LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Манчестер), англ,
философ-идеалист, представитель неореализма, один из создателей теории
эмерджентной эволюции.
В филос. взглядах отталкивался от нек-рых идеалистически интерпретируемых
положений теории
относительности. Исходной реальностью считал понятие «пространство — время», к-
рое
отождествлял с энергией и движением. Процесс эволюции, по А., носит
«эмерджентпый» —
скачкообразный, непредсказуемый и научно не объяснимый характер. «Пространство —
время»
порождает «эмерд-жентные» качества — материальный мир, жизнь, психику, сознание.
Учению об
объективной причинности в природе А. противопоставил идеалистич. концепцию
«низуса» (лат.
nisus — порыв, устремление) как духовного источника, направляющего эволюцию к
своей цели и
пределу — божеству. В гносеологии А. придерживался неореалистич. представления о
непосредств.
характере познават. процесса, развивал учение о категориях как неизменных и
постоянных свойствах
материи и духа. А. занимался также вопросами этики и эстетики.
• Space, time and deity, v. 1—2, L., 1927; Beauty and other forms of value, L.,
1933.
• Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 4, §3; Mc Carthy
J. W., The naturalism of S. Alexander, N. Y.,
1948.
АЛЕКСАНДР (Alexander) из Гэльса (латинизи-ров. Alexander Halensis) (ок. 1185,
Гэльс, Англия,—
21.8.1245, Париж), ср.-век. философ и теолог. С 1236 монах-францисканец,
основатель
францисканской школы в Парижском ун-те. Обширная «Сумма теологии», приписываемая
А., хотя и
не принадлежит ему непосредственно, составлена кем-то из его последователей на
основе работ А. и
его учеников — Иоанна из Ла-Ро-шели, Бонавентуры и др. Один из первых
комментаторов
«Сентенций» Петра Ломбардского. Примыкал к традиции ср.-век. реализма (его гл.
авторитеты —
Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Боэций). Видимо, сформулировал ряд
вопросов, получивших
развёрнутое обсуждение у Бонавентуры и его учеников и связанных с
доказательством бытия бога. В
центре их — понимание бога как самодовлеющего бытия. А. опирался прежде всего на
Анселъма
Кентерберий-ского, но приводил и аргументы, почерпнутые у Аристотеля, напр,
доказательство из
необходимости допущения неподвижного двигателя для обоснования движения. В соч.
А. впервые
задана форма схоластич. изложения обсуждаемого вопроса: 1) постановка вопроса;
2) возражения
против предполагаемого ответа; 3) авторитетные суждения в пользу того
утверждения, к-рое
является ответом автора на поставленный вопрос, и 4) доказательство этого
утверждения; 5)
опровержение возражений. Эта форма стала традиционной для разного рода ср.-век.
схоластич. соч.:
«сумм», комментариев к «сентенциям», «вопросов».
• Summa theologica, v. 1—4, Quaracchi, 1924—48; Glossa in quatuor libros
Sententiarum Petri Lombardl, v. 1—2, Quaracchi
— Florentlae, 1951—54,
• PIcavet P., Abilard et Alexandre de Haies, createurs de (a methode
acolastique, P., 189C; B o e h n e r P h., The system of
metaphysics of Alexander of Hales, «Franciscan Studies», 1945 V. 5, p. 366—414;
G i i s o n E.H., History of Christian philoso-
phy In the middle ages, N. Y., 1955.
АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (?????????? 6 ??????????? — из г. Афродисия в Карий, М.
Азия, 2—3 вв.), др.-греч. философ, глава перипатетической школы в Афинах (между
198—211),
влиятельнейший комментатор Аристотеля. Для А. А. характерен эмпи-рич. натурализм
(в духе идей
Стратона из Лампсака); он отрицал бессмертие души и реальность времени, а в
вопросе об
универсалиях занимал позицию, близкую к жёсткому номинализму (существование
универсалий
«после вещей» — «если бы они не мыслились, то их и не было бы»), отойдя, т. о.,
от Аристотеля. В
комментарии к соч. «О душе» развил оригинальную концепцию троичности ума (нуса),
повлиявшую
на ср.-век. араб, и евр. философию. А. А. различает естественный, или
материальный, ум,
приобретённый ум и «приходящий извне», или творч. ум, тождественный
перводвигателю
Аристотеля и богу. Сверхличный третий ум воздействует на потенциальный первый и
оформляет его
в наличный второй ум.
Репутация А. А.-комментатора была исключительно высока в древности («второй
Аристотель»);
комментарии его сохраняют науч. значение до сих пор. Взгляды Аристотеля А. А.
рассматривал как
самодовлеющую непротиворечивую систему, к-рая должна быть объяснена из неё
самой. Эта
установка на внутр. реконструкцию и догматич. чистоту аристотелизма находит своё
выражение в
резком отмежевании от др. филос. школ (особенно стоицизма) и постоянной полемике
с ними. До
нас дошли комментарии 1) к «Метафизике» (А. А. принадлежит только кн. 1—5, кн.
6—14 — ви-
зант. комментатору Михаилу Эфесскому); 2) к 1-й кн. «Первой аналитики»; 3) к
«Топике»; 4) к «Об
ощущении»; 5) к «Метеорологии», а также самостоятельные т. н. «малые сочинения»:
6) «О душе»;
7) «О роке» (защита свободы воли — против стоич. фатализма); 8) «Апории и
решения» в 3 книгах; 9)
«Нравств. проблемы» (подлинность оспаривается); 10) «О слиянии и росте» (против
стоич. учения о
взаимопроникновении тел).
Издания: М 1—5 изданы в серии CAG I—III; № 6 — 10 в Supplementum Aristotelicum к
той же серии: ?. 2, pt. l—2 (В.,
1887—92); Т о d d R. В., Alexander of Aphrodisias on stoic physics: a study of
the «De mixtione» with preliminary essays, text,
transl. and comm., Leiden, 1976; M o r a u ? P., Le commentaire d'Alexandre
d'Aphrodise aux «Seconds Analytiques» d'Aristote,
B.— N. Y., 1979.
• История философии, т. 1, M., 1940, с. 268; Praechter K. (Hrsg.), Die
Philosophie des Altertums, B., 1926 (именной ука-
затель); M о га u x P., Alexandre d'Aphrodise..., Liege, 1942; M e r l a n P.,
Monopsychism, The Hague, 1963.
АЛЕКСАНДРОВ Георгий Фёдорович [22.3(4.4). 190S, Ленинград,— 21.7.1961, Москва],
сов.
философ, акад. АН СССР (1946). Чл. КПСС с 1928. Окончил Моск. ин-т истории и
философии (1932).
В 1940—47 возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1947—54
директор Ин-та
философии АН СССР. В 1954—55 министр культуры СССР. В 1955—61 работал в Ин-те
философии
АН БССР. Гос. пр. СССР: 1943 (за участие в создании труда «История философии») и
1946 (за кн.
«История зап.-европ. философии», по к-рой в 1947 была проведена филос.
дискуссия; см. журн.
«Вопросы философии», 1947, № 1).
• Филос. предшественники марксизма, М., 1939; Аристотель, М., 1940; Формирование
филос. взглядов Маркса и
Энгельса, М., 1940; История социологии как наука, Минск, 195S; История со-
циологич. учений. Древний Восток, М.,
1959.
АЛКМЕОН (????????) из Кротона (согласно единств, хронологич. свидетельству, «был
молод,
когда Пифагор был стариком», т. е. ок. 500 до н. э.), др.-греч. врач и
натурфилософ. По Диогену
Лаэртию, «слушал Пифагора», однако считать его «пифагорейцем» в строгом смысле
слова
неправильно. Книга А. была известна в древности под традиц. и, вероятно,
неподлинным
АЛКМЕОН 19
назв. «О природе». В центре внимания А.— человеческое тело, понимаемое как
микрокосм; в
отличие от милетской школы, космогония и метеорология начисто отсутствуют у А.,
зато впервые
появляются (отныне обязательные для всех трактатов «О природе») эмбриология,
физиология,
теория ощущений и психология. А. последовательно проводит метод аналогий, прежде
всего — в
учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса —
Солнцу, Луне
и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа (псюхе), находящаяся в
вечном
круговом движении. Эта концепция оказала влияние на космологию Платона и
Аристотеля
(Аристотель тщательно изучал А. и написал спец. трактат «Против А.»). Моделью
человеч.
организма служит у А. не только космос, но и гос-во, в этиологии болезней
применяется политич.
терминология. Здоровье трактуется как «демократич. равноправие» («исономия»)
элементарных сил
горячего — холодного, влажного — сухого, горького — сладкого; «монархия» одной
из них
приводит к гибели другой и вызывает болезнь. Для А. характерно сочетание
поэтически окрашенных
спекулятивных конструкций с эмпирич. установками. А.-эмпирику принадлежит
гениальное
открытие локализации интеллекта в головном мозге, к к-рому он пришёл в
результате анатомич.
обнаружения глазных нервов. Открытие это было воспринято Платоном в «Тимее», но
отвергнуто
Аристотелем (помещавшим сознание в сердце).
• ? ? а г м е н т ы: DK I, 210—16; Timpanaro Cardi-ni M., Pitagorici, fasc. l,
Firenze, 1958.
*WachtlerJ.,De Alcmaeone Crotoniata, Lpz., 1896; G u t h-r i e W. K. C., A
history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971.
АЛЛЕГОРИЯ (греч. ????????? — иносказание), условная форма высказывания, при к-
рой
наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остаётся
для него внешним,
и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие А. близко к
понятию символа,
граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в
том, что символ
более многозначен и органичен, в то время как смысл А. существует в виде некоей
рассудочной
формулы, к-рую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из
образа. С этим же
связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и
мотиву, а об А.—
применительно к цепи образов, объединённых в сюжет: напр., если путешествие —
символ
духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь паломника» («The
pilgrim's
progress», pt. 1—2, 1678—84; в рус. пер. «Путешествие пилигрима», 1878), к-рый
идёт через «ярмарку
Суеты», «холм Затруднения» в «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспорная
А.
Роль А. в истории философии связана с многочисл. попытками, начиная с эпохи
эллинизма,
истолковывать древние почитаемые тексты как последовательность аллегорий (у
стоиков — Гомера,
у Филона Александрийского и нек-рых христ. богословов — Библию); в ср. века
аллегорически
истолковывается и мир природы как устроенный богом для человека в качестве
нравоучит.
наглядного пособия, материализованной басни с моралью.
• Formen und Funktionen der Allegorie. Symposion Wolfenbut-tel 1978, Stuttg.,
1979.
АЛОГИЗМ (от греч. ? — отрицат. частица и ???????? — разум, рассудок), ход мысли,
игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с
действительностью. А.
часто бывает скрыт формальной правильностью высказывания; способ обнаружения
подобных А.—
конкретно-диалектич. анализ отражённой в рассуждении действительности. С кон. 19
в. в нек-рых
интуитивистских теориях философии, логики, математики, эстетики А. выступает как
основопола-
20 АЛЛЕГОРИЯ
гающий принцип; в этих теориях, в отличие от рационально-логического познания,
утверждается
непо-средств. интуитивное постижение истины (см. Интуитивизм).
АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. (ФРГ) философ и социолог. Под
влиянием
Поппера примкнул к критическому рационализму, определяя его как: 1)
принципиальный
фаллибилизм, т. е. учение о погрешимости всякого знания и практич. решения; 2)
методологич.
рационализм, основанный на необходимости критич. проверки любого решения, и 3)
критич.
реализм, связанный с признанием возможности практич. реализации, а
следовательно, и практич.
роли познания (см. «Kritische Vernunft und menschliche Praxis», Stuttg., 1977,
S. 27). А. критикует
традиц. рационализм за ограничение рациональности сферой познания и «догматич.»
признание
обоснованности и достоверности науч. знания. Проблема обоснования науки решается
им исходя из
методологич. постулата о «волевой основе» (Willenshintergrund) принятия исходных
принципов
науки. С этой т. зр.«все достоверности в познании создаются самим познанием и не
имеют значения
для постижения действительности» («Traktat uber kritische Vernunft», 2 Aufl.,
Tub., 1969, S. 30, 19753).
Утверждая чисто методологич. характер философии, А. сближается с позитивизмом,
распространяя
его принципы на сферу социологии, этики, политич. и экономич. решений.
А. критикует иррационализм и религ. философию с позиций агностич. «критицизма» и
методологич.
и ми-ровоззренч. плюрализма. Социально-политич. взгляды А. отличаются
консерватизмом, он
выступает за тактику мелких реформ, деидеологизацию и «демифологи-зацию».
• Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie, Neuwied — B., 1969
(соавтор); Marktsoziologie und Entscheidungslogik,
B., 1967; Pladoyer fur kritischen Rationalismus, Munch., 19712; Okonomische
Ideologie und politische Theorie, Gott., І9722;
Konstruktion und Kritik, Hamh., 1972; Theologische Holzwege, Tub., 1973;
Aufklarung und Steuerung, Hamb., 1976; Traktat
uber rationale Praxis, Tub., 1978.
• Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978, гл. 2; W е s s е l H.,
Philosophie des Stuckwerks. Eine
Auseinandersetzung mit dem neupositivistischen «kritischen Rationalismus», B.,
1971.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Бол ь-ш т е д т (Albertus Magnus, Albert von
Bollstadt) (1193, по
др. данным, 1206 или 1207, Лауинген,— 15.11.1280, Кёльн), нем. теолог, философ и
естество-
испытатель. Монах-доминиканец. Учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др.
городах. За
энцик-лопедичность своих познаний получил титул «всеобъемлющего доктора» (doctor
universalis). В
1931 канонизирован католич. церковью.
Благодаря А. В. в обиход ср.-век. философии и науки вошли все работы Аристотеля,
к-рые он
изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христ. теологии.
Утверждение о
сотворённости материи и времени даёт A.B. возможность узаконить в рамках
схоластики
аристотелеву физику с её учением о непрерывности материи как основы изменения.
Согласно А. В.,
первыми в порядке творения были т. н. четыре со-веч-ных: материя, время, природа
ангелов и небо
эмпирея. В космологии А. В. неоплатонич. учение о свете переплетается с
аристотелевской
космологией и араб, астрологией: неподвижное небо эмпирея — высшее в иерархии
небес и
объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея — аналог
неподвижного
двигателя; имея природу света, оно — причина многих светов, к-рые составляют
сферу звёзд и
своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если
Аристотель в
учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной
сущности (в
аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, т. о.,
смертными), то А.
В. принимал существование составных нематериальных сущностей (ангелы
и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеч. души),
основываясь на
восходящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) к-рого
совпадает с
источником его бытия (quo est), и составным, бытие к-рого не тождественно его
сущности. Этика А.
В.— учение о практич. разуме, направляющем через познание волю и действие
человека; к практич.
разуму относится и совесть, благодаря к-рой человек по природе обладает
универсальными
принципами нравств. поведения. Теология, понимаемая как учение о спасении, не
сливается у А. В. с
метафизикой, как у мн. схоластов.
А. В. утвердил в обиходе схоластики свод естеств.-науч. знаний, представленных в
сочинениях
Аристотеля и араб, учёных; наряду с большой систематиза-торской работой в
области
естествознания он проводил и собств. исследования, основанные на наблюдении и
опыте.
• Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; Opera omnia, t. 5—37—, Munster, 1951—78; в
рус. пер.— О растениях, в кн.:
Агрикультура в памятниках Зап. средневековья, М.— Л., 1936, с. 231 — 283.
• С о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, с. 336—38; Pelster F.,
Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften
Alberts des Grossen, Freiburg, 1920; Grabmann M., Der heilige Albert der Grosse.
Wissenschaftliches Charakterbild, Munch.,
1932; Balss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttg., 1947; N о с k e F. - J.,
Sakrament und personaler Vollzug bei Albertus
Magnus, Munster, 1967.
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип,
согласно к-рому
благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его
благо. А.
противоположен эгоизму.
В качестве морального принципа А. фактически провозглашался буддизмом,
стоицизмом (поздняя
Стоя), христианством, затем англ, этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д.
Юм, А. Смит),
Лейбницем, Шопенгауэром, Фейербахом. Сам термин был введён Контом,
сформулировавшим
принцип «vivre pour autrui» — «жить для других». Конт различал присущий животным
инстинктивный А., объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией,
и А.,
возникающий и развивающийся уже в её рамках и превращающийся в конечном итоге в
спонтанное
врождённое свойство, объединяющее всех людей. Спенсер рассматривал А. как
адаптивное качество,
возникающее в ходе естеств. эволюции. Ницше, пересматривая эволюционизм
Спенсера, придаёт ему
антиальтруистич. направленность, полагая, что А. является способом бегства
слабых от своей
посредственности, их групповым эгоизмом, противостоящим возможности достижения
сверхчеловеч. совершенства. В психоаналитич. концепции Фрейда альтруистич.
побуждения
рассматриваются как невро-тич. компенсация лежащей в их основе противоположной
направленности — первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.
Классики марксизма-ленинизма показали, что постулируемая бурж. этикой
абстрактная
противоположность между всеобщим и частным интересом, между А. и эгоизмом
является
«...кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое „всеобщее",
постоянно порождается
другой стороной, частным интересом, а отнюдь не противостоит последнему как
самостоятельная
сила, имеющая самостоятельную историю... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма
против самоот-
верженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически
эту
противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической
форме; они,
наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает
сама собой»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 236).
• Я p о ц к и й А. И., Альтруистич. мораль и ее индивидуа-листич. обоснование,
Юрьев, 1914; D a r g u n L. v., Sociologi-
sche Studien, H. l — Egoismus und Altruismus in der Nationalokonomie, Lpz.,
1885; G u st i D., Egoismus und Altruismus,
Lpz., 1903.
АЛЬТЮСЁР (Althusser) Луи (p. 16.10.1918, Бирманд-рейс, Алжир), франц. философ-
марксист. Чл.
ФКП.
Проф. Высшей нормальной школы (Париж), участник гражд. войны в Испании и франц.
Движения
Сопротивления. Разрабатывает теоретич. и методологич. проблемы философии:
диалектики, теории
познания, соотношения науки, идеологии и философии, теории и практики (в
частности, «теоретич.
практики» как производства знаний), логического и исторического, специфики науч.
познания,
предмета и истории философии.
А. стремится осмыслить марксизм как теорию науки и философии, как науч. и филос.
революцию. А.
в первую очередь выделяет теоретико-познават. проблемы марксистской философии,
анализирует
концептуально-логич. строение «Капитала» с позиций, близких идеям структурализма
[«За Маркса»
(«Pour Marx», 1965); «Читать Капитал» («Lire le Capital», t. l—2, 1965 (в
соавторстве)]. Отрицая
положение о «переворачивании» диалектики Гегеля «с головы на ноги», А. указывает

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign