LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Историчес­кая эпоха философииИнтерпретации природы техники
АнтичностьТехника — это воплощение умений ремес­ленника. Знание общего выше технического знания.
Средние векаТехника — это творчество человека в качест­ве отблеска божественного творчества.
Новое вре­мяТехника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, кото­рая в качестве средств труда определяет раз­витие общества (Маркс).

262
Окончание табл. 18
Историчес­кая эпоха философииИнтерпретации природы техники
XX векТехника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира че­ловека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не проду­мав ее содержание и самое главное то, в ка­кой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герме­невтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подхо­дящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).

Таблица 19. Философия природы
Истори­ческая эпоха философииИнтерпретация специфики природы
АнтичностьПрирода — это органическая часть космо­са. Часто природа считалась одушевленной.
Средние векаПрирода создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном являет­ся природа.

263
Окончание табл. 19
Истори­ческая эпоха философииИнтерпретация специфики природы
Новое времяПрирода — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью под­чинить ее себе.
XX векПрирода — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека долж­на стать царством господства разума, ноо­сферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональ­ности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для кото­рой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обес­печить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

264
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность
Женственность
Молодость

Логичность,
склонность к обобщению,
абстрактному мышлению,
рациональность,
практичность,
решительность,
постоянство,
властностьИнтуитивность,
интерес к конкретному, чувствительность,
сентиментальность,
осторожность,
тщательность,
сострадательность,
изменчивостьЖизненная непосредственность,
стремление к неформальной общности,
непрактичность,
склонность к новациям,
свободолюбие

Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка
Образование — это усвоение достижений культуры

Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нуж­ны непосредственно на будущем рабочем мес­те. Ничего лишнего, только самое необходи­мое. Философия на рабочем месте не нуж­на.Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как од­ного целого.
Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всесто­роннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответствен­ность. Философия занимает в образовании достойнейшее место.

265
приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)
Античность до н.э.
Фалес (624-546)
Парменид (540-470)
Гераклит (535-470)
Зенон (510-430)
Сократ (469-399)
Демокрит (460-371)
Платон (427-347)
Аристотель (384-322)
Эпикур (341-270)
Цицерон (106-43)
Сенека (4 до н.э.-65 н.э.)
Плотин (204-270)
Средневековье
Августин А. (354-430)
Боэций А. (480-524)
Авиценна (980-1037)
Ансельм (1033-1109)
Абеляр П. (1079-1141)
Аверроэс (1126-1198)
Фома Аквинский (1221-1274)
Оккам У. (1280-1349)
Возрождение и Новое время
Кузанский Н. (1401-1464)
Фичино М. (1433-1499)
Бруно Дж. (1548-1600)
Бэкон Ф. (1561-1626)
Гоббс Т. (1588-1679)
Декарт Р. (1596-1650)
Спиноза Б. (1632-1677)
Локк Дж. (1632-1704)
Лейбниц Г. (1646-1716)
Юм Д. (1711-1776)
Гольбах П. (1723-1789)
Кант И. (1724-1804)
Фихте И. (1762-1814)
Гегель Г. (1770-1831)
Шеллинг Ф. (1775-1854)
Шопенгауэр А. (1788-1860)
Фейербах Л. (1804-1872)
Маркс К. (1818-1883)
Пирс Ч. (1839-1914)
Джемс У. (1842-1910)
Ницше Ф. (1844-1900)
Соловьев B.C. (1853-1900)
Новейшее время
Фрейд 3. (1856-1939)
Гуссерль Э. (1859-1938)
Бергсон А. (1859-1941)
Лосский И.О. (1870-1965)
Рассел Б. (1872-1970)
Бердяев Н.А. (1874-1948)
Флоренский П.А. (1882-1937)
Витгенштейн Л. (1889-1951)
Хайдеггер М. (1889-1976)
Карнап Р. (1891-1970)
Лосев А.Ф. (1893-1988)
Гадамер Г. (1900)
Поппер К. (1902-1994)
Сартр Ж.-П. (1905-1980)
Куайн У. (р. 1908)
Кун Т. (р. 1922)
Фуко М. (1926-1984)
Хабермас Ю. (р. 1929)
Деррида Ж. (р. 1930)
Ленк Г. (р. 1935)
Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хронику. Изу­чающему философию следует в ней ориентироваться.
266
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..................................... 3
Введение. Что такое философия? ..................... 4
Смысл слова «философия» 4. Два примера философствования 5. Научность философии 7. Эстетичность, чувственность философии 8. Практичность, или моральность философии 9. Философия как ре­ализация полноты жизни человека 11. Функции (значимость) фи­лософии 13. Назначение философии 14. Основные выводы 15.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ
1. Античная философия ........................... 16
1.1. Античная натурфилософия ....................... 16
Где возникла философия и почему? 16. Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет? 17. Первая головоломка античной философии: многое и единое 18. Единое — это материальная субстанция 19. Единое — это числа. Пифагор 20. Многое не существует. Сюрпризы элеатов 21. Единое — это атомы и пу­стота 23. Подведение итогов. Натурфилософия 24.
1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля ................................ 25
Философия Сократа 25. Философия Платона 27. Философия Ари­стотеля 33.
1.3. Эллинистическая философия ...................... 39
Александр Македонский открывает новую эпоху 39. Кинизм (цинизм) 39. Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 41. Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим за­коном 42. Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмя­тежными 42. Неоплатонизм 43. Судьба античной философии 45. . Основные черты античной философии 45. Основные выводы 46.
2. Средневековая философия ........................ 48
Философия и религия 48. Основные библейские идеи философ­ского значения 48. Сущность Бога 52. Можно ли доказать суще-
267
ствование Бога? 53. Да или нет? Верующий или атеист? 54. Ос­новные выводы 55.
3. Философия Нового времени ........................ 55.
3.1. Философия эпохи Возрождения ........................ 55
Два центра: Бог и человек 55. Основные идеи возрожденческой философии 56.
3.2. Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.) .............................. 58
Рене Декарт — основатель философия Нового времени 58. Спор об идеях. Джон Локк 60. Галилей и Ньютон — гении механики 61. Как получают идеализации? 63. Выработка нового юридическо­го мировоззрения 63. Новации И. Канта 65.
3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) ............. 68
Гегель против Канта 68. Карл Маркс: новые проблемы 70. Ниц­ше: последний всплеск философии Нового времени 74. Основные выводы 75.
4. Философия наших дней .......................... 77
4.1. О состоянии современной философии ................ 77
4.2. Феноменология ........................ 78
Какую проблему стремится решить феноменология? 78. Феноме­нологический метод 79. Основные положения феноменологии 81.
4.3. Герменевтика ................................ 82
Происхождение термина «герменевтика» 82. Как мы понимаем? 83. Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 85. Основные по­ложения герменевтики 86.
4.4. Аналитическая философия ....................... 86
Почему возникла аналитическая философия? 86. Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур 88. Ранний Витгенштейн: «Логи­ко-философский трактат» 89. Логический позитивизм 91. Пост­позитивизм 95. Философия естественного языка: поздний Витген­штейн 99. Основные положения аналитической философия 102.
4.5. Постмодернизм .............................. 103
268
Программа постмодернистов 103. Деррида: метод деконструк­ции 104. Лиотар: этика и эстетика возвышенного 105. Основные положения постмодернизма 106.
4.6. Философия в России ........................... 107
Основные положения диалектического и исторического матери­ализма 107. Основные черты русской философии 109. B.C. Соло­вьев: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красо­те» 112. Философия Н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество 114. А.Ф. Лосев: «Мне надо с греческого перево­дить...» 115.
4.7. Восточная философия .......................... 116
О философии Запада и Востока 116. Индийская философия 117. Китайская философия 119. Основные выводы 121.
Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ
5. Основания философствования .................... 122
Два способа анализа философских проблем. Меняем курс! 122. Что изучает философия? Мир философии 123. Выбор начала система­тического философствования 124.
6. Учение о бытии ............................... 125
6.1. Проблема существования и виды бытия ............ 125
6.2. Изменение и развитие. Закономерности ............ 127
6.3. Три закона диалектики ........................ 130
7. Философия человека, общества и истории ........... 134
7.1. Философия человека ........................... 134
Обзор: философия о человеке 134. Человек — существо бессозна­тельное 137. В поисках целостного учения о человеке 138. Основные выводы 139.
7.2. Философия общества .......................... 140
Что такое общество? Индивид и общество 140. Социальные дей-
269
ствия и их смысл 142. Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 143.
7.3. Философия истории ........................... 147
Что было, что будет? 147. Критика концепции линейного разви­тия общества 148. Единство и многообразие истории 149. Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 149. Основные выводы 151.
8. Философия как аксиология ...................... 152
8.1. Учение о ценности ............................ 152
Что такое ценность? Почему только в XX веке появилось учение о ценностях? 152. Как измеряют ценности? 154. Чувства. Эмо­ции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель 156. Будьте терпимы­ми друг к другу! 159.
8.2. Философия искусства .......................... 160
Цивилизация и культура 160. Что такое красота? 161. Обзор: как искали красоту 163.
8.3. Философия практики .......................... 166
Что такое практика? 166. Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 168. В чем состоит ценность практики? Наши дни 172. Что такое добро? Как его измерить? 174. Справедливость или сво­бода? Лучше ответственность! 176. Обзор: этика ответственности 179. Основные выводы 181.
9. Философия познания и науки .................... 183
9.1: Философия познания ........................... 183
Два термина 183. Чувственное познание «на входе», «в середи­не» и «на выходе» психики 183. Чувственное познание и различ­ные философии 187. Рациональное познание 188. Обзор: как ис­кали понятие 190. Единство чувственного и рационального познания 193. Память и воображение 194. Интуиция 195. Твор­чество. Таланты и гении 196. Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное 196. Три концепции истины 198. Шкала истинности 199. Обзор: как искали истину 200. Вчувствование. Объяснение. Понимание 201.
9.2. Философия науки ............................. 202
Что такое наука? 202. Эмпирический уровень научного познания 203.
270
Теоретический уровень научного исследования 206. Методы на­учного познания 208. Идеалы науки. Этика ученого 210. Обзор: философия и наука 211. Религия и наука 213. Основные выво­ды 216.
10. Философия языка ............................ 218
Язык — символ вашей жизни 218. Философия имени 219. Фи­лософия предложения 220. Философия ценностных установок 224. Обзор: современное философское понимание языка 226. Практи­ческое и коммуникативное назначение языка 227. Основные вы­воды 228.
11. Философия техники ........................... 230
О становлении философии техники 230. Обзор: интерпретация при­роды техники 231. Техника и этика 234. О пользе моральных ко­дексов 236. Основные выводы 237.
12. Философия природы .......................... 238
Что такое природа? 238. Обзор: исторические формы отношения человека к природе 238. Синергетика — наука о сложном 240. Как все было? Выл Большой взрыв 242. Уровни организации при­роды 243. Пространство и время 244. Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 247. Основные выводы 249.
Приложение 1. Курс философии в таблицах ............. 250
Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) ................ 266

Учебное издание
Канке Виктор Андреевич Философия
Учебное пособие
Редактор Е.В.Комарова
Обложка Е.Молчанова, С.Носова
Компьютерная верстка П.Ю.Аборина
Подписано в печать 07.07.2000. Формат 70x100/32
Печать офсетная. Гарнитура Школьная
Печ. л. 8,5. Тираж 5000
Заказ № 658
Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000
Издательско-книготорговый дом «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4
Отпечатано с готовых диапозитивов
во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2: 953 000
По вопросам приобретения литературы обращаться по адресу:
105318, Москва, Измайловское ш., 4 Тел./факс: (095) 369-5819, 369-5668, 369-7727
Электронная почта: universitas@mail.ru
Интернет-магазин «Университетская книга»
http://www.chat.ru/˜universitas/
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) yanko_slava@yahoo.com | | http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
update 23.07.02


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign