LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рассматривать природу в отвлечении от
человека. Осмысленными становились
только те действия людей, в которые
природа вовлекалась как "живое
существо, сочувствующее человеку"32.
Антропоцентризм разрушает посылки и
допущения этого миросозерцания. Ведь
чудес в мире нет. В нем есть причины.
А люди предоставлены самим себе. Их
действиям нет поддержки в
трансцендентном мире. Ангелы людей не
опекают, если они сами себе дают
законы. По словам Щапова, русский
народ при своем практическом
характере смотрел на святых с
натурально-практической точки зрения.
Он представлял, что святые назначены
быть ему помощниками в борьбе со
стихиями природы, поддерживать его
физическое, материальное благососто-
яние33. Мир пуст и если теперь уже в
____________________
31 Афанасьев А.Н. Сказка и миф.
Воронеж, 1864. С. 2.
32 Щапов А.П. Соч. СПб., 1906. Т.
1. С. 91.
33 Там же. С. 77.

292

пустом мире что-то появляется, то из
человека, через человека и для че-
ловека. Лишившись поддержки и опеки,
люди не могли не почувствовать свое
одиночество в мире механических сил и
причинных связей. Им нужно было
учиться жить в пустом космосе,
подчиняясь формуле: "из себя, через
себя и для себя"34.
Не трудно заметить, что этой
формулой выражается антропоцентризм
эпохи гуманистических идеалов и
устремлений. Негуманное общество
переполнено сущностями,
поддерживающими и опекающими
человека. Для того, чтобы построить
гуманное общество, нужно оставить
человека один на один с миром, лишить
его поддержки и опеки. Когда человек
один, он создает себе опору в виде
своей воли и своего сознания. Тем
самым возникает культура, своеволие и
субъективизм которой решительно
отвергал Н.Ф.Федоров, как, впрочем, и
русский космизм в целом.
"Антропоцентризм, - писал
Н.Г.Холодный, - в основе своей

____________________
34 Взгляд на смысл и достоинство
господствующего направления в новой
культурной истории человечества.
М., 1898. С. 12.

293

индивидуалистичен"35. В нем, по его
словам, слишком много эгоизма.
Отделив себя от природы, люди смотрят
на нее со стороны сознания и видят в
ней только лишь объект.
Иными словами, русский космизм
возникает как одна из форм усвоения и
понимания содержаний новой
исторической ситуации, нового
(гуманистического) порядка вещей, при
котором человек становится подобным
богу и не ищет поддержки у кого-либо,
кроме самого себя. Он (космизм)
осознает себя в качестве средства,
предназначенного для того, чтобы
сориентировать поведение человека в
опустевшем мире. Одним из таких
ориентиров выступало "звездное
миросозерцание", согласно которому
человек - это не бог, а природа - не
объект. Истоки человеческого бытия
коренятся во вселенной и порывать с
этими корнями нельзя. Человек парит
над природой, если он существует сам
по себе. Но сам по себе (без корней)
человек ничто. И в этом своем
ничтожестве он противостоит природе.
"Мы говорим: все от нас зависит, но


____________________
35 Холодный Н.Г. Избранные труды.
С. 182.

294

ведь мы сами создание Вселенной"36.
Мир один. Рядом с ним нет особого
(опекающего нас) мира трасцендентных
сущностей. Но мир не пуст. В пустом
мире ничего человеческого не
появится, а если оно и появится, то
фактом самосознания его не удержишь.
Нет "почвы". Границы человечески
возможного мира определяются не
тождественностью "Я", а спонтанным
взаимодействием человека с миром,
т.е. без извлечения "Я" из этого
взаимодействия.


7. Душа и космос

Новый порядок вещей утверждался в
России под знаком того вопроса,
который эпос относит к спору царя
Водяника и царицы Водяницы,
подслушанному Садко. "Что на Руси
деется, - спрашивали они друг друга,
- булат ли дороже золота, али красно
золото дороже булат-железа?"37. Вот
этим вопросом-образом питались инту-
иции русской философии. Этот образ
делает осмысленными вопросы типа "Что
____________________
36 Циолковский К.Э. Грезы о земле и
небе. С. 308.
37 Буслаев Ф.И. Русский богатырский
эпос. С. 28.

295

делать?", "Куда идти?", "Когда же
придет настоящий день и откроются
истинные пути человечества?"
В истинном направлении мы движемся
или не в истинном? - на этот вопрос
нет ответа. Вернее, на него, как
утверждает русский эпос, нельзя
ответить "по-царски", теоретически.
Ведь жизнь - это не потусторонний
процесс, а посюсторонний. И поэтому
она не течет из "явленного здесь" в
"неявленное там". О содеянном в жизни
мы узнаем от свидетелей, от "Садко",
а не от экспликации скрытых
логических сущностей.
Понимание мира в русском космизме
строится на основаниях, исключающих
"потусторонние" сущности и неявленные
субстанции бытия. Как заметил
Циолковский, "Никто и никогда не
обнаружил потустороннего мира, хотя
всякого обмана была масса". Весь мир
здесь и он явлен. Для того, чтобы он
был здесь, на место неявленного бытия
русским космизмом ставится "обладание
небесным пространством". По этому
знаку он узнается. "Отказавшись от
обладания небесным пространством, -
замечает Н.Ф.Федоров, - мы должны
будем и отказаться... от
нравственного существования
человечества", от безусловной


296

нравственности, т.е. души38.
Смыслообразующая связь "души и
космоса" описывается Федоровым в
терминах идеи воскрешения.
Циолковский же предпочитает в данном
случае говорить о "Воле Вселенной",
Холодный - о "Вселенной бесчисленных
двойников". В.И.Вернадский, понимая,
что в природе есть нечто такое, что
не может быть сведено к энергии и
материи, мучительно искал слово,
которое стало бы обозначать это
нечто. Для его обозначения, как писал
Вернадский, "слово сознание не
подходит" Но подходят ли, спрашивал
он себя, такие слова, как душа, воля,
энтелехия? Отвечая, он
останавливается на "непроизвольной
воле" человека, действующего в
космосе натуралиста.
Устраивая свои земные дела, мы не
можем не обнаружить (если верить
былинам) "подводного царства", к
которому у нас нет логически
однородного перехода. Иными словами,
мы не можем какое-то содержание нашей
внутренней жизни перевести во внешний
план, придавая ему устойчивость
формально организованной
действительности. То есть, сделать
____________________
38 Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. С.
361.

297

так, чтобы то, что живет в нас,
срабатывало независимо от нас.
Внешний план как бы уже заполнен
сцеплением сил, имеющих иной
(нечеловеческий) источник своего
существования. "В мире, - с печалью
говорил Циолковский, - неизмеримо
больше камня, чем мысли, больше огня,
чем мозговой материи"39. Вот этот
образ "заполненности" внешнего мира,
мешающий укорениться в нем содержа-
ниям внутренней жизни, имеет решающее
значение для понимания одной из
особенностей развития русской мысли
ХIХ в. и, следовательно, для
понимания русского космизма.
Нереализованные во внешнем мире
содержания внутренней жизни не
исчезают. Они остаются, накапливаются
и дают о себе знать в плетении, как
говорил В.В.Розанов, "чулка жизни".
Для того, чтобы обозначить невидимую,
но всеми ощутимую тяжесть нереали-
зованного бытия, в русской философии
использовались разные слова. Самым
популярным из них стала "душа"40.
Неосуществленное, невыговоренное
вовне бытие - это и есть душа,
____________________
39 Чижевский А.Л. Указ. соч. С.
419.
40 Данилевский В.Я. Душа и природа.
Харьков, 1897.

298

которую русская философия ХIХ в. ис-
кала и никак не могла найти. Во
всяком случае, в Европе. В конце
концов, она нашла ее у себя дома, в
России. Но не потому, что Россия
страдала от избытка "мозговой
материи". В ней было и внешнее, и
внутреннее. Но не было механизмов
осуществления внутреннего во внешнем.
Существует же не только то, что
выполнено, но и то, что не выполнено.
Не сделано. Несделанное действует уже
одним тем фактом, что оно просто
есть. И это воздействие оставляет
следы на физиономии жизни. Особенно в
России, что подметил В.Соловьев.
В Европе внутреннее содержание
сознательной жизни "выдавливалось" во
внешний план бытия. И поэтому бытие у
"бентамитов" (В.Ф.Одоевский) раци-
онально. В нем есть сознание и воля,
и все, что держится самосознанием и
волей. Но у них нет души, т.е. нет
"осадка", невыговоренного бытия. И
поэтому мир для них - "машина", а
жизнь - деятельность человека, пре-
следующего свои цели. Душе нужна
избыточность, рациональность же
подчиняется правилу: "что полезно -





299

то позволено"41. Способ реализации
человека, испытанный бентамитами в
Северо-Американских штатах, ведет,
как заметил Одоевский, к "городу без
имени", без безусловной
нравственности.
Существование неосуществленного,
воздействие несостоявшихся состояний
бытия образует особую (мистическую,
по словам А.С.Хомякова) сторону
бытия, соизмеримого с человеком. В
ХIХ в. русский космизм начинает
поиски пространства, соразмерного
душе человека; определение внешней
величины, с которой сопряжена
внутренняя жизнь людей. Для того,
чтобы растворить "осадок" внутренней
жизни человека, требуется космос.
Более того, "...Для этого должны
пройти миллиарды лет космической
эры"42. В терминологии
В.И.Вернадского это означает, что
биогенный эффект ноосферы смогут
увидеть только наши отдаленные по-
томки: он проявится ярко и ясно
только через сотни, едва ли десятки
декамириад. Становление ноосферы
____________________
41 Одоевский В.Ф. Город без имени
// Взгляд сквозь годы. М., 1977. С.
226.
42 Чижевский А.Л. Указ. соч. С.
420.

300

естественный процесс, а не
искусственный. Его нельзя ни
ускорить, ни отменить. В
искусственных средах души не растут и
себя не проявляют. Душа и космос -
однопорядковые величины, т.е.
проявление души хотя бы в одном
человеке - это космическое событие, а
не земное.
Пока существуют нереализованные во
внешнем плане бытия содержания
человеческой жизни, не существует
причин для того, чтобы была
безусловная нравственность. Условное
добро существует, а безусловного нет.
И поэтому "овладение небесным
пространством" - нравственная задача
человечества, а не технологическая.
По словам Н.Ф.Федорова, только дело,
соразмерное с космосом, может
преодолеть нечеловеческое в человеке
и захватить всю его душу, реализуя ее
полностью и без остатка.
Реализованная душа - это
органическая душа. Но не в том
смысле, в котором об "органике"
говорят химики или биологи, а в ином,
небиологическом смысле этого слова.
То, что мир человеческих феноменов не
имеет никакого отношения к материи,
из которой вырос человек, знал уже
Аристотель. Об этом он рассказал в
своем учении о свойствах

301

"растительной души". Но вот в новое
время в разряд этих феноменов стало
зачисляться только то, на чем стояла
метка "воля", т.е. человеческое - это
нечто волевое, произведенное с волей.
Но воля разделяет людей, а произвол
убивает человеческое в человеке. Ум,
добро, совесть произведены не волей и
держатся они не самосознанием. Если
человек добр и знает о том, что он
добр, то возникает опасность
рефлексивной и волевой организации
его добра. А организованное добро
можно купить. Ведь всегда найдутся
люди, которые за деньги готовы на
все, даже на добрые дела. Орга-
низованная совесть оставляет лазейку
для того, чтобы ею кто-то водил нас
за нос. Эта опасность исчезает, если
человек добр и не знает о том, что он
добр. Человеческие феномены возникают
вне воли и самосознания. Они сами
себя делают в нас. Вернее, в нас они
делают нас, но независимо от нашей
воли. Есть вещи, которые мы делаем не
с напряжением воли, а само собой,
спонтанно и без извлечения "Я" из
содержания сделанного. И надо
сохранять эту спонтанность, "чтобы, -
как говорили в XVIII веке, - не
ослабли все сопрягающие людей узы"43,
____________________
43 Лопухин И.В. Злоупотребление

302

т.е. чтобы люди не "съели" друг
друга. Вот эти "сопрягающие людей
узы", если на них нет следа воли и
произведенного волей, в русской
философии называли органической
душой, тем, чем все держится.
К.Э.Циолковский называл их "волей
вселенной", т.е. безусловной волей.
Между тем действия людей определяются
их частной волей. "Условная воля есть

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign