LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

269

этого тождества отличает Булгакова от
Бердяева, а их обоих - от Н.Федорова.
Но в данной работе я не буду касаться
существа этих отличий, также как не
буду затрагивать и вопрос о связи
русского космизма с метафизическими
исследованиями позднего Фихте и
позднего Шеллинга, равно как не будет
рассматриваться и связь с традицией,
идущей от Я.Беме и Баадера.
В XX веке, т.е. на наших глазах,
произошло событие, в котором
опустынивание земли совместилось с
опустошением человека. Это событие,
именуемое "Экологией", известно
сегодня всем. Но структура пути к
опустошению человека осознавалась и
обозначалась философией давно.
Правда, в разных словах и теориях.
Например, европейская философская
мысль второй половины ХIХ в. и первой
половины ХХ в. постоянно напоминала о
том, что нет такого "предмета", как
человек (Кьеркегор, Гуссерль), что
людьми не рождаются каким-то
натуральным рождением, а становятся
(Маркс). А вот станет ли кто
человеком или не станет - это еще
вопрос. Никто никаких гарантий дать
нам не может (Ницше). Все мы и всегда
- лишь "существование", которому не
достает "сущности" (Сартр). Иными
словами, есть опасность, что человек

270

может забыть о том, что он человек,
используя тем временем свою сущность
для обслуживания своего
существования; подменяя бытие тем,
что он может просто иметь (Фромм).
Европейская философия
концептуализировала представление о
связи человеческой жизни с жизнью
космического целого в тот момент,
когда развитие естественнонаучного
знания, наложившее свою печать на всю
человеческую культуру, поставило идею
связности мирового целого под
сомнение. Шопенгауэр, Бергсон, Тейяр
де Шарден и другие философы,
неудовлетворенные разрывами между
жизнью и разумом, человеком и
космосом, стремились восстановить
утраченное понимание целостности
бытия. Ими возрождалась мысль о
полном взаимодействии субстанций как
необходимом условии существования
человека. На опасные последствия
опустошения природы, поставленной
человеком на "постав", указывал
Хайдеггер.
Аналогичные проблемы занимали не
последнее место в истории
общественной и философской мысли Рос-
сии. Еще в шестидесятые годы прошлого
века Достоевский призывал судить о
человеке не потому, что он есть, а по
тому, кем он хотел бы стать.

271

Н.Страхов, "рассматриватель жизни и
нравов" России, с удивлением писал в
1811 году о том, что на место
суеверий прежних веков пришла не
долгожданная научная истина, а
"чудище неверия"6. Если прежде люди
имели "тысячи ложных богов", то нынче
они "не признают и единого бога"7.
Ощущение непреднамеренного обмана со
стороны прогресса, подсовывающего не
лестницу к раю, а "цепь, протянутую к
самому аду ничтожества"8, оказалось
не таким уж и беспочвенным.
История, как заметил Эрн, катилась
от Канта к Круппу. К.Аксаков,
И.Киреевский и А.Хомяков упрямо
твердили о том, что "душа у людей
убывает", что грядет "пустодушие"
человека. Исторический разум
"импровизируется", говорил Герцен,
требуя объяснить ему, почему верить в
бога смешно, а верить в человечество
не смешно; почему надеяться на
царство небесное глупо, а упование о
земном блаженстве умно. Человек
достиг предела своей некосмичности в
автоматизме действия искусственного.
Как бы подхватывая эти слова
____________________
6 Страхов Н.Н. Рассматриватель жизни
и нравов. Спб., 1811. Ч.2. С. 11.
7 Там же. С. 12.
8 Там же.

272

Бердяева, Розанов призывал к бунту
против того, что унижает естество, а
С.Трубецкой советовал, несмотря ни на
что, держать внутри себя собор со
всеми.
Земное, слишком земное
человечество. Вместо того, чтобы
держать собор со всем миром-космосом,
оно поступает на "содержание" к
случайностям прогресса.
Для того, чтобы с наименьшими
затратами живого труда производить
наибольшее количество "мертвых"
предметов, требуются наука и
технология. В ХIХ в. Россия,
перекрестившись, пустилась в плавание
по океану научно организованных
технологий. Мерная поступь к острову
гуманизма опиралась не на ум, а на
мускулы природы и человека.
Демонстрация плодоносности
"мускульной технологии" не могла не
очаровать сознание передовой
российской интеллигенции, усматривав-
шей в этом движении универсальное
пространство преобразований
несовершенных человеческих масс в
союзе совершенных личностей.
В то же время в России начинают
разрушаться социальные структуры,
символом которых была община, и
возникают новые социальные связи,


273

символом которых стало формально
организованное общество.
Обе эти тенденции строились на
целенаправленном и систематическом
превращении знания в силу. Пре-
вращенное знание, т.е. сила,
порождает и воспроизводит упрощенный
образ мира. Чем проще, тем ближе к
истине. Благодаря этой идее и
основанных на ней действиях явился
ранее невиданный порядок вещей.
"...Мир сделался машиной", а человек
"как будто в нем пружиной"9.
Если знание стало силой, то уже не
надо спорить о том, "машина ли
сделалась миром" или "мир сделался
машиной". Важно не оказаться в
положении тех былинных богатырей,
которые, полагаясь на свою силу, вы-
звали на бой силу нездешнюю,
небесную10. Разрубит витязь своего
соперника пополам, а на его месте уже
двое, и оба живы. Побьет двоих, а их
уже четверо, и земная логика не
срабатывает. Не выдержали богатыри
состязания и окаменели.
На фоне этого образа-символа
вырастает понимание "любомудрами"
того направления, в котором стало
____________________
9 Дьячков С. Деньги. М., 1841. С. 24.
10 Буслаев Ф.И. Русский богатырский
эпос. Воронеж, 1987. С. 46.

274

развиваться превращенное знание и
основанная на нем цивилизация. На
фоне этого же образа рассматривал
перспективы развития науки и
К.Э.Циолковский. "...Как наука не
старайся, природа все время ставит ей
новые и новые задачи величайшей
сложности! ...Выходит, что либо
человек не дорос до решения такого
рода проблем, либо природа хитрит с
ним, боится его, как бы он не узнал
более, чем то положено по уставу. А
об этом уставе мы тоже ничего не
знаем. Опять "темно в облацех". Вы-
ходит, что мы стоим перед
непроглядной стеной неизвестности"11.
Когда сила заменяет ум, а решение
одной проблемы порождает две новые,
тогда люди либо меняют логику своих
действий, либо "окаменевают". Рискуя
"окаменеть", человеческая цивилизация
бросается из одной технологической
волны в другую. Но не искусственным
порядком вещей, "мускульной"
технологией, а органическими связями
целого держится тот мир, в котором
живут люди. В горизонте этих
смыслоразличений и альтернатив в
____________________
11 Чижевский А.Л. Теория
космических эр // Циолковский К.Э.
Грезы о земле и небе. Тула, 1986.
С. 421.

275

середине ХIХ в. возникает феномен
русского космизма.


4. Три течения

В русском космизме выделяются три
течения: естественнонаучное,
религиозно-философское и поэтически-
художественное. В естественно-научной
форме идеи космизма развивались
Н.А.Умовым, В.И.Вернадским,
К.Э.Циолковским, Н.Г.Холодным,
А.Л.Чижевским. В трудах этих ученых
осознается потребность в разработке
новой картины мира.
Существуют, по крайней мере, две
точки зрения на мир. Для одной из них
мир есть космос, для другой - мир
есть история. Если мир космос, то в
нем (с ним) уже все было и круговорот
событий не оставляет человеку надежду
на будущее. Если мир - история, то в
этом мире еще не все явлено и есть
надежда на будущее. Для древних
греков мир был космосом, для первых
христиан - историей. В русском
космизме возрождается космоцентризм
древних греков. Но отправной точкой
этого возрождения выступает опыт
историцистского сознания,
оставляющего возможность для


276

свободного доопределения мира
человеком.
Для того, чтобы изменить картину
мира, постулирующую случайность
человеческого существования в
структуре космических процессов,
необходимо, писал В.И.Вернадский,
ввести жизнь в самую основу космоса,
в атомы. Идея "атомарности жизни"
созвучна синтетической тенденции в
развитии науки и по своему существу
корреспондирует с представлениями о
целостности природы, развиваемыми
отечественной школой есте-
ствоиспытателей второй половины ХIХ
в. (В.В.Докучаев, А.И.Воейков и др.).
Религиозно-философское направление
русского космизма связано прежде
всего с именем Н.Ф.Федорова. Язык
Федорова самобытен и экстравагантен.
Не придираясь к экстравагантности его
языка, мы можем увидеть напряжение
мысли, обеспокоенной судьбой
человека, вовлеченного в ритм
бесконечного становления истории.
Если всякое настоящее оказывается
всего лишь ступенькой к будущему, то
вереница этих ступенек никогда не
закончится, история не совершится и
останется бесконечно несовершенной.
История имеет смысл, если она
конечна, т.е. выполняется. Только
конечное обладает полнотой. В этом

277

смысле конечен космос. Для того,
чтобы увидеть "космос" истории, нужно
соскочить со ступенек прогресса,
превращающего настоящее в средство
для будущего, т.е., по словам
Н.Ф.Федорова, воскресить все, когда-
либо жившее, и победить смерть как
условие бесконечного прогресса
истории. Смерть - проблема истории, а
не космоса.
Поэтически-художественное
направление в русском космизме
представлено В.А.Левшиным,
С.Дьячковым, В.Ф.Одоевским,
А.В.Сухово-Кобылиным. В нем отражены
поиски связей между истиной и смыслом
человеческого существования. Связи
бытия, реализующие смысл бытия,
составляют "космос" истории.
Понимание космичности жизни
характерно и для Ф.М.Достоевского, и
для В.С.Соловьева. Хотя ни тот, ни
другой не разрабатывали тему космизма
в виде какого-то особого направления
мысли.
Помимо этических следствий
разложения связей человека со своим
лоном (вселенной) русский космизм
указывает на экологические
последствия этого распада.
Экологические проблемы являют нам не
мир как историю, а мир как космос.
Видимо, не случайно в 1913 году

278

Н.А.Умов напишет статью "О задачах
развития техники в связи с истощением
природных ресурсов". В этом же году
С.Франк введет в научный оборот
специальный термин "ноократия" для
обозначения нового этапа в отношении
человека к природе. Позднее, под
влиянием лекций Вернадского о
биосфере, нечто подобное сделает
Леруа. Он создает термин "ноосфера".
В 1922 году А.Е.Ферсман поставит
вопрос о пределах развития чело-
веческой культуры в связи с
ограниченностью запасов природных
ресурсов. Через 50 лет появится
"Пределы роста" Римского клуба.
Возникнет интерес к экологической
этике.
В русском космизме выделяется три
течения, но каждое из этих течений
было занято поисками сознания, за
которое можно было бы зацепить и
удержать распадающийся человеческий
мир. И в этом смысле не так уж и
важно, кристаллизуются ли эти поиски
в виде философии "общего дела",
учения о ноосфере и множественности
разумных миров или в представлениях о
заселении людьми космоса. В любом
случае (по словам Н.Г.Холодного)
осуществляется прорыв к "философии



279

света и радости"12. В философском
отношении русский космизм распадается
на два течения: на проективистов и
органицистов. В терминах проективного
сознания создавали свой космизм
Н.Федоров, A.Платонов, К.Циолковский.
В терминах органического сознания -
В.Вернадский. Но и в том и в другом
случаях мы имеем дело с идеологией
нового язычества.


5. Имена и история

В 1912 году в журнале "Современник"
появилась симптоматическая статья
П.Н.Сакулина под названием "Русская
Икария"13. В ней излагались идеи
утопического романа В.Ф.Одоевского
"...4338-й год. Петербургские
письма". Роман Одоевского был написан
в конце 30-х годов ХIХ в.14. Сам жанр
утопического романа известен в
России, начиная с "Путешествия в
землю Офирскую" М.М.Щербатова. В этом
смысле появление романа
____________________
12 Холодный Н.Г. Избранные труды.
Киев, 1982. С. 180.
13 Сакулин П.Н. Русская Икария //
Современник. 1912. N 12.
14 Одоевский В.Ф. ...4338-й год.
Петербургские письма. М., 1926.

280

В.Ф.Одоевского не было полной
неожиданностью. Но по закону

<< Пред. стр.

страница 25
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign