LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) yanko_slava@yahoo.com | | http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
update 23.07.02

В А. канке
ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие
Москва • «Логос» • 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших про­фессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентирова­но на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаме­нам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформле­ние, 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?. 5
СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ». 5
Два примера философствования. 5
Научность Философии. 6
Эстетичность, чувственностъ Философии. 6
Практичность, или моральность Философии. 6
Философия как реализация полноты жизни человека. 7
Функции (значимость) Философии. 7
Назначение Философии. 8
Основные выводы.. 8
PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ.. 8
1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 8
1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ.. 8
Где возникла философия и почему?. 8
Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет. 8
Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ. 8
Единое — это материальная субстанция. 9
Единое - это числа. Пифагор. 9
Многое не существует. Сюрпризы элеатов. 9
Единое — это атомы и пустота. 10
Подведение итогов. Натурфилософия. 10
1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ.. 11
Философия Сократа. 11
Философия аристотеля.. 13
1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху 14
Кинизм (цинизм) 14
Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение. 15
Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом.. 15
Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными. 15
Неоплатонизм.. 15
Судьба античной философии. 16
Основные черты античной философии. 16
2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 16
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.. 16
Основные библейские идеи философского значения. 17
Сущность Бога. 17
Можно ли доказать существование бога?. 18
Да или нет? Верующий или атеист?. 18
3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 18
3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 18
Два центра: Бог и человек. 18
Основные идеи Возрожденческой Философии. 18
3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.) 19
Рене Декарт - основатель Философии нового времени. 19
Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК.. 19
Галилей и Ньютон — гении механики. 20
Как получают идеализации?. 20
Выработка нового юридического мировоззрения. 20
Новации И. Канта. 21
3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) гегель против канта.. 22
Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени. 23
Основные выводы.. 23
4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ.. 24
4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.. 24
4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.. 24
Какую проблему стремится решить феноменология?. 24
Феноменологический метод. 24
Основные положения феноменологии. 25
4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА происхождение термина «герменевтика». 25
Как мы понимаем?. 25
Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?. 26
Основные положения герменевтики. 26
4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 26
Почему возникла аналитическая философия?. 26
Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур. 27
Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат». 27
Философия естественного языка: поздний Витгенштейн. 29
Основные положения аналитической философии. 30
4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ... 30
Программа Постмодернистов. 30
Деррида: метод деконструкции. 30
Лиотар: этика и эстетика возвышенного. 31
Основные положения постмодернизма. 31
4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ.. 31
Основные положения диалектического и исторического материализма. 31
Основные черты русской философии. 32
В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». 32
Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО.. 33
А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...». 33
4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 33
О Философии Запада и Востока. 33
Индийская Философия. 34
Основные выводы.. 34
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ.. 35
5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.. 35
Два способа анализа философских проблем. меняем курс! 35
Что изучает философия? Мир философии. 35
Выбор начала систематического философствования. 35
6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ.. 35
6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ.. 35
6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ.. 36
6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ.. 37
Основные выводы.. 37
7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ.. 38
7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 38
Обзор: Философия о человеке. 38
Человек - СУЩЕСТВО бессознательное. 38
В поисках целостного учения о человеке. 39
основные выводы.. 39
7.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА.. 39
Что такое общество? Индивид и общество. 39
Социальные действия и их смысл. 40
Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней. 40
7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.. 41
Что выло, что будет?. 41
Критика концепции линейного развития общества. 42
Единство и многообразие истории. 42
Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?. 42
Основные выводы.. 42
8. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ.. 42
8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ.. 42
Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях?. 42
Как измеряют ценности?. 43
Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель. 44
Будьте терпимыми друг к другу! 44
8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА.. 45
Что такое КРАСОТА?. 45
Обзор: как искали красоту. 45
8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ.. 46
Что такое практика?. 46
Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?. 46
В чем состоит ценность практики? Наши дни. 48
Что такое добро? Как его измерить?. 48
Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность! 49
Обзор: этика ответственности. 50
Основные выводы.. 50
9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ.. 50
9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина.. 50
Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики. 50
Чувственное познание и различные философии. 51
Рациональное познание. 52
Обзор: как искали понятие. 52
Единство чувственного и рационального познания. 53
Память и Воображение. 53
Интуиция. 53
Творчество. Таланты и Гении. 54
Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное. 54
Три концепции истины.. 54
Шкала Истинности. 55
Обзор: как искали истину. 55
Вчувствование. Объяснение. Понимание. 55
9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.. 55
Что такое наука?. 55
Эмпирический уровень научного познания. 56
Теоретический вровень научного исследования. 56
Методы научного познания. 57
идеалы науки. этика ученого. 57
Обзор: Философия и наука. 58
Религия и наука. 58
Основные выводы.. 59
10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА.. 59
ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ.. 59
ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ.. 59
ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 60
Обзор: современное философское понимание языка. 61
Практическое и Коммуникативное назначение языка. 61
Основные выводы.. 62
11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ.. 62
О становлении философии техники. 62
Обзор: интерпретации природы техники. 62
Техника и Этика. 63
О пользе моральных кодексов. 63
12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ... 64
Что такое природа?. 64
Обзор: исторические формы отношения человека к природе. 64
Синергетика - наука о сложном.. 64
Как все было? Был Большой взрыв. 65
Уровни организации природы.. 65
Пространство и Время. 65
Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика. 66
Приложение 1. Курс Философии в таблицах. 67
Таблица 1. Четыре эпохи в философии. 67
Таблица 2. Античная философия. 67
Таблица 3. Средневековая философия. 67
Таблица 4. Философия Нового времени. 67
Таблица 5. Философия XX века. 67
Таблица 6. Философия о человеке. 68
Таблица 7. Философия об обществе. 68
Таблица 8. Три главные ценности. 68
Таблица 9. Философия о красоте. 68
Таблица 10. Философия о добре. 69
Таблица 11. Три концепции чувственного познания. 69
Таблица 12. Что такое рациональное познание?. 69
Таблица 13. Три современные концепции истины. 70
Таблица 14. Что такое истина?. 70
Таблица 15. Уровни научного исследования. 70
Таблица 16. Три теоретических метода. 70
Таблица 17. Философия языка. 71
Таблица 18. Философия техники. 71
Таблица 19. Философия природы. 71
Таблица 20. Второй (неприродный) пол. 72
Таблица 21. Две интерпретации образования. 72
Таблицы как в книге. 72
Приложение 1. Курс Философии в таблицах. 72
Таблица 1. Четыре эпохи в философии. 72
Таблица 2. Античная философия. 72
Таблица 3. Средневековая философия. 73
Таблица 4. Философия Нового времени. 73
Таблица 5. Философия XX века. 73
Таблица 6. Философия о человеке. 73
Таблица 7. Философия об обществе. 74
Таблица 8. Три главные ценности. 74
Таблица 9. Философия о красоте. 75
Таблица 10. Философия о добре. 75
Таблица 11. Три концепции чувственного познания. 76
Таблица 12. Что такое рациональное познание?. 76
Таблица 13. Три современные концепции истины. 77
Таблица 14. Что такое истина?. 77
Таблица 15. Уровни научного исследования. 77
Таблица 16. Три теоретических метода. 77
Таблица 17. Философия языка. 77
Таблица 18. Философия техники. 78
Таблица 19. Философия природы. 78
Таблица 20. Второй (неприродный) пол. 79
Таблица 21. Две интерпретации образования. 79
приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ) 80
Античность до н.э. 80
Возрождение и Новое время. 80
Новейшее время. 80
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 81

ПРЕДИСЛОВИЕ
Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии. Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной не­зависимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения — научного, профессионального и просто житейского — способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.
Стержневая идея настоящей книги — представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придер­живаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в выс­ших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы фи­лософствования, на которых во многом строятся образо­вание, наука, культура и техника, экономика и общест­венная жизнь на пороге XXI века.
Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не под­меняя более капитальных учебников и философских тру­дов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить це­лостное представление о философии, в краткие сроки об­новить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.
3
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного че­ловека, так и для любой эпохи. Вот эта далеко не са­моочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, на­стоящего и будущего человечества составляет стерж­невую основу данной книги.
Греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Плато­ном и Аристотелем. На русский язык слово «филосо­фия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи че­ловечества слову «философия» придавали не во всем оди­наковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно вы­ражает сокровенные черты всякого подлинного фило­софствования.
Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо са­ма жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедея­тельности человека, определять его главные ценности.
4
Все это мы находим в философии — читатель имеет воз­можность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.
Два примера философствования
В чем состоит специфика философствования? Что­бы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточ­но определенно, целесообразно рассмотреть примеры под­линного философствования.
Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходи­мы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впер­вые это поняли уже упоминавшийся Платон и его ве­ликий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыс­лом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпо­хальное значение. Она стимулировала развитие наук и ис­кусств, во многом определила характерные черты со­временной цивилизации.
Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи
5
максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.
Философское — значит максимально универсаль­ное, всеохватное, основательное, фундаментальное, су­щественное.
Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая сво­бода приемлема. Причем речь идет не только о том, что­бы поставить заслоны действиям различного рода экс­тремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает во­прос о согласовании своих действий с интересами дру­гих. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответствен­ности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, ис­кусстве, на производстве, в общественной и индивиду­альной жизни. Но это и означает, что концепция от­ветственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех раз­витых стран.
Оба приведенных примера показывают, что фило­софия не стоит на месте. Продолжим разговор о спе­цифике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть филосо­фии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все фи­лософские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии. Шукшин­ское «Что с нами происходит?» и извечное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере филосо­фии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вло­женное в уста Гамлета: «Быть или не быть?»...
6
Философия — это обостренно совестливое отно­шение человека к окружающему его миру.
Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового раз­вития философии вполне актуальны такие интерпре­тации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундамен­тальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в по­ле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!
Итак, еще раз. Что такое философия? Филосо­фия — это такая любовь к мудрости, которая застав­ляет человека в его обостренно совестливом отноше­нии к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеет­ся, можно дать философии более краткое определе­ние. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.
Научность Философии
Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие, наоборот, противопоставляют ее науке. Нам придется включиться в этот спор, ибо это позво­лит углубить понимание философии.
Что такое наука? Систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, ко-
7
торые так тесно взаимосвязаны, что образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими; так реализуется доказательность в науке. Выводы науки должны находить практическую провер­ку. Это позволяет отметать не относящиеся к науке вы­думки. Но есть ли в философии систематичность, до­казательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные признаки были выработаны именно в фило­софии. Ясно, что философия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедитель­ными, обосновывать свои выводы, проверять их фак­тами. С этой точки зрения философию можно и нуж­но считать наукой.
Но почему же многие отказываются признать за фи­лософией статус науки? Потому, что, мол, наука в от­личие от философии безлична, объективна, выраба­тывает жесткие методики, она интересуется разве что поиском истины, но не озабочена судьбою человека. Но, может, наука необязательно должна быть безлич­ной? Этот вопрос пока не имеет окончательного отве­та, он за будущим.
Эстетичность, чувственностъ Философии
Люди, которые считают, что философия отличает­ся от науки, часто называют ее искусством. «...Фило­софия есть искусство, а не наука», — подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, по­жалуй, трудно оспаривать. Главная ценность науки — истина, главная ценность искусства — красота. Уче­ный может, например, заинтересоваться шарообразно­стью Земли. Для него важно узнать, является ли Зем-
8
ля шаром или нет. Ему, строго говоря, нет дела до то­го, красива ли Земля в качестве шара. Художник, изображающий на полотне Землю, также захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства и эмо­ции, значимые в свете таких ценностей, как красота, прекрасное и возвышенное.
Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценнос­тей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот поче­му. Философия намного меньше, чем наука, отстраня­ется от явления красоты. В своем порыве понять чело­века, обеспечить ему благородное будущее философия в чувственно-эмоциональном плане призвана постоян­но обогащать себя. Иначе говоря, она имеет ярко вы­раженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетической стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в от­личие от философии занято поиском не наиболее зна­чимого, а художественно значимого.
Практичность, или моральность Философии
Вступает ли философия в непосредственный контакт с практической деятельностью человека? Старое-пре­старое убеждение состоит в том, что нет ничего непрак­тичнее, чем философия. Но так ли это?
Практика — это действия, поступки людей. Дейст­вуя, человек преследует некоторые цели. Какие? Са­мые различные, но главный практический ориентир —
9
это ценность добра. Если в науке в противовес заблуж­дению возвышают истину, а в искусстве противопос­тавляют безобразному красивое, то в своей практике человек стремится к подавлению зла и достижению до­бра. (Заметим в скобках, что беда преступников опре­деляется не тем, что они изначально злобны, а узким, бандитским пониманием добра.)
Человек, в отличие от животного, прежде чем дей­ствовать вырабатывает представление о желаемой це­ли. Здесь-то ему как раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос, что я могу и что я дол­жен делать, человек занимается разрешением типич­ной философской проблемы.
Философия выявляет и вырабатывает смыслы че­ловеческих деяний, поступков, формирует стратегиче­ские цели. Именно в этой области реализуются прак­тические потенциалы философии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сиюминутным удо­вольствиям, либо просто не умеющих предвидеть по­следствия своих действий, философия не несет ответ­ственности. Философы сознательно выступают против засилья легкомыслия, отказа от всестороннего анали­за состоятельности намечаемых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения по­следствий уже сделанного.
Философия поступка находит свое наиболее яркое выражение в морали человека, в его этических ценно­стях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в моральности. Нет ничего практич­нее, моральнее, чем хорошая философия. Человек — существо моральное, он призван жить по законам мо­рали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей.
10
На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку при­ходится принимать ответственные решения, он вы­нужден становиться философом. Кажется, это прави­ло не знает исключений. Читателю нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для этого следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходи­лось принимать судьбоносные решения.
К выдающемуся французскому философу Жан-По­лю Сартру как-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хотелось стать участником «Сражающей­ся Франции», но его беспокоила судьба матери, тяже­ло переживающей смерть своего старшего сына. Что де­лать, — вопрошал юноша,— остаться с матерью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много дово­дов в пользу как первого, так и второго решения. Ни­какая наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философ­ски суров: «Вы свободны, выбирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам ответственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по край­ней мере в данном случае,— полноценное философст­вование. Другого пути нет.
Таким образом, хорошая философия не только не чужда практической деятельности человека, а наоборот, придает ей этическую, благородную осмысленность.
Философия как реализация полноты жизни человека
Мы провели сравнение философии с наукой, искус­ством, практической деятельностью человека, нако­пили материал для обобщения,
11
Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С каждой из трех сфер деятельности чело­века философия находится в теснейшей координации. На­ука, искусство, практика более фрагментарны, чем фи­лософия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвину­ты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели ис­кусства и практики. В первом случае под светом юпите­ров оказывается красота, во втором — добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментар­ности, последняя противопоказана ее природе. Филосо­фия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в еди­ное целое. В этом состоит еще одна ее особенность.
Приведенная схема объясняет некоторые, хо­тя и не все, взаимоотноше­ния философии, науки, ис­кусства и практики. Малый круг символизиру­ет философию и ее един­ство с наукой, искусством и практикой. Сегменты ABED, EBCK, ADKC симво­лизируют соответственно своеобразие науки, прак­тики и искусства, их отличие от философии.
Иногда задают такие вопросы: что лучше — фило­софия или наука, философия или искусство, филосо­фия или практика? Подобные вопросы неправомер­ны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции.
12
Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой ат­летике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но тем не менее не­плохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гар­моничности развития ему нет равных. Философ — это многоборец в деле единства истины, красоты и добра. В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом от­ношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сто­рона их творчества. Поэтому нет ничего удивительно­го в том, что среди различных философских направле­ний мы встречаемся:
• с научно ориентированной философией (такова фи­лософия Аристотеля, Декарта, Гегеля, Гуссерля, мно­гих современных философов из числа так называе­мых аналитиков);
• с эстетически ориентированной философией (та­кова философия Бердяева, Шопенгауэра, Ницше, Шел­линга, Хайдеггера, многих современных философов из числа герменевтов и постмодернистов);
• с практически ориентированной философией (та­кова философия Канта, Маркса, Пирса).
Функции (значимость) Философии
В чем состоит значимость философии, какие функ­ции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.
Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объе­динять данные наук, искусств, практик.
13
Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной прак­тики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые об­ладают фундаментальным, а не узколокальным значе­нием. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основ­ных принципов науки, искусства, практики.
Гуманистическая функция философии также про­является очень ярко, реализуется она в предельно вни­мательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческо­му достоинству. В этой связи показательно, что фило­софия не ограничивает себя научным подходом, а на­ряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.
Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.
Назначение Философии
Для чего нужна философия? Послушаем голоса ве­ликих. Сократ и Платон считали, что под воздейст­вием философии человек «становится подлинно совер­шенным». Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как
14
«последнее выговаривание и последний спор человека». Наш соотечественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности че­ловеческого существования».
Назначение философии — поиск удела человека, обес­печение его бытия в причудливом мире. Назначение фи­лософии состоит, в конечном счете, в возвышении че­ловека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии — дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивили­зации», чем без нее.
Основные выводы
• Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
• Философия — это обостренно совестливое отноше­ние человека к окружающему миру.
• Философия научна, эстетична, моральна.
• Назначение философии — возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенство­вания.
PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ
1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
Где возникла философия и почему?
Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры являет­ся в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обна­ружить у самых первобытных народов, но они не об­разуют самостоятельное явление культуры. Как фило­софы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии. Тут уж ничего не поделаешь, в хоккей лучше всего играют в России и Канаде, а две с половиной тысячи лет назад лучше всех философствовали древние греки. Именно в древ­негреческом мире философия являлась самостоятель­ным культурным образованием, существовавшим на­ряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появи­лись профессиональные философы, прославившие се­бя в веках.
Часто задаются таким вопросом: почему философия расцвела пышным цветом именно в Древней Греции? Вспоминают, что в эпоху рабства, да еще в благодат­ном среднеземноморском климате часть греков имела
16
достаточно времени для глубоких размышлений. Гре­ки достигли, а жили они в городах-государствах, оп­ределенных политических свобод, которые также бла­гоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду. Вместе с тем следует учитывать, что философия — это результат творчества. Но всякое творчество является среди прочего и случайным явле­нием, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: «Философия начинается с удивления».
Что же вызывало удивление в первую очередь? Систематическое рациональное мышление на основе идей. Философия дополнила мифы и религиозные представ­ления развитым рациональным мышлением. Именно это было в диковинку.
Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
На поставленный вопрос ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мел­ких этапах развития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, особенно значимые эта­пы развития философии. Таких этапов всего четыре, а именно:
античная философия — VI в. до н.э.- Ш н.э.;
средневековая философия — IV—XIV вв.;
нововременная философия — XV-XIX вв.;
новейшая (современная) философия — XX в.
В каждую из четырех выделенных нами эпох суще­ствовала особенная философия, сохранявшая тесную пре-
17
емственность с предыдущей философией, но и доволь­но резко отличающаяся от нее. Итак, первой нас встре­чает античная философия.
Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ
Вся история развития философии складывается из поиска ответов на актуальные, значимые и довольно слож­ные вопросы. Речь идет о вопросах, которые требуют разрешения. Такие вопросы греки называли проблема­ми. Философия имеет проблемный характер, это все­гда творческий поиск.
Первой особо значимой проблемой, которую изоб­рели древнегреческие философы, была проблема мно­гого и единого. В мире людей существует огромное разнообразие явлений, с чем только не приходится иметь дело человеку, сколько неожиданностей, а порой и опасностей встречается ему на каждом шагу. Неуже­ли человеку надо непрестанно прилагать всю совокупность усилий, чтобы «справиться» всего с одним явлением? Как хорошо было бы, если бы че­ловек мог совладать с самыми
различными явлениями, понимая их единообразно. Так родилась гениальная философская идея: многое на­до увидеть (греки именно так и выражались, уви­деть) как одно. Одно, объединяющее в себе многое, на­зывали единым. Изобразим это графически.
Но как увидеть единое? Многое находится прямо перед нашими глазами, оно видится глазами, слы-
18
шится ушами. Как же обстоит дело с единым? Его то­же можно увидеть глазами? Трудный вопрос, на кото­рый нельзя ответить с помощью лихой кавалерийской атаки. Ничего не остается, как приступить к тщатель­ной осаде проблемы многого и единого.
Единое — это материальная субстанция
Первым философом часто называют Фалеса из го­рода Милета. Фалес разрешил головоломку многого и еди­ного следующим образом: он заявил, что началом все­го является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего яв­ляется вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал нача­лом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из бес­предельного вещества, которое он назвал апейроном. Эм-педокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.
Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в ос­нове мира находится материальная субстанция. Суб­станция есть то, что не нуждается для своего объ­яснения в другом.
Читатель вправе спросить: разве действительно можно все объяснить исходя из одной (или нескольких) материальных, т.е. вещественных, субстанций? Ко­нечно же, нельзя. Но первые философы были правы в дру­гом: имея дело со многим, полезно искать общее. Ес­ли на этом пути удастся добиться успеха, то человек получит ключ, которым он откроет тайны сразу же мно­гих мириадов явлений. Неплохо!
19
Единое - это числа. Пифагор
Первая атака на проблему многого и единого ока­залась несколько грубоватой, возможно успех достига­ется более изящными средствами. Видимо, Пифагор ду­мал именно так. Он не отказался от четырех субстанций — огня, воды, земли и воздуха, но стремил­ся найти их первоосновы, каковыми он считал числа. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им со­ответствуют по порядку точка, линия (два конца), пло­скость (три вершины треугольника), объем (четыре вершины пирамиды). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют че­тыре основы — огонь, воду, землю и воздух; превра­щение последних приводят к миру живого и человека. Пифагор везде как первичную рассматривает число­вую сторону дела. А это означает, что все надо соиз­мерять, в том числе свои усилия. Один из афоризмов Пифагора гласил: «Весы не переступать», т.е. не пере­ступать равенства и справедливости. Дружба есть ра­венство, у друзей все должно быть общим. Говорят, что ученики Пифагора считали свое имущество общим.
Автор немного увлекся следствиями из основного тезиса Пифагора. Возвратимся непосредственно к его анализу. В какой степени прав Пифагор? В очень боль­шой. Пифагора должны глубоко чтить математики (что, кстати, насколько нам известно, они и делают). Действительно, именно математики показали всю си­лу теории чисел и числовых методов. Отдавая должное математике, мы все-таки вряд ли согласимся с Пифа­гором, что все можно свести к числу. Числа позволя­ют нам понять количественную сторону дела, но не ка­чественную. Допустим, у меня зубная боль. Используя
20
числа или их своеобразные словесные заместители ти­па «сильно», «не очень», «немножко», «противно», я могу сообщить врачу значимую для него информацию («Ой, как сильно болит зуб!»), но отсюда не следует, что зубная боль есть число; зубная боль, как и всякая боль, есть чувство.
Если бы Пифагор был прав, то философия была бы математикой. Но в такой подмене нет необходимости. Математика не может заменить философию, философия не может заменить математику.
Нам вновь не удалось раз и навсегда разрешить про­блему многого и единого. Тем не менее в понимании этой проблемы мы сделали существенный шаг вперед. Это ясно из того, что числа позволяют нам описывать са­мые различные по качеству явления, используя едино­образный подход.
Многое не существует. Сюрпризы элеатов
В то время как все вроде бы самые мудрые фило­софы считали, что со многим дело ясное, оно сущест­вует, и все свое внимание обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрейшие — Парменид и Зенон (оба из города Элеи), которые очевидное сделали нео­чевидным и, как говорится, перевернули все «с ног на голову». Они не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальнос­ти многого, говорили они своим оппонентам, являет­ся облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: пря­мая палка на границе вода/воздух кажется изломанной, но она на является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.
21
Неужели действительно можно доказать, что мно­гое не существует? Элеаты рассуждали таким обра­зом.
1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыс­лить множественность. Если вещи могут быть бесконеч­но малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то меж­ду двумя вещами всегда есть третья вещь; снова мы пе­реходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невоз­можно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым ут­верждением будет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному высказыванию. Греки назы­вали такое высказывание парадоксом, буквально: па­ра (отклонение) от доксы (мнения).
2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение выступает как изменение положения вещей. Опять же, говорят элеаты, в данном случае Зе­нок, давайте логично непротиворечиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь? Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?
Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сначала пройти его половину, а чтобы ее проле­теть, надо пролететь четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получа­ется, что невозможно из данной точки попасть в сосед­нюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем сно­ва парадокс: стрела не летит.
Рассуждения элеатов произвели на греческих фи­лософов неизгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыходное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апории (а, т.е. нет, и по-
22
ра — щели). Если верить чувствам и практическим дан­ным, то выходит, что стрела летит. Если же верить уму, то она вроде бы покоится на месте, весь мир покоит­ся. Для ищущих впечатлительных греков такое поло­жение дел было невыносимым. И выход из ситуации нашелся.
Единое — это атомы и пустота
Лучшие греческие философы заметили, что элеаты в своих рассуждениях делят рассматриваемую реаль­ность до бесконечности. Например, рассуждая о мно­жественности, элеаты считают, что между двумя веща­ми есть третья, меньшая и так далее, вплоть до бесконечно малых вещей. В рассуждениях стрела не сдви­гается с места, ибо перед ней поставили бесконечный ряд уменьшающихся по направлению к нулю отрезков. Левкипп и Демокрит нашли радикальный выход: они стали утверждать, что существуют неделимые фрагмен­ты (атомы) вещества, пространства и времени. Атомы вещества с эпохи древних греков и до наших дней на­зывают просто атомами, атомы пространства называ­ются амерами, а атомы времени хрононами. Кроме ато­мов вещества есть еще и пустота. Итак, любая вещь состоит из атомов и пустоты. В этом, мол, и состоит тай­на соотношения единого и многого, вещей много, но все они построены из атомов и пустоты.
Каждая вещь состоит из определенного, не беско­нечного числа атомов и промежутков пустоты. Непра­вомерно считать, что между атомами и пустотой нахо­дится еще нечто. Всякая вещь имеет конечные размеры. Стрела действительно движется, ибо движение есть, по оп-
23
ределению, прохождение определенного числа атомов пространства (амер) за определенное число атомов вре­мени—хрононов.
Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, не случайно они вошли в золотой фонд физики, а также биологии (после открытия гена). На философском же фронте уже во времена атомистов разразился нешуточный кризис. «Подвела» теорема Пифагора.
В прямоугольном треугольнике с единичными катетами длина гипоте­нузы равна 2 и выражается нерацио­нальным числом. По определению дли­на каждой из сторон треугольника должна определяться числом атомов. Но в нашем примере на гипотенузе ле­жит 1,414 атома. Это противоречит кон-
цепции атомизма, а противоречия в философии недо­пустимы. Кризис!
Конечно, можно отказаться от атомизма, но тогда что делать с парадоксами и апориями элеатов?! Сюда добавляется еще одна трудность: неясно, как подсту­питься с атомистическими воззрениями к духовному ми­ру человека. Из каких атомов состоят мысли? Неясно.
Подведение итогов. Натурфилософия
Мы рассмотрели четыре способа атаки на пробле­му многого и единого. Каковы результаты? Впечатля­ющие, но не во всем исчерпывающие.
Содержимое таблицы показывает, что первые фило­софы намного успешнее объясняли явления природы,
24
Проб­лема
Предлагаемое решение
Что удалось объяснить?
Что не удалось объяснить?

Что есть единое?
Материальная субстанция
Часть при­родных явле­ний
Социальные и ду­ховные явления

Число
Часть коли­чественных соотношений
Качество

Монолит
Удалось из­бежать логи­ческих про­тиворечий
Разделенность вещей, движение

Атомы + пус­тота
Часть физи­ко-химичес­ких явлений
Социальные и ду­ховные явления

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign