LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рассматривая развитие техники как единый процесс совершенствования орудий и средств производства, философ полагает, что именно в современном обществе наконец-то снимается антиномия "культура - цивилизация, когда искусственное полностью заменяет естественное". Империализм -апогей человеческого интеллекта и технической мощи, наиболее полное осуществление фаустовской "воли к власти".
Отбросив свое прежнее отношение к истории, Шпенглер рассматривает мировой исторический процесс традиционно, как единую линию развития от первобытного общества через Средневековье к современному империализму. Единственное, что его отличает от иных историков, - идея убыстрения хода истории: приближается "время последних катастроф". Полностью сняв антиномию "культура - цивилизация", Шпенглер отказался и от понятия духовной культуры. Ибо победа фаустовской "воли к власти" - это уже не победа духа, а победа техники как орудия в борьбе, в биологическом соперничестве. Хищник овладевает миром, космосом, соперником, народом именно при помощи техники. Необратимость процесса отчуждения человека от природы, нарастание в нем черт хищника (чему способствует и техника) наиболее точно характеризует единую линию развития. Назад в естественность и доброту возврата нет.
Помимо "фаустовского" характера воли, к власти подталкивает развитие техники и процесс развития естественных наук. Техническая мощь, активное покорение природы - главное в современном Фаусте. Шпенглер в равной степени настроен и против тривиального оптимизма в отношении развития техники, и против игнорирования материальных факторов в истории - производства, техники, экономики. Шпенглер утверждает, что вопрос о статусе техники настоятельно стоит уже более ста лет. Он первый увидел социальную масштабность проблем техники, попытался дать универсальный анализ фактора технического развития.
Техника - тактика живого в борьбе за свое существование. И отличие "хищника-изобретателя" от просто "хищника" -отличие человека от животного. Возврат к истории как к насилию - это возврат хищника как властителя травоядных при "зоологическом" характере техники - вершина насилия, когда весь мир - добыча.
Отчуждение человека от природы призвано сыграть роковую роль, трагедия человека в том, что природа активнее.
454
Именно с помощью техники начинается насилие над природой. В этом смысле идея "вечного двигателя" - сущность современной техники и вековая мечта человека. Техника, темпы ее совершенствования и последствия ее применения на определенном этапе становятся бесконтрольны - джин вырывается из бутылки и человек оказывается порабощенным техникой. Он привязан к ней, вынужден ее развивать, начинается "избыточная роскошь машин". Человек вовлечен в бег машин, в этой гонке "победитель мира будет загнан насмерть". И когда человек любуется мощью техники - это сродни чувствам человека, любующегося мощным, красивым пожаром... своего дома.
"Годы решений" - последняя работа О. Шпенглера. И если "Человек и техника" - это попытки увидеть современную техническую цивилизацию, то "Годы решений" - политический горизонт Западного мира, стремление представить мировую историю как "нордическое чувство мира". "Человек - хищник. Все образцы добродетели и социальной этики, которые сверх этого понимания - стремления хищников со сломанными зубами". "Годы решений" - это три главные идет
1. Идея мировой революции и белой революции (игра в кости за мировое господство началась).
2. Идея германской миссии - только германцы жизнеспособны ("внешняя власть и сила души").
3. Идея борьбы за пролетариат (презрение к пролетариям со стороны самих его вождей - Маркса и Энгельса, и альтернатива ему - непролетарское решение пролетарского вопроса -единство нации, а не класса).
"Легионы Цезаря опять пробудились. Возможно, уже в этом столетии ожидаются последние решения. Перед ними падают в никуда маленькие цели и понятия сегодняшней политики. Тот, чей меч одержит победу, будет иметь господство в мире. Кто осмелится бросить игральную кость в чудовищной игре?". Как итоговое произведение, "Годы решений" собрали все, что касается проблемы "Германия и всемирно-историческое развитие", как ее понимает Шпенглер. Смысл этой работы можно свести к выявлению роли Германии и стран Запада в мировом развитии и угрозе перерастания белой революции в цветную. Здесь историзм ограничен движением истории к прусскому государству, которое останется отныне и навеки. История тотально политизирована: "человеческая история во времена высокой культуры - история политической власти. Форма этой истории - война. Сюда относится согла-
455
сие. Оно есть продолжение войны другими средствами: опыт побежденного и, как следствие, война в форме отбрасывания договора, попытка победы".
Исключение в этой пронизывающей все космической войне составляют революции, так сказать, фиктивные методы преобразования действительности. Как Шпенглер различает "закономерную войну" и "незакономерную", не объясняется, но надо помнить, что если в предыдущих работах "законность" власти обосновывалась ее монархическим характером, то "Годы решений" допускают существование цезаризма нединастического образца: принцип фюрерства изменился.
Мироустроительный идеал Шпенглера - "движущая сила общества не что иное, как прошлое стремление к силе, здоровые инстинкты, раса, воля к обладанию и к власти; и при этом... колеблются иллюзии, всегда остающиеся иллюзиями: справедливость, счастье, мир" - подается как благо, как спасение культуры. Насилие выдвигается в качестве единственного средства спасения цивилизации. Тоталиризация насилия возможна в условиях полного подчинения насилию, отвергается любая, даже малая попытка критического освоения действительности. Центральный вопрос произведения: "Что будет с Германией? Возвысится она или погибнет?" Вопрос состоит в том, что немцам предстоит правильно понять свою судьбу. Германию должно спасти прошлое стремление к силе, здоровые инстинкты, раса, воля к обладанию и к власти. Главное - какая идеологическая система будет направлять судьбоносную германскую расу. Основная критика Шпенглера направлена на демократию, как на стремление свести все к уровню мелких людишек, на критику всех умозрительных систем, живущих только на бумаге (относя это в равной степени и к материализму, и к идеализму). Шпенглер этим умозрительным системам хочет противопоставить философию хищного зверя. Ибо парламентаризм есть не что иное, как "конституционная анархия", согласие - результат поражения одного из государств в войне, временное накопление сил для того, чтобы отбросить это согласие. Источник богатства государства не в спекуляции и бухгалтерии, а в войне и в победах. Отсюда следует вывод: армия - не только сила, но самый консервативный, старый, добрый элемент, последняя надежда Германии.
Оценивая положение европейских стран, а также Америки и России, Шпенглер приходит к мысли о том, что роль спаси-
456
теля западной культуры принадлежит только Германии, но другие страны вряд ли спокойно отойдут на второй план, и поэтому несколько картинно Шпенглер заявляет: "Игра в кости за мировое господство только началась и будет доиграна до конца между сильными людьми. Не должна ли Германия быть в их числе?"
"Прочтение" Шпенглера западными мыслителями всегда было неоднозначно, зачастую одни и те же положения его доктрины трактовались прямо противоположным образом. Конец 70 - 80 гг. - время спокойного прочтения Шпенглера. Задача "актуализации" концепции Шпенглера напрямую связана с неоконсерваторами ФРГ и немецкими философами, которые по своим политическим симпатиям более неоконсерваторы, чем социалисты. Ситуация в мире, растущая тревога по поводу "шансов" цивилизации заставили пересмотреть концепцию Шпенглера. Если в 20-е годы идея "Заката" шокировала философов, то в 70 - 80 годы она начинает рассматриваться как объективная формулировка реальной историко-культурной дилеммы: прогресс цивилизации - кризис исторической культуры.
"Сопоставление тезисов Шпенглера по критике цивилизации и политических идей Шпенглера с новыми историческими фактами показывает, что многочисленные прогнозы Шпенглера с большой точностью оправдались. Многие социальные и политические явления, которые мы сегодня наблюдаем, 60 лет назад только начинались и для многих современников Шпенглера не были истиной", - пишет исследователь Шпенглера К. Е. Эккерманн.
Философы 70 - 80-х гг. к числу наиболее важных прогнозов Шпенглера относят следующие:
- Разрушение человеческой природной среды самим же человеком.
- Омертвение межчеловеческих отношений.
- Сомнение в гуманистической, цивилизаторской сущности прогресса.
- Разрушение социальных структур.
- Процесс распада либерального государства.
Парадокс шпенглеровской философии состоит в том, что, несмотря на ее многочисленные фактические и теоретические противоречия, явный и прокламируемый иррационализм его концепции, интуиция Шпенглера дала ему возможность выделить идеи, ставшие основой типологического анализа культур,
457
предвидеть сначала первую, а затем вторую мировую войны, поражение Германии и многое другое, стать "отцом" послевоенной неоконсервативной доктрины немецкого государства и "общего европейского дома".
Литература
Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. М., 1969.
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIX - начала XX века. М., 1988.
Кутлунин А.Г. Немецкая "философия жизни". Критические очерки. Иркутск, 1986.
Карулина Т.Б. Закат Европы. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на нем. буржуазную философию). М., 1971.
Современная буржуазная философия. М., 1972, гл III, § 4.
Тавризян Г.М. О. Шпенглер. Й. Хайзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1991.
Тавризян Г.М. Шпенглер. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. М., т. 1, 1993.
Шпенглер О. Игра в кости за мировое господство. Социологические исследования. 1987, № 6.
458
История Философии
Учебник для вузов
Москва 1998
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
update 18.07.11


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign