научиться управлять
автомобилем, тебе необходимы руководства и инструкции. Для того
чтобы войти в состояние внутренней тишины, тебе необходимо это
намеревать.
"Но как я могу намеревать это?" - настаивал я.
"Единственный способ, которым ты можешь намеревать это -
только намеревать это" - заявил он. - Одной из самых сложных
вещей для современного человека является отсутствие процедур.
Похоже, что современный человек бьется в силках
инструкций, практик, методов, постепенных шагов, которые к
чему-то приводят. Современный человек постоянно делает записи,
чертит диаграммы, он глубоко вовлечен в "Ноу-Хау". Но, как
говорил дон Хуан, в мире магов процедуры и ритуалы - это скорее
средства для привлечения и фокусировки внимания. Это средства
для того, чтобы сфокусировать интерес и решимость. У них нет
другой ценности.
Дон Хуан утверждал, что самой важной вещью необходимой для
того, чтобы осуществлять сновидение, является строгое
следование философской конструкции известной магам древней
Мексики как путь воина. Путь воина был для них конструкцией,
которая служила им опорой в их действиях, где бы они не
происходили, в этом мире или в каких либо других мирах помимо
этого.
Следование пути воина дает одинаковые результаты при
отсутствии каких либо точных моделей или шаблонов. Для того,
чтобы способствовать смещению точки сборки маги древности
использовали магические пассы, которые помогали им добиться
стабильности необходимой для того, чтобы использовать внимание
сновидения, без которого сновидение было бы для них
невозможным. Без внимания сновидения, практикующие в лучшем
случае могут добиться осознанных снов о фантасмагорических
мирах, или даже увидеть миры, генерирующие энергию, но все это
не будет иметь смысла из за отсутствия всеобъемлющего разумного
объяснения, которое может их категоризировать.

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА. ВНУТРЕННЯЯ ТИШИНА

Четвертая группа Вествудской Серии состоит из магических
пассов, которые предназначены для достижения внутренней тишины.
Маги древней Мексики изо всех сил стремились к тому, чтобы
достичь состояния внутренней тишины. Дон Хуан Матус определял
это состояние, как природное состояние человеческого восприятия
в котором блокируются мысли и все человеческие способности
функционируют на уровне осознания, который не использует нашей
повседневной системы знаний.
Дон Хуан ассоциировал внутреннюю тишину с темнотой, потому
что человеческое восприятие, лишенное своего привычного
спутника - внутреннего диалога, или, иначе говоря, молчаливого
вербального истолкования познавательных процессов - словно
падает во что-то напоминающую темную яму.
Тело функционирует как обычно, но осознание приобретает
остроту. Решения принимаются мгновенно и кажутся исходящими из
особого вида знания, не связанного с мысленной вербализацией.
Шаманы древней Мексики, которые открыли и использовали
магические пассы, являющиеся ядром Тенсегрити, верили в то, что
человеческое восприятие, функционирующее в условиях внутренней
тишины способно достигать неописуемых уровней. Они даже
утверждали, что некоторые из этих уровней восприятия относятся
к другим мирам, которые сосуществуют с нашим. Они столь же
всеобъемлющи, как и тот в котором мы живем, но они
необъяснимыми с точки зрения линейной парадигмы, являющейся
привычным состоянием человеческого восприятия, которое
используется для объяснения вселенной.
Внутренняя тишина, в понимании магов линии дона Хуана,
является матрицей для гигантского шага эволюции; маги древней
Мексики называли этот гигантский шаг эволюции безмолвным
знанием. Безмолвное знание - это состояние человеческого
осознания, в котором познание является мгновенным и
автоматическим. Знание в этом состоянии не является продуктом
мышления мозга или логическими индуктивными или дедуктивными
выводами, или обобщениями основанными на сходстве и различиях.
В безмолвном знании ничего не известно, априори, заранее,
ничего из того, что уже составляет основы знания. В безмолвном
знании все, безусловно, является находящимся сейчас. Сложная
информация может быть получена моментально, без всякой
подготовки.
Дон Хуан считал, что древние люди соприкасались с
безмолвным знанием, но что древний человек на самом деле не
обладал безмолвным знанием. Он говорил, что это соприкосновение
было бесконечно более сильным чем то, что испытывает человек в
наши дни, когда объем знания и обучение определяется путем
механического запоминания. Он считал также, что хотя мы и
потеряли этот контакт, тем не менее, дорога к безмолвному
знанию всегда будет открыта для человека. Дон Хуан учил, что
внутренняя тишина должна быть достигнута благодаря постоянному
воздействию дисциплины. Он говорил, что ее необходимо
накапливать или что ее нужно запасать часть за частью, секунду
за секундой. Иначе говоря, нужно принуждать себя к тишине,
даже, если и на несколько секунд. Дон Хуан говорил, что если
человек настойчив, то его настойчивость побеждает привычку, и
поэтому он достигает преддверия тишины, накопив ее секунды или
минуты. Это преддверие, этот порог разный для всех людей.
Например, если для какого-то человека этот порог составляет
десять минут, то после того, как он достигает этой отметки,
внутренняя тишина устанавливается самопроизвольно, так сказать
сама собой.
Нет возможного способа узнать, каким может быть наш
индивидуальный порог. Единственный способ найти его - пытаться
достичь его. Так, например, случилось со мной. Следуя
предложению дона Хуана я старался заставить себя войти в
состояние тишины, и однажды, когда я шел по университету из
факультета антропологии в кафе, я достиг своего таинственного
порога. Я знал, что достиг его, потому что в одно мгновение
испытал то, что многократно описывал дон Хуан - остановку мира.
В одно мгновение мир перестал быть для меня тем, чем он был и в
первый раз в своей жизни я осознал, что я вижу энергию так, как
она течет во вселенной. Я сел на кирпичные ступени. Я знал, что
я сижу на кирпичных ступенях, но я знал это только
интеллектуально, посредством памяти. На самом деле я присел
отдохнуть на энергию. Я сам был энергией и все вокруг меня тоже
являлось энергией.
Затем я осознал то, что меня напугало, то, что никто кроме
дона Хуана не мог мне объяснить; я осознал то, что хотя я и
видел первый раз в своей жизни, я видел энергию, так как она
течет во вселенной всю свою жизнь, но я не сознавал этого.
Видеть энергию, так как она течет во вселенной не было для меня
чем-то новым. Новым был вопрос, который появился во мне с таким
неистовством, и это вернуло меня обратно в мир повседневной
жизни. - Что же удерживало меня от осознания того, что я вижу
энергию, так как она течет во вселенной? - спросил я себя.
Дон Хуан объяснил мне это сводящее с ума противоречие
проведя различие между осознанием вообще и способностью
сознательно воспринимать некоторые особые свойства осознания.
Он говорил, что наше человеческое состояние предполагает
наличие этого общего осознания, но что только небольшая часть
этого общего осознания находится на уровне сознательного
восприятия. Он сказал, что моя внутренняя тишина установила
мост между тем, что я осознавал, что я всегда видел энергию
так, как она течет во вселенной и моим состоянием сознательного
восприятия этого.

ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ ТЕПЛА: РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ТЕЛ

Одной из главных концепций шаманов, живших в древней
Мексике являлась следующая: человек состоит из двух
функционирующих тел, левого и правого. Этот факт имел значение
в тех случаях, когда они действовали как маги. Дон Хуан Матус
говорил, что такая классификационная схема не имела ничего
общего с интеллектуальными спекуляциями со стороны этих магов
или с логическими умозаключениями о возможном распределении
массы в теле.
Я парировал его слова тем, что у современных биологов есть
концепция двусторонней симметрии, которая говорит, что "тело в
основном выглядит так, что левая и правая сторона организма
являются зеркальным отражением друг друга."
Дон Хуан в ответ сказал, что классификация шаманов древней
Мексики была более глубокой, чем выводы современных ученых,
потому что она исходила из прямого восприятия энергии так, как
она течет во вселенной. Если тело человека воспринимается таким
образом, то становится совершенно очевидно, что оно состоит не
из двух частей, а из двух типов энергии, или двух
противоположных и взаимодополняющих сил, или даже двух потоков
различной энергии, которые существуют по сторонам от тела,
таким образом отражая двойную структуру всего, существующего во
всей вселенной.
Шаманы древней Мексики присвоили этим двум типам энергии
значение отдельного целого тела и говорили о них исключительно
как о левом и правом телах. Они особо подчеркивали, что левое
тело наиболее эффективно для целей магии в силу его
энергетической конфигурации.
Эти маги говорили, что поток энергии левого тела более
завихряющийся и агрессивный: они говорили, что он движется
пульсируя и проецирует волны энергии вовне.
Дон Хуан, пытаясь объяснить мне, что он имеет в виду,
использовал следующее сравнение: он сказал, что я должен
представить себе что левое тело подобно половине солнца, и что
вся солнечная активность содержится на этой стороне. Все
солнечные вспышки происходят в этом теле. Волны энергии,
которые проецируются от левого тела вовне подобны вспышкам на
солнце, которые всегда распространяются перпендикулярно круглой
поверхности, с которой они исходят.
Поток энергии правого тела не обладает никакими
завихрениями. Дон Хуан говорил, что он движется словно вода
налитая в танкер, который покачивается вперед назад. Он не
пульсирует, в нем присутствует только постоянное ритмическое
движение взад вперед. На более глубоком уровне он движется под
воздействием крутящихся кругов в виде спиралей. Дон Хуан
описывал этот двойной поток энергии при помощи другого
метафорического примера. На этот раз он попросил меня
представить себе очень широкую, спокойную тропическую реку, где
поверхность воды выглядит так, словно река не движется, но под
поверхностью бегут волны ряби.
Шаманы древней Мексики утверждали, что в мире повседневной
жизни эти два потока сливаются в один элемент - человеческое
тело, такое, каким мы его знаем. Тем не менее они утверждали,
что вся энергия тела обладает круговой природой, и это значит,
что правое тело обладает доминирующей силой.
- А что происходит с левшами? - однажды спросил я его, -
Они более способны к магическим действиям?
- Почему ты думаешь, что они должны быть лучше
приспособлены? - ответил он, явно удивленный моим вопросом.
- Потому что, очевидно их левая сторона доминирует.
- Это преобладание не имеет значения для магов, сказал он.
- Да, их левая сторона доминирует в том смысле, что они могут
держать молоток левой рукой более эффективно чем правой. Они
легко едят ей. Они могут держать нож левой рукой и успешно с
этим справляются. Если они танцоры, то их левая нога будет
очень хорошо чувствовать ритм. Иначе говоря их левое тело
чувствует ритм, но для магов доминирование такого типа не имеет
никакого значения. Правое тело управляет ими своим круговым
движением энергии.
- Но имеет ли леворукость какое либо преимущество или
недостаток для магии? - спросил я. Меня побудило к этому
вопросу то, что во многих Индоевропейских языках словам,
связанным с леворукостью придается отрицательный оттенок.
- Насколько я знаю в этом нет ни преимуществ, ни
недостатков, - сказал он. - Разделение энергии между двумя
телами не зависит от наличия сноровки или ее отсутствия. Есть
другие вещи, которые имеют значение исключительно для этих двух
типов энергии. Доминирование правого тела является
энергетическим, как это выяснили шаманы древности. Они никогда
не пытались объяснить почему это доминирование произошло, они
никогда не пытались исследовать этот вопрос, задавая
философский вопрос почему. Для них это было фактом и особым
фактом. Это было фактом, который можно было изменить.
- Дон Хуан, а почему они хотели его изменить? - спросил я.
- Потому что доминирующее круговое движение правого тела
делает все постылым и скучным! - сказал он. - Это круговое
движение несомненно участвует во всем, что происходит в мире
повседневной жизни, но оно делает это круговым образом, если ты
понимаешь о чем я говорю.
- Нет, дон Хуан, я не понимаю, что ты имеешь в виду.
- Все жизненные ситуации имеют этот круговой вид, ответил
он, описав маленький круг рукой. - Вокруг, вокруг, вокруг и еще
раз вокруг. Похоже, что именно это круговое вращение всегда
направляет энергию вовнутрь, и вращает ее вокруг и вокруг. В
такой ситуации не бывает экспансии. Нет ничего нового. Нет
ничего, что не могло бы быть направлено вовнутрь. Какая скука!
Я понял то, о чем он говорит на уровне, в котором
отсутствовали мысли, потому что не было способа, которым я мог
бы думать об этом линейно. Я почувствовал влияние этого
направленного внутрь импульса.
- Ощущение, которое люди испытывают когда устают от самих
себя вызывается именно эти доминированием правого тела, -
продолжал он. - В общем смысле единственное, что остается
делать людям - это искать способы избежать скуки, и они
заканчивают тем, что убивают время: единственную вещь, которой
ни у кого нет в избытке.
- Но что может быть хуже, чем реакция на эту
несбалансированную энергию?
Я ждал, что он мне скажет, что это была за реакция. Я
привык к его драматическим паузам, которые могли иногда
продолжаться в течение часа. Обычно если возникала такая пауза
в ходе обычного разговора на секунду или две, то я тут же терял
интерес к тому, что же скажет другой человек. В случае с доном
Хуаном уклониться от этого было нельзя. Мое желание услышать
что он скажет росло вне зависимости от того, хотел ли я чтобы
он закончил свою мысль или я сохранял молчание. После минуты
другой молчания он продолжил говорить.
Насильственные реакции людей, - сказал он, - связаны
именно с эти несбалансированным распределением. Кажется, что
время от времени, беспомощность создает сильные потоки энергии
внутри человека, которые выражаются в насильственном поведении.
Для людей насилие, как кажется, является еще одним способом
убить время.
- Дон Хуан, но почему же маги древней Мексики не хотели
знать почему сложилась такая ситуация? - спросил я испуганно,
потому что то, что я чувствовал по отношению к этому
направленному внутрь движению, было потрясающим ощущением.
- Они никогда не пытались это выяснить, - сказал он, -
потому что как только они сформулировали этот вопрос, они тут
же узнали ответ.
- Значит они знали почему, - спросил я

<< Пред. стр.

страница 194
(всего 213)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign