LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 79
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

идеализме: Кант
называл И. понятия разума, к-рым нет соответствующего предмета в нашей
чувственности; по Фихте,
И.- это имманентные цели, согласно к-рым «Я» творит мир; для Гегеля И. является
объективной
истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития.
В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистич. тезис о
познании как
отражении действительности, об И. как специфич. форме этого отражения. «Все идеи
извлечены из
опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные» (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации результатов
опыта, но является
отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в
необходимости и
возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму
теоретич.
освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет: «Begriff еще не высшее
понятие: еще
выше идея — единство Begriff а с реальностью» (ПСС, т. 29, с. 151). В И.
происходит наиболее
полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это — объективное
и конкретное,
всестороннее знание действительности, к-рое готово для своего практич.
воплощения. Отражение
объективной реальности и постановка практич. цели перед человеком, находящиеся в
органич.
единстве, определяют специфику И. и её место в движении человеч. сознания. Т.
о., И. является
активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практич.
деятельности
человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.
В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт
предшествующего
развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание
в некую
целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения
явлений,
поисков новых путей решения проблем.
В зависимости от своего содержания И., отражающие обществ. бытие, различно
влияют на ход
социальной жизни людей. Реакц. И., искажающие действительность и служащие
уходящим с
историч. арены классам, выступают тормозом обществ. прогресса. И., верно и
глубоко отражающие
процессы действительности, выражающие интересы передовых обществ. классов,
ускоряют
социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и
установление
нового, прогрессивного. Примером передовых И. являются идеи марксизма-ленинизма.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 3; Л е н и н В. И., Филос. тетради,
ПСС, т. 29; Гегель Г., Наука Логики, т. 1, М.. 1970, его же, Энциклопедия филос.
наук, т. 1, М., 1974; К о ? н и н П. В.,
Диалектика как логика и теория познания, М., 1973, гл. 6.
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. ????? - особенный, своеобразный и ????? — пишу),
гл.
обр. в неокантианстве баденской школы метод историч. наук о культуре, сущность
к-рого состоит в
описании индивидуальных особенностей историч. фактов, формируемых наукой на
основе
«отнесения к ценности» (Wertbeziehung). Под последним понимается способ
выделения среди
индивидуальных событий и явлений действительности «существенных». Представления
о
«ценности» помогают отличать культурные феномены от природных. Введено
Виндельбандом,
подробно развито Риккертом. Если естествознание устанавливает законы и обобщает,
то история —
индивидуализирует, выделяя из бесконечного многообразия явлений «исто-рич.
индивидуум». Тем
самым историч. процесс превращается в совокупность отд. уникальных событий,
теряя связность и
закономерность. Основанное на метафизическом противопоставлении индивидуального
и общего,
учение об И. м. в конечном счёте сводит исторический процесс к взаимодействию
отд. личностей.
И. м. был попыткой филос. обоснования практики бурж. историографии, особенно
школы Л. Ранке. В
свою очередь, в соединении с теорией идеальных типов М. Вебера, И. м. вошёл в
методологию совр.
бурж. философии истории и социологии.
• см. к статьям Номотетическии метод, Винделъбанд, Рик;-керт.
ИЕРАРХИЯ (греч. ????????, от ????? — священный и ???? — власть), принцип
структурной
организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении
взаимодействий между
уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый из двух или более уровней
выступает как
управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчинённый по
отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе имеет место как
структурная, так
и функциональная дифференциация, т. е. каждый уровень специализируется на
выполнении определ.
круга функций, причём на более высоких уровнях И. осуществляются преим. функции
согласования,
интеграции. Необходимость иерархич. построения сложных систем обусловлена тем,
что управление
в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов
информации. На
нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация,
охватывающая лишь
отд. стороны функционирования системы; на более высокие уровни поступает
обобщённая
информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются
решения,
относящиеся к системе в целом. В реальных системах иерархич. структура никогда
не бывает
абсолютно жёсткой — И. сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих
уровней но
отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню
возможности
самоорганизации. Понятие И. широко применяется в различных областях
ИЕРАРХИЯ 201
совр. науки в связи с распространением идеи и методов кибернетики и системного
подхода.
Термин «И.» был введён не ранее 2-й пол. 5 в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом в
трактатах «О
небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. употреблялся для
характеристики
организации христ. церкви. В социальных науках первоначально понятие И.
применялось для
описания сословно-классового деления антагонистич. общества (напр., феод. И.) и
характеристики
структуры власти, в особенности бюрократии. В совр. бурж. социологии многочисл.
исследования
посвящаются И. престижа, богатства, власти и контроля как выражению социальной
стратификации
общества, обществ. неравенства.
«ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ», термин, использованный В. И. Лениным в кн. «Материализм и
эмпириокритицизм» (гл. 4, § 6) для обозначения гносеологич. концепции, к-рая
утверждает, что
ощущения являются условными знаками (символами, иероглифами) вещей, не имеющими
ничего
общего с вещами и их свойствами. «И. т.» была разработана нем. физиологом Г.
Гельм-гольцем на
основе т.н. закона специфич. энергии органов чувств. сформулированного нем.
физиологом И.
Мюллером (согласно этому закону, специфика ощущений определяется своеобразным
устройством
органов чувств. каждый из к-рых представляет собой замкнутую систему). Критика
«И. т.» была дана
Лениным с позиций теории отражения. Ленин показал, что ощущения представляют
собой
субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность
отображаемого, так и
сходство между образом и отображением. При этом диалектич. материализм отвергает
метафизич.
толкование ощущений как тождественных реальным вещам.
ИЗМЕРЕНИЕ, познават. процесс, определение отношения одной (измеряемой) величины
к другой,
принятой за постоянную (к единице И.). Полученное в результате И. число
(выражающее такое
отношение) наз. численным значением измеряемой величины. По характеру
выполняемых в процессе
И. операций различают прямые и косвенные И.; в последнем случае измеряется не
непосредственно
измеряемая величина, а нек-рая другая, связанная с ней заранее известным
соотношением. И.
органически связано с наблюдением и экспериментом, образуя вместе с ними
эмпирич. основу науч.
познания. Отвергая концепции И., характерные для позитивизма (толкующего И. как
источник
физич. законов и физич. величин) и операцио-нализма (сводящего содержание физич.
понятий к отд.
операциям И.), диалектич. материализм рассматривает И. как важнейший момент в
отражении
объективно существующих соотношений между материальными объектами.
* Бриджмен П. В., Анализ размерностей, пер. е англ., .—М., 1934; Лебег
А., Об И. величин, пер. с франц., М.,
I9602; Мельников О. А., О роли И. в процессе познания, Новосиб., 1968.
ИЗМЕРЕНИЕ в социальном исследовании, способ упорядочения социальной информации,
при к-
ром системы чисел и отношений между ними ставятся в соответствие ряду измеряемых
социальных
фактов. Различные меры повторяемости, воспроизводимости социальных фактов и
являются
социальными измерениями, или шкалами. С развитием общества получают
распространение простые
шкалы — ден. оценка труда, разряды квалификации, оценка успехов в обучении
(система баллов),
спорте и др. И. в обществ. науках отличается от таких «естественных» шкал точным
определением
измеряемых признаков и правил построения шкалы.
В социальных исследованиях И. впервые вошли в употребление в 1920—30-х гг.,
когда
исследователи
202 ИЕРОГЛИФОВ
столкнулись с проблемой достоверности при изучении обществ. сознания, социально-
психологич.
установок (отношений), социального и проф. статусов, обществ. мнения, качеств.
характеристик
условий труда и быта и т. д. Эти И. являются примером стандартизованной
групповой оценки, когда
с помощью методов выборочной статистики измеряется «интенсивность» обществ.
мнения.
И. разделяются на три типа: 1) номинальное — числа, приписываемые объектам на
шкале, лишь
констатируют отличие или тождество этих объектов, т. е. номинальная шкала есть
по существу
группировка или классификация; 2) порядковое — числа, приписываемые объектам на
шкале,
упорядочивают их по измеряемому признаку, но указывают лишь на порядок
размещения объектов
на шкале, а не на расстояние между объектами или тем более координаты; 3)
интервальное — числа,
приписываемые объектам на шкале, указывают не только на порядок объектов, но и
на расстояние
между ними. Интервальным И. является, напр., шкала привлекательности профессий.
Такая шкала,
придавая каждой профессии условный балл, позволяет сравнивать профессии по
популярности, т. е.
утверждать, что, напр., профессия шофёра на M баллов популярнее профессии
слесаря и на К баллов
менее популярна, чем профессия лётчика. Однако она не позволяет утверждать, что
интерес к
профессиям шофёра и слесаря превышает интерес к профессии лётчика, если сумма
соответствующих баллов превышает балл профессии лётчика. Нахождение количеств.
меры
социальных явлений и процессов ограничивается этими тремя типами И.
Предпринимаются попытки
создания четвёртого типа И.— количественного, с введением единицы И.
• Ядов В. А., Методология и процедуры социологич. исследований, Тарту,
1968; 3 д p а в о м ы с л о в А.Г.,
Методология и процедура социологич. исследований, М., 1969; Социальные
исследования: построение и сравнение
показателей М 1978.
ИЗОМОРФИЗМ И ГОМОМОРФИЗМ, логико-матема-тич. понятия, выражающие одинаковость
(изоморфизм; от греч. ???? — одинаковый и ????? — форма) либо уподобление
(гомоморфизм; от
греч. ???? — один и тот же, равный) строения (структуры) систем (множеств,
процессов,
конструкций). Системы А и А1 наз. изоморфными (или находящимися в отношении
изоморфизма),
если между их элементами, а также функциями (операциями), свойствами и
отношениями,
осмысленными для этих систем, существует или может быть установлено взаимно-
однозначное соот-
ветствие. В этом случае каждая из систем А и А1 наз. изоморфным образом другой.
Для изоморфных систем выполняются след. условия. 1) Каждому элементу а,
принадлежащему
одной из них, напр. системе А (что записывается как а А), соответствует
единств. элемент ?1 А1
(образ элемента а в системе А1) и наоборот. 2) Каждой функции ?, определённой на
элементах
системы А и принимающей значение в А, для образов этих элементов в системе А1
соответствует
единств. функция ?1, и, наоборот, функции ?1 в А1 соответствует единств. функция
? в А (для
соответств. элементов). 3) Для каждого свойства Р, к-рым обладают к.-л. элементы
из А, и каждого
отношения R, в к-ром находятся наборы к.-л. элементов из А , для образов этих
элементов в А1
существуют взаимнооднозначно соответствующие им свойства Р1 и R1. Замена условия
(1) более
слабым требованием однозначного соответствия элементов только в одну сторону,
напр. от А к А1
(так что каждому ? А соответствует единств. элемент а1 А1, но не наоборот:
элементу а1 в А 1
может соответствовать много разных элементов в А), приводит к более общему (и
более слабому) от-
ношению гомоморфизма. В этом случае А наз. гомоморфным прообразом для A1, a А1 —
гомоморфным образом системы А. Гомоморфный образ упрощает структуру прообраза,
т. к.
допускает множество «склеенных» элементов, соответствующих нек-рому элементу а1
А1.
Аналогично ослабление условий (2) и (3), связанных между собой, ведёт к
понятиям, выражающим
дальнейшее упрощение уподобления системы А1 системе А.
При использовании надлежащих абстракций и идеализации под понятия И. и г. могут
быть
подведены широкие классы отношений, существующие между системами различной
природы (напр.,
отношения между фотографией и оригиналом, переводом языкового текста на нек-рый
язык и
подлинником, географич. картой и соответств. местностью, чертежом машины и самой
машиной,
разговорной речью и магнитной лентой, на к-рой она записана, движениями небесных
тел и описы-
вающей их системой дифференциальных уравнений и т. п.). Вполне точно понятия И.
и г.
реализуются в математике и логике.
Изоморфизм представляет собой отношение типа равенства. Отсюда проистекает его
методологич.
значение как средства обоснования правомерности переноса знаний, полученных при
изучении
одной изоморфной системы, на другую. В отличие от изоморфизма, гомоморфизм, не
будучи
симметричным отношением, обосновывает перенос знаний лишь с гомоморфного образа
на
прообраз, но не наоборот (любые знапия, извлекаемые, напр., из верной географич.
карты,
переносимы на соответств. местность, но не всё, что имеется на местности,
отображается на карте).
Понятия И. и г. (всякий изоморфизм есть гомоморфизм, но не наоборот)
используются для
характеристики понятия модели и метода моделирования, а также гносеологич.
категории образа
(если он фиксирован средствами к.-л. знаковых систем).
* Э ш б и У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Бирюков Б. В.,
Кибернетика и методология науки, М.,
1974; Ван-дер-Варден Б. Л., Алгебра, пер. с нем., М., 19792.
ИЛЬИН Иван Александрович [16(28).3.1882, Москва,— 21.12.1954, Цюрих], рус.
религ. философ,
представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус.
идеализма труда о
Гегеле («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», т. 1—2,
1918, нем. пер.
1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии
Гегеля И.
видел путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания.
Характеризуя её
как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис
гегелевской философии
в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой
«иррациональную
стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля
между «скрытой
формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс.
значение понятия
«спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с
«конкретно-
эмпирическим» и «абстрактно-формальным». Для последующих филос. работ И.
характерно
обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре к-рой стоит понятие
«религ. акта»
как «личного духовного состояния» человека.
Выслан из СССР в 1922 за антиреволюц, деятельность. Жил и преподавал в Берлине,
в 1934 уволен
нацистами с запретом преподавания и публикаций; с 1938 — в Швейцарии.
• Кризис идей субъекта в науиоучении Фихте старшего, «Вопросы философии и
психологии», 1912, кн. 111(1) и 112(2);
Религ. смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925;
Аксиомы религ. опыта, т. 1—2,
Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956.
• История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. v. D.
Tschizewskij, Darmstadt, 196l2, S. 360—68.
ИЛЬИЧЕВ Леонид Фёдорович [p. 2(15).3.1906, Екате-ринодар, ныне Краснодар], сов.
философ и
обществ. деятель, акад. АН СССР (1962). Чл. КПСС с 1924. Окончил Сев.-Кавк.
коммунистич. ун-т
(1930) и Ин-т красной профессуры (философии) (1937). В 1930—58 преподавал и
одновременно
работал в печати (ответств.
секретарь журн. «Большевик», ответств. секретарь газ. «Правда», гл. ред. газ.
«Известия», гл. ред. гаа.
«Правда», зав. отделом печати МИД СССР). В 1958—61 зав. отделом пропаганды и
агитации ЦК
КПСС. В 1961—65 секретарь ЦК КПСС. С 1965 зам. мин. иностр. дел СССР. В 1952—56
и с 1981
кандидат в чл. ЦК КПСС, в 1956—61 и 1976—81 чл. ЦРК КПСС, в 1961—66 чл. ЦК КПСС.
Деп.
Верх. Совета СССР в 1962—66. Ленинская пр. (1960), пр. им. Ф. Энгельса АН СССР
(1980). Осн.
работы по диалектич. и историч. материализму, методологич. проблемам обществ. и
естеств. наук,
внеш. политике СССР и междунар. отношениям.
* О роли личности в истории, М., 1941; Прогресс науки и техники и междунар.
отношения, М., 1958; Науч. основа
руководства развитием общества, М., 1962; Обществ. науки и коммунизм, М., 1963;
Фридрих Энгельс. Биография, М.,
1970 (рук. авт. коллектива); Мыслитель, борец, человек [ О Ф. Энгельсе], М.,
1971; Философия и науч. прогресс, М.,
1977; Проблемы материаля-стич. диалектики. О мировоззренч. и методологич.
функциях диалектики, М., 1981; В. И.
Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Материалистич. диалектика как общая
теория развития, т. 1— 2—, М., 1982—
(рук. авт. коллектива).
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ, субъективно-идеа-листич. направление в философии,
отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и
отрицающее
существование независимой от сознания действительности. К этому направлению
принадлежали
нем. философы В. Шуппе (к-рый высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М.
Кауфман, И.
Ремке и др. В духе учения Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно
дан, а конструи-
руется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь с осн. тенденцией
неокантианства), она
отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реальности, и, т.о.,
становится на позиции
субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. И. ф. всё познаваемое находится в
сфере сознания, т. е.
имманентно ему, содержание сознания превращается в единств. реальность; мир
внутренний и мир
внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, к-рыми «обладает» душа, это две
области «Я»,
сознания. И. ф. продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о
неразрывном
единстве субъекта и объекта) и интроек-ции. Чтобы избежать солипсизма, И. ф.
признаёт су-
ществование других «Я» (хотя с т. зр. И. ф. запрещается утверждать о чём-либо
вне нашего
сознания). Часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание,
служащее
критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые
трудности, из к-
рых мн. имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное».
Однако признание

<< Пред. стр.

страница 79
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign