LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 75
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Последняя обусловлена, по 3.,
извечным противоречием между творч. пульсацией жизни и застывшими
объективированными формами
культуры.
В работах по социологии 1890—1900-х гг. 3. выступает основоположником т. н.
формальной социологии.
Предметом социологии 3. считает формы социального взаимодействия людей,
сохраняющиеся при всех
изменениях конкретного историч. содержания. При этом социальное односторонне
понимается как
совокупность межиндивидуальных отношений. В русле такого подхода 3. анализировал
социальную
дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет,
подчинение, ранг и т.
д.), отношения, возникающие в малых группах. В «Философии денег» («Philosophie
des Geldes», 1900) 3.
дал социально-психологич. анализ роли денег в развитии различных отношений между
людьми как
предпосылки развития личности и индивидуальной свободы. Работы 3. оказали
большое влияние на
развитие бурж. социологии в Германии (Л. Визе, В. Зомбарт, Р. Штаммлер) и США
(Г. Беккер и Л. Козер);
в России влияние 3. сказалось на взглядах П. Б. Струве (см. В. И. Ленин, ПСС, т.
1, с. 431). И
Lebensanschauung, Munch.— Lpz., 1918; Zur Philosophie und Kunst, Potsdam, 1922;
Fragmente und Aufsatze,
Munch., 1923; Philosophische Kultur, Potsdam, 19233; Brucke und Tur, Stuttg.,
1957; Soziologie, В., 19584;
Einleitung in die Moralwissenschaft, Bd l—2, Aalen, 19641; в рус. пер.— Проблемы
философии истории, М.,
1898; Религия, М., 1909; Социальная дифференциация, М., 1909; Конфликт совр.
культуры, П., 1923; Гете,
М., 1928.
• Ионин Л. Г., Георг 3.—социолог. Критич. очерк, М., 1981; Gassen K..Landmann
M., Buch des Dankes an G. Simmel, B.,
1958; G. Simmel. 1858—1918, Columbus (Ohio), 1959; G. Simmel, ed. by L. A.
Coser, Englewood Cliffs (N. J.), 1965. ЗЛО,
см. Добро и зло.
ЗНАК, материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве
представителя нек-рого др.
предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения,
переработки и передачи
сообщений (информации, знаний). Различают языковые (входящие в нек-рую знаковую
систему) и
неязыковые 3. Среди последних можно выделить 3.-копии, 3.-признаки, 3.-символы.
3.-копии — это
воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы
фотографии, отпечатки
пальцев, в известной мере 3. т. н. пиктографич. письменности). 3,-признаки — это
3., связанные с
обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (то, что иначе наз.
симптомами,
приметами и т. п.). 3.- символы — 3., к-рые в силу заключённого в них наглядного
образа используются
для выражения нек-рого, часто весьма значительного и отвлечённого, содержания
(напр., изображение др.-
греч. театр, маски как символ совр. театра и театр. иск-ва; термин «символ»
употребляется и просто в
смысле 3.). Языковые 3. не функционируют независимо друг от друга, а образуют
систему, правила к-рой
определяют закономерности их построения (правила грамматики, или синтаксиса, в
широком смысле),
осмысления (правила смысла, или значения 3.) и употребления. 3., входящие в
состав языков как средств
коммуникации в обществе, наз. 3. общения. 3. общения делятся на знаки естеств.
языков и знаки искусств.
знаковых систем — искусств. языков; 3. естеств. языков (отд. слова,
грамматически правильно
построенные выражения, предложения и др.) состоят как из звуковых 3., так и из
соответств. этим 3.
рукописных, типографских и иных 3. Неязыковые 3. играют в коммуникации (общении)
вспомогат. роль. В
естеств. языках
общения — нац. языках — в более или менее явной форме существуют лишь правила
грамматики, а пра-
вила смысла и употребления — в неявной форме. Развитие науки привело к введению
в естеств. языки
спец. графич. знаков, используемых для сокращения выражения науч. понятий и
суждений и способов
оперирования с рассматриваемыми в науке объектами (таковы, напр., 3. математич.,
химич, и др.
символики). Из 3. такого рода строятся искусств. языки, правила к-рых (включая
правила синтаксиса и
смысла) задаются в явной форме. Искусств. языки находят преимуществ. применение
в науке, где они
служат не только средством общения (между учёными, науч. коллективами и т. п.),
но и получения новой
информации об исследуемых явлениях. Среди 3. искусств. знаковых систем можно
выделить: 3. кодовых
систем, предназначенных для кодирования обычной речи или для перекодирования уже
закодированных
сообщений [напр., азбука Морзе; коды, применяемые при составлении программ для
ЦВМ (цифровых
вычислит, машин)]; 3. для моделирования непрерывных процессов (напр., кривые,
отображающие
непрерывные изменения в ходе к.-л. процессов); 3., из к-рых строятся формулы,
используемые в науч. язы-
ках, — наиболее важный вид 3., применяемых в науке; среди них обычно различают
3., осмысленность
(значение) к-рых не зависит от др. 3. (т. н. собственные 3.), и 3.
несобственные, не имеющие сами по себе
значащего характера, а лишь служащие для построения сложных 3. из более простых
(напр., скобки).
Различают предметное, смысловое и экспрессивное значение 3. 3.обозначает данный
предмет (или
предметы) — предмет, обозначаемый 3., наз. его предметным значением — и выражает
своё смысловое и
экспрессивное значение. Смысловое значение (смысл) 3. служит для выделения его
предметного значения
— для задания предмета, обозначаемого 3. (хотя могут быть 3., имеющие только
смысл, но не
обозначающие никакого предмета, напр. выражение «русалка»). С др. стороны, могут
быть 3., в к-рых
смысловое значение сведено к минимуму; таковы собств. имена естеств. языков.
Смысловое значение 3.—
это его свойство представлять, фиксировать определ. стороны, черты, ха-
.рактеристики обозначаемого
объекта, определяющие область приложения 3.; это то, что понимает человек,
воспринимающий или
воспроизводящий данный 3. В науке смысловое значение 3. принимает форму понятия;
при этом в ряде
областей (прежде всего в математике) предметы, обозначаемые 3. (выражениями
соответств. науч. языка),
представляют собой идеализированные объекты. Под экспрессивным значением 3.
понимаются
выражаемые с помощью данного 3. (при использовании его в данном контексте и в
дайной ситуации)
чувства и желания человека, употребляющего 3.
С развитием способности извлекать и перерабатывать информацию о предметах,
оперируя
непосредственно не с самими предметами, а со 3., их представляющими, связано как
становление самого
человечества, так и переломы в развитии науки (напр., возникновение математич.
символики в 16—17 вв.,
резко ускорившее прогресс математики и её приложений в механике, астрономии,
физике; развитие
формализованных, информационных, машинных и др. языков, связанное с
кибернетикой). Создание спец.
символики и особенно создание систем формул обычно открывает в науке новые
возможности:
рационально построенные системы 3. позволяют в обозримой форме выражать
соотношения между
изучаемыми явлениями; добиваться однозначности используемых терминов;
фиксировать такие понятия,
для к-рых в обычном языке нет словесных выражений; формулы зачастую выражают и
готовый результат,
и тот путь, следуя к-рому его можно полу-
ЗНАК 191
чить. Фиксация сообщений с помощью 3. делает возможной передачу информации по
техническим
каналам связи и её разнообразную — математическую, статистическую, логическую —
обработку -с
помощью автоматических устройств. См. также Значение, Имя, Семиотика.
* Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Б и р ю к о в Б. В.,
Теория смысла Г. Фрете, в кн.:
Применение логики в науке и технике, М., 1960; Черч А., Введение в матем.
логику, пер. с англ., т. 1, ?., 1960; Ш а ф ф
?., Введение в семантику, пер. с польск., М., 1963; Пирс Д ж., Символы, сигналы,
шумы, пер. с англ., М., 1967;
Проблема 3. и значения, Сб., М., 1969; Коршунов A.M., М а н т а-т о в В. В.,
Теория отражения н авристич. роль 3., М.,
1974; Morris Gh., Sintfs, language and behavior, N. Y., 1946
Б. В.
Бирюков.
ЗНАНЕЦКИЙ (Zimniecki) Флориан Витольд (15.1.1882, Свентники, Польша,—23.3.1958,
Урбана,
США), социолог. Основал Польск. социология, ин-т (1921) и журн. «Przeglad
socjologiczny» (1930). В
1941 принял гражданство США.
В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe
and America», v.
1—5, 1918—20, COBM. с амер. социологом У. Томасом), считающейся основополагающей
в
немарксистской социологии, впервые для анализа применены понятия «личностные
установки»,
ценности, а также методы изучения «личных документов» (писем, дневников,
автобиографий и др.).
3.— один из основателей теории социального действия. По 3., общество есть
культурная система,
состоящая из социальных, экономич., техно-логич. и др. подсистем и изучаемая
совокупностью
культурных наук. Социальные системы, исследуемые социологией, 3. делил на 4
подсистемы:
действия, отношения, личности и группы. Природа социальной системы, по 3.,
определяется
характером социальных действий индивидов, в основе к-рых находятся ценности и
установки.
* Socjolog]a wychowania, t. 1—2, Wars?.., 1928—30;The method sociology, N. Y.,
1934; Cultural
sciences, Urbana, 1963; Social relations and social roles, S. P., 1965; The
social role of the man of
knowledge, N. Y., 1965; Social actions, N. Y., 1967. ЗНАНИЕ, проверенный
обществ.-история,
практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности,
адекватное её
отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
3. обладает
различной степенью достоверности, отражая диалектику относит. и абс. истины. По
своему генезису
и способу функционирования 3. является социальным феноменом. Оно фиксируется в
форме знаков
естеств. и искусств. языков.
Отношение 3. к действительности носит многоуровневый и сложно опосредованный
характер и
развивается как в истории человея. культуры, так и в процессе индивидуального
развития личности.
Элементарные 3., обусловленные биологич. закономерностями, свойственны и
животным, у к-рых
они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенч.
актов. 3. могут
быть донаучными, житейскими, художественными (как специфич. способ эстетия.
освоения
действительности) и науяными (эмпирические и теоретические). Житейские 3.,
основывающиеся на
здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой
повседневного
поведения человека. Эта форма 3. развивается и обогащается по мере прогресса
науя. 3. В то же
время сами науя. 3. вбирают в себя опыт житейского познания. Науч. 3.
характеризуются
осмыслением фактов в системе понятий данной науки, вклюяаются в состав теории,
образующей
высший уровень науя. 3. Науя. 3., являясь обобщением достоверных фактов, за
случайным находит
необходимое и закономерное, за единичным и частным — общее. На этой основе
осуществляется
прогнозирование. Мышление человека постоянно движется от незнания к 3., от
поверхностного ко
всё более глубокому, сущ-
192 ЗНАНЕЦКИЙ
ностному и всестороннему 3., служащему необходимым условием преобразующей
деятельности
человека и человечества. См. ст. Теория познания и лит. к ней. ЗНАЧЕНИЕ,
содержание,
связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. ц.) нек-
рого языка. 3.
языковых выражений изучается в языкознании, логике и семиотике. В науке о языке
иод 3. понимают
смысловое содержание слова. В логике (и семиотике) под 3. языкового выражения
понимают тот
предмет или класс предметов, к-рый обозначается (называется) этим выражением
(предметное, или
экстенсиональное, 3.), а под смыслом выражения (смысловым, или интенсиональным,
3.) — его
мыслимое содержание, т. е. ту заключённую в выражении информацию, благодаря к-
рой происходит
отнесение выражения к тому или иному предмету (предметам). Напр., предметным 3.
выражений
«Вечерняя звезда» и «Утренняя звезда» является один и тот же предмет — планета
Венера, в то
время как их мысленные содержания — смысловые 3.— различны. Изучение вопросов,
связанных с
критериями равенства 3. (смыслов) составляет одну из задач логич. семантики. См.
также ст. Знак и
лит. к ней. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО», одна из древнейших нравств. заповедей,
содержащаяся в нар.
пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы
причиняли тебе.
Высказывалась др.-вост. и др.-греч. мудрецами, вошла в Евангелие. Кант
видоизменил её в своём
учении о категорическом императиве. ЗОЛЬГЕР (Solger) Карл Вильгельм Фридрих
(28.11. 1780,
Шведт,—25.10.1819, Берлин), нем. философ-эстетик. Преодолевая влияния Шеллинга и
романтия.
философии, разрабатывал диалектику объективно-идеали-стич. типа («Филос.
диалоги» —
«Philosophische Gesprache», 1817). В соя. «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и
об искусстве» (Bd
l—2, 1815, рус. пер. 1978) развивал учение о взаимопроникновении идеи и
материала в художеств.
творчестве. Развёрнутая диалектика художеств. творчества завершается у 3.
теорией иронии, к-рая
выступает как свидетельство достигнутого в произведении иск-ва равновесия всех
сторон
(объективного и субъективного, идеи и материи и т. п.), обретения «существенного
центра иск-ва».
Смысл философской эволюции 3. был показан Гегелем, выявившим моменты, сближающие
учение 3.
с системой Гегеля.
• Nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd 1—2, Hdlb., 1973; Vorlesungen
uber Asthetik, Darmstadt, 1973.
• ? е г е л ь Г. В. Ф., О «Посмертных сочинениях и переписке Зольгера», в его
кн.: Эстетика, т. 4, М., 1973, с.
452—500; F r i с k е H., K. W. P. Solger, В., 1972. 3ОMBAPT (Sombart) Вернер
(19.1.1863, Эрмслебен,— 18.5.1941,
Берлин), нем. экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Шмоллера.
В ранних работах испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против
историч.
материализма и экономич. учения К. Маркса. Работы 3. посвящены прежде всего
экономич. истории
Зап. Европы, в особенности возникновению капитализма (3. собрал при этом
огромный фактич.
материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить
эмпирич. изуяение
экономики и теоретич. объяснение обществ.
жизни, 3. разработал понятие «экономич. системы» как некоей целостности,
вызывающей к жизни
специфия. для неё экономич. институты и представляющей собой выражение «духа»
общества (при
этом 3. отождествляет понятия духа и общества). Начиная с 1920-х гг. концепции
3. использовались
реакц. поли-тич. кругами Германии.
• Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus, Bd 1—2, Munch. —
Lp?.., 1913; Die Zukunft des Kapita-
lismus, B., 1932; Deutscher Sozialismus, B., 1934; Noo-Soziolo-gie, B., 1956; в
рус. пер.— Социализм и социальное
движение в 19 столетии, СПБ, 1902; Художеств, пром-еть и культура, СПБ, [6. г.1;
Идеалы социальной политики, СПВ,
1906; Совр. капитализм, т. 1—2, М., 1903 —05; т. 3, М.—Л., 1930 (т. 1,М.—Л.,
19312); Буржуа, М., 1924; Нар. х-во в
Германии в 19 и в нач. 20 в., М., 1924.
• Луначарский А. В.,3. о душе буржуа, в его кн.; Мещанство и индивидуализм, М.—
П., 1923, с. 202—23.

ЗООПСИХОЛОГИЯ, психология животных, отрасль психологии, изучающая психику
животных, её
проявления, происхождение и развитие в оито- и филогенезе. Важная задача 3.—
изучение биологии,
предпосылок и предыстории человеч. сознания.
Психич. способностям животных уделяли много внимания уже антич. мыслители.
Зарождение науч.
3. в кон. 18 — нач. 19 вв. связано с именами франц. учёных Ж. Л. Бюффона и Ж. В.
Ламарка, а позже
— Ч. Дарвина. В кон. 19 — нач. 20 вв. в европ. и амер. 3. преобладали
антропоморфич., идеалистич. и
вульгарно-материалистич. взгляды на психич. деятельность животных. Развитию 3.
способствовали
франц. учёные Ж. Фабр, изучавший инстинкты насекомых, Ж. Лёб (теория тропизмов),
амер. ученые
Э. Л. Торндайк (проблема научения у животных), Р. Йеркс (психика
человекообразных обезьян,
развитие психики и др.), Г. Шнейрла (научение у насекомых, развитие поведения),
голл. учёный Ф.
Я. Бёйтендейк (проблема инстинкта и научения), нем. учёные В. Кёлер
(исследование интеллекта
человекообразных обезьян), В. Фи-шель (проблемы научения и высших психич.
способ-
ностей у животных), австр. учёный К. Фриш (зрение, ориентация и коммуникация у
пчёл) и др. В
России основоположниками науч. изучения психич. активности животных были К. Ф.
Рулье и В. А.
Вагнер, положившие в 19—20 вв. начало материалистич. эволюционному направлению в
3. Это
направление получило дальнейшее развитие в трудах H. H. Ладыгиной-Котс, Н. К).
Войтониса, Г. 3.
Рогинского и др. сов. зоопсихологов, занимавшихся преим. изучением психики
приматов, особенно
человекообразных обезьян, в плане выяснения биологич. предпосылок антропогенеза,
возникновения
и развития человеч. сознания (манипулирование, орудийная деятельность как
биологич. основа
зарождения трудовой деятельности; сложные навыки и интеллект; стадное поведение
обезьян, в
частности общение как предпосылка зарождения обществ. жизни и языка человека).
• Вагнер В. А., Возникновение и развитие психич. способностей, в. 1—9, Л., 1924—
29; В о и т о н и с Н. Ю., Предис-
тория интеллекта, М.—Л., 1949; Ладыгина-Котс H. H., Конструктивная и орудийная
деятельность высших обезьян
(шимпанзе), М., 1959; Фабри К. Э., Основы 3., М., 1976; Тинбсрген Н., Поведение,
животных, пер. с англ., М.. 1978.
ИБН АЛЬ-АРАБИ, Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин (7. 8.1165, Мурсия,
Испания,— 16.11.1240, Дамаск, Сирия), араб. мыслитель и поэт, представитель
пантеистич. суфизма.
Жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много бывал во всех частях араб.
мира. Наиболее
известные филос. и поэтич. соч.: «Мекканские откровения», «Геммы мудрости»,
«Святой дух»,
«Позиции светил», «Книга путешествия». Испытал значит. влияние неоплатонизма и
вост. не-
исламских религ.-филос. систем, был поклонником Газали и Сухраварди. В духе
суфизма утверждал,
что бог познаётся с помощью мистич. озарения, к-рое стоит выше чувств. и
интеллектуального
знания. Развивал концепцию «единобытия» — вахдат ал-вуджуд. Все вещи, согласно
И. а.-А.,
предсуществуют в качестве идей в уме бога, откуда они проистекают и куда
возвращаются. Мир —
лишь внешняя, а бог — внутр. сторона одного и того же бытия, сущего; бог
абсолютно лишён к.-л.
атрибутов, он — лишь единая основа всего сущего. Оказал большое влияние на
развитие араб.
культуры, был известен в ср.-век. Европе (под влиянием его идей находился
Луллий, мотивы И. а.-А.
находят у Данте).
• Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1—6, М.—Л., 1955—60 (см. указат. имен); Aff
if i A. E., The mystical philosophy of
Muhyiddin Ibnu'l-Arabi, Camb., 1939: O s m a n J a h у a, Histoire et la
classification de l Oeuvre d'Ibn Arabi, v. 1—2, Damas,
1964.
ИБН БАДЖА Абу Бекр Мухаммед [латинизированное — Авемпас, Авенпаце (Avempace,
Aven-расе)
(кон. 11 в., Сарагоса, Испания,—1139, Фее, Марокко)], араб. философ,
представитель
аристотелизма, гос. деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гренаде, городах
Марокко. Был
вазиром при альмохадских правителях. Неоднократно подвергался гонениям,
обвинялся в ереси.
Помимо метафизики, психологии, логики и этики занимался также астрономией,
математикой,
естествознанием. Писал на араб. яз., нек-рые его произв. дошли до нас только в

<< Пред. стр.

страница 75
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign