LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 78
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

на практике.
Одно только знание теории, если оно не превратилось в убеждённость, а также одно
только практич.
принятие определ. жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано
на сознат.
усвоении идейного содержания, ещё не составляют И. Идейность есть внутр.
единство того и
другого, осн. на единстве духовного смысла идеи, взятой в развитии, и практич.,
конкретно-историч.
претворения её. Такое единство невозможно у идеологий и социальных сил,
противостоящих
историч. прогрессу. Поэтому в каждую эпоху подлинная И. есть И. передовая,
означающая духовную
ориентацию и осмысленность всей жизни личности, к-рая сознательно выбрала
приверженность
прогрессивным силам своей эпохи (группе, классу, партии).
И. проявляется во всех сферах обществ. жизни. Она противоположна безыдейности —
безразличию к
духовному смыслу обществ. поступков и событий, отказу от ответственности за
решение социально-
нравств. проблем, пронизывающих собою все действит. отношения человека к др.
людям. И.
противостоит замыканию внутри огранич. интересов — бытовых, утилитарных,
технических,
местных, групповых и т. п.— и любому оправданию этой мещанской, обыват.
идеологии, индиви-
дуалистич. отгораживанию от реальных проблем, а также практицизму, к-рый
маскируется
формальной приверженностью к И. и выхолащивает её. И. противоположна той
идеологич.
порабощённое™, к-рая свойственна классово антагонистич. обществам и к-рая
выражается в слепой
вере, в некритич. принятии навязанных и внушённых идей господств.
эксплуататорского класса. В
историч. борьбе сил прогресса против реакции, созидания против разрушения,
освобождения против
порабощения и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была
неотделима от
партийности.
Теоретич. содержание И. развивается у участников событий в самом ходе историч.
действия. И.
передовых сил всегда противостоит как идеологич. догматизму и доктринёрству, так
и
антиинтеллектуализму реакц. и консервативных классов и групп. Догматизму И.
чужда потому, что он ставит готовые схемы и формулы выше жизни, ныше процесса
познания
истины, рассматривая саму действительность как нечто подчинённое соблюдению
буквы доктрины и
превращая свои положения в магич. заклинания, в идеологич. ритуал.
Антиинтеллектуализм
враждебен И. потому, что он принижает и затемняет разум, парализует
самостоятельность и
критичность мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает
тёмные и
разрушит. инстинкты и массовые психозы (крестовые походы, расовые конфликты и т.
п.). Напротив,
развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания и нравств. культуры.
К о м м у я и с т и ч. И. является исторически высшей формой И. Она требует
строгого единства
теоретич. убеждений и практич. их реализации, совпадения слова и дела. Она
неразрывно слита с
коммунистич. партийностью, с борьбой за коммунистич. идеал. Это — ориентация,
опирающаяся не
на стихию, не на иррациональную волю и скрытые интересы, а только на истинное
понимание
объективной сути дела. Для того чтобы стоять на позиции коммунистич. И., нужна
полнота
убеждённости, вырастающая из разумного отношения к действительности в её
целостности и
перспективах, нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-
ленинской теории и
мужество трезвой мысли. Это предполагает высокую эстетич. и нравств. культуру.
Быть идейным по-
коммунистически — значит владеть диалектикой действит. прогресса, жить его
проблемами,
находиться в творч. движении, быть открытым всему новому. Знание принципов и
последоват.
убеждённость помогают наиболее ясному и смелому видению конкретных путей и
движущих сил
прогресса. Коммунистич. И. требует от личности, с одной стороны, строгого
подчинения каждого
поступка и всей своей жизни соответствующим идеям, а с другой — предполагает
ответственность за
верность самих идей, заботу об их непрестанном развитии и творческом обновлении.
Идейная
принципиальность выдерживается не вопреки диалектике жизни, а благодаря
овладению ею и
воспроизведению её принципов в самой жизни.
Коммунистич. И. противостоит безыдейности, к-рая открыто проповедует отречение
от И., от
целостности мировоззренч. принципов (технич. сциентизм, деидеоло-гизация), а
равно и скрытой
безыдейности, к-рая «принимает» И. без её живого духа, без её творч. характера.
Попытки спрятаться
от проблем, отказ от ответственности за их решение, от самостоятельности в мысли
и действии ведут
к субъективистской и догматич. лжеидейности, к культу буквы, умерщвляющему дух
идей, подмене
И. прямолинейностью, нетерпимостью к творчеству, фанатизмом. Успешно
преодолевать безыдей-
ность можно только ведя борьбу против всех её форм. В. И. Ленин направлял
критику безыдейности
как против отрицания великой нравств. силы революц. идей экономич. материализмом
(см. ПСС, т.
34, с. 332), так и против субъективизма, спекулирующего на «удобных ситуациях».
В науке И. означает выход за рамки узкого профессионализма, органич. соединение
спец. знаний с
мировоззренч. проблемами, контроль за нравств. значением науч. познания.
Коммунистич. И.
ориентирует учёного на последоват. принципиальность, утверждая мужество в
искании истины,
гражданственность, партийность.
В иск-ве и лит-ре И.— критерий оценки художеств. произведений, в к-ром выражены
социальная
значимость его проблематики и художеств. идеи. Вместе с тем подлинная И.
органически присуща
содержанию произведения. И. противостоит безыдейным тенденциям формализма,
декадентства,
теории «искусства для искусства», натурализма. Быть идейным в иск-ве — значит
также активно
осуществлять его воспитат. роль.
Формирование И.— одна из важнейших сторон коммунистич. воспитания. Без И. не
может быть
всесторонне и целостно развитой личности.
• см. к статьям Идеология, Коммунистическое воспитание.

Г.С. Батищев
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелат. identif'ico — отождествляю) в психологии и
социологии,
процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком,
группой, образцом.
Термин введён Фрейдом. В психоаналитич. лит-ре в качестве моделей И. обычно
фигурирует И.
ребёнка с родителем того или др. пола. В социологич. и социально-психоло-гич.
лит-ре термин
приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражат.
поведение, а с
другой — особенно в исследованиях личности — эмоциональное слияние с объектом.
ИДЕОГРАФИЯ (от идея и греч. ????? — пишу), способ однозначной записи понятий и
их связей с
помощью знаков. Идея И. восходит к Луллию и «Characteristica universalis»
Лейбница. Широко
использовалась Фреге.
• С т я ж к и н ?. И., Формирование матем. логики, М., 1967 с. 429—31.
«ИДЕОЛОГИ», группа франц. философов, историков, экономистов и обществ. деятелей
кон. 18 —
нач. 19 вв. В гносеологии «И.» были сторонниками сенсуализма Локка и Кондильяка.
Однако в
отличие от последоват. материализма их непосредств. предшественников — старшей
группы франц.
материалистов 18 в., материа-листич. учение «И.» в основном имело деистич.
форму. Понятие
«идеология» (как учение об идеях) ввёл в фи-лос. оборот А. Л. К. Дестют де
Траси. В соч. «Элементы
идеологии» («Elements d'ideologie», v. 1—4, 1801— 15) он рассматривал
«идеологию» как науку об
общих законах происхождения человеч. идей из чувств. опыта. Подобная наука,
согласно Дестюту де
Траси, должна лежать в основании всего свода наук о природе и человеч. обществе;
на гл. принципы
«идеологии» должна опираться и политика. С позиций этич. субъективизма и бурж.
индивидуализма
Дестют де Траси выступал против утопич. социализма и коммунизма. В ряде произв.
К. Маркс
подверг критике вульгарно-экономич. теорию Дестюта де Траси.
В центре внимания др. представителя «И.» — К. Ф. Вольнея — были проблемы
политич. истории и
этики. В своём осн. соч. «Руины, или Размышления о революциях империй» (1791,
рус. пер., [1928])
он рассматривал причины расцвета и гибели различных гос-в, показывая реакц. роль
религий в
истории человеч. общества. Этич. доктрина Вольнея испытала сильное влияние
учения Гельвеция об
интересе и «разумном эгоизме». «Физиологическое» обоснование «идеологии»
выдвинул Кабанис.
К концу наполеоновского правления и особенно в период Реставрации учение «И.»
было вытеснено
различными спиритуалистич. направлениями, а сам термин «идеология» в это время
во Франции стал
синонимом поверхностного философствования, оторванного от конкретной
действительности.
• С a h м n i s Р. J. G., Oeuvres nhilosophiques, pt l—2, P., 1956;
Destutt de Tracy'A. L. C., Commentaire sur
l'Esprit des lois de Montesquieu, P., 1819; Volney C. F., Oeuvres
completes, t. l—8, P., 1821; в рус. пер.—
Воль-, ней К. Ф., Избр. атеистич. произв., М., 1962.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 2, с. 140; т. 24, с. 546—55; т. 26, ч.
1, с. 262—75, 278, 343; История философии, т. 2,
М., 1941, с. 436—38, 442 — 43; т. 3, М., 1943, с. 393—94; G u i l l o i s
?., Le salon de Madame Helvetius, Cabanis et
, les ideologues, P., 1894.
ИДЕОЛОГИЯ (от идея и греч. ????? — слово, понятие, учение), система взглядов и
идей, в к-рых
осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу,
социальные
проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной
деятельности,
направленной на закрепление или изменение (развитие) данных обществ. отношений.
В классо-
ИДЕОЛОГИЯ 199
вом обществе И. всегда носит классовый характер. В сфере И. отражаются положение
обществ.
классов, их коренные интересы.
Термин «И.» ввёл франц. философ и экономист А. Л. К. Дестют де Траси («Элементы
идеологии»,
«Elements d'ideologie», v. l—4, 1801—15) для обозначения учения об идеях,
позволяющего
установить твёрдые основы для политики, этики и т. д. В таком же смысле об И.
писали
представители франц. материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин
«И.»
приобрёл пренебрежит. оттенок. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих
взгляды,
оторванные от практич. вопросов обществ. жизни и реальной политики.
К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под
И. понимали:
1) идеалистич. концепцию, согласно к-рой мир представляет собой воплощение идей,
мыслей,
принципов (см. Соч., т. 3, с. 12, прим.); 2) соответствующий этой концепции тип
мыслит. процесса,
когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с
материальными интересами
определ. классов и объективных побудит. сил своей деятельности, постоянно
воспроизводят
иллюзию абс. самостоятельности обществ. идей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 39, с.
83); 3) вытекающий
отсюда метод подхода к действительности, состоящий в .конструировании мнимой
реальности, к-рая
выдаётся за самоё действительность (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 97).
Действительность предстаёт
в И. в искажённом, перевёрнутом виде и И. оказывается иллюзорным сознанием. В
противоположность этим идеологич. формам науч. сознание остаётся «...на почве
действительной
истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 37). Методы науч. анализа и
критики И. даёт
материалистич. понимание истории (см. Исторический материализм), согласно к-рому
И. есть
явление обществ. сознания и подчиняется его общим закономерностям. И.
определяется обществ.
бытием, но обладает по отношению к нему относит. самостоятельностью. В развитии
И. имеет место
преемственность, поскольку здесь накапливается определ. мыслит. материал, и
каждая новая И.,
будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к
предшествующей. И. оказывает огромное обратное воздействие на обществ. бытие, на
всю обществ.
жизнь. Анализ реального историч. процесса показывает, что идеологич. иллюзии —
не просто
случайные заблуждения, что И. выполняет определ. социальные функции, вырабатывая
соответствующие интересам определ. класса типы мышления и поведения и даже
программы
социального действия.
Маркс и Энгельс не применяли термин «И.» к собств. системе воззрений, но они
характеризовали
марксизм как науч. теорию социализма, органически связанную с освободит.
классовой борьбой
пролетариата. В. И.Ленин расширил понятие И., введя категорию «науч. И.» и
указав, что в
предшествующих марксизму системах И. имелись науч. элементы, по лишь марксизм в
подлинном
смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность
марксизма, как
соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью (см. ПСС, т.
1, с. 340, прим.).
С разработкой концепции науч. И. само понимание И. стало более цельным и
завершённым.
Поскольку И.— духовное явление, то она должна оцениваться в гно-сеологич.
категориях — как
научная или ненаучная, истинная или ложная и т. п. Противостояние науч. и
ненауч. И. имеет и
социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В
классовом обществе
И. характеризуется в категориях социально-политических как революционная или
реакционная,
прогрессивная или консервативная, либеральная или
200 ИДЕОЛОГИЯ
радикальная, интернационалистская пли националистическая и т. д. Связь между
этими двумя
рядами оценок выявляет принцип партийности И., к-рый связывает познание
социальной
действительности с интересами того или иного класса. При этом класс
прогрессивный стремится
строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (напр.,
буржуазия в
период её восходящего развития). Полностью этот тезис оправдывается
применительно к рабочему
классу, субъективные интересы к-рого совпадают с объективными потребностями
обществ. развития,
что и выражается в совпадении партийного, классового и науч.-объективного
подхода к
действительности в рамках марксизма -ленинизма.
Признание классового характера И. не означает, что класс в целом творит свою И.
Как теоретически
разработанное сознание класса И. создаётся теми его представителями, идеологами,
к-рые, по
выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к к-рым класс в целом
приходит
практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И., а обществ.
психология данного
класса, создающая определ. почву для выработки, распространения и усвоения его
И. Анализируя
механизм формирования и распространения науч. И., Ленин показал, что она
возникает не из стихий-
ного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры,
прогрессивной обществ.
мысли. Носителем науч. И. является передовой и сознат. авангард революц.
рабочего класса — его
политич. партия. Она вносит науч. И. в массы, в рабочее движение.
И. выступает в различных формах политич., правовых, этич., религ., эстетич. и
филос. взглядов. В ес-
теств. науках идеологич. характер носят философско-мировоззренч. выводы из их
открытий, и
потому естествознание также является ареной идеологич. борьбы. Теории обществ.
наук сами
выполняют идеологич. функции, поскольку используются для решения возникающих
социальных
проблем, исходя из различных идеологич. установок и ориентации.
Сама теория И. является ареной острой идейной борьбы. Утверждения об
иррациональности,
мифоло-гич. характере всякой И., принципиальное отрицание самой возможности
науч. И. широко
используются в бурж. лит-ре для борьбы против прогрессивных взглядов и прежде
всего против
марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики И. явилась концепция
«деидеологизации» (Д.
Белл и др.), согласно к-рой совр. развитые индустриальные страны Запада
сталкиваются с
проблемами, требующими «технич. решений», а не И., и потому влияние И. якобы
постепенно
сходит на нет. Однако действительность опровергла эту концепцию. Она потерпела
крах, что
толкнуло бурж. теоретиков в др. крайность — возникла и стала распространяться
тенденция к
«реидеологизации», отвечавшей стремлениям империалистич. буржуазии усилить
идейную борьбу
против мира социализма. Характерным как для консервативной, так и для
либеральной бурж. И.
является антикоммунизм — главное идейно-политич. оружие империализма.
Разнообразные анти-
империалистич., нац.-освободит. движения сопровождаются сложными идеологич.
процессами, в к-
рых отражается их направленность и социальная природа.
Марксистско-ленинская И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую
борьбу.
Мирного сосуществования с бурж. И. быть не может. Марксизм-ленинизм несовместим
также с
любыми попытками ревизии науч. И. как справа, так и «слева». Борьба с бурж. И. и
ревизионизмом в
органич. сочетании с творч. подходом к марксистско-ленинской теории составляет
традицию
марксизма-ленинизма как науч. И., связанной с решением кардинальных проблем
совр. обществ.
развития. Марксистско-ленинская И. выступает как теоретич. основа коммунист!«,
движения, как
могучее идейное средство революц. преобразования мира.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. И., Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунстич.
партии, там же, т. 4; M a p к с К., К
критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же,
[Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868, там же, т.
32; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21;
его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14
июля 1893, там же, т. 39; Лен и н В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же,
Три источника и три составных части
марксизма, там же, т. 23; его же, О значении воинствующего материализма, там
же, т. 45; Плеханов Г. В., Осн.
вопросы марксизма, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Ке лле В. Ж.,
Ковальзон М. Я., Формы обществ. сознания,
М., 1959; Гак Г. М., Учение об обществ. сознании в свете теории познания,
М., 1960; Ядов В., II. как форма духовной
деятельности общества, Л., 1961; Уледов А., Структура обществ. сознания,
М., 1968; Социология и И., М., 1969, разд.
1; Т у г а-р и н о в В. П., Философия сознания, М., 1971; Борьба идей в совр.
мире, т. 1—3, М., 1975—78; Иванов В.,
И.: характер и закономерности развития, [пер. с болг.], М., 1977; Филос.
проблемы совр. идеологич. борьбы,
М., 1978; Б и к к е-н и н Н. Б., Социалистич. И., М., 1978; Яковлев
М. В., И. Противоположность марксистско-
ленинской и бурж. концепций, М., 1979.
В. Ж. Келле.
ИДЕЯ (греч. ????), форма постижения в мысли явлений объективной реальности,
включающая в себя
сознание цели и проекции дальнейшего познания и практич. преобразования мира.
Понятие И. было
выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И. (неделимыми умопостигаемыми
формами)
атомы. Для Платона И.— это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся
подлинно
объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они
составляют особый
идеальный мир. В ср. века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий
божеств. духу; бог
творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17—18 вв., на
первый план
выдвигается теоретико-познават. аспект И. — разрабатывается учение об И. как
способе человеч.
познания, ставится вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении
к объективному
миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со
спонтанной
деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в нем. классич.

<< Пред. стр.

страница 78
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign