LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 187
(всего 213)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

реальности, которое дон Хуан применил, проверяя меня на мою пригодность в
ученики, у меня была совместимость с о_л_л_и, содержавшимся в этом
растении. Это зелье должно было дать либо ощущение необъяснимого
физического комфорта, либо большого дискомфорта, результаты, которые дон
Хуан считал соответственно признаком совместимости или отсутствия таковой.
Второй специфической целью быо гадание. Оно также было частью правила
о_л_л_и, содержащегося в dатurа inохiа. Дон Хуан считал ворожбу формой
специфического движения, допуская, что маг транспортировался о_л_л_и в
какую-то область необычной реальности, где он мог предсказывать события
иначе ему неизвестные. Метод управления второй специфической целью - это
глотание-поглощение. Микстура, приготовленная из корня dатurа
проглатывалась, а мазь, приготовленная из семян dатurа, втиралась в
височную и лобную часть головы. Я использовал термин "глотаниепоглощение",
потому что глотанию сопутствовало поглощение кожей при достижении
состояния необычной реальности или поглощению кожей сопутствовало
глотание.
Этот метод управления требовал усвоения других элементов помимо
dатurа, в этом случае двух ящериц. Они должны были служить магу в качестве
инструментов движения, имея в виду особое восприятие в особом состоянии,
когда можно было услышать разговор ящериц и затем визуально представить
себе, что она сказала. Дон Хуан объяснял такие явления, как ответы ящериц
на те вопросы, которые были поставлены для ворожбы.
Третья специфическая цель правила о_л_л_и, содержащегося в dатurа
связан с еще одной специфической формой движения, полетом тела. Как
объяснял дон Хуан, маг при помощи этого о_л_л_и был способен переноситься
на громадные расстояния, полет тела - это способность мага передвигаться в
необычной реальности, а затем при желании возвращаться в обычную
реальность. Метод управления третьей специфической цели также процесс
глотания-поглощения. Проглатывалась микстура с корнем dатurа, сделанная из
семян dатurа, втиралась в подошвы ног, наносилась на внутренние
поверхности обеих ног и на гениталии.
Третья специфическая цель глубоко не разрабатывалась, дон Хуан имел
ввиду, что он не раскрыл другие аспекты метода манипуляции, которые
позволили бы магу определять направление во время движения.
Четвертая специфическая цель правила - это тестирование, о_л_л_и

содержался в рsilоsyве мехiсаnа. Целью тестирования не было определение
совместимости или несовместимости с о_л_л_и, а скорее неизбежность первого
употребления или первой встречи с о_л_л_и.
Метод управления четвертой специфической цели - это применение
курительной смеси, приготовленной из сушеных грибов с разными частями пяти
других растений, ни одно из которых не обладает свойством вызывать
галлюцинации. Правило акцентировало процесс вдыхания дыма этой смеси,
называя о_л_л_и, содержавшегося в ней, учитель использовал слово хумито
(небольшой дымок). Но я назвал этот процесс "глотания-вдыхания", так как
он представлял собой сочетание сначала глотания, а затем вдыхания. Грибы
из-за своей мягкости после вдыхания превращались в мелкую пыль, которая
горела с трудом. Другие ингредиенты после высушивания превращались в
кусочки. Эти кусочки сжигались в трубке, тогда как грибной порошок,
который не горит так легко, глотают. Логично количество проглатываемых
сушеных грибов превышает количество сжигаемых и вдыхаемых кусочков.
Результаты первого состояния необычной реальности, вызванного
рsilоsyво мехiсаnо, вызвало дона Хуана на короткий спор о пятой
специфической цели правила. Он касался движения, с помощью о_л_л_и,
содержащегося в рsilоsyво мехiсаnо, внутрь и сквозь одушевленные существа.
Полный метод управления кроме глотания-вдыхания может включать гипноз. Так
как дон Хуан упомянул об этой специфической цели лишь в коротком споре и
так как проверена она не была, то я не могу правильно оценить ее аспекты.
Шестая специфическая цель правила, проверенная в необычной
реальности, также связана с о_л_л_и, содержащемся в рsilоsyво мехiсаnа,
имела дело с другим аспектом движения - движением, принимающем
альтернативную форму. Этот аспект движения подвергался наиболее тщательной
проверке. Дон Хуан утверждал, что для его совершенствования необходима
прилежная работа. Он признавал, что о_л_л_и, содержащийся в рsilоsyво
мехiсаnа, обладал способностью вызывать исчезновение тела мага; таким
образом, мысль о том, чтобы принять альтернативную форму, была логичной
для достижения возможности движения при бестелесности. Другой возможностью
совершать движение было движение сквозь предметы и существа, о котором дон
Хуан говорил кратко.
Метод управления шестой специфической целью включал не только
глотание-вдыхание, но и, по всем данным, гипноз. Дон Хуан выдвинул
предположение о гипнозе на время переходных стадий в необычную реальность,
а также в ранней части состояний необычной реальности. Он классифицировал
этот представляющийся гипнотическим процесс, как свое собственное
наблюдение, имея в виду, что мне он не раскрыл метод управления в этот
момент полностью.
Принятие альтернативной формы не означает, что маг в любой момент
совершенно свободно принимает любую желаемую форму; наоборот, для принятия
желаемой формы необходима тренировка в течение всей жизни. Форма, которую
предпочел дон Хуан - это ворона и, соответственно, на ней он акцентировал
внимание в своем учении. Хотя он подчеркнул, что ворона - это его
собственный выбор и что существовали многочисленные другие формы.



4. ПРАВИЛО ПОДТВЕРЖДЕНО СПЕЦИАЛЬНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ

Среди понятий, формирующих правило, есть одно, необходимое для
объяснения правила, это то, что правило подтверждается специальным
соглашением. Все остальные составляющие понятия недостаточны для
объяснения значения правила.
Дон Хуан очень четко разъяснил, что о_л_л_и не приносится в дар магу,
а что маг научился управлять о_л_л_и через процесс подтверждения его
правила. Полный процесс изучения процесса включал проверку этого правила
как в необычной, так и в обычной реальности. Однако, решающим фактором в
учении дона Хуана было подтверждение правила прагматическим и
экспериментальным путем в контексте того, что воспринимается, как элементы
необычной реальности. Но эти составляющие элементы не являлись элементами
обычного соглашения, если кто-то оказывался не в состоянии получить
согласие на их существование, то их воспринимаемая реальность была бы лишь
иллюзией. Так как человек оказывается сам по себе в необычной реальности,
то из-за его одиночества что бы он ни воспринимал, будет своеобразно.
Одиночество и своебразие были следствием предположения о том, что ни один
человек не может дать обычное соглашение на чье-то восприятие.
В этом месте дон Хуан ввел самую важную составляющую часть своего
учения: он снабдил меня специальным соглашением на действия и те элементы,
которые я воспринял в необычной реальности, те действия и элементы,
которые как будто подтверждали правило. В учении дона Хуана специальное
соглашение означало молчаливое или гласное соглашение о составляющих
элементах необычной реальности, которые он, как мой учитель, передал мне,
как ученику. Это специальное соглашение ни в коем случае не было обманом
или поддельным так, как это может быть, если один или два человека
описывают друг другу составляющие элементы своих грез. Специальное
соглашение, данное доном Хуаном систематичено и для того, чтобы его
представить, он должен был воспользоваться всем своим знанием. При наличии
систематического соглашения действия и элементы, воспринятые в необычной
реальности, стали консенсуально реальными, что означало по классификации
дона Хуана, что правило о_л_л_и подтверждено. Правило имело значение
понятия лишь поскольку оно было предметом специального соглашения, так как
без специального соглашения о его подтверждении, правило было бы чисто
своебразным построением.
Из-за необходимости объяснить правило я подумал, что правило
подтверждалось специальным соглашением, четвертым разделом этой
структурной схемы. Этот раздел так как был в основном взаимодействием
между двумя личностями, состоял в основном из: 1. Благодетеля или
проводника в преподаваемое знание, агента, давшего специальное соглашение
2. Ученика или предмета, для которого предназначалось специальное
соглашение.
Провал или успех в достижении оперативной цели учения основаны на
этом разделе. Таким образом, специальное соглашение было ненадежной
кульминацией следующего процесса: маг имел отличительную черту, обладание
о_л_л_и, что отличало его от обычного человека. О_л_л_и был силой,

обладавшей особым свойством, правилом. А уникальной характеристикой
правила было его подтверждение в необычной реальности специальным
соглашением.

Благодетель

Благодетель - это тот фактор, без которого подтверждение правила было
бы невозможно. Для того, чтобы обеспечить специальное соглашение, он
выполнил две задачи: 1. Подготовка фона для специального соглашения по
подтверждению правила и 2. Направление специального соглашения.

Подготовка специального соглашения

Первой задачей благодетеля являлось создание фона, необходимого для
того, чтобы произвести специальное соглашение по подтверждению правила.
Будучи моим учителем, дон Хуан заставил меня: 1. Испытать другие состояния
необычной реальности, которые по его объяснению отходят далеко от тех,
которые выбраны для подтверждения правила о_л_л_и, 2. Вместе с ним принять
участие в определенных специальных состояниях обычной реальности, которые
он, по-видимому, создавал сам, и 3. Резюмировать детально каждый опыт.
Задача дона Хуана по подготовке специального соглашения состояла в
усилении и утверждении подтверждения правила путем создания специального
соглашения по составляющим элементам этих новых состояний необычной
реальности и по составляющим элементам специальных состояний обычной
реальности.
Другие состояния необычной реальности, которые дон Хуан заставил меня
испытать, были вызваны употреблением кактуса лофофора виллиамсиа,
известного под названием пейот. Обычно срезалась верхушка кактуса,
высушивалась, затем прожевывалась и глоталась, но в особых условиях
верхушка употреблялась в свежем виде. Глотание, однако, было не
единственным способом испытать состояние необычной реальности с лофофора
виллиамсиа. Дон Хуан предположил, что спонтанные состояния необычной
реальности возникали при уникальных условиях и он определил их, как дары,
данные силой, содержащейся в растении.
Необычная реальность, вызванная лофофора виллиамсиа, обладала тремя
отличительными свойствами: 1. Верили, что ее производила сущность под
названием "мескалито", 2. Ее можно было усвоить и 3. Она имела
составляющие элементы.
Предполагалось, что мескалито - это уникальная сила, сходная с
о_л_л_и в том смысле, что он позволял переступить границы обычной
реальности, но и отличающаяся от него. Как и о_л_л_и, мескалито содержался
в определенном растении, кактусе лофофора виллиамсиа. Но в отличие от
о_л_л_и, который просто содержался в растении, мескалито и это растение
были одним и тем же, растение было центром открытых проявлений уважения,
приемником глубокого почитания. Дон Хуан предполагал, что при определенных
условиях, как, например, при глубоком молчаливом соглашении с мескалито,
простое прикосновение к кактусу вызвало бы состояние необычной реальности.
Но мескалито не омел правила и поэтому не являлся о_л_л_и, хотя и мог
транспортировать человека за пределы обычной реальности. Отсутствие
правила не только не давало мескалито быть использованным в качестве
о_л_л_и, так как без правила он не управляем, но также делало его власть
резко отличающейся от о_л_л_и.
Из-за отсутствия правила мескалито был доступен любому человеку без
длительного обучения и без знания методов управления, как это было в
случае с о_л_л_и. Из-за того, что обучение не было необходимым, мескалито
называли защитником. Быть защитником означало, что он был приемлем для
каждого. Все же мескалито, как защитник, не был доступен каждому, и с
некоторыми людьми он был несовместим. По дону Хуану, такая несовместимость
была вызвана несоответствием между "несгибаемой нравственностью мескалито"
и неуверенностью индивидума.
Мескалито также являлся учителем. Он должен был выполнять
дидактические функции. Он был руководителем, направляющим к правильному
поведению. Мескалито указывал истинный путь. Мысль дона Хуана об истинном
пути казалась чувством пристойности, которое заключалось не в истине в
плане нравственности, а в тенденции упрощать модели поведения в пределах
силы, укрепленной его учением. Дон Хуан верил, что мескалито учил упрощать
поведение.
Мескалито - это сущность. Будучи таковым, он имел определенную форму,
которая не была постоянной или предсказуемой. Под этим качеством
подразумевалось, что мескалито не только по-разному воспринимался разными
людьми, но по-разному воспринимался одним и тем же человеком в разных
обстоятельствах. Эту мысль дон Хуан высказал, говоря о способности
мескалито принимать любую мыслимую форму. Однако, он принимал неизменную
форму при взаимодействии с теми, с кем он совместим, в том случае, если
они употребляли его в течение ряда лет.
Необычная реальность, вызванная мескалито, была утилизируемой, и в
этом отношении была идентична той, которая вызывалась о_л_л_и.
Единственная разница состояла в рациональности, которая была свойственна
для дона Хуана при обучении технике вызова: искать воздействия мескалито
нужно правильным способом.
Необычная реальность, созданная мескалито, также имела составляющие
элементы, в этом случае опять-таки состояния необычной реальности,
вызванные мескалито и о_л_л_и, были идентичны. У обоих характеристики
составляющих элементов - это стабильность, необычайность и отсутствие
соглашения.
Еще дон Хуан при подготовке фона для специального соглашения
привлекал меня к участию в специальных состояниях обычной реальности.
Специальное состояние обычной реальности - это ситуация, которая может
быть описана в рамках реалий повседневной жизни, за исключением того, что
было бы невозможным получить обычное соглашение по его составляющим
элементам. Дон Хуан готовил фон для специального соглашения по
подтверждению правила, давая специальное соглашение по составляющим
элементам специальных состояний обычной реальности. Эти составляющие
элементы были элементами повседневной жизни, существование которых могло
быть подтверждено лишь доном Хуаном путем специального соглашения. С моей
стороны это было лишь предположением, так как будучи соучастником в
специальном состоянии обычной реальности, я верил, что только дон Хуан,
как лругой участник, знает, какие составляющие компоненты создали
специальное состояние обычной реальности.
По-моему, специальные состояния обычной реальности были вызваны доном
Хуаном, хотя он в этом и не признавался. Кажется, он вызывал эти состояния
путем искусной манипуляции подсказками, предложениями, направляя мое
поведение. Я назвал этот процесс "манипуляцией намеками". Манипуляция
имела два аспекта: 1. Намек на обстоятельства и 2. Намек на поведение.
В процессе обучения дон Хуан заставил меня испытать оба состояния. Он
мог вызвать первое, высказываясь по поводу обстоятельств. Рациональный
подход дона Хуана в этом случае заключался в том, что меня надо было
проверить, чтобы доказать мои хорошие намерения, и лишь после того, как он
давал мне специальное соглашение по составляющим элементам, он соглашался
начать обучение. Под выражением "намек на обстоятельства" я имел в виду,
что дон Хуан вводил меня в особое состояние обычной действительности путем
изоляции, посредством неясных предложений составляющих элементов, обычной
реальности, которые являлись частью непосредственного физического
окружения. На этой стадии элементы, изолированные таким образом, создавали
особое визуальное восприятие цвета, которое дон Хуан выверял.
Второе состояние обычной реальности, возможно, было вызвано процессом
оценки поведения. Дон Хуан, установив тесную связь со мной и сохраняя
постоянную линию поведения, создал свой собственный образ, который мне
служил эталоном, по которому я его мог узнать. Затем, селектируя ответы,
которые противоречили выбранному им образу, дон Хуан был способен изменять
данный эталон узнавания. Это изменение могло, в свою очередь, менять
нормальную конфигурацию элементов, ассоциирующихся с эталоном, и создавало
новый, не имеющий аналогов эталон, который не мог быть подчергнут обычному
соглашению; дон Хуан, будучи соучастником специального состояния обычной
реальности, являлся единственным человеком, который знал, каковы были
составляющие элементы, и таким образом, он был единственным, кто мог дать
мне согласие на их существование.
Дон Хуан создал второе специальное состояние обычной реальности тоже,
как тест, как своего рода подтверждение своего учения. Оба эти специальные
состояния обычной реальности были как бы переходной фазой его учения. Они,
по-видимому, являлись точками сочленения. И это второе состояние отметило
мой переход на новую стадию обучения, характеризующуюся более
непосредственным рабочим контактом между учителем и учеником, с целью
достижения особого соглашения.
Третья процедура, которую правтиковал дон Хуан для подготовки
специального соглашения, состояла в том, чтобы заставить меня дать
подробный отчет о своих ощущениях, являющихся следствием состояния
необычной реальности и каждого специального состояни обычной реальности, а
потом выбрать моменты из моего рассказа. Существенным фактором была
возможность направлять исход состояний необычной реальности, и моим
безоговорочным убеждением было, что такие характеристики составляющих
элементов необычной реальности, как стабильность, необычайность и
отсутствие обычного соглашения, были им присущи, и они являлись
результатом деятельности дона Хуана. В основе этого допущения было
наблюдение, которое заключалось в том, что составляющие элементы первого
состояния необычной реальности, которые я прошел, обладали теми же тремя
характеристиками, а дон Хуан только лишь начал давать свои указания.
Допуская, что эти характеристики были присущи составляющим элементам
необычной реальности в целом, дон Хуан поставил задачу применить их в
качестве основы для управления исходом каждого состояния необычной
реальности, вызванного dатurа inохiа, рsilоsyве мехiсаnа, и лофофора
виллиамсиа.
Этот подробный отчет, который дон Хуан заставил меня сделать после
каждого состояния необычной реальности, являлся подтверждением этого
опыта. В него входил подробный рассказ о моих ощущениях во время каждого
состояния. Это доказательство имело два аспекта: 1. Воспоминания о
событиях и 2. Описание воспринимаемых составляющих элементов. воспоминания
о событиях были связаны с ситуациями, которые я воспринимал во время
опыта, о котором я рассказывал: т.е. это были события, которые
по-видимому, произошли и действия, которые я, по-видимому, производил.
Описание воспринятых составляющих элементов представило собой мой рассказ
об особой форме и специфических деталях составляющих элементов, которые я
по-видимому, воспринял. При каждом подтверждении эксперимента дон Хуан
отбирал определенные моменты следующим образом: 1. Обращая внимание на
какие-то определенные части моего рассказа, и 2. Отбрасывая все не имеющие
значения. Перерывами между состояниями необычной реальности было то время,
когда дон Хуан интерпретировал ход эксперимента.
Я назвал первую часть "акцептуация", потому что в основе его лежала
разница между тем, что дон Хуан ставил для меня целью, которую я должен
был достигнуть в состоянии необычной реальности, и тем, что я сам
воспринял. Акцептуация означала, что дон Хуан выделял какую-то часть моего
рассказа, концентрируя на ней свои выводы. Акцептуация была либо
позитивной, либо - негативной. Позитивная акцептуация означала, что дон
Хуан был удовлетворен каким-то определенным явлением, которое я воспринял,
так как это соответствовало тем конечным целям, которые, как он ожидал, я
достигну в состоянии необычной реальности. Негативная акцептуация
означала, что дон Хуан не был удовлетворен тем, что я воспринял, потому
что это могло не совпадать с его ожиданиями или потому, что этого было
недостаточно. Тем не менее, он все равно концентрировался на этой части,
чтобы подчеркнуть негативность моего восприятия. Второй селективный
процесс, который практиковал дон Хуан, - не обращать внимания на некоторые
части моего рассказа. Я называл это "отсутствием акцептуации", так как оно
было противоположным акцептуации. Думается, что, не придавая значения
отдельным частям моего рассказа, имеющим отношение к составляющим
элементам, которые дон Хуан считал излишними для его учения, он
практически игнорировал мое восприятие таких же элементов в последующих
состояниях необычной реальности.

Руководство специальным соглашением

Вторым аспектом работы дона Хуана в качестве учителя было руководство
специальным соглашением, направляя исход каждого состояния необычной
реальности и каждого специального состояния обычной реальности. Дон Хуан
направлял этот исход методично манипулируя внешними и внутренними уровнями
необычной реальности и внутренним уровнем специальных состояний обычной
реальности.
Внешний уровень необычной реальности имел отношение к ее действующему
состоянию. Он включал в себя механику, способы достижения собственно
необычной реальности. Внешний уровень имел три аспекта: 1 -
подготовительный период, 2 - переходные стадии, и 3 - наблюдение учителя.
Подготовительный период - это промежуток времени между одним
состоянием необычной реальности и следующим. Дон Хуан пользовался им для
того, чтобы давать мне прямые инструкции и определить основное направление
учения. Подготовительный период являлся критически важным в создании
состояний необычной реальности и имел два аспекта: 1 - период,
предшествующий необычной реальности, и 2 - период, следующий за необычной
реальностью.
Период, предшествующий необычной реальности, был относительно
коротким отрезком времени, самое большее 24 часа. При состояниях необычной
реальности, вызванных dатurа иноьиа и рsilоsyве мехiсаnа этот период
характеризовался драматическими и быстрыми прямыми инструкциями дона Хуана
по специфической цели этого правила и по способам манипуляции, которые я
предположительно должен был подтвердить в наступающем состоянии необычной
реальности. В случае лофофора виллиамси этот период был временем
ритуального поведения, т.к. мескалито не имел правила.
Период, следующий за необычной реальностью, с другой стороны,
представлял собой длинный промежуток времени, длящийся месяцами, что
позволяло дону Хуану обсудить и внести ясность в события, происшедшие во
время предыдущего состояния необычной реальности. Этот период особенно
важен после применения лофофора виллиамси. Так как мескалито не имел
правила, то цель, преследуемая в необычной реальности, - это выяснение
характеристик мескалито. Дон Хуан описал эти характеристики во время
длительного интервала, следующего за каждым состоянием необычной
реальности.
Второй аспект внешнего уровня - это переходные стадии, которые
означали переход от состояния обычной реальности к состоянию необычной
реальности и наоборот. Два состояния реальности в этих переходных стадиях
накладывались и критерий, которым я пользовался, чтобы отличить последние
от любого из состояний реальности, состоял в том, что их составляющие
элементы были затушеваны. Я никогда не был в состоянии осознать их или
точно вспомнить.
В пределах осознаваемого времени переходные стадии были либо
обрывистыми, либо замедленными. В случае dатurа inохiа обычное и необычное
состояния почти накладывались друг на друга, и переход из одного в другое
происходил внезапно. Наиболее заметными были переходы в необычную
реальность. Напротив, рsilоsyво мехiсаnа вызывала переходные стадии,
которые я воспринимал, как медленные. Переход из обычной в необычную
реальность был особенно затянувшимся и осознаваемым. Я всегда его
осознавал больше из-за понимания последующих событий.
Переходные стадии при применении lорнорноrа williамsii, видимо,
сочетали в себе черты двух других. Во-первых, переходы в и из необычную
реальность были очень заметны. Вход в необычную реальность был медленным;
я перенес его без ухудшения физического и умственного состояния; но
возвращение в обычную реальность было короткой внезапной переходной
стадией, которую я ясно осознал, но при сниженных способностях к
восприятию всех ее подробностей.
Третьим аспектом внешнего уровня было наблюдение наставника или
действенная помощь, которую я, как ученик, получал при прохождении
состояния необычной реальности. Я выделил наблюдение в самостоятельную
категорию, т.к. подразумевалось, что на определенной стадии процесса
обучения наставник войдет в необычную реальность вместе с учеником.
В период состояний необычной реальности, вызванный dатurа inохiа, я
получал минимум наблюдения. Дон Хуан особенно акцентировал выполнение всех
моментов подготовительного периода, но после того, как я удовлетворил это
требование, он предоставил меня самому себе.
В необычной реальности, вызванной рsilосyве мехiсаnа, степень
наблюдения была совершенно другой, т.к. в этом случае ученик нуждался в
максимуме помощи и руководства. Подтверждение этого правила сделало
необходимым принятие другой формы, которое предполагало серию разных
установок, которые мне должны были быть даны для восприятия окружающего.
Дон Хуан дал эти установки в виде словесных команд и предложений во время
переходных стадий в необычную реальность. Другим аспектом его наблюдения
было руководство мною в начале состояний необычной реальности, давая мне
команды сконцентрироваться на некоторых составляющих элементах
предшествующего состояния обычной реальности. элементы, на которых он
сосредоточивался, были, очевидно, выбраны наугад, т.к. самым важным был
процесс совершенствования принятой другой формы. Окончанием наблюдения

<< Пред. стр.

страница 187
(всего 213)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign