LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Существо волевое и страстное (Ницше).
XX векСущество, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи).
Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики).
Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики).
Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты).
Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).

Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философииЧто такое общество?
АнтичностьСовокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справед­ливости.
Средние века«Град земной», стремящийся к «граду небесному».
Новое время
Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным до­говором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой дея­тельности (Маркс).
XX век
Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработ­кой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро­кин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человекаГлавные ценности
Практическая жизньДобро
Чувственно-эстетическая жизньКрасота
Научная деятельностьИстина

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха филосо­фииЧто такое красота?
АнтичностьКосмически гармоничное и соразмерное
Средние векаСимвол божественного
Новое времяХарактеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготею­щего к принципам симметрии, пропор­ции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способно­сти личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).
XX в.Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искус­ства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика).
Эмоция (аналитическая философия).
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).

Примечание. Под красотой в данном случае понимает­ся главная ценность чувственно-эстетической жизни челове­ка. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрас­ному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре
Историческая эпоха
философииИдеалы добраОсновные добродетели человека
АнтичностьБлагоМудрость, справедливость, мужество
Средние векаБогВера, любовь, надежда, совесть
Новое времяРассудочный свободный человек (Локк, Руссо).Рассудочность, свобода.


Абсолютный нравственный закон (Кант).Разумность, свобода.

Общество без эксплуатации (Маркс).Преданность делу пролетариата.

Сверхчеловек (Ницше).Воля к власти.

XX векПоложительные ценности (феноменологи).Умение пользоваться феноменологическим
методом.
Достижение единства с сущим, с сущностью
вещей (герменевтики).Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему.
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики).Быть последовательным в своих действиях.
Деконструкция лого- и других центризмов
(постмодернизм).Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности.

Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепцияОсновное содержание концепции
ЛоккаЧувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
КантаЧувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
ГуссерляЧувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.

Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Истори­ческая эпоха филосо­фииПрирода рационального познания
Антич­ностьИдеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон).
Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).
Средние векаРациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм).
Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм).
Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).
Новое времяЧеловеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм.
Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант).
Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка).
Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель).
Мышление и логика есть отображе­ние практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).


Таблица 13. Три современные концепции истины
Концепция истиныЧто такое истина?
СоответствияСоответствие высказываний фактам.
КогерентностиСогласованность высказываний, их непротиворечивость.
ПрагматическаяУбеждения, способствующие успеху практики.

Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философииПрирода истины
АнтичностьИстина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).
Средние векаБог, вот что является истиной.
Новое времяИстина — это соответствие чувств и идей фактам.
XX в.Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).

Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень науч­ного исследо­ванияЦели исследования
ЭмпирическийДобыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.
ТеоретическийПровести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический методХарактеристика
Аксиома­тическийОснованием теории избираются аксио­мы. Из аксиом выводят теоремы. Сопос­тавление знания с экспериментальными фактами не проводится.
Гипотетико-дедуктивныВыдвигаются гипотезы, из них дедуци­руются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопос­тавления теории с экспериментальными фактами.
ПрагматическийИнтерпретация фактов проводится на основе ценностей.

Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языкаГлавное содержание философских концепций языка
Философия имениИмя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия предложенияГлавной единицей языка, текста является предложение, высказыва­ние. Предложение, если оно по­строено правильно, обладает значе­нием и смыслом, функцией истинно­сти/ложности
Философия ценностных установокГлавной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения кото­рых он добивается.

Таблица 18. Философия техники
Историчес­кая эпоха философииИнтерпретации природы техники
АнтичностьТехника — это воплощение умений ремес­ленника. Знание общего выше технического знания.
Средние векаТехника — это творчество человека в качест­ве отблеска божественного творчества.
Новое вре­мяТехника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, кото­рая в качестве средств труда определяет раз­витие общества (Маркс).
XX векТехника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира че­ловека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не проду­мав ее содержание и самое главное то, в ка­кой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герме­невтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подхо­дящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).


Таблица 19. Философия природы
Истори­ческая эпоха философииИнтерпретация специфики природы
АнтичностьПрирода — это органическая часть космо­са. Часто природа считалась одушевленной.
Средние векаПрирода создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном являет­ся природа.
Новое времяПрирода — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью под­чинить ее себе.
XX векПрирода — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека долж­на стать царством господства разума, ноо­сферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден).
Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики).
Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональ­ности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики).
Природа — это сложная система, для кото­рой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обес­печить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность
Женственность
Молодость

Логичность,
склонность к обобщению,
абстрактному мышлению,
рациональность,
практичность,
решительность,
постоянство,
властностьИнтуитивность,
интерес к конкретному, чувствительность,
сентиментальность,
осторожность,
тщательность,
сострадательность,
изменчивостьЖизненная непосредственность,
стремление к неформальной общности,
непрактичность,
склонность к новациям,
свободолюбие

Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка
Образование — это усвоение достижений культуры

Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нуж­ны непосредственно на будущем рабочем мес­те. Ничего лишнего, только самое необходи­мое. Философия на рабочем месте не нуж­на.Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как од­ного целого.
Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всесто­роннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответствен­ность. Философия занимает в образовании достойнейшее место.


Таблицы как в книге
Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п
Историческая эпоха философии
Основной философский интерес

1
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.
Космос

2
Средние века IV— XIV вв.
Бог

3
Новое время XV— XIX вв.
Человек и общество

4
Новейшее время XX в.
Язык


Таблица 2. Античная философия
Этап
Основной философский интерес

Натурфилософия
Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)
Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.)
Интеллекту­ализм
Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинисти­ческая фило­софияСамодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
НеоплатонизмИерархия: Единое — Благо — Мировой
Ум — Мировая Душа — Материя

250
Таблица 3. Средневековая философия
ЭтапОсновные идеиОсновной интерес
Философ-
ствование в
вереЛюби Бога, и тогда
делай, что хочешьМонотеизм
Теоцентризм
Воля как сущность
личности
Креационум
(Августин)Вера в Бога
Свобода как черта
воли (а не разума)

Любовь к Богу
Надежда на спасение
Добрая воля
Гармониза-
ция веры и
разумаВера ведет разум,
разум подкрепляет
веруСовесть
Духовность человека
Символизм
(Фома Аквинский)Философия — это
введение к религии

Свобода человека
как разумная воля
движения к совер-
шенству Бога

Примечание. В таблице в соответствии с избранной круп­номасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безуслов­но, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают са­мых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
251
Таблица 4. Философия Нового времени
ЭтапАвторы философских концепцийОсновной интерес
XV-XVI вв. Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
XVII в.ДекартЯсные идеи и дедуктивные по­строения теории
ЛоккТеория познания: сенсуализм
XVIII в.
Кант
Априорные принципы и их во­площение в науке и морали
XIX в.
ГегельУниверсальная системная фило­софия идей
МарксКонцепция общественного руда, критика капитализма
НицшеКритика «разумных» ценностей

Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направ­лениеГлавный философский интерес
Феноменология«Работа» сознания с феноменами
ГерменевтикаБытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философияЛогический анализ языка, употребле­ние языка
ПостмодернизмДеконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм

252
Таблица 6. Философия о человеке
Истори­ческая эпо­ха филосо­фииЧто такое человек?
АнтичностьМикрокосм Душа + тело )
Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель)
Средние векаДуховность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.
Новое вре­мяСущество разумное и действующее по зако­нам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше).
XX векСущество, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).

253
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философииЧто такое общество?
АнтичностьСовокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справед­ливости.
Средние века
«Град земной», стремящийся к «граду небесному».
Новое время
Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным до­говором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой дея­тельности (Маркс).
XX век
Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработ­кой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро­кин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.
254
Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человекаГлавные ценности
Практическая жизньДобро
Чувственно-эстетическая жизньКрасота
Научная деятельностьИстина

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха филосо­фииЧто такое красота?
АнтичностьКосмически гармоничное и соразмерное
Средние векаСимвол божественного
Новое времяХарактеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготею­щего к принципам симметрии, пропор­ции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способно­сти личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).

255
Окончание табл. 9
Историческая эпоха филосо­фии
Что такое красота?

XX в.Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искус­ства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика).
Эмоция (аналитическая философия).
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).

Примечание. Под красотой в данном случае понимает­ся главная ценность чувственно-эстетической жизни челове­ка. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрас­ному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре
Историчес­кая эпоха философииИдеалы добраОсновные добродетели человека
АнтичностьБлагоМудрость, справедливость, мужество
Средние векаБогВера, любовь, надежда, совесть

256
Окончание табл. 10
Историчес-
кая эпоха
философии
Идеалы добра
Основные
добродетели
человека
Новое
времяРассудочный свобод-
ный человек (Локк,
Руссо).Рассудочность, сво-
бода.


Абсолютный нравст-
венный закон (Кант).Разумность, свобода.

Общество без эксплуатации (Маркс).Преданность делу
пролетариата.

Сверхчеловек
(Ницше).Воля к власти.

XX векПоложительные цен-
ности (феноменологи).Умение пользоваться
феноменологическим
методом.
Достижение единства с сущим, с сущностью
вещей (герменевтики).Адекватно отвечать
на зов вещи, соответствовать ему.
Умение посредством
анализа языка учиты-
вать последствия по-
ступков (аналитики).Быть последователь-
ным в своих дейст-
виях.

Деконструкция лого- и других центризмов
(постмодернизм).Умение «рассеивать»
устоявшиеся ценно-
сти.

257
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепцияОсновное содержание концепции
ЛоккаЧувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
КантаЧувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
ГуссерляЧувства вовлекаются в потоке воображе­ния, так образуется эйдос, знаком кото­рого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.

Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Истори­ческая эпоха филосо­фииПрирода рационального познания
Антич­ностьИдеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).

258
Окончание табл. 12
Историчес­кая эпоха философииПрирода рационального познания
Средние векаРациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты).
Новое времяЧеловеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка). Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображе­ние практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).

Таблица 13. Три современные концепции истины
Концепция истиныЧто такое истина?
СоответствияСоответствие высказываний фактам.
КогерентностиСогласованность высказываний, их непротиворечивость.
ПрагматическаяУбеждения, способствующие успеху практики.

259
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха филосо­фииПрирода истины
АнтичностьИстина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).
Средние векаБог, вот что является истиной.
Новое времяИстина — это соответствие чувств и идей фактам.
XX в.Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).

Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень науч­ного исследо­ванияЦели исследования
ЭмпирическийДобыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.
ТеоретическийПровести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

260
Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический методХарактеристика
Аксиома­тическийОснованием теории избираются аксио­мы. Из аксиом выводят теоремы. Сопос­тавление знания с экспериментальными фактами не проводится.
Гипотетико-дедуктивныВыдвигаются гипотезы, из них дедуци­руются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопос­тавления теории с экспериментальными фактами.
ПрагматическийИнтерпретация фактов проводится на основе ценностей.

Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языкаГлавное содержание философских концепций языка
Философия имениИмя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия предложенияГлавной единицей языка, текста является предложение, высказыва­ние. Предложение, если оно по­строено правильно, обладает значе­нием и смыслом, функцией истинно­сти/ложности

261
Окончание табл. 17
Философская кон­цепция языкаГлавное содержание философских концепций языка
Философия ценно­стных установокГлавной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения кото­рых он добивается.

Таблица 18. Философия техники

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign