LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 92
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

исчислений совпадают классы как исходных формул, так и выводимых формул
(теорем); однако
интерпретации этих исчислений различны: исчисление одноместных предикатов
интерпретируется
как логика содержаний понятий, а И. к.— как логика объёмов понятий. И. к.
равносильно в определ.
смысле исчислению высказываний и обладает (как и последнее) свойствами
непротиворечивости,
дедуктивной полноты и разрешимости.
ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ, раздел математич. логики, совокупность логико-математич.
исчислений, формализующих те разделы совр. логики, в к-рых отображаются и
изучаются (в связи с
рассмотрением субъ-ектно-предикатной структуры предложений) правила оперирования
с
кванторами. См. Логика предикатов.
ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, см. в ст. Досократики.
ИХВАН АС-САФА (араб.), «Братья чистоты», тайное религ.-политич. и науч.-филос.
сообщество,
близкое к исмаилитам (разновидность шиизма — см. Ислам), возникшее в Басре в
сер. 10 в.
«Послания „Братьев чистоты"» (общее число — 51, изданы в 12 тт.— Бейрут, 1957) —
энциклопедич.
свод математич., ал-химич., филос. и теологич. знаний, получивший широкое
распространение в
исламском мире. Среди авторов — Абу Мухаммед ябн Машар аль-Бусти, Абу-ль-Хасан
Али ибн
Харун аз-Занджани, Абу Ахмед ан-На-храджури, аль-Ауфи, Мухаммед ибн Аби-ль-
Багль, Зайд ибн
Рифаа. Цель посланий, выдержанных в духе враждебности к теологии суннитского
ислама (мутази-
литов, Ашари и др.) — наставление последователей ис-маилизма («истинной веры»)
во всех сферах
человеч. деятельности. В посланиях ощущается сильное влияние халдейской
астрологии, герметич.
воззрений и нео-платонич. учения об эманации.
• Закуев А. К., Философия «Братьев чистоты», Баку, 1961; А б д а н - Н у p д ж а
б б у р, Ихван ас-сафа, Каир, 1954; A w
a Adel, L'esprit critique des freres «de la pureti», Beyrouth, 1948; L a n e-P o
o l e S., The Brotherhood of purity, Lahore, 1960;
Nasr S. H., An introduction to Islamic cosmological doctrines, L., 1978 (библ.).
«ИЦЗИН», И ц з и н («Каноническая книга перемен»), иначе «Чжоу и» («Чжоуская
книга перемен»),
одна (по традиции — древнейшая) из книг, входящих в конфуцианское
«Тринадцатикнижие», самая
сложная и
234 ИСЧИСЛЕНИЕ
многослойная па них, оказавшая наибольшее влияние на всю кит. философию. Состоит
из «канонич.
текста» (дайн) и комментариев (чжуанъ).
Цзин — это 64 гексаграммы, графич. знака особой формы, образованные путём
соединения в разных
комбинациях к.-л. двух из восьми триграмм (ба гуа) — восьми первооснов мира.
Согласно традиции,
ба гуа были ниспосланы небом мифич. императору Фуси (2852—2738 до н. э.), к-рый
их
расшифровал и, удвоив, превратил в гексаграммы. Выраженные в них идеи, возможно,
зародились в
конце эпохи Инь — начале Чжоу (11—10 вв. до н. э.), но были оформлены позднее,
ок. сер. 1-го тыс.
до н. э. Ба гуа представлены в таблице (по Ю. К. Шуцкому), целая черта
символизирует силу ян,
прерванная — инь (см. Инь и ян):
знак

название

образ

свойство



цянь (творчество)
кунь (исполнение)
чжэнь (возбуждение)
кань (погружение)
гэнь (пребывание)
супь (уточнение)
ли (сцепление) дуй
(разрешение)

небо
земля
гром вода
гора
ветер
(дерево)
огонь
водоём

крепость самоотдача
подвижность
опасность
незыблемость
проникновенность
ясность радостность

































Чжуань — семь текстов, объясняющих цзин; три из них разделены на две части, так
что в итоге они
образуют десять комментариев, именуемых «Десять крыльев» («Ши и»). Они
приписывались
Конфуцию, однако совр. исследования показали, что они создавались разными
авторами примерно в
5—3 вв. до н. э. Суть философии «И.» изложена в «Сицы-чжуане» (одном из «Ши и»)
и в «канонич.
тексте»: в основе её — постоянно изменяющаяся Вселенная, в к-рой взаимодействие
сил инь и ян
порождает все вещи и явления. О происхождении ба гуа говорится: «(Процесс)
перемен начинается в
Тайцзи. Великий предел рождает две изначальные сущности (т. е. силы инь и ян или
небо и землю)...
(к-рые) порождают четыре символа..., дающих начало восьми триграммам. Восемь
триграмм
определяют счастье (удачу) и несчастье (неудачу)». Праисточииком всех явлений и
вещей считаются
триграммы цянь и кунь: цянь их порождает, а кунь их взращивает.
• Чжоу и чжэн-и (Чжоуская книга перемен с филологич. пояснениями), т. 1—2, Пекин
— Шанхай, 1957 (в серии Ши-
сань цзин чжушу); Ш у ц к и и Ю. К., Кит. классич. «Книга перемен», М-, 1960;
Быков Ф. С,, Зарождение обществ.-
политич. и филос. мысли в Китае, M., 1966, с. 38—46; Sung Z. D., The symbols ot
Yi King, or The symbols of the Chinese
logic of changes, Taipei, 1971.
ИШВАРА (санскр.— господин), понятие др.-инд. ре-лиг.-филос. мысли. В веданте —
форма
воплощения брахмана как повелителя явленного мира, его верховной личности. В
адвайта-веданте
понятие И. связывается с эмпирич. т. зр., исходящей из реальности мира и
предполагающей образ
творца, зиждителя, руководителя и разрушителя этого мира, т. е. всемогущего
бога, обладающего
многими качествами (сагуна); Шанкара называет его сагуна-брахманом, или И. За
пределами
эмпирич. т. зр. понятие И. исчезает; на трансцендентной т. ар., отрицающей
реальность мира, оно
заменяется бескачеств. богом — ниргуна-брахманом.
И. выступает как творч. причина мира во всём его многообразии и как причина
осознания этого мира
как реального; ему приписываются атрибуты всемогущества (магич. силой майи И.
вызывает все
вещи к существованию; он же обладает особой энергией — шак-ти) и всеведения. И.—
обладатель
недифференцированной майи (причинная стадия, уподобляемая семени растения),
существующий до
действит. сотворения ми-
pa, но способный к творению; он противопоставлен как брахману, обладающему тонко
дифференцированной майей (прорастание семени), так и брахману, обладающему
полностью
дифференцированной майей (растение во всей его полноте я многообразии) и
называемому
вайшванарой (также — вират). Все эти три имманентных аспекта бога отличны от его
трансцендентного аспекта — чистого сознания-бытия (парабрахман).
В учении ньяи об адриште, т. е. невидимом качестве, И. выступает как её
верховный руководитель;
мудрость, желание и волевое действие И. объясняют упорядоченность и
организованность всего, что
совершается в мире. Вайшешика проводит различие между И. как верховной душой и
дживой как
индивидуальной душой.
• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 359
и ел., 365 и ел.; P а д х а к ? и ш-н а н С.,
Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 487 и ел.; Dasgupta S.,A
history of Indian philosophy, v. 1—5, Dehli, 1975.
ИШРАК (араб., букв.— сияние, блеск), мусульм. «метафизика света», религ.-филос.
учение о свете
и мистич. озарении, развитое суфийским мыслителем Сух-раварди и его
последователями; символ
сокровенного знания, истинного пути и спасения. Восходит к доисламской религ.
традиции Востока,
в частности к зороастризму и манихейству (дуализм света и тьмы). Символика света
часто
используется в Коране; легендарная еретич. подделка Корана, приписываемая Ибн
аль-Му-каффа
(ум. ок. 757), начиналась хвалой свету как творцу сущего. В раннем исламе идеи
И. выражены
прежде всего у шиитов, относивших И. к душам пророков и шиитских имамов. Араб.
философы и
теологи разрабатывали космологич. доктрины, совмещавшие неоплатонич. учение о
едином и
световой иерархии мира с мусульм. креационизмом (мутазилит ан-Низзам, Ибн Сина в
соч. «Мантик
аль-машрикийун», «Хайй, сын Якзана» и др., Газали в «Мишкат аль-Анвар» и Фахр-
ад-дин ар-Рази в
«Мабахис аль-машрикийа» писали о внутр. озарении, свете «умного» постижения мира
и т. п.).
Согласно Сух-раварди, только И.— интуитивное мышление, достигаемое аскезой и
медитацией, даёт
полное и истинное знание. В нём извечная мудрость, полученная Гермесом с неба и
передающаяся
через последоват. ряд мудрецов Греции, Персии и Аравии. И. недоступен для
философов, не
способных подняться выше уровня чувственно-рационального познания. Последоват.
ступени И.:
прохождение (сайр), обхождение (сулук), обнаружение (кашф), усмотрение (шухуд) и
единение с
познаваемым. С помощью И. можно познать абс. истину — «свет светов» (нур аль-
анвар) и все 18
000 миров света, находящихся в универсуме. Само бытие есть свет, все предметы —
сгусток света
различной интенсивности, истекающие из абс. бытия. Представителями этого
неистощимого
первичного света являются солнце — в небесных сферах, огонь — среди стихий, свет
величия — в
человеке. Свет и мрак (т. е. небытие) бывают субстанциальными, если
поддерживаются сами собой, и
акци-денциальными, если питаются извне. Субстанциальный свет — это бог, ангелы,
душа человека;
субстанциальный мрак — природные тела; акциденциальный свет — это огонь и
небесные светила,
акциденциальный мрак — это качества и формы природных тел. Философия изучает мир
тьмы и
материи, теософия — мир света. Знающие и чистые души после смерти тела воспаряют
к ан-
гельскому миру, а порочные души низвергаются в мир ложных форм. Поэтому
наилучшие из
живущих — пророки, к-рые возвещают людям истины потустороннего бытия, ибо их
души
воспаряют выше ангельского мира. Учение Сухраварди было враждебно встречено
частью
духовенства как попытка еретич. нововведения. Идеи И. развивались в дальнейшем
исфаханской
школой (Мир Дамад, Мулла Садра) и др.
• М о и н М., Хекмате зшраг ва фарханге Иране Бастан, Тегеран, 1950; С о r b i n
H., Terre celeste et corps de resurrection,
de l'Iran mazdeen Й l'Iran shl'ite, P. ,11961]; Massig пол L., Essai sur les
origines du lexique technique de la mystique musul-
mane, nouv. ed., P.. 1968.
ЙОГА (санскр., букв.—соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление,
созерцание),
одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли,
выработавшее целый
комплекс приёмов для достижения особого духовного состояния. Йогич. техника в ее
двух связанных
друг с другом аспектах — самоограничении (аскетизм) и вхождении в состояние
созерцания
(медитация) — в большей или меньшей степени разделялась всеми направлениями др.-
инд. мысли,
кроме мимансы и чарваки. В этом отношении И. образует общий элемент большинства
др.-инд.
систем, в т. ч. и буддизма (известно, что Будда практиковал И.; четыре состояния
буддийской дхьяны
соответствуют четырём ступеням внутр. сосредоточенности в И. и т. п.). Корни И.
очень древни. В
Ведах содержится идея достижения сверхъестеств. способностей путём особой
аскетич. практики.
Ранние упанишады ссылаются на практику И. как средство самососредоточения,
внутр.
проникновения и обретения истинного знания, говорят о шести составных частях И.
В эпосе
неоднократно описывается обращение аскетов к И. с целью получения магич.
способностей; в
«Махабхарате» уже есть свидетельства того соединения учения санкхъи, с практикой
И., к-рое
характерно для классич. И. Фактич. основателем классич. И. был Патанджали (ок. 2
в. до н. э.).
Онтологию и теорию познания И. разделяет с санк-хьей; оригинальным достоянием И.
является
разработанный ею црактич. путь к освобождению через систе-матич. тренировку тела
и души (внутр.
сосредоточение — самадхи — через неносредств. видение, или переживание).
Согласно И. (как и
санкхье), свободная душа связана с физич. телом и т. н. тонким телом [чувства,
ум(мапас), эмпирич.
«Я», интеллект]. «Я» — это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с
модификациями
ума (читты); И. означает прекращение этой зависимости, освобождение «Я».
Развивается теория
модификаций ума, зависящих от соотношения составных частей ума (читты) (саттва,
раджас и тамас
— см. Гуны) и определяющих пять уровней духовной жизни: 1) рассеянное состояние,
при к-ром ум
блуждает от одного объекта к другому (кшипта), 2) притуплённое состояние ума
(мудха), напр. во
сне, 3) относительно успокоенное состояние (викшипта), 4) сосредоточение ума на
одном объекте —
предмете размышления (экагра) и 5) прекращение к.-л. деятельности ума
(нироддха). Первые три
состояния несовместимы с И., два последние открывают путь к ней, поскольку
очищают ум от
элемента раджас и дают полностью выявиться элементу саттва.
И. предусматривает три пути к освобождению в зависимости от особенностей того,
кто вступает на
этот путь: джняна-Й. (путь познания), бхакти-Й. (эмоциональное приобщение к
божеству), карма-Й.
(путь активного действия). И. разработала целую систему последоват. очищения и
просветления ума
(читты): яма — обуздание, нияма — этич. культура, проявляющаяся в выработке
нравств. установок,
асана — выработка устойчивого равновесного положения, дисциплина тела, пранаяма

регулирование дыхания, пратьяха-ра — изоляция чувств. дхарана — внимание, дхьяна

размышление, самадхи — сосредоточенность. Последоват. применение этих средств
ведёт к
достижению обоих видов И.— сампраджнята-Й. [своего рода экстаз созерцания, когда
ум(читта)
полностью входит в объект, принимая его форму и позволяя осознать объект
размышления во всей
его полноте и ясности] и асампрадж-нята-Й. — т. н. нулевого экстаза (прекращение
всех
модификаций ума и психич. процессов, когда ничего не познаётся и не мыслится).
Оба типа И.
образуют И. сосредоточения (самадхи-Й.). Правила этич. поведения формулируются
И. в
соответствии с восемью йогич.
ЙОГА 235
средствами. Так, яма (обуздание) предполагает ахимсу (ненанесение вреда всему
живому), сатью
(правдивость в словах ? мыслях), астейю (неворовство), брахмачарью (сдерживание
чувств.
желаний), апариграху (нестяжание) и т. п. Одним из практич. средств достижения
са-мадхи
(сосредоточенности) является, согласно И., поклонение брахману (богу),
понимаемому как абс. дух,
вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не подверженный
страданиям и
несчастьям и правящий миром.
Наиболее видными представителями И. в новое и новейшее время были Вивекананда
(19 в., идея
интегральной И.) и Йогананда (20 в.).
• Чаттерджи С.,Датта Д., Дреьняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954;
Радхакришнан С., Инд. философия пер. с англ.,
т. 2, М., 1957; Hauer J. W., Die Anfange der Yogapraxis im alten Indien,
Stirttg., 1922; его же, Der Yoga. Ein individueller
Weg zum Selbst, Stuttg., 19582; D a s-g u p t a S. N., Yoga as philosophy and
religion, L., 1924; его ж е, Yoga philosophy in
relation to other systems of Indian thought, Gale., 1930; E l i a d e M., Yoga.
Essai sur les origines de la mystique indienne, P.,
1936; его ж e, Le Yoga. Immorta-lite et liberte, nouv. ed., P., 1968; его же,
Techniques du Yoga, nouv. id., P., 1975; A h e g g
E., Indische Psychologie, Z., 1945; Pott P. H., Yoga en Yantra, Leiden, 1946. B.
H. Топоров.
ЙОГАЧАРА (санскр.), виджнянавада, филос. школа буддизма махаяны. Осн. идеи
появились в 3 в. н.
э. и получили отражение в «Ланкаватара-сутре». Видными представителями, помимо
полулегендарного основателя школы Майтреи (ему приписывается «Мад-хьянта-
вибханта»),
считаются Асанга и его брат Васу-бандху (4 в.). Расцвет школы относится к 6—8
вв. и совпадает с,
комментаторской деятельностью Стхира-мати и Дхармопалы и творчеством крупнейших
буддийских
логиков Дигнаги и Дхармакирти. Помимо Индии, И. получила распространение в Вост.
Азии,
особенно Китае, Тибете, Японии. Многие соч. И., в частности по логике,
сохранились гл. обр. в
тибетских, монгольских, отчасти кит. перевозах.
Конкретизируя буддийское представление о единств. значимости психич. бытия
личности и критикуя
скеп-тич. и нигилистич. тенденции мадхъямики, И. развивает идею исключит.
значимости виджняны
(чистого сознания, собственно разума): И. приписывают высказывание «все
нереально, но факт
сознания нереальности реален». Одновременно в школе И. получила распространение
концепция
алаявиджняны (сокровищницы сознания, букв.— «накопленного сознания»),
своеобразного абс.
сознания, имеющего, однако, природу не универсального, а индивидуального
сознания (что
соответствует общебуддийскому акцентированию на субъективном).
Особенностью И. является усиленное внимание, придаваемое медитативной, йогич.
практике,
рассматриваемой как осн. средство достижения «освобождения». Медитативные
упражнения не
только укрепили представление И. о преимуществ. значении сознания, но и
способствовали
развитию собственно гносеологич. проблематики: теория познания была отделена от
этики, что
способствовало относит. оправданию в И. более рационалистич. форм познания.

<< Пред. стр.

страница 92
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign