LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 80
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бога и теологич. выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И.
ф.— перехода от
субъективно-идеалистич. учения к объективно-идеалистическому. И. ф. была
подвергнута резкой
критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС,, т. 8).
• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., I960;
Совр. бурж. философия, М., 1978, гл.
2, § 7; Ettinger-Reichmann R., Die Imma-nenzpliilosophie, Gott., 1916; см. также
лит. к статьям Ремке, Шуппе.
ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чём-либо,
свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету,
явлению,
процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалектика
утверждает, что
движение и развитие имманентно материи. В истории философии И. противополагается
трансцендентному. И. как теоретико-познават. проблема играет важную роль со
времени Канта, по-
ставившего вопрос о т. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах:
с т. зр. Канта,
сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в
противоположность незакон-
ИММАНЕНТНОЕ 203
ному — трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного
опыта).
Представители имманентной философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою
концепцию
потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания.
Имманентной
называют также филос. критику, к-рая рассматривает то или иное учение с т. зр.
последовательного
проведения его собств. предпосылок.
ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. У
Канта в
«Критике прак-тич. разума» — общезначимое нравств. предписание, в
противоположность личному
принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях,
категорический
императив — безусловный принцип поведения.
ИМПЕРИАЛИЗМ (от лат. Imperium — власть, господство), высшая, монополистическая и
последняя стадия в развитии капитализма; канун социалистич. революции. Науч.
теория И.
разработана В. И. Лениным и получила название ленинской теории И. Определяя И.,
Ленин писал:
«Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство
монополип и
финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался
раздел мира между-
народными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими
капиталистическими
странами» (ПСС, т. 27, с. 387). Историч. место И. характеризуется тем, что
«империализм есть особая
историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1)
монополистический капитализм;
(2) — паразитический или загнивающий капитализм;
(3) — умирающий капитализм» (там же, т. 30, с. 163). Развитие мирового
капитализма и революц.
борьбы рабочего класса, победа социализма в СССР, образование мировой
социалистич. системы,
крах колон. системы полностью подтвердили правильность марксистско-ленинского
анализа
капитализма и его высшей стадии — И. Характеристику И. как стадии в развитии
капиталистич.
общественно-экономич. формации см. в ст. Капитализм.
«ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА», произв. В. И. Ленина, в к-ром
он раскрыл экономич. и политич. сущность нового этапа развития капиталистич.
общества —
империализма; внёс новый вклад в экономич. учение марксизма и в теорию историч.
материализма.
«И., к. в. с. к.» — прямое продолжение и дальнейшее развитие «Капитала» К.
Маркса.
Книга написана в янв.— июне 1916 в Цюрихе. Материалы к книге собирались Лениным
задолго до её
написания. Непосредственно к изучению лит-ры по империализму Ленин, очевидно,
приступил с сер.
1915, будучи в Берне (Швейцария). Подготовит, рукописи, опубликованные
впоследствии под общим
назв. «Тетради по империализму» (см. ПСС, т. 28), составляют ок. 50 печатных
листов и содержат
выписки из 148 книг и 232 статей, множество отд. замечаний, историч. экскурсов,
подсчётов,
заметок.
Книга предполагалась к опубликованию в России в качестве вводной работы к
легальной серии
«Европа до и во время войны». Это во многом предопределило стиль изложения
материала.
«Брошюра,— отмечал Ленин,— писана для царской цензуры. Поэтому я не только был
вынужден
строжайше ограничить себя исключительно теоретическим — экономическим в
особенности —
анализом, но и формулировать необходимые немногочисленные замечания относительно
политики с
громаднейшей осторожностью, намеками, тем эзоповским — проклятым эзоповским —
языком, к
которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки
перо для
„легального" произведения» (там же, т. 27, с. 301). Ряд политич.
204 ИМПЕРАТИВ
выводов Ленин сформулировал в общей форме, без «раздражающих» цензуру терминов и
определений (напр., в книге нигде нет слова «социализм», хотя все её содержание
характеризует
империализм как канун социалистич. революции). Ленинский труд — классич. образец
творч.
развития марксизма и вместе с тем блестящий пример использования легальных
возможностей для
пропаганды марксизма без малейшей уступки в принципиальных вопросах. Под
заглавием
«Империализм, как новейший этап капитализма. (Популярный очерк)» книга вышла в
свет в сер.
1917 под псевд. Н. Ленин (Вл. Ильин).
Книга состоит из предисловия, предисловия к франц. и нем. изданиям и 10 глав.
В то время как бурж. экономисты и реформисты искали корни империализма в сфере
политической и
даже психологической, Ленин начинает изучение новой стадии капитализма с анализа
её экономич.
базиса (первые 6 глав). В результате Ленин даёт всестороннюю характеристику осн.
экономич.
признаков империализма: 1) произ-во и капитал концентрируются до степени
возникновения
монополий; 2) банковский капитал сливается с промышленным, на базе чего
создаётся финанс.
капитал, финанс. олигархия; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров,
приобретает особо важ-
ное значение; 4) образуются междунар. союзы капиталистов, делящие мир; 5)
заканчивается терр.
раздел мира между крупнейшими капиталистич. державами.
В своей книге Ленин демонстрирует образцы диалек-тич. анализа явлений новой
эпохи. Он
показывает, что империализм есть прямое следствие развития осн. характеристик
домонополистич.
капитализма, причём нек-рые из них постепенно превращаются в свою
противоположность. Так,
конкуренция, эта осн. черта домонополистич. капитализма, вытесняя мелкое произ-
во, диалектически
превращается в свою противоположность — монополию. Но монополии не устраняют
своей
противоположности — конкуренции, т. к. теперь конкурируют могуществ. объединения
финанс.
капитала, что ещё больше обостряет конкуренцию. Всестороннее обобществление
произ-ва при
сохранении частной собственности углубляет осн. противоречие капитализма между
обществ.
характером произ-ва и частной формой присвоения, ведёт к загниванию капитализма
и создаёт
материальную базу для перехода к социализму.
Определив экономич. сущность империализма, Ленин переходит к обобщающей его
характеристике,
критике буржуазно-аиологетич. «теорий» империализма (Дж. Гобсона, К. Каутского,
Р.
Гильфердинга и др.) и к анализу историч. места империализма (главы 7—10). Ленин
показывает, что
изменения в экономич. базисе капитализма порождают соответствующие реакц.
изменения и в
надстройке, что империализм есть загнивание капитализма в целом. Рост
милитаризма, шовинизма,
национализма, расизма, возникновение всевозможных реакционных экономич.,
политич., филос. и
социологич. теорий, защищающих и приукрашивающих империализм,— осн. признаки
такого
загнивания.
Осуществив в своём исследовании требование единства логич. и историч. анализа,
Ленин решает
вопрос и об историч. месте империализма. Капитализм стал империализмом лишь
«...на
определенной, очень высокой ступени своего развития, когда некоторые основные
свойства
капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии
сложились и
обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-
экономическому укладу» (там же, с. 385), т. е. к социализму. Т. о., в работе
Ленина империализм
предстал в целом как необходимый результат развития общества и как ступень на
историч. пути
капитализма к его неизбежной гибели.
В труде Ленина разработаны все необходимые теоре-тич. основы открытого им закона
неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в эпоху
империализма, явившегося теоретич. базой для вывода о возможности победы
социализма
первоначально в немногих или в одной, отдельно взятой стране.
Ленинская характеристика империализма полностью подтверждена ходом истории.
Книга Ленина и
сейчас имеет громадное значение для выработки стратегии и тактики междунар.
рабочего движения,
для борьбы против новейших бурж. и социал-реформистских теорий.
* История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965.
ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implicatio — сплетение, от implico — тесно связываю), в
символич. логике —
связка, обычно интерпретируемая как оборот «если..., то». И. наз. также
образованные с помощью
такой связки сложные высказывания. В импликативном высказывании различают
антецедент —
высказывание, к-рому предпослано слово «если», и консеквент — высказывание,
следующее за
словом «то». Обозначается И. чаще всего стрелками либо знаком ; последний
обычно используют
для обозначения одной из осн. связок классич. логики — материальной И.
Высказывание A В с
такой И. истинно во всех случаях, кроме одного: когда А истинно, а В ложно
(содержание А и В при
этом не имеет значения). В этом коренное отличие A В от выражения «если А, то
В», к-рое всегда
предполагает нек-рую реальную связь между тем, о чём говорится в A и В. Иногда
И. рассматривают
как формальный аналог логического следования. В случае материальной И. при этом
оказываются
верными утверждения: «из ложного высказывания следует любое высказывание» и
«истинное
высказывание следует из любого высказывания», называемые парадоксами
материальной И.
ИМЯ в логике, выражение естественного или искусственного, формализованного
языка, обозначаю-
щее предмет (собственное, или единичное, И.) или класс, множество предметов
(нарицательное, или
общее, И.). Обозначаемый (называемый) И. предмет или класс, по терминологии
традиц. логики, есть
объём (экстенсионал) понятия, «носящего» это И. В совр. формальной логике,
придерживаясь
терминологии Г. Фреге — А. Чёрча, принятой в логич. семантике, этот предмет
(класс) наз.
денотатом данного И., или его значением, отличая эту объёмную характеристику И.
от
содержательной (интенсиональной), представляющей совокупность характеризующих
данное И.
признаков и называемой его смыслом (и н т е н с и о-н а л о м; по традиц. логич.
терминологии —
содержанием данного понятия). Формализов. языки строятся обычно так, что денотат
есть
однозначная функция смысла (в естеств. языках это условие может и нарушаться),
но не наоборот (из
чего и следует необходимость различения этих двух «способов реализации» И.).
Напр., И. «утренняя
звезда» и И. «вечерняя звезда» имеют очевидным образом различный смысл
(фиксирующий время
нахождения обозначаемого этими И. светила на небосводе), но общий денотат —
планета Венера.
См. также Семантика.
ИНВАРИАНТНОСТЬ (от лат. invarians, род. падеж irivariantis — неизменяющийся),
свойство нек-
рых существенных для системы соотношений не меняться при её онредел.
преобразованиях. Отражая
неизменное и постоянное в однородных системах (или в состояниях одной и той же
системы), И.
выступает как определяющий момент её структуры; в этом смысле структуру
правомерно
рассматривать как инвариант системы. Понятие И. используется для обоснования
универсальности
категории причинности: причинно-следственная структура нек-рой области мира (т.
е. набор
характерных для неё причинно-следственных отношений) инвариантна при
преобразованиях
пространственно-временных координат. Фундаментальное значение для науч. познания
имеют
принципы сохранения, выражающие идею И. вещей, свойств и отношений природы.
Молекулярная
биология исследует инвариант-
ные, сохраняющиеся при любых изменениях характеристики живых систем. В
психологии И.
выражает общность важнейших аспектов ряда восприятий одного и того же объекта
различными
познающими субъектами. Составляя объективное содержание этих восприятий, И.
служит основой
адекватного отражения сущности объекта.
Соотношения, действительные для низших (но в то же время и более
распространённых) форм
движения материи, выступают в качестве инвариантных для высших форм движения
(напр., хпмич.
законы инвариантны для всех биологич. и геологич. систем). Универс. формы
познания инвариантны
для специализиров. форм (напр., логич. законы — инвариант для познания
математич., физич.,
химич. реальности). Одиако в ряде случаев при переходе на более высокий уровень
сущ-ностный
характер И. законов низшего уровня снижается; так, в процессе социальной
эволюциимн. биологич.
закономерности (выживание наиболее приспособленного, единство организма со
средой и т. д.)
потеряли свой универс. характер и, т. о., утратили И. Понятие И. имеет важное
значение для
понимания изоморфизма (см. Изоморфизм и гомоморфизм), гомеостаза и др. общенауч.
принципов
и категорий, связанных с исследованием систем и структур. Выделение инвариантных
отношений
даёт возможность применения структурного подхода к объекту исследования, а в
более широком
плане составляет необходимое условие построения теоретич. знания.
* Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Александров А. Д.,
Теория относительности как теория
абс. пространства-времени, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959;
Овчинников ?. ?., Принципы сохранения. М.,
1966.
ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (5. 2.1893, Краков,— 15.6.1970, там же), польск.
философ,
феноменолог, действит. чл. Польск. АН (1957). Ученик Гуссерля. В 1933—41
преподавал в
Львовском, с 1945 — в Ягел-лонском ун-тах. В 1938—48 ред. журн. «Sludia Philo-
sophica». Развил
свой вариант феноменологии, отличный от феноменологии Гуссерля. Наибольшую
известность
приобрели работы И. в области эстетики. Автор трудов по проблемам теории
познания, логики и т. н.
формальной онтологии, а также ряда работ о направлениях совр. бурж. философии
(феноменологии,
бергсониан-стве, неопозитивизме).
• Spur о istnienio swiata, t. 1—2, Warsz., 1961— 622; Dziela iilozoficzne. Z
badan nad fuozofia. wsDolczesna, Warsz., 1963;
Studia z estetyki, t. l—2, [Warsz.], 1966; в рус. пер.—Исследования по эстетике,
М., 1962.
* ? a p б е p M., Субъективизм и проблема объективного мира (памяти Р. И.),
«ФН», 1974, М 6; Fenomenologia R.
Ingarde-na, Warsz., 1972.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — приставка, означающая отрицание, и детерминизм),
филос.
учение и методологич. позиция, к-рые отрицают либо объективность причинной связи
(онтологич.
П.), либо по-знават. ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). В
истории
философии, начиная с др.-греч. философии (Сократ) вплоть до наст. времени, И. и
детерминизм
выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли
человека, его
выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. И. трактует
волю как
автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению
человеч.
выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм
исходит из того,
что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает
почву для
разумного действования» (Л е-н и н В. П., ПСС, т. 1, с. 440), «...нимало не
уничтожает ни разума, ни
совести..., ни оценки... действий» человека (там же, с. 159).
В совр. бурж. философии получили распространение различные формы И. Так,
баденская школа
неокан-
ИНДЕТЕРМИНИЗМ 205
тианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и
отрицала его
применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккорт). Неопозитивизм, прагматизм
и
персонализм пытаются ограничить детерминизм только логич. сферой.
Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр.
квантовой физики.
Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для
характеристики процессов
микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования осн. законов
квантовой теории в
духе И. и агностицизма. При этом одна из историч. форм детерминизма, а именно
механистич.
детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении
проблем
причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в
совр. бурж.
философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм
вообще не имел
науч. ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже
классич. физики, ибо
утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми
фактами,
поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения.
Выражением И.
были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления
управляются телеологич.
силами и пр.
Диалектич. материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность
прежних
механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и
обществ. наук
формирует новое обобщённое представление о детерминизме. ИНДИВИД (от лат.
Individuum —
неделимое), первоначально — лат. перевод греч. понятия атом (впервые у
Цицерона), в дальнейшем
— обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо,
особь, отд.
человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом
смысле
противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций
индивидуализ-
ма). И., рассматриваемый в его специфич. особенностях, не сводимых к к.-л.
родовым и всеобщим
характеристикам,— синоним индивидуальности. ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц.
individualisme), тип
мировоззрения, сутью к-рого является в конечном счёте абсолютизация позиции отд.
индивида в его
противопоставленности обществу, причём не какому-то определ. социальному строю,
а обществу
вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции — в поступках, так и в
различных
концепциях — этич., филос., идеологич., политич. и т. п. Концепции И. изображают
человека как
изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм,
Анархизм). И. не
характерен для примитивных, архаич. обществ. где индивиды ещё настолько
неразвиты и незрелы,
что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные
его частицы
(см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 18). И.
возникает и упрочивается лишь
в развитых классово антагонистич. формациях, где почва для него расширяется по
мере того, как, с
одной стороны, индивиды обретают самостоятельность, но, с другой — их культурно-
историч. силы

<< Пред. стр.

страница 80
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign