LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 71
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

звук, отзвук), одно
из центр. понятий др.-инд. поэтики и эстетики. Учение о Д. получило завершение в
соч.
Анандавардханы «Дхваньялока» («Свет Д.»), созданном в кон. 9 в. в Кашмире. Тема
Д.
анализировалась и позднее, напр. в трактате Абхинавагупты «Лочана» (10—11 вв.).
Д., определяемое
как «атман (душа) поэзии», составляет ядро поэтич. речи, отличая её от
непоэтической. Оно появ-
ляется там, где есть семантич. двуплановость, выявляющая смыслы, отличные от
собств. значения
данного элемента. Особая сфера Д. связана с невыраженным, или угадываемым,
значением: Д.,
подобно светильнику, освещает и своё собств. значение и нечто иное —
невыраженное, но
«проявляемое». Существует особая классификация этих угадываемых значений.
• Anandavardhanacarya. Dhvanyalokah with the Locana, Sanscrit comm. by
Abhinavagupta and Hindi comm. by Jagannath
Pathak, Varanasi, 1965; Анандавардхана. Дхваньялока («Свет Дхвани»), пер. с
санскр., введ. и коммент. Ю. М.
Алихановой, М., 1974.
• Алиханова Ю. М., Нек-рые вопросы учения о Д. в др,-инд. поэтике, в кн.:
Проблемы теории лит-ры
и эстетики в странах Востока, М., 1964; R en o u L., Le dhvani dans la poetique
sanskrite, «Adyar Library
Bulletin», 1954, v. 18. ДХЬЯНА (санскр.— мысль, размышление), в инд. философии
созерцание,
медитация как этап на пути к освобождению. В совокупности восьми средств йоги,
ведущих к
очищению и просветлению ума (читты), Д. следует за состояниями отключения чувств
(пратья-хара)
и концентрированного внимания (дхарана) и связана со спокойным, равномерным и
беспрерывным
сосредоточением мысли на данном объекте; Д. непосредственно предшествует
самадхи. Д. играет
важную роль в буддизме и иногда наз. буддийской йогой. ДЫННИК Михаил
Александрович [18.2
(1.3).1896, Киев,— 17.3.1971, Москва], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1958).
После окончания
историко-филологич. ф-та Киевского ун-та (1919) вёл науч. и преподават. работу в
вузах. С 1943
старший науч. сотрудник, с 1968 зав. сектором истории философии Ин-та философии
АН СССР. Осн.
работы по истории философии, эстетике и критике совр. бурж. философии. Д.
принадлежат переводы
фрагментов Гераклита, соч. Пармени-да, Бруно, Гельвеция. Гос. пр. СССР (1943) за
участие в
создании «Истории философии» (т. 1—2, 1940—41). И Диалектика Гераклита
Эфесского, М., 1929;
Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936; Филос, взгляды Вольтера, в
кн.: Вольтер.
Статьи и материалы, М.— Л., 1948; Материалисты Др. Греции. Собрание текстов
Гераклита,
Демокрита и Эпикура, М., 1955 (редактор).
ДЬЮИ (Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), амер.
философ-
идеалист, один из ведущих представителей прагматизма. Д. выдвинул новый вариант
прагматизма —
инструментализм. Познание, по Д., — орудие, инструмент приспособления человека к
противостоящей ему среде. Мерило истинности теории или гипотезы — её практич.
эффективность в
ситуации, данной в опыте. При этом логика, по Д., выполняет служебную функцию.
Практич.
целесообразность, по мысли Д., — критерий моральности. Нравственность, как и
наука, —технич.
средство социального «инженерного иск-ва». Д. отвергал сверхъестеств. мир и
традиц. формы
религии,
выдвигая вместо них «гуманистич.» религию, особые «религ. ценности» и толкуя
бога как активное
отношение .между идеальным и действительным. Эстетическое сводится у Д. к
чувственному
(«искусство — это жизнь») и трактуется как выражение гармонии, равновесия между
организмом и
средой. В социологич, работах Д. выступал как поборник бурж. либерализма
(«регулируемой
свободы» и «равных возможностей») и индивидуализма. Классовой борьбе и
социалистич.
революции он противопоставлял сотрудничество классов и программу улучшения
общества путём
педагогич. реформ.
• Essays in experimental logic, Chi., 1918; Human nature and conduct, N. Y.,
1930; Problems of men, N. Y., 1946; Reconstruc-
tion in philosophy, Boston, [1957]; Experience and nature, N. Y., 1958; в рус.
пер.— Психология и педагогика мышления,
М., 19192.
• Кроссер П., Нигилизм Дж. Д., пер. с англ., М., 1958; Богомолов А. С., Бурж,
философия США 20 в.. М., 1974; Совр.
бурж. философия, М., 1978, гл. 1; The philosophy of J. Dewey, ed. by P. A.
Schilpp, Chi., 1939; Geiger G. R., J. Dewey in
perspective, N. ?., 1958.
ДЮРИНГ (Duhring) Евгений (12.1.1833, Берлин, — 21.9.1921, Новавес, близ
Потсдама), нем.
философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Д. предпринял попытку
построить
систему «философии действительности», к-рая утверждала бы новый способ мышления.
Однако его
построения оказались смешением элементов метафизич. материализма, позитивизма и
кантианства.
Он считал философию априорным учением о высших, или последних, истинах. Мир, по
Д., не имеет
конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абс. покоя.
Переход от покоя к
движению Д. объясняет при помощи понятий некоей «механич. силы», якобы присущей
материи. Т.
о., Д. стремился избежать идеи перводвигателя и одновременно отойти от
материалистич. трактовки
движения как атрибута материи. Время у Д. оторвано от пространства и материи.
Социологич. концепция Д. основана на идеалистич. воззрении, согласно к-рому
причиной
социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Насилие
рассматривается Д.
безотносительно к эко-номич. структуре общества, существованию классов,
социального
неравенства. Социалистич. преобразование общества, по Д., должно исключать
революц. переворот и
идти в духе мелкобурж. социализма Пру-дона, путём кооперирования мелких
производителей. Он
выступал против политэкономии марксизма, материалистич. диалектики и науч.
социализма. Идеи Д.
получили нек-рое распространение в среде нем. с.-д-тии. Это побудило Ф. Энгельса
подвергнуть
воззрения Д. критич. анализу, показавшему их эклектич. характер и науч.
несостоятельность (см.
«Анти-Дюринг»).
* Naturliche Dialektik, В., 1865; Cursus der Philosophie..., pz.,
1875; Logik und Wissenschaftstheorie, Lpz., 19052; в
рус. пер.— Ценность жизни, СПБ, 1894.
• Л е н и и В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; AI brecht G., E.
Duhring, Jena, 1927.
ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), франц.
социолог-
позитивист. Основатель франц. социологич. школы, группировавшейся вокруг журн.
«L'Annee
sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Д. испытал также влияние
Монтескье, Руссо,
Канта, Спенсера, Ш. Ре-нувье. Обосновывая особое место социологии в ряду наук о
человеке, он
отстаивал специфичность её объекта — социальной реальности, её несводимость к
био-психич.
реальности индивидов. В работе «Правила социологич. метода» (1895, в рус. пер. —
«Метод со-
циологии», 1899) Д. определял предмет социологии как социальные факты,
существующие вне
индивида ? обладающие по отношению к нему принудительной силой.
В противовес интуитивизму «философии жизни» Д. отстаивал необходимость
распространения
рационализма на познание социальных явлений и вслед за Контом призывал к
применению
объективных методов по образцу естеств. наук. Методологич. установку на исследо-
вание самих социальных процессов, а не представлений о них он сформулировал в
известном
лозунге: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». В теоретико-
методологич. плане Д.
сочетал приверженность эволюционизму со структурно-функциональным подходом.
Первая
тенденция проявилась у него гл. обр. в типологии обществ (сложные общества как
комбинации
простых), в объяснении социальной жизни посредством обращения к её
«элементарным» формам и т.
д. В то же время, соединив присущий орга-нич. школе взгляд на общество как на
интегрированное
целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социальной
реальности, Д. в
развёрнутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального
анализа в
немарксистской социологии. Под функцией он понимал соответствие того или иного
явления
определ. потребности социальной системы.
В работе «О разделении обществ. труда» (1893, рус. пер., 1900) Д. утверждал, что
осн. функция
разделения труда — поддержание социальной солидарности. В архаич. обществах она
основана на
полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» (механич.
солидарность),
в развитых обществах — на разделении труда и функциональной взаимозависимости
индивидов
(«органич. солидарность»), причём «коллективное сознание» здесь становится более
неопределённым и действует в огранич. сфере.
В кн. «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Д., отвергая психологич. и др.
объяснения самоубийства,
связывает его со степенью ценностно-нормативной интеграции общества и
интенсивностью
социальных связей. Он выделяет три осн. типа самоубийства: эгоистическое —
следствие ослабления
воздействия социальных норм на индивида; альтруистическое — результат крайнего
поглощения
индивида обществом; анемическое самоубийство, по Д., порождается ценностно-
нормативным
кризисом в обществе (аномией).
В наиболее крупной работе Д. - «Элементарные формы религ. жизни...» («Les formes
elementaires de
la vie religieuse...», 1912), на основе анализа австрал. тотемич. культов
прослеживаются социальные
истоки и функции религии и форм познават. деятельности. Д. стремился доказать,
что «реальный» и
«подлинный» объект всех религ. культов — общество, а гл. социальные функции
религии —
воссоздание сплочённости и выдвижение идеалов, стимулирующих обществ. развитие.
Он понимал
религию чрезвычайно широко, рассматривая её как синоним идеологии.
В конкретно науч. плане осн. вклад Д. состоит в анализе ценностно-нормативных
систем общества и
попытке разработки строгих методов исследования социальных фактов. Однако этот
вклад был
существенно ограничен идеалистич. и буржуазно-реформистскими рамками его теории.
Отводя
ведущую роль «коллективным представлениям» и открещиваясь от «упрёков» в
материализме, он
сводил материальные факторы социальной жизни к эколого-демографич. аспектам.
Хотя Д.
признавал важное значение нек-рых осн. идей историч. материализма, в целом он
отвергал его
революц. содержание и вульгарно интерпретировал его в духе «экономич.
материализма». Недо-
оценка роли экономич. институтов и власти, классов и классовой борьбы,
внутренней
противоречивости ценностно-нормативных систем определили неадекватность
объяснения осн.
социальных процессов в теории Д.
Основанная Д. школа, в к-рую входили социологи (Мосс, С. Бугле, П. Фоконне,
Халъбвакс, Ж. Дави и
др.) и представители ряда смежных наук, занимала ведущее положение во франц.
социологии 1900—
ДЮРКГЕЙМ 181
1930-х гг. С 60-х гг. наблюдается стремление реинтерпре-тироватъ теорию Д. в
эволюционистском
духе. Сторонники феноменология, социологии подвергают резкой критике
позитивистские
основания его концепций. Но в целом влияние теории Д. на зап. социологию
остаётся значительным.
• Sociologie et Philosophie, P., 1924; Lecons de sociologic, P., 1950; в рус.
пер.— Социология и социальные науки, в кн.;
Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в
социологии, сб. 2, СПБ, 1914. 0 К о н И.
С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 4; К о p ж е в а Э. ?., Категория
коллективного сознания и ее роль в
концепции Э. Д., «Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия», 1968, № 4; её ж е,
Социологич. теория познания Э. Д., в кн.: Из
истории бурж. социологии 19—20 вв., М., 1968; Гофман А- Б., «Социологизм» как
концепция Э. Д., в кн.: Исто-рико-
филос. сборник, М., 1972; его же, Религия в филос.-социологич. концепции Э. Д.,
«Социологич. исследования», 1975, №
4; Осипов а Е. В., Социология Э. Д., М., 1977; Николаев Ю. Н., Э. Д. как
социальный философ, «Социологич.
исследования», 1978, № 2. А. Б. Гофман.
ДЮЭМ, Д ю г е м (Duhem) Пьер Морис Мари (9.6.1861, Париж,— 14.9.1916, Кабрпин,
деп. Од),
франц. физик, философ и историк науки, автор работ по гидродинамике,
электродинамике,
классической термодинамике.
В области философии интересы Д. сосредоточились на природе науч. теории. Д.
придерживался
конвенционализма и занимал позицию, близкую Э. Маху и А. Пуанкаре: физич. теория
— это
конвенционально принимаемая математич. система, к-рая обеспечивает только
вычисления и
предсказания. Как и позитивисты, Д. лишал науку права на объяснение и изго-
нял из неё «метафизику», но, в отличие от них, считал «метафизику» необходимой
отраслью человеч.
знания. Согласно Д., науку и «метафизику» надо тщательно различать и не
загружать науку
«излишними» объясняющими моделями и представлениями.
С именем Д. связан т. н. тезис Дюэма—Куайна: науч. закон получает своё значение
в контексте всей
науч. теории и не может проверяться и опровергаться изолированно от др. законов
и вспомогат.
допущений (гипотез). Если нек-рое предсказание не оправдывается, это означает,
что какая-то
гипотеза из системы взаимосвязанных гипотез должна быть отброшена, но какая
именно —
устанавливает не эксперимент, а решение учёного.
Д. считал, что история проблемы или понятия необходима для их понимания, поэтому
история науки
должна быть существ. частью работы учёного. Ему принадлежат ценные работы по
истории науки и
философии античности, средних веков и Возрождения, однако Д. принижал значение
ренессансной
науки и искал в схоластике непосредств. истоки науки нового времени.
• Les origines de la statique, t. l—2, P., 1905—06; Etudes sur Leonardo de
Vinci, t. 1—3, P., 1906—13; Essai sur la notion de
theorie physique de Platon a Galilee, P., 1908; Die Wandlungen der Mechanik und
der mechanischen Naturerklarung, Lpz.,
1912; Le Systeme du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon a
Copernic, t. 1 — 10, P., 1913—59; в рус. пер.—
Физич. теория, ее цель и строение, СПБ, 1910.
% Из истории франц. науки. Сб. ст., М., 1960; Humbert P., Pierre Duhem, P.,
1932; Can theories be refuted? Essays on the
Duhem-Quine thesis, Dordrecht — Boston, 1976.
E
ЕВГЕМЕРИЗМ, учение о происхождении религии из почитания и обожествления
древнейших
царей. Е. наз. также объяснение мифов и верований как проекции в мир богов и
героев реальных
историч. событий. В этом смысле Е. возник в Греции уже в 5 в. дон. э. как один
из вариантов
рационалистич. критики мифов; так, Геродор из Гераклеи пытался истолковать мифы
о Геракле и о
походе аргонавтов как фантастич. изо-бражение реальных.подвигов давних времён.
Свое название Е.
получил по имени Ёвгемера из Мессены (ок. 340 — ок. 260 до н. э.), автора кн.
«Священная запись»,
дошедшей до нас в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V 41—46). В жанре
рассказа о
путешествии по дальним морям Евгемер повествовал о счастливом о. Панхея и о
надписи древнего
царя Панхеи Зевса, в к-рой рассказывалось якобы о могущественных и мудрых царях
Панхеи —
Уране, Кроносе и Зевсе, побудивших своими благодеяниями воздавать им божеские
почести.
Евгемер рассказывал о том, как они наделили людей всеми достижениями цивилизации
и описывал,
как Зевс объездил с этой целью всю Землю. Аналогичным образом объяснял Евгемер и
возникнове-
ние культов богов и героев. Соч. Ёвгемера было переведено на лат. язык рим.
поэтом Эннием. •
Wipprecht F., Zur Entwicklung der rationalistischen Mythendeutung bei den
Griechen, Bd l, 11, Tub.,
1902—09; Buffiere F., Les mythes d'Homere et la pensie grecque, P., 1956.
ЕВДЕМ (???????) из Родоса (2-я пол. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ.
Представитель перипате-
тической школы, друг и ученик Аристотеля; наряду с Теофрастом ближайший
претендент на
должность схоларха Ликея ч качестве преемника Аристотеля. После избрания
Теофраста (322 до н.
э.), возможно,
182 ДЮЭМ
вернулся на Родос и основал там филиал школы, оставаясь в тесном контакте с
Теофрастом (есть
свидетельства о переписке). Все соч. Е. утрачены, остались только фрагменты в
виде цитат у
позднейших авторов. Из всех древних перипатетиков Е. — самый верный и догматич.
последователь
своего учителя (ср. одноимённые с соч. Аристотеля «Физику», «Аналитику» и др.).
Герменевтич. (и,
как предполагают, также текстология.) работа Е. над трактатами Аристотеля ставит
его у истоков
антич. аристотелеведения и комментаторской традиции. Другую группу соч.
составляют особо
ценные и много цитировавшиеся в древности историко-науч. и религиоведч. труды —
осуществление
намеченной Аристотелем программы энциклопедич. свода «принятых мнений» (??????),
подлежащих диа-лектич. обработке (ср. «Мнения физиков» Теофраста). Сюда
относятся: история
геометрии и арифметики (до Платона), история астрономии и история теологии
(включавшая также
негреч. теогонии), цитаты ив к-рых остаются уникальным источником.
Распространённая в 19 в. т.
зр., согласно к-рой Е. принадлежит «Евде-мова этика» Аристотеля, в наст, время
оставлена.
f* Фрагмент ы: W е h г l i Fr., Die Schule des Aristote-s, H. 8, Basel, 19692;
Schobe U., Quaestiones Eude-meae de
primo physicorum libro, Halle, 1931. • Solmsen F., «American Journal of
Philology», 1961, v. 82, p. 278—82;
Aristoteles. Eudemische Ethik, ubers., komm. v. F. Dirlmeier, B., 19692; M o r a
u ? P., Der Aristotelismus bei den
Griechen, Bd l, B.—N. Y., 1973, S. 8—9.
ЕГОРОВ Анатолий Григорьевич (р. 25.10.1920, Ско-пин Рязанской обл.), сов.
философ, акад. АН СССР (1974).
Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. гос. пед. ин-т (1941). С 1946 на преподават. и
журналистской работе, с 1956 гл.
редактор журн. «Политич. самообразование». С 1961 зам. зав. отделом агитации и
пропаганды ЦК КПСС. С 1965
гл. редактор журн. «Коммунист», с 1974 директор ИМЛ при ЦК КПСС и с 1975
академик-секретарь отделения
философии и права

АН СССР. В 1961—60 чл. ЦРК, в 1966—76 — кандидат в чл. ЦК КПСС, с 1970 — чл. ЦК
КПСС.
Деп. Верх. Совета СССР с 1974. Осп. работы по проблемам псто-рич. материализма,
науч.
коммунизма, эстетики и теории искусства.
В Иск-во и обществ. жизнь, М., 1959; Содержание и форма в иск-ве, в кн.: Основы
марксистско-ленинской эстетики, М.,
1960; О реакц. сущности совр. бурж. эстетики, М., 1961; Произ-во, научно-технич.
творчество и эстетика, в сб.: Вопросы
технич. эстетики, в. 1,М., 1968; Проблемы эстетики, ?., 19772; Progressive
development in the arts, в сб.: Art and society,
Moscow, 1968.
ЕДИНИЧНОЕ, отдельное, индивидуальное, филос. категория, выражающая относит.
обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во
времени вещей и
событий, присущие им специфич. неповторимые особенности, составляющие их
уникальную
качеств. и количеств. определённость. Как E. может рассматриваться не только
отд. предмет, но и
целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно
самостоятельное,
существующее в границах определ. меры. Вместе с тем сам предмет есть нек-рое
множество частей,
к-рые, в свою очередь, выступают как Е.
Конкретной, наличной формой своего существования единичная вещь обязана той
системе
закономерно сложившихся связей, внутри к-рой она возникает. «...Отдельное не
существует иначе
как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в
общее и т. д. и т. д.» (
Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 318). Общее укоренено в Е. как его сущность и
раскрывается в понятии
только через отражение Е. и особенного. Ещё Аристотель отмечал, что общее

<< Пред. стр.

страница 71
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign