LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 97
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Соч., т. 4, с. 428). К.
превратился в мировую систему, вовлекая в водоворот мирового рынка и народы,
находившиеся на
более ранних ступенях развития. К. уничтожил феод. раздробленность и осуществил
политич.
концентрацию, возникли бурж. нации и централизованные нац. гос-ва.
Всесторонний анализ К. дан основоположниками марксизма в ряде произведений —
прежде всего в
«Капитале». Маркс раскрыл экономич. закон движения капиталистич. общества,
сущность
капиталистич. эксплуатации. Маркс показал, что капитал есть стоимость,
производящая посредством
присвоения неоплаченного чужого труда прибавочную стоимость. Погоня за
прибавочной
стоимостью определяет всё движение капиталистич. способа произ-ва, в т. ч. и
расширение произ-ва,
развитие техники, усиление эксплуатации рабочих, анархию обществ. произ-ва,
обострение кон-
куренции между капиталистами, углубление капиталистич. противоречий, огромную
растрату
обществ. богатства.
С развитием К. произ-во всё больше приобретает обществ.
характер. Но, имея обществ. характер труда, капиталистич. произ-во остаётся под
контролем частных
собственников, сохраняет частнокапиталистич. форму присвоения. В этом состоит
осн. противоречие
К. Оно проявляется в ряде др. противоречий: между трудом и капиталом; между
высокой
организацией произ-ва на отд. предприятиях и анархией произ-ва во всём обществе;
между
тенденцией к безграничному расширению произ-ва и ограниченностью
платёжеспособного спроса.
Осн. противоречие К. проявляется в периодически повторяющихся экономич. кризисах
пере-проия-
ва.
Господствующим классом капиталистич. общества является буржуазия. Буржуазии в
качестве
эксплуататорского класса противостоит рабочий класс, лишённый собственности на
средства произ-
ва. Сила, численность и организованность рабочего класса растут по мере развития
К. Кроме
буржуазии и рабочего класса — двух осн. классов бурж. общества, при К.
сохраняются классы,
унаследованные от феодализма: крестьянство, ремесленники, мелкие торговцы,
кустари.
Неотъемлемым спутником К. является наличие более или менее многочисл. слоя
деклассированных
элементов — люмпен-пролетариата.
Гл. тенденция развития классовой структуры капиталистич. общества состоит в
превращении всякого
труда в наёмный труд. Гл. классовым противоречием К. является непримиримое
противоречие между
рабочим классом и буржуазией, выражающееся в ожесточённой классовой борьбе, к-
рая служит гл.
движущей силой развития капиталистич. общества. В борьбе против буржуазии
пролетариат
заключает союз с крестьянством, со всеми трудящимися и эксплуатируемыми.
Капиталистич. гос-во в эпоху домонополистич. К. «...это только комитет,
управляющий общими
делами всего класса буржуазии» (там же, с. 426). Выступая в различной форме,
бурж. гос-во всегда
остаётся орудием классового господства буржуазии. Демократич. права, завоёванные
нар. массами,
действуют лить в тех границах, к-рые ие задевают основ капиталистич. строя.
Несмотря на это,
рабочий класс при К. борется за демократизацию форм политич. жизни, т. к. это
представляет
возможности для организации сил пролетариата в целях революц. преобразования
общества.
Монополистический К. В последней трети 19 в. совершился переход от
домонополистич. К. к
монополистич. К. — империализму. Марксистский анализ империализма дан В. И.
Лениным.
Переход к империализму был подготовлен действием экономич. законов К., процессом
распространения К. по всему земному шару. Свободная конкуренция вела к кон-
центрации и централизации произ-ва и капитала. На этой базе возникают и быстро
развиваются,
особенно после кризиса 1873, монополистам, объединения, к-рые вскоре получают
всеобщее
распространение. По своей экономия, сущности империализм есть монополистич. К.
«Империализм
есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и
финансового
капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира
международными
трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими
капиталистическими странами»
(Л е-нин В. И., ПСС, т. 27, с. 387). Проанализировав эти осн. экономич. признаки
империализма,
Ленин показал его нсторич. место. Он пришёл в выводу, что империализм есть
особая стадия К.,
причём особенность эта троякая: империализм есть К.: 1) монополистический, 2)
паразитический,
или загнивающий, и 3) умирающий. Империализм крайне обостряет осн. противоречие
К. и все
базирующиеся на нём противоречия бурж. строя, к-рые могут быть разрешены только
со-циалистич.
революцией.
На мопополистич. стадии К. эксплуатация труда капиталом дополняотся
эксплуатацией
подавляющего большинства человечества - народов колон. и полуколон. стран.
Отсюда следует, что
крушение К. происходит в результате двух процессов: 1) революц. борьбы рабочего
класса за
социализм и 2) нац.-освободит. борьбы порабощённых империализмом народов.
С переходом к империализму происходят отфедел. сдвиги в классовой структуре
общества.
Господство финапс. капитала персонифицируется в финанс. олигархии — крупной
монополистич.
буржуазии, к-рая подчиняет своему контролю подавляющую часть нац. богатства
капиталистич.
стран. Свойственное К. отделение капитала-собственности от капитала-функции при
империализме
достигает громадных размеров. Финан-сово-пром. короли передают гл. функции по
управлению
произ-вом в руки доверенных лиц, сохраняя за собой лишь верх. контроль. В этом
явлении наглядно
выступает паразитизм финанс. олигархии. По своему месту в системе обществ.
произ-ва, отношении)
к капиталистич. собственности и способам получения доходов высший слой
управляющих входит в
класс капиталистов, а его верхушка примыкает к финапс. олигархии.
Существ. изменения происходят в численности и составе рабочего класса.
Уменьшается доля
неквалифицированных и возрастает доля обученных рабочих. Появляется слой
рабочих-техников,
управляющих сложными машинами, слой конторских и торг. работников. С ростом
технич.
прогресса, расширением сферы обслуживания и ростом бюрократия, гос. аппарата
значит.
увеличивается численность и удельный вес служащих.
Крупные изменения происходят и в средних слоях населения. Численность крестьян-
фермеров в
развитых капиталистич. странах сокращается абсолютно. Слой гор. мелких
производителей
размывается и разоряется, не выдерживая конкуренции с крупным капиталом. Мелкие
торговцы всё
более попадают в зависимость от монополий оптовой и розничной торговли.
Расширение сферы
капиталистич. эксплуатации на всё новые слои населения делает их объективным
союзником
рабочего класса в антимонополистич. борьбе.
В эпоху империализма резко обостряются противоречия между империалистич. гос-
вами. В основе
этих противоречий лежит открытый Лениным закон неравномерности экономич. и
политич. развития
К., обусловливающий постоянное изменение соотношения сил между отд. странами.
Эта
неравномерность неизбежно порождала мировые войны, вызываемые борьбой за рынки
сбыта,
источники сырья, сферы приложения капитала, за передел мира. В эпоху превращения
социализма в
решающую силу мирового развития закон неравномерности проявляется в обострении
межимпе-
риалистич. противоречий.
В процессе своего развития монополистич. К. перерастает в гос.-монополистич. К.
(???).
Объективной основой, на к-рой происходит это перерастание, является концентрация
произ-ва и
централизация капитала в руках монополий, ведущая к всестороннему росту
обобществления произ-
ва. Возникают крупные корпорации, первоначально на нац., а затем и на наднац.
основе. Эти
гигантские хоз. комплексы управляются из одного центра. Осуществляемая в них
планомерность
вступает в противоречие со стихийными рыночными отношениями. Появляется
потребность и
необходимость в приспособлении функционирования рынка к интересам всего
монополистич.
капитала в целом. На этой базе происходит процесс «... соединения гигантской
силы капитализма с
гигантской силой государства в один механизм...» (Ленин В. И., там же, т. 32, с.
83).
Бурж. гос-во, обладающее относит. самостоятельностью в системе ГМК, активно
вмешивается в
процесс воспроиз-ва, беря в свои руки, в зависимости от конкретных историч.
условий, отд.
предприятия и целые отрасли, осуществляя всякого рода мероприятия по
регулированию важных
сфер хоз. жизни. Регулирующие мероприятия бурж. гос-ва, огосударствление отд.
отраслей
экономики осуществляются в интересах финанс. олигархии. Бурж. гос-во вынуждено
считаться с
соотношением классовых и политич. сил в стране. Поэтому в ряде случаев оно идёт
на широкие
социальные манёвры, прибегает к реформам, призванным смягчить остроту классовых
противоречий,
идёт на ущемление интересов отд. монополий, исходя из общей задачи укрепления К.
в целом.
Наиболее завершённой формой ГМК, выражающей последнюю степень обобществления,
возможную
при К., является переход предприятий в гос. собственность.
Важной формой проявления ГМК являются гос. финансы, и в первую очередь гос.
бюджет, огромный
рост к-рого находится в прямой связи с войнами и милитаризацией, разбуханием
гос. бюрократич.
аппарата, усилением предпринимательской и кредитной деятельности гос-ва. В
области
взаимоотношений между трудом и капиталом гос. регулирование охватывает широкий
комплекс
социальных мероприятий, гл. целью к-рых является сохранение «классового мира». К
их числу
относится политика «полной занятости», подготовка и переподготовка рабочей силы,
социальное
страхование, социальное обеспечение, гос. регулирование здравоохранения и
образования,
распределения доходов. В 70-х гг. сферой гос. деятельности стала также охрана
окружающей среды.
Большинство этих мер проводится в результате классовой борьбы и давления
демократич, сил. Но
совр. бурж. экономисты выдают ГМК за строй, к-рый якобы не содержит присущих К.
противоречий
и является шагом на пути к обществу, осуществляющему социальную справедливость.
Реформисты
пытаются доказать, что гос. вмешательство, якобы сужая базу экономич, мощи
финанс. капитала, от-
крывает эволюц. путь преобразования К. в социализм. Однако науч.-технич.
революция, усилившая
интенсификацию произ-ва, конкурентная борьба между монополиями, кризисы 50—60-х
гг.,
всеобщий кризис 1974— 1975, рост безработицы, инфляция, переходящая в стагфляцию
(соединение
стагнации — застоя с инфляцией) опровергают «... один из главных мифов,
созданных реформистами
и буржуазными идеологами, - миф о том, будто капитализм наших дней способен
избавиться от
кризисов. Нестабильность капитализма становится все более очевидной» (Материалы
XXV съезда
КПСС, 1976, с. 28).
1-я мировая война и ???. революция 1917 породили общий кризис К., к-рый
выражается в подрыве и
ог-раничении господства буржуазии, сужении сферы её воздействия на мировое
развитие,
разложении систе-
КАПИТАЛИЗМ 247
мы капиталистич. обществ. отношений, вызревании предпосылок перехода к
социализму. Общий
кризис К. характеризуется борьбой и сосуществованием двух систем —
капиталистической и
социалистической, крахом колон. системы, усилением неравномерности эко-номич. и
политич.
развития К. Совр. этап общего кризиса К. развёртывается в условиях превращения
мировой системы
социализма в решающий фактор развития человеч. общества. «Особенности
современного капи-
тализма в значительной мере объясняются тем, что он приспосабливается к новой
обстановке в мире.
В условиях противоборства с социализмом господствующие круги стран капитала как
никогда боятся
перерастания классовой борьбы в массовое революционное движение. Отсюда —
стремление
буржуазии применять замаскированные формы эксплуатации и угнетения трудящихся,
ее готовность
в ряде случаев идти на частичные реформы с тем, чтобы по возможности удерживать
массы под
своим идейным и политическим контролем... Однако приспособление к новым условиям
не означает
стабилизации капитализма как системы. Общий кризис капитализма продолжает
углубляться»
(Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 14—15). Общий кризис К. охватывает
экономику,
политику, идеологию, культуру.
В домонополистич. эпоху К. развивался по восходящей линии. В эпоху империализма
К. развивается
по нисходящей линии. Гигантски обобществляя произ-во, монополистич. К. создаёт
материальные
предпосылки социализма. Социалистич. революция победила сначала в одной стране.
В дальнейшем
всемирно-исто-рич. процесс смены К. социализмом протекает в виде отпадения всё
новых стран от
капиталистич. системы. В совр. условиях борьба рабочего класса во главе с
коммунистич. партиями
за полную ликвидацию К., за социализм поднимается на новую ступень. Народы,
строящие
социализм и коммунизм, антимонополистич. силы во главе с рабочим классом в
капиталистич. стра-
нах, нац.-освободит. борьба угнетённых народов, обще-демократич. движения — все
эти великие
силы современности сливаются в общий поток, разрушающий мировую империалистич.
систему.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
К критике политич. экономии, там же,
т. 13; е г о ж е, Заработная плата, цена и прибыль, там же, т. 16; е г о ж е,
Капитал, там же, т. 23—25 (ч. 1—2); Энгельс
Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; е г о же, Анти-Дюринг, там
же, т. 20; Ленин В. И., Развитие К. в
России, ПСС, т. 3; е г о ж е, К. в сел. х-ве (О книге Каутского и о статье г.
Булгакова), там же, т. 4; е г о же,
Империализм, как высшая стадия К., там же, т. 27; его же, Тетради по
империализму, там же, т. 28; его же, Гос-во и ре-
волюция, там же, т. 33; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий.
Документы и материалы, М., 1969;
Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), M., 197B; Материалы XXV съезда
КПСС, М., 1976; Материалы
XXVI съезда КПСС, М-, 1981; Политич. экономия совр. монополистич. К., т. 1—2,
M., 19752; Углубление общего
кризиса К., М., 1976; Ленинская теория империализма и современность, М., 1977.
Г. Б. Ардаев.
КАППАДОКИЙСКИЙ КРУЖОК, группа христ. теологов, писателей и учёных, действовавших
в
малоазий-ской области Каппадокии во 2-й пол. 4 в. Глава К. к.— Василий Великий;
важнейшие члены
— Григорий Богослов, Григорий Нисский и Амфилохий Иконийский. Наряду с борьбой
против
арианства, за объединение церкви на основе ортодоксии 1-го Вселенского собора
для К. к.
характерно позитивное отношение к антич. культурной традиции.
КАРЛЕЙЛЬ, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, — 5.2.1881,
Лондон), англ.
философ, писатель и историк. Мировоззрение К. сформировалось под влиянием Гёте,
Фихте,
Шеллинга и нем. романтиков. Противник франц. материализма и шотл. утилитаризма.
В филос. романе «Сартор Резартус» (1833—34, рус. пер. 1902) в традиционном для
романтизма
мифоло-
248 КАППАДОКИЙСКИЙ
гич. духе создал филос. картину мира, «одетого» в своеобразные символич.
покрывала-эмблемы,
скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте
рассматривал
пространство и время как иллюзию чувств. к-рая скрывает от человека божеств.
строй мироздания.
Философия, согласно К., призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие
панте-истич. духа
в видимых формах воспринимаемого мира. Романтич. натурализму К. присущ космизм —
стрем-
ление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и
вечностью,
тождественными духу. Субъективизм К. подчас приводил его к солипсизму.
Спиритуалистич.
философия К. использовалась представителями теософии.
Пантеистич. символизм К. распространял на общество и культуру. Он резко
критиковал англикан-
скую церковь и весь строй бурж. духовных ценностей. В философии истории К.
выступил глашатаем
«культа героев» — носителей божеств. предначертания и духовных творцов историч.
процесса,
возвышающихся над «средней» массой. Нек-рые черты социологии К. дают основание
сравнивать её
с идеологией «сверхчеловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений»
между
земельными собственниками и низшими классами феод. общества, он идеализировал
корпоративную
структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феод. социализм К. был
подвергнут критике в
«Манифесте Коммунистич. партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.
• Works..., v. 1—30, L., 1899—1923; в рус. пер. — Историч. и критич. опыты, М.,
1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц.
революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ,
1908».
* Энгельс Ф., Положение Англии. Т. К., «Прошлое и настоящее», Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 1; Маркс К.
иЭнгельсФ., Т. К., «Совр. памфлеты. ,№ 1. Совр. эпоха. JM5 2. Образцовые
тюрьмы», там же, т. 7; Я к о в е н-к о В. И.,
Т. К., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; К а р е е в Н. И., Т. К. Его
жизнь, его личность, его произв., его идеи, П.,
1923; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в.,
М., 1959; Саймоне Д., К., пер. с
англ., М., 1981; В a seh V.,{ Carlyle, l'horame et l'oeuvre, P., 19388; LaValley
A. J., Carlyle and the idea of the modern, New
Haven — L., 1968; Hood E. P., T. Carlyle. Philosophic thinker, theologian,
historian and poet, N. Y., 1970; Campbell I., T.
Carlyle, L., 1974.
КАРМА (санскр. — действие, дело, жребий), одно из центр. понятий инд. философии,
дополняющее
доктрину перерождения (см. Сансара). Восходит к добрахма-нистско-ведийскому
периоду, но, как и
концепция сан-сары, рано ассоциируется с религ.-филос. исканиями брахманизма.
Входит почти во
все религ.-филос. системы Индии, являясь существ. частью буддизма, джайнизма,
индуизма.
В широком смысле К. — это общая сумма совершённых всяким живым существом
поступков и их
последствий, к-рые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего
существования; в
узком смысле — влияние совершённых действий на характер настоящего и
последующего
существования. В обоих случаях К. выступает как невидимая сила, причём лишь
общий принцип её
действия представляется ясным, внутр. же механизм её остаётся скрытым. К.
определяет не только
благополучные и неблагополучные условия существования (здоровье — болезнь,
богатство —
бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус
индивида и т. д.), но в
конечном счёте — прогресс или регресс по отношению к гл. цели человека—
освобождению от пут
«профанического существования» и подчинения законам причинно-следств. связей и
зависимости
вообще, в частности указывает выход из круга бесконечных перерождений. Вместе с
концепцией
сансары представляет собой попытку заменить представление о божеств.
предопределённости
нравств. порядка идеей естеств. космич. нравств. миропорядка. Подчёркивая роль
нравств.
активности человеч. личности (актуальное волевое усилие личности становится
исходной точкой
нового развития), закон К. отличается этим от безличного нравств. закона
дхармы, связанного с брахманистско-ведийской традицией. Этич. окрашенность
закона К., то, что

<< Пред. стр.

страница 97
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign