LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 98
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер нравств.
воздаяния за
совершённое (а не воздействия неотвратимых божеств. или космич. сил) отличает К.
от понятия
судьбы, или рока, в антич. мировоззрении.
• Rutter О., The scales of Karma, L., 1940; A b h ed a -nan da S., Doctrine of
Karma, Calc., 1947s;
Humphreys C., Karma und Wiedergeburt, Z., 1951.
КАРНАП (Carnap) Рудольф (18.5.1891, Вупперталь, — 16.9.1970, Санта-Мария,
Калифорния), нем.-
амер. философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии
науки.
Опираясь на Витгенштейна и Рассела, К. считал предметом философии науки анализ
структуры
естеств.-науч. знания с целью уточнения осн. понятий науки с помощью аппарата
ма-тематич.
логики. В творч. эволюции К. выделяются три этапа. В первый период (до нач. 30-х
гг.) К. активно
участвует в Венском кружке и в разработке идей логич. эмпиризма. Он выдвигает
ряд радикальных
неопозитивистских концепций (физикализм и др.) и отрицает мировоззренч. характер
философии. Во
второй период К. выдвигает тезис о том, что логика науки есть анализ чисто
синтаксич. связей между
предложениями, понятиями и теориями, отрицая возможность науч. обсуждения
вопросов,
касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки.
К. развивает
теорию логич. синтаксиса, строит язык расширенного исчисления предикатов с
равенством и с
правилом бесконечной индукции как аппарат для логич. анализа языка науки. В
третий период (после
1936) К., занимаясь построением «унифицированного языка науки», приходит к
выводу о недоста-
точности чисто синтаксич. подхода и о необходимости учитывать и семантику, т. е.
отношение
между языком и описываемой им областью предметов. На основе своей семантич.
теории К. строит,
индуктивную логику как вероятностную логику, развивает формализованную теорию
индуктивных
выводов, разрабатывает теорию семантич. информации. Автор работ по семантич.
интерпретации и
квантификации модальной логики. Ряд результатов, полученных К., был использован
в
исследованиях по кибернетике. В последние годы жизни К. отказался от мн.
взглядов, характерных
для первого этапа, и более решительно высказывал положение о существовании
«ненаблюдаемых
материальных объектов» как основы для построения логич. систем, близкое к
естеств.-науч.
материалистической тенденции.
• Der logische Aufbau der Welt, В.— Sehlachtensee, 1928; Schemprobleme in der
Philosophie, B.— Schlachtensee, 1928; Abri?
der Logistik, W., 1929; Der logische Syntax der Sprache, W., 1934; Studies in
semantics, v. 1—2, Camb., 1942—43; Testability
and meaning, New Haven, 1954!; Logical foundations of probability, Chi., 19622;
в рус. пер.— Значение и необходимость, М.,
1959; Филос. основания физики. Введение в философию науки., М., 1971 (библ.).
• Нарский И. С., Совр. позитивизм, М., 1961; Смирнов В. А., О достоинствах и
ошибках одной логико-филос.
концепции, в кн.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; X и л л Т. И.,
Совр. теории познания, пер. с англ.,
М., 1965; The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schupp, La Salle (III.) —
L., 1963 (библ.).
КАРНЕАД (?????????) (ок. 214 - 129 до н. э.), др.-греч. философ, схоларх Новой
Академии. Развил
выдвинутые Аркесилаем принципы академич. скептицизма с его антидогматизмом и
полемич.
направленностью. Как и Аркесилай, К. ничего не писал. Представления о его
взглядах можно
составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Гл.
оппонент К. —
Хрисипп; Диоген Лаэртий (IV, 62) приводит изречение К.: «Если бы не было
Хрисиппа, не было бы и
Карнеада». Отрицая существование критерия истины, К. критикует стоич. учение о
«постигающем
впечатлении» как средстве адекватно представить предмет и учит об «убедительном
впечатлении»,
допускающем проверку, но не дающем возможности твёрдо отличить истинное
впечатление от
ложного. Помимо
стоицизма критиковал и др. эллинистич. философские школы, критически
высказывался о
существовании богов, промысла и рока, предсказаний, астрологии и т. п.
• см. к ст. Скептицизм.
КАРСАВИН Лев Платонович [1 (13).12.1882, Петербург, — 12.7.1952, Абезь, Коми
АССР], рус.
религ. философ и историк-медиевист. В 1922 выслан за границу. С 1928 проф. ун-та
в Каунасе, в
1940—46 в Вильнюсе. Стремился к созданию целостной системы христ. миросозерцания
под
влиянием раннехрист, учений (патристика, Ориген), а также рус. религ. философии
19 в., особенно
Вл. Соловьёва. Категория всеединства, выдвинутая последним, у К. связывается с
принципом
триединства, родственным гегелевской триаде и трактуемым как динамич. принцип
становления,
«возрастания бытия» и, следовательно, как фундаментальная категория историч.
процесса: любое
сущее не столько «есть», сколько «становится», оказываясь одной из реализаций
триединства и
всеединства. Понимаемый таким образом историзм выступает универс. принципом
метафизич.
системы К., что придаёт ей известное сходство со схемой диалектич. процесса у
Гегеля. На основе
философии истории и в зависимости от неё строятся др. разделы системы К.:
гносеология, этика,
учение о личности и т. д. Работы раннего периода, основывающиеся на обширном
материале
исторических источников , посвящены истории духовной культуры средневековья.
• Культура ср. веков, СПБ — М., 1914; Введение в историю, П., 1920; Noctes
petropolitanae, П., 1922; Восток, Запад и
рус. идея, П., 1922; Д. Бруно, Берлин, 1923; Философия истории, Берлин, 1923; О
началах, Берлин, 1925; Peri archon.
Ideen zur christlichen Metaphysik, Memel, 1928; О личности, [Каунас] 1929.
КАРТЕЗИАНСТВО, направление в философии и естествознании 17—18 вв., теоретич.
источником к-
рого были идеи Декарта (латинизиров. имя Cartesius — Картезий, отсюда назв.).
Ортодоксальное К.
характеризуется дуализмом — разделением мира на две самостоят.
(независимые) субстанции — протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans),
при этом
проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой
в К. Для К.
характерно также развитие рационалистич. математич. (геометрич.) метода.
Самодостоверность
сознания (декартовское «мыслю, следовательно существую»), равно как и теория
врождённых идей,
является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в
про-
тивоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая, т. о.,
пустое
пространство, и характеризовала движение с помощью понятия «вихрь». В развитии
К. обозначились
две противоположные тенденции — к материалистич. монизму (X. Де Руа, Б. Спиноза)
и к
идеалистич. окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
* Быховский Б., Философия Декарта, М.— Л., 1940, гл. 10; История философии, т.
1, М., 1957, с. 382—408; Brock-d o r f f
С., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Munch., 1923; D i b
o n P., Sur l'histoire de la Philosophie
cartesienne, Groningue, 1955; см. также лит. к ст. Декарт.
КАРТЕЗИЙ, см. Декарт.
КАРУС (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг, — 28.7.1869, Дрезден), нем.
естествоиспытатель,
врач, философ, художник. В развитом К. варианте позднероман-тич. философии
своеобразно
преломляется гётевская идея единства бытия — отражения всего во всём.
Воспринятое у Гёте
представление об органичности и одухотворённости природы, об её живой
метаморфозе прое-
цируется у К. на широкое поле спец. знаний (общая физиология, гинекология,
«краниоскопия»); при
этом К. стремится к созданию целостной символич. картины всего бытия как
становления внутр.
смысла. Даже иск-во пропитывается у К. импульсами его символич. науки: так,
пейзажная живопись
должна быть научно
КАРУС 249
обоснованной физиогномикой ландшафта. R антипози-тивистском, идеалистич.
мировоззрении К.
духовное начало безусловно и первично, «душа» определяет развитие организма;
ключ к сущности
сознания заключён в подсознательном. К. оказал значит. влияние на психологию
кон. 19 в., позднее
на витализм Клагеса и др.
* Goethe. Zu dessen naherem Verstandnis, Dresden, 1055; Psyche. Zur
Entwicklungsgeschichte der Seele, Dannstadt, 1964;
Lehenri-crinnerungen und Denkwurdigkeiten, Bd l—2, Weimar, 1966; Briefe uber
Landschaftsmalerei, Hdlb., 1972.
КАСБ (араб. — добыча, присвоение), одно из центр. понятий ср.-век. мусульм.
теологии,
разработанное в 9 в. (учение о «присвоении») Дираром ибн Амром, Хусейном ан-
Наджаром, нек-
рыми мутазилитами и особенно Ашари и его последователями, Согласно учению о К.,
всякое
человеч. действие творится богом и только «присваивается» человеком. Дирар ибн
Амр утверждал,
что способность к присвоению дана человеку от рождения, так что он владеет всеми
своими
действиями, и присвоение их — результат его свободной воли. Напротив, ан-Наджар
считал, что
способность к присвоению действия и сам акт присвоения творятся богом в человеке
одновременно с
самим действием человека. Развивая эти взгляды, ашариты утверждали, что человек
является
субъектом действия лишь в том смысле, что он — место совпадения действия и
способности, сотво-
рённых богом. Концепция К., ставшая одной из основ учения ашаритов,
критиковалась в 9—10 вв.
как мутазилитами, видевшими в ней лишь разновидность фатализма, так и
консервативно-
ортодоксальными мусульм. богословами (крылатое выражение: «это более непонятно,
чем К.
ашаритов»).
• Watt W. M., The origin of the Islamic doctrine of acquisition, «Journal of the
Royal Asiatic Society of Great Britain and
Ireland», 1943, p. 234—47; G a r d e t L., Les grands problemes de la thoologie
musulmane. Dieu et la destinee de l'homme, P.,
1967, p. 60—64; см. также лит. к статьям Ашари, Кадар.
КАССИРЕР (Cassirer) Эрнст (28.7.1874, Бреславль, ныне Вроцлав, Польша,—
13.4.1945, Принстон,
Нью-Джерси), нем. философ-идеалист, представитель мар-бургской школы
неокантианства. Проф.
(1919—33) и ректор (1930—33) Гамбургского ун-та. С 1933 в эмиграции: в Оксфорде
(Великобритания), в 1935—41 в Гстеборге (Швеция), с 1941 в США. В начале своей
деятельности
занимался фйлос. проблемами естествознания, разработал теорию понятий, или
«функций»; после
1920 создаёт оригинальную философию культуры. Вслед за Ко геном и Наторпом К.
устраняет из
кантов-ской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом
познания)
факторов, созидающих мир опыта; материал для построения опыта («многообразие»)
создастся у К.
самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями
(как у Канта) и
превращаются в понятия. Вместо кан-товских двух сфер — теоретич. и практич.
разума, по К.,
существует единый «мир культуры», идеи практич. разума из регулятивных
становятся, как и
категории, конститутивными, т. о. созидающими мир принципами. К. называет их
«символич.
функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные для Канта с
«божественным»
в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые К. «символич. формами»
(язык, миф,
религия, иск-во, наука, история), рассматриваются им как самостоятельные,
несводимые друг к другу
образования. Философия культуры К. определяет и понимание им человека как
«животного,
созидающего символы». Автор историко-фи-лос. работ о Лейбнице, Канте, Декарте,
философии Воз-
рождения, Просвещения и др.
В Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, Bd
1 — 4, B., 1908—57; Freiheit und Form, B.,
1916; Philosophie der symbolischen Formen, Bd 1—3, B., 1923— 1929; An essay on
man, New Haven — L., [1945]; The myth
of the state, L., 1946; в рус. пер.— Познание и действительность, СПБ, 1912;
Теория относительности Эйнштейна, П.,
1922.
250 КАСБ
• Buczynska H., Cassirer, Warei., i963; E. · Cassirer, hrsg. v. P.
A. .Schupp, В., 1960.
КАСТЫ (португ. casta — род, поколение, происхождение, от лат. caslus — чистый;
санскр.
эквивалент — джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел.
место в
социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении друг
с другом. В
той или иной форме признаки касто-вого деления имелись в обществ. строе многих
древних и ср.-
век. гос-в (привилегиров. К. жрецов в Др. Египте, Др. Иране, сословие самураев в
Японии и т. д.), но
только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную
систему. Здесь
она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках
четырёх сословий
— варн — в процессе складывания этнич. общностей из родо-плем. групп и
формирования феод.
социально-классовой структуры. Образование новых К. (гл. обр. ремесленных и
торговых) было
связано с дальнейшим обществ. разделением труда. «Примитивная форма, в которой
осуществляется
разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в
религии этих
народов», — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., т. 3, с. 38). Система К. —
важный составной эле-
мент всей религ. системы индуизма. Индуизм способствовал развитию
универсальности кастовой
организации: раз возникнув, К. вбирали в себя любую группу — сословную,
профессиональную,
этническую или религиозную. Поэтому наряду с осн. массой К., выражавших
сословно-классовое и
проф. деление индийского феодального общества, возникли К. на основе религиозных
сект (госаин,
йоги, лингаяты) и ассимилированных крупными этническими общностями племён.
В пределах расселения каждой инд. народности К. образуют иерархич. структуру.
Верх, слой
кастовой иерархии составляли брахманские и воен.-земледельч. К., из к-рых
формировался класс
феодалов. Высокое место занимали гор. торгово-ростовщич. К. Ниже стояли К.
арендаторов и
ремесленников нек-рых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников,
кузнецов и др.).
Самые низшие ступени сословно-кас-товой иерархии занимали К., члены к-рых не
обладали правами
общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой
полурабов-полукре-
постных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких К. Поэтому
они получили
назв. «неприкасаемых».
К. функционируют в оиредел. терр. границах (деревни, группы деревень, гор.
квартала, всего города).
Во главе К. стоят советы - панчаяты, к-рые контролируют экономич. и обществ.
деятельность членов
К., следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.
К. оказали влияние на формирование классов в инд. обществе. Так, осн. часть инд.
буржуазии —
выходцы из торгово-ростовщич. К., осп. часть верх. слоев крестьянства, а также
чиновничества и
интеллигенции — из воен.-земледельч. и брахманских К. «Неприкасаемые» стали
одним из гл.
источников формирования с.-х. пролетариата.
По инд. конституции (1950) К. равноправны, кастовая дискриминация запрещена
законом (1955).
Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в
политич. борьбе,
поскольку политич. структура совр. Индии своеобразно адаптировала К. как
наиболее
универсальную в стране форму традиционной обществ. организации. Коммунистич.
партий Индии и
др. прогрессивные силы борются за фактич. равенство К.
• К. в Индии, М., 1965; Кудрявцев М. К., Община и К. в Хиндустане, М., 1971; S e
na r t E., Les castes dans Plndc P., 1927;
? ? 11 o n .Т.Н., Caste in India, I;., 19613; G h u-ryc G. S., Caste, class and
occupation, Bombay, 19614· Kar ye I., Hindu society
— an interpretation, Poona, 1961; S r i n i v a s M. N., Caste in modern
India,Bombay,1962; D u -m o n t L., Homo hierarchicus,
P., 1966.
КАТАРСИС (греч. — очищение), термин др.-греч. философии и эстетики для
обозначения сущности эстетич. переживания. Восходит к древнему пифагореизму, к-
рый
рекомендовал музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков,
говорил об
очищении огнём. Платон выдвинул учение о К. как освобождении души от тела, от
страстей или от
наслаждений. Аристотель отмечал воспитат. и очистит. значение музыки, благодаря
к-рой люди
получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом
«безвредную радость».
Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов, развитое в
не дошедшей
до нас части «Поэтики», вызвало появление целой лит-ры о том, как следует
понимать здесь К. (см.
«Поэтика»).
В учении Фрейда термин «К.» употреблялся для обозначения одного из методов
психотерапии, • Л о
с е в А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4] — Аристотель и поздняя классика,
М., 1975, с. 178—215;
Eise G. F., Aristotle's Poetics. The argument, Camb., 1957; B r u n i u s T.,
Inspiration and Katharsis,
Uppsala, 1966.
КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. ??????????? — утвердительный), теология,
описывающая бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений,
употребление
к-рых в силу трансцендентности бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу
т. н. аналогии
бытия (см. Аналогия) признаётся оправданным. См. Апофатическая теология.
КАТЕГОРИИ (от греч. ????????? — высказывание, обвинение; признак) в философии,
предельно
общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные
связи и
отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми
организующими
принципами процесса мышления, К. воспроизводят свойства и отношения бытия и
познания во
всеобщей и наиболее концентрированной форме.
Ранние формы филос. анализа К. возникли в древности в учениях, пытавшихся
выявить осн.
принципы бытия. Впервые учение о К. было систематически изложено в трактате
Аристотеля
«Категории», обобщившем попытки предшествующей филос. мысли выделить наиболее
общие
понятия о мире и способах его познания. Составленная Аристотелем таблица
включала та-кие К., как
сущность (субстанция), количество, ка-чество, отношение, место, время,
положение, состоя-ние,
действие и страдание; она оказала определяющее влияние на развитие учения о К.
вплоть до нового
вре-мени, когда были предприняты попытки изменить её состав в связи с
достижениями философии
и конкрет-ных наук.
Новый этап в анализе К. открыло учение Канта, к-рый рассматривал К. как
априорные формы
рассудка, характеризующие не мир «вещей в себе», а познающего субъекта,
структуру его мышления.
У Канта К. делятся на следующие разряды: качество (реальность, от-рицание,
ограничение),
количество (единство, множест-во, цельность), отношение (субстанция и свойство,
причина и
действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность,
действительность и
недействительность, необходимость и случайность). Категориальная таблица Канта,
связанная с его
априоризмом, игнорировала отражат. характер К.: последние рассматривались у
Канта как
неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт.
Новый подход к К. и диалектич. трактовку их на основе объективного идеализма
выдвинул Гегель.
Представляя взаимосвязи и взаимопереходы К. как порож-дения абс. идеи, он свёл
их в следующую
таблицу: бы-тие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление,
действительность;
причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие
(субъект, абс. идея,
объект).
В совр. бурж. философии отрицается объективной значение К., их диалектич.
взаимосвязь,
обусловлен-ность их развития науч. познаниим и обществ.-историч.

<< Пред. стр.

страница 98
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign