LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

на
радикальную новизну диалектич. метода К. Маркса, его «эпистемологич. разрыв» с
диалектикой
Гегеля. А. противопоставляет науку и идеологию как несовместимые друг с другом.
При этом не
учитывается, что социалистич. марксистско-ленинская идеология носит
последовательно науч.
характер. В дискуссии «Марксизм и гуманизм» (1965—66) А., резко выступая против
общегуманистич. спекулятивной концепции человека, в то же время выдвинул идею
«теоретич.
несоответствия» между науч. понятием «социализм» и идеологич. понятием
«гуманизм», что
привело его к выводу о «теоретич. антигуманизме» Маркса. Односторонность этих
взглядов в какой-
то мере преодолена А. в его последующих трудах: «Ленин и философия» («Lenine et
la Philosophie»,
1969); «Элементы самокритики» («Elements d'autocritique», 1974) и др. • Reponse
a John Lewis, P.,
1973; Philosophie et Philosophie spontanee des savants, P., 1974; Positions
(1964—1975), P., [1976]; Се
qui ne peut plus durer dans le Parti communiste, P., 1978; Sur la crise du
marxisme, P., 1978.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и va-lentia — сила), двойственность чувств,
переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у
человека
одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия,
любви и
ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения
человека к
окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц.
психологом
Э. Блейлером.
АМОРАЛИЗМ (от греч. ? — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный), принцип
практич.
или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых
норм
поведения в обществе, нигилистич. отношение ко всяким нравств. нормам и
принципам. На практике
А. может быть связан с нравств. неразвитостью того или иного индивида или
порождаться
социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и
духовному
распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарно-
прагматич.,
конъюнктурно-политич., эстетич. или же индивидуалистич. соображениями свободы,
самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.
Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных
отношений,
отделением нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм
поведения и
возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В
антич.
обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается
столкновение между
различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной
относительности,
условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении
к ценностям
общественной культуры (киники, нек-рые софисты).
АМОРАЛИЗМ 21
В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества,
где
господств, мораль нередко сопровождается практич. А., а оппозиция к ней подчас
переходит в
неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у нек-рых
идеологов
молодой буржуазии и феод, церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузен-
баум) имел тот
смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политич. задачам, ради
осуществления к-рых
оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С сер. 19 в. в условиях
духовного кризиса
бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его
апологией спонтан-
ной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду существующей
нравственности, под
к-рой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и
противодействующая
утверждению выдающейся индивидуальности).
В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и
практике фашизма
(культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к
А. ведёт
всякая попытка «упразднить» принципы нравственности, напр, объявить
предрассудками совесть,
человеколюбие, уважение к личности.
АНАКСАГОР (??????????) из К л а з о м е н (ок. 500—428 до н. э.), др.-греч.
философ и учёный. Ок.
30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы.
В кон. 30-х
гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в
Лампсаке. От соч. А. до
нас дошли 20 фрагментов — гл. обр. благодаря Симпликию.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего
Апаксимена) и
учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде космогония,
гипотезы, согласно к-
рой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь,
состоявшую
из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или
«семян»,
всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке
пространства эта смесь
приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к
ней агентом
— умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие
филос. мысли
(«вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии
нового времени),
означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной
материи. А.
наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как
«легчайшую»
из всех вещей, к-рая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он
«содержит полное зна-
ние обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной
неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А.,
следствием исходного
круговращения, вызванного умом.
Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде
круговращения
небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного,
холодного и
влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого
эфира,
устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся
соединиться с себе
подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного
обособления этих
масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь
кажется тем, что в ней
преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества
остаётся
неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из
существующих
вещей и разделяется».
22 АНАКСАГОР
Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ
(получивший в
перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям
тёплого и
холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного.
Другие особенности
концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества,
утверждение
относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.
А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
• Фрагменты: DK II, 5—44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti,
Firenze, 1966.
• T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, гл. 12; Рожанский И.
Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972;
G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.
АНАКСИМАНДР (????????????) из Милета (согласно Аполлодору, 610 — ок. 540 до н.
э.), др.-греч.
естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель милетской
школы, согласно
доксогра-фам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал
первый
ранненауч. прозаич. трактат «О природе» (название, возможно, позднейшее),
основное содержание к-
рого составляли космогония, космография, этиология метеорологич. феноменов.
Представление об
А. как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно
ошибочно (сам
термин «архе» — «начало» скорее всего был неизвестен А., как и всем милетцам) и
основано на не-
критич. следовании перипатетич. доксографии. Для метода А. характерна
фундаментальная роль
бинарных оппозиций и аналогий. В космологии А. исходит из общемилетского
представления о
«бесконечном объемлющем» — пространственно безграничном телесном континууме,
«объемлющем» космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели.
Природа
«объемлющего» А. была неясна уже антич. читателям его книги, возможно, ввиду
архаич. стиля.
Термин апейрон («бесконечное»), к-рым в доксографии обозначается «начало» А.,
неподлинен; А.
употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и
нестареющей природы»,
«объемлющей все небосводы (= миры) и космосы ( = пространства) в них». Согласно
достоверному
свидетельству Аристотеля (Met. 1069 b 22; Phys. 187 а 21) и Теофраста (Simpl.
Phys. 27, 11—23), А.
мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ,
предвосхищая, т. о.,
анаксагоровскую концепцию материи. Космогония А.: 1-я фаза — «выделение» из
«объемлющего»
мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и
поляризация
противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»); 3-я фаза —
взаимодействие и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В
единственно
сохранившемся фрагменте (В 1DK) А. дал первую формулировку закона сохранения
материи: «Вещи
уничтожаются в те же самые элементы, из к-рых они возникли, согласно
предназначению: они
выплачивают (элементам) законную компенсацию (см. Дике) ущерба в установленный
срок времени»
(«вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», к-рым они
«возвращают долг» по
истечении долгового срока). В космологии (космографии) А. создал первую геомет-
рич. модель
Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало
геоцентрич.
гипотеза (см. Геоцентризм) и «теория сфер» в астрономии, связанные с открытием
Южного
небесного полушария, А. создал первую географич. карту (возможно, по
вавилонскому образцу).
Учение А. о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб),
при всех
существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.
В Фрагменты: DK I, 81—90; lonici. Testimonianze e frammenti, ed. A. Maddalena,
Firenze, 1970; С ? l l i G., La sapienza
greca, V. 2, Mil., 1977, p. 153—205.
* K a h n С h., Anaximander and the origins of Greek cosmology, N.?., 1960;
Classen С. J., Anaximandros, a кн.: RE. Suppl.
12, 1970, col., 30—69 (лит.); Л е б е д е в А. В., TO ???????:
не ?., а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978, № l, с. 39—54, № 2, с. 43—58; его же,
Геометрич. стиль и космология А., в
кн.: Культура и иск-во антич. мира, М., 1980, с. 100—24.
АНАКСИМЕН (??????????) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.), др.-греч. философ,
третий и последний
представитель т. н. милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) соч.
развил строго
монистич. концепцию, согласно к-рой все вещи возникли из воздуха и представляют
собой его
модификации («порождения»), образующиеся путём его сгущения или разрежения.
Другие
изменчивые свойства вещей (напр., тепло и холод) являются производными от этого
осн. процесса. В
космогонич. учении А. в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с
валянием
шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, к-рая висит в
воздухе как бы
«оседлав» его. Затем образуются моря, облака и др. вещи. Небесные светила
возникают из земных
испарений, к-рые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу.
Неподвижные
звёзды вбиты в твёрдый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также
Солнце и Луна
плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у А.—
источник дыхания и
жизни, весь мир окружён и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело
сдерживается душой. А.
широко пользовался методом аналогий.
• Фрагменты: DK I, 90—96.
• Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; G u t h
г 1 е W. К. С., A
history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971; K i r k G. S., R a v e n J. E.,
The presocratic philosophers,
Camb., 1957, p. 143—62.
АНАЛИЗ (от греч. ???????? — разложение, расчленение), процедура мысленного, а
часто также и
реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета
(предметов) или отношения
между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной
А., является
синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельности.
Процедуры А. входят
органич. составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его
первую стадию,
когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к
выявлению его
строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познават. процесс А.
изучается психологией, а
также теорией познания и методологией науки.
А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в
процессы ощущения и
восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-
синтетич.
деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внеш. действия.
У человека к
чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.— мыслительный, или
абстрактно-
логич., А., к-рый возник вместе с навыками материально-практич. расчленения
предметов в процессе
труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практич.
А. мыс-
лительным.
Существует неск. видов А. как приёма науч. мышления. Мысленное (а часто, напр, в
эксперименте, и
реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого,
предполагает не
только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений
между частями. При
этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается
как
представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой
(с т. зр. нек-
рых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание,
полученное при
изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств
предметов и
отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на
составляющие
свойства или отношения. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них
сводятся к
более общим и простым понятиям. Видом А. является также разделение классов
(множеств) пред-
метов на подклассы (такого рода А. наз. классификацией).
Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логич. А.—
уточнение
логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр.
формальной
логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов,
доказательств,
умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений),
так и отд. областей
знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержат, областей знания, содержат,
понятий и
способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на
этих областях
или с помощью данных понятий,— т. н. формализованных языков.
• Мама ? д а ш в и л и М. К., Процессы А. и синтеза, «ВФ», 1958, № 2; Проблемы
мышления в совр. науке, М., 1964; Г о
?с к и й Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966.
АНАЛИТИКА (от греч. ??????????— аналитический, от ???????? — разложение,
расчленение),
исследование начал, элементарных принципов, в силу к-рых рассуждение принимает
доказательный
характер. В этом значении термин «А.» был введён Аристотелем как назв. раздела
логич. науки. В
«Топике» и «Второй Аналитике» логика (или в широком смысле слова диалектика)
выступает как
учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как А.
ограничивается строгими
силлогистич., т. е. доказательными, рассуждениями. У Канта смысл термина
изменяется: А. есть
часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания,
при этом А.
толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гносеология,
анализ рассудочного
познания.
• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; А х м а н о в А.
С., Логич. учение Аристотеля, [М., 1960], с.
82—84; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М.,
1964. с. 159—65; его же, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей
появиться как наука, Соч., т. 4, ч. 1,М.,
1965. с. 89—91; Асмус В. Ф., Антич. философия, ?., 19762, гл. 5, § 8.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление бурж. философии 20 в., к-рое сводит
философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как
подлинный
источник постановки филос. проблем. Этот анализ рассматривается в А. ф. в
качестве единственно
правомерного метода филос. исследования и направлен на то, чтобы выявить
действит. ситуации
употребления языковых средств, порождающие филос. проблемы. Его цель состоит в
том, чтобы
показать, что не существует реальных филос. проблем, а соответств. проблема,
выступающая как
философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистич.
характер, либо
предполагает конкретное содержат, исследование. Отрицая, т.о., правомерность
философии как
самостоят, вида познават. деятельности и рассматривая свою задачу как своего
рода разоблачение и
преодоление самостоятельности философии, А. ф. выражает тенденцию неопозитивизма
в совр.
философии. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Великобритании; отд.
представители и
группы А. ф. имеются в скандинавских странах и Австралии.
Внутри А. ф. можно выделить два направления: логического анализа философию, к-
рая в качестве
средства анализа применяет аппарат совр. математич. логики, и лингвистическую
философию,
отвергающую логич. формализацию как осн. метод анализа и занимающуюся
исследованием типов
употребления выражений в естеств., обыденном языке, в т. ч. когда он применяется
при
формулировке филос. понятий. Единые в своих претензиях на совершение
позитивистской
«революции в философии», оба эти течения выражают, однако, различные
умонастроения: в то время
как философия ло-
АНАЛИТИЧЕСКАЯ 23
гич. анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма в
совр. бурж.
философии, сторонники философии лингвистич. анализа выступают против к.-л.
культа науч. знания
и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.
Понятие анализа, принятое в А. ф., появилось в бурж. философии 20 в. у Рассела и
Мура как определ.
метод разработки филос. проблематики в противоположность спекулятивному
системосозиданию,
характерному, в частности, для абс. идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую
роль в
формировании исходных установок А. ф. сыграл «Логико-филос. трактат»
Витгенштейна,
оказавший значит, влияние на формирование логического позитивизма. Хотя
последний и можно
рассматривать как форму А. ф., сами его представители не считали анализ
самоцелью, а
использовали его как средство реализации программы общенауч. синтеза в т. н.
унифициров, науке.
Само понятие «А. ф.» получает распространение только после 2-й мировой войны,
охватывая
различные течения бурж. философии, предметом анализа к-рых были языковые
средства науки,
обыденного языка и самой философии. Распространение термина «А. ф.»,
вытесняющего термин

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign