LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

____________________
33 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
518. Оп. 1. Д.220. Л.4.

258

все эти металлы и их сплавы
встречаются на каждом шагу и
количество их с ходом времени растет
в геометрической прогрессии, как
растет все живое и все изделия -
машины человека"34.
Человеческие смыслы воплощаются в
материале биосферы. Количество
изделий рук человеческих растет,
органическая же связь состояний
биосферы теряется. Эта ситуация
потенциально грозит хаосом. Но вместо
разрушенных природных человеком
устанавливаются новые сцепления,
которые зависят уже не от органичес-
кого единства причин и следствий,
содержания и формы, а от ума и воли
людей. Ноосфера (еще Вернадский
называет ее цивилизацией) и есть то
создающееся смысловое целое, частью
которого мы являемся.
Сложность ноосферы как целого
значительно превышает возможности
контроля со стороны чьей-то частной
воли и рефлектирующего сознания. И в
этом смысле ее структура
непроизвольна. (Вот они,
"непроизвольная воля" и
"непроизвольное сознание"!) А все,
что не произведено непосредственно
волей и не выдумано сознанием,
____________________
34 Там же.

259

составляет уже природный процесс. Тем
самым человеческое сознание начинает
выступать как "великий природный
процесс".
Если ослабнут воля и усилия людей,
распадется и то целое, которое
складывается вместе с ростом челове-
чества, но независимо от него. Может
ли это произойти? Конечно, по многим
причинам. Именно от этого предо-
стерегал Вернадский, писавший: "Не
производится ли застой мысли и
регрессивный ход человечества умень-
шением волевого напряжения, желания
человека понять окружающее? Та
остановка научного искания, которая
заметна с эпохи христианства с III
века и которая достигла наиболее
яркого развития в средние века, еще
более резко проявилась в истории
мусульманской культуры, в Индии,
Китае, Японии. ...Дойдя до неразреши-
мых загадок, человеческая мысль
теряла веру в знание, бесплодно
искала его смысл и мало-помалу
отходила в лице лучших своих
представителей от научной мысли к
работе в других областях
человеческого сознания"35.

____________________
35 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
518. Оп. 1. Д.220. Л.41.

260

Иными словами, чтобы ноосфера не
распалась, нужны совместные действия
воли и ума человеческого,
объединившегося в одно
технологическое целое.
Словами "биосфера переходит в
ноосферу" Вернадский напоминает о
том, что мы живем в мире усколь-
зающих, распадающихся органических
связей и обессмысливания связей
смысловых. То, что было до этого
мира, и то, что может - в результате
роковой ошибки - наступить после
него, исключает существование чело-
века. И поэтому наше будущее "в наших
руках".
Почему Вернадский - современный
мыслитель?
Если под классикой (или
классическим) понимать нечто
завершенное и самодостаточное, то
нужно признать, что Вернадский - не
классик. Его мысли отнюдь не
завершены и не самодостаточны. Но не
в том смысле, что он не успел что-то
написать или не смог навести порядок
в написанном, а в том, что все, им
сказанное, живо, т.е. нами еще
высказывается. Поэтому Вернадский
нуждается в нас точно так же, как и
мы в нем. Именно это и означает, что
Вернадский современный мыслитель.
Ведь классические произведения могут

261

прекрасно обходиться без того, чтобы
о них сейчас и здесь думали и что-то
в них понимали. Мы в них нуждаемся, а
они в нас нет.
Вернадский, как и положено
современному мыслителю, отличается
особым подходом к истине. Он не
спрашивает, что есть истина. Не
пытается он и разрешить загадку о
том, кто персонально или какая соци-
альная группа положила ее в свой
общественный карман. Более
существенным является для Вернадского
другой вопрос: где мы находимся
тогда, когда мыслим, действуем, ищем
истину? Здесь у ученого нет сомнений
- конечно же, в биосфере. Это то
целое, которое мы изменяем, становясь
тем самым частью другого целого, т.е.
находясь на пути от биосферы к
ноосфере.
В.И.Вернадский знал, что мы давно
уже живем в искусственном мире. И нам
никак нельзя забывать о том, что
двери, ведущие из мира искусственного
в мир естественный, не заперты. В эти
незапертые двери нам является (по
крайней мере, может явиться) то, что
мы по привычке называем Космосом.
Всем нам нужно учиться жить под
знаком космической взаимосвязи су-
щего, под знаком единого Логоса
природы. Как современный мыслитель,

262

Вернадский восстановил классические
традиции русского космизма в
объяснении мира.































263




Глава V. Интуиции русского космизма



1. Космос

Русский космизм возобновляет
интуицию обитаемости и обживаемости
мира. Эта интуиция результат прививки
Востока христианскому Западу.
Переболели "Востоком" и в России.
"Человек..., - писал Циолковский, -
зависит от судьбы вселенной...
Поэтому всякое разумное существо
должно проникнуться историей Вселен-
ной".
Вот были греки. И был космизм
греков. То есть что было? Что-то
параноидальное. В чем? В бесконечном
заглатывании иного, в готовности к
тому, чтобы проглотить и
бесконечность. И это греки. Это
космизм, склонный к полноте.
Прожорливость ненасытного космизма
греков оставила метку на теле
европейца. Я не думаю, что греки
параноики, хотя они, видимо, и
параноики. Мне кажется, что они
Европу заразили космизмом. Европа
переболела и вылечилась. А Россия не

264

вылечилась. Она больна новым
язычеством.
Вот Платон. Он язычник. У него, как
у пьяного, мир двоился. А у
Аристотеля не двоился. Аристотель
трезвенник. Он отрезвил Платона. Но и
тот, и другой понимали, что если мир
один, то в нем что-то можно доказать.
Это мир доказательности. Если же их
два, то от доказательства в одном
всегда можно укрыться в другом. Либо
в мире ничего нельзя доказать и он
живой, либо он мертвый и в нем все
можно доказать. Это уже идея русского
космизма.
Интуиция обитаемости и обживаемости
мира ведет к необходимости различения
истории и космоса. Космизм русской
мысли имеет простой смысл. Во-первых,
это мир, озаряемый светом, т.е. тот
мир, в котором нельзя отличить свет и
зрение, то "чем" и то, "что". И для
того, и для другого вводится одно
обозначающее слово. "Свет и зрение
сродни", - отмечает А.Афанасьев.
"Нельзя увидеть без глаз, но нет
ничего, что можно было бы увидеть и
без света"1.

____________________
1 Афанасьев А. Поэтические воззрения
славян на природу. М., 1865. Т. 1.
С. 148.

265

Во-вторых, это дистанцирование от
истории. Историю нельзя обжить по
определению, ибо она не имеет конца.
Бесконечная история делает возможной
личность, то есть то особое
состояние, в котором начинается все
сначала, с нуля. Отсчет идет от себя
ставшего. А это значит, что в
становящемся мире всегда найдется
место для личности. Космос - это мир,
в котором нет места личности. Он дан
всеми своими частями в уже собранном
виде, и поэтому в нем нет такого
провинциального уголка, в котором
что-то творится из ничего.
Для того, чтобы поместиться в
безместном мире, необходимо
человеческое зацепить за
универсальное, за то, что уже есть.
Отсчет идет от мира и традиций, а не
от суверенного "Я могу". Личность -
принцип истории (выдуманного ее
конца), человек - принцип космоса (не
мной придуманного). Современная
культура помнит о личности, но забыла
о человеке. Космос восстанавливает
эту память, напоминая, что человек
живет на Земле, которая вступила в
брак с небом.





266

2. Дом

Славянский мир первоначально
означал "мир семейный, тишину
домашнего жилища, а вселенная наме-
кает на водворение (вселение) семьи у
домашнего очага, под родным кровом"2.
Мир, вселенная, дом, жилище - это
сущности одного уровня. Обживая мир,
мы образуем пространство встречи этих
слов. Продолжая тянуть ниточку мысли,
высказанной А.Афанасьевым, мы вытянем
и понимание соразмерности устройства
дома и космоса. По народному
воззрению, небо - терем божий, а
звезды - от взирающих оттуда ангелов.
"Эпическая поэзия... дает прекрасное
изображение космоса теремом, а
небесных свечек - обитающих там
семьей"3.
Земля - храм, где живут люди, Небо
- храм, где живут Боги. Небо, если на
него смотреть стоя на Земле, т.е.
глазами смертного человека,
представляется куполом, сводом.
Вверху - небо, внизу - Земля. Вверху
то же, что и внизу, ибо верх
опирается на низ. Небо и земля об-
разуют брачный союз. "Выражение: мать
сыра земля - означает землю
____________________
2 Афанасьев А. Указ.соч. С. 114.
3 Там же. С. 115.

267

увлажненную, оплодотворенную дождем и
поэтому способную стать матерью"4.
Вообще греческое "вселенная"
происходит от "дом, обитель". Это
отождествление досталось нам от
человека, прекратившего бег в
бесконечность; остановившись, он
понял, что вселенная - его дом. Этим
человеком был крестьянин.
"Горожане - жители, а селяне -
души"5. Эта поговорка, записанная
В.Далем, намекает на преимущество
селянина перед горожанином. В силу
каких-то необъясняемых причин селянин
выгодно отличается от горожанина, и в
знак этого отличия ему даровано быть
душой, а горожанину указано быть
просто жителем. Душа - это "жизненное
существо человека" и вообще, как
поясняет словарь русского языка,
всякого живого существа.


3. Интуиции

Тема космизма появляется в русской
философии при обсуждении самых,
казалось бы, земных вопросов.
____________________
4 Там же. С. 129.
5 Даль В. Толковый словарь живого
русского языка. М., 1978. Т. 1. С.
504.

268

Например, то, что я вожу сейчас пером
по бумаге, есть космическое событие.
Почему? Потому что в мире осу-
ществился разрыв между природой
производящей и природой
произведенной. Ближайшим следствием
этого разрыва стала "космическая
болезнь". И когда в нашей жизни
происходят такие вещи, которыми
преодолевается разрыв между natura
naturata и natura naturans, тогда мы
излечиваем себя от этой болезни.
Разорванность мира преодолевается в
момент рождения человека. И поэтому с
его рождением зарождается новая
вселенная.
П.Флоренский, развивая эту же
мысль, делает странный вывод о том,
что космос ограничивается или почти
ограничивается биосферой, и всем нам
нужно всматриваться в жизнь как
космическую категорию. Для чего? Для
того, чтобы увидеть то, что нельзя
увидеть через щель субъект-объектной
дуальности. Иными словами, в самом
общем виде "русский космизм" можно
определить в качестве такой системы
взглядов, в которой предпринята
попытка обойти проблему гносеологи-
ческой разъединенности субъекта и
объекта (сознания и мира) и взглянуть
на сущее со стороны их изначального
онтологического тождества. Понимание

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign