LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

13 Нумерология Сандрара здесь носит отчетливо мистический характер. Далее этот текст продолжается следующим образом: «Чи­сло. Как в средние века, носорог — это Христос; медведь — дьявол; яшма — живость; хризопраз — чистое смирение. 6 и 9». Отметим
428
фантастичность сандраровского символизма (например, по-ииднмо-му, совершенно личная ассоциация Христа и носорога). Все это поэтическое пифагорейство, вероятно, связано с увлечением Сандрара астрологией. Впрочем, тема цифрового, ритмического сопря­жения всего живого со звездами через некую сексуальную циклич­ность развивалась в это время не только Сандраром. Весьма любо­пытно сходный нумерологический миф астральной эротики выражен в писаниях друга Фрейда Вильгельма Флисса, в особенности в его главном труде «Ритм Жизни» (1906 г.). Но нам неизвестны свидетель­ства о знакомстве Сандрара с работами Флисса.
14 Под влиянием Морикана Миллер написал свои знаменитые «Тропик рака» и «Тропик козерога». Он также посвятил Морикану книгу «Дьявол в раю», из которой можно узнать много подробностей об этом человеке. Любопытно, что в этой книге Миллер называет «Эбаж» Сандрара среди важнейших трудов по мистике, которые он изучал (Миллер, 1965:33).
Не исключено, что именно Морикан привил Сандрару вкус к уче­нию Якоба Бёме, оказавшему через него влияние на гансовскую интерпретацию символа колеса. Во всяком случае Бёме относился к тем авторам, которых Морикан пропагандировал Миллеру (Мартин, 1979:318).
Глава 5
1 В одном случае пролог понимается как описание детской сек­суальности, где глаз символизирует женский, а бритва мужской половой органы (Даргнет, 1967:23—24), в другом случае — как сим­вол дефлорации (Александрией, 1974:179), в третьем — как вопло­щение кастрационных комплексов и фантазмов (Мари, 1981) и т. д. Автор последней версии, Мишель Мари, правда, мотивирует свою позицию сюрреалистским «интертекстом»: он сближает пролог «Ан­далузского пса» с «Историей глаза» Жоржа Батайя, написанной немного позже не без влияния Бунюэля (Мари, 1981:196—197).
2 Непосредственно перед началом работы над «Андалузским псом» Бунюэль в «Гасета литерариа» утверждал, например, что крупный план до Гриффита был открыт в литературе Рамоном Гомесом де ла Серна и, возможно, позаимствован Гриффитом у послед­него (Бунюэль, 1988:119).
3 Этот мотив перекочует в дальнейшем и в иные французские фильмы, но уже не в качестве визуализированного тропа, но как эле­мент сюжета (ассимиляция авангардистского тропа сюжетом харак-
429
терна для периодов разложения авангардизма). В «Аталанте» (1934) Ж. Виго отрубленная заспиртованная рука — курьез в коллекции старого эксцентричного моряка. В фильме М. Турнера «Рука дьяво­ла» (1943) мертвая рука в шкатулке — талисман дьявола, приводя­щий к смерти героя, художника Ролана Бриссо.
4 Приведем в качестве примера только несколько цитат из Супо.
В «Маржи» о руках: «Наверное нужно отрезать их, чтобы пере­стать их любить» (Супо. 1973:135). В «Трех звездах» поэт видит «об­лака и птиц (естественно), звезды и руки» (Супо, 1973:136) — здесь опять в подтексте актуализован мотив морской звезды, похожей на руку. В «Улыбке на губах»: «След зверя в траве» («Отрезанный палец» — Супо, 1973:152). В «Цепях»: «Мне остается лишь бросить мои руки на весы» (Супо, 1973:153).
5 «Рядом со мной вдруг появляется мужчина, который превра­щается в женщину, потом в старика. В этот момент появляется дру­гой старик, который превращается в ребенка, затем в женщину» (Су­по, 1979:24). Л. Уильяме справедливо считает эти примитивные мета­морфозы «мельесовскими» по своему типу (Уильяме, 1981:5). «Мельесовская» метаморфоза может считаться одним из первоэлементов авангардистского кинематографа различных ориентации. Ср. с «Дне­вником Глумова» (1923) С. М. Эйзенштейна, целиком построенным на этом типе трюков.
Обилие метаморфоз в «Антракте» позволило Марку Бертрану, впрочем без достаточных оснований, снять различие между фильмом Клера-Пикабиа и сюрреалистским кино. Бертран относит метамор­фозу к главным свойствам последнего (Бертран, 1980).
6 Эротическая функция морских животных подспудно выражена почти всегда. Иногда же она выявляется с грубой очевидностью, как, например, у Б. Пере: «Я вдруг заметил, что между моих ног посели­лась медуза, откуда неизмеримое сладострастие, сладострастие столь острое, что в какой-то момент мне уже больше ничего не хотелось» (Пере, 1967:24).
7 В этом же кинотеатре показывается фильм «Различные спо­собы приручения улиток». Морская тема также развивалась в высоко ценимых сюрреалистами «научных» фильмах Жана Пенлеве: «Осьминог» (1928), «Морские ежи» (1928), «Дафния» (1928), «Рак-отшельник» (1930), «Креветки» (1930) и т. д. Важными для развития этой темы были и «Сушеные эмбрионы» Э. Сати с их выдуманными ракообразными, и фрагменты «Магнитных полей» Бретона—Супо, написанные от лица моллюска и др.
8 «Устрицы, морские ракушки, улитка, жемчужина связаны как с
430
акватическими космологиями, так и с сексуальным символизмом. Все они причастны священным силам, сконцентрированным в Водах, Луне, Женщине; кроме того, они по разным причинам являются эмблемами этих сил: сходство между морской раковиной и генитали­ями женщины, связи, объединяющие устриц, воды и луну, наконец, гинекологический символизм жемчужины, формируемой в устрице. Вера в магические свойства устриц и раковин распространена по всему миру от древнейших времен до наших дней» (Элиаде, 1979:164). (Подробное исследование связи жемчуга с обрядами погребения и •Смертью см. Элиаде, 1979:178—190).
9 Дамиш, в частности, пишет по поводу «Триумфа добродетели», что эта «картина открывает вслед за пространством аналогий про­странство метаморфоз, в котором искусство обретает источник: художник лишь выигрывает от «изобретения», позволяющего ему находить вдохновение в постоянно меняющихся формах облаков» (Дамиш, 1972:55). Любопытно, что и Пруст особое значение прида­вал именно небу Мантеньи, в котором вычитывал определенную символику (Шеврие-Легар, 1977:46—47).
10 Ср. у О. М. Фрейденберг: «Иисус, едущий на осле, повторяет собой осла, который сам является божеством, но в форме более древней, нежели Иисус» (Фрейденберг, 1978:502). Наличие двух ослов в фильме может также быть евангельской реминисценцией: «Ученики пошли и поступили так, как повелел Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и он сел поверх их» ( Мф. 21, 6—7).
11 О слепых и болонской колбасе у Пере Бунюэль вспоминает и через множество лет: «Пере пишет: «Разве неправда, что болонская колбаса делается слепыми?» Черт побери! Какая удивительная точ­ность! Я, конечно, знаю, что слепые не делают болонской кобасы, но ОНИ ЕЕ ДЕЛАЮТ! Я вижу, как они ее делают» (Бунюэль, 1981:7).
12 Само понятие «simulacre» весьма многозначно, оно имеет зна­чение изображения, призрака, видения, измышления, подобия, види­мости. Это понятие было вынесено в заглавие поэтического сбор­ника сюрреалистом Мишелем Лейрисом в 1925 году. „Simulacre" Лей-риса — один из самых темных сюрреалистских текстов, в котором, однако, различимы еще до Дали некоторые мотивы, характерные для теории «множественных изображений». Лейрис пишет, в частно­сти, о «пустыне уничтоженного сходства» (Лейрис, 1965:15) (ср. с привилегированным «полем подобий» у Дали — пустыней, пляжем), он говорит о «монотонной мякоти форм» (Лейрис, 1969:16). Лейрис
431
пишет и о метаморфозах (Лейрис, 1969:19). Вопрос о возможном влиянии Лейриса на Дали совершенно не изучен.
13 Сопоставление клавишей с зубами достаточно самоочевидно, чтобы обнаруживаться даже у Ольги Форш в «Сумасшедшем кораб­ле» (1930): «Желтоватые зубы без слюны были как клавиши куколь­ного рояля» (Форш, 1989:272).
Глава 6
1 К числу таких свидетельств относится, например, печальный эпизод травли Тынянова на «Белгоскино», по-видимому предопреде­ливший окончательный разрыв писателя с кинематографом. Сцена­рист Б. Л. Бродянский квалифицировал «Поручик Киже» как «арьер­гардный бой, данный сильным участком формализма». Тынянов, присутствовавший на заседании, состоявшемся по этому поводу на «Белгоскино», выразил резкий протест против такого рода провока­ционных деклараций: ««Арьергардные бои» больше не угрожают вашей фабрике, и сценаристы фабрики имеют полное основание больше не тревожиться. Я их больше беспокоить своим присут­ствием не буду..» — и ушел до конца заседания». (А-ва. «Скромни­цы» из Белгоскино. «Кино», № 7, 10 февр. 1934.)
2 О реализации принципов стиховой поэтики в прозе Тынянова см.: Эйхенбаум, 1969:405, где специально отмечается мобилизация Тыняновым в «Смерти Вазир-Мухтара» колеблющихся признаков
значения.
3 Помимо гиперакцентировки перспективы для создания эффекта субъективной камеры может также использоваться и обратный прием — разрушение перспективы за счет каше, изобра­жения вне фокуса и т. д. Этот прием был типичен для раннего кино, но требовал неприемлемой в контексте «Киже» особой психологи­ческой мотивировки — например, слезы героини могли мотивиро­вать нерезкость субъективного изображения, опьянение — дрожание
камеры и т. д.
4 Имеется в виду эпизод, где воображению больного Грибоедова предстает его отец: «Он стал подходить к постели, на которой лежал и смотрел Грибоедов, и стала видна небольшая, белая, прекрасная ручка отца. Отец отогнул одеяло и посмотрел на простыни.
— Странно, где же Александр? — сказал он и отошел от пос­тели.
И Грибоедов заплакал, закричал тонким голосом — он понял, что
не существует» (Тынянов, 1963:257-258).
432
5 В конце «Шинели» имеется прямое указание на ее связь с буду­щим «Киже». В фильм Фэксов введена записка Башмачкина, конча­ющаяся следующими словами: «...титулярный советник Акакий Ака­киевич Башмачкин за смертью из списков выбыл. А. Башмачкин». Эта записка, несомненно, — прямая заявка на линию Синюхаева в рассказе «Подпоручик Киже», «Киже», таким образом, непосред­ственно выходит из тыняновского Гоголя.
6 Гоголевский подтекст также вводится темой запахов в «Киже» (ср. с темой запахов в «Носе»): «Павел Петрович имел привычку принюхиваться к собеседнику» (Тынянов, 1954: 11); «...комната из синего стекла — табакерка» (Тынянов, 1954:28); «Нужно бы спря­таться в табакерку, — подумал император, нюхая табак» (Тынянов, 1954:28) — в этих сценах Павел ведет себя совершенно как персонаж-нос: «Поручик Синюхаев <...> различал людей по запаху» (Тыня­нов, 1954: 26). В сценарии повторяются навязчивые мотивы «таба­керки» Палена как угрозы Павлу. Павел по запаху определяет проанглийскую ориентацию Палена и т. д.
7 В пародийном подтексте этих сцен, возможно, скрыты намеки на пушкинский «Медный всадник». Ср., например, со следующей гротескной реминисценцией пушкинского наводнения: «316. Павел смотрит. Вдруг принимает вызывающий вид, быстро едет к воротам замка. 317. Карлик за ним. С головы памятника падает струйка ему за ворот. Он ежится. Надпись: Прадед... Карлик говорит: — Прадед плачет» (Тынянов, 1933).
Глава 7
'Приведем свидетельство такого авторитетного эксперта как Пьер Булез, который в принципе разделяет точку зрения Адорно— Эйслера: «Интерес мелодической линии вовсе не заключается в том, чтобы обеспечить более или менее красивую визуальную транспози­цию. Напротив, восхитительная кривая, переведенная в ноты, может дать самую банальную мелодическую линию. Глаз на основании кри­вой не может оценить тонкости интервалов, повтора некоторых из них, их отношений с гармонией — иначе говоря, всего того, что и составляет ценность мелодической линии. Тут нужны иные крите­рии, тут существуют измерения, недоступные для визуальной репре­зентации, и о которых ни один рисунок не может дать представле­ния» (Булез, 1989:53).
2 Эйзенштейн ссылается на Воррингера в работе «Поиски отца» (Эйзенштейн, ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 234). Поиски абстракции у
433
Эйзенштейна идут путем, близким всей абстрагирующей линии в эстетике от Ригля, Хильдебранда, Вельфлина до Клее и Кандинско­го.
3 Эйзенштейн, признавая, что у Сведенборга, «как всегда у мистиков, есть какое-то знание», считает главной ошибкой послед­них слишком вещественное понимание образа или, метафорически выражаясь, недостаточную выключенность дневного зрения. У мистиков, согласно Эйзенштейну, «росток ощущения становится и развивается не в познании (в нашем смысле), а в метафизическую идеограмму: образ понятий вещественно» (Эйзенштейн, ф. 1923, оп. 2, ед. хр. 233). Таким образом режиссер косвенно признает свою связь с мистикой, но претендует на ее поправку более высоким уров­нем абстрагирования.
4 Ср.: «Шаг за шагом производится в читателе сдвиг в сторону чтения явлений по образу предметов и представлениям, сопутству­ющим их форме, их виду, а не их содержанию или назначению, т. е. перестройка на т. н. «физиогномическое» — непосредственно чув­ственное восприятие» (Эйзенштейн, 1980:148).
5 «Под холмами этих долин можно различить очертания вздутых ребер, длинные стволы обличают скрытые под ними спинные хреб­ты, плоские и хищные черепа встают из моря...» и т. д. (Волошин, 1988:316). Волошин также отдал дань эволюционизму, выделяя в раз­витии искусства три периода: 1) условный символизм знака; 2) стро­гий реализм; 3) обобщенная стилизация (Волошин, 1988:216). По существу эта схема совпадает с концепцией Воррингера и Эйзенш­тейна.
6 Ср. ощущения «выхода из себя» у Белого в «Петербурге»: «Будто слетела какая-то повязка со всех ощущений... <...>, будто тебя терзают на части, растаскивают члены тела в противополож­ные стороны: спереди вырывается сердце, сзади из спины вырывают как из плетня хворостину, собственный позвоночник твой <...>. А уколы-то, биения, пульсы — поймите вы! — очертили собственный контур мой — за пределами тела, вне кожи: кожа внутри ощущений. Что это? Или я был вывернут наизнанку, кожей — внутрь, или выс­кочил мозг? <...> Я же чувствовал себя вне себя совершенно теле­сно, физиологически...» (Белый, 1981:258—259).
Библиография
Абель, 1984: Abel R. French Cinema. The First Wave 1915—1929. Princet on: Princeton University Press, 1984.
Абель, 1988: Abel R. The point-of-view shots from spectacle to story in several early Pathe films. — In: "Ce que je vois de mon cine... "/Sous la direction d'A. Gaudreault. — P.: Meridiens, Klincksieck, 1988, p. 73—76.
Адорно—Эйслер, 1977: Adorno T. W., Eisler H. Komposition fur den Film. Leipzig: Deutscher Verlag fur Musik, 1977.
Александриан, 1974: Alexandrian S. Le surrealisme et le reve. P.: Galli­mard, 1974.
Александриан, 1976: Alexandrian S. Marcel Duchamp. P.: Flammarion, 1976.
Американский романтизм, 1977: Эстетика американского романтиз­ма. М.: Искусство, 1977.
Амп, 1925: Амп. П. Рельсы. М.—Л.: Земля и фабрика, 1925.
Антология поэтов, 1936: Anthologie des poetes de la N.R.F. P.: Galli­mard, 1936.
Аполлинер, 1972: Apollinaire G. L'Enchanteur pourrissant suivi de Les mamelles de Tiresias et de Couleurs du temps. P.: Gallimard, 1972.
Аполлодор, 1972: Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972.
Аранда, 1975: Aranda F. Luis Bunuel. A Critical Biography. L.: Seeker and Warburg, 1975.
Арвидсон, 1925: Mrs. D. W. Griffith (Linda Arvidson). When Movies Were Young. N. Y.: Dutton, 1925.
Арендт, 1986: Arendt H. Vies politiques. P.: Gallimard, 1986.
Арним, 1987: Арним фон Л. А. О народных песнях. — В кн.: Эсте­тика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987, с. 376—406.
Арнольд, 1908: The Poems of Matthew Arnold 1840 to 1866. L.—N. Y.: J. Dent, E. Dutton, 1908.
Apп, 1966: Arp J. Jours effeuilles. P.: Gallimard, 1966.
Appya, 1927: [Arroy J.] En tournant "Napoleon" avec Abel Gance. Souvenirs et impressions d'un sans-culotte. P.: La Renaissance du livre, 1927.
Арто, 1968: Artaud A. Le theatre et son double. P.: Gallimard, 1968.
435
Арто, 1976: Artaud A. Oeuvres completes. P.: Gallimard, 1976, v. 1*. Арто, 1978: Artaud A. Oeuvres completes. P.: Gallimard, 1978, v. 3. Арто, 1979: Artaud A. Heliogabale ou l'anarchiste couronne. P.: Galli­mard, 1979. Арто, 1988: Арто А. Раковина и священник. Сценарий. — ARS, 1988,
№6.
Асселино, 1980: Asselineau R. The Transcendentalist Constant in Ame­rican Literature. N. Y.—L.: New York University Press, 1980.
Байограф, 1973: Biograph Bulletins 1908—1912. N. Y.: Octagon Books,
1973. Балакиан, 1947: Balakian A. Literary Origins of Surrealism: A New
Mysticism in French Poetry. N. Y.: King's Crown Press, 1947. Бальзак, 1835: Balzac H. de. Le livre mystique II: Seraphita. P.: Werdet, 1835.
Бальзак, 1960: Бальзак О. Собрание сочинений. В 24-х т. М.: Худлит, 1960, т. 20.
Барт, 1976: Barthes R. S/Z. P.: Seuil, 1976.
Барт, 1982: Barthes R. L'Obvie et l'obtus: Essais critiques III. P.: Seuil, 1982.
Барт, 1984: Барт Р. Третий смысл: Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С. М. Эйзенштейна. — В кн.: Строе­ние фильма. М.: Радуга, 1984, с. 176—188.
Барт, 1989: Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
Батай, 1967: Bataille G. L'Experience interieure. P.: Gallimard, 1967.
Батай, 1970: Bataille G. Oeuvres completes. P.: Gallimard, 1970, v. 1.
Бахтин, 1975: Бахтин M. Вопросы литературы и эстетики. M.: Худ­лит, 1975.
Бахтин, 1979: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.:
Искусство, 1979. Баш, 1976: Bush R. The Genesis of Ezra Pound's "Cantos". Princeton:
Princeton University Press, 1976. Беллуккио, 1975: Belluccio A. "Cabiria" e "Intolerance" tra il serio e il
faceto. — Bianco e nero, 1975, N 5—8, p. 53—57. Беллур, 1984: Беллур Р. Недосягаемый текст. — В кн.: Строение
фильма. М.: Радуга, 1984, с. 221—230. Белый, 1981: Белый А. Петербург. Л.: Наука, 1981. Беньямин, 1982: Benjamin W. Charles Baudelaire: Un poete lyrique a
l'apogee du capitalisme. P.: Payot, 1982.
436
Беньямин, 1983: Benjamin W. Essais II: 1935—1940. P.: Denoel, Gonthier, 1983.
Беньямин, 1984: Benjamin W. Allegorien kultureller Erfahrung. Leip­zig: Reclam, 1984.
Беньямин, 1989: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — Киноведческие запис­ки / ВНИИК, 1989, вып. 2, с. 151—173.
Беньямин, 1989": Benjamin W. Paris, capitale du XIXe siecle: Le livre des Passages. P.: Cerf, 1989.
Бертран, 1980: Bertran M. Image cinematographique et image surreali­ste. — Les Cahiers de la cinematheque, 1980, N 30—31, p. 43—47.
Бизант—Лидбитер, 1905: Besant A., Leadbeater C.-W. Les formes-pen­sees. P.: Publications theosophiques, 1905.
Блум, 1973: Bloom H. The anxiety of influence: A theory of poetry: N. Y.: Oxford University Press, 1973.
Блум, 1973а: Bloom H. Visionary Cinema of Romantic Poetry. — In: Idem. The Ringers in the Tower: Studies in Romantic Tradition. Chicago—L.: The University of Chicago Press, 1973, p. 37—52.
Блум, 1975: Bloom H. A Map of Misreading. N. Y.: Oxford University Press, 1975.
Блум, 1976: Bloom H. Poetry and Repression: Revisionism from Blake to Stevens. New Haven—L.: Yale University Press, 1976.
Бодлер, 1962: Baudelaire. Curiosites esthetiques. L'Art romantique et autres oeuvres critiques. P.: Garnier, 1962.
Бодлер, 1966: Baudelaire Ch. Les paradis artificiels. P.: Garnier, Flammarion, 1966.
Бодлер, 1970: Бодлер Ш. Цветы зла. M.: Наука, 1970.
Бозон-Скальцитти, 1972: Bozon-Scalzitti I. Biaise Cendrars et le symbo­lisme. — Archives des lettres modernes, 1972, N 137.
Бонитзер, 1985: Bonitzer P. Peinture et cinema: Decadrages. P.: Ed. de l'Etoile, 1985.
Бордуэл, 1981: Bordwell D. The Films of Carl-Theodor Dreyer. Berke­ley—Los Angeles—L.: University of California Press, 1981.
Борхес, 1970: Borges j. L. Labyrinths. Harmondsworth: Penguin Books, 1970.
Борхес, 1984: Борхес X. Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1984.
Боусер, 1975: Bowser E. Griffith е la struttura circolare in alcuni film Biograph. — Bianco e nero, 1975, N 5—8, p. 46—51.
Боусер, 1984: Bowser E. "Old Isaacs the Pawnbroker" et le raccorde­ment d'espaces eloignes. — In: David Wark Griffith/Etudes sous la direction de J. Mottet. P.: L'Harmattan, 1984, p. 31—43.
437
Бочковска, 1980: Boczkowska A. Tryumf Luny i Wenus. Krakow: Wydawnictwo Literackie, 1980.
Браун, 1973: Brown К. Adventures with D. W. Griffith. L.: Seeker and Warburg, 1973.
Браунинг, 1916: Poems of Robert Browning. Oxford: Milford, Oxford University Press, 1916.
Браунинг, 1971: Browning R. The Ring and the Book. Harmondsworth: Penguin Books, 1971.
Браунинг, 1981: Браунинг Р. Стихотворения. Л.: Худлит, 1981.
Браунлоу, 1968: Brownlow К. The parade's gone by... N. Y.: Bonanza Books, 1968.
Бретон, 1928: Breton A. Nadja. P.: Gallimard, 1928.
Бретон, 1932: Breton A. Le Revolver a cheveux blancs. P.: Ed. des Cahi­ers libres, 1932.
Бретон, 1948: Breton A. Poemes. P.: Gallimard, 1948.
Бретон, 1965: Breton A. Arcane 17. P.: J. J. Pauvert, 1965.
Бретон, 1968: Breton A. Anthologie de l'humour noir. P.: J. J. Pauvert, 1968.
Бретон, 1970: Breton A. Point du jour. P.: Gallimard, 1970.
Бретон, 1973: Breton A. Manifestes du surrealisme. P.: Gallimard, 1973.
Бретон—Супо, 1968: Breton A., Soupault Ph. Les Champs magnetiq­ues. P.: Gallimard, 1968.
Брион, 1982: Brion P. Filmographie de D. W. Griffith. — In: D. W. Grif­fith/Sous la direction de P. Brion, P.: L'Equerre, Centre Georges Pompidou, 1982, p. 93—209.
Брюниюс, 1987: Brunius J.—B. En marge du cinema francais. Lausanne: L'Age d'homme, 1987.
Булез, 1989: Boulez P. Le pays fertile: Paul Klee. P.: Gallimard, 1989.
Бульвер Литтон, 1960: Бульвер Литтон Э. Д. Пьесы. М.: Искусство, 1960.
Бульвер Литтон, б. г.: Lord Lytton. Zanoni. L.—N. Y.: G. Routledge,
E. Dutton, n. d.
Бунюэль, 1978: Bunuel L. Notes on Making of "Un Chien Andalou". — In: The World of Luis Bunuel/Ed. by J. Meilen. N. Y.: Oxford Uni­versity Press, 1978, p. 151—153.
Бунюэль, 1981: Colina de la J., Perez-Turrent T. Entretien avec Luis Bunuel. — Positif, 1981, N 238, p. 2—14.
Бунюэль, 1982: Bunuel par Bunuel. — Le Nouvel Observateur, 1982, 6 mars, N 904, p. 60—66.
Бунюэль, 1986: Bunuel L. Mon dernier soupir. P.: Robert Laffont, 1986.
Бунюэль, 1988: Бунюэль Л. О фотогеничном плане. — В кн.: Из
438
истории французской киномысли: Немое кино, 1911—1933. М.: Искусство, 1988, с. 115—119.
Бюлер, 1960: Buhler J. Biaise Cendrars, homme libre, poete au coeur du monde. Bienne: Ed. du Panorama, 1960.
Бюшоль, 1956: Buchole R. L'evolution poetique de Robert Desnos. Bru­xelles: Palais des Academies, 1956.
Бялостоцки, 1978: Bialostocki J. Man and Mirror in Painting: Reality and Transcience. — In: Studies in Late Medieval and Renaissance Painting in Honor of Millard Meiss. N. Y., 1978, p. 61—72.
Вануа, 1976: Vanoye F. Le cinema de Cendrars. — Europe, 1976, N 566, p. 183—196.
Вариле, 1977: Varila A. The swedenborgian background of William James's philosophy. — Annales Academiae Scientorum fennicae. Dissertationes humanorum litterarum 12. Helsinki, 1977.
Вебер, 1958: Weber J.-P. La psychologie de l'art. P.: P.U.F., 1958.
Вергилий, 1971: Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Эне­ида. М.: Худлит, 1971.
Берне, 1988: Vernet M. Figures de l'absence. P.: Ed. de l'Etoile, 1988.
Вёльфлин, 1986: Wolfflin H. Renaissance und Barock. Leipzig: Koehler und Amelang, 1986.
Вилье де Лиль-Адан, 1908: Villiers de l'Isle-Adam. Tribulat Bonhomet. P.: Stock, 1908.
Винн, 1981: Winn J. A. Unsuspected eloquence: A History of Relations between Poetry and Music. New Haven—L.: Yale University Press, 1981.
Виноградов, 1976: Виноградов В. В. Избранные труды: Поэтика рус­ской литературы. М.: Наука, 1976.
Вирмо, 1976: Virmaux A. Les surrealistes et le cinema. P.: Seghers, 1976.
Волошин, 1988: Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988.
Вордсворт, 1978: Wordsworth W. The Prelude. Harmondsworth: Pen­guin Books, 1978.
Воррингер, 1957: Воррингер В. Абстракция и одухотворение. — В кн.: Современная книга по эстетике. М.: Изд. Иностранной литературы, 1957, с. 459—475.
Гандольфо, 1979: Gandolfo A. The Sands of Dee: Analisi di un dramma marine di D. W. Griffith. — Griffithiana, 1979, N 34, p. 25—30.
Ганнинг, 1980: Gunning-T. Note per una comprensione dei film di Grif­fith. — Griffithiana, 1980, N 5—6, p. 13—23.
Ганнинг, 1984: Gunning T. De la fumerie d'opium au theatre de la mora-
439
lite: discours moral et conception du septieme art dans le cinema pri­mitif americain. — In: David Wark Griffith/Etudes sous la direction de J. Mottet. P.: L'Harmattan, 1984, p. 72—90.
Ганнинг, 1984a: Gunning T. Presence du narrateur: l'heritage des films Biograph de Griffith. — In: David Wark Griffith/Etudes sous la direction de J. Mottet. P.: L'Harmattan, 1984, p. 126—147. Ганнинг, 1986: Gunning T. D. W. Griffith and the Narrator-System: Narrative structure and industry organization in Biograph Films 1908—1909/A Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophy. N. Y., 1986.
Ганс, 1962: Gance A. Biaise Cendrars et le cinema. — Mercure de Fran­ce, 1962, N 1185, p. 170—171.
Ганс, 1969: Temoignage d'Abel Gance. — In: Cendrars. Oeuvres com­pletes. P.: Le club francais du livre, 1969, v. 2, p. XX—XXI. Ганс, 1988: Ганс А. Время изображения пришло! — В кн.: Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911—1933. М.: Искус­ство, 1988, с. 64—73. Гарин, 1935: Гарин Э. Обогащение литературы. — Литературная
газета, 15 янв., 1935.
Гаспаров, 1978: Гаспаров М. Л., Рузина Е. Г. Вергилий и вергилианские центоны (Поэтика формул и поэтика реминисценций). — В кн.: Памятники книжного эпоса. М.: Наука, 1978, с. 190—211. Гаспаров, 1988: Гаспаров М. Л. Первочтение и перечтение: к тыня­новскому понятию сукцессивности стихотворной речи. — В кн.: Тыняновский сборник. Третьи тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1988, с. 15—23. Гедульд, 1971: Focus on D. W. Griffith/Ed, by H. M. Geduld. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1971. Герхард, 1984: Герхард M. Искусство повествования: Литературное
исследование «1001 ночи». М.: Наука, 1984. Гёррес, 1987: Гёррес Й. Афоризмы об искусстве. — В кн.: Эстетика
немецких романтиков. М.: Искусство, 1987, с. 58—202. Гоголь, 1959: Гоголь Н. В. Собрание сочинений. В 6-ти т. М.: Худ­лит, 1959, т. 3.
Годар, 1980: Godard-J.-L. Introduction a une veritable histoire du cine­ma. P.: Albatros, 1980. Годар, 1985: Jean-Luc Godard par Jean-Luc Godard. P.: Ed. de l'Etoile,
Cahiers du cinema, 1985.
Годро, 1988: Gaudreault A. Du litteraire au filmique: Systeme du recit. P.: Meridiens, Klincksieck, 1988.
440
Голдинг, 1965: Golding J. Le cubisme. P.: Julliard, 1965.
Голль, 1920: Die Chapliniade. Filmdichtung von Iwan Goll. Dresden: Rudolf Koemmerer Verlag, 1920.
Голль 1956: Ivan Goll. P.: Seghers, 1956.
Голль 1978: Goll I. Das Kinodram. — In: Kino-Debatte. Texte zum Ver­haltnis von Literatur und Film 1909—1929/Herausgegeben von A. Kaes. Tubingen: Deutscher Taschenbuch Verlag, Max Niemeyer Verlag, 1978, S. 136—139.
Гомес де ла Серна, 1927: Гомес де ла Серна Р. Киноландия. Л.: Новинки всемирной литературы, 1927.
Гомес де ла Серна, 1980: Gomez de la Serna R. L'Enterrement du Stra­divarius. —Les Cahiers de la cinematheque, 1980, N 30—31, p. 163.
Гофман, 1978: Гофман Э. Т. А. Новеллы. M.: Худлит, 1978.
Грехем, 1985: Graham С. С., Higgins S., Mancini E., Vieira J. L. D.W. Griffith and the Biograph Company. L.: The Scarecrow Press, 1985.
Грин, 1984: Greene N. Artaud and Film: A Reconsideration. — Cinema Journal, 1984, v. 23, N 4, p. 28-40.
Гриффит, 1944: Д. У. Гриффит/Под редакцией С. М. Эйзенштейна и С. И. Юткевича. М.: Госкиноиздат, 1944.
Гриффит, 1967: Griffith D. W. Cinema, miracle de la photographie moderne. — Cahiers du cinema, 1967, N 187, p. 18—21.
Гриффит, 1969: Griffith D. W. The movies 100 years from now. — In: Film makers on film making/Ed, by H. M. Geduld. Bloomington— L.: Indiana University Press, 1969, p. 49—55.
Гриффит, 1982: Griffith D. W. Le theatre et le cinema. — In: D. W. Griffith/Sous la direction de P. Brion. P.: L'Equerre, Centre Georges Pompidou, 1982, p. 87—89.
Гриффит, 1982a: Griffith D. W. L'avenir du film a deux dollars. — Posi­tif, 1982, N 262, p. 21.
Гриффит, 1982б: Griffith D. W. Le cinema et les buchers. — Positif, 1982, N262, p. 20—21.
Губерн, 1984: Gubern R. Contribution a une lecture de l'iconographie griffithienne. — In: David Wark Griffith/Etudes sous la direction de J. Mottet. P.: L'Harmattan, 1984, p. 117—125.
Гуд, б. г.: The poetical works of Thomas Hood. L.—N. Y.: F. Warne, n. d.
Гудмен, 1961: Goodman E. The Fifty-Year Decline and Fall of Hollywo­od, N. Y.: Simon and Schuster, 1961.
Гура, 1981: Gura Ph. F. The Wisdom of Words. Language, Theology and Literature in the New England Renaissance. Middletown: Wesleyan University Press, 1981.
441
Гюго, 1872: Hugo V. Les orientales. Les feuilles d'automne. Les chants
du crepuscule. P.: Hachette, 1872.
Гюго, 1930: Hugo V. La legende des siecles. P.: Nelson, 1930, v. 1. Гюго, 1965: Hugo V. Les contemplations. P.: Gallimard, Librairie
Generale Francaise, 1965.
Гюго, б. г.: Hugo V. Les rayons et les ombres. P.: Hetzel, s. d. Гюго, б. г.а: Hugo V. Les Chatiments. P.: Nelson, s. d.
Дали, 1930: Dali S. L'Ane pourri. — Le Surrealisme au service de la
revolution, 1930, N 1, p. 9—12. Дали, 1942: Dali S. The. Secret Life of Salvador Dali. N. Y.: Burton
С. Hoffman, Dial Press, 1942.
Дали, 1979: Dali S. Catalogue de la retrospective 1920—1980: 18 dec. 1979—14 avr. 1980. P.: Centre Georges Pompidou, Musee National d'Art Moderne.
Дамаз—Делоне, 1971: Damase J., Delaunay S. Sonia Delaunay: Ryth­mes et couleurs. P.: Hermann, 1971.
Дамиш, 1972: Damisch H. Theorie du (nuage): Pour une histoire de la peinture. P.: Seuil, 1972.
Данте, 1950: Данте Алигьери. Божественная комедия. M.—Л.: Худ­лит, 1950.
Даргнет, 1967: Durgnat R. Luis Bunuel. Berkeley: University of Califor­nia Press, 1967.
Даргнет, 1976: Durgnat R. Films and Feelings. Cambridge: MIT, 1976.
де Гурмон, 1903: Gourmont de R. Physique de l'Amour: Essai sur l'in­stinct sexuel. P.: Mercure de France, 1903.
де Гурмон, 1983: Gourmont de R. La culture des idees. P.: U.G.E., 1983.
Декарг, 1955: Descargues P. Fernand Leger. P.: Cercle d'art, 1955. де Квинси, 1937: Selected Writings of Thomas de Quincey. N. Y.: Ran­dom House, 1937.
де Квинси, 1949: De Quincey Th. The Confessions of an English Opium-eater. L.—N. Y.: Dent, Dutton, 1949.
де Квинси, б. г.: Selected Essays of De Quincey. L.: Scott, n. d. де ла Бретек, 1980: Breteque de la F. "A l'echelle animale": Notes pour un Bestiaire dans le cinema des surrealistes. — Les Cahiers de la cinematheque, 1980, N 30—31, p. 58—67.
Делевуа, 1982: Delevoy R. L. Le symbolisme. Geneve: Skira, 1982. Деллюк, 1921: Delluc L. Chariot. P.: M. de Brunoff, 1921. Делоне, 1957: Delaunay R. Du cubisme a l'art abstrait: Documents ine­dits publies par P. Francastel. P.: S.E.V.P.E.N., 1957.
442
Деррида, 1979: Derrida J. L'Ecriture et la difference. P.: Seuil, 1979.
Деруе, 1989: Derouet Ch. Leger et le cinema. — In: Peinture—cinema— peinture. P.: Hazan, 1989, p. 120—143.
Деснос, 1966: Desnos R. Cinema. P.: Gallimard, 1966.
Дженнингс, 1964: Jennings W. C. Diderot: A. Suggested Source of Jules—Phene Episode in "Pippa Passes". — English Language Notes, 1964, N l, p. 32—36.
Джойс, 1989: Джойс Дж. Улисс. — Иностранная литература, 1989, № 1—12.
Джулиано—Кинен, 1976: Guiliano E., Keenan R. C. Browning without Words: D. W. Griffith and the Filming of "Pippa Passes". — Brow­ning Institute Studies, 1976, N 4, p. 125—159.
Диккенс, 1962: Диккенс Ч. Собрание сочинений. В 30-ти т. М.: Худ-лит, 1962, т. 27.
Доан, 1987: Doane M. A. The Desire to Desire: The Woman's Film of the 1940s. Bloomington: Indiana University Press, 1987.
Драммонд, 1977: Drummond Ph. Textual Space in "Un Chien Anda-lou". — Screen, 1977, v. 18, N 3, p. 55—119.
Древнеиндийская философия, 1963: Древнеиндийская философия: Начальный период. М.: Изд. социально-экономической литера­туры, 1963.
Друзи, 1982: Drouzy M. Carl Th. Dreyer ne Nilsson. P.: Cerf, 1982.
Дэлленбах, 1976: Dallenbach L. Intertexte et autotexte. — Poetique, 1976, N 27, p. 282—296.
Дюбуа, 1986: Дюбуа Ж., Эделин Ф. и др. Общая риторика. М.: Про­гресс, 1986.
Дюкро—Тодоров, 1979: Ducrot O., Todorov T. Dictionnaire encyclo­pedique des sciences du langage. P.: Seuil, 1979.
Дю Морье, 1895: du Maurier G. Trilby. N. Y.: Harper, 1895.
Дюркгейм, 1912: Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religi­euse: Le systeme totemique en Australie. P.: Felix Alcan, 1912.
Жаффе, 1964: Jaffe A. Symbolism in the visual arts. — In: C. G. Jung.
Man and his symbols. L.: Aldus Books, Jupiter Books, 1964. Жейже, 1970: Geiger M. Louis Boulanger: Sa vie, son oeuvre. — In:
Louis Boulanger: peintre-graveur de l'epoque romantique (1806—
1867). Dijon, 1970.
Женетт, 1979: Genette G. Introduction a l'architexte. P.: Seuil, 1979. Женни, 1976: Jenny L. La strategie de la forme. — Poetique, 1976, N 27,
p. 257—281. Жид, 1951: Gide A. Journal 1889—1939. P.: Gallimard, 1951.
443
Жирмунский, 1978: Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л.: Наука,
1978.
Золя, 1957: Золя Э. Ругон-Маккары. М.: Правда, 1957, т. 1.
Золя, 1971: Zola E. Le roman experimental. P.: Garnier, Flammarion,
1971. Зоркая, 1967: Зоркая Н. Тынянов и кино. —Вопросы киноискусства,
1967, вып. 10, с. 258—295.
Иванов, 1976: Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР.
М.: Наука, 1976.
Иванов, 1981: Иванов В. В. Фильм в фильме. — В кн.: Текст в тек­сте. Труды по знаковым системам. Тарту: ТГУ, 1981, вып. 14,
с. 19—32. Икар, 1981: Icart R. A la decouverte de "La Roue". — Les Cahiers de la
cinematheque, 1981, N 33—34, p. 185—192. Иодер, 1978: Yoder R. A. Emerson and the Orphie Poet in America.
Berkeley—Los Angeles—L.: University of California Press, 1978. Ирвин, 1980: Irwin J. T. American Hieroglyphics: The Symbol of the
Egyptian Hieroglyphics in the American Renaissance. New Haven—
L.: Yale University Press, 1980. Йейтс, 1969: Yates F. A. The Art of Memory. Harmondsworth: Penguin
Books, 1969.
Кайзер, 1972: Kayser W. La doctrine du langage naturel chez Jacob Boehme et ses sources. — Poetique, 1972, N 11, p. 337—366.
Как мы пишем, 1989: Как мы пишем. М.: Книга, 1989.
Кастельно, 1962: Castelnau J. Belle epoque. P.: Librairie academique Perrin, 1962.
Кауфман, 1972: American Film Criticism from the Beginnings to "Citi­zen Kane"/Ed. by S. Kauffman with B. Henstell. N. Y.: Liveright, 1972.
Кингсли, 1899: Kingsley S. Poems. N. Y., L.: The coop. publ. soc., 1899.
Киру, 1962: Kyrou A. Luis Bunuel. P.: Seghers, 1962.
Клее, 1971: Klee P. Theorie de l'art moderne. P.: Denoel, Gonthier, 1971.
Клейман—Нестева, 1979: Клейман Н., Нестева М. Выдающийся художник-гуманист. — Советская музыка, 1979, № 9, с. 68—78.
Клименко, 1967: Клименко Е. И. Творчество Роберта Браунинга. Л.: ЛГУ, 1967.
444
Козарински, 1979: Cozarinsky E. Jorge Luis Borges: sur le cinema. P.:
Albatros, 1979. Козинцев, 1983: Козинцев Г. Собрание сочинений. Л.: Искусство,
1983, т. 2. Козлов 1970: Козлов Л. Гипотеза о невысказанном посвящении. —
Вопросы киноискусства, 1970, вып. 12, с. 109—133. Кокто, 1925: Cocteau J. Poesie 1916—1923. P.: Gallimard, 1925. Коллен де Планси, 1863: Collin de Plancy J. Dictionnaire Infernal. P.:
Plon, 1863. Коллинз, 1971: Collins Ch. The use of observation: A study of correspondental vision in the writings of Emerson, Thoreau, and Whitman.
The Hague—P.: Mouton, 1971.
Кольридж, 1974: Кольридж С. Т. Стихи. M.: Наука, 1974. Konne, 1909: Coppee F. Le luthier de Cremone. Varsovie: Arct, 1909. Kpaycc, 1986: Krauss R. Originality as Repetition: Introduction. —Octo­ber, 1986, N 37, p. 35-40. Кристева, 1969: Kristeva J. Semeiotike: Recherches pour une semanalyse. P.: Seuil, 1969. Kpo, 1970: Cros Ch., Corbiere T. Oeuvres completes. P.: Gallimard,
1970. Кролоп, 1977: Krolop K. Dichtung und Satire bei Karl Kraus. — In:
Kraus K. Vor Walpurgisnacht: Ausgewahlte Werke. Berlin: Volk
und Welt, 1977, Bd. 3, S. 651—691. Кэрролл, 1989: Carroll N. Interpreting "Citizen Kane". — Persistence of
Vision, 1989, N 7, p. 51—62. Кюнтзель, 1975: Kuntzel T. Le travail du film, 2. — Communications,
1975, N 23, p. 136—189.
Ланг, 1898: Lang A. Custom and Myth. L.—N. Y.—Bombay: Long­mans, Green, 1898. Ланген, 1940: Langen A. Zur Geschichte des Spiegelsymbols in der
deutschen Dichtung. — Germanisch-Romanische Monatschrift,
1940, Heft 10—12, S. 269—280. Ланглес, 1821: Langles L. Monuments anciens et modernes de l'Hindoustan, decrits sous le double rapport archeologique et pittoresque.
P.: Didot, 1821, v. 2. Ланьи, 1988: Lagny M. Histoire et cinema: der amours difficiles. —
CinemAction, 1988, N 47, p. 73—78. Латини, 1980: Latini B. Livre du Tresor. — In: Bestiaires du moyen age.
P.: Stock, 1980, p. 169—240.
445
Левеск, 1947: Levesque J.-H. Biaise Cendrars. P.: Ed. de la Nouvelle
Revue Critique, 1947. Леви-Брюль, 1930: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. M.:
Атеист, 1930.
Левинтон, 1988: Левинтон Г. А. Источники и подтексты романа «Смерть Вазир-Мухтара». — В кн.: Тыняновский сборник: Третьи тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1988, с. 6—14. Леви-Стросе, 1962: Levi-Strauss С. La pensee sauvage. P.: Plon, 1962. Леже, 1965: Leger F. Fonctions de la peinture. P.: Gonthier, 1965. Леже, 1971: Leger F. Presentation du "Ballet mecanique". — Europe,
1971, N 508—509, p. 64—65. Леже, 1973: Леже Ф. Москва, Эйзенштейну. —Искусство кино, 1973,
№ 1, с. 86.
Лейрис, 1969: Leiris M. Mots sans memoire. P.: Gallimard, 1969. Леонардо да Винчи, 1960: The Notebooks of Leonardo da Vinci. N. Y.,
L., Scarborough: Plume Books, 1960. Леруа, 1975: Leroy Cl. Cendrars, le futurisme et la fin du monde. —
Europe, 1975, N 551, p. 113—120.
Линдзи, 1925: Lindsay/V. Collected poems: N. Y.: Macmillan, 1925. Линдзи, 1970, Lindsay V. The Art of the Moving Picture. N. Y.: Live-right, 1970. Линдзи, 1979: Letters of Vachel Lindsay. Ed. by M. Chenetier. N. Y.:
Burt Franklin, 1979. Линдсей, 1939: Lindsay J. A Short History of Culture. L.: Victor Gollancz, 1939. Лиотар, 1986: Lyotard J.-F. Le Postmoderne explique aux enfants. P.:
Galilee, 1986. Ловей, 1965: Lovey J.-C1. Situation de Biaise Cendrars. Neuchatel: A la
Baconniere, 1965. Локк, 1985: Локк Д. Собрание сочинений. В 3-х тт. М.: Мысль, 1985,
т. 1. Лотман, 1972: Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура
стиха.Л.: Просвещение, 1972.
Лотман, 1981 : Лотман Ю. M. Текст в тексте. — В кн. : Текст в тексте. Труды по знаковым системам. Тарту: ТТУ, 1981, вып. 14,
с. 3—18.
Лотман, 1984: Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. — В кн.: Семиотика города и городской куль­туры: Петербург. Труды по знаковым системам. Тарту: ТГУ, 1984, вып. 18, с. 30—45.
Лотман, 1987: Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии куль-
446
тур. — В кн.: Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука, 1987, с. 3—11.
Лотман—Цивьян, 1984: Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. SVD: Жанр мелодрамы и история. — В кн.: Тыняновский сборник: Первые тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1984, с. 46—78.
Лоудер, 1975: Lawder S. The Cubist Cinema. N. Y.: New York Univer­sity Press, 1975.
Майер-Мейнтшел, 1986: Майер-Мейнтшел А. Вермеер Дельфтский и Григорий Теплов: Письмо как мотив изображения. — В кн.: Вещь в искусстве. М.: Советский художник, 1986, с. 82—89.
Майклсон, 1973: Michelson A. "Anemic Cinema": Reflections on an Emblematic Work. — Artforum, 1973, N 12, p. 64—69.
Макферлейн, 1976: McFarlane J. The Mind of Modernism. — In: Modernism 1890-1930/Ed. by M. Bradbury and J. McFarlane. Har-mondsworth: Penguin Books, 1976, p. 71—93.
Малевич, 1976: Малевич К. С. Письма к М. В. Матюшину. — В кн.: Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 г. Л.: Наука, 1976, с. 177—195.
Малявин, 1982: Малявин В. В. Китайские импровизации Паунда. —В кн.: Восток—Запад. М.: Наука, 1982, с. 246—277.
Манчини, 1980: Mancini E. La Teoria cinematografica di Hugo Munster­berg in relazioni ai primi film di Griffith. — Griffithiana, 1980, N 5 — 6, p. 62—72.
Мари, 1981: Marie M. Le Rasoir et la Lune: Sur le prologue de "Un Chien Andalou". — In: Cinemas de la modernite: Films, theories. P.: Klincksieck, 1981, p. 187—198.
Мари, 1988: Marie M. La scene des fantasmes originaires. — In: "Ce que je vois de mon Cine". P.: Meridiens, Klincksieck, 1988, p. 61—65.
Мартин, 1979: Martin J. Always Merry and Bright: The Life of Henri Miller. L.: Sheldon Press, 1979.
Масса, 1970: Massa A. Vachel Lindsay: Fieldworker for American Dre­am. Bloomington — L.: Indiana University Press, 1970.
Маттиссен, 1957: Matthiessen F. O. American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman. L., Toronto, N. Y. : Oxford University Press, 1957.
Меррит, 1981: Merritt R. Rescued from Perilous Nest: D.W. Griffith's Escape from Theater into Film. — Cinema Journal, 1981, v. 21, N 1, p. 2—30.
Метц, 1975: Metz Ch. Essais sur la signification au cinema. P.: Klincksi­eck, 1975, v. I.
447
Метц, 1977: Metz Ch. Langage et cinema. P.: Albatros, 1977.
Метц, 1977а: Metz Ch. Le signifiant imaginaire. P.: U.G.E., 1977.
Миллер, 1965: Miller H. Un diable au paradis. P.: Buchet-Chastel, 1965.
Миллер, 1967: Miller P. (Ed.) The Transcendentalists: An Anthology. Cambridge: Harvard University Press, 1967.
Монтесанти, 1975: Montesanti F. Pastrone e Griffith: mito di un rapporto. — Bianco e nero, 1975, N 5—8, p. 8—17.
Монтескью, 1986: Montesquiou R. de. Diptyque de Flandre. Triptyque de France. P.: U.G.E., 1986.
Мопассан, 1980: Maupassant G. de. Chroniques. P.: U.G.E., 1980, v. 3.
Муратова, 1984: Муратова К. Средневековый бестиарий. M.: Искус­ство, 1984.
Мэтьюз, 1975: Matthews J. H. Benjamin Peret. Boston: Twayne Publi­shers, 1975.
Мюнстерберг, 1970: Munsterberg H. The Film: A Psychological Study. The Silent Photoplay in 1916. N.Y.: Dover, 1970.
Наков, 1971: Nakov A. B. De la peinture sans referant verbal. — In: Hommage a Fernand Leger: XX-е siecle, 1971, N special,
p. 48—52. Немая книга, 1980: Немая книга. —В кн.: Возникновение и развитие
химии с древнейших времен до XVII века. М.: Наука, 1980 (на
вкладках без пагинации). Нерваль, 1958: Nerval G. de. Oeuvres. V. 1-2. P.: Garnier, 1958.
О'Делл, 1970: O'Dell P. Griffith and the Rise of Hollywood. N.Y., L.:
A.Barnes, A.Zwemmer, 1970. Олтмен, 1989: Altman R. Dickens, Griffith and Film Theory Today. —
The South Atlantic Quarterly, 1989, v. 88, N 2, p. 321—359. Омон, 1980: Aumont J. Griffith, le cadre, la figure. — In: Le cinema
americain: Analyses de films/Sous la direction de R. Bellour. P.:
Flammarion, 1980, V. l, p. 51—67. Омон, 1989: Aumont J. Crise dans la crise. — Hors cadre, 1989, N 7,
p. 199—203. Омон, 1989a: Aumont J. L'Oeil interminable: Cinema et peinture. P.:
Seguier, 1989.
Панофский, 1955: Panofsky E. Meaning in the Visual Arts. Garden City,
N.Y.: Doubleday Anchor Books, 1955. Панофский, 1959: Panofsky E. Style and Medium in Moving Pictures. —
448
In: Film: An Anthology/Ed, by D. Talbot. Berkeley, Los Angeles,
L.: University of California Press, 1959, p. 15—32. Панофский, 1989: Panofsky E. Idea. P.: Gallimard, 1989. Парро, 1953: Parrot L. Biaise Cendrars. P.: Seghers, 1953. Патер, 1910: Pater W. The Renaissance: Studies in Art and Poetry. L.:
Macmillan, 1910. Паунд, 1970: Ezra Pound: A Critical Anthology/Ed, by J.P. Sullivan.
Harmondsworth: Penguin Books, 1970. Паунд, 1980: Ezra Pound and the Visual Arts. N.Y.: A New Directions
Book, 1980. Пейнтер, 1966: Painter G.D. Marcel Proust 1871—1903: les annees de
jeunesse. P.: Mercure de France, 1966. Пейнтер. 1966a: Painter G.D. Marcel Proust 1904—1922: les annees de
maturite. P.: Mercure de France, 1966.
Пере, 1925: Peret B. Il etait une boulangere. P.: Ed. du Sagittaire, 1925. Пере, 1967: Peret B. Mort aux vaches et au champ d'honneur. P.: Eric
Losfeld, 1967.
Пере, 1969: Peret В. Oeuvres completes. P.: Eric Losfeld, 1969, v. 1. Плейне, 1967: Pleynet M. Lautreamont par lui-meme. P.: Seuil, 1967. По, 1938: The Complete Tales and Poems of E. A. Poe. N.Y.: Random
House, 1938.
По, 1958: По Э. Избранное. М.: Худлит, 1958. По, 1972: По Э. Избранные произведения. В 2-х тт. М.: Худлит, 1972. Прокофьев, 1984: Прокофьев В. Н. Пространство в живописи Дега.
— В кн.: Советское искусствознание 82 (2). М.: Советский
художник, 1984, с. 101—119.
Проуэр, 1980: Prawer S.S. Caligari's Children: The Film as Tale of Ter­ror. Oxford: Oxford University Press, 1980. Пруитт, 1980: Pruitt J. I film Biograph 1908-1910: fotografia e illuminazione. — Griffithiana, 1980, N 5—6, p. 48—61. Пруст, 1977: Proust M. La prisonniere. P.: Gallimard, 1977.
Рамирез, 1972: Ramirez G. El cine de Griffith. Mexico: Ediciones Era. S.A., 1972.
Ремсей, 1926: Ramsaye T. A million and one nights. N.Y.: Simon and Schuster, 1926.
Роджин, 1989: Rogin M. The Great Mother Domesticated: Sexual Diffe­rence and Sexual Indifference in D. W. Griffith's "Intolerance". — Critical Inquiry, 1989, v. 15, N 3, p. 510—555.
Ропарс-Вюйемье, ' 1981: Ropars-Wuilleumier M.-C. Le texte divise: Essai sur l'ecriture filmique. P.: PUF, 1981.
449
Рохайм, 1919: Roheim G. Spiegelzauber. Leipzig, Wienn: Internat. psychoanalytischer Verlag, 1919. Риттер, 1984: Ritter J.W. Fragmente aus dem Nachlasse eines jungen
Physikers: Ein Taschenbuch fur Freunde der Natur. Leipzig,
Weimar: Kiepenheuer, 1984. Риффатерр, 1972: Riffaterre M. Semiotique intertextuelle: l'interpretant. — Revue d'Esthetique, 1972, N 1—2, p. 128—150. Риффатерр, 1978: Riffaterre M. Le tissu du texte: Du Bellay, Songe,
VII. — Poetique, 1978, N 34, p. 193—203. Риффатерр, 1979: Riffaterre M. La production du texte. P.: Seuil,
1979.
Рише, 1972: Richer J. L'alchimie du verbe de Rimbaud. P.: Didier, 1972. Роденбах, б.г.: Rodenbach G. Brugges-la-morte. P.: Flammarion, s.d. Рудницкий, 1989: Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство
1898—1907. М.: Наука, 1989.
Рудо, 1967: Roudaut J. Un geste, un regard. —La Nouvelle Revue Fran­caise, 1967, N 172, p. 834—840.
Садуль, 1959: Sadoul G. Fernand Leger ou la cineplastique. — Cinema,
1959, N 35, p. 73—82. Садуль, 1975: Sadoul G. Histoire generale du cinema. P.: Denoel, 1975,
v. 5. Садуль, 1982: Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство,
1982, т. 4(2). Саймоне, 1906: Symons A. An Introduction to the Study of Robert
Browning. L.: Dent, 1906.
Сандрар, 1956: Cendrars В. Moravagine. P.: Grasset, 1956. Сандрар, 1962: Cendrars B. Oeuvres completes. P.: Denoel, 1962, v. 4. Сандрар, 1964: Cendrars B. Bourlinguer. P.: Denoel, 1964. Сандрар, 1967: Cendrars B. Du monde entier. P.: Gallimard, 1967. Сандрар, 1969: Cendrars B. Oeuvres completes. P.: Le Club francais du
livre, 1969, v. 2, 6.
Сандрар, 1969a: Cendrars B. Inedits secrets. P.: Denoel, 1969. Сандрар, 1971: Cendrars B. Oeuvres completes. P.: Le Club francais du
livre, 1971, v. 13, 14, 15. Сандрар, 1976: Cendrars B. Origine de l'idee du "Perpetuum mobile" /
Publication d' H.Behar. — Europe, 1976, N 556, p. 195—208. Сандрар, 1976a: Cendrars B. Fernand Leger. — Europe, 1976, N 566, p.
214—216.
Сандрар, 1984: Cendrars M. Biaise Cendrars. P.: Balland, 1984. Сандрар, 1988: Сандрар Б. Азбука кино. — В кн.: Из истории фран-
450
цузской киномысли: Немое кино 1911—1933 гг. М.: Искусство, 1988, с. 38—42.
Сведенборг, 1896: Swedenborg E. Heaven and Hell; also the Interme­diate State of World of Spirits. A relation of things heard and seen. L.: The Swedenborg Society, 1896.
Сиета, 1982: Cieutat M. Naissance d'une iconographie: les courtsmetrages de D.W.Griffith (1908—1913). — Positif, 1982, N 262, p. 6—15.
Ситни, 1979: Sitney P.A. Image and Title in Avant-Garde Cinema. — October, 1979, N 11, p. 97—112.
Скобелев, 1982: Скобелев А. В. К проблеме соотношения романти­ческой иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес»). — В кн.: Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М.: Наука, 1982, с. 247—263.
Соколов, 1977: Соколов М. Границы иконологии и проблема един­ства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского). — В кн.: Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII—XVII вв. М.: Наука, 1977, с. 227— 249.
Соломон-Годо, 1986: Solomon-Godeau A. The Legs of the Countess. — October, 1986, N 39, p. 65—108.
Соссюр, 1977: Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
Софокл, 1970: Софокл. Антигона. — В кн.: Античная драма. М.: Худлит, 1970, с. 179—228.
Старобински, 1971: Starobinski J. Les mots sous les mots: Les anagram­mes de Ferdinand de Saussure. P.: Gallimard, 1971.
Степанов, 1983: Степанов Н. Замыслы и планы. — В кн.: Воспомина­ния о Ю. Тынянове. М.: Советский писатель, 1983, с. 231—247.
Супо, 1962: Soupault Ph. Enfin Cendrars vint... ou tel qu'en lui-meme enfin. — Mercure de France, 1962, N 1185, p. 84—87.
Супо, 1973: Soupault Ph. Poemes et poesies. P.: Grasset, 1973.
Супо, 1979: Soupault Ph. Ecrits de cinema 1918—1931. P.: Plon, 1979.
Супо, 1980: Soupault Ph. Vingt mille et un jours. P.: Belfond, 1980.
Сурио, 1969: Souriau E. La correspondance des arts. P.: Flammarion, 1969.
Сэпман, 1973: Сэпман И. Тынянов-сценарист. — В кн.: Из истории Ленфильма. Л.: Искусство, 1973, вып. 3, с. 51—77.
Сюрваж, 1988: Сюрваж Л. Окрашенные ритмы. — ARS, 1988, № 7.
Теннисон, 1907: Poetical Works of Alfred Tennyson. L.: Macmillan, 1907.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign