LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 76
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

евр. переводах. Осн.
соч.: «Образ жизни уединившегося», «Прощальное послание», «Послание о соединении
разума с
человеком», «Книга о душе». В первом произв. И. Б. рисует картину нравств.
самосовершенствования человека. Вслед за Фараби он противопоставляет философов
окруже-

нию «невежественных городов», призывая к созерцат. жизни. В то же время И. Б.
считает, что
человек и в несовершенном обществе может достичь счастья, слившись с
универсальным активным
умом. В др. произв. И. Б. писал о противоположном эманации восхождении человеч.
души через
иерархию «духовных образов» к активному уму. В духе аристотелизма утверждал
извечность мира;
воспринял также мн. идеи неоплатонизма. Оказал сильное влияние на Ибн Туфайля, а
также на Ибн
Рушда.
• в рус. пер.: Книга о душе, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
Востока 9—14 mi., M., 1961.
• Григорян С. ?., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966; P a r
r u k h O.A., Ihn Bajja
(Avempacn) and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945.
ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль,
латинизированное — Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avi-cebrol)] (ок. 1021,
Малага,— 1055 или
1070, Валенсия), евр. поэт и философ. Его филос. трактат «Источник жизни» был
написан на араб.
яз.; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Baumker, iasc.. 1—3,
1892—95). И. Г.
тяготел к неоилатонич. пантеизму, но, н отличие от неоплатоников, придавал
гораздо большее
значение материи, к-рую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и
духовного. Заим-
ствованное из антич. филос. традиции противоположен ние материи и формы
доводится И. Г. вплоть
до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г.
принадлежит
учение о природе волн), то материя оказывается непосредств. истечением сущности
бога и потому
божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято
впоследствии Дж.
Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в евр. и исламском мире и продолжал
жить лишь и христ.
схоластич. традиции как соч. загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь
в 19 в. было
доказано тождество этого философа с евр. поэтом И. Г.
ИБН РУШД, Ибн Pошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед [латинизированной — Аверроэс
(Aver-
roes)] (1126, Кордова,— 1198, Марракеш, Марокко),
ИБН РУШД 193
араб. философ, представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко,
занимал должности су-
дьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик.
Автор энциклопедия, мед.
труда в 7 кн. Большинство филос. соч. И. Р. представляет собой комментарий к
трудам Аристотеля;
получил почётное прозвище Комментатора. В трактате ((Опровержение опровержения»
И. Р. отверг
нападки Газа ли и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании.
Высказанное им
разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и
образно-аллегорич.
религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории
двойственной истины.
Утверждая вечность мира и без-начальность первоматерии, он понимал сотворённость
мира богом в том
смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные
формы первоматерии.
Абстрактный мировой ум (нус) в аристотелевском его понимании рассматривается И.
Р. как единая
безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне.
В соответствии с этим
он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. тенденции
аристотелизма И. Р. оказали
большое влияние на развитие европ. ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ.
идеалы И. Р.
основывались на «Государстве» Платона. • Избр произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
Востока 9—14 вв., М.
1961, с. 397—554; Averroes' Tahafut al-Tahafut, v. l—2, L., 1954; Averroes'
Commentary on Plato' Republic,
Camb., 1956.
* P e н а н 3., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; агадеев А. В., И.
Р. (Аверроэс), М., 1973; G a u-
thier L., Ihn Rochd (Averroes), P., 1948; Сorbin H., Histoire de la Philosophie
islamique, v. l, P., 1964. ИБН
СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное — Авиценна (Avicenna)] (980,
с. Афша-на, близ
Бухары,—18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель вост.
аристотелизма. Жил в Ср.
Азии и Иране, занимал должности врача и вези-ра при различных правителях. И. С.
приписывается св. 400
соч. на араб. яз. и ок. 20 на фарси по всем известным тогда разделам науч. и
филос. знания. Гл. эн-
циклопедич. труд «Книга исцеления» (в сокр. изложении — «Книга спасения»)
состоит из четырёх
разделов, посвящённых проблемам логики, физики (б-я кн. «Физики» — «Книга о
душе»), математич. наук
(геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду
примыкает написанная на
фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставлений», написанная
в последние годы
жизни,— итоговое изложение его филос. идей (т. н. вост. философии), отмеченное,
в частности,
воздействием идей суфизма (учение об «озарении» — ишрак, и др.).
Философия И. С. продолжает традиции вост. аристотелизма в области метафизики,
гносеологии и логики,
отчасти — онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира
во времени, объясняя
его как вневременную эманацию бога — «первой причины», «необходимо-сущего само
по себе»
(аналогичное неопла-тонич. единому), из к-рого в иерархич. порядке истекают умы,
души и тела небесных
сфер. Т. о., ум (нус) и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отд. умы
и души согласно
аристотелевской космологич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс.
существованием, всё же остальное
само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако
природа, истекшая от бога
через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения,
будучи вместе с тем
замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна
мысль о до-
зволительности вооруж. восстания против несправедливого правления.
Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда
как Ибн Рушд критико-
194 ИБН СИНА
вал его с позиций более последоват. натурализма. Филос. и естеств.-науч.
трактаты И. С. пользовались
большой популярностью на Востоке и на Западе (лат. пер. с 12 в.) в течение ряда
столетий, в т. ч. его
«Канон врачебной науки» — медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греч.,
рим., инд. и ср.-
азиат. врачей (ок. 30 лат. изданий в Европе; рус. пер. 1954—60).
• Данишнамэ, [Душанбе], 1957; в рус. пер,— Математич. главы «Книги знания»,
Душанбе, 1967; Избр. филос. произв.,
М. 1980.
* Т e p н о в с к и й В. Н., И. С. (Авиценна), М., 1969 (лит.); Завадовский Ю.
Н., Абу Али И. С. Жизнь и творчество,
Душанбе, 1980 (лит.); С а г а д е е в А. В., И. С. (Авиценна), М., 1980; Ш и д ф
а р Б. Я., И. С., М., 1981; G o i s h o n A.-
M., La Philosophie d'Avicenne et son influence en Europe medievale, P., 19512; A
n a w a t i G.G., Essai de bibliographie
d'Avicenna, Cairo, 1952; С о r h i n H., Avicenne et le ricit visionnaire, v. l,
Teheran — P., 19542; Afnan S. M., Avicenna. His
life and works, L., 1958.
ИБН ТУФАЙЛЬ Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Ма-лик [латинизированное — Абубацер
(Abubacer)]
(нач. 12 в., Гуадикс, Испания,— 1185—86, Марракеш, Марокко), араб. философ,
учёный, гос. деятель. Был
врачом и секретарём правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем врачом и
придворным альмохадского
халифа вплоть до 1184, когда его сменил в этом качестве Ибн Рушд. Переписывался
с Ибн Рушдом. До нас
дошло единств. произв. И. Т,— получившая широкую известность филос. повесть о
Хайе ибн Якзане (рус.
пер. 1920, 1978). Название и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. Во
введении к роману И. Т.,
разъясняя своему другу «вост. мудрость», критически оценивает своих
предшественников — араб.
философов, считая «самым мудрым» Ибн Баджу. В романе заброшенный на уединённый
остров ребёнок
самостоятельно с помощью разума постигает мир, а затем созерцает божество через
мистич. откровение. В
познании героем романа различных ступеней мироздания заметно влияние идей
эманации. В 17 в. роман
был переведён на лат., а затем на мн. европ. и вост. языки.
• Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966.
ИБН ХАЛЬДУН, Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,—17.3.1406,
Каир), араб. гос. и
обществ. деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политич.
жизни мусульм. гос-в
Сев. Африки, был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьёй у ряда
правителей. Неоднократ-
ные попытки И. X. воплотить в жизнь идеи справедливого обществ. строя во главе с
«правителем-
философом» завершились, однако, неудачей. В философии И. X. был последователем и
комментатором
Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины,
противопоставлял практич. и
политич. знания, приобретённые эмпирич. путём, религиозно-мистич. мудрости, хотя
и признавал за ней
определ. авторитет в обществе. Большинство ранних филос. произведений И. X.,
трактаты по логике,
математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Осн. соч. И. X.—
многотомная «Книга
поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и др.
современных им могу-
ществ. народов» (араб. название работы допускает различные переводы) — ценный
историч. источник. В
пространном теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») к ней И. X. изложил свою
социальную философию.
В истории обществ. мысли — это первая попытка создания самостоят. науки об
обществе, или как её
называл И. X., «науки о культуре», служащей руководством для поли-тич.
деятельности. И. X. утверждал
закономерный характер обществ. развития, обусловленный географич. средой и
проявляющийся в циклах
подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно И. X., уровень
развития культуры и
характер правления в гос-ве определяются обществ. разделением труда, взаимным
обменом экономич.
деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и
подданных.
Автобиография И. X., в к-рой он подробно описал свою жизнь и деятельность,
является ценным история, и лит.
памятником эпохи. И. X. оказал большое влияние на развитие обществ. мысли,
особенно историографии, в
Египте и Оттоманской империи 15— 18 вв. После 2-й мировой войны творчество И. X.
привлекает возрастающее
внимание философов, социологов и историков как в араб. странах, так и на Западе,
многие из них склонны
усматривать в нём мыслителя, предвосхитившего идеи просвещённого абсолютизма,
трудовой теории стоимости,
классовой борьбы, социологии знания. * Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных
примеров...), т. 1—7, Булак,
1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима,
(Введение. История), т. 1—3,
Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de
l'Afrique...,nouv. ed., v. l—4, P., 1925—56; The
Muqaddimah; An introduction to history, v. 1—3, N. ?., 1958; Discours sur
l'histoire universelle (al-Muqaddima), v. i—
3, Beyrouth, 1967— 1968; в рус. пер.— фрагменты из «Введения», в кн.: Избр.
произв. мыслителей стран Бл. и Ср.
Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 559—628.
* Б а ц и е в а С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965;
Игнатенко A.A., И. X., М., 1980
(библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun's philosophy of history, L., 1957; S i in o n
H., Ibn Khaldun's Wissenschaft von der
menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de
l'histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l
W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public functions and his historical research.
1382—1406), Berk.— Los Ang., 1967 (лит.); N a s
s a r N., La pensee realiste d'Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee
sociologique d'Ibn Khaldoun, Alger, 19772.
ИГРА, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека,
противопоставляемой обычно утилитарно-практич. деятельности и характеризующейся
переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен И. привлекал внимание
философов,
эстетиков, этнографов, биологов, этологов, психологов. Начало разработки общей
теории И. связано
с работами Шиллера и Спенсера. Шиллер утверждал эстетич. природу И. и видел в
ней
характеристику существа человека вообще. И. для Шиллера — наслаждение, связанное
со свободным
от внеш. потребности проявлением избытка сил. Спенсер внёс в понимание И.
эволюц. подход,
указав на распространение И. у высших животных и на её упражняющую функцию. К.
Гросс вслед за
Спенсером считал И. специфически присущей высшим видам животных, проистекающей
из внутр.
потребности в деятельности формой упражнения, укрепления и развития наследств.
форм поведения.
Эта теория господствовала до 30-х гг. 20 в. Осн. её недостатки — те-леологизм,
выведение И. из
усложнения организма животного вне всякого анализа отношений животного к среде
обитания,
отождествление И. человека и животного. Эта теория была подвергнута критике Ф.
Бёй-тендейком,
указавшим на то, что инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении. В
основе И., по
Бёйтендейку, лежат три исходных влечения, к-рые он заимствовал из теории Фрейда:
к освобожде-
нию, к слиянию и тенденция к воспроизведению. Вместе с тем Бёйтендейк относит И.
к категории
ориентиро-вочно-исследоват. деятельности: И. есть действие с предметом, к-рый
обладает для
животного элементами новизны. В совр. этологии большое внимание уделяется
описанию игрового
поведения животных и его дифференциации от др. видов поведения, в особенности от
ис-следоват.
поведения; единой т. зр. на природу и функции И. у животных пока ещё нет.
Попытка
универсализиро-вать понятие И. была предпринята голл. историком и философом
культуры
Хёйзингой: всё многообразие че-ловеч. деятельности сводится у него к И.,
рассматриваемой как осн.
источник и высшее проявление человеч. культуры.
Основы историко-материалистич. подхода к И. человека были заложены Г. В.
Плехановым. По его
мысли, И. является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в
к-ром живут
дети и активными членами к-рого они должны стать. Сов. историки культуры (В.
Всеволодский-
Гернгросс) рассматривали И. как разновидность обществ. практики, состоящую в
действ.
воспроизведении жизненных явлений вне реальной практич. установки; они видят
социальную зна-
чимость И. на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и
тренирующей роли;
указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытеснение И. из жизни
взрослых
драматич. иск-вом и спортом. Нек-рые философы (М. С. Каган), разрабатывающие
проблемы
человеч. деятельности, рассматривают И. ребенка как синкретически-художеств.
деятельность.
В сов. психологии разрабатывались преим. вопросы о природе И. и её значении для
психич. развития.
Основы теории детской И. были заложены Выготским. Осн. внимание уделялось
ролевой И.—
ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в к-рой дети в специально
создаваемой
ими условной ситуации, беря на себя роль взрослых, воспроизводят (моделируют) их
деятельность и
систему отношений в обществе. Был показан социально-историч. характер И. по её
происхождению и
содержанию (Д. Б. Эльконин). Ролевая И. на протяжении дошкольного детства
постепенно перера-
стает в игры с правилами — обобщённые и сокращённые выражения социальных
отношений.
• Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Шиллер Ф., Письма об
эстетич. воспитании человека. Собр. соч., т.
6, М., 1957; Спенсер Г., Соч., т. 3— Основания психологии, ч. 1—5, СПБ, 1897;
Грос К., Душевная жизнь ребенка, пер. с
нем., К., 1916; Стерн (Штерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего
возраста, [пер. с нем.], П., 19222; Игры
народов СССР. Сб. материалов, М.— Л., 1933; Выготский Л. С., И. и ее роль в
психич. развитии ребенка, «Вопр.
психологии», 1966, № 6; Каган М. С., Человеч, деятельность, М., 1974; Эльконин
Д. Б., Психология И., М., 1978; В u у t e
n d i j k F. J. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., [1934].
ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч, ????—идея, первообраз), идеальный образ,
определяющий способ
мышления и деятельности человека или обществ. класса. Формирование природных
предметов
сообразно И. представляет собой специфически человеч. форму жизнедеятельности,
ибо
предполагает спец. создание образа цели деятельности до её фактического
осуществления.
Проблема И. была разработана в нем. классич. философии. Она была поставлена
Кантом прежде
всего в связи с проблемой «внутр. цели». Согласно Канту, явления, не имеющие
цели, к-рая могла бы
быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единств, существом,
действующим по «внутр.
цели», является человек. В животном внутр. целесообразность осуществляется
бессознательно и
поэтому не обретает форму И., особого образа цели. Согласно Канту, И. как
воображаемое
(достигнутое в воображении) совершенство человеч. рода характеризуется полным и
абс. преодоле-
нием всех противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами,
составляющими
«род». Т. о., осуществление И. совпадало бы с концом истории. В силу этого И.,
по Канту,
принципиально недостижим и представляет собой только «идею» регулятивного
порядка. Он
указывает скорее направление на цель, чем создаёт образ самой цели, и поэтому
руководит челове-
ком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата.
Только в иск-ве И.
может и должен быть представлен в виде образа — в форме прекрасного. И. науки
(«чистого
разума») задаётся в виде принципа «запрета противоречия», моральный И.
(«практич. разума») — в
форме категорического императива. Однако в обоих случаях наглядно представить
себе состояние,
соответствующее И., нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно
длительного, но
конечного времени. Поэтому И. и «прекрасное» становятся синонимами, и жизнь И.
допускается
только в иск-ве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Шиллера, Фихте,
Шеллинга и нем.
романтиков.
Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления об И., развенчал его
как абстракцию,
вы-
ИДЕАЛ 195
ражающую на деле один из моментов развивающейся действительности «духа» (т. е.
истории
духовной культуры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции
— «эмпирич.
действительности», якобы принципиально враждебной И. и несовместимой с ним. И.
становится у
Гегеля моментом действительности, образом человеч. духа, вечно развивающегося
через свои
имманентные противоречия, преодолевающего свои собств. порождения, свои
«отчуждённые»
состояния. И. науки (науч. мышления) поэтому может и должен быть задан в виде
системы логики, а
И. практич. разума — в виде образа разумно устроенного гос-ва, а не в виде
формальных и
принципиально неосуществимых абстрактных императивных требований, обращённых к
индивиду.
И. как таковой поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории.
Любая достигнутая
ступень развития предстаёт с этой т. зр. как частично реализованный И., как фаза
подчинения
эмпирии власти мышления, силе идеи, творч. мощи понятия. В виде И. всегда
оформляется образ
конкретной цели деятельности «рода», т. е. человечества на данной ступени его
интеллектуального и
нравств. развития. Поскольку И. определяется Гегелем в духе традиций нем.
классич. философии как
наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. переходит у
него в эстетику,
в систему определений «прекрасного». Осуществление И. как «прекрасного»
относится Гегелем,
однако, не к будущему, а к прошлому — к эпохе античного «царства прекрасной
индивидуальности».

<< Пред. стр.

страница 76
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign