LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 31
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

натуральных свойств. Но
"независимость" еще не делает их
искусственными, т.е. тем, что
построено по модели самосознания.
Связь между естественным и
искусственным нарушается тогда, когда
искусственное замещает естественное.
Не расширяет свойств естественного, а
замещает их и в этом смысле
искусственное - это и есть все то,
что замещает, работает по методу

336

замещения. А естественное - это все
то, что замещается.
Современная цивилизация реализует
принцип замещения, а не расширения
качеств естественной среды обитания
человека. Используя представления о
природно-социальных системах, нам
трудно понять, что чем замещается
(или расширяется): природное - соци-
альным или социальное - природным. А
если типы социальности
характеризуются формационной теорией
общественного развития, то тогда
следует признать, что нет социально-
природных систем вообще, а должны
быть либо природно-капиталистические,
либо природно-социалистические
системы, либо еще какие-нибудь. Что,
в общем-то, бессмысленно. Уже в
античности хорошо понимали, что нужно
культивировать не только землю, но и
людей. Так Цицерон говорит о
возделывании человека, Вергилий - об
обживаемости мира людьми, Сенека - о
верности принципам. К.Тацит про-
тивопоставляет цивилизованный Рим и
варварские племена германцев. Это
противопоставление затрагивает и
отношения между человеком и природой.
Согласно К. Тациту, германцам не
хватает не только государственности и
римской образованности


337

(письменности), но и ловкости в
обращении с природой.
В осмыслении проблем цивилизации
можно отметить три подхода. Во-
первых, этот термин использовался в
качестве категории исторического
мышления и обозначал определенную
ступень в развитии общества, отличая,
например, варварство от цивилизации.
Во второй половине ХIХ века
цивилизации придается пара-
дигматический смысл. Она
противопоставляется культуре и
выступает в качестве категории
типологизирующего мышления. Наиболее
отчетливо этот второй подход
представлен в работах
Н.Я.Данилевского. Третий подход
разрабатывается в марксистской
философии. Начиная с 60-х годов,
советские философы попытались через
сопоставление цивилизации и
общественно-экономической формации
соединить предметные и категориальные
схемы в рамках материалистического
понимания истории. Однако явно или
неявно в этих попытках
воспроизводился разрыв между
"цивилизацией" как категорией
исторического мышления и
"цивилизацией" как категорией
типологизирующего мышления. А это


338

значит, что разрушались и предметные
схемы этого понятия.
Удастся ли найти удовлетворительный
категориальный синтез различных
смыслов понятия "цивилизация" -
покажет будущее. Вместо того, чтобы
вписывать "цивилизацию" в наличный
состав категориального мышления,
нужно попытаться изменить сам способ
мышления и обратиться к тем задачам,
в решении которых так или иначе
используются представления о
цивилизации. То есть можно не давать
определение цивилизации, а не понимая
"цивилизацию", использовать ее для
понимания каких-то других проблем,
например, проблем экологии.
В основе глобальных проблем
современности лежит разрыв между
производительными силами человека и
средой его жизни. Цивилизация - это
воспроизведенный и материализованный
в среде разрыв между сущностью и
существованием (жизнью и
деятельностью) человека. Этот разрыв
указывает пока что на самую
абстрактную причину и возможность
экологических проблем. Для того,
чтобы разрушить условия, при которых
природа выступает в качестве объекта
эксплуатации, нужно восстановить
связи между жизнью и деятельностью


339

людей, сущностью человека и средой
его существования.
Но для того, чтобы эти связи
восстановить, необходимо изменить
(помимо прочего) цивилизацию, т.е. не
только производительные силы, но еще
и среду жизни. Но как можно менять
то, что низменно относительно
процессов жизни человека? Возникшее
противоречие скрывает новый ряд
отношений, характерных уже для
цивилизации. Дело в том, что люди
производят не только общество, но еще
и среду жизни. А всякое про-из-
ведение входит в состав либо
искусства, либо искусственного. Но
поскольку культура, нормирующая избы-
точность произведений искусства, уже
выведена за скобки нашего
рассуждения, постольку в составе
среды нас будет интересовать только
искусственное, складывающееся под
знаком полезности и выгоды.
Искусственное - это не только нечто
выдуманное и с пользой сделанное, но
еще и способ разрешения проблем жизни
человека в природной среде.
Искусственное понимается обычно в
виде продукта деятельности людей. Но
этот же факт указывает на то, что
деятельность является способом
существования искусственного. Оно со-
деяно, но не со-бытийно, продукт

340

деятельности, но не форма жизни.
Однако раз случившись, искусственное
наблюдается как физическое событие.
Сегодня люди живут в искусственном
мире. Но проблемы совместного
существования людей не решаются
наращиванием искусственных структур
среды их жизни. Искусственные системы
и процессы воспроизводятся на фоне
смысловых связей, их бытия, а не
только каузальных причин и следствий
природы. Если искусственное
появляется, а какие-то смыслы для
него утрачены, то люди оказываются в
среде, лишенной смыслов, т.е. в
своеобразном необитаемом мире.
И в этом плане цивилизация может
быть понята в качестве способа
организации жизни людей в лоне ис-
кусственной среды, утратившей для них
свой изначальный смысл. Такова еще
одна причина экологического кризиса
цивилизации, выявляемая средствами
философии.
Содержание и характер экологических
проблем обусловлены способом связи
естественного и искусственного в
среде жизни человека. В зависимости
от того, происходит ли дополнение (и
расширение) естественного
искусственным или же замещение одного
другим, можно выделить два этапа в
развитии цивилизации, в понимании ее

341

уровня. Первый этап ориентирован на
орудия труда, второй - на машину. При
помощи орудий силы человека
дополняются силами природы. При
помощи машины происходит замещение
сил человека силами природы. Но во
втором случае вытесняются
естественные элементы природной
среды, ибо каждый из этих этапов
предполагает свой набор материалов и
энергии, поставлять которые должна
природная среда.
Иными словами, ближайшей причиной
современного экологического кризиса
является способ замещения
естественного искусственным, лежащий
в основе машинной цивилизации.
Следовательно, лишь только
цивилизационный сдвиг может создать
условия, при которых природа не будет
выступать в качестве объекта эк-
сплуатации, т.е. материалом
замещения.
Создание новой цивилизации требует
изменения не только производительных
сил, но и среды жизни людей вместе с
их смысловыми связями, а также
способов связи естественного и
искусственного.
Преодоление отчуждения человека от
природы требует перехода от
цивилизации, создаваемой под знаком
полезности, к цивилизации,

342

создаваемой в связи с сущностью
человека. В силу сказанного следует
признать, что такие распространенные
словосочетания как "социалистическая
цивилизация" или "капиталистическая"
являются неточными. Они означают
примерно то же самое, что и
"буржуазная Миссисипи" или
"феодальный биоценоз". Стоит, видимо,
еще раз напомнить о той древней
традиции, согласно которой выделялись
периоды общественной истории с учетом
материала, из которого сделаны были
орудия труда. Все знают о каменном,
бронзовом и железном веках. Менее
разработана классификация по видам
используемой энергии. Но и в том, и в
другом случаях мы имеем дело не с
характеристиками общественных
отношений, а скорее с "метками"
повышения уровня цивилизации в
вышеоговоренном смысле слова.
Восприятие машинной цивилизации в
качестве понятия, подрывающего мар-
ксистское мышление, неизбежно должно
привести к объяснению повышенного
содержания окислов серы в атмосфере в
терминах классовой борьбы. "Капитал",
"собственность", "товар",
"государство" - это не физические
события. Они не включаются в состав
вселенной в качестве ее содержания.
Но в состав цивилизации как раз и

343

входит такой класс явлений, который
наблюдается физически. Например,
винт, преобразующий действие
физических сил, принадлежит к этому
классу событий. Проблема же состоит в
том, что в составе среды (и космоса)
мы наблюдаем такие физические
события, которые не складываются
самодействием физических законов.
Природа не строит паровозы. Вот этот
аспект и резюмируется в понятии
"цивилизация".
Для того, чтобы выделить
"цивилизацию", необходимо различить
различные способы существования ве-
щей. Вполне очевидно, что, например,
свобода не существует так, как
существуют деревья, а деревья не
существуют так, как существует
машина. "Стоимость" отлична по
способу существования и от машины, и
от деревьев, и от свободы. Для того,
чтобы не запутаться во всех этих
"существованиях", их нужно точно
помыслить.
Для этого и выделяется класс таких
явлений, которые наблюдаются в
качестве физической структуры среды
существования человека (а средой
становится космос), но самодействием
природных законов не возникают и не
длятся.


344

Между цивилизацией и общественно-
экономической формацией существуют не
только различия, но и обусловленные
этими различиями непрерывно воспро-
изводящиеся связи и зависимости.
Анализ этих связей не должен, однако,
упускать из вида отмеченное различие.


2. Третья волна - это еще не девятый
вал

Сегодня на мир, кажется, и в самом
деле накатывает новая технологическая
волна. Она не признает национальных,
политических и идеологических границ,
отмечая свой путь компьютером и
сверхпроводимостью при "комнатной"
температуре, биотехнологией и робото-
техническими системами, невиданными
доселе материалами и изощренными
способами извлечения энергии. На
первый план человеческой деятельности
выступает "информация". Происходит
прорыв не в глубины человеческого
духа, а к стандартам новой
технологической рациональности, когда
уже не остается ничего такого, что бы
технически не достигалось. Если
меняются методы воздействия человека
на материал, источники энергии,
способы организации рабочей силы, то
что же испытывает перемены? Если на

345

смену паровозам приходят тепловозы,
то что в связи с этим меняется в
обществе? Если вместо медных кабелей
мы укладываем стекловолоконные и
вместо картотеки используем
персональный компьютер, то, видимо,
не потому, что кто-то перестал ходить
в библиотеку, или разлюбил читать
книги. И не потому, что изменились
производственные отношения. Меняется
цивилизация. На наших глазах
происходит цивилизационный сдвиг на
уровне повседневности, т.е.
радикальное изменение бытовой
повседневности я и называю
цивилизационным сдвигом. А это
значит, что среда нашей жизни из
величины постоянной превращается в
величину переменную. Традиционные
связи между целями, средствами и
результатами нашей деятельности
предполагали неизменность среды, на
фоне которой и благодаря которой они
существовали. Превращение среды в
средство, а средств - в среду лишает
человеческую деятельность твердых
оснований и делает ее зыбкой и
неопределенной. Преобразование
условий того, чтобы что-то вообще
могло быть преобразовано, радикально
меняет отношение человека к природе.
Новый цивилизационный сдвиг
характеризуется уже не превращением

346

человека в рабочую силу, а замещением
рабочей силы силами субъективности;
не поисками энергии для того, чтобы
привести в движение машины, а
изобретением машин для того, чтобы
интеллектуальные возможности человека
превратить в рабочую силу; изысканием
не среды, в которой осуществляются
"поставки" сырья, а способов поставки
самой среды.
Новый цивилизационный сдвиг имеет
ту особенность, что он не
сопровождается формационным сдвигом в
развитии общества. Если в свое время
ручная мельница дала нам общество с
сюзереном во главе, а паровая
мельница - общество во главе с
капиталистом, то какое общество даст
компьютер и кого он (т.е. компьютер)
во главе его поставит? Этот вопрос
так или иначе обсуждается в мировой
литературе. Но этот вопрос имел бы
смысл, если бы развитие цивилизации
сопровождалось изменениями в
структуре собственности, а, следо-
вательно, и формационными

<< Пред. стр.

страница 31
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign