LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 73
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

универсальный характер, особое внимание обращая на разработку проблем
социального отражения.
Специфику социального процесса Ж. усматривал в целеполагании и целесообразной
деятельности, в
практике, представляющей собой качественно новый вид детерминизма. С позиций
воинствующего
материализма критиковал реакц. бурж. идеологию и ревизионизм.
• Freud i graflansko druatvo, Zagreb, 1939; Nauka o postanku fovjeka, Zagreb,
1941; Uvod u istoriju i ljudske svesti, Sarajevo, 1957;
Nauka o drustvu. I deo. Osnova druatva, Sarajevo, 1958; Диалектика на социалния
процес, София, 1971; в рус. пер.— Теория
социального отражения, М., 1969.
ЖИВКОВИЧ 185
ЖИЗНЬ, форма существования материи, закономерно возникающая при определ.
условиях в
процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ
(непременным
условием Ж.), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной
регуляции своего
состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.
д. Однако
строго науч. разграничение на живые и неживые объекты встречает существ.
трудности. Так, до сих
пор нет единого мнения о том, можно ли считать живыми вирусы, к-рые вне клеток
организма
хозяина не обладают ни одним из атрибутов живого: в вирусной частице в это время
отсутствуют
метаболич. процессы, она не способна размножаться и т. д. Специфика живых
объектов и жизненных
процессов может быть охарактеризована в аспекте как их материальной структуры,
так и важнейших
функций, лежащих в основе всех проявлений Ж. Наиболее точное определение Ж.,
охватывающее
оба эти подхода к проблеме, дал ок. 100 лет назад Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ
существования
белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в
постоянном
самообновлении химических составных частей этих тел» (Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 20, с. 82).
Термин «белок» тогда ещё не был определён вполне точно и его относили обычно к
протоплазме в
целом. Все известные ныне живые объекты имеют в своём составе два осн. типа
биополимеров:
белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Сознавая неполноту своего определения,
Энгельс писал:
«Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от
того, чтобы
охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми
простыми среди
них... Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам
пришлось бы про-
следить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей» (там же, с. 84).
Дарвин в «Происхождении видов» так определял осн. законы, лежащие в основе
возникновения всех
форм Ж.: «Эти законы, в самом широком смысле — Рост и Воспроизведение,
Наследственность,
почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от
прямого или
косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения, Прогрессия
размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию —
Естественному
Отбору...» (Соч., т. 3, М.—Л., 1939, с. 666). В целом обобщение Дарвина
сохраняет силу и поныне, а
его осн. законы Ж. сводятся к двум, ещё более общим. Это прежде всего
способность живого
ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя
собств. материальным
структурам, и за счёт этого многократно воспроизводить их (репродуцировать).
Способность к
избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток
и организмов
и, следовательно, — прогрессии размножения (осн. условие для естеств. отбора), а
также в основе
наследственности и наследственной изменчивости. Сов. биохимик В. А. Энгельгардт
рассматривает
воспроизведение себе подобного как фундаментальное свойство живого, к-рое ныне
получает
интерпретацию в терминах химич. понятий. Др. особенность живого заключается в
огромном
многообразии свойств, приобретаемых материальными структурами живых объектов.
«Запись» наследств. свойств, т. е. кодирование признаков организма,
осуществляется с помощью
ДНК и РНК, хотя в процессе репродукции непременно участвуют и белки-ферменты. Т.
о., живой
является не отд. молекула ДНК, белка или РНК, а их система в целом. Реализация
многообразной
информации о свойствах
186 ЖИЗНЬ
организма осуществляется путём синтеза согласно генетическому коду различных
белков, к-рые
благодаря своему разнообразию и структурной пластичности обусловливают развитие
различных
физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в
процессе
эволюции возникли непревзойдённые по своему совершенству живые управляющие
системы. Т. о.,
Ж. характеризуется высокоупорядоченными материальными структурами, к-рые
составляют живую
систему, способную в целом к самовоспроизведению.
Ж. возможна лишь при определенных физич. и химич. условиях (температура,
присутствие воды,
ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов (напр., при
высушивании семян или
глубоком замораживании мелких организмов) не ведёт к потере жизнеспособности.
Если сохраняется
неповреж-дённой структура, она при возвращении к нормальным условиям
обеспечивает
восстановление жизненных процессов.
Ж. качественно превосходит др. формы существования материи в отношении
многообразия и
сложности химич. компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые
системы
характеризуются гораздо более высоким уровнем упорядоченности структурной и
функциональной,
в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетич. экономичность
живого —
результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне.
Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и
информацией, т. е.
являются открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, живому
присуща
способность к упорядочению, к созданию порядка из хаоса (т. е. противодействия
возрастанию
энтропии). Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт
повышения
энтропии в окружающей среде, так что в целом процесс повышения энтропии
продолжается.
Ж. на Земле, зародившаяся не менее 1,5—2 млрд. лет назад, представлена громадным
числом
организмов, к-рые постоянно связаны со средой, т. е. с др. организмами и неживой
природой. Ж. со
всеми её проявлениями произвела глубочайшие изменения в развитии нашей планеты.
Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы всё шире распространялись
по планете,
принимая участие в перераспределении энергии веществ в земной коре.
Распространение раститель-
ности привело к коренному изменению состава атмосферы. Углерод, веками
скапливавшийся в
остатках растений, образовал в земной коре грандиозные энергетич. запасы в виде
залежей органич.
соединений (каменный уголь, торф). Растит. покров изменил физич. и химич.
характеристики
планеты. Развитие Ж. в Мировом океане привело к созданию осадочных пород,
состоящих из
скелетов и др. остатков морских организмов. Эти отложения, их механич. давление,
химич. и физич.
превращения изменили поверхность земной коры. Избират. поглощение веществ
организмами
вызвало перераспределение веществ в верхних слоях земной коры. Всё это создало
на Земле особую
оболочку — биосферу, в к-рой развивались и развиваются жизненные явления.
В ходе эволюции живых организмов всё более совершенствовались процессы
приспособления их к
внеш. условиям, что у свободно подвижных животных способствовало развитию центр.
нервной
системы. Развитие под влиянием труда наиболее совершенной формы высшей нервной
деятельности
у предков человека создало предпосылки для перехода Ж. на социальный уровень,
связанный с
высшей формой движения, свойственной человеку и качественно отличной от
биологической,
присущей остальным формам Ж. После перехода на этот уровень, с возникновением
общественного
сознания, становится возможным прогнозирование развития и создание новых форм
регуляции и
приспо-
собления, невозможные в процессе чисто биологического развития.
• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же,
Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Вернадский В. И., Биосфера, т. 1—2,
Л., 1926; Бауэр Э. С., Теоретич.
биология, М.—Л., 1935; Ш p е-д и н г е p Э., Что такое Ж. с т. зр. физики?, пер.
с англ., М., 1947; Ш м а л ь г а у а е н И.
И., Кибернетич. вопросы биологии, Новосиб., 1968; Малиновский А. А., Нек-рые
вопросы организации биология,
систем, в сб.: Организация и управление, М., 1968; Опарин А. И., Ж., её природа,
происхождение и развитие, M., 19682;
Энгельгардт В., Проблема Ж. в совр. естествознании, ((Коммунист», 1969, .№ 3;
Фролов И. Т., Ж. и познание. О
диалектике в совр. биологии, М., 1981; BertalanffyL. v., Problems of life, N.
?., [1960].

А. А.Малиновский.
ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ, Жильбер из ? ? ? ? е (Gislebertus Porretanus, Gilbert de
la Porree),
Жильбер из Пуатье (ок. 1076, Пуатье,— 1154, там же), ср.-век. философ-платоник.
Ученик Бер-нара
Шартрского, после его смерти канцлер (1126—37) шартрской школы, с 1142 епископ
Пуатье. Гл.
работы — образцовый (популярный вплоть до 16 в.) комм. к Боэцию (особенно к «О
Троице»); долго
служившая учебником и отразившаяся у Лейбница «Книга о шести началах» —
метафизич.
интерпретация аристотелевских категорий; комм. к псалмам, к посланиям апостола
Павла. Ж. П.
понимал философию как осмысление таинств. реальности («не уверуем, познав, а
познаем, веруя»).
«Первое совершенство» бога — «единственное и простейшее» бытие (essentia), «то,
чем» (quo) всё
существует; сущность (substantia) и бытие в боге совпадают. Чистой «бытийной»
форме
соответствует неопределимая «первонач.» (primordialis) материя; возникновение
вещей есть их
«сообразование» (conformitas) с этой формой-образцом. Тем самым вещи всегда со-
ставны
(раздвоены на «что» и «чем»), не равны себе и являют в своём множестве иерархию
форм. С
помощью воображения происходит «натуральное», «рациональное» познание
«конкретных» форм
(не отделённых от материи), с помощью «математики» (disciplina) — исходных,
«неподвижных»
форм вещей; наконец, «теория» (созерцание) постигает прообразующие универсальные
формы —
идеи. Среди многочисл. последователей Ж. П.— Иоанн Солсберийский и Алан
Лилльский. * в кн.:
Migne PL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse, Monasterii, 1953.
• Vanni Rovighi S., Studi di filosofia medioevale, v. 1, Mil., 1978, p. 176—247
(библ.); E l s w i ] k H. C. van, Gilber Porreta,
Leuven, 1966.
ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (13.6.1884, Париж,— 19.9.1978, Краван), франц.
религ. философ,
представитель неотомизма, историк ср.-век. философии. Основатель и издатель
журн. «Etudes de
philosophie medie-vale» (с 1922).
Осн. задачей философии Ж. считал возрождение ср.-век. схоластич. системы Фомы
Аквинского как
«вечной философии», решающей проблемы бытия. Новую философию, начиная с эпохи
Возрождения, Ж. рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. Тайна томизма, по
Ж.,
заключается в достижении гармонии между философией и верой; истины науки,
философии и
богословия на разных уровнях повествуют об одном и том же. Ж. стремился
восстановить мир ср.-
век. мысли (книги об Августине, Бонавентуре, Бернаре Клервоском, Фоме Аквинском,
Иоанне Дунсе
Скоте и др. мыслителях, особенно же «Дух средневековой философии» («L'esprit de
la philosophie
medievale», 1932).
• Existentialisme chretien, P., 11948]; Peinture et realite..., P., 1958;
Introduction a la philosophie chretienne, P., 1960; La
philosophie et la theologie, P., 1960; Le Thomisme, P., 1965·; La socicte de
masse et sa culture, P., 1967; La philosophie au
moyen age, v. 1—2, P., 1976s.
• Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 202—11; Сахарова Т.
А., От философии существования к
структурализму, М., 1974, с. 147—78; M a r i-t. a i n J. [a. о.], В. Gilson,
philosophe de la chretiente, IP., 194!)]; Melanges
offerts a Eticnne Gilson, [P.—Toronto, 1959].
ЖОЖА (Joja) Атанасе (1904—72), рум. философ-марксист и обществ. деятель. Чл. РКП
с 1931. В
1955— 1969 чл. ЦК РКП. В 1960—63 президент Академии
СРР; создал и возглавлял Логический центр Академии СРР.
Ж. занимался проблемами предмета логики, сущности и значения диалектич. логики,
её места в
системе филос. знания. Исходя из наличия трёх логик: классической (формальной),
символической
(математической) и диалектической, он считал, что они взаимно дополняют друг
друга и тем самым
логика в целом выступает как единая наука. При этом диалектич. логика
устанавливает границы
применимости как классич., так и символич. логик. Ряд работ Ж. посвящен истории
логики и критике
идеалистич. направлений в совр. логике.
• Studii de logica, v. 1—4, Вис., 1960—76; Logos architekton, Вис., 1971;
Hecherches logiques, Вис., 1977; в рус. пер.— О
нек-рых сторонах диалектич. логики, в сб.: Проблемы философии, М., 1960; В. И.
Ленин о разработке диалектич. логики
в связи с общим развитием логики, «ФН», 1962, JV« 1—2; Логич. исследования, М.,
1964.
ЖУВЕНЕЛЬ дез Юрсен (Jouvenel des Ursins) Бертран де (р. 31.10.1903, Париж),
франц. экономист,
социолог и футуролог. Президент франц. футурологич. об-ва «Футурибль» (1967—74)
и президент-
основатель Междунар. федерации исследований будущего (1973), член Римского
клуба. Автор науч.
и публицистич. трудов по перспективным социально-экономич. проблемам, написанных
с позиций
либерального реформизма. Ж.— один из первых методологов социального
прогнозирования на
Западе. Выдвинул концепцию «возможного будущего», не детерминированного научно-
технич.
прогрессом и социально-экономич. условиями, а «изобретаемого» людьми. С этих
позиций выступал
против концепций «технологич. детерминизма» и «экологич. пессимизма» в совр.
бурж.
футурологии.
• Raisons de craindre, raisons d'esperer, v. 1 — 2, P., 1948; The ethics of
redistribution, Camb., 1951; De la souverainete, P.,
1955; L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Arcadie. Essais sur le mieux-vivre,
P., 1968; Du pouvoir. Histoire naturelle de sa
croissance, P., 1972.
ЖЭНЬ (кит., букв.— гуманность, человеколюбие), термин кит. философии, одно из
центр. понятий
конфуцианства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу
значения
«гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое начало». Понятие
Ж. было
введено Конфуцием и в «Чжун юне» («Рассуждения о соблюдении срединного пути»)
отождествлено
им с самим человеком, т.е. понималось как осн. человеч. качество. Гл.
проявлением его Конфуций
считал любовь к родственникам; в его учении оно было, однако, атрибутом лишь
цзюньцзы
(благородного мужа), тогда как сяожэнь (простолюдин) был его лишён. Дальнейшее
развитие Ж.
получило у Мэн-цзы, к-рый в русле своей идеи о врождённой доброте человека
трактовал Ж. как
разум (сердце) и считал, что человек, обладающий Ж., любит людей и всё сущее,
поэтому бла-
городный человек не может не пестовать Ж. в своём сердце. Мэн-цзы ввёл понятие
«Ж. чжэн» —
«гуманная политика» в качестве единственно правильного принципа управления
страной. В период
Хань (206 до н. э.— 220 н. э.) у Дун Чжуншу Ж. означало «любовь» как основу
межчеловеч.
отношений, а в эпоху Тан (618— 907), особенно в философии Хань Юя (768—824),—
всеобщую
любовь. Новое звучание Ж. приобрело в неоконфуцианстве, особенно у Чжан Цзая, в
этике к-рого Ж.
охватывает всю Вселенную. В философии Мо-цзы Ж. выступает как «всеобъемлющая
(взаимная)
любовь», направленная прежде всего от «Я» к другим. Как и ли, Ж. стало частью
массового сознания
китайцев вплоть до 20 в.
• Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972; Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Избр. труды,
М., 1978; The Four Books, transl by I.
Legge, Shanghai, 1933, p. 544—47, 610—38; Wing-t s i t С h a n, A source book in
Chinese philosophy, Princeton, 1963;
Politella J., Taoism and Confucianism, Iowa City 1967.
ЖЭНЬ 187
3
ЗАБЛУЖДЕНИЕ, несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа —
объективной
действительности, обусловленное ограниченностью обществ.-историч. практики и
знания либо
абсолютизацией отд. моментов познания или сторон объекта. 3. отличается от
ошибки — как
несоответствия знания индивида объ-ектy, обусловленного личными качествами
субъекта. Понятие
3. характеризует состояние знания, качественно отличное от истинного, оно
фиксирует факт
неверного, искажённого отражения действительности. 3. закрепляются в сознании
классовыми,
групповыми, а подчас и индивидуальными интересами. 3., возникающие в науч.
познании, находятся
в диа-лектич. взаимоотношении с истиной. «Истина и заблуждение, подобно всем
логическим
категориям, движущимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение
только в
пределах чрезвычайно ограниченной области» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 20, с.
92). В истории науки 3., содержащие объективно-истинные моменты знания, нередко
выступали
формой развития истины. Решение проблемы 3. неразрывно связано с пониманием
истины как
диалектич. процесса развития познания и с признанием обществ.-историч. практики
критерием
различения истины и 3.
ЗАКОН, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между
явлениями. 3.
выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между
свойствами
вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3. функционирования,
выражающие
существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве вещами и
явлениями
(напр., 3. всемирного тяготения). Наряду и в единстве с 3. функционирования
существуют 3. раз-
вития. Так, напр., общество закономерно развивается от одной обществ.-экономич.
формации к
другой. «... Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и
связи, взаимозави-
симости и цельности мирового процесса» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 135).
В системе объективного идеализма 3. трактуется как выражение мирового разума,
воплощённого в
природе и обществе. С т. зр. субъективного идеализма 3. привносится познающим
субъектом в
реальный мир: разум даёт законы природе. Напр., согласно неопозитивизму, 3.,
фиксируемые в т. н.
фактуальных науках,— это условные правила связывания высказываний, описывающих
данные
чувств. опыта.
Диалектич. материализм исходит из того, что 3. носят объективный характер,
выражая реальные
отношения вещей. 3. могут быть менее общими, действующими в огранич. области и
изучаемыми
отд. конкретными науками (напр., 3. естеств. отбора); более общими, изучаемыми
рядом областей
знания (напр., 3. сохранения энергии, циркуляции информации); всеобщими,
универсальными
(законы диалектики: переход количеств. изменений в качественные и др.), к-рые
исследуются
философией. Одни 3. выражают строгую количеств. зависимость между явлениями и
фиксируются в
науке математич. формулами, другие 3. не поддаются мате-матич. выражению.
Различают также
статистические и динамические закономерности.
Реализация 3. зависит от соответствующих необходимых условий, наличие к-рых
обеспечивает
переход следствий, вытекающих из 3., из состояния возмож-

<< Пред. стр.

страница 73
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign